Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
Б ОЛЬШОЙ МО РО . ЗИЛЬНЫЙ ТРАУЛЕР «Салтыков - Щедрин» пришел в порт после оч е р ед н о го плавания. Ъно было недолгим, п р о до лж ал о сь два м е- ®ызвано это было что судно отслужило с р о к эксплуатации. Оно нахо дилось на плаву 25 лет. Пла вание в течение августа и сен . тибря бы ло последним. — Зная это наперед, — р ассказывал первый п о м о щ ник капитан-директора А л ек сан др Филиппович Тикунов,— и зная, что наш р ей с будет «под окуня», мы постарались сделать все во зм о ж н о е, что- $ы м о р яки е щ е в порту п о н я ли, что вп ер ед и их ож и даю т І р п ьш и е трудности. С к аж д ы м , кто приходил на трау- Аер из отдела кадров, п р о в о дили беседу. Разговаривали с м о р як ам и старпом и я. И вот во в р е м я таких б е с е д выяс нилось, что п р о и зво дствен н ая ком ан да будет состоять сплошь из матросов, у к о то рых за плечами оди н -дза, от силы три плавания. Ну что же, удивляться этом у не приходится. М у р манский траловый ф лот п р о до лж ает «омолаживаться». На «С алты ко ве-Щедр и н е» вете раны заняли в основном к о м ан дны е места. Именно это с к о р е е всего и дало в о з м о ж ность экипажу сработать в р ей се с высоким результатом. П ер вы е п о д ъ е мы окуня были весамь*ми. Брали за траление от двух до четырех t «H рыбы, — п р о до лж ал ой р ассказ первый п о м о щ ник. — Поскольку п р о м ыш л я ли в пелагическом варианте, в ж абр ах не н аблю дали ни ила, ни песка. Р еш ение приняли са м о е в е р н о е — р а з д е л ь я а т ь рыбу, не удаляя головы. Что с л едо ва ло из этого? Повы шалея ко эфф иц и ен т и сп о л ь зо вания оку-ня на п ищ еаы е ц е ли. 8 кон ц е рейса подсчитали этот к о эфф иц и ен т и получи ли 98,3 процента. На каждом промысловом судне в каждом плавании есть определенное время • начале работы, когда эки п аж прохо дит как бы притирку, люди, а особенно молодежь, набираю т ся мастерства А кто из моло ды х матросов мог раэделы вать окуня, не отрезая голов? Ни кто. Вот здесь и поделились опытом ветераны — технолог Юрий Васильевич Кашулин, добытчики Иван Антонович £Івахов, Борис Петрович Зме- ул Производственной команде во многом помогала подвахта. Ветераны флота сообща обучи ли молодых моряков, и дело пошло на лад Уловы вовремя обрабатывались, а строгий контроль за качеством обра ботки помог исключить брак в работе за рыбоделами, на р ас фасовочны х столах, на упаков ке брикетов мороженой рыбы. — И вот они — наши р е зультаты, — не скрывая у д о вольствия, говорит Александр Филиппович. — При р ей со в о м задании вылазить 643 тонны добьіли 808 тонн окуня и дру* гой донной рыбы. Нам плани ровалось выпустить 450 тонн готозой продукции, а мы в ы П О С Л Е Д Н И Й - П О Б Е Д Н Ы Й ! работали е е 691 тонну. У нас отличные результаты по р е а лизации и заготовке печени трески. Будет уместным с к а зать, что такой «ид ассо р ти мента, как ф иле, нам в о о бщ е не планировался. Но, им ея а п р и л о ае треску и зубатку, на ши м о р як и постарались. В порту мы сдали 31 тонну о б е с . шкуренного филе. Моряки, случается, с н еу д о . вольствием заготавливают ры бу а мелкой т а р е— коробочках по килограмм у и два. На БМРТ «Салтыков-Щедрин» І Ы Н Е Ш Н Я Я мойвсішая 1 путина предложила да же самым бывалым рыбакам массу проблем. Решить их возможно. как доказала практика, только совместны ми усилиями, только путем взаимопонимания и взаимо помощи. Не случайно капи таны, штурманы по рации, расходясь На своих курсах в поисках косяков, я бы ска зал, дружески обмениваются информацией о поведении тралов при том или ином режиме траления, о наличии рыбы и ее поведении. Все экипажи, даже, возможно, в ущерб своим производствен ным показателям, не боятся ііѳтерять какое-то время для того, чтобы помочь соседу. Но таков уж закон моря. Таков вообще закон соли- у;ке в этом реіісе. Неплохи показатели и по заморозке (110 процентов), и по выло ву (104 процента). Не все у нас?? естественно, получалось ладно. Допустим, вылавливать мы могли бы и больше — допускала про мысловая обстановка. По по лучилось вот что. Мало того, что рыбомучная установка на судне постоянно капризничала, так еще и ма- шинйсты РМУ терялись и не Рейс продолжается. II на ши люди по-прежнему на высоте положения. Лучших из членов экипажа хочется назвать. Это консервныі; мастер С. X. Ешенко — он на нашем судне делает пер вый рейс, но быстро вник в особенности технологиче ского оборудования и сумел почти сразу наладить про цесс выпуска консервов. Из наиболее знающих свое де- ЧЕТКИМ ОРИЕНТИР М А К С И М У М С Ы Р Ь Я - Я А Л И І Ц Е В Ы Е Ц Е Л И ! командный состав сум ел и здесь нацелить ком анду на п ер евы п о л н ен и е и этого пока_ зателя. 119 тонн р азд ел ан н о го окуня было упаковано и з а м о р о ж е н о в красочных к о р о бочках. 15 августа м о р як и судна выполнили план десятой пятилетки по всем п о к а за те лям . Еще раньше, четвертого июля, они рапортовали о з а верш ении годового задания, а 1 октября успешно завершили работу в счет обязательства, п р инимавш егося в честь ХХѴІ с ъ езд а КПСС. Рыбной п р о дукции р е а л и зо в а н о сверх расчетного плана п ер во го квартала с л ед ующ его года на В90 тысяч рублей. — Наши моряки, — сказал в выключение беседы Александр Филиппович Тикуно», — сдела ли все от « и х зависящ ее, что бы последний рейс БМРТ *Сал- тынов-Щедрин» стал победным, чтобы в конце его рабочей биографии значился успех К этому мы шли и этого доби лись. Помогли больш ей опыт капитан-директора Эдуарда Ни келееѵмча Кольцова, умение ветеранов работать с молоде ж ь » и большое стрем лен и е ее верн уться к причалам Мурман ска с победой. Как ни печально, &МРТ «Салтыков-Щедрин» отслужил п о л о ж ен ны е 25 лет коллекти ву Мурм анского тралового флота. О р д е н о н о с н о г о флота. Закры л ась сен тя б р ь ским и августовским р ей со м п о сл едн я я страница его б и о графии. И всем приятно с о знавать, что вместе с в ете р а нами е е закры вали м о л о д ы е матросы, ко то рым в д ал ь н ей шем, быть м ожет, суж ден о стать капитанами, механиками, тралм ей стерам и , технологами и ходить в м о р е у ж е на б о л е е со вр ем ен ны х ры б о д о б ы заю - щих и ры бо п ер ер а баты в ающ и х траулерах. С. ДАНИЛОВ. е В л в с т р е ч у п а р т с ъ е з д у НА МИЛЛИОН РУБЛЕЙ Экипаж БАТ «Маршал Якубовский» успешно справляется с при нятыми, в честь XXVI с ъ е зд а КПСС социалистическими о бя аател ь . ствами. В Д ень Конституции СССР вып о л н ен о зад ан и е десятой пя. тилэтки. П р и м ер в р аб о т е показывают коммунисты Д. М. Багишвили, В. А. Игнатов, М. Н. Васюков, К. ЛД. Енико», А. А. Лыков, М, С. Ко- чербитов, Н. А. Андреев, м атросы А. Г. Козинец, А. Д. Широков, В. Я. Гудименко, М. Г. Коломиец, Т. А. Хайбуллин, р еф м е х ан и к В. В. Выговский, старший электром еханик Н. С. Урсул. Д о конца года экипаж о бя зу ется вь»работать пищ евой п родукции на миллион рублей. Капитан-директор КОНОПЛЯНКО, предсудкома БИТЮЦКИЙ. УДАРНЫЕ НЕДЕЛИ ЭКИПАЖА Включившись в социалистическое соревнование ф лота под д еви зом «XXVI съезду КЛСС — 26 ударны х недель*», эки п аж БМРТ «Михаил Квасников» объединения «Мурманрыбпром» ещ е седьмого октября выполнил годовой план по добыче рыбы. Принимав шееся обязательство было заверш ен о на месяц раньш е намеченно го т^-ллективом срока, Моряки этого судна продолжают трудиться, не сн иж ая темпов Перед ними стоит очередная задача — такж е досрочно выполнить задание годэ по производству пищевой продукции. Налитан-директор ХАРЛАН, сек р ет ар ь парторганизации ДОРО ШЕНКО. предсудкома РЯБОВ.*"- дарности всех рыбаков мира, а в особенности рыбаков со циалистических стран. Вот сейчас, идя «по зеле ной» в порт, мы встретили болгарский Б М Р Т «Фрега та». Болгарские товарищи попросили пас рассказать, где лучше ловится мойва, каково ее поведение, каким тралом лучше пользоваться и каковы наиболее целесо образные параметры его ца. боты. Наш капитан А. К. Йудряшов во всех подробно стях посвятил наших друзей в секреты «рыбалки». Да и как ж е иначе. Ведь •я а го д ар я такой «от соли дар ности ры баков н аш е судно, одно из самы х устаревш их среди судов этого типа, ■се-та- ни «смотрится» ещ е неплохо. План при н ем ам д ны х техн и ч е ских качествах тр ау л ера д о ста точно напряж енный, .если не сказать, очень напряж енный За 127 суток рейса мы должны зам орозить 3650 тонн мойвы, В том числе продукции улучш ен ного качества — 124 тонны в м н о к и л о гр ам м о в ы х коробоч ках и ВО тонн — в двухкило- грамм оаых брикетах. Кроме того, надо вы работать консер вов — 310 тысяч условных ^банок. II что же? Как складыва ются у нас сегодня дела? По выпуску консервов (36 тысяч банок за 18 суток) пятилетний план выполнен знали, что с ней делать. П°' чему? Потому что нинто не го товил их н работе на установ ке этого типа. Отделу кадров, по нашему мнению, следовало бы, прежде чем посылать с п е циалистов на судно, и нф орми ровать, с чем именно им п ри дется иметь дело. Это сделать на берегу нетрудно, а море же так ая инф ормированность оку пится сторицей. Вот о чем хотелось бы сказать еще. Отсутствие в нужный момент транспортно го судна на промысле озна чает для нас потерю несколь ких суток промыслового вре мени (приход и разгрузка в порту «по зеленой»), II вто рая проблема — отсутствие картонной тары. В радиограмме с берега нам объяснили: картонные ящики выдают но плану, и мы по этому плану получи ли все сполна. То, что мы даем сверх плана, — никто же. дескать, не рассчитывал на перевыполнение... Но ведь путина — это ірчти всегда перевыполне ние! Притом смотрите, что получается. Из дальних рай онов приходят суда с неис пользованной тарой. А те, что работают рядом, на до быче трески? То же самое. Им тары много не нужно, треска «вала» не дает. Кому- то где-то надо было преду смотреть л распределить кар тонную тару*более разумно. Наше предложение таное. Учитывая сложности с постав кой картонной тары, полиэти леновые пакеты нап равлять на суда, ноторые не ведут массо вого облова рыбы. А там, где «4дет основная добыча, и обе спечение должно быть соот ветственное. Ведь всем извест н о—мойву брать надо быстро, пока она есть. Рыбаки готовы -выполнить свою часть задачи. Часть А задача-то общая... до матросов я бы выделил Р. П. Вайткуса, В. Ф . Рика, Й. В. Овсягашкова. В условиях социалистиче ского соревнования между вахтами есть пункт, на ко тором следует остановиться особо. Речь идет о качестве труда, о выпуске продукции без брака. У нас создана ко миссия по качеству. В нее вошли помощник рапитана по производству, мастера по обработке В. Ю. Середа и Б. М. Стогов, второй меха ник В. В. Лещенко. На страже качества, ес тественно, и группа народно го контроля, которую 8.03- главляет электромеханик Н. И. Серганов. Члены груп- йы неоднократно проверяли качество продукции на вы ходе из морозильных камер, температуру в теле ры^ы. соответствие ее требованиям ГОСТа. При выпуске продукции строгий ориентир дЛя нас — стандарты предприятия ком плексной системы управле ния качеством продукция Отсюда и контроль за хра нением рыбы в рыбных ящи ках (оно у нас не превышает двух.трех часов), за работой расфасовщиков (чтобы в противни не попадала рыба с механическими поврежде ниями), за соблюдением пра вильного режима работы мо розильных камер. Несмотря на все труд ности. экипаж уверен в там. что выполнит высокие обя зательства. Ю. ГОРДЕЕВ, помощмк капитана яо производству БМРТ «Ашхабад». Мы продолжаем обсуждение статьи старшего инж енера отде ла добычи Мурманского тралового флота А. Новикова «Станет путь короче» (N? 34). Сегодня а разговор о проблемах, связан ны х с повышением эфф ективности использования рыбопромыслового флота, вклю чается и нж енер отдела добычи В. Г. ЧИВИЛЕНКО объединения «Мурманрыбпром» С Э В М в з а г л а в н о й р о л и К а к и го ВСЕ участники раз- вора, я тож е считаю, что вопросы, затронуты е а статье А. Новикова, достаточно а к туальны для того, чтобы их р еш е н и е или уж, во всяком случае, о б с у ж д е н и е не откла дывать в долгий ящик. С интенсификацией п р о м ы с ла, о св о ен и ем новых районов, к ачественным и количествен- ным р о сто м ф лота при анали зе эфф екти вн ости его р а б о т у б е з электронно-вычислитель ной техники обходиться стано вится еде труднее. Как использовать ЭВМ? На этот сч ет сущ ествует нема/Го мнений. И я согласен с А. Лы сенко (№ 41), который считает, что подсказки машине со сто роны специалистов вносят субъективность в анализ, кото рый должен бы ть м атем атиче ски точным, бесстрастным. Мало того, ведь чтобы п о д сказать, специалисту н е о б х о д и м о сам о м у изучить и п р о анализировать большой о б ъ е м и сходного материала. Но тогда, простите, зач ем ЭВМ? Ведь к этом случае электр о н н о -вы чи с лительной м ашине отводится мезэвидная оопь статиста. Нет, з о б р а б о тк е данных и их ан а л и зе машине, видимо, надо о т вести заглавную роль. А сделать это можно, на мой взгляд, лишь после того, как будут выявлены и строго систематизированы причины, влияющие на рзботу как ф ло- fa в целом, так и каж до го пр о мы сл о во го судна в о т д е л ь ности, п р о в е д е н о их м а т е м а тическое описание и составлен п р о гн о з появления новых п ри чин. Но это задача на Перспекти ву. Вначале же, мне думается, необходимо на всех ф лотах унифицировать анализ с тем, чтобы все документы' и методы проведения ан али за работы ф лотов в рам ках объединения «Севрыба» были типовыми. А лиш ь тогда можно будет пё- редать ЭВМ всю стати сти че скую обработку и тем самым освободить инж енеров от че р новой работы по составлению ежедневного анализа деятель ности своего й родственных флотов, накоплению и нф орм а ции путем ведения рабочих записей, составления анализа работы флота за декаду, месяц И т. д. О дн и м словом, специалисты до лж ны заниматься анализом, выработкой р еко м ен дац и й по устранению неравномерности, принимать б о л е е активное участие в неп осредствен н ом уп равлении ф л о то м на п р о мысле. В результате удастся в какой-то м е р е разгрузить начальников о тделов добычи флотов. Как мне кажется, это м о ж н о сделать и сегодня. Относительно подготовки специалистов. Думаю, этим должны заниматься соответст вующие отделы. Д е л о чести каж до го специалиста постоян но интересоваться в с е м н о вым, что им еет отнош ение к его п р оф ессии. Ну, а « н ер а дивых» нужно наставлять на путь истинный. В то ж е в р е м я подготовка м атросов должна осущ еств ляться учебн о -ку р со вым к о м бинатом и на судах. Н есоот ветствие классности м атросов и их фактических знаний ещ е ведь н аблюдается на судах флота. Многие м атросы 1.-го класса не имеют навыков .ра боты на палубе, Здесь, мне думается, н ео б х о д им о п р о в о дить специализацию. U октября !980 г. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» О § стр..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz