Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
д Р О С Л А В С К А Я О Б Л А С Т Ь . Б нед а внем * 1 постановлении Ц К КПСС «Об и н и ц и а тиве Я р о сл а вско й областной партийной ор га н и за ц и и по достижению в одиннадцатой пятилетке прироста п р о м ыш л е н н о г о п р о и з водства без у в е л и ч е н и я численности рабо тающих» подчеркнуто важное н а р о д н о хо зяйственное з н а ч е н и е н а ч и н а н и я р ы б и н с к и х моторостроителей. О н и поставили перед собой ц е л ь — за 1978— 1985 годы в 2,8 раза увеличит ь о бъ ем вы п ус к а е м о й п р о д у к ц и и на старых п л о щ а д я х без у в е л и ч е н и я ч и с ленности п р о м ыш ле н н о го п ерсонала. П р и чем а в и а ц и о н н ы х моторов — в четыре р а за. Р е а л и зу я нам еченн о е, ко ллект и в Р ы б и н ского производственного о б ъ е д и н е н и я мото ростроения выполняет п л а н технического перевооружения. В ц е х а х устанавливается вы сокопроизводит ельное оборудование, р а бочие овладевают п е р ед о вы м и методаяіи труда. В результате за 4,5 года объ ем п р о изводства возрос на 57,7 процента, а п р о и з водительность труда — почти на 59,6 п р о цента. С ейчас ко ллект и в о б ъ е д и н е н и я р а з в е р н у л социалистическое сор евн о ва ни е за достой н у ю встречу X X V I съезда КПСС, за у с п еш ное в ы п о л н е н и е п л а н а 1980 года и десятой пятилетки в ц елом . Моторостроители р е ш и л и н а основе д а ль н е йш его п о в ы ш е н и я эф фективности производства и качества рабо ты, соверш енст вования технологии, ш и рокого в н е д р е н и я но в о й техники уже в те к у щ е м году обеспечить рост объема п р о и з водства на 9,5 процента и п р о и звод ит ельно сти труда на 9,2 процента. На сним ке: сборка двигателей д л я пасса жирского самолета «Ил-62М». Фотохроника ТАСС. Рассказ об опыте, одобренном ЦК КПСС С К О Л Ь К О РЫБЕ ЛЕТ? В СЕРЕДИНЕ сентября в Полярном научно- исследовательском институте морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича проходил первый Всесоюзный симпозиум по методам определения возра ста и роста новых океаниче ских промысловых рыб. В работе симпозиума при няли участие представители Академии наук СССР и Ми нистерства рыбного хозяйст ва СССР. Специалисты обсудили со временные методы опреде ления возраста, роста и вы числения возрастного соста ва некоторых промысловых рыб. Участники ознакоми лись с новыми приемами обработки регистрирующих структур в минерализован ных образованиях рыб (ото литы, кости, чешуя), р азр а ботанных как у нас в стра не, так и за рубежом. I Тссле довате ли от метн ли, что в Индийском океане и в Юго-Запа дной Атлант ике основу популяции макреле щуки составляют особи 3 — 4 -летнего возраста. В насто ящее время запасы этого вида практически не исполь зуются в промысле, ежегод ная естественная убыль их достигает 49 процентов. В ряде выступлений обра-. щалось внимание на то, что большая продолжительность ж изни, многовозр*астна я структура популяций и позд нее созревание атлантиче ского большеголова, ту порылого макруруса, глад коголова указывают на под верженность этих рыб воз действию нерегулярного про мысла, что требует от спе циалистов своевременной разработки рекомендаций по ра циона лы тому испол ьзова - нию их запасов. В поле зрения исследова телей на симпозиуме были и перспективные виды: светя щиеся анчоусы, лактарнус, зеленоглазка, акулы. Неко торые авторы посвятили свои доклады особенностям роста и возраста антаркти ческих рыб, условному уста новлению года их жизни. В решении симпозиума особо подчеркивалась роль исследователей и научных организаций в быстрейшем внедрении научных достиже ний в практику для луч шего освоения и рацио- на л ьного использова ния сырьевых биологических ре сурсов добывающими орга- низаци я ми Министе рства рыбного хозяйства СССР. А. ГЛУХОВ, заведую щий лабораторией от крытого океана ПИНРО. Д а й р у к у , Т е р с хс и к П РЕДСЕДАТЕЛЬ колхоза «Всходы коммунизма» Аленсандр Иванович Забор- щи.ков положил трубку теле фона и улыбнулся: — Вам с прикрасом рас сказывать или без? Журналисты отреагировали на шутку, заверили, что нуж. - но говорить все как на духу, и приготовили 'блокноты. Это было на второй день выездного семинара, органи зованного сектором печати, телевидения и радио отдела пропаганды и агитации обко- ?ла КПСС и правлением обла стной организация Союза журналистов СССР. Автобус, наконец, достиг крайней точ ки нашего путешествия — села Варзуги. Того самого, что увековечено во всех кра сочных проспектах Кольского полуострова благодаря изу мительному памятнику древ него з о д ч е с т в а— Успенской церкви. Безымянные народные умель цы соткали ее из дерева более трехсот лет назад. И стоит она, Бездушная и узорчатая, на бе регу одноименной реки, как до стойная соперница известного музея в Кижах. По карте вроде и ближе, чем знаменитый ка рельский музей под открытым кебом, да уж больно трудно сюда добираться по бездо рожью. Летняя (не отапливается) Ус пенская церковь, если по прав де, лишь как бы венчала кра соту, что была обрамлена окна ми автобуса на протяжении всего шестисоткилометроЕсго. без шести километров, пути. Такой себе рукотворный венец. Перенеси его в другое место, лиши сине-зеленых пейзажей — и заскучала бы церковь, погас ла бы. Е Щ Е ВО ВРЕМЯ беседы *" с первым секретарем Терского райкома КПСС П. А. Медведевым, который подробно рассказывал об эко номике и культуре района, о тем, что сделано по выполне нию постановления бюро об кома партии и облисполкома о мерах по развитию Тер ского берега, запала в голо ву ц ифр а— 45 гектаров к ар тофеля. В среднем терчане собирают с І га 10 0— 120 центнеров. Значит, всего сколо 5 50 тонн. Не так уж и много. Но и сейчас Терский район завозит с юга только 300 тонн. А Петр Андре евич еще говорил: будь у раііона возможности постро ить хранилища, яровизато- ры, получать удобрения — посевные площади п о д 'к а р тофель можно было бы удвоить, а урожай почти утроить. Вот и подумаешь: так ли уж выгодно, или, при меним более ' нейтральное слово, рентабельно везти кар тошку за тысячи километров, потом на месте перелопачи вать ее два-три раза (по скольку транспортируют клубни не в курьерском по езде и не в мягких вагонах)? А не лучше ли хотя бы часть ее заготавливать на месте? Глядишь и сэкономи ли бы на каждом центнере тот самый рубль, который, если верить цифровым вык ладкам народных поговорок, идет на перевоз. И еще одна любопытная деталь. Населяют Терский район немногим более 9 5 тысячи человек, причем значительная часть живет в районном центре, в поселке Умба. Так вот, половика этой значительной части, по сло вам председателя исполкома райсовета М. А. Шит;:рева, из поколения в поколение питается картошкой с собст венных огородов. Кан т у т не сделать малень кого картофельного отступле ния с оглядкой на другой рай он — Коедорскнй. Несколько лет назад газета «Рудный Ковдор» усиленно пропагандировала создание в Ковдоре кооператива огородни- ков-садоЕОДов. Почему прекра тила агитировать — тема осо бого разговора. Но, помнится, тогда на учредительное собра ние общества по первому зову собралось более ста человек. Нартошка нартошкой, но ведь большинство жителей ковдора — вчерашние колхозники, есть среди них и выходцы с Терско го берега. Люди, выросшие ка земле, тоскую т по ней. Опять же климатические условия У м б ы и Ковдора сходны. Не получилось тогда ничего с огородниками, распался коопе ратив «Надеж да». Обидно. Зато инициативу ковдорчан подхва тили подобные общества в Оле негорске и Полярных Зорях, воспользовались уставом, раз работанным в Ковдоре. Обидно, повторяю, и жалко. Не морозы и неудобные почвы подкосили будущие урожаи картофеля, а непробиваемая демагогия: «Что же мы частнособственнические инстинкты у лю дей- развивать будем?», «Нак деревья в городе сажать, так нет любителей, а как личную нартошечку — таи пожалуйста!» Как будто брать фонды у государства — это мо рально и высоконравственно, а сократить хотя бы на процент перевозки из Белоруссии и с Брянщины — это, знаете ли, «поощрение» будущих спеку лянтов. Вот и ждем теперь, ког да подвезут, ругаем орс и при случае покупаем за полтора, а то и за два рубля кило кар- тошни на рынках в Кандалакше да в Мурманске. А а Варзуге, в колхозе «Всхо ды коммунизма», она есть, и себестоимость килограмма ее — 7 копеек. Считайте! Н АШ АВТОБУС накру чивал километры. Алек сей Михайлович Одинокое, кандаланшекий водитель, на ездил на своей машине уже около, 8 0 0 тысяч километров. Отличный водитель. Дороги в районе такие, что наша, трижды клятая ковдорская дорога вспомнилась как ч у до дорожного строительства. Все было: и «раз-два подсо. били», и «три-четыре нава лились!..» Но ка повороте к селу Кузомень застряли — пески. ...Кузомень. Это название переводится ічак еловый мыс. Но только бабушки помнят рассказы своих бабушек про елоЕые леса. Громадную по лосу километров на двадцать в ширину и три в глубину вырубили еще безымянные купцы. Сохранившиеся леса ровненькие и чистенькие, как парни. Почвы на востоке Терского берега песчаные, И если мур манским кинооператорам при дется снимать эпизоды в пус тыне, им можно сэкономить- на командировочных, не лететь в Гоби или Сахару, а сесть в Мур- машах на «анн уш ку» и призем литься в Кузомени. Благо и аэродром здесь среди барханов. Знаменитая посадочная буква « Т » не на земле выложена, а приподнята на железных нрж- ках. На всякий случай» чтоб не занесло. В отсутствие верблюдов роль корабля пустыни вы полняют трехосные ЗИЛы. Отплевывая песок всеми шее. тыо колесами, они грузы возят,: автолавки подтаскива ют и вообще «выручают». А с пустыней тут новели уже планомерную борьбу. Ее на отдельных участках сосенка ми засадили. Принялись. Но есть и другие рекомендации: травой пески засеять или ка- кими дру гими ку л ьту ра ми. Ну а пока, поскольку дороги нет, автомобилисты приурочили график движения к приливам и отливам При отливе по пес чаному берегу можно такую скорость развить, что на шоссе и не снилась. Благо движение одностороннее. А какой берег! На десятин километров — нежный, тща тельного помола песочек. В жаркое лето, как нынешнее, на пример, Рижское взморье и Ев паторию и не сравнить! П И Т А Т Е ЛЮ уже, навер- * ное, надоела эта сло весная экзотика. А о глав ном богатстве Терского бе рега ни слова! Что ж. при знаюсь. Видели мы семгу. Пробовали малость. Обдели ли, скажете? Скорее хозяе ва были необыкновенно щед ры. Прикиньте сами. Весь Терский район руками кол лектива Умбского рыбозаво да выпускает в. год немногим более 200 тонн этого солено го деликатеса. Тем не менее на нем да еще на продукции лесокомбината и держится экономика всего района. Кормили нас рыбаки і:а тонях, в местах ловли. И по верьте, что сами они в семге «не купаются». Иначе откуда взяться горам банок из-под стандартной продукции «Сев. рыбы» — в масле, ломтика ми и в томате. Ловят помо ры красную рыбу бережно, какие бы косяки ни шли. и через день отворяют в сетях ворота и машут нм ручкой. Живи, плодись! И вовсе не потому, что не хотят портить отношений с рыбнадзором. Стадо берегут. Хотят, чтобы дети не поминали лихом. А вот ухарям-налетчинам за кон не писан. Их не останавли вает отсутствие дорог. Тех са мых дорог, которых, с одной стороны, местные жители ждут не дождутся, а с другой — и боятся. Вдруг турист-браконь ер повалит! Тогда хоть выставь на охрану все девять тысяч жителей Терского берега от стариков до младенцев. все равно за руну каждого не пой маешь. Что заезжим лихачам двести тонн, оставленных ры баками на развод, если грузо подъемность каждого персо нального вездехода, именуемо го ■ народе «нозлом», около полу тонны. И все-такп семга... Три четвертых дохода уже упомя нутый колхоз «Всходы ком мунизма» имеет от красной рыбы. А вот животноводство и полеводство отчасти при носят ему одни убытки. Что толку, что удои здесь — дай бог каждому хозяйству, что получают 2 00 тысяч лнтров молока в год... Потребляет нолхоз лишь 60 тысяч. А с остальными что делать? Вы возить? Дорог нет. Бензину столько сожжешь, что поезд ку в один конец не окупишь. Перерабатывать на месте? Опять же нерентабельно — людей на это дело не напа сешься. Нх и так не хватает. В следующей пятилетке е и е 28 колхозниц на неія№о уйдут, заменить некем. • 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН>, Ю октября 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz