Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

I ' ПосЖР м й т Ш Ш т Ш т м Ш . Г Н А Ч А Л А на СРТ-2008 Архангельского рыбак- колхозсоюза обрадовались: удачно заметали кошелько­ вый невод и улов оказался па удивление — около 600 тонн. Попробовали его под­ нять, но... силовая дуга не выдержала подобной нагруз­ ки. И хорошее настроение у рыбаков сразу пропало. При такой поломке на про­ мысле больше делать нече­ го Нуяіно брать курс к плав- мастерской, а на это уйдут не одни сутки. Решили по­ пытать счастья — связались по рации с капнтан-днректо- ром РМЕ «Рига» Н. И Ляп- лиевым и попросили помочь. Николай Иванович, посовето­ вавшись с ремонтной rpyn- noii, дал «добро» на швар­ товку. И вскоре работа заки­ пела. В течение суток сле­ сарь Владимир Галанцев, га- зоэлектросварщнк Анатолий Бормотов, токарь Владимир Легенький вместе с ремонт- В З А И М О В Ы Р У Ч К А „ Р И Г А " С П Е Ш И Т Н А П О М О Щ Ь I ным мастером Анатолием Ольковым исправляли по­ вреждение. И сделали. Словами благодарности и крепкими мужскими пожати­ ями рук провожали архан­ гельские рыбаки ремонтную группу «Риги» — людей, всегда готовых прийти на помощь товарищам. Впрочем, сами онн так про себя не скажут. Обычная, мол, рабо­ та, хотя и пришлось поло­ мать голову, помозговать. Именно так и ответил на мой вопрос ударник комму­ нистического труда, ветеран «Севрыбхолодфлога» сле­ сарь Владимир Алексеевич Галанцев. Газоэлектросвар- щнк Анатолий Федорович Бормотов был еще короче: «Такая наша служба». Этот человек тоже удостоен почет­ ного звания ударника комму­ нистического труда. О ма­ стерстве его говорит хотя бы тот факт, что несколько лет назад, когда Бормотов еще работал на судоверфи, ему было присвоено личное клей­ мо качества. И сегодня он трудится столь же надежно. Так, как и остальные члены ремгрупиы рыбомучной базы «Рига». На снимке: Владимир Галанцев и Анатолий Бормо­ тов во время ремонта форми­ рователя кошелькового нево­ да. Фото и текст Ч. ИВАШКО . Б а р е н ц е в о море. • К О О Р Д И Н А Т Ы Н О В Ш Е С Т В А . Лучший комментарий Экипаж б о льш о го м о р о ­ зильного тр а уле р а «Н о в о к у й - бышевск» объединения « М у р - м ан ры б пром » известен как инициатор соревнования за максимальный выпуск п рес ер­ вов из ж и рной мойвы. О д н а - •ко в п оследн ем рейсе п ере д ком андой тр а у ле р а была п о ­ ставлена несколько иная за­ дача — обеспечить макси­ мальный выпуск разделанной путассу. На суд н о были доставлены машины д ля выпуска р а зд е ­ ланной путассу («Ш к в а л»), д ля обезглавливания рыбы, а так­ же станок д ля выработки спинки. Оставалось решить вопрос; как распорядиться этими ме­ ханизмами, чтобы извлечь из них м аксимальную пользу. С этой задачей успеш но спра­ вились пом ощ ник капитана по прои зво дству А. И, Тин- кельман, механик-наладчик Р. И. Курмакаев и элек тр ом е ­ ханик А. А. Синютыч. О ни разработали схему расстановки о бо рудова ни я, в кото рую удачно вписался усо ­ вершенствованный ими же станок д ля выработки спин­ ки (его д о о б о р у д о в а л и ди ско­ вым го ло в о о уб о ч н ы м ножом ). С при ходом на промы ­ сел на «Н ово к уй бы ш ев ск » был приглаш ен к онструк то р «Ш к в а ла », механик-наладчик Г. А. С и д о ре н ко . О н оказал б ольш ую пом ош ь в установке станков и мастичном п ере ­ оборудова ни и фабрики. В ц елсм весь процесс об ­ работки вы глядел гак: часть рыбы из п од н я того трапд вы­ ливалась в бун кер. Оставш ая­ ся часть подавалась в рыб­ ный ящик, располож енны й по ле вом у б о р ту. Такое р а з д е л е ­ ние уло в а п о з в о ля л о распре­ д е ля ть сырье равном ерно. П е р е д каж дой вахтой спе­ циалисты п ров еря ли качество р а зд елки рыбы. Все это п о з в о ли ло но вок уй - бышевцам добиться высоких показателей. С редн е суто ч н ая вы работка ра зделан но й путас­ су составила здесь 261 цент­ нер. Максимальный выпуск этого вида п род ук ц и и д ос ти ­ гал в отд ель ны е дни 315 центнеров. Экипаж ам судов, работав­ ших в этом районе промы с­ ла, тр у д н о бы ло составить ли ­ д е р у конкуренцию , п осколь­ ку п р е д е ло м их в о зм о ж н о ­ стей стал р у б е ж 140— 150 центнеров. Л учш им комм ентарием к выш еи зло ж ен ном у станет о б о б ­ щение опыта работы БМРТ «Н ово к уй бы ш ев ск ». О б о б щ е ­ ние это, дум ается, своевре­ менно п р о в е д ут работники Ц е н тр а ль н о го п р о е к тн о -к о н ­ стр укто р с к о го технологи ческо­ го бю ро ВРИ О «С е з р ы б а ». Весной, когда суда снова вый­ д у т на о блов путассу, опыт новоЛуйбыш евцев м ож ет стать незаменимым о р уж и ем в б орь б е за максимальное направяение улова на пище­ вые ц е л и и выпуск вы соко­ к а ч е с т в е н н о й п р о д у к ц и и . И надо с д е л а т ь все д л я того, чтобы р ы б а к и м о г пи э ф ф е к ­ т и в н о е г о и с п о л ь з о в а т ь . Е, РКА Ш И Н , те хн о л о г- иастгткик. • Ч Г е л о в е к я е г о д е л о З ОВУТ ЕГО Александр, фамилия Рыкунов. Ма­ стер по добыче рыбы БМРТ «Рыбачий» Мурманского тралового флота. Первыіі раз я увидел его во время подъема трала. Плотный, высокий, с черной бородой и выбивающейся из- под каски непокорной шеве­ люрой. Он стоял лицом к слипу, широко -расставив но­ ги. Словно врос в промысло­ вую палубу. Команды пода­ вал резким, повелительным голосом. Казалось, он соз­ дан исключительно для это­ го — четко, как-то даже грубовато руководить тяже­ ло!! мужской работой. После вахты я увидел его в кают-компаншт сидящим за пианино. Звуки лились нежные, спокойные, задумчи­ вые. Трудно было поверить, что это тот самый человек... А потом, в каюте старше­ го мастера по добыче Ю. А. Артемьева, я увидел на сте­ не картину: шхуна с подня­ тыми парусами устремилась в голубую даль... — Увлекаетесь живопи­ сью? — Нет, это Саша Рыку­ нов, Его работа. На судне знаю т, Аленсандр — человек насты рны й . В послед­ нем рейсе, когда он был изб­ ран председателем группы на­ родного контроля, вступи л в ко н ф ли кт со своим другом, мастером по обработне рыбы. Дружба дружбой, а дело де­ лом, счи тает он. При проверке Ры кунов обнаруж ил, что моро­ женые брикеты весят значи­ тельно больше десяти кило­ граммов. — Перевесы — это тебе не недовесы, за перевесы рекла­ маций не будет, — защ ищ ался мастер по обработке. — Но не восемьсот же грам ­ мов перевешивать на каждом бринете, есть строгие допуски, — настаивал Ры кунов. Одна проверка, др угая, тре­ ть я ... Добился того, что переве­ сы стали в пределах нормы. После отп уска в кадрах ск а­ зали: — Тебя ж дет «Рыбачий». Капитан сам приходил, просил именно тебя направить. Судьба у пего нелегкая. В пятнадцать лет остался с шестнлетней сестренкой на руках. Пошел работать в кузницу молотобойцем. Как говорит сам, здоровье позво­ ляло. Сестренку в интернат отдать отказался. Через не­ сколько лет уступил, правда,, уговорам соседей, работников поселкового Совета — отдал. Да и время призыва в ар­ мию пришло. В армии позна­ комился с матросом из Мур­ манска, зажгли его рассказы о море, решил попробовать сам — После увольнения в за­ пас съездил домой на день- другой с сестренкой пови­ даться и сразу сюда. Из всех флотов траловый выб­ рал сразу - - название по­ нравилось. Начинал с рыбофабрикина БМ РТ «Мурманск». Силу и расторопность его заметили, предложили перейти в па­ лубную команду. О первом рейсе у Алек­ сандра впечатление осталось хорошее. По возможности старался держаться поближе к лебедчику, примечал и спрашивал, что к чему. Пыт­ ливость и желание сказа­ лись: к концу рейса он уже сам смог бы траловую лебед­ ку обслуживать. Как стал мастером по до­ быче? ПРИТЯЖЕНЬЕ МОРЕЙ Александр объясн я е т это просто. Собрался в н о ш п а в отпуск. Рас­ считал так, чтобы к се­ стренке на выпускной вечер попасть в интернат. А туг сразу три судна на отходе, и мастера добычи нужны по­ зарез. Предложили ему. При­ шлось пойти в рейс. А вме­ сто себя к сестренке жену послал (к тому времени уже женился). После выпускного бала жена и забрала к себе сестренку Александра. И ни слова о том, что для того, чтобы ста ть мастером до­ бычи, нужно было пройти че­ рез многое. Что для этого надо знать «от и до» все палубное хозяйство. Что для этого, в конце концов, надо бы ть не только практиком , но и в боль­ шей мере теоретически подко­ ванным: ведь пришлось сдать экстерном экзамен в управле­ нии тралового флота. У Александра всегда хо- рошее настроение. А отчего ему быть плохим? На работе всё нормально, и в семье все хорошо. Сестренка (даже не заметил, когда взрослой стала!) вышла замуж и уле­ тела с мужем на Дальний Восток. Поделился по секрету — Тоня настаивает: «Бросай мо­ ре!» А он заявление подал в Архангельскую мореходку, на факультет промышленно­ го рыболовства. Среднее об­ разование у него есть: заоч­ ную школу моряков по су­ ти в море и закончил. Труд­ но, конечно, было так учить­ ся. Но лично его агитировать не надо было — сам захо­ тел. Почему сто так притягива­ ет к себе море? Я спросил об этом Александра. Рыку­ нов ответил так: — Романтика? Нет, не это. Деньги? Их и на берегу можно заработать... Видимо, сама работа. Мне она очень нравится. А это выше любой ’ романтики — ощущать свою полезность, необходимость . А. ПЯТОВ. Е а п л іц е а о море. САМАЯ ОТВЕТСТВЕНАЯ ДЕКАДА — т а к н а з ы в а л а с ь с т а т ь я в 38-м н ом ере « Р ы б н о го М у р м а н а » . С е г о д н я м ы п у б л и к у е м о т в е т на нее, п о д п и с а н н ы й д и р е к то р о м п р о и з в о д с т в е н н о - т е х н и ­ ч е с к о го о б ъ е д и н е н и я « С е в - т е х р ы б п р о м » С . В . К Р У ­ Т О В Ы М . — При строительстве коп­ тильного завода № 3 проек­ том были предусмотрены ка­ лориферы марки КФБО-6. Опытный образец печи в июне 1978 г. прошел испы­ тания, рекомендован к при­ своению высшей категории качества и успешно вксплуа- тнруется на холодильном заводе № 2 Мурманского рыбообрабатывающего ком­ бината. Только за 1979 год на нем выработано 390 тонн высококачественной делика­ тесной продукции из мойвы, путассу, ледяной рыэы и окуня. Однако при переводе до­ кументации печи на серий­ ное производство при одно­ временно начавшемся строи­ тельстве печей вышеуказан­ ные калориферы были сня­ ты с производства и УМТС ВРПО «Севрыба» предложе­ на замена на калориферы марки КВ Б 10-П. Предло­ женные калориферы по тех­ ническим характеристикам отличались от установленных на опытном образце в глав­ ном: они были водяными, но не паровыми. Объединение, как проек­ тант, имело право отклонить это предложение, но это зна­ чило бы сорвать стройку важного объекта. Специалистами объедине­ ния были выполнены расче­ ты, проработана возможность использования калориферов на паре, вопрос согласован с институтом ВНИИкон- дпционер. В результате стройка продолжалась, и в декабре 1979 года была по­ лучена первая продукция коптильного завода. При этом были низкие значения тем­ пературы, причиной чему по­ служили не только заменен­ ные калориферы. С целью выявления причин была соз­ дана комиссия ВРПО «Сев- рыба», в состав которой во­ шли и специалисты ПТО «Севтехрыбпром ». Именно по их предложениям, рас­ смотренным и одобренным комиссией, вскоре была до­ стигнута проектная темпера­ тура,' без каких-либо конст­ руктивных переделок. Однако видовой состав вылавливаемой рыбы посто­ янно меняется. И если в 19 77 г. техническое задание предусматривало обработку в печи только мойвы, то сей­ час необходимо обрабатывать ледяную, путассу, хек, мел­ кий окунь и некоторые дру­ гие виды рыб. Для их обра­ ботки! необходима более вы­ сокая температура, над чем и продолжала работать ко­ миссия. Внося некоторые конструктивные изменения, удалось добиться повышения температуры. 24 октября 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz