Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

г в н и м а н к е : П Р О Б Л Е М А ! ДЕЛА ТОРГОВЫЕ В фирменных магазинах «Не­ птун» и «Океан» работники уп­ равления «Севрыбсбыт» почти ежедневно предлагают покупа­ телям живую камбалу, треску, пикшу. Кто берет эту рьГбу, кто нет — дело вкуса, но уха «по балкам» из свежей трески выходит отличная. Заготовка живой морской рыбы непроста. Об этом «Рыб­ ный Мурман» уже рассказывал в статье капитана PC «Доломит» В. Буртового «Зачем изобрели такое «колесо». Дело в том, что судовые аквариумы имеют целый ряд конструктивных не­ достатков в системе жизнеобе­ спечения рыбы, к тому же здесь совсем не продумана схема выгрузки. Недавно В. Буртовой еще раз побывал в редакции и опять жаловался на медлен­ ные темпы выгрузки. Чтобы разобраться в этом вопросе, я отправился в отдел организа­ ции и сбыта рыбной продук­ ции Мурманску и области уп­ равления «Севрыбсбыт», где встретился с начальником уча­ стка Александрой Стефанов­ ной Яковлевой. Вот ее рас­ сказ: — Трения между нами и о б ъ е д и н е н и е м «Мур­ манрыбпром» начинаются уже с постановки сейнеров к при­ чалу. Когда они приходят раньше восьми утра, это хоро­ шо — мы успеваем спланиро­ вать работу автомашин на день. Когда судно приходит позже восьми, начинается спе­ шка, и ни о каком четком гра­ фике доставки рыбы в мага­ зины говорить не приходится. Для нас важно также вовре­ мя снабдить магазины морской еодой . Сейнеры запаса воды не имеют, берем ее с катера- «водолея» «Айсберг», Надо, чтобы катер приходил к при­ чалу раньше живорыбного судна, но на деле так не по­ лучается. Катер приходит или вместе с сейнером, или опаз­ дывает. Заправка одной маши­ ны длится 25 минут, а их при­ ходит пять. Пока машины за­ правляются водой, сейнеры простаивают. Мы всегда стараемся помочь экипажам «Доломита» и «За- донска» — второго живорыб­ ного сейнера быстрее разгру­ зиться, чтобы быстрее уйти Е море, но часто этого не удается достичь по вине са­ мих же рыбаков. Они приво­ зят в аквариумах очень много снулой рыбы, и портовым ра­ бочим приходится изрядно потрудиться, чтобы отсортиро­ вать снулую от живой. Это Едвое удлиняет и без того медленную выгрузку, в резуль­ тате одна машина загружает­ ся целый час, а то и дольше. Очень часто рыбмастера и капитаны живорыбных судов не знают точного количества живой рыбы в аквариумах — еще один тормоз в ре- плохои ее ср- Вот пример: 16 октября FC «Доломит» пришел в порт в назначенное время, Еыгрузка началась в 9 часов 40 минут. Был заявлен груз в две тонны живой рыбы. В 17 часов 30 минут выгрузка закончилась... Теперь посмотрим, что было Е аквариуме судна. Для тор­ говых точек взяли 1,9 тонны живой рыбы, 700 килограммов оказалось снулой, и 250 кг рыбы было оставлено на судне для разделки в охлажденную. Так сколько всего рыбы было на «Доломите»? Если собрать переписку объ­ единения «Мурманрыбпром», рыбного порта и «Севрыбсбы- та», выйдет увесистый том. По­ ток телефонограмм устремля­ ется то Е одну, то Е Другую, ТО 24 января 1978 года техни­ ческое задание было рассмот­ рено на совещании б ВРПО «Севрыба» при участии заме­ стителя начальника М. Я. Да­ нилова и утверждено главным инженером ВРПО «Севрыба» С. В. Киреевым. Окончательно технический проект и рабочая документация были разработа­ ны к первому января 1979 го­ да. Переоборудовать PC «Доло­ мит» поручалось судоремонт­ ному заводу N® 2 объединения «Мурманская судоверфь». Од­ нако решение это осталось не­ выполненным, переоборудова­ ние проходило в Териберских судоремонтных мастерских. Так почему проект сейнеров для доставки в порт живой нера в полтора раза меньше, чем у среднего рыболовного траулера. Предусматривалось, что будет переоборудован вначале в опытно-промышлен­ ное судно лишь один сей­ нер, т. к. требовалось нако­ пить материал для • уточнения технической документации на переоборудование последую­ щих сейнеров. Однако вопреки мнению ин­ ститута, было переоборудовано сразу два сейнера, и ни один из них не прошел, как поло­ жено, приемо-сдаточных и промысловых испытаний в пол­ ном объеме. Из-за допущен­ ных отступлений от чертежей некачественный монтаж и дру­ гие огрехи не были исправле­ ны, и это сказалось отрица- А«КОЛЕСО»ВСЕВЕРТИТСЯ л Г іродовольс т в е н- ную п р огр амм у на­ д о п одготовить с т а ­ ким ра сч ет ом , что­ бы она вошла о р г а ­ нической со ставной частью в о д и н н а ­ дцатый пятилетний план. (Из речи товарища Л. И. Брежнева на октябрьском (1980 г.) Пленуме ЦК КПСС). I это боте. в третью сторону. Мы требуем от «Мурманрыбпрома» соб­ людать график прихода сейне­ ров. Объединение требует от рыбного порта своевременно назначать бригаду рабочих и крановщика, а там ссылаются на занятость бригад. И так продолжается почти год. Получается, три здоровых и сильных коллектива живут словно в басне про лебедя, рака и щуку, потому что не могут понять друг друга. ЦЕНА ПОСПЕШНОСТИ Сложна история рождения живорыбных судов «Доломит» и «Задонск». Началась она в 1977 году, когда «Мурманрыб­ пром» заключил с Мурманским отделением института «Гипро- рьібфлот» договор о разработ­ ке технического задания на переоборудование СТР проекта 395 и РС-388М под живорыб­ ные суда. морской рыбы оказался не­ удачным? Сеет на этот вопрос проливает письмо в редакцию главного инженера Мурман­ ского отделения «Гипрорыб- флот» А. Б. Лишина, в кото­ ром, в частности, говорится о том, что в проекте на пере­ оборудование РС-388М для до­ ставки живой рыбы были уч­ тены опыт эксплуатации сред­ них траулеров «Хатанга» и «А. Никитин»; отечественная и зарубежная информация по добыче, транспортировке, пе­ регрузке и реализации живой рыбы; рекомендации ПИНРО. Но требовалась опытно-про­ мышленная проверка правиль­ ности и соответствия техниче­ ских и организационных ре­ шений по данному типу судов. Это было связано с тем, что впервые в практике для пере­ возки до четырех тонн живой морской рыбы было решено использовать суда столь малых размеров. Водоизмещение сей­ тельно на работе систем жиз­ необеспечения рыбы. Бот теперь становится понят­ ным, почему живорыбные су­ да оказались столь плохого качества. Поторопились в объ­ единении «Мурманрыбпром», и вместо того, чтобы переобо­ рудовать один сейнер и испы­ тать его как следует, реконст­ руировали сразу два без при­ емо-сдаточных испытаний. Так в объединении «Мурманрыб­ пром» изобрели «колесо», ко­ торое, при разумном подходе к созданию новых живорыбных судов на базе сейнеров, мож­ но было и не изобретать. ВОЗМОЖНО, ЭТО выход В трудном положении с во­ зобновлением доставки живой морской рыбы в Мурманск сейнерами оказались «Мурман­ рыбпром», «Севрыбсбыт» и рыбный порт. И все затрудне­ ния связаны именно с выгруз­ кой, точнее ганизацией. Никто не оспаривает то, что суда выбраны неудачно, но выход из создавшегося поло­ жения находить надо. В свое время это пробовали сделать в рыбном порту. Еще в 1978 году объединению «Мурман-. ская судоверфь» был выдан рыбным портом заказ на из­ готовление опытной вакуум­ ной установки для механизи­ рованной разгрузки живорыб­ ных судов, которую разрабо­ тало все то же Мурманское отделение института «Гипро- рыбфлот». Но судоремонтни­ ки до сих пор не взялись за выполнение заказа. Возможно, с внедрением такой установки проблему разгрузки удалось бы решить. Над вопросом, как улучшить выгрузку живой рыбы, дума­ ют и в «Севрыбсбыте». В бе­ седе начальник отдела орга­ низации и сбыта рыбной про­ дукции Мурманску и области Анатолий Васильевич Потапов высказал предложение исполь­ зовать один из сейнеров в качестве аквариума-накопите­ ля, а другой оставить для ло­ ва. Схема снабжения торговых точек живой морской рыбой получается простой. Судно- ловец приходит в порт, жиЕую рыбу перегружают в аквари­ ум-накопитель, а снулую от­ правляют на рыбокомбинат. Разгрузившись, сейнер-лоЕец уходит в море, а «Севрыб­ сбыт» реализует живую рыбу. — Мне кажется, — говорил Потапов, — при такой органи­ зации работы можно будет ускорить реализацию живой рыбы, сохранять ее качество и избавиться от простоев судов и автомашин. Все коллективы предприятий, причастных к пе­ реработке живой рыбы, значи­ тельно сократили бы убытки, которые сейчас несут. В пер­ вую очередь выиграли бы в объединении «Мурманрыб­ пром», так как у рыбаков эти убытки самые большие. А, главное, в торговые точни Мурманска и области отправля­ лась бы живая морская рыбе самого еысокого качества. Видимо, специалистам надо прислушаться к этому совету и попробовать такую схему в работе. Руководителям «Мур­ манрыбпрома», «Севрыбсбыта» и рыбного порта, наконец, на­ до прийти к какому-то опре­ деленному решению проблемы доставки в порт живой мор­ ской рыбы и не забывать, что их коллективы — участники со­ ревнования смежников, а это трудовое состязание предус­ матривает не только достиже­ ние наивысших показателей, но и оказание действенной помо­ щи АРУ»- ДРУГУ в решении трудных вопросов. Пока же «колесо» продолжа­ ет вертеться Е холостую . С. ДМИТРИЕВ. J Ф Ш л с удоверфях с т р а н ы Второе рождение «Седова» На Кронш тадтском морском ордена Ленина заводе заверш а­ е тся восстановление и полное переоборудование самого боль­ шого в мире парусного судна — четырехмачтового барка «Се­ дов». Много лет он был эксп е­ диционным океанографичесним судном, потом на нем проходи­ ли п р акти ку кур сан ты вы сш и х и средних училищ М инистерст­ ва рыбного хозяйства СС С Р. Для многих ны неш них команди­ ров советского промыслового ф лота п уть в океаны начинал­ ся на «Седове». — По подсчетам одного из первы х капитанов «Седова» Петра Митрофанова, получает­ ся, что наш барк только за по­ следние годы* прошел по мор­ ским путям не менее 250 ты ­ сяч миль. Это немало, да и воз­ р а ст у него солидный — в бу­ дущ ем году ш естьдесят, поэто­ му потребовались основатель­ ный ремонт и переоборудова­ ние. Это говорит нынеш ний капи­ тан «Седова» — Владимир Ро­ ев, в прошлом военный моряк. Ч то ж е делается на «Седове»? Об этом капитан р ассказы вает вместе с Владимиром Соколо­ вым — представителем Кали­ нинградского специального эк с­ периментально - ко н стр укто р ­ ского бюро промышленного ры ­ боловства, где создавался про­ е к т восстановления барка. Со­ колов — главны й инженер про­ е кта. П рактически от старого суд­ на остали сь лиш ь корпус (он в хорошем состоянии, доста­ точно прочен) и м ачты . Все ос­ тальное заменено, внутренние помещ ения перестроены и пе­ репланированы , заново отделы ­ ваю тся. обставляю тся новой ме­ белью. Значительно улучш ен ы бы товые условия для команды — не только командный состав, но и м атросы разм естятся в каю тах, дл я курсанто в учи лищ предназначены просторные и удобны е кубрини. Идет отделка каю т-компании и салона, кото­ ры й будет с л уж и ть такж е кон- ферекц-залом, отделы ваю тся •фи учеб ны х класса, учебная ш тур м ан ская рубка, радио- класс. Помещение для судово­ го м узея, актовы й зал, библио­ те к а , столовая команды , столо­ вая курсан то в — названия эти р аскр ы ваю т назначение основ­ н ы х помещений судна. Около п ятидесяти заводов у ч а с тв ую т в возрождении слав­ ного пар усника. Ч асть обору­ дования п оставляю т братские социалистические стр ан ы . Из П ольш и, например, идет судо­ вая мебель для некоторы х по­ мещ ений. Герм анская Демокра­ ти ч еская Респ ублика изготови­ ла новый дизель. У «Седова» дв и гатель с л у ж и т для плавания в у з к о с тя х и при безветрии. Новый дви гатель более чем в два раза мощнее старого — 1.160 лош адины х си л. Соответ­ ственно возрастает и скорость хода под двигателем . Раньш е без парусов барк не мог дви­ га ть ся бы стрее пяти узлов, те ­ перь скорость может до сти гать восьми узлов. М аксим альная ж е скорость, которую барк разви­ вал под парусам и, — 16 узлов, естественно, о стается прежней, бы ли бы подходящ ие усло ви я. Прежними остаю тся м аксим аль­ ная длина корпуса — 117,5 метра и ш ирина — 14,6 метра. 118 ты сяч человеко-часов по­ требовалось эк и п аж у, чтобы полностью вооруж ить мачты после ремонта, заново поднять и п оставить на место обновлен-, ные реи. Самые большие —фок- и грот-реи «Седова» имеют дли н у 33 метра и весят по 5,5 тон ны , самы е малые, находя­ щ иеся на пятидесятим етровой вы соте бом-брам-реи — 22 мет­ ра и 850 килограммов. Нужно было сделать проводку всех снастей таке л аж а, поднять и ук р е п и ть в надлеж ащ их ме­ с та х 1.200 различны х блоков. В специализированной ма­ стерской сш или два комплекта парусов — в каждом по 32 па­ руса общей площадью 4.192 ква д р атн ы х метра. Один комп­ л е к т уж е н аходится на судне, и капитан повел меня, к а к он - сказал, «потрогать новые пару­ са». На стел лаж ах в довольно большом помещении бережно скатан н ы е леж ат новые «кры ­ лья» п ар усн ика, его гордость. П аруса огромны, скаж ем , фок и гр о т — ниж ние паруса — одинаковы и по площ ади, и по весу (450 килограммов). — В сухом , зам етьте, состоя­ нии, — поясняет кап и тан , —- мокры е пар уса, конечно, весят нуда больше, однако число ра­ ботающ их на реях не увеличи­ вается. Н агр узка на одного че­ ловека получается приличная, но у нас работы не боятся. Ка, п ар усн и ках команда подбирает­ ся особая, из энтузи астов. Как говорится, глазам страш но, а руки работаю т. Ведь во время постановки и уборки парусов матросы верхних рей находят­ ся ка огромной высоте. А в мо­ ре во время шторма мачты, словно ги ган тски е м аятники, чер тят небо, и под ногами мо­ ряков, висящ и х над бездной, лиш ь ш аткая опора в виде тон н их тросов — «пертов». Теперь о парусе заговорили всерьез. В науч ны х центрах и проектны х организациях дум а­ ю т о том, какими будут парус­ ники двадцатого века, парусни­ ки, которы е придут на смену бы лым «выж им ателям ветров», к чи слу которы х принадлежал и «Седов». Он кроме учебного судна автом атически становится еще и судном-агитатором, на­ глядно доказывающ им возмож­ ность использования «небесного ветрила». В конце года будет завершен ремонт судна. Тогда и прозву­ чи т команда, которую ж д ут *£ нетерпением моряки «Седова»: «Все наверх* Паруса ставить?» И?. СТВОЛИНСКИ Я. (АПН). ® 6 стр. “ «РЫБНЫЙ МУРМАН я 31 октября 1980 г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz