Рыбный Мурман. 1980 г. Март.
ОБ АНД Р ЕЕ М Н Е ХОРОШО знакома эта семья. Не сложи- ласі> у Ирины жизнь с пер вьш мужем — они разо- шлис;,, А через несколько лет она стала женой моряка Ивана. Андрейке тогда шел уже пятый год. Потом по явился на свет Сережа. Это му крохотному существу, естественно, уделялось больше внимания и потому, что маленький, и потому, что часто болел. Ирина в сутолоке дел не придавала значения тому, что старший сын все дальше отходит от нее. становится замкнутым, молчаливым, особенно ког да дома Иван. Шли годы. Андрей ходил в школу и метался от одно го увлечения к другому: хореография. плавание, прыжки на лыжах с трам плина, акробатика... Причем с интересом занимался толь ко до той поры, пока все шло гладко. Малейшее не довольство. любой упрек, адресованный ему. он вос принимал очень болезненно и охладевал к занятиям окончательно и бесповорот но. В школе дела у него то же были неважные: дневник пестрел двойками, замеча ниями. вызовами родителей в школу. Ирина ходила в ш к о л \. потом подолгу «вы ясняла отношения» с сыном. И вот она в отчаянии по звонила мне. • — А что если ему пойти в «Альбатрос»? — сказала я Ирине. Прошел год после на шего телефонного разгово ра. Андрей — курсант клу ба-флотилии юных моряков «Альбатрос». Теперь двой ка — чрезвычайное событие и для него, и для родителей. Он стал собраннее, серьез нее. А когда начинает рас сказывать об «Альбатро се», его голубые глаза бле стят от восторга. В «АЛЬБАТРОСЕ» К АЖДЫЙ день сюда приходят 100 — 120 мурманских мальчишек. Отутюжена ли форма, на месте ли знаки различия, в порядке ли стрижка, завя заны ли шнурки на ботинках — все это под контролем Анатолия Степановича Б е лоуса. Плюс преподавание в двух сменах — боцманов и рыбодобытчпкоЕ. Кроме того, контроль за учебой ребят в школе. Получил «двойку» — исправишь, тогда при дешь в «Альбатрос» — это ею-уставнпму. Но Анатолий Степанович подойдет к та ко му и скажет до верительно, но строго: — У тебя е учебой плохова то. Смотри, что бы в будущем тебя не назвали «морским кнех том •>. Не скрою, и у меня в шко ле' были «двой ки», но я старал ся быстрее их исправить. А те бе чего не х в а тает? И часто такого разговора бывает вполне достаточ но, чтобы нала дить отличные отношения меж ду мальчишкой и строгим « Степа . ничем*. КОМИССАР С ЛЕДОВАЛО БЫ , ко нечно, начать рассказ о воспитателях «Альбатроса» с его начальника Геннадия Федоровича Орлова, челове ка интереснейшей судьбы, прошедшего морскую школу от юнги Северного флота до капитана. Но Геннадий Ф е дорович не склонен распро- 1траняться о собственной иографпн. Поэтому скажу лишь, что атмосфера добро желательности и уважения к подростку вместе со строжайшей требовательно стью к нему исходит преж де всего от командира, на чальника клуба-флотилии. Й все взрослые, работающие здесь, стремятся поддержи вать ее. А подобрались здесь люди, беззаветно преданные морю, Мальчишкам нужны крылья Рассказ о клубе-флотилии юных моряков „Альбатрос" Апеллируя н «мужскому» и «морскому» самолюбию м аль чишек, Анатолий Степанович постоянно внушает им: «Со ветский морян — это вопло щение беспредельной любви к Родине, глубоких знаний и красоты, строгого соблюдения формы, аккуратности. И уж если ты м ечтаешь бы ть мо ряком, будь именно таким!» ...Ему было одиннадцать лет в І944-М. Западная Ук раина оккупирована фаши стами. Отец, три его брата отлично знающие все тонко сти и трудности морских профессий и. что самое глав ное, умеющие понять и по вести за собой мальчишку. Насколько сложны за д а чи, стоящие перед комисса ром клуба-флотилии, думаю, не надо разъяснять. Он мо лод, комиссар Сергей Павло вич Фсдотьев, но авторитет его высок. и четыре двоюродных брата Анатолия ушли партизанить в Черный лес. Может, жела ние дать сегодняшним мальчишкам то, чего не пришлось иметь самому, и является причиной его ду шевной щедрости?.. По комсомольской путевне Анатолий Степанович приехал в Мурманск, стал матросом тралового флота, сдал э к з а мен на м астера добычи. Потом закончил ШУНС и в должности старш его мастера лова ходил на разны х судах тралового флота, 19 лет — таков его морской стаж. За эти годы — 43 благодарности за отличную работу, медаль «За доблестный труд». В клубе-флотилии ребята проходят, по словам Анато лия Степановича, все — от швабры п чуть ли не до высшей математики. При чем не просто посещают за нятия, сдают зачеты, полу чают специальность — все это. разумеется, есть. Но есть еще увлеченность. Вот эту-то увлеченность и вос питывает Анатолий Степано вич. И, разумеется, не один он. юношеской мореходной шко лы при горкоме комсомола. Даже договорился, чтобы они проходили практику у него на танкере. Потом эта школа соедини лась с клубом «Восемь вет ров» из Дома пионеров име ни А. Бредова, и -возник «Альбатрос». А Сергей Пав лович сделал для себя окон чательный выбор: работа с мальчишками. Море — это романтика и труд. — Сергей Павлович часто повторяет ребятам эту фразу. И еще: море слабых Не любит — ни духом, ни телом, ни знаниями. И воспитывает он силу у мальчишек. к а к э т о г о д о с т и ч ь ? — Надо делать нм добро, — говорит Сергей Павлович, f — и они заплатят добром. Отдача здесь моментальная. Геннадий Федорович рас сказывал о комиссаре: «Он очень мягкий по натуре че ловек. Старается быть стро гим, даже суровым, но не Может пройти мимо даже са мой маленькой мальчише ской беды». А Анатолий Степанович говорит: «Надо, чтобы маль чишка не шел, а бежал в «Альбатрос». Ведь, бывает, «танцуешь» над ним месяц й не знаешь, чего же он хо чет... Ему здесь неинтерес но. Почему?». Изо дня в день идет поиск тропинки к сердцу маль чишки. В «Альбатросе» есть несколь ко заповедей. Первая: правда и ничего кроме правды. Заповедь вторая: уваж ать мальчишек. Приходит подросток — лохма тый, неряшливый, в дневнике одни «двойки». Просится в «Альбатрос». Некоторое время спустя Анатолий Степанович скаж ет о нем; «Умница, хват кий, спортсмен хороший, моя правая рука во всех делах». Заповедь третья: не про щать мелочей, ибо сегодня — мелочь, а завтра они будут рассчиты вать на «большое прощение». Строгость, требо вательность должны быть е ж е часными, но обязательно обо- Те. кто хорошо знают Сергея Павловича, говорят о нем: «Отзывчивый, крис тально честный, бескорыст ный, увлеченный и умеющий увлечь...» ...Мальчишкой он ничем не выделялся среди своих сверст ников. Разве тем, что охотно нянчился со своими младшими братьями и племянниками. На чиная с пятого класса, был во жатым у октябрят. Стал к у р сантом Мурманского высшего инженерного морского учили ща — сразу же «нашел» себе работу: в короткие часы у воль нений беж ал в 29-ю школу, чтобы вместе со своими под ш еф ными сходить на э к ск у р сию, прочитать им накукГ-то лекцию или принять участие в сборе металлолома. А лето проводил в пионерском л аге ре рыбного порта в должности вожатого. Закончено училище, полу чены диплом и назначение на судно. Казалось бы. че ловек осуществил свою меч ту. вот она — любимая ра бота и море. И очень мало свободного времени. Но... Три года совершенно безвоз мездно все свободное время отдавал мальчишкам из скованными и справедливыми. Заповедь четвертая: занятия должны быть интересными, чтобы курсанты «рты рас крыли». Мне довелось побывать на одном занятии, которое про водил Анатолий Степанович в смене боцманов. Ребятам было предложе но показать, как вязать брамшкотовый узел. Кто-то смог сделать это сразу, кто- то торопливо прикладывал и перекладывал концы неболь шой веревочки и хмурился от досады. Анатолий Степа нович усмехнулся, сказал: «Смотрите!,.» И тут деист вптелыю у всех раскрылись рты от удивления: быстрое, едва уловимое движение пальцев — и Анатолий Сте панович показывает один узел. Развязал. Снова быст рый взлет пальцев — и уже новый узел. И еще есть заповедь: беречь м альчиш ку от «улицы». Нема ло среди тех, кто ходит в «Альбатрос», кто мечтает стать таким , «как папа», и тех, кто вырос без отца или не видел в отце отца. Все они ищ ут в В своих воспитателях и учителя, й старшего друга. Есть и те, кто уже при шел с «улицы». — Он «трудный» только для нас, — говорит Сергей Павлович. — а в повседнев ной жизни «Альбатроса» мы ничем не выделяем его нз коллектива: те же требова ния. те же обязанности, то же уважение к нему. Ну а если надо все нее наказать провинившегося? Здесь инкто не читает нота ций. Сергей Павлович ска жет виновному, что он от странен от практики или не пойдет в кино. Но самое «ужасное» наказание быва ет в «Тандвпге»: неделю не подходить к шлюпке. В з а мен предлагается «ничего неделание»—сон, отдых... II это действительно ужасно: лежать, когда другие ставят паруса. РЯДОМ JAM НЕ ДОВОДИЛОСЬ видеть судно, которое так же спокойно ходит по суше, как и по морю? А рыбу ловить возле полюса тоже не довелось? Так вот, пройдет несколько лет, п- возможно, все эти чудеса станут будничной реально стью. А пока курсанты «Альбатроса» работают над фантастическими проекта ми, проводят их защиту,, спорят, доказывая точность расчетов и осуществи’.; х і ь замыслов. Общее название проекта "Мы и море». Однако аспектов в нем много: как ловить рыбу возле Северного полюса на судне, для которого льды — что морская волна: каким бу дет учебное судно «Альбатро са», скорее всего — катамаран с отличными каютами и бас сейном; на каком топливе б у дут работать корабли будуще го, какие там надо поставить двигатели, сколько будет сто ить такое судно государству, какую даст прибыль и т. д. Все это продумывается в де талях, прилагаются расчеты, схемы. Затем авторы проекта обязаны доказать оппонентам «неопровержимость» своей идеи. I Здесь почти все спортс мены. Приходят впервые — шагают с правой ноги, су тулые... А посмотрите на курсантов: выправка, осан ка. здоровье! На всех со ревнованиях — призовые места. И не только спорт. Еже дневно идут занятия по де вяти специальностям, про ходят конкурсы на лучшую смену, разнообразные экс курсии. встречи с интерес ными людьми в кают-ком пании «Голубые дороги», работают пресс-центр, опе ративный отряд... А практика на учебных судах! А летний лагерь «Гандвиг» — суровая и прекрасная морская школа!.. II там они неразлучны — юные и взрослые. Устают, конечно. мальчишки в «Гандвиге»: шлюпочные по ходы и экскурсии, овладе ние азами морской практи ки и полная самостоятель ность во всем — уборка стирка, мытье посуды... И надо, чтобы эти трудные будни не затмили романтики моря. И мальчишки чутко от кликаются на доброту своих наставников. Надо видеть, как преданно смотрят они на как летят выполнять приказы, как «растут» их похвалы! Они сдру- шсь и между собой: вме- в школе, в «Альбатро- и даже дома. Больше подружились и их ро дители и приходят в клуб- флотилию, чтобы сказать несколько негромких слов благодарности тем, кто сде лал, казалось бы, невозмо жное: дал «трудному» маль чишке крылья И. БЕРЕЗЮК. На сним ках: вахту в «Альба тросе» несет курсант А. Д и денко; занятия в клубе флоти лии ведет А. С. Белоус. Фото Б Щ укина. НИХ, ИХ ОТ ж и; сте се» того. 9 3 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 1 марта 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz