Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

I p С е г о д н я f i i в ы п у с к е : Š ■ $ I с TO ВЫ ЛИ ПРО- Ы С Л О В Ы Е СУДА И ИХ Э К И П А Ж И К РА- 1 в м о р е в о с и н - >іѴ. - З ИМ Н И Й П Е Р И ­ О Д ? ф К Л И Ц У ЛИ Ч Л Е ­ НАМ Ф ЛО Т С К О Й КО ­ МИС СИИ Р О З О В Ы Е очки? ф Н У Ж Н А ЛИ М О Р ­ СКАЯ Д И С Ц И П Л И Н А НА Б Е Р Е Г У ? Ф дюж но ли no ­ sy ШИ Т Ь П О Ж А Р ПРИ ТЮ М ОЩ И И Н С Т Р У К ­ ЦИИ ? З е к Б е з о п а с н о с т ь ш і ф е п л ж и & і ш ш . н о д е й с т в у ю т п р и п о л у ч е н и и ш т g р г л о Е о г о п р е д у п р е ж д е н и я . О д н а к о в ы я в и л и с ь г, н е к о т о р ы е с л а б ы е с т о р о н ы . О п о в е щ е н и е в р ы б н о м п о р т у п о г р о м к о г о в о р я ­ щ е й с в я з и н е б ы л о п р о в е д е н о . Н а г о л о в н о м п р е д п р и я т и и о б ъ ­ е д и н е н и я « М у р м а н с к а я с у д о ­ в е р ф ь » г р о м к о г о в о р и т е л и у с т а ­ н о в л е н ы т о л ь к о с д в е н а д ц а т о г о п о с е м н а д ц а т ы й п р и ч а л . Н т С Р З - 2 э к и п а ж и р е м о н т и ­ р у ю щ и х с я с у д о в и з - з а н е в н я т ­ н о г о о п о в е щ е н и я в о о б щ е н е с м о г л и п о н я т ь , с ч»м ѵ Д* т р е ч ь , а п е р е д а ч а р а с п о р я ж е н и й М О Р Я К И З Н А Ю Т , что о се н - •‘ "■не-зим ний п е р и о д на м о р ­ ских просто рах Заполярья сильно ус л о ж н я е т и без то го нелегкие условия работы эки­ пажей промы словы х судов. • П од гото вк а к плаванию в ус­ ловиях поздней осени и зимы началась еще ле том , и, если посм отреть на д е л о с канце­ лярской точки зрения, пока­ жется, что д о с ти гн ут полный п о р я д о к : приказы изданы, м ероприятия разработаны , ответственные лю д и назна­ чены, суда инспектирую тся специальными комиссиями, ак­ ты составляю тся, и меры по устранению о бна руж енны х не­ достатков принимаю тся. Но это, п овторяю , к ан ц еляр­ ская сторона дела. В действи­ тельности ж е не все так гл а д ­ ко, как на бум аге. И прим еры это подтв ерж даю т. БМРТ «Д у ш а н б е » М урм а н ­ ского тра ло в о го ф ло та 11 ию­ ля пров еря ла ф лотская комис­ сия. Члены комиссии своими подписями в акте п одтв ерди ли , что на судне все в п ор я д к е и оно готово к плаванию. На следующ и й день, однако, тр а у ­ л е р был задерж ан комиссией ры бн ого порта из-за неисправ­ ности д ви гателя спасательного катера и непри годности с уд о ­ вых ак к ум уля торо в, которы е были п олн остью разряж ены . Комм ентарии излишни, но вопрос задать надо: какого цвета были стекла очков, сквозь кото ры е см отре ли на суд н о члены ф ло тс ко й комис­ сии? У ж не ро зо в о го ли? Н у а как о б с тои т д е л о в са­ м ом М урм анском ры бном п о р ­ ту с под гото вк ой судов к экс­ плуатации в осенне-зим ний пе­ риод? А вот как... ф ло ти н с п е к ц и и » из районов промы сла. На БМРТ «И ль я К атунин» М урм а н ско го тр а ло в о го ф пота бы ла наруш ена изоляция к о л­ ле к то р о в вы хлопны х газов на вспомогательны х дизе. ’^-ген е ­ раторах, отклю чена с и 'н а ли за - ция клинкетной двери машин­ ного отделе ни я. А вскоре чы- шел из строя и оди н из д и ­ зель -ге н ера тор ов. На БМРТ «П л у т о н и й » о б ъ ­ единения «М у р м а н р ы б п р о м » инспектор о б н а р уж и л тр ещ и ­ ну на во доне пр они ц аем ой ОШИБКИ ПРИВЕДУТ К БЕДЕ 26 августа работниками «С е в го с ры б ф ло ти н с п е к ц и и » бы л взят п о д к он тр оль б ук ­ сирный те п л о х о д «Р у б и н ». О к а ­ залось, что работать в зимних условиях его ком анда готови ­ лась, изощ ряясь в подписании всевозмож ны х отчетов и ак­ тов. А в действительности ока­ залось, что запас аварийного цем ента бы л н е при годе н к уп о тр е б ле н ию , не бы ло систе­ м атизировано и п ри веде н о в п о р я д о к аварийное им ущ ество, ра ди олока ц ионная станция « Д о н е ц -2 » не работала, эхолот не бы л о тр е гули р о в а н и г л у ­ бин не показывал, неисправ­ ным бы ло освещ ение мл ч и .- ного компаса. Что и говорить, как ни стр о ­ ги правила о тход а судов в м о­ ре, некоторы е капитаны все ж е ум уд р яю тся выводить тр а у ­ леры из К ольского залива п лохо подготовленным и к пла­ ванию в осенне-зим ний пери ­ од. Э то п о д тв е р ж д аю т сигна­ лы работников «С е в го с р ы б - крьішке см отро во го люка тр е ть е го трюм а в ры бцехе. О чем гово ря т все эти п ри ­ меры? О том, что специалис­ ты, которы м ф л о т п оруч а ет контроли р ова ть техническое состояние судов, ухо дящ и х в зимнее плавание, или непра­ вильно понимаю т свои задачи и обязанности, или п роявляю т мягкость, беспринципность. О н и забывают, что на ф л о ­ тах объединения «С е в р ы б а » из-за наруш ений в о д о н е п р о н и ­ цаемости корп усов к ораблей и по д р уги м причинам уж е име­ ются случаи аварий с тя ж е лы ­ ми последствиями. Вот п очем у всем инспекторам добы ваю ­ щих ф ло то в , управления «С е в - р ы б х о л о д ф л о т», М урм анского ры бного порта, «С е в го с р ы б - ф ло ти н с п е к ц и и » надо удвоить свое внимание, когда п ров еря ­ ется с уд н о п е р е д вы ходом в рейс в осенне-зимний пери од. В. ГЕ Р Ц А К , старший инспек­ то р «С е в го сры бф ло ти н е п е к - ции». СПИНОИ к . . . с т и х и и В конце сентября штабом оперативного оуководства Все­ союзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» на пе­ риод действия ш тормовы х пре­ дупреждений бь! пи проведи с-ы учения. О трабаты вались дейст­ вия экипаж ей судов, сто ящ и х в порту, по встрече сти хи и . Про­ верялось взаимодействие под­ разделений флотов и и х ш та­ бов. Учение показало, что коман­ ды больш инства судов гр ав и ль­ посыльными заняла очень мно­ го времени. Учение показало такж е, что диспетчерские служ бы флотов плохо обеспечены автотранспор­ том и из-за этого невозможно оперативно вы зы вать на суда командиров служ б. Ш таб ВРПО «Севрыба» счи­ тает, что с таким положением ни в коем случае мириться нельзя, и рекомендовал в са­ мые кратчайш ие сроки ликви­ дировать недостатки. Анатолий Павлович Костенко пришел работать ш турманом на суда Мурманского тралового ф лота в 1953 году после окончания Таганрогской мореходной ш колы. Он получил хорош ую морскую закалку и приобрел опы т судоводителя-промысловика на тр а­ улер ах бортового траления. В 1965 году Анатолий Павлович окончил Мурманское мореход­ ное училищ е. В том году он впервые уходил в море капитаном и вот уж е 15 лет умело водит на рыбные промыслы траулеры . Недавно А. П. Костенко стал общ ественным инспектором «Сев- госры бфлотинспекции». Н А КАЖДЫЙ СЛУЧАИ 11 морской жизни инст­ рукций и наставлений не на­ пишешь. Однако предвидеть можно многое. Поэтому в по­ мощь командирам судов и судовых служб выпускаются нормативные документы по важнейшим вопросам обеспе­ чения безопасности морепла­ вания. ...И САМ НЕ ПЛОШАЙ Эти документы в большин­ стве случаев оказывают хо­ рошую помоіць. В зять, к примеру, оператив­ но-тактическую карту и план пож аротуш ения—ОТКП и ОТПП. В эти х докум ентах можно най- jričH сведения о том, где разме­ ниваются средства туш ени я по­ жара, сколько и х должно бы ть и как их применять. Тольно вот на плавбазе «Севрыба», когда возник пожар (а она находи­ лась в открытом море), коман­ диры служ б забыли о сущ ество­ вании плана пож аротуш ения и стали действовать «как бог на душ у положит». События развивались следую ­ щим образом. В твиндеке пер­ вого трюма, где хранились та ­ ра под рыбную м уку, м акула­ тур а, рулон пергам ента, эти к е т­ ки, коробочки для вы пуска продукции мелкой расфасовки, кем-то был оставлен огонь. Борьба с пожаром продолжа­ лась около 27 часов. Плавбаза «Севрыба» вы­ шла ' в этот злополучный рейс без помощника капита­ на по пожарно-технической части. Его списали на отхо­ де. В результате даже неко- муіСрыло организовать раз­ ведку очага пожара. Действия администрации судна (капитан-директор А. П. Козлов, главный меха­ ник Н. И. Лола, старший по­ мощник капитана В. Н. Би­ биков) при подаче углекис­ лоты показали незнание тре­ бований оперативно-тактиче­ ской карты пожаротушения и документации по углекис­ лотной станции. Согласно рекомендации по туш ению пожара в зоне перво- го трюма необходимо было по­ дать 33 баллона углекислоты и через полчаса добавить еще че­ ты ре, т. к. на базе о тсутств ует н а д е ж н а я герметизация между трюмом и твиндеком: откры ты й лаз, не задраена крыш ка люка трюма. неплотно закры ты крыш ки элеватора. А как поступила команда?.. Через полчаса после того, как пожар был обнаружен, к месту его возникновения подали 14 баллонов углекис­ лоты. Через 25 минут доста­ вили еще 6, а через короткое время открыли крышку твнн дека. Из твиндека усиленно валил дым, поэтому через три минуты крышку опять загерметизировали. Исполь- зова ли еще 20 баллонов, а через 15 минут разрядили дополнительно десять. И затем почти сутк и ни каких мер больше не принималось. Только охлаж дались водой пе­ реборки, палубы и комингсы твиндека. Так продолжалось до прибы­ тия помощника капитана по пожарно-технической части плавбазы «Виктор Кингисепп» П. А . Денежнинова, который с тремя матросами из аварийной партии проник в твиндек. Очаг огня был ликвидирован. Могла 0Ы команда плав­ базы «Севрыба» ликвидиро­ вать быстро очаг пожара са ма? Безусловно, могла. Не хватило самой м алости—- знания требований оперативно­ тактической карты пож ароту­ шения. А почему? Потому, что на это т докум ент махнули ру­ кой командиры служ б базы. Подумали, видимо, при этом: вряд ли понадобится. ЕСЛИ СЛУЖБА «ДАЁТ КРЕН» У ж е на протяж ении многих лет' инспекторы п о р то в о го надзора п р ов од я т проверки органи ­ зации вахтенной служ бы на судах, стоящих у причалов. Наруш ения и причины, приведш ие к ним, как правило, остаются одни и те же. Вах­ тенные ш турманы забывают напоминать м атро­ сам о времени спуска и подъем а Го судар стве н­ ного ф лага С С С Р, вахтенные матросы никак не м огут уразум еть, что нельзя оставлять трап без присмотра. Встречаются и б о ле е серьезны е нарушения. 16 июля работники п ортов о го надзора не см ог­ ли найти вахтенного пом ощ ника капитана на СРТ «К е й л а » А р ха н ге ль ск о го ры бакколхозсою за. 2 августа бесплодным и были поиски вахтенного ш турмана на П С Г «К алачи нск» Б елом орской ба­ зы гослова. 7 августа сразу на двух тр а улер а х М урм а н ско го тра ло в о го ф ло та (РТ «Ге н и ч ес к » и «Д у б о с с а р ы ») решили, что вахту в машинном о тделе ни и вообщ е м ож н о не нести. В разное время, но одинаковы е нарушения были о бна руж ены на ТР «П и о н е р М урм а н а» у п ­ равления «С е в р ы б х о л о д ф л о т » и БМРТ «Ры бачий» М урм а н ско го тр а ло в о го ф лота . Первый 16 июля, а второй 11 августа стояли у причалов с опас­ ным креном на левый б о р т (д о 12 градусов). 11 августа старший пом ощ ник капитана С РТ-м «М е д в е ж и й » управления «С е в ры б п р ом р а зв е д к а » А. М. М ещ еряков, несший вахту, пребы вал в не­ тре зв ом состоянии. 19 августа принимала то плив о вахтенная с л у ж ­ ба уч е б н о -п р о и з в о дс тв е н н о го судна «Б ори с Са­ ф о н о в ». Ни капитан, ни его старший пом ощник за все время бун керовки на б о р ту показаться не соизволили. А ведь их присутствие предписы ва­ ется обязательным постановлением по М урм а н ­ ском у м о рском у ры бном у п орту. П од о б н а я кар­ тина повторилась на П С Т «К и р е е в ск » М урм а н ­ ского тр а ло в о го ф лота . Разница лишь в том, что здесь не сочли нужным присутствовать при за­ правке танков то плив ом ни старший, ни второй механики. Чаще всего с уд о в ла д е ль ц ы правильно воспри­ нимают все замечания по наруш ению уставных требований несения вахтенной служ бы на судах в п орту. Все случаи д е та ль н о разбираю тся, в ад­ рес главного капитана порта даю тся ответы о приняты х мерах. Так, за несвоевременный подъем Государствен­ ного ф лага СССР на БМ РТ «Муромск» объедине­ ния «Мурманрыбпром» капитан-директору Ю. В. П атракееву было объявлено замечание. Таксе же наказание за идентичный случай понес помощник капитана PC «Звенигород» объединения «Мур­ манрыбпром» А. Л. Смоленников, а вахтенному матросу А. Б. П екуру был объявлен выговор. Строго был предупрежден за плохую организацию несения вахтенной служ бы капитан мурманрыб- промовского СРТ-м «Новокубанск» Н. П. Давыдов, а его помощнику В. А. Ткачеву объявили выговор за то, что на его вахте у трапа не оказалось матроса. И та к и х примеров, к сож алению , еще можно привести много. С июля на судах А рха н ге ль ск о го ры ба кко лхо з­ союза зарегистрировано четы рнадцать разли ч­ ных наруш ений несения вахтенной служ бы , о дн о из них — отсутствие вахтенного п о ­ м ощника капитана. За этот ж е п е р и о д на судах Б е лом орской базы гослова отм ечено восемь, а управления «С е в р ы б х о л о д ф л о т » — шесть с лу ­ чаев нарушений к орабельн ой службы . П ока от р ук ов од и те лей соответствующ их с луж б этих организаций сообщ ений о принятых мерах не поступало. И, видимо, как р е зуль та т этого, с ед ьм ого сентября во время- прием а топлива на С РТ-м «В о ло к о ла м с к » Белом орской базы го с ло ­ ва ни капитана, ни его старш его пом ощ ника не оказалось. 13 сентября ТР «И ван Айвазовский» стоял у причала с опасным креном (д о 13 гра­ дусо в) на правый б орт. Э то опять-таки м о гло произойти то ль к о из-за наруш ения правил несе­ ния вахтенной служ бы на судах в п орту. М о ж н о ли к огд а-н и б уд ь б уд е т избавиться от подобны х «м е л к и х » нарушений, приводящ их не­ р е д к о к серьезным последствиям? Конечно, м о ж ­ но, но д ля этого надо в первую о че р е дь д о ­ биться, чтобы м о лоды е матросы, механики и ш турманы хо рош о осознавали свою миссию на судах М инистерства ры бного хозяйства С С С Р , ту вы сокую ответственность, какую они б е р ут на себя, заступая на вахтенную с луж б у. С т р а н и ц у п о д го т о в и л и р а б о тн и к и «С е в го е - j Ір ы б ф л о т и н с п с к ц и и » . j 24 октября 1980 г. « РЫБНЫЙ МУРМАН» • 9 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz