Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
М а т р о с о м он был вче ра, есть сегодня. Странным кажется ему, ког. да он читает о том, что кто- то из представителей его про фессии прошел путь от мат роса до капитана,.. «Поче му?» — спрашивает он себя при этом. И Что это за пѵіъ: «от палубы до мостика»? Вот вчера Петрович на палу бе вместе с представителем этого «пути» почти целую вахту провел. Ребята зам е тили: капитан старался пере гнать на шкерке матроса — своего давнего соперника, но не вышло: матроса сам же Петрович не зря на звание «лучшего по профессии» вы двигал. Правда, матрос, про стите, я не представил вам с т р а н и д а думалось под настилом при чала). Последние вагонетки уходили в тот момент, когда копать уже было нельзя — подгонял прилив. Потрудились классно. Вы ло на что не только сытно поесть, но и в кино сбегать. В мореходку попал один Леха. Об огорчениях, о том. как дальше дело было, — не МАТ РОС Р асск а з его еще — Семен Яковле вич Иванов — «стратегию» знал крепко: «обжимал» своего давнего соперника по шкерке всего на 2 —3 хвоста. Петрович тоже это по нимал — на то он и капи тан. Но Яковлевича ему хо телось хоть на пять-семь минут «зажать в угол». Он уж был где-то близок к это му. На мостике третий его помощник с секундомером стоял (благо, рыбалка шла не в группе), он уж засек бы победу своего любимого наставника! Но у Яковлеви ча открывалось «второе ды хание», иікерочный нож как будто становился продолже нием его руки, рыбины мель кали что молнии, и ни од ной с браком! Сделаем отступление. Ког да Семен с Алексеем (Петро вичем то бишь, прошедшим пу ть^— добрый путь! — от палубы до мостика) познако мился. оба они были «сала гами». Их можно было за просто, по морской традиции, послать чистить лапу якоря или пить чай на клотике. У салаг было много об щего. Главное — любили труд. Любой полезный. Од нажды, когда уж так намая лись при поступлении в мо реходку, что готовы были спасовать, узнали о работе в порту. Не пыльной, но при личной «по копейкам». Глав, ное — ^сдельно. И срок не большой. Смена — от отлива До прилива. Но наработались они — что надо. Вспоминают и се годня иногда: копали до чер тиков в глазах глину и еще что-то вязкое и не парфюме рией пахнущее. Копали, бро сали в вагонетки, которые вытягивали по колее, наклон но уходящей куда-то в небо (тогда о небе почему-то по стоит. Тем более что Яков-, левич не завидует капита нам. Их сколько? Ну, чуть больше, чем кораблей (с уче том резерва). Правда, потен циально каждый моряк — капитан. Но... Это «но» не редко — целая жизнь, судь ба. Капитану каждому — ко рабль подавай. Матросу про ще — у него на любом «кор вете» сразу целая матрос ская семья. А капитан — он единственный. Перед общест вом. своей совестью, перед матросами. Кто в море был — знает, как порой это труд но. Пожалуй, всегда. Осо бенно (капитан — тоже не робот), если в судьбе твоей не все гладко... Но особенно трудно капи- тану-рыбаку. Подробно об этом — роман пиши с любо го. А вот о нем с позиции матроса. Скажем, началась рыбалка. Подъема трала ждут все с нетерпённем: приборы «писали» хорошо, но все.таки каждому хочется посмотреть, как всплывет и, словно нехотя, потянется к борту тугой сетной мешок с рыбой. II это — праздник! Хотя матрос знает: поработать при дется до седьмого пота. К а питану добрый улов — тоже праздник, но... Не успела улыбка погаснуть, а мысли уж^ о том, как дальше дело пойдет. Да много ли до пла на. да не отстать бы от со перника по соревнованию, да долго ли продержится этот косяк, на котором сейчас по везло, да... не буду перечис лять мыслей капитана — там ведь не только цифры и вся кие выкладки. А матросу что: рыба есть — знай шкерь. И ду май — о чем хочешь. Да еще под музыку — радисты ее по настроению выдают. Приходит час. — и матрос является на капитанский мос тик. Ну, чем он не хозяин, когда на руле стоит? Ш тур вал ему послушен, компас точен. Подумаешь, капитан или вахтенный штурман команды подает — матрос все равно с ним на одной па лубе, одной ответственностью связан. А свободное время... Мат росу — раздолье. Ну, если дело общее — собрание там или лекция — тут надо по рядок соблюсти. В других я;с случаях — сам себе хо зяин. Даже кино можешь... не смотреть. Пли начало вахты. Вышел на палубу — любуйся мо рем. Утром — зарей, днем — что Нептун подал, вече ром — звездами. Ты-то мо жешь ими любоваться, а ка питану солнце и звезды для работы нужны — место ко рабля уточнять. Правда, Яковлевич «звезды считать» не любит — о них просто к слову пришлось. А еще у матроса вот ка кое преимущество: его могут на любой корабль опреде лить — от малого до супер- траулера, а капитан выше своего диплома «не прыг нет». Конечно, не каждый об этом задумывается — ни к чему. Знай да исполняй свое дело хорошо — все осталь ное приложится. Когда Семена Яковлевича в партию принимали, спро сили, почему он «не растет». Матрос лишь на минуту заду мался — как бы точнее от ветить. А ответил, сам не ожидал такого от себя, вопросом на вопрос:. «Растет ли монтажник, когда строит небоскреб, от первого до двадцатого — тридцатого этажа?» Улыбнулись товарищи, но уточнить не попросили. Го лосовали единогласно. А вскоре и забот лишних под бросили по силам: беседы проводить, стенгазету выпус кать. За долгие годы работы и в матросских руках побы вали инти чужих судеб. II когда предсудкомом был. и секретарем судовой партор ганизации, и на конферен циях — локоть к локтю — с капитанами и другими ответ ственными товарищами ре шения принимал. А потом — снова на па лубу: сегодня он матрос, бѵ дет им и завтра П КОЛИН В мире знаний. Фото ст. механика Мур манского тралового флота В. Свврчкова. • Б . Ф ат ьянов О С Е Н Ь Как-то угром до зари Я из дома вышел. Вижу — в неба журавли Круг прощальный пишут. В поле травы отцвели. Лес все листья сбросил. Улетели журавли. Значит, это осень. • А . Гаевскгш М Е X А Н И К Я с морем «завязал». На берегу легко бы вроде, только не живется. Я позабыть о море не могу, то ветром, то прибоем отзовется... Механик я! И в этом весь вопрос. Я знаю, как бывает, если, скажем, на дизеле заклинит вдруг насос или «рулевка» невзначай откажет. Ярится море. В борт наотмашь бьет. И тут уже, конечно, не до шутки. когда болят ушибы, заливагт пот, без отдыха идут вторые сутки. Ключи... Кувалда... И опять ключи, И качка, черт ее возьми, такая... Механик, зубы стисни и молчи! Ведь от тебя зависит жизнь людская. Работай! И пощады не проси. Знай, море не простит тебе ошибки. Ты звание механика носи не только как блестящие нашивки. Пускай ветра хмельные в ночь поют, в каракуль гневно завихряя волны... Я б променял береговой уют на самый трудный рейс, авралов полный! Изречение, исторические корки которого восходят еще к Древнему Риму, дало назва ние новому сборнику стихов поэта, живущего и работающе го в Калининграде, Сэма Сим- кина1. Впрочем, Симкин толь- ко несколько последних лет действительно живет и рабо тает в Калининграде До этого он многие годы в составе эки пажей различных рыбопро мысловых судов бороздил мо ря и океаны, обошел муть ли не весь свет, хорошо знает, какой нелегкой “ еной доедает ся рыбакам улов Так что но вая книга Сэма Симкина — не. плод мимолетного зиз^омс'за литератора с «сыигрышным» материалом, когда в резуль тате, пусть даже многоднев ной, командировки осва дают ся доселе незнаемые поцсоб- ности рыбацкой жизни и быта Нет, Симкин глядит на море, П л а в а т ь п о м о р ю н е о б х о д и м о К ниг и о м о р я к з х * С. С и м ки н . «П лавать по м о р ю необходим о». С ти х и . Ка л и н и н гр а д с ко е к н и ж н о е издатель ство. 1980 год. на свою профессию как бы «изнутри». Плавать по морю необхо димо! — Эти слова звучат как девиз, как главный лозунг ли рического героя книги. Естест венно, что эта фраза (она при писывается древнеримскому полководцу Помпею) автором переосмыслипается примени тельно к тому, что окружает современного моряка-рыбо- промыслозика, что составляет кру его повседневных привя- зан-о-той -або^ * пристрастий ...Ни золоросли, ни рыбы, Ни норэбли ни -»блдма П рожить и часа не смогли бы Без Моря и без Моряка. И сопнием в с е х широт палимы. Всегда пребудут коо-лбли, И моря больше, чем лемли, И плачать в нем — необходимо, — говорит Симкин Обратите внима.чие: Море и Моряк пи шутся с большой буквы. При ем, для Симкина весьма харак терный: предмет, обозначае мый в стихотворении толкует ся автором обобщающе: Море— как главное дело жиз ни лирического героя, Моряк — как человек, способный к постижению высших духов ных ценностей эпохи. Видевший многие страны, знакомый с различными «за морскими» диковинами, Сим кин, конечно же, мог выплес нуть на читателя ворох разно образных зарубежных впечат лений, ослепить ему глаза опи саниями невиданно-экзотяче- ских мест и стран. Автор не делает этого, его лирический герой — не «бывапчж море ход», этакий лихой морячмна с трубкой в зубах, а обычный молодой человек, наш с вами современник. Подлинный патриотизм, чув ство гордости за свою страну — великую морскую державу, — в удивительном сплаве с ес тественностью стиля и интона ции — вот отличительные чер ты творческой манеры автора, столь ярко выраженные в поэме. Наиболее удачны главки, в которых лирически взволно ванно, эмоционально припод нято рассказывается о судах, носящих имена советских вои нов — Героев Советского Сою за, погибших в боях за Кени- сбеог весной 1945 года. Вы ход в море — как преодоление В сех смертей. Их ж дет на берегу После ты а іа первого тр.зленир Сладостный солдатский перекур. И когда Симкин пишет: «Ре ют флаги судовые, будто бы знамена их частей», невольно удивляешься умению лаконич но, поэтически образно выра зить tq , что мы порой декла ративно и напыщенно называ ем продолжением традиций, преемственностью поколений, В целом книга удалась. И остается только пожалеть, что сборник стихов, принадлежа щий рыбаку-профессионалу со стажем, ныне диспетчеру Ка лининградского рыбного порта, Сэму Симкину не появился на прилавках книжных магазинов Мурманска Думается, нашему облрыболовлотребсоюзу и облкниготоргу надо быть бо лее инициативными, «брать на прицел» книги, которые рож даются в других издательствах страны, но могут представлять интерес для жителей Кольско го полуострова. Это особенной, касается художественных про- 1 изведений, написанных рыба ками и о рыбаках. Я. ЧЕРКАССКИЙ • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3! октября 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz