Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
ф;: Гг.й Германович дяеп о своем выборе просто: — До приезда в Мур:ианс;; л моря и в глаза не видел. Лрасхал со своими товарн. ми из небольшого посел- ;а под Ижевском потому, что другого выхода не было. Я был один н пс хотел об ременять мамину сестру, ко- ,ломл приютила меня... 4 Детство его было трудным. Военное голодное детство. Два года ему оь 'Hi :его. мы получили извещение, что •■•старший лейтенант Герман Дерендяев пал смертью храбрых в борьбе с японски ми милитаристами». Болыо ударила но мне эта похорон ка. А каково было матери? МОЕЙ менты » О т е IX, — с ы и у I I 1 M U когда отца сто, учителя ис тории, призвали па действи- тельную. Отец должен был вернуться со службы в со рок первом. Должен был. но воина распорядилась по- другому. Солдатские тре угольнички е фронта доно сили до маленького Гая сло ва отца, которые со слезами па глазах пересказывала ему мать. Отгремела празднич ным салютом Победы Мсск- — Мне было тогд;, уже восемь лет. Помшо, что где- то в конце нюня мать полу чила телеграмму от отца, что он будет проезжать станцию Балезино и чтоб мы его там ждали. Трое суток ждали, надеялись. Но эшелон отца проследовал по другому пу ти. Л 27 августа 1945 года Роковая, самурайская пуля была направлена не только в отца. Ударила она и по маме. ІІе вынесла она тако го горя, н вскоре я остался один. Сестра мамы, Раиса Степановна. она н теперь еще живет там, взяла меня к себе. Худо — бедно, но жили. Закончил я десяти летку н в Мурманск. Про шел санпропускник, поселили в общежитие. Потом медко миссия, экзамены. Конкурс хотя н большой был, но л его выдержал. Было это е 54-м году. К слову сказать, среди курсантов много тогда было фронтовиков, демоби лизованных из армии. Мы, вчерашние школьники, рав нялись па лих. Л люди эти были упорные в учебе, до самозабвения настойчивые в достижении цели. Порой шу. тили: «Берлин взяли, а ло цию н подавно возьмем. ІГо штурмом, так осадой >. Я слушаю этот рассказ Гая Германовича, смотрю на большую фотографию его сына и курсантской форме и думаю, что напрасно Пипа Серафимовна с материнской прямотой просит не расхва ливать ее Юрѵ потому, что он еще совсем молод и как бы от газетной корреспон денции не возомнил, что он идеал. С _ педагогической принципиальностью доказы вает, что Юра учится хотя и без троек, но четверки есть. Послушный, правда, испол нительный, но... — ІІа первом курсе полу чал наряды вне очереди, — со смехом перебивает ее Гай Германович, и Нина Се рафимовна отмахивается от него: — Конечно, было трудно сначала, ведь ребенок еще. Не наговаривай зря. А то п впрямь подумают, что Юра плохой. По правде сказать, как мать и педагог — я довольна сыном. Л с фотографии, чуть улы баясь, смотрело волевое ли цо юноши. Лнцо моряка. Ч. ИВАШКО. Г ■ : "я? V' : ■ '■"” з* 9 Н а я у т с т в я е Н е с т а р е т ь ! Двух выпускников ЛІВИМУ имени Ленинского комсомола минувших лет — молодого ш турмана, третьего помощника капитана БМРТ «Ярославль» С. Л. Богданова и главного ин женера Мурманского ры бокомбината Н. И. Л укьян о ва—в связи с предстоящим юбилеем родного училищ а я попросил вспом нить самый пам ятный день из их курсантской жизни, люби мых преподавателей, наставников. Сер гей Анатольевич БОГДАНОВ, выпуск 1979 года, с у д о водительский факультет: — Я и мои товарищи приступ ил и к сам остоятельной р а боте пополнив ряд ы к ом ан ди ров ры бац ко го производства. П о -р азн о м у сложатся судьбы. И редко, назерняка, д о в е дется встречаться но морских «перекрестках». Но курсант ское братство будет памятным всегда, а знания, закалка, п о лученные за годы учебь! б училищных стенах, думается, п о могут п р ео д о л ева ть те трудности, ко то ры е встретятся в су доводительской практике да и в о о бщ е в жизни. Не забудется д о б р о е , чуткое, сп р ав ед л и в о тр еб о вател ь н о е отношение любимых наставников — декана факультета Юрия Васильевича Ши ііло и ко м ан ди р а роты Петра Михайловича Будака. Наи больш ее впечатление на м е н я п р о и зв ел о посвящени е в курсанты — этот день, пожалуй, и останется самым памят ным. Николай Ильич ЛУКЬЯНОВ/ третий выпуск училища (1957 f год}, судомеханический факультет: — Курсантская п о р а вспоминается с о со б е н ны м чувством, а если вспомнить са м о е во л н ующ ее — это день защиты д и п лома. Самый памятный день. С чувством признательности и благодарн ости вспомина ются имена п реп о дава тел ей — декана су дом еханического ф акультета Евгения С ем ен о ви ч а Иконникова-Цыпулина и з а ведующ его к а ф е д р о й эл ектр о о б о р у д о в ан и я Юр и я Исаакови. ча Быховского. — Что вы п ож ел аете юбиляру? Н. И. ЛУКЬЯНОВ: Не стареть, как, к сож алению , стар еем мы, когда-то м о л о д ы е его выпускники. И поактивнее быть в спорте: что-то совсем угасла бы лзя спортивная слава высшей м о реходки. С. А. БОГДАНОВ: Сегодн яшн им курсантам п о ж ел аю вы полнения всех п р ед ъ яв л яе мы х со сто р о ны преподавателей, к о м андиров требований — вес пригодится, ничего не п р о х о дит зря. ♦*~§сегда и повсюду высоко нести честь р о д н о г о училища, при умн ож ая поступками и д ел ам и его славу. Интервью провел М. СЕРЕГИН. п ш ш m i m ' m !»!№.. k m m Яшш» * Ш - іч ^ ш л т т -. (ХЕРЕЗ СТЕКЛЯННУЮ ДВЕРЬ * я просочился в обширный вестибюль Мурманского выс шего инженерного морского училищ а имени Ленинского комсомола, бодро следуя к за думанной цели: «Вперед!» — Назад! — бойким нурсачт с повязкой на рукаве «качнул права». — Пропуск. Пропуска не было, но была назначена встреча с команди ром роты В. В. Бойко. Мы с ним встречались и раньше, обговаривая детали «легенды предстоящ ей смены условий жизни». Командир полностью соответствовал своей фамилии: бодр, энергичен, предприим чив и тому подобное, что при нято говорить о людях его склада. Однако он явно оп аз дывал, извините, зад ерж ивал ся, ибо я скоро понял, что н а чальство никогда не опазды вает. Но как бы то ни было, торчать на виду не хотелось, и я подошел к дежурному. — Ты Бойко знаешь? — А кто его не знает? — Ничего мужик? — Как все. Только приходит ран ьш е всех и уходит позже всех. — Что — ему делать нечего? — Было б нечего — дома си дел бы. У него ведь рота луч шая. -— Так тем более сидеть с ней нечего. — Чтоб сам ая худш ая ста ла? — курсант продемонстри ровал ж елезную логину, лицо его вы раж ало явное недоуме ние. О том. что рота Бойко была образцовой, я уж е слыш ал в ректорате, а позднее убедился в этом сам. Возникший вдруг ниоткуда сам командир, схватив меня за локоть, увлек куда-то по бес конечному множеству лабирин тов: конспирация. Одолев два дцатую по счету лестницу, мы, наконец, очутились в полутем ной аудитории, за нами неот ступно следовал курсан т с че моданом в правой руке —■ старш и н а роты Виктор Тихий. — Здесь, — вымолвил коман дир. — Начинайте. — После чего он исчез. Это было уж е похоже на де тектив, но все шло по плану: чемодан разЕерзся, и оттуда были извлечены роба, ботинки, тел ьн яш к а и прочее, ч^о отли чает курсанта МВИМУ от ос тальны х смертных. Переодева ние заняло не больше двух мйнут, и в сопровождении старш ины пришлось снова побродить минут пять по бес конечным коридорам. «Опять конспирация?» — мелькнуло в мозгу. Нет, «архитектур ные особенности* училища. Но и это стало ясно позже, а пока я предстал пред ясны очи номаидира. Итак, я — «бывший студент кораблестроительного институ та, которого служба в армии в свое время п рельщ ала боль ше, чем учеба. И вот я «оду мался» и восстановился в МВИМУ на электром еханиче ский ф акультет». Неправдопо добно, но съедобно. Вот бы так в жизни! КУРСАНТ НАЧИНАЕТСЯ С... формы. Год назад, это дал понять на утреннем осмотре командир. Традиция ж елезная, но... уязвимая. — Так кто же у нас сегодня не был на зарядке? — Бойко лукаво посмотрел на строй. Выстреленные из строя 5—6 рук не удовлетворили коман дира. рос не был исчерпан, что не «ходило в планы остальных, лихорадочно впитывающих в себя знания из учебника по следующему вопросу. — Кто дополнит? Книги залистались в обрат ном направлении. — Павлов! 28 человек облегченно выдох нули, один оторвался от места, подобно тяжелоатлету, идущ е му на рекорд. — Так как ж е произошло зарож дение сознания? — испы тующе смотрел через линзы очков учитель. Ответ оказался не лучшим. 28 книг заш елесте ли ещ е ожесточеннее. Вверх взвилась ж ертвенная рука... ...Наконец вопрос был исчер пан самим преподавателем, и была внесена ясность, как все- таки зародилось сознание. Осталось только выяснить, кто им обладает. Ѳ С п о и ж н г л а з а ж н С У Т К И В ТЕЛЬНЯШКЕ — И все?! — удивление бы ло равно неверию. Поднялось euje семь рук. — Это уж е похоже на п рав ду. За честность благодарю, ну а за... сами знаете. Опустились руки, вместе с ними и буйные головы: навис ла угроза очередного неуволь- нения в город. Утренний ос мотр продолжался. «На десерт» деж урный оф и цер зачитал ряд приказбв, возбудив угасш ие на осмотре страсти: кому, когда и за ка кой проступок объявлен вы говор или вынесено п редупре ждение. «КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ», ИЛИ «БУДЬТЕ ГОТОВЫ!» «Критерий истины» — таково н а з в а н и е седьмой лекции по философии. До истины докапы вались два ча са, но надо отдать должное преподавателю, истина была все-таки найдена. Препода вателю присуще чувство юмо ра на занятиях, хотя наука весьма серьезная. Требователь ность и добросердечие вполне уживаю тся в этом человеке, Собственно потому и отзы ва ются о нем курсанты с тепло той. — К п роверке комиссии из Минвуза будьте готовы, —■ пре дупредил преподаватель. — Чтобы лес рук, доклады... все! Ясно? —• Ясно! — Тогда приступим к семи нару. Что у нас? «Сознание»? Кто готов? Если не готов никто, то рас хлебывают старш ина и ком сорг, и все это отлично знают. Активистам повезло: руку по тянул Виталик Кузема по соб ственному желанию. После дли тельного чтения конспекта воп- СТРОИТЬСЯ НА САМПО! Оказывается, обед не только расслабляет. Обед ещ е и обла гораживает мысли, придает добродушности, «старикам» — снисходительности, а некоторых даж е настраивает на работу. Вереница курсантов посте пенно заполняла обширную аудиторию: самоподготовка. Ос талось только напрячь извили ны и вгрызться в условие за дачи. Большинству это уда лось: заработали компьютеры, мысли забегали. Дежурные тоже. Дежурные оказали сь самыми работоспособными: непросто заполнить огромный «талмуд» — кто где сидит в этот час. — Тан: 5 человек — в чи тальном зале, 7 — на к аф ед ре, наряд, больной. Ага! Один переместился из читального зала в аудиторию, два — на оборот. 2 —1 = ? Цифры местонахождения ак куратно вносятся в ж у рн ал ь ные гр афы и пишутся на до ске. Наконец, по первому часу все готово: дислокация уста новлена, дефилирующие без д е ла — не в счет. Можно пре рваться на пять минут и при ступить к пересчету заново. Начался второй час занятий. Открывается журнал: 7 — в читалке, 5 — на кафедре, а где еще два? Только сейчас за последним столом блаженно спали? Придется искать Впро чем, заснули — двое новых на другом ряду. Это выход, 37 — в аудитории... Дежурный сел с сознанием выполненного долга, готовясь к последнему пересчету Само подготовка подходила к концу. ( О к о н ч а н и е н а 11 ст р.). - J 17 октября 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz