Рыбный Мурман. 1980 г. Октябрь.
В Н И М А Н И Е : О П Ы Т ! УКРЕПИТ ВЕРУ ІІ Е Д А В НО после окончания рейса в порт вернулась плавбаза «Виктор Кингисепп». Среди прочих непло хих производственных показателей особое внимание при влекает такой — экипажем судна план по выработке пи щевой продукции выполнен на 102 процента. Значит, здесь знают цену сырья и умеют его сохранить. А стало быть, есть о чем поговорить с капитан-директором плавбазы Н. А. Гавриловым. - Сам Николай Александрович, наверное, по земле мень ше шагов отмерил, чем по палубе судна. Тридцать лет он занимается работой на промысле. Й хорошо понимает, что проблему сбережения сырья одним энтузиазмом не ре шить. — Правда, энтузиазм тоже не последнее дело, — у лы бается Гаврилов. — В этом рейсе он нам пригодился, когда начали осваивать бесконтактный способ передачи рыбы. Интересно, что попытка передать рыбу без всяких шварто вок была впервые сделана именно на «Викторе Кингисеп- пе» еще лет десять назад. Помню, был тогда капитаном Юрий Сергеевич Гудин. Но получилось вот что. Судно « Р ы бачка», работавшее в паре с нашей плавбазой, намотало тра ловый мешок на винт. Вот из-за этого, можно сказать, к азу са бесконтактный способ получил отрицательную оценку и надолго был забыт. Теперь капитаны знают — рыбу пере давать надо на малом ходу. Так мы и работали с эки пажами посольно-свежьевых траулеров в этом рейсе. Дол жен признаться, работать с судами этого типа — одно удо. вольствие. От них очень удобно принимать уловы, что по зволяет пустить больше рыбы на пищевые цели. О бескон тактном способе много пишут и говорят. И все же нельзя сказать, что он освоен полностью. Мало того, его внедрению сопутствуют, как ни парадоксально, и определенные труд ности, какие-то новые проблемы. На них нельзя закрывать глаза. Вот, к примеру, об одной из таких проблем. Специ алисты на посольно-свежьевых траулерах определяют «на глазок» то количество улова, который они передают на базу бесконтактным способом. Как правило, им потом кажется, что сдано было больше пищевой рыбы, чем оказалось в ко нечном итоге, когда мы выработали из нее определенное количество пищевой продукции. Мы объясняем, что прием осуществляем добросовестно, что рыбаки не учитывают ог раниченных возможностей нашего производства. Однако про мысловикам от этого не легче. Надо полагать, пришла пора подумать над тем, как наладить контроль за приемом сырья, которое мы получаем от экипажей промысловых траулеров. Нужно, чтобы рыбаки обрели уверенность — ни один цент нер добытой ими рыбы не остается неучтенным. Это повы сит заинтересованность в конечных результатах труда. Действительно, пока еще вряд ли кто может определен, но сказать, что же дает применение бесконтактного способа. Тем не менее экономический анализ здесь необходим. Он укрепит веру в новое дело, определит ту меру серьезности, с какой к немѵ следует относиться. В. ГАЛЮДКИН . 2 2 АВГУСТА в № 34 еженедельника мы опубликовали статью «Станет п уть короче». Ее автор, старш ий ин ж енер отдела добычи М урм анского тралового флота А. Нови ков, поднял ряд проблем, связанны х с повышением эффек тивности использования флота. В частности, автор вы сказы вает мнение о том, к а к устра нить пр ичины неравномерности работы судов в наиболее к о роткие сроки. Он считает, что реш ить эту задачу м ож но лиш ь с помощ ью ЭВМ. Тов. Новиков предлагает создать до кум ен т по каж д ом у судну, по группе судов, в котором будут проставлены математически обоснованные коэффициенты, определяющие эффективность работы экипаж а, равномер ность этой работы. Тесно связана с повышением эфф ективности использова ния флота другая проблема — подготовки кадров добытчи ков. Ее такУке не обходит стороной автор статьи «Станет путь короче». Чтобы улучш ить подготовку мастеров по до быче рыбы, он предлагает создать специальный тренажер, каковы м , по мнению автора, м ожет сл уж и ть обы чный трал, которы й специалисты , находясь в резерве, могли бы исполь зовать для тренировок. Как и следовало ожидать, статья вызвала о ткл и ки специ алистов. Сегодня мы публинуем два из них — А. Лы сен нова, и. о. начальника отдела АСУ М урм анского тралового флота, и В. Тимофеева и В. Порхачева, работников отдела добычи М урм анского рыбакколхозсою за. Разговор продолжается. Хотелось бы, чтобы в него вклю чились и мастера-добы тчики с промысловых судов, матросы. Словом, все те, кто непосредственно на пр а кти ке сталкива ется с вопросами, поднятыми в статье А. Новикова. ленном месте, тогда и вы грузка будет налажена чет че, и рыба сразу направится по назначению. Очень важно отмечать в каргоплане, что та или иная продукция предназначена рыбообрабатывающему ком бинату. В Ы Г О Д А О Б Щ А Я Часто приходится наблю дать такое: пришло крупно, тоннажное судно с промысла, постояло день-другой в пер вом районе порта, сняли с него часть продукции и... перешвартовка, довыгрузку надо вести во втором райо не, чтобы обеспечить рыбой другие предприятия комби ната. А сколько автомашин ка ждый день снует из района в район! Они доставляют продукцию то на холодиль ник. то на коптильный завод, то па консервный. II причем малыми порциями: ну что значат какие-нибудь 5— 10 тонн. Вот и накручиваются километр за километром ту да и обратно. Каждую машину прихо дится погружать и р азгру жать вручную. А это требу ет большого количества об служивающего персонала. Неудобно всем: морякам и портовикам, рыбообработ чикам и автомобилистам. А ведь выход есть. Много лет не используется участок ж е лезной' дороги, который свя зывает первый и второй ^ЛіГионы рыбного порта. Ж ел ез нодорож ны е пере возки дешевле автомобиль ных, требуют меньше обслу живающего персонала, улу ч шается сохранность перево зимых грузов, появляется возможность транспортиров ки их пакетами. Дл я решения вопроса не требуется больших матери альных затрат и сложных технических решений. Нужна только заинтересованность всех, кто причастен к это му* руководства рыбного порта, объединения «Мур манская судоверфь», рыбо комбината и Мурманского отделения Октябрьской ж е лезной дороги. * * * Главное направление в развитии нашего предприя тия ■— увеличение выпуска продукции повышенного спроса. Немалую роль в этом играет механизация всех процессов производства: и основных, и вспомогатель ных. Но одним специалистам и рационализаторам комби, ната с этим не справиться, так как в механизации ру ч ного труда в рыбной про мышленности необходимо широкое использование по. следних достижений науки, современных материалов и изделий. II, как не раз от мечалось на партийных соб раниях и заседаниях партко ма, в этом нам нужна по. мощь работников ЦПКТБ, «Севтехрыбпрома» и других организаций.' А. ЗАЙЦЕВ , секретарь парткома Мурманского рыбообрабатывающ е г о комбината. М Ы В О ТДЕЛЕ добычи Мур- манского рыбакколхозсо юза внимательно ознакомились со статьей «Станет путь коро че» А. Новикова и считаем, что автором затронуты важ ные проблемы дббывающего флота — анализ работы судоз и подготовка мастеров по до быче. В Мурманском рыбакколхоз- союзе анализ работы судов производится также из расче та работающих в одном районе как колхозных, так и однотип ных судов других флотилий. Но при таком сопоставлении хотя и учитывается промысло. вая обстановка, однако реша ющим фактором, влияющим на стабильную работу, является уровень подготовки как судо водительского, так и тралмей- стерского состава. Автоо статьи говорит о тре нажере в виде обыкновенного трала. Да, действительно, та-’ кой тренажер будет способст. вовать подготовке специали стов, повышению их профэс- РИЗНАЮСЬ, с большим интересом прочитал ста тью «Станет путь короче». Считаю, что А. Новиков под нимает в ней вопросы важ ные и актуальные. Ведь проб лема неравномерности рабо ты судов очень сложная. Ре шить ее — значит задейство вать мощный резерв повыше ния эффективности флота. И, на мой взгляд, прав азтор статьи, когда говорит о том, что в сложившихся у-СЛОВИЯХ мирового рыболовства высо кокачественный анализ работы промыслового флота без ис пользования ЭВМ просто-на просто невозможен. Итак, считаю, что в статье под няты важные вопросы. Конеч но, нельзя в ней все прини мать бесспорно. Ну, например, автор отме чает, что коэффициент, опре деляющий эффективность ра боты экипажа, равномерность этой работы, должен быть «математически обоснован ным», то есть объективным. Вместе с тем А. Новиков пишет о том, что специалисты отдела добычи окажут необ ходимую помощь в обоснова нии коэффициента. «Мы мо жем подсказать, — пишет ав тор, — какой показатель на иболее важен в той или иной ситуации... на какой показатель следует делать поправку» при обосновании коэффициента. Но если «правильный ак цент», как предлагает азтор, будет сделан при помощи специалистов отдела добычи, то в коэффициент тем самым будет внесен субъективный фактор, который сведет на нет всю его математическую сущность. Коэффициент зазисит от факторов, его определяющих, и ни один математик не смо жет этот коэффициент полу чить. Иными словами, к о эф фициент нельзя определить до Создать комплекс сионального мастерства. Однако этого мало. Ведь для того, чтобы мы могли пра вильно распорядиться кадрами, правильно осуществить их расстановку, мы должны уже на берегу оценивать их прак тические знания, возможности. На практике ведь как бывает: спросишь того или иного спе циалиста — он вроде бы все знает, и трал наладит как на до, и подготовит полностью его к спуску. Но вот случись непредвиденное, даже ме лочь какая, он уже теряется и зачастую не может опреде лить причины пролоза. Вот и тех пор, пока не будут точно определены факторы, влияю щие на него, и при этом чет ко установлена их функцио нальная взаимосвязь. А эту задачу смогут выпол нить работники отдела добы чи и специалисты других от делов, которые в силах оце нить различные факторы и На плечи ЭВМ дать приоритеты (вес), соста вить содержательное их опи сание. Только на основе та кого описания математики смогут, в свою очередь, опи сать математическую модель определения такого коэффи циента. Следует здесь отме тить, что он должен характе ризовать работу рыбодобыва ющих судов не только флота, но и всего Северного бассейна. Выбор факторов, выявление их взаимосвязей — вопрос очень сложный. Возможно, по этому до сих пор такого ко эффициента не существует, хотя проблема неравномерно сти в работе судов стоит д а *. но. Чтобы оценить работу су дов, проводится значительная, чисто... рутинная работа, кото рая, естественно, отодвигает сроки выдачи рекомендации экипажам и на которую обра щает внимание автоо статьи «Станет путь короче». Проблему автоматизирования этой работы мы решаем в настоящее время совместно с работниками Центрального получается, что из-за мелочей мимо трала проходят сотни центнеров рыбы. И- вот к чему мы хотим подвести разговор. В шестиде сятых годах на базе тралового флота выходили брошюры под редакцией Петровского. В них подробнейшим образом раз бирались асе случаи, которые приводили к проловам судов, давались конкретные предло жения, рекомендации по их устранению. Считаем, что такую практи ку необходимо продолжить, и тогда каждый мастер-добыт чик сможет познакомиться с конкретными причинами, ока зывающими отрицательное влияние на работу трала. Можно пойти дальше. Кали нинградские рыбаки распола гают отличными фильмами по устройству тралов, их наладке и ликвидации неполадок. А почему бы и нам не завести такую фильмотеку. А. Новиков пишет в своей статье о помещении для тре нажера. Так вот, если вопрос с ним будет решен (а хоте лось бы, чтобы это было именно так), то в этом же по мещении можно было бы уст раивать параллельно и про смотр кинофильмов. Они по могут проконтролировать зна ния специалистов, а также бу дут знакомить со всеми нов шествами, передовым опытом, который имеется на других флотах, в бассейнах. Таким образом, тренажер, брошюры и киноленты — все это уже составит какой-то комплекс по подготовке спе циалистов по добыче, контро лю за уровнем их подготовки. В. ТИМОФЕЕВ, начальник отдела добычи, В. ПОРХА- ЧЕВ, ст. инженер отдела добычи. М у р м а н с к и й р ы б а к к о л х о з - союз. и технологического бюро (ЦПКТБ). Надо сказать, специ алисты бюро проделали боль шую работу в этом направле нии. Ими, в частности, уже разработан информационный язык (классификаторы, коди фикаторы). 8 1980 — 1981 гг. должна быть внедрена первая очередь системы, которая позволит иметь достоверную информа цию по судам за истекшие сутки в различных формах, ранее согласованных с отде лом добычи. А в 1981——1983 го дах предполагается внедрить вторую очередь этой системы, и тогда можно будет гово рить об освобождении специ алистов от рутинной работы. Толчком к проводимой ра боте послужил приказ «Об основных направлениях проек тирования А С У «Севрьібьі» в одиннадцатой пятилетке», из данный объединением «Сев- рыба». Согласно этому прика зу, предусмотрено создание в ЦПКТБ отдела проектирования задач оперативного учета и контроля и отдела проектиро вания задач оперативного пла нирования, анализа прогнози рования. После создания четкой си стемы учета и контроля про изводственной деятельности судов работники ЦПКТБ мог ли бы перейти к созданию системы анализа этой деятель ности, выработке коэффициен та или какого другого показа теля, который бы наглядно отражал качество и эффектив ность работы каждого судна. Ну, а в том, что такой пока затель нужен, я вполне согла сен с автором статьи. Хоте лось бы услышать мнение по этому поводу всех заинтересо ванных лиц. А. ЛЫСЕНКОВ, и. о. началь ника отдела АСУ Мурман ского тралового флота. проектно - к онструкторс! ого Ю октября 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz