Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

Б ОЛЬШОЙ МО РО . ЗИЛЬНЫЙ ТРАУЛЕР «Салтыков - Щедрин» пришел в порт после оч е р ед н о го плавания. Ъно было недолгим, п р о до лж ал о сь два м е- ®ызвано это было что судно отслужило с р о к эксплуатации. Оно нахо­ дилось на плаву 25 лет. Пла­ вание в течение августа и сен . тибря бы ло последним. — Зная это наперед, — р ассказывал первый п о м о щ ­ ник капитан-директора А л ек ­ сан др Филиппович Тикунов,— и зная, что наш р ей с будет «под окуня», мы постарались сделать все во зм о ж н о е, что- $ы м о р яки е щ е в порту п о н я­ ли, что вп ер ед и их ож и даю т І р п ьш и е трудности. С к аж ­ д ы м , кто приходил на трау- Аер из отдела кадров, п р о в о ­ дили беседу. Разговаривали с м о р як ам и старпом и я. И вот во в р е м я таких б е с е д выяс­ нилось, что п р о и зво дствен н ая ком ан да будет состоять сплошь из матросов, у к о то ­ рых за плечами оди н -дза, от силы три плавания. Ну что же, удивляться этом у не приходится. М у р ­ манский траловый ф лот п р о ­ до лж ает «омолаживаться». На «С алты ко ве-Щедр и н е» вете­ раны заняли в основном к о ­ м ан дны е места. Именно это с к о р е е всего и дало в о з м о ж ­ ность экипажу сработать в р ей се с высоким результатом. П ер вы е п о д ъ е мы окуня были весамь*ми. Брали за траление от двух до четырех t «H рыбы, — п р о до лж ал ой р ассказ первый п о м о щ ­ ник. — Поскольку п р о м ыш л я ­ ли в пелагическом варианте, в ж абр ах не н аблю дали ни ила, ни песка. Р еш ение приняли са м о е в е р н о е — р а з д е л ь я а т ь рыбу, не удаляя головы. Что с л едо ва ло из этого? Повы шалея ко эфф иц и ен т и сп о л ь зо ­ вания оку-ня на п ищ еаы е ц е ­ ли. 8 кон ц е рейса подсчитали этот к о эфф иц и ен т и получи­ ли 98,3 процента. На каждом промысловом судне в каждом плавании есть определенное время • начале работы, когда эки п аж прохо­ дит как бы притирку, люди, а особенно молодежь, набираю т­ ся мастерства А кто из моло­ ды х матросов мог раэделы вать окуня, не отрезая голов? Ни­ кто. Вот здесь и поделились опытом ветераны — технолог Юрий Васильевич Кашулин, добытчики Иван Антонович £Івахов, Борис Петрович Зме- ул Производственной команде во многом помогала подвахта. Ветераны флота сообща обучи­ ли молодых моряков, и дело пошло на лад Уловы вовремя обрабатывались, а строгий контроль за качеством обра­ ботки помог исключить брак в работе за рыбоделами, на р ас­ фасовочны х столах, на упаков­ ке брикетов мороженой рыбы. — И вот они — наши р е ­ зультаты, — не скрывая у д о ­ вольствия, говорит Александр Филиппович. — При р ей со в о м задании вылазить 643 тонны добьіли 808 тонн окуня и дру* гой донной рыбы. Нам плани­ ровалось выпустить 450 тонн готозой продукции, а мы в ы ­ П О С Л Е Д Н И Й - П О Б Е Д Н Ы Й ! работали е е 691 тонну. У нас отличные результаты по р е а ­ лизации и заготовке печени трески. Будет уместным с к а­ зать, что такой «ид ассо р ти ­ мента, как ф иле, нам в о о бщ е не планировался. Но, им ея а п р и л о ае треску и зубатку, на­ ши м о р як и постарались. В порту мы сдали 31 тонну о б е с . шкуренного филе. Моряки, случается, с н еу д о . вольствием заготавливают ры­ бу а мелкой т а р е— коробочках по килограмм у и два. На БМРТ «Салтыков-Щедрин» І Ы Н Е Ш Н Я Я мойвсішая 1 путина предложила да­ же самым бывалым рыбакам массу проблем. Решить их возможно. как доказала практика, только совместны­ ми усилиями, только путем взаимопонимания и взаимо­ помощи. Не случайно капи­ таны, штурманы по рации, расходясь На своих курсах в поисках косяков, я бы ска­ зал, дружески обмениваются информацией о поведении тралов при том или ином режиме траления, о наличии рыбы и ее поведении. Все экипажи, даже, возможно, в ущерб своим производствен­ ным показателям, не боятся ііѳтерять какое-то время для того, чтобы помочь соседу. Но таков уж закон моря. Таков вообще закон соли- у;ке в этом реіісе. Неплохи показатели и по заморозке (110 процентов), и по выло­ ву (104 процента). Не все у нас?? естественно, получалось ладно. Допустим, вылавливать мы могли бы и больше — допускала про­ мысловая обстановка. По по­ лучилось вот что. Мало того, что рыбомучная установка на судне постоянно капризничала, так еще и ма- шинйсты РМУ терялись и не Рейс продолжается. II на­ ши люди по-прежнему на высоте положения. Лучших из членов экипажа хочется назвать. Это консервныі; мастер С. X. Ешенко — он на нашем судне делает пер­ вый рейс, но быстро вник в особенности технологиче­ ского оборудования и сумел почти сразу наладить про­ цесс выпуска консервов. Из наиболее знающих свое де- ЧЕТКИМ ОРИЕНТИР М А К С И М У М С Ы Р Ь Я - Я А Л И І Ц Е В Ы Е Ц Е Л И ! командный состав сум ел и здесь нацелить ком анду на п ер евы п о л н ен и е и этого пока_ зателя. 119 тонн р азд ел ан н о го окуня было упаковано и з а ­ м о р о ж е н о в красочных к о р о ­ бочках. 15 августа м о р як и судна выполнили план десятой пятилетки по всем п о к а за те ­ лям . Еще раньше, четвертого июля, они рапортовали о з а ­ верш ении годового задания, а 1 октября успешно завершили работу в счет обязательства, п р инимавш егося в честь ХХѴІ с ъ езд а КПСС. Рыбной п р о ­ дукции р е а л и зо в а н о сверх расчетного плана п ер во го квартала с л ед ующ его года на В90 тысяч рублей. — Наши моряки, — сказал в выключение беседы Александр Филиппович Тикуно», — сдела­ ли все от « и х зависящ ее, что­ бы последний рейс БМРТ *Сал- тынов-Щедрин» стал победным, чтобы в конце его рабочей биографии значился успех К этому мы шли и этого доби­ лись. Помогли больш ей опыт капитан-директора Эдуарда Ни келееѵмча Кольцова, умение ветеранов работать с молоде­ ж ь » и большое стрем лен и е ее верн уться к причалам Мурман­ ска с победой. Как ни печально, &МРТ «Салтыков-Щедрин» отслужил п о л о ж ен ны е 25 лет коллекти­ ву Мурм анского тралового флота. О р д е н о н о с н о г о флота. Закры л ась сен тя б р ь ­ ским и августовским р ей со м п о сл едн я я страница его б и о ­ графии. И всем приятно с о ­ знавать, что вместе с в ете р а­ нами е е закры вали м о л о д ы е матросы, ко то рым в д ал ь н ей ­ шем, быть м ожет, суж ден о стать капитанами, механиками, тралм ей стерам и , технологами и ходить в м о р е у ж е на б о л е е со вр ем ен ны х ры б о д о б ы заю - щих и ры бо п ер ер а баты в ающ и х траулерах. С. ДАНИЛОВ. е В л в с т р е ч у п а р т с ъ е з д у НА МИЛЛИОН РУБЛЕЙ Экипаж БАТ «Маршал Якубовский» успешно справляется с при­ нятыми, в честь XXVI с ъ е зд а КПСС социалистическими о бя аател ь . ствами. В Д ень Конституции СССР вып о л н ен о зад ан и е десятой пя. тилэтки. П р и м ер в р аб о т е показывают коммунисты Д. М. Багишвили, В. А. Игнатов, М. Н. Васюков, К. ЛД. Енико», А. А. Лыков, М, С. Ко- чербитов, Н. А. Андреев, м атросы А. Г. Козинец, А. Д. Широков, В. Я. Гудименко, М. Г. Коломиец, Т. А. Хайбуллин, р еф м е х ан и к В. В. Выговский, старший электром еханик Н. С. Урсул. Д о конца года экипаж о бя зу ется вь»работать пищ евой п родукции на миллион рублей. Капитан-директор КОНОПЛЯНКО, предсудкома БИТЮЦКИЙ. УДАРНЫЕ НЕДЕЛИ ЭКИПАЖА Включившись в социалистическое соревнование ф лота под д еви ­ зом «XXVI съезду КЛСС — 26 ударны х недель*», эки п аж БМРТ «Михаил Квасников» объединения «Мурманрыбпром» ещ е седьмого октября выполнил годовой план по добыче рыбы. Принимав­ шееся обязательство было заверш ен о на месяц раньш е намеченно­ го т^-ллективом срока, Моряки этого судна продолжают трудиться, не сн иж ая темпов Перед ними стоит очередная задача — такж е досрочно выполнить задание годэ по производству пищевой продукции. Налитан-директор ХАРЛАН, сек р ет ар ь парторганизации ДОРО­ ШЕНКО. предсудкома РЯБОВ.*"- дарности всех рыбаков мира, а в особенности рыбаков со­ циалистических стран. Вот сейчас, идя «по зеле­ ной» в порт, мы встретили болгарский Б М Р Т «Фрега­ та». Болгарские товарищи попросили пас рассказать, где лучше ловится мойва, каково ее поведение, каким тралом лучше пользоваться и каковы наиболее целесо­ образные параметры его ца. боты. Наш капитан А. К. Йудряшов во всех подробно­ стях посвятил наших друзей в секреты «рыбалки». Да и как ж е иначе. Ведь •я а го д ар я такой «от соли дар­ ности ры баков н аш е судно, одно из самы х устаревш их среди судов этого типа, ■се-та- ни «смотрится» ещ е неплохо. План при н ем ам д ны х техн и ч е­ ских качествах тр ау л ера д о ста­ точно напряж енный, .если не сказать, очень напряж енный За 127 суток рейса мы должны зам орозить 3650 тонн мойвы, В том числе продукции улучш ен­ ного качества — 124 тонны в м н о к и л о гр ам м о в ы х коробоч­ ках и ВО тонн — в двухкило- грамм оаых брикетах. Кроме того, надо вы работать консер­ вов — 310 тысяч условных ^банок. II что же? Как складыва­ ются у нас сегодня дела? По выпуску консервов (36 тысяч банок за 18 суток) пятилетний план выполнен знали, что с ней делать. П°' чему? Потому что нинто не го­ товил их н работе на установ­ ке этого типа. Отделу кадров, по нашему мнению, следовало бы, прежде чем посылать с п е ­ циалистов на судно, и нф орми­ ровать, с чем именно им п ри ­ дется иметь дело. Это сделать на берегу нетрудно, а море же так ая инф ормированность оку­ пится сторицей. Вот о чем хотелось бы сказать еще. Отсутствие в нужный момент транспортно­ го судна на промысле озна­ чает для нас потерю несколь­ ких суток промыслового вре­ мени (приход и разгрузка в порту «по зеленой»), II вто­ рая проблема — отсутствие картонной тары. В радиограмме с берега нам объяснили: картонные ящики выдают но плану, и мы по этому плану получи­ ли все сполна. То, что мы даем сверх плана, — никто же. дескать, не рассчитывал на перевыполнение... Но ведь путина — это ірчти всегда перевыполне­ ние! Притом смотрите, что получается. Из дальних рай­ онов приходят суда с неис­ пользованной тарой. А те, что работают рядом, на до­ быче трески? То же самое. Им тары много не нужно, треска «вала» не дает. Кому- то где-то надо было преду­ смотреть л распределить кар­ тонную тару*более разумно. Наше предложение таное. Учитывая сложности с постав­ кой картонной тары, полиэти­ леновые пакеты нап равлять на суда, ноторые не ведут массо­ вого облова рыбы. А там, где «4дет основная добыча, и обе­ спечение должно быть соот­ ветственное. Ведь всем извест­ н о—мойву брать надо быстро, пока она есть. Рыбаки готовы -выполнить свою часть задачи. Часть А задача-то общая... до матросов я бы выделил Р. П. Вайткуса, В. Ф . Рика, Й. В. Овсягашкова. В условиях социалистиче­ ского соревнования между вахтами есть пункт, на ко­ тором следует остановиться особо. Речь идет о качестве труда, о выпуске продукции без брака. У нас создана ко­ миссия по качеству. В нее вошли помощник рапитана по производству, мастера по обработке В. Ю. Середа и Б. М. Стогов, второй меха­ ник В. В. Лещенко. На страже качества, ес­ тественно, и группа народно­ го контроля, которую 8.03- главляет электромеханик Н. И. Серганов. Члены груп- йы неоднократно проверяли качество продукции на вы­ ходе из морозильных камер, температуру в теле ры^ы. соответствие ее требованиям ГОСТа. При выпуске продукции строгий ориентир дЛя нас — стандарты предприятия ком­ плексной системы управле­ ния качеством продукция Отсюда и контроль за хра­ нением рыбы в рыбных ящи­ ках (оно у нас не превышает двух.трех часов), за работой расфасовщиков (чтобы в противни не попадала рыба с механическими поврежде­ ниями), за соблюдением пра­ вильного режима работы мо­ розильных камер. Несмотря на все труд­ ности. экипаж уверен в там. что выполнит высокие обя­ зательства. Ю. ГОРДЕЕВ, помощмк капитана яо производству БМРТ «Ашхабад». Мы продолжаем обсуждение статьи старшего инж енера отде­ ла добычи Мурманского тралового флота А. Новикова «Станет путь короче» (N? 34). Сегодня а разговор о проблемах, связан ны х с повышением эфф ективности использования рыбопромыслового флота, вклю ­ чается и нж енер отдела добычи В. Г. ЧИВИЛЕНКО объединения «Мурманрыбпром» С Э В М в з а г л а в н о й р о л и К а к и го ВСЕ участники раз- вора, я тож е считаю, что вопросы, затронуты е а статье А. Новикова, достаточно а к ­ туальны для того, чтобы их р еш е н и е или уж, во всяком случае, о б с у ж д е н и е не откла­ дывать в долгий ящик. С интенсификацией п р о м ы с ­ ла, о св о ен и ем новых районов, к ачественным и количествен- ным р о сто м ф лота при анали­ зе эфф екти вн ости его р а б о т у б е з электронно-вычислитель­ ной техники обходиться стано­ вится еде труднее. Как использовать ЭВМ? На этот сч ет сущ ествует нема/Го мнений. И я согласен с А. Лы­ сенко (№ 41), который считает, что подсказки машине со сто­ роны специалистов вносят субъективность в анализ, кото­ рый должен бы ть м атем атиче­ ски точным, бесстрастным. Мало того, ведь чтобы п о д ­ сказать, специалисту н е о б х о ­ д и м о сам о м у изучить и п р о ­ анализировать большой о б ъ е м и сходного материала. Но тогда, простите, зач ем ЭВМ? Ведь к этом случае электр о н н о -вы чи с­ лительной м ашине отводится мезэвидная оопь статиста. Нет, з о б р а б о тк е данных и их ан а­ л и зе машине, видимо, надо о т ­ вести заглавную роль. А сделать это можно, на мой взгляд, лишь после того, как будут выявлены и строго систематизированы причины, влияющие на рзботу как ф ло- fa в целом, так и каж до го пр о мы сл о во го судна в о т д е л ь ­ ности, п р о в е д е н о их м а т е м а ­ тическое описание и составлен п р о гн о з появления новых п ри­ чин. Но это задача на Перспекти­ ву. Вначале же, мне думается, необходимо на всех ф лотах унифицировать анализ с тем, чтобы все документы' и методы проведения ан али за работы ф лотов в рам ках объединения «Севрыба» были типовыми. А лиш ь тогда можно будет пё- редать ЭВМ всю стати сти че­ скую обработку и тем самым освободить инж енеров от че р ­ новой работы по составлению ежедневного анализа деятель­ ности своего й родственных флотов, накоплению и нф орм а­ ции путем ведения рабочих записей, составления анализа работы флота за декаду, месяц И т. д. О дн и м словом, специалисты до лж ны заниматься анализом, выработкой р еко м ен дац и й по устранению неравномерности, принимать б о л е е активное участие в неп осредствен н ом уп равлении ф л о то м на п р о ­ мысле. В результате удастся в какой-то м е р е разгрузить начальников о тделов добычи флотов. Как мне кажется, это м о ж н о сделать и сегодня. Относительно подготовки специалистов. Думаю, этим должны заниматься соответст­ вующие отделы. Д е л о чести каж до го специалиста постоян­ но интересоваться в с е м н о ­ вым, что им еет отнош ение к его п р оф ессии. Ну, а « н ер а­ дивых» нужно наставлять на путь истинный. В то ж е в р е м я подготовка м атросов должна осущ еств­ ляться учебн о -ку р со вым к о м ­ бинатом и на судах. Н есоот­ ветствие классности м атросов и их фактических знаний ещ е ведь н аблюдается на судах флота. Многие м атросы 1.-го класса не имеют навыков .ра­ боты на палубе, Здесь, мне думается, н ео б х о д им о п р о в о ­ дить специализацию. U октября !980 г. - «РЫБНЫЙ МУРМАН» О § стр..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz