Рыбный Мурман. 1980 г. Ноябрь.
— — — — Ок тя б р ь в н а ш и х с у д ь б а х . ................................................................................... 11!1111111111Ш!Пi11Е1111И111 ! іМ!(И11IIIIіIIU! Ш Щ ШШ !!ft Ш і' МЫ ЮНОСТИ НАШЕЙ ВЕРНЫ ■J У С лавную трудовую историю Мурманского тралового флота, на знамени которого сияет орден Октябрьской Р е волюции, создавало не одно поколение моряков. А л е к сандр Николаевич Белоруков — один из таких людей. Вся его сознательная жизнь, за исключением времени учебы и суровы х военны х лет, неотделима от Мурманске - го тралового флота . Редакция попросила кавалера орде на Октябрьской Р ево лю ц ии А . Н. БЕЛОРУКОВА , на гражденного медалью «За боевые заслуги»щчлена КПСС с 1944 года, поделиться воспоминаниями о прожитых го дах. Предлагаем его рассказ. ПОЗВОНИТЬ я мог, конеч- “ но, и раньше, как только сообщили этот ленинградский номер телефона. Но не торо пился. Готовясь к свиданию со своей юностью, я ждал праздника. Радостного, скорб но-печального и жизнеутверж дающего праздника Победы. 9 мая, когда поздравили родные, когда стали уже рас саживаться за стол, я снял те лефонную трубку и стал на бирать код Ленинграда. То ли волновался, то ли еще по ка кой причине — трубка зумме рила короткими гудками. — Отец, позволь мне, — сын Юрий взял трубку, закру тил черный диск. — Вышел... Какой номер? Я протянул ему записную книжку и застыл, стараясь унять прерывистое дыхание, а когда сын передал трубку, ов ладел собой и только чув ствовал, что сердце зачастило и к горлу подкатил какой-то комок. ^ — Квартира Рыжова? — Да. — Мне надо Константина Дмитриевича. — Я вас слушаю, — басови тый, властный голос раздался в ответ, и было что-то неуло вимое в нем от того далекого голоса старшего лейтенанта Кости Рыжова, командира учебной батареи Телавского военного училища. — Простите, Константин Дмитриевич, какое у вас те перь звание? — Полковник. — Товарищ полковник! Ваш бывший начальник штаба, ны не капитан в отставке Алек сандр Белоруков поздравляет вас с праздником Победы. — И тихо, переведя дыхание, до бавил: — Здравствуй, Костя. Трубка некоторое время молчала, но затем так же ти хо донесла: — Сашка, неужели ты?.. Мы говорили долго, отрыви стыми, короткими фразами, и чаще других повторялись сло ва: «а помнишь, как?..» Мы пом нили многое. И не только дни и события. Помнили товарищей, курсантов своих. Тех многих, кого уже не сможем встре тить никогда. ...Перед войной я закончил Мурманский морской техни кум, Проплавал четыре месяца механиком на РТ-64 «Северный полюс» тралового флота, и призвали меня в армию. Уче ба в техникуме, работа в море приучили к собранности. По тому и служба хотя медом, как говорят, и не по казалась, особых тягот не при несла. Служил, как и большин ство моих сверстников Под ходило время увольнения в запас, и я уже снова мечтал о море. Но грянула война, и мечты эти отдалились. Потя нулись страшные, тяжелые для нашего народа дни. В августе 1941 года меня на правили на переподготовку в Телавское минометное учили ще. Там я должен был стать зенитчиком, однако вскоре это училище реорганизовали в пе хотное. Армия, понеся боль шие потери, нуждалась в ко мандных кадрах. И стали мы, бывшие солдаты-артиллеристы, изучать тактику пехотного боя, способы борьбы с танками. Не было у нас тогда свобод ного времени, да и зачем оно нам, когда фашист топтал на шу землю. Через три с поло виной месяца после начала занятий в училище, в конце ноября, часть курсантов стала досрочно сдавать экзамены. 2 января 1942 года мне й моим землякам •— мурманча нам Михаилу Павлову, Сергею Гогошину было присвоено звание лейтенанта. Никогда мне не забыть этот день, не забыть этих ребят. Сергей Го- гОшин погиб через три месяца при обороне Севастополя. Михаил Павпов прошел всю войну, и уже после победного салюта сразила его бандитская пуля. Меня оставили при училище, назначив на должность коман дира взвода. Затем был ко мандиром роты. Некоторое е^эемя, когда командир ба тальона Константин Рыжов учился на высших офицерских курсах, командовал батальо ном. Хорошая и крепкая дру жба связывала меня с этим человеком, был он старше меня, опытнее, строг и требо вателен, но справедлив. После войны, к сожалению, жизнен ные дороги развели нас, и я надолго потерял его след. И вот только полтора года назад я узнал его адрес. Рыжов жи вет в Ленинграде, преподает в одном из учебных заведе ний. В тот майский день спра шивал он о моих делах. Что я мог ответить? Обыкно венная жизнь, как у тысяч и тысяч людей. После демоби лизации вернулся в Мурман ский траловый флот. Снова море, снова мирная жизнь. Машинист, старший механик, групповой механик, флагман ский механик, главный меха ник тралфлота — эти записи в трудовой книжке и состави ла^ в сущности, МОЮ трудовую биографию. Теперь я на пен сии, а дело Алое продолжает сын, Юрий. Закончил он Мур манское мореходное училище имени И. И, Месяцева, заочно — МВИМУ. Ныне работает б «Севрыбпромразведке» тре тьим механиком, кандидат в члены КПСС. Женат, дочурка Марийка подрастает — моя внучка. Буквально две недели назад у нас было семейное торжество. Моя дочь Ирина выходила замуж за Николая Денисова. Отец его, Михаил Игнатьевич, ныне гостит у ме ня. Это такой человек, кото рым гордится не только сын. Почетный гражданин города Киева, бывший танкист, Герой Советского Союза Михаил Иг натьевич Денисов олицетворя ет собой защитников Родины. И я, безусловно, рад, что мой зять вышел из такой семьи. И вот сейчас, оглядываясь не прожитые годы, анализи руя свой жизненный путь, я прихожу к выводу: все, чего достиг я, чего добились мои дети и друзья мои, — все это стало возможным благодаря победе Октября. ...Бег времени неумолим, и от старости, как говорится, ни куда не денешься, но я хочу закончить свой рассказ слова ми песни: , «Не созданы мы для легких путей, И sra повадка у наших детей. Мы с ними выходим навстречу ветрам, Есвек не состариться нам». ^ІН ІІПН ІІІІІІІІІІІІПІІІІІІІІІІІІІНПІИ ІІІІЦ ІІППІ........ІІІІІІІІІІ..........I ll........ 1111111!111111111li IIf IIII III!111111iIII I....... M IIIIIIH IIIIIIIIIIflllllllH 'ѴРАУЛЕѴ Моро.-.овск» Мурманского тралового флота ~ уже черичок». За его кормой остались тыся;:і и ты- = сячи миль, пройденных по морским 'просторам. Тысячи £ тонн соленого и охлажденного полуфабриката рыбы бы- £ ли доставлены на нем в Мурманск. На палубе этого судна Е получили рыбацкую закалку согни моряков. Сегодня на ~ «Морозовске • трудится повое поколение. Молодые моряки £ ударной работой ѵа промысле ітараются приумножить ела - £ ву этого траулера, и это им удается. В завершаю- — щем году пяти... тки экипаж перевыполняет все рейсовые = задания, а качаетео сдаваемого полуфабриката выіие плано- £ вого. В числе передовиков внутрисудового социалистического — соревнования здесь называют матросов В. И. ІІІеко, А. Н. = Лысенкоеа, В. В. Марченко, старшего помощника капитана з А. В. Кузнецова и второго помощника //. I. Вабина. = Свои успехи в труде, достигнутые в последнем рейсе, 5 моряки этого судна посвящают празднику Великого Октяб- = ря. А путь к труду — высокопроизводительному и эффек- = тивному, радующему своей полезностью для общества, — = этот путь открыла социалистическая революция 63 года = назад. ’ — Уверенно и гордо идут по этому пути рыбаки «Морозов- = ска». . ’ _ Фото Б. ЩУКИНА. = ІТП11{11111111111111п 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111f11111111111111111U11111111111111Іі 11111111111111111111ИП111111UНU[11(IЕ11UНIИШШF [ПI[11[ПНIИIМН11Ш111[і111М11111,1[1111f11!11UIНfI[ Р ОДИЛСЯ я в семье бат рака в селе Донском Ставропольского края. Когда трудовой народ штурмом взял Зимний дворец, мне было только два года. До 1922*го да я не имел ни малейшего представления ни о матери, ни об отце. Они ушли партиза нить, а потом воевали с белы ми в Первой конной армии С. М. Буденного, оставив меня на попечение бабки Гарпины Ивановны. Когда по селу к нашей хате шли мужчина и женщина в длиннополых шинелях и буде новках, а бабка, толкая меня в спину, заставляла встречать их, я и тогда еще не верил, что это идут мой отец Сергей Иванович и мать Лидия Ива новна После штурма Переко па они возвратились домой, потому что отец заболел ту беркулезом. Не знаю, были ли коммуни стами отец и мать, толь ко в селе после их возвраще ния образовался комитет бед ноты. Делили землю, искали запрятанный кулаками хлеб, организовывали кооператив ный магазин. Деньги были «большими». Помню, как отец повез в Ставрополь воз денег, ИОРЯК ЙОРОЖНТ СВОЕЙ ЧЕСТЬЮ а приЕез... мешок сахара, ко торый разделили честно среди односельчан. Именно отец приметил мою тягу к металлу, потому что я постоянно терся возле кузни. Он отправил меня в Ставро поль учиться на токаря. В 1931 году я получил пятый разряд и волей учителей ока зался в Ставрополе, на не большом заводе «Красный ме таллист». Так началась моя рабочая биография, но она была ко роткой. Молодежь торопилась на Север, на необжитые ме ста. У меня к тому времени уже развился большой интерес к речным пароходам, поэто му, когда кто-то из моих то варищей упомянул Мурманск и мореходный- техникум, я довольно смело собрался и поехал. $ 1937 году окончил техникум с отличием, мне вы дали бесплатную морскую форму и 150 рублей, в виде премии, и направили третьим механиком на траулер «Дзер жинский», на котором я под нялся до старшего механика. Мне всегда нравилось быть среди рыбаков. Это особен ный - народ. Крепкая дружба, спаянность во всем, большая работоспособность, умение принять чужую беду как свою — все это для рыбаков обыч ные понятия. Что особенно примечательно, дорого серд цу — большая честность во всем. Воевать в годы Великой Отечественной мне пришлось здесь, на Севере, на судах военизированной базы трало вого флота. Ходил я на трау лере «Камбала», развозили по побережью солдат, снаряды, продовольствие, лошадей. Ка питаном у нас был Арсентий Сергеевич Нохр-ин, сейчас его имя носит спасатель. В октябре І942 года наш траулер был торпедирован. Находился я в тот момент в машинном отделении. Б&іл сильный взрыв, и пароход наш стал тонуть. С машинной командой мне удалось выб раться наверх, и мы бросились б воду. Какая в октябре пого да на Баренцевом море, пред ставить легко. Но не бросили нас товарищи, успевшие спу стить шлюпки, — всех подоб рали. Идти нам было некуда, только к голому, скалистому берегу. Сутки мы согревали друг друга своими телами, а потом был утомительный путь вдоль берега к пограничной заставе. Вышли все, никто не замерз...' 14 лет мне довелось быть старшим механиком на трау лере «Мичуринск». За это время столько моряков пови дал, сколько сухопутному че ловеку, наверное, за всю жизнь увидать не приходится. Все они были разными, но честное отношение к труду ■было присуще всем. За ред ким исключением, конечно. Честным человеком во всем был и наш командир, капитан Иван Алексеевич Виноградов, ныне морской инспектор тра лового флота. За 43 года работы на судах рыболовного флота нашей об ласти много было сделано. Можно вспомнить первые без ремонтные стоянки в порту и организацию круглогодичной эксплуатации «паровичков» без котлочисток. Но всего не перечислишь. Тяжелыми были рейсы РТ в Северо-Западную Атлантику, где нас частенько прихватывали сильные штормы, ударные походы за рыбой в северную часть Баренцева моря. 43 года т< посвятил мо рю и не жалею об этом. На флоте я стал настоящим ч е л О в е к о м, специали стом и коммунистом. И сего дня, в день празднования 63-й. годовщиньі Великого Октября, хочу молодым морякам поже лать только одного, самого главного в жизни: быть чест ными всегда и во всем, быть честными до конца перед со бой и товарищами И, МАНАКОВ, старший ме ханик Мурманского трало вого флота, кавалер орде на «Знак Почета». 7 ноября 1980 г. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz