Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

ОБ АНД Р ЕЕ М Н Е ХОРОШО знакома эта семья. Не сложи- ласі> у Ирины жизнь с пер вьш мужем — они разо- шлис;,, А через несколько лет она стала женой моряка Ивана. Андрейке тогда шел уже пятый год. Потом по­ явился на свет Сережа. Это­ му крохотному существу, естественно, уделялось больше внимания и потому, что маленький, и потому, что часто болел. Ирина в сутолоке дел не придавала значения тому, что старший сын все дальше отходит от нее. становится замкнутым, молчаливым, особенно ког­ да дома Иван. Шли годы. Андрей ходил в школу и метался от одно­ го увлечения к другому: хореография. плавание, прыжки на лыжах с трам­ плина, акробатика... Причем с интересом занимался толь­ ко до той поры, пока все шло гладко. Малейшее не­ довольство. любой упрек, адресованный ему. он вос­ принимал очень болезненно и охладевал к занятиям окончательно и бесповорот­ но. В школе дела у него то­ же были неважные: дневник пестрел двойками, замеча­ ниями. вызовами родителей в школу. Ирина ходила в ш к о л \. потом подолгу «вы ­ ясняла отношения» с сыном. И вот она в отчаянии по­ звонила мне. • — А что если ему пойти в «Альбатрос»? — сказала я Ирине. Прошел год после на­ шего телефонного разгово­ ра. Андрей — курсант клу­ ба-флотилии юных моряков «Альбатрос». Теперь двой­ ка — чрезвычайное событие и для него, и для родителей. Он стал собраннее, серьез­ нее. А когда начинает рас­ сказывать об «Альбатро­ се», его голубые глаза бле­ стят от восторга. В «АЛЬБАТРОСЕ» К АЖДЫЙ день сюда приходят 100 — 120 мурманских мальчишек. Отутюжена ли форма, на месте ли знаки различия, в порядке ли стрижка, завя­ заны ли шнурки на ботинках — все это под контролем Анатолия Степановича Б е­ лоуса. Плюс преподавание в двух сменах — боцманов и рыбодобытчпкоЕ. Кроме того, контроль за учебой ребят в школе. Получил «двойку» — исправишь, тогда при дешь в «Альбатрос» — это ею-уставнпму. Но Анатолий Степанович подойдет к та ко му и скажет до­ верительно, но строго: — У тебя е учебой плохова­ то. Смотри, что­ бы в будущем тебя не назвали «морским кнех­ том •>. Не скрою, и у меня в шко­ ле' были «двой­ ки», но я старал­ ся быстрее их исправить. А те­ бе чего не х в а ­ тает? И часто такого разговора бывает вполне достаточ­ но, чтобы нала­ дить отличные отношения меж ду мальчишкой и строгим « Степа . ничем*. КОМИССАР С ЛЕДОВАЛО БЫ , ко­ нечно, начать рассказ о воспитателях «Альбатроса» с его начальника Геннадия Федоровича Орлова, челове­ ка интереснейшей судьбы, прошедшего морскую школу от юнги Северного флота до капитана. Но Геннадий Ф е ­ дорович не склонен распро- 1траняться о собственной иографпн. Поэтому скажу лишь, что атмосфера добро­ желательности и уважения к подростку вместе со строжайшей требовательно­ стью к нему исходит преж­ де всего от командира, на­ чальника клуба-флотилии. Й все взрослые, работающие здесь, стремятся поддержи­ вать ее. А подобрались здесь люди, беззаветно преданные морю, Мальчишкам нужны крылья Рассказ о клубе-флотилии юных моряков „Альбатрос" Апеллируя н «мужскому» и «морскому» самолюбию м аль­ чишек, Анатолий Степанович постоянно внушает им: «Со­ ветский морян — это вопло­ щение беспредельной любви к Родине, глубоких знаний и красоты, строгого соблюдения формы, аккуратности. И уж если ты м ечтаешь бы ть мо­ ряком, будь именно таким!» ...Ему было одиннадцать лет в І944-М. Западная Ук­ раина оккупирована фаши­ стами. Отец, три его брата отлично знающие все тонко­ сти и трудности морских профессий и. что самое глав­ ное, умеющие понять и по­ вести за собой мальчишку. Насколько сложны за д а ­ чи, стоящие перед комисса­ ром клуба-флотилии, думаю, не надо разъяснять. Он мо­ лод, комиссар Сергей Павло­ вич Фсдотьев, но авторитет его высок. и четыре двоюродных брата Анатолия ушли партизанить в Черный лес. Может, жела­ ние дать сегодняшним мальчишкам то, чего не пришлось иметь самому, и является причиной его ду­ шевной щедрости?.. По комсомольской путевне Анатолий Степанович приехал в Мурманск, стал матросом тралового флота, сдал э к з а ­ мен на м астера добычи. Потом закончил ШУНС и в должности старш его мастера лова ходил на разны х судах тралового флота, 19 лет — таков его морской стаж. За эти годы — 43 благодарности за отличную работу, медаль «За доблестный труд». В клубе-флотилии ребята проходят, по словам Анато­ лия Степановича, все — от швабры п чуть ли не до высшей математики. При­ чем не просто посещают за ­ нятия, сдают зачеты, полу­ чают специальность — все это. разумеется, есть. Но есть еще увлеченность. Вот эту-то увлеченность и вос­ питывает Анатолий Степано­ вич. И, разумеется, не один он. юношеской мореходной шко­ лы при горкоме комсомола. Даже договорился, чтобы они проходили практику у него на танкере. Потом эта школа соедини­ лась с клубом «Восемь вет­ ров» из Дома пионеров име­ ни А. Бредова, и -возник «Альбатрос». А Сергей Пав­ лович сделал для себя окон­ чательный выбор: работа с мальчишками. Море — это романтика и труд. — Сергей Павлович часто повторяет ребятам эту фразу. И еще: море слабых Не любит — ни духом, ни телом, ни знаниями. И воспитывает он силу у мальчишек. к а к э т о г о д о с т и ч ь ? — Надо делать нм добро, — говорит Сергей Павлович, f — и они заплатят добром. Отдача здесь моментальная. Геннадий Федорович рас­ сказывал о комиссаре: «Он очень мягкий по натуре че­ ловек. Старается быть стро­ гим, даже суровым, но не Может пройти мимо даже са­ мой маленькой мальчише­ ской беды». А Анатолий Степанович говорит: «Надо, чтобы маль­ чишка не шел, а бежал в «Альбатрос». Ведь, бывает, «танцуешь» над ним месяц й не знаешь, чего же он хо­ чет... Ему здесь неинтерес­ но. Почему?». Изо дня в день идет поиск тропинки к сердцу маль­ чишки. В «Альбатросе» есть несколь­ ко заповедей. Первая: правда и ничего кроме правды. Заповедь вторая: уваж ать мальчишек. Приходит подросток — лохма­ тый, неряшливый, в дневнике одни «двойки». Просится в «Альбатрос». Некоторое время спустя Анатолий Степанович скаж ет о нем; «Умница, хват­ кий, спортсмен хороший, моя правая рука во всех делах». Заповедь третья: не про­ щать мелочей, ибо сегодня — мелочь, а завтра они будут рассчиты вать на «большое прощение». Строгость, требо­ вательность должны быть е ж е ­ часными, но обязательно обо- Те. кто хорошо знают Сергея Павловича, говорят о нем: «Отзывчивый, крис­ тально честный, бескорыст­ ный, увлеченный и умеющий увлечь...» ...Мальчишкой он ничем не выделялся среди своих сверст­ ников. Разве тем, что охотно нянчился со своими младшими братьями и племянниками. На­ чиная с пятого класса, был во­ жатым у октябрят. Стал к у р ­ сантом Мурманского высшего инженерного морского учили­ ща — сразу же «нашел» себе работу: в короткие часы у воль­ нений беж ал в 29-ю школу, чтобы вместе со своими под­ ш еф ными сходить на э к ск у р ­ сию, прочитать им накукГ-то лекцию или принять участие в сборе металлолома. А лето проводил в пионерском л аге­ ре рыбного порта в должности вожатого. Закончено училище, полу­ чены диплом и назначение на судно. Казалось бы. че­ ловек осуществил свою меч­ ту. вот она — любимая ра­ бота и море. И очень мало свободного времени. Но... Три года совершенно безвоз­ мездно все свободное время отдавал мальчишкам из скованными и справедливыми. Заповедь четвертая: занятия должны быть интересными, чтобы курсанты «рты рас­ крыли». Мне довелось побывать на одном занятии, которое про­ водил Анатолий Степанович в смене боцманов. Ребятам было предложе­ но показать, как вязать брамшкотовый узел. Кто-то смог сделать это сразу, кто- то торопливо прикладывал и перекладывал концы неболь­ шой веревочки и хмурился от досады. Анатолий Степа­ нович усмехнулся, сказал: «Смотрите!,.» И тут деист вптелыю у всех раскрылись рты от удивления: быстрое, едва уловимое движение пальцев — и Анатолий Сте­ панович показывает один узел. Развязал. Снова быст­ рый взлет пальцев — и уже новый узел. И еще есть заповедь: беречь м альчиш ку от «улицы». Нема­ ло среди тех, кто ходит в «Альбатрос», кто мечтает стать таким , «как папа», и тех, кто вырос без отца или не видел в отце отца. Все они ищ ут в В своих воспитателях и учителя, й старшего друга. Есть и те, кто уже при­ шел с «улицы». — Он «трудный» только для нас, — говорит Сергей Павлович. — а в повседнев­ ной жизни «Альбатроса» мы ничем не выделяем его нз коллектива: те же требова­ ния. те же обязанности, то же уважение к нему. Ну а если надо все нее наказать провинившегося? Здесь инкто не читает нота­ ций. Сергей Павлович ска­ жет виновному, что он от­ странен от практики или не пойдет в кино. Но самое «ужасное» наказание быва­ ет в «Тандвпге»: неделю не подходить к шлюпке. В з а ­ мен предлагается «ничего­ неделание»—сон, отдых... II это действительно ужасно: лежать, когда другие ставят паруса. РЯДОМ JAM НЕ ДОВОДИЛОСЬ видеть судно, которое так же спокойно ходит по суше, как и по морю? А рыбу ловить возле полюса тоже не довелось? Так вот, пройдет несколько лет, п- возможно, все эти чудеса станут будничной реально­ стью. А пока курсанты «Альбатроса» работают над фантастическими проекта­ ми, проводят их защиту,, спорят, доказывая точность расчетов и осуществи’.; х і ь замыслов. Общее название проекта "Мы и море». Однако аспектов в нем много: как ловить рыбу возле Северного полюса на судне, для которого льды — что морская волна: каким бу­ дет учебное судно «Альбатро­ са», скорее всего — катамаран с отличными каютами и бас­ сейном; на каком топливе б у ­ дут работать корабли будуще­ го, какие там надо поставить двигатели, сколько будет сто­ ить такое судно государству, какую даст прибыль и т. д. Все это продумывается в де­ талях, прилагаются расчеты, схемы. Затем авторы проекта обязаны доказать оппонентам «неопровержимость» своей идеи. I Здесь почти все спортс­ мены. Приходят впервые — шагают с правой ноги, су­ тулые... А посмотрите на курсантов: выправка, осан­ ка. здоровье! На всех со­ ревнованиях — призовые места. И не только спорт. Еже­ дневно идут занятия по де­ вяти специальностям, про­ ходят конкурсы на лучшую смену, разнообразные экс­ курсии. встречи с интерес­ ными людьми в кают-ком­ пании «Голубые дороги», работают пресс-центр, опе­ ративный отряд... А практика на учебных судах! А летний лагерь «Гандвиг» — суровая и прекрасная морская школа!.. II там они неразлучны — юные и взрослые. Устают, конечно. мальчишки в «Гандвиге»: шлюпочные по­ ходы и экскурсии, овладе­ ние азами морской практи­ ки и полная самостоятель­ ность во всем — уборка стирка, мытье посуды... И надо, чтобы эти трудные будни не затмили романтики моря. И мальчишки чутко от­ кликаются на доброту своих наставников. Надо видеть, как преданно смотрят они на как летят выполнять приказы, как «растут» их похвалы! Они сдру- шсь и между собой: вме- в школе, в «Альбатро- и даже дома. Больше подружились и их ро­ дители и приходят в клуб- флотилию, чтобы сказать несколько негромких слов благодарности тем, кто сде­ лал, казалось бы, невозмо­ жное: дал «трудному» маль­ чишке крылья И. БЕРЕЗЮК. На сним ках: вахту в «Альба­ тросе» несет курсант А. Д и ­ денко; занятия в клубе флоти лии ведет А. С. Белоус. Фото Б Щ укина. НИХ, ИХ ОТ ж и; сте се» того. 9 3 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 марта 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz