Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
г в н и м а н к е : П Р О Б Л Е М А ! ДЕЛА ТОРГОВЫЕ В фирменных магазинах «Не птун» и «Океан» работники уп равления «Севрыбсбыт» почти ежедневно предлагают покупа телям живую камбалу, треску, пикшу. Кто берет эту рьГбу, кто нет — дело вкуса, но уха «по балкам» из свежей трески выходит отличная. Заготовка живой морской рыбы непроста. Об этом «Рыб ный Мурман» уже рассказывал в статье капитана PC «Доломит» В. Буртового «Зачем изобрели такое «колесо». Дело в том, что судовые аквариумы имеют целый ряд конструктивных не достатков в системе жизнеобе спечения рыбы, к тому же здесь совсем не продумана схема выгрузки. Недавно В. Буртовой еще раз побывал в редакции и опять жаловался на медлен ные темпы выгрузки. Чтобы разобраться в этом вопросе, я отправился в отдел организа ции и сбыта рыбной продук ции Мурманску и области уп равления «Севрыбсбыт», где встретился с начальником уча стка Александрой Стефанов ной Яковлевой. Вот ее рас сказ: — Трения между нами и о б ъ е д и н е н и е м «Мур манрыбпром» начинаются уже с постановки сейнеров к при чалу. Когда они приходят раньше восьми утра, это хоро шо — мы успеваем спланиро вать работу автомашин на день. Когда судно приходит позже восьми, начинается спе шка, и ни о каком четком гра фике доставки рыбы в мага зины говорить не приходится. Для нас важно также вовре мя снабдить магазины морской еодой . Сейнеры запаса воды не имеют, берем ее с катера- «водолея» «Айсберг», Надо, чтобы катер приходил к при чалу раньше живорыбного судна, но на деле так не по лучается. Катер приходит или вместе с сейнером, или опаз дывает. Заправка одной маши ны длится 25 минут, а их при ходит пять. Пока машины за правляются водой, сейнеры простаивают. Мы всегда стараемся помочь экипажам «Доломита» и «За- донска» — второго живорыб ного сейнера быстрее разгру зиться, чтобы быстрее уйти Е море, но часто этого не удается достичь по вине са мих же рыбаков. Они приво зят в аквариумах очень много снулой рыбы, и портовым ра бочим приходится изрядно потрудиться, чтобы отсортиро вать снулую от живой. Это Едвое удлиняет и без того медленную выгрузку, в резуль тате одна машина загружает ся целый час, а то и дольше. Очень часто рыбмастера и капитаны живорыбных судов не знают точного количества живой рыбы в аквариумах — еще один тормоз в ре- плохои ее ср- Вот пример: 16 октября FC «Доломит» пришел в порт в назначенное время, Еыгрузка началась в 9 часов 40 минут. Был заявлен груз в две тонны живой рыбы. В 17 часов 30 минут выгрузка закончилась... Теперь посмотрим, что было Е аквариуме судна. Для тор говых точек взяли 1,9 тонны живой рыбы, 700 килограммов оказалось снулой, и 250 кг рыбы было оставлено на судне для разделки в охлажденную. Так сколько всего рыбы было на «Доломите»? Если собрать переписку объ единения «Мурманрыбпром», рыбного порта и «Севрыбсбы- та», выйдет увесистый том. По ток телефонограмм устремля ется то Е одну, то Е Другую, ТО 24 января 1978 года техни ческое задание было рассмот рено на совещании б ВРПО «Севрыба» при участии заме стителя начальника М. Я. Да нилова и утверждено главным инженером ВРПО «Севрыба» С. В. Киреевым. Окончательно технический проект и рабочая документация были разработа ны к первому января 1979 го да. Переоборудовать PC «Доло мит» поручалось судоремонт ному заводу N® 2 объединения «Мурманская судоверфь». Од нако решение это осталось не выполненным, переоборудова ние проходило в Териберских судоремонтных мастерских. Так почему проект сейнеров для доставки в порт живой нера в полтора раза меньше, чем у среднего рыболовного траулера. Предусматривалось, что будет переоборудован вначале в опытно-промышлен ное судно лишь один сей нер, т. к. требовалось нако пить материал для • уточнения технической документации на переоборудование последую щих сейнеров. Однако вопреки мнению ин ститута, было переоборудовано сразу два сейнера, и ни один из них не прошел, как поло жено, приемо-сдаточных и промысловых испытаний в пол ном объеме. Из-за допущен ных отступлений от чертежей некачественный монтаж и дру гие огрехи не были исправле ны, и это сказалось отрица- А«КОЛЕСО»ВСЕВЕРТИТСЯ л Г іродовольс т в е н- ную п р огр амм у на д о п одготовить с т а ким ра сч ет ом , что бы она вошла о р г а нической со ставной частью в о д и н н а дцатый пятилетний план. (Из речи товарища Л. И. Брежнева на октябрьском (1980 г.) Пленуме ЦК КПСС). I это боте. в третью сторону. Мы требуем от «Мурманрыбпрома» соб людать график прихода сейне ров. Объединение требует от рыбного порта своевременно назначать бригаду рабочих и крановщика, а там ссылаются на занятость бригад. И так продолжается почти год. Получается, три здоровых и сильных коллектива живут словно в басне про лебедя, рака и щуку, потому что не могут понять друг друга. ЦЕНА ПОСПЕШНОСТИ Сложна история рождения живорыбных судов «Доломит» и «Задонск». Началась она в 1977 году, когда «Мурманрыб пром» заключил с Мурманским отделением института «Гипро- рьібфлот» договор о разработ ке технического задания на переоборудование СТР проекта 395 и РС-388М под живорыб ные суда. морской рыбы оказался не удачным? Сеет на этот вопрос проливает письмо в редакцию главного инженера Мурман ского отделения «Гипрорыб- флот» А. Б. Лишина, в кото ром, в частности, говорится о том, что в проекте на пере оборудование РС-388М для до ставки живой рыбы были уч тены опыт эксплуатации сред них траулеров «Хатанга» и «А. Никитин»; отечественная и зарубежная информация по добыче, транспортировке, пе регрузке и реализации живой рыбы; рекомендации ПИНРО. Но требовалась опытно-про мышленная проверка правиль ности и соответствия техниче ских и организационных ре шений по данному типу судов. Это было связано с тем, что впервые в практике для пере возки до четырех тонн живой морской рыбы было решено использовать суда столь малых размеров. Водоизмещение сей тельно на работе систем жиз необеспечения рыбы. Бот теперь становится понят ным, почему живорыбные су да оказались столь плохого качества. Поторопились в объ единении «Мурманрыбпром», и вместо того, чтобы переобо рудовать один сейнер и испы тать его как следует, реконст руировали сразу два без при емо-сдаточных испытаний. Так в объединении «Мурманрыб пром» изобрели «колесо», ко торое, при разумном подходе к созданию новых живорыбных судов на базе сейнеров, мож но было и не изобретать. ВОЗМОЖНО, ЭТО выход В трудном положении с во зобновлением доставки живой морской рыбы в Мурманск сейнерами оказались «Мурман рыбпром», «Севрыбсбыт» и рыбный порт. И все затрудне ния связаны именно с выгруз кой, точнее ганизацией. Никто не оспаривает то, что суда выбраны неудачно, но выход из создавшегося поло жения находить надо. В свое время это пробовали сделать в рыбном порту. Еще в 1978 году объединению «Мурман-. ская судоверфь» был выдан рыбным портом заказ на из готовление опытной вакуум ной установки для механизи рованной разгрузки живорыб ных судов, которую разрабо тало все то же Мурманское отделение института «Гипро- рыбфлот». Но судоремонтни ки до сих пор не взялись за выполнение заказа. Возможно, с внедрением такой установки проблему разгрузки удалось бы решить. Над вопросом, как улучшить выгрузку живой рыбы, дума ют и в «Севрыбсбыте». В бе седе начальник отдела орга низации и сбыта рыбной про дукции Мурманску и области Анатолий Васильевич Потапов высказал предложение исполь зовать один из сейнеров в качестве аквариума-накопите ля, а другой оставить для ло ва. Схема снабжения торговых точек живой морской рыбой получается простой. Судно- ловец приходит в порт, жиЕую рыбу перегружают в аквари ум-накопитель, а снулую от правляют на рыбокомбинат. Разгрузившись, сейнер-лоЕец уходит в море, а «Севрыб сбыт» реализует живую рыбу. — Мне кажется, — говорил Потапов, — при такой органи зации работы можно будет ускорить реализацию живой рыбы, сохранять ее качество и избавиться от простоев судов и автомашин. Все коллективы предприятий, причастных к пе реработке живой рыбы, значи тельно сократили бы убытки, которые сейчас несут. В пер вую очередь выиграли бы в объединении «Мурманрыб пром», так как у рыбаков эти убытки самые большие. А, главное, в торговые точни Мурманска и области отправля лась бы живая морская рыбе самого еысокого качества. Видимо, специалистам надо прислушаться к этому совету и попробовать такую схему в работе. Руководителям «Мур манрыбпрома», «Севрыбсбыта» и рыбного порта, наконец, на до прийти к какому-то опре деленному решению проблемы доставки в порт живой мор ской рыбы и не забывать, что их коллективы — участники со ревнования смежников, а это трудовое состязание предус матривает не только достиже ние наивысших показателей, но и оказание действенной помо щи АРУ»- ДРУГУ в решении трудных вопросов. Пока же «колесо» продолжа ет вертеться Е холостую . С. ДМИТРИЕВ. J Ф Ш л с удоверфях с т р а н ы Второе рождение «Седова» На Кронш тадтском морском ордена Ленина заводе заверш а е тся восстановление и полное переоборудование самого боль шого в мире парусного судна — четырехмачтового барка «Се дов». Много лет он был эксп е диционным океанографичесним судном, потом на нем проходи ли п р акти ку кур сан ты вы сш и х и средних училищ М инистерст ва рыбного хозяйства СС С Р. Для многих ны неш них команди ров советского промыслового ф лота п уть в океаны начинал ся на «Седове». — По подсчетам одного из первы х капитанов «Седова» Петра Митрофанова, получает ся, что наш барк только за по следние годы* прошел по мор ским путям не менее 250 ты сяч миль. Это немало, да и воз р а ст у него солидный — в бу дущ ем году ш естьдесят, поэто му потребовались основатель ный ремонт и переоборудова ние. Это говорит нынеш ний капи тан «Седова» — Владимир Ро ев, в прошлом военный моряк. Ч то ж е делается на «Седове»? Об этом капитан р ассказы вает вместе с Владимиром Соколо вым — представителем Кали нинградского специального эк с периментально - ко н стр укто р ского бюро промышленного ры боловства, где создавался про е к т восстановления барка. Со колов — главны й инженер про е кта. П рактически от старого суд на остали сь лиш ь корпус (он в хорошем состоянии, доста точно прочен) и м ачты . Все ос тальное заменено, внутренние помещ ения перестроены и пе репланированы , заново отделы ваю тся. обставляю тся новой ме белью. Значительно улучш ен ы бы товые условия для команды — не только командный состав, но и м атросы разм естятся в каю тах, дл я курсанто в учи лищ предназначены просторные и удобны е кубрини. Идет отделка каю т-компании и салона, кото ры й будет с л уж и ть такж е кон- ферекц-залом, отделы ваю тся •фи учеб ны х класса, учебная ш тур м ан ская рубка, радио- класс. Помещение для судово го м узея, актовы й зал, библио те к а , столовая команды , столо вая курсан то в — названия эти р аскр ы ваю т назначение основ н ы х помещений судна. Около п ятидесяти заводов у ч а с тв ую т в возрождении слав ного пар усника. Ч асть обору дования п оставляю т братские социалистические стр ан ы . Из П ольш и, например, идет судо вая мебель для некоторы х по мещ ений. Герм анская Демокра ти ч еская Респ ублика изготови ла новый дизель. У «Седова» дв и гатель с л у ж и т для плавания в у з к о с тя х и при безветрии. Новый дви гатель более чем в два раза мощнее старого — 1.160 лош адины х си л. Соответ ственно возрастает и скорость хода под двигателем . Раньш е без парусов барк не мог дви га ть ся бы стрее пяти узлов, те перь скорость может до сти гать восьми узлов. М аксим альная ж е скорость, которую барк разви вал под парусам и, — 16 узлов, естественно, о стается прежней, бы ли бы подходящ ие усло ви я. Прежними остаю тся м аксим аль ная длина корпуса — 117,5 метра и ш ирина — 14,6 метра. 118 ты сяч человеко-часов по требовалось эк и п аж у, чтобы полностью вооруж ить мачты после ремонта, заново поднять и п оставить на место обновлен-, ные реи. Самые большие —фок- и грот-реи «Седова» имеют дли н у 33 метра и весят по 5,5 тон ны , самы е малые, находя щ иеся на пятидесятим етровой вы соте бом-брам-реи — 22 мет ра и 850 килограммов. Нужно было сделать проводку всех снастей таке л аж а, поднять и ук р е п и ть в надлеж ащ их ме с та х 1.200 различны х блоков. В специализированной ма стерской сш или два комплекта парусов — в каждом по 32 па руса общей площадью 4.192 ква д р атн ы х метра. Один комп л е к т уж е н аходится на судне, и капитан повел меня, к а к он - сказал, «потрогать новые пару са». На стел лаж ах в довольно большом помещении бережно скатан н ы е леж ат новые «кры лья» п ар усн ика, его гордость. П аруса огромны, скаж ем , фок и гр о т — ниж ние паруса — одинаковы и по площ ади, и по весу (450 килограммов). — В сухом , зам етьте, состоя нии, — поясняет кап и тан , —- мокры е пар уса, конечно, весят нуда больше, однако число ра ботающ их на реях не увеличи вается. Н агр узка на одного че ловека получается приличная, но у нас работы не боятся. Ка, п ар усн и ках команда подбирает ся особая, из энтузи астов. Как говорится, глазам страш но, а руки работаю т. Ведь во время постановки и уборки парусов матросы верхних рей находят ся ка огромной высоте. А в мо ре во время шторма мачты, словно ги ган тски е м аятники, чер тят небо, и под ногами мо ряков, висящ и х над бездной, лиш ь ш аткая опора в виде тон н их тросов — «пертов». Теперь о парусе заговорили всерьез. В науч ны х центрах и проектны х организациях дум а ю т о том, какими будут парус ники двадцатого века, парусни ки, которы е придут на смену бы лым «выж им ателям ветров», к чи слу которы х принадлежал и «Седов». Он кроме учебного судна автом атически становится еще и судном-агитатором, на глядно доказывающ им возмож ность использования «небесного ветрила». В конце года будет завершен ремонт судна. Тогда и прозву чи т команда, которую ж д ут *£ нетерпением моряки «Седова»: «Все наверх* Паруса ставить?» И?. СТВОЛИНСКИ Я. (АПН). ® 6 стр. “ «РЫБНЫЙ МУРМАН я 31 октября 1980 г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz