Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.

В Н И М А Н И Е : О П Ы Т ! УКРЕПИТ ВЕРУ ІІ Е Д А В НО после окончания рейса в порт вернулась плавбаза «Виктор Кингисепп». Среди прочих непло­ хих производственных показателей особое внимание при­ влекает такой — экипажем судна план по выработке пи­ щевой продукции выполнен на 102 процента. Значит, здесь знают цену сырья и умеют его сохранить. А стало быть, есть о чем поговорить с капитан-директором плавбазы Н. А. Гавриловым. - Сам Николай Александрович, наверное, по земле мень­ ше шагов отмерил, чем по палубе судна. Тридцать лет он занимается работой на промысле. Й хорошо понимает, что проблему сбережения сырья одним энтузиазмом не ре­ шить. — Правда, энтузиазм тоже не последнее дело, — у лы ­ бается Гаврилов. — В этом рейсе он нам пригодился, когда начали осваивать бесконтактный способ передачи рыбы. Интересно, что попытка передать рыбу без всяких шварто­ вок была впервые сделана именно на «Викторе Кингисеп- пе» еще лет десять назад. Помню, был тогда капитаном Юрий Сергеевич Гудин. Но получилось вот что. Судно « Р ы ­ бачка», работавшее в паре с нашей плавбазой, намотало тра­ ловый мешок на винт. Вот из-за этого, можно сказать, к азу ­ са бесконтактный способ получил отрицательную оценку и надолго был забыт. Теперь капитаны знают — рыбу пере­ давать надо на малом ходу. Так мы и работали с эки­ пажами посольно-свежьевых траулеров в этом рейсе. Дол­ жен признаться, работать с судами этого типа — одно удо. вольствие. От них очень удобно принимать уловы, что по­ зволяет пустить больше рыбы на пищевые цели. О бескон­ тактном способе много пишут и говорят. И все же нельзя сказать, что он освоен полностью. Мало того, его внедрению сопутствуют, как ни парадоксально, и определенные труд­ ности, какие-то новые проблемы. На них нельзя закрывать глаза. Вот, к примеру, об одной из таких проблем. Специ­ алисты на посольно-свежьевых траулерах определяют «на глазок» то количество улова, который они передают на базу бесконтактным способом. Как правило, им потом кажется, что сдано было больше пищевой рыбы, чем оказалось в ко­ нечном итоге, когда мы выработали из нее определенное количество пищевой продукции. Мы объясняем, что прием осуществляем добросовестно, что рыбаки не учитывают ог­ раниченных возможностей нашего производства. Однако про­ мысловикам от этого не легче. Надо полагать, пришла пора подумать над тем, как наладить контроль за приемом сырья, которое мы получаем от экипажей промысловых траулеров. Нужно, чтобы рыбаки обрели уверенность — ни один цент­ нер добытой ими рыбы не остается неучтенным. Это повы­ сит заинтересованность в конечных результатах труда. Действительно, пока еще вряд ли кто может определен, но сказать, что же дает применение бесконтактного способа. Тем не менее экономический анализ здесь необходим. Он укрепит веру в новое дело, определит ту меру серьезности, с какой к немѵ следует относиться. В. ГАЛЮДКИН . 2 2 АВГУСТА в № 34 еженедельника мы опубликовали статью «Станет п уть короче». Ее автор, старш ий ин­ ж енер отдела добычи М урм анского тралового флота А. Нови­ ков, поднял ряд проблем, связанны х с повышением эффек­ тивности использования флота. В частности, автор вы сказы вает мнение о том, к а к устра­ нить пр ичины неравномерности работы судов в наиболее к о ­ роткие сроки. Он считает, что реш ить эту задачу м ож но лиш ь с помощ ью ЭВМ. Тов. Новиков предлагает создать до­ кум ен т по каж д ом у судну, по группе судов, в котором будут проставлены математически обоснованные коэффициенты, определяющие эффективность работы экипаж а, равномер­ ность этой работы. Тесно связана с повышением эфф ективности использова­ ния флота другая проблема — подготовки кадров добытчи­ ков. Ее такУке не обходит стороной автор статьи «Станет путь короче». Чтобы улучш ить подготовку мастеров по до­ быче рыбы, он предлагает создать специальный тренажер, каковы м , по мнению автора, м ожет сл уж и ть обы чный трал, которы й специалисты , находясь в резерве, могли бы исполь­ зовать для тренировок. Как и следовало ожидать, статья вызвала о ткл и ки специ­ алистов. Сегодня мы публинуем два из них — А. Лы сен нова, и. о. начальника отдела АСУ М урм анского тралового флота, и В. Тимофеева и В. Порхачева, работников отдела добычи М урм анского рыбакколхозсою за. Разговор продолжается. Хотелось бы, чтобы в него вклю ­ чились и мастера-добы тчики с промысловых судов, матросы. Словом, все те, кто непосредственно на пр а кти ке сталкива­ ется с вопросами, поднятыми в статье А. Новикова. ленном месте, тогда и вы ­ грузка будет налажена чет­ че, и рыба сразу направится по назначению. Очень важно отмечать в каргоплане, что та или иная продукция предназначена рыбообрабатывающему ком­ бинату. В Ы Г О Д А О Б Щ А Я Часто приходится наблю­ дать такое: пришло крупно, тоннажное судно с промысла, постояло день-другой в пер­ вом районе порта, сняли с него часть продукции и... перешвартовка, довыгрузку надо вести во втором райо­ не, чтобы обеспечить рыбой другие предприятия комби­ ната. А сколько автомашин ка­ ждый день снует из района в район! Они доставляют продукцию то на холодиль­ ник. то на коптильный завод, то па консервный. II причем малыми порциями: ну что значат какие-нибудь 5— 10 тонн. Вот и накручиваются километр за километром ту­ да и обратно. Каждую машину прихо­ дится погружать и р азгру­ жать вручную. А это требу­ ет большого количества об­ служивающего персонала. Неудобно всем: морякам и портовикам, рыбообработ­ чикам и автомобилистам. А ведь выход есть. Много лет не используется участок ж е ­ лезной' дороги, который свя­ зывает первый и второй ^ЛіГионы рыбного порта. Ж ел ез нодорож ны е пере­ возки дешевле автомобиль­ ных, требуют меньше обслу­ живающего персонала, улу ч­ шается сохранность перево­ зимых грузов, появляется возможность транспортиров­ ки их пакетами. Дл я решения вопроса не требуется больших матери­ альных затрат и сложных технических решений. Нужна только заинтересованность всех, кто причастен к это­ му* руководства рыбного порта, объединения «Мур­ манская судоверфь», рыбо­ комбината и Мурманского отделения Октябрьской ж е ­ лезной дороги. * * * Главное направление в развитии нашего предприя­ тия ■— увеличение выпуска продукции повышенного спроса. Немалую роль в этом играет механизация всех процессов производства: и основных, и вспомогатель­ ных. Но одним специалистам и рационализаторам комби, ната с этим не справиться, так как в механизации ру ч ­ ного труда в рыбной про­ мышленности необходимо широкое использование по. следних достижений науки, современных материалов и изделий. II, как не раз от­ мечалось на партийных соб­ раниях и заседаниях партко­ ма, в этом нам нужна по. мощь работников ЦПКТБ, «Севтехрыбпрома» и других организаций.' А. ЗАЙЦЕВ , секретарь парткома Мурманского рыбообрабатывающ е г о комбината. М Ы В О ТДЕЛЕ добычи Мур- манского рыбакколхозсо­ юза внимательно ознакомились со статьей «Станет путь коро­ че» А. Новикова и считаем, что автором затронуты важ­ ные проблемы дббывающего флота — анализ работы судоз и подготовка мастеров по до­ быче. В Мурманском рыбакколхоз- союзе анализ работы судов производится также из расче­ та работающих в одном районе как колхозных, так и однотип­ ных судов других флотилий. Но при таком сопоставлении хотя и учитывается промысло. вая обстановка, однако реша­ ющим фактором, влияющим на стабильную работу, является уровень подготовки как судо­ водительского, так и тралмей- стерского состава. Автоо статьи говорит о тре­ нажере в виде обыкновенного трала. Да, действительно, та-’ кой тренажер будет способст. вовать подготовке специали­ стов, повышению их профэс- РИЗНАЮСЬ, с большим интересом прочитал ста­ тью «Станет путь короче». Считаю, что А. Новиков под­ нимает в ней вопросы важ­ ные и актуальные. Ведь проб­ лема неравномерности рабо­ ты судов очень сложная. Ре­ шить ее — значит задейство­ вать мощный резерв повыше­ ния эффективности флота. И, на мой взгляд, прав азтор статьи, когда говорит о том, что в сложившихся у-СЛОВИЯХ мирового рыболовства высо­ кокачественный анализ работы промыслового флота без ис­ пользования ЭВМ просто-на­ просто невозможен. Итак, считаю, что в статье под­ няты важные вопросы. Конеч­ но, нельзя в ней все прини­ мать бесспорно. Ну, например, автор отме­ чает, что коэффициент, опре­ деляющий эффективность ра­ боты экипажа, равномерность этой работы, должен быть «математически обоснован­ ным», то есть объективным. Вместе с тем А. Новиков пишет о том, что специалисты отдела добычи окажут необ­ ходимую помощь в обоснова­ нии коэффициента. «Мы мо­ жем подсказать, — пишет ав­ тор, — какой показатель на­ иболее важен в той или иной ситуации... на какой показатель следует делать поправку» при обосновании коэффициента. Но если «правильный ак­ цент», как предлагает азтор, будет сделан при помощи специалистов отдела добычи, то в коэффициент тем самым будет внесен субъективный фактор, который сведет на нет всю его математическую сущность. Коэффициент зазисит от факторов, его определяющих, и ни один математик не смо­ жет этот коэффициент полу­ чить. Иными словами, к о эф ­ фициент нельзя определить до Создать комплекс сионального мастерства. Однако этого мало. Ведь для того, чтобы мы могли пра­ вильно распорядиться кадрами, правильно осуществить их расстановку, мы должны уже на берегу оценивать их прак­ тические знания, возможности. На практике ведь как бывает: спросишь того или иного спе­ циалиста — он вроде бы все знает, и трал наладит как на­ до, и подготовит полностью его к спуску. Но вот случись непредвиденное, даже ме­ лочь какая, он уже теряется и зачастую не может опреде­ лить причины пролоза. Вот и тех пор, пока не будут точно определены факторы, влияю­ щие на него, и при этом чет­ ко установлена их функцио­ нальная взаимосвязь. А эту задачу смогут выпол­ нить работники отдела добы­ чи и специалисты других от­ делов, которые в силах оце­ нить различные факторы и На плечи ЭВМ дать приоритеты (вес), соста­ вить содержательное их опи­ сание. Только на основе та­ кого описания математики смогут, в свою очередь, опи­ сать математическую модель определения такого коэффи­ циента. Следует здесь отме­ тить, что он должен характе­ ризовать работу рыбодобыва­ ющих судов не только флота, но и всего Северного бассейна. Выбор факторов, выявление их взаимосвязей — вопрос очень сложный. Возможно, по­ этому до сих пор такого ко­ эффициента не существует, хотя проблема неравномерно­ сти в работе судов стоит д а *. но. Чтобы оценить работу су­ дов, проводится значительная, чисто... рутинная работа, кото­ рая, естественно, отодвигает сроки выдачи рекомендации экипажам и на которую обра­ щает внимание автоо статьи «Станет путь короче». Проблему автоматизирования этой работы мы решаем в настоящее время совместно с работниками Центрального получается, что из-за мелочей мимо трала проходят сотни центнеров рыбы. И- вот к чему мы хотим подвести разговор. В шестиде­ сятых годах на базе тралового флота выходили брошюры под редакцией Петровского. В них подробнейшим образом раз­ бирались асе случаи, которые приводили к проловам судов, давались конкретные предло­ жения, рекомендации по их устранению. Считаем, что такую практи­ ку необходимо продолжить, и тогда каждый мастер-добыт­ чик сможет познакомиться с конкретными причинами, ока­ зывающими отрицательное влияние на работу трала. Можно пойти дальше. Кали­ нинградские рыбаки распола­ гают отличными фильмами по устройству тралов, их наладке и ликвидации неполадок. А почему бы и нам не завести такую фильмотеку. А. Новиков пишет в своей статье о помещении для тре­ нажера. Так вот, если вопрос с ним будет решен (а хоте­ лось бы, чтобы это было именно так), то в этом же по­ мещении можно было бы уст­ раивать параллельно и про­ смотр кинофильмов. Они по­ могут проконтролировать зна­ ния специалистов, а также бу­ дут знакомить со всеми нов­ шествами, передовым опытом, который имеется на других флотах, в бассейнах. Таким образом, тренажер, брошюры и киноленты — все это уже составит какой-то комплекс по подготовке спе­ циалистов по добыче, контро­ лю за уровнем их подготовки. В. ТИМОФЕЕВ, начальник отдела добычи, В. ПОРХА- ЧЕВ, ст. инженер отдела добычи. М у р м а н с к и й р ы б а к к о л х о з - союз. и технологического бюро (ЦПКТБ). Надо сказать, специ­ алисты бюро проделали боль­ шую работу в этом направле­ нии. Ими, в частности, уже разработан информационный язык (классификаторы, коди­ фикаторы). 8 1980 — 1981 гг. должна быть внедрена первая очередь системы, которая позволит иметь достоверную информа­ цию по судам за истекшие сутки в различных формах, ранее согласованных с отде­ лом добычи. А в 1981——1983 го­ дах предполагается внедрить вторую очередь этой системы, и тогда можно будет гово­ рить об освобождении специ­ алистов от рутинной работы. Толчком к проводимой ра­ боте послужил приказ «Об основных направлениях проек­ тирования А С У «Севрьібьі» в одиннадцатой пятилетке», из­ данный объединением «Сев- рыба». Согласно этому прика­ зу, предусмотрено создание в ЦПКТБ отдела проектирования задач оперативного учета и контроля и отдела проектиро­ вания задач оперативного пла­ нирования, анализа прогнози­ рования. После создания четкой си­ стемы учета и контроля про­ изводственной деятельности судов работники ЦПКТБ мог­ ли бы перейти к созданию системы анализа этой деятель­ ности, выработке коэффициен­ та или какого другого показа­ теля, который бы наглядно отражал качество и эффектив­ ность работы каждого судна. Ну, а в том, что такой пока­ затель нужен, я вполне согла­ сен с автором статьи. Хоте­ лось бы услышать мнение по этому поводу всех заинтересо­ ванных лиц. А. ЛЫСЕНКОВ, и. о. началь­ ника отдела АСУ Мурман­ ского тралового флота. проектно - к онструкторс! ого Ю октября 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz