Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

с фотоаппаратом по училищу • Ж С о ш п е т е н т м о е я т я е я я е Константин Николаевич Ш А П О В А ЛО В , заместитель начальника В Р И О «Севры ба»: — Заранее присоединяюсь ко всем добрым словам ^ и поздравлениям, которые бу­ дут сказаны в день 30-лет­ него юбилея нашей рыбац­ кой академии. II все-таки в этот день хочется высказать некоторые мысли и впечат­ ления, которые, надо наде­ яться, помогут и курсантам, и преподавателям. Во-первых, у меня лично складывается впечатление, что в последние годы снизи­ лась престижность профес­ сии судоводителя, то есть штурмана, капитана. Эта специальность (не хочу ума­ лять значения судомеханиче­ ской службы) все же глав­ ная на корабле. Человек, стоящий у руля, прокладыва­ ющий путь кораблю, коман­ дир, мореход, смелый, бес­ страшный и ответственный,— вот сколько значений и эпи­ тетов применимо к понятию «судоводитель». К сожале­ нию, теперь далеко ие все мальчишки мечтают стать капитанами. Стармехами, электриками, радистами — это пожалуйста. Неужели только потому, что с такими специальностями легче уст­ роиться на берегу? Где она, жажда схватки со стихией, мужская амбиция, характер? Это ’ обидно мне, как судо­ водителю. А вот что беспокоит, как руководителя. ‘ В годы первых выпусков, когда в мореходку прини­ мали моряков и с профессио­ нальными навыками, и с кое- каким жизненным опытом, из стен училища выходили уже готовые командиры, которые умели н суда водить, и людьми руководить. Увы, сегодня искусству общения, командирскому «голосу» приходится учить выпускни­ ка прямо на промысле. А где взять ' время для этого? Нет у большинства выпуск­ ников навыков руководителя, претензий на лидерство. Этот недостаток необходимо ис­ правлять в стенах училища. Еще одно обстоятельство, на мой взгляд, мешает вы пускннкам сразу войти в ра­ боту. Это незнание практи­ ческих обязанностей, с ко­ торыми сталкивается 3-й и 4-й штурман, незнание «бу­ мажной» работы, отнимаю­ щей львиную долю времени на берегу: оформление судо­ вых документов, контакты с Регистром и снабженцами, выдача зарплаты и так да­ лее. II этому надо учить. И, наконец, последнее, хо­ тя этот пункт некоторые считают пустяковым: знание иностранных языков, напри­ мер, английского. Сегодня, когда наши суда заходят, в ннпорты, пользуются услу­ гами лоцманов, принимают иностранных наблюдателей, когда расширяются контакты с зарубежными специалиста­ ми, быть «немым» в этом общении просто стыдно. Все мои претензии — от желания видеть в выпускни­ ках МВИМУ идеальных к о ­ мандиров, специалистов вы­ сокого класса. Но сегодня хочется ска­ зать большое «спасибо» преподавательскому составу училища за и.х плодотвор­ ную работу по воспитанию морских кадров для наших рыболовных флотов, ну, а аіожслаш ія я уже высказал. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» = = = = = ^ |7 октября 1980 г. О А ЛЕТ НАЗАД, в с е н т я б - ре был объявлен п е р ­ вый набор в М урм ан ское выс­ ш ее м о р с к о е училище. Д о л ­ гое в р ем я МВИМУ оставалось единственным в стране вузом, который готовил специалистов для работы на судах рыбной промышленности. В те годы ры бац кая а к а д е ­ мия дел ал а первые, пока ещ е ро бк и е шаги к теп ер ешн ем у МВИМУ с его оснащенностью л аб о р ат о р и я м и и учебным о бо р у до в ан и ем , его крепким авторитетом в Министерстве рыбной промышленности СССР. Т еперешние ж е к у р ­ санты не только учатся. Э п о ­ ха научно-технической р е в о ­ люции требует от каж дого специалиста с юных лет участ­ вовать' з со зи д ател ьн о м науч­ но-техническом тзорчестве, с первых лет учэбы вносить свой вклад в развитие п р о и з ­ водительных сил страны. В нашем училище научно- исследовательская работа п р о ­ водится в соответствии с «Пла­ ном-системой привлечения курсантов к н ау чн о -и ссл едо в а­ тельской работе, техническому творчеству и вн едр ени я э л е ­ ментов научных исследований а учебный процесс», НОК (научное общ еств о ку р ­ сантов) о бъ ед и н яет "более 1200 учащихся, и заняты они в р а з ­ личных ф о р м а х научно-иссле­ довательской работы: в науч­ ных кружках, кружках техни­ ческого творчестза, выполня­ ют х о зд о го во р ны е и г о с бю д ­ жетные работы, занимаются научно-технической пропаган­ дой. И работают парни с у в л е ч е ­ нием, внося немалый вклад и * изготовление учебных л а ­ бораторны х установок, и в разв итие техн и ко-эхон оми че­ ской базы рыбной п р о м ыш ­ ленности в целом. Об этом говорят, например, названия работ, выполненных курсанта, эл ектром еханика для судов с электростанциями посто ян но ­ го тока». А на Всероссийской выставке НТТМ з Ульяновске диплом I степени был п ри ­ суж ден р аб о т е курсанта И. Г. Гординского: «Кольцо для о с ­ настки кош елькозых неводов». Но н аибольш его успеха д о ­ бились м у р м ан ч ан е на IX сту­ ден ческой научно-технической ко н ф ер ен ц и и вузов МРХ СССР. Из 56 работ, п р ед ст ав ­ ленных МВИМУ, 11 были у д о ­ стоены диплом ов ! степени и золотых м едалей , 11 работ — II степени и «сер еб р а» , 7 р або т — III степени и б р о н з о ­ вых м едал ей , 5 р або т о т м е ­ чены грамотами • к о н ф е р е н ­ ции. О с о б о е значение для на­ шего вуза, как и для рыбной промышленности, имеют науч­ но-исследовательски е работы прикладного характера, н еп о ­ средствен н о связанны е с р а зв и ­ тием и ростом эфф ективности рыбного промысла. Динамику развития этих работ м ожн о проиллюстрировать с л е д у ю ­ щими циф рами . З а годы VIII пятилетки годовой э ф ф ек т на­ учно-исследовательских работ составил 980 тысяч рублей, в IX пятилетке — 1 млн. 463 тысячи, за 4 года X пятилетки — 2 млн. 113 тысяч рублей. Почти в четы р г р а за выросло число курсантов, принимающих участие во всех ф о р м а х науч­ но-технического творчества. С о в р е м ен н ы е ры бо л о в ны е суда, их о бо р у до в ан и е, виды промысла, п р о м ы с л о в о е в о о ­ р у ж ен и е требую т сегодн я от специалиста не только п р о ч ­ ных и глубоких знаний, но и творческого полета мысли, постоянного поиска путей по­ вышения эффективности р а б о ­ ты всего ко р аб е л ь н о г о х о зя й ­ ства. На это мы и н ац еливаем наших курсантов, будущих су­ доводителей, м орских и нж е­ неров. О КНА ИХ КВА РТИРЫ смотрят на море. С высоты пятого этажа как на ладони северный рейд, оживленный проспект кора­ бельных путей. Совсем не­ много пройдет времени, и станет Нина Серафимовна поглядывать на этот рейд, стараясь угадать корабль сына. нетерпеливо ждать его прихода. Так же, как ждала хозяина дома, Г а # Германовича Дерендяева, как ждет долгожданную субботу, «МО Р Е когда входит в квартиру стройный, подтянутый к ур ­ сант МВИМУ. Ее Юра, ко­ торого материнское сердце все еще считает ребенком. Впрочем, для своих матерей мы всегда остаемся детьми. — Я занимался в мурман­ ской школе № 8. Особенно любил историю и общество­ ведение, и многие товарищи и учителя думали, что я бу­ ду’ поступать в пединститут. ІІо я решил твердо — толь­ ко в МВИМУ. Туда, г ; $ учился мой отец. " Я соглашаюсь' с Юрой. Да, у него впереди .интерес­ ная,- нужная работа с нелег­ кими морскими буднями, ра­ достными праздниками воз­ вращения в родной порт. Сын выбрал дорогу отца. Капитан плавкрана судовер- С удомеханический ф а к у л ь ­ тет — один из самых «серь­ езных» в училище. С внима­ нием слушают курсанты 4-го ку р са Федор Загорцев. Николай Немчинов, ІІваи Белоус, Сергей Пантелеев (слева направо) за ведующ его кафедрой с уд о вы х двигате­ лей- внутреннего сгорания Анатолия Григорьевича Са вельева. © Трудно представить севе современный флот без вы ч и ­ слительной техники, без «умных» машин, облегчаю ­ щ и х тысячи счетных опера­ ций, помогающих п ро к л а ды ­ вать безопасные ку р сы су­ дам. Курсантам. которые завтра станут проф ессио­ нальными судоводителями, судомеханиками, электроме­ ханиками, н а вы ки работы с Э ВМ необходимо прививать уже сегодня. Лаборатория аналоговых м о дел и р ующ и х машин, соз­ данная а МВИМУ , — одна из л у чш и х в области, и за­ нимаются в ней курсанты**} интересом и удовольствием. Фото Б. ЩУКИНА. ми и представленных на з о ­ нальный этап Всероссийской выставки научно-технического творчества м о л о д е ж и : «Порта­ тивный п р и бо р для п роверки и настройки токовых .защит судовых эл ек тр о п р и в о до в и электрических установок», «Прибор для п о о ч ер е д н о го контроля сопротивлений и з о ­ ляции р езе р в н ы х судовых ф и ­ деров», «Тестер судового j " * " 9 З в о н о к и з р е д а к ц и я УЧИТЬСЯ ОБЩЕНИЮ Б. И. ОЛЕЙНИКОВ, проректор по научной работ» Выпускнику МВИМУ 19С0 года, выросшему в дальнейш ем в Руководителя флота, мы зад ал а вопрос: Что вам запомнилось из тех курсан тских лет, чему вас на­ учили и что пришлось постигать самому? Геннадий Федорович ГОЛОВНИН, генеральный ди р ек то р про­ изводственного объединения «Мурманрыбпром»: — Мо р ех о дк а научила творчески мыслить, накрепко п р и ­ вила любовь к своей п р оф ессии, уже в те годы мы учились р а ­ ботать в экстремальных условиях, работать б е з ошибок, стойко переносить п р о и зво дствен ны е неудачи. Училище воспитало а нас мужской характер, твердость, научило держ ать судьбу в собственных руках. Чему не научило... Виною ли тому учебны е пр о гр аммы , но науку о бщ ен и я с людьми, психологию мне лично пришлось п о ­ стигать самому, и н ем ало было п о п о р чен о на этом нервов, н е ­ мало ошибок п р о и зош л о из-за неум ения руководить людь ми. Командир п роизводства — должность многогранная, и прои зводствен ны е связи б е з люд ей — не связи. Вот почему мне так х орошо запомнились преподаватели, су м езш и е в о сп о л ­ нить п р о б ел ы учебной программы, п р еп о давш и е нам и в теории, и в личном п р и м е р е ком андирскую науку, — Станислав Митрофанович Ельчанов, Константин Васильевич Логинов, А л ек ­ сей Иванович Полтавцев, Владимир Евгеньевич Ольховский. . Сейчас, когда в училище создан факультет общественных п р о ­ фессий, ситуация изменилась, но все-таки думаю, что у м ение руководить лю д ь м и — не п о сл ед н ее дело. Внимание к этому «предмету» ослаблять нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz