Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
с фотоаппаратом по училищу • Ж С о ш п е т е н т м о е я т я е я я е Константин Николаевич Ш А П О В А ЛО В , заместитель начальника В Р И О «Севры ба»: — Заранее присоединяюсь ко всем добрым словам ^ и поздравлениям, которые бу дут сказаны в день 30-лет него юбилея нашей рыбац кой академии. II все-таки в этот день хочется высказать некоторые мысли и впечат ления, которые, надо наде яться, помогут и курсантам, и преподавателям. Во-первых, у меня лично складывается впечатление, что в последние годы снизи лась престижность профес сии судоводителя, то есть штурмана, капитана. Эта специальность (не хочу ума лять значения судомеханиче ской службы) все же глав ная на корабле. Человек, стоящий у руля, прокладыва ющий путь кораблю, коман дир, мореход, смелый, бес страшный и ответственный,— вот сколько значений и эпи тетов применимо к понятию «судоводитель». К сожале нию, теперь далеко ие все мальчишки мечтают стать капитанами. Стармехами, электриками, радистами — это пожалуйста. Неужели только потому, что с такими специальностями легче уст роиться на берегу? Где она, жажда схватки со стихией, мужская амбиция, характер? Это ’ обидно мне, как судо водителю. А вот что беспокоит, как руководителя. ‘ В годы первых выпусков, когда в мореходку прини мали моряков и с профессио нальными навыками, и с кое- каким жизненным опытом, из стен училища выходили уже готовые командиры, которые умели н суда водить, и людьми руководить. Увы, сегодня искусству общения, командирскому «голосу» приходится учить выпускни ка прямо на промысле. А где взять ' время для этого? Нет у большинства выпуск ников навыков руководителя, претензий на лидерство. Этот недостаток необходимо ис правлять в стенах училища. Еще одно обстоятельство, на мой взгляд, мешает вы пускннкам сразу войти в ра боту. Это незнание практи ческих обязанностей, с ко торыми сталкивается 3-й и 4-й штурман, незнание «бу мажной» работы, отнимаю щей львиную долю времени на берегу: оформление судо вых документов, контакты с Регистром и снабженцами, выдача зарплаты и так да лее. II этому надо учить. И, наконец, последнее, хо тя этот пункт некоторые считают пустяковым: знание иностранных языков, напри мер, английского. Сегодня, когда наши суда заходят, в ннпорты, пользуются услу гами лоцманов, принимают иностранных наблюдателей, когда расширяются контакты с зарубежными специалиста ми, быть «немым» в этом общении просто стыдно. Все мои претензии — от желания видеть в выпускни ках МВИМУ идеальных к о мандиров, специалистов вы сокого класса. Но сегодня хочется ска зать большое «спасибо» преподавательскому составу училища за и.х плодотвор ную работу по воспитанию морских кадров для наших рыболовных флотов, ну, а аіожслаш ія я уже высказал. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» = = = = = ^ |7 октября 1980 г. О А ЛЕТ НАЗАД, в с е н т я б - ре был объявлен п е р вый набор в М урм ан ское выс ш ее м о р с к о е училище. Д о л гое в р ем я МВИМУ оставалось единственным в стране вузом, который готовил специалистов для работы на судах рыбной промышленности. В те годы ры бац кая а к а д е мия дел ал а первые, пока ещ е ро бк и е шаги к теп ер ешн ем у МВИМУ с его оснащенностью л аб о р ат о р и я м и и учебным о бо р у до в ан и ем , его крепким авторитетом в Министерстве рыбной промышленности СССР. Т еперешние ж е к у р санты не только учатся. Э п о ха научно-технической р е в о люции требует от каж дого специалиста с юных лет участ вовать' з со зи д ател ьн о м науч но-техническом тзорчестве, с первых лет учэбы вносить свой вклад в развитие п р о и з водительных сил страны. В нашем училище научно- исследовательская работа п р о водится в соответствии с «Пла ном-системой привлечения курсантов к н ау чн о -и ссл едо в а тельской работе, техническому творчеству и вн едр ени я э л е ментов научных исследований а учебный процесс», НОК (научное общ еств о ку р сантов) о бъ ед и н яет "более 1200 учащихся, и заняты они в р а з личных ф о р м а х научно-иссле довательской работы: в науч ных кружках, кружках техни ческого творчестза, выполня ют х о зд о го во р ны е и г о с бю д жетные работы, занимаются научно-технической пропаган дой. И работают парни с у в л е ч е нием, внося немалый вклад и * изготовление учебных л а бораторны х установок, и в разв итие техн и ко-эхон оми че ской базы рыбной п р о м ыш ленности в целом. Об этом говорят, например, названия работ, выполненных курсанта, эл ектром еханика для судов с электростанциями посто ян но го тока». А на Всероссийской выставке НТТМ з Ульяновске диплом I степени был п ри суж ден р аб о т е курсанта И. Г. Гординского: «Кольцо для о с настки кош елькозых неводов». Но н аибольш его успеха д о бились м у р м ан ч ан е на IX сту ден ческой научно-технической ко н ф ер ен ц и и вузов МРХ СССР. Из 56 работ, п р ед ст ав ленных МВИМУ, 11 были у д о стоены диплом ов ! степени и золотых м едалей , 11 работ — II степени и «сер еб р а» , 7 р або т — III степени и б р о н з о вых м едал ей , 5 р або т о т м е чены грамотами • к о н ф е р е н ции. О с о б о е значение для на шего вуза, как и для рыбной промышленности, имеют науч но-исследовательски е работы прикладного характера, н еп о средствен н о связанны е с р а зв и тием и ростом эфф ективности рыбного промысла. Динамику развития этих работ м ожн о проиллюстрировать с л е д у ю щими циф рами . З а годы VIII пятилетки годовой э ф ф ек т на учно-исследовательских работ составил 980 тысяч рублей, в IX пятилетке — 1 млн. 463 тысячи, за 4 года X пятилетки — 2 млн. 113 тысяч рублей. Почти в четы р г р а за выросло число курсантов, принимающих участие во всех ф о р м а х науч но-технического творчества. С о в р е м ен н ы е ры бо л о в ны е суда, их о бо р у до в ан и е, виды промысла, п р о м ы с л о в о е в о о р у ж ен и е требую т сегодн я от специалиста не только п р о ч ных и глубоких знаний, но и творческого полета мысли, постоянного поиска путей по вышения эффективности р а б о ты всего ко р аб е л ь н о г о х о зя й ства. На это мы и н ац еливаем наших курсантов, будущих су доводителей, м орских и нж е неров. О КНА ИХ КВА РТИРЫ смотрят на море. С высоты пятого этажа как на ладони северный рейд, оживленный проспект кора бельных путей. Совсем не много пройдет времени, и станет Нина Серафимовна поглядывать на этот рейд, стараясь угадать корабль сына. нетерпеливо ждать его прихода. Так же, как ждала хозяина дома, Г а # Германовича Дерендяева, как ждет долгожданную субботу, «МО Р Е когда входит в квартиру стройный, подтянутый к ур сант МВИМУ. Ее Юра, ко торого материнское сердце все еще считает ребенком. Впрочем, для своих матерей мы всегда остаемся детьми. — Я занимался в мурман ской школе № 8. Особенно любил историю и общество ведение, и многие товарищи и учителя думали, что я бу ду’ поступать в пединститут. ІІо я решил твердо — толь ко в МВИМУ. Туда, г ; $ учился мой отец. " Я соглашаюсь' с Юрой. Да, у него впереди .интерес ная,- нужная работа с нелег кими морскими буднями, ра достными праздниками воз вращения в родной порт. Сын выбрал дорогу отца. Капитан плавкрана судовер- С удомеханический ф а к у л ь тет — один из самых «серь езных» в училище. С внима нием слушают курсанты 4-го ку р са Федор Загорцев. Николай Немчинов, ІІваи Белоус, Сергей Пантелеев (слева направо) за ведующ его кафедрой с уд о вы х двигате лей- внутреннего сгорания Анатолия Григорьевича Са вельева. © Трудно представить севе современный флот без вы ч и слительной техники, без «умных» машин, облегчаю щ и х тысячи счетных опера ций, помогающих п ро к л а ды вать безопасные ку р сы су дам. Курсантам. которые завтра станут проф ессио нальными судоводителями, судомеханиками, электроме ханиками, н а вы ки работы с Э ВМ необходимо прививать уже сегодня. Лаборатория аналоговых м о дел и р ующ и х машин, соз данная а МВИМУ , — одна из л у чш и х в области, и за нимаются в ней курсанты**} интересом и удовольствием. Фото Б. ЩУКИНА. ми и представленных на з о нальный этап Всероссийской выставки научно-технического творчества м о л о д е ж и : «Порта тивный п р и бо р для п роверки и настройки токовых .защит судовых эл ек тр о п р и в о до в и электрических установок», «Прибор для п о о ч ер е д н о го контроля сопротивлений и з о ляции р езе р в н ы х судовых ф и деров», «Тестер судового j " * " 9 З в о н о к и з р е д а к ц и я УЧИТЬСЯ ОБЩЕНИЮ Б. И. ОЛЕЙНИКОВ, проректор по научной работ» Выпускнику МВИМУ 19С0 года, выросшему в дальнейш ем в Руководителя флота, мы зад ал а вопрос: Что вам запомнилось из тех курсан тских лет, чему вас на учили и что пришлось постигать самому? Геннадий Федорович ГОЛОВНИН, генеральный ди р ек то р про изводственного объединения «Мурманрыбпром»: — Мо р ех о дк а научила творчески мыслить, накрепко п р и вила любовь к своей п р оф ессии, уже в те годы мы учились р а ботать в экстремальных условиях, работать б е з ошибок, стойко переносить п р о и зво дствен ны е неудачи. Училище воспитало а нас мужской характер, твердость, научило держ ать судьбу в собственных руках. Чему не научило... Виною ли тому учебны е пр о гр аммы , но науку о бщ ен и я с людьми, психологию мне лично пришлось п о стигать самому, и н ем ало было п о п о р чен о на этом нервов, н е мало ошибок п р о и зош л о из-за неум ения руководить людь ми. Командир п роизводства — должность многогранная, и прои зводствен ны е связи б е з люд ей — не связи. Вот почему мне так х орошо запомнились преподаватели, су м езш и е в о сп о л нить п р о б ел ы учебной программы, п р еп о давш и е нам и в теории, и в личном п р и м е р е ком андирскую науку, — Станислав Митрофанович Ельчанов, Константин Васильевич Логинов, А л ек сей Иванович Полтавцев, Владимир Евгеньевич Ольховский. . Сейчас, когда в училище создан факультет общественных п р о фессий, ситуация изменилась, но все-таки думаю, что у м ение руководить лю д ь м и — не п о сл ед н ее дело. Внимание к этому «предмету» ослаблять нельзя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz