Рыбный Мурман. 1980 г. Март.
ІМІШШШІІІІШШШІШШШШМНІШІІІІІІПШННШИШШШМІІНПШІІІІШМІІІШМНІПШІШШШІІШіиіІІНІІІІІШІІШІІІІІІМІШНііМІМИІННШІММІІІІІІІШШіІМІМІМІІІМІІІІІМіШШІІІІІНІМІІІІІІІІІІІІІІІІЁ г L - 1 ъ / - т Мы — за мелкую расфасовку £ I С е р е б р и с т ы м пото ком идет нз мойки на расфасовочный стол мойва. Проворные руки ма тросов - рыбообработчиков укладывают ее в противни, наполненные противни — в тележки. Один, другой, деся тый... И вот уже свежая ры ба поступает на заморозку. Спорится дело, хорошо идет промысел. Отсюда и настроение моряков бодрое. Но у меня, как у технолога, беспокойство: добытое сырье не отвечает тем требовани ям, которые предъявляются к нему при выпуске мойвы жирной в мелкоіі расфасов ке. Для непосвященного, мо жет, будет непонятно: мел кая расфасовка. Для чего она? А вы не обращали вни мания на муки продавцов рыбных отделов магазинов, когда просили отпустить не большое количество той же мойвы? Вьются они над де сятикилограммовым твер дым, как камень, брикетом изо всех сил, а когда все способы использованы, не редко берутся за топор. Ка кой уж после этого товар ный вид продукции! Но если лежит на прилав ке килограммовая или двух- кнлограммовая коробочка — бери любую. Одним словом, сбыт про дукции в таре малой емко сти облегчен, выгоден н для покупателя, и для магази нов. От выпуска ее выигры вают материально и моряки. На нашем БМРТ «Спут ник» к выработке мороже ной мойвы в мелкой расфа совке подходят со всей серьезностью, особенно — по два килограмма. Ниже я объясню, в чем тут дело. Накоплен некоторый опыт организации приемов труда. Заминка с изготовлением такой продукции в начале рейса объяснялась тем, что мойва была с наполненными желудками, значит, непри годной для заморозки в ко робочках. А как только за- ловнлась подходящая рыба — сразу приступили к ра боте. У нас. как и на некоторых других судах, для ускорения расфасовки есть простейшее приспособление — решетка, приподнятая над расфасо вочным столом. Рыбообра ботчик подкладывает под нее противень, сверху решетки — лист пергаментной бума ги. Мойву насыпают на пер гамент. Блок от блока, та ким образом, отделяется бумагой. С помощью приспособле ния процесс расфасовки практически занимает столь ко же времени, если бы про дукцию выпускали в брике тах по 10 килограммов, то есть как обычно. Следова тельно, и производительность труда не падает. В противень входят пять блоков по два килограмма. И с этой стороны ничего не теряем — используется полностью емкость противня. Иное дело, когда расфасов ка производится в коробочки по одному килограмму: их получается только шесть, ем кость противня уменьшается как бы вдвое. Далее. Значительно трудо емок весь процесс выпуска мойвы в килограммовой та ре. А формы материального поощрения за выработку та кой продукции до конца не продуманы. Вот причины то го, что моряки охотнее зани маются расфасовкой по два килограмма. Если в первом случае тех нология в основном отрабо тана почти на всех судах, то мойву в коробочках по одно му килограмму расфасовы вают где как приспособятся. У нас же этот процесс по ставлен на поток. В рыбном цехе над крыш кой кормового трюма' устано вили рыбодел, на нем один маркирует коробочки, дру гие придают нм форму, тре тьи наполняют сырьем, взве шивают. дальше — все обыч ным путем. Надо отметить два момен та. При незанятости рыбооб работчиков коробочки заго товляем впрок. Значит, по том меньше отвлекаем сил на это. А выпуском продук ции в килограммовой таре занимаемся тогда, когда ма ло сырья, или ориентируем ся по времени очередного траления. Например, обра ботка прошлого улова под ходит к концу, а до подъема трала, скажем, полчаса. И рыбу, оставленную на вся кий случай, пускаем на мел кую расфасовку. Практически суточная-вы работка двухкилограммовых орикетов неограниченна: оы- ло бы сырье и позволяла бы мощность морозильных ка мер. Надо позаботиться толь ко о запасе пергамента. Мы за часть рейса (он еще продолжается, в порт прихо дили для выгрузки) выпус тили примерно 200 тонн про дукции такой расфасовки — больше, чем другие экипажи. По килограмму — 52 тонны. На остальное время плава ния взяли достаточно перга мента п коробочек. Но на промысле всякое может быть. И если моряки просят дослать какое-либо снабже ние, просьбу надо выполнять срочно. Достижению высоких по казателей по выпуску про дукции способствовало дей ственное соревнование меж ду комплексными сменами. Комплексными — значит, в деле принимали участие мат росы палубной команды. Но у нас состоялся уже разго вор и о том, что при необ ходимости будут привлекать ся подсобные силы. Те. кому ' предстоит выходить на под- вахту, согласны. И это еще раз подтверждает заинтере сованность экипажа в выра ботке продукции нз мойвы в меткой расфасовке. М. ШАМАИЛОВ, технолог БМРТ-406 «Сп утник». х 5 вз і ВНИМАНИЕ : ОПЫТ X з 3 ЗЁ X х: Ж. X as % Э КИПАЖ БМРТ «Волгобалт» — один из лучших в трало вом флоте. Он неоднократно был признан победителем в парно-групповом соревновании, которое проходит под де визом «За высокую эффективность и качество — без отста ющих». Моряки находятся в постоянном творческом поиске, изы скивают пути повышения производительности труда, качест ва выпускаемой продукции. В двух последних рейсах хоро ших результатов они добились на промысле путассу. Дело это в Северном бассейне пока малознакомое. Поэтому опыт работы экипажа «Волгобалта» представит интерес для кол лективов других судов. на пищевые цели, экипаж «Волгобалта» решил, каким образом можно больше замо розить путассу потрошеной, ее спинки. Под руководст вом механика - наладчика С. С. Рябіпшна смонтирова ли на рыбофабрике техно логическую линию, включа ющую головорубочную ма шину п специальный станок для выработки спинки. жуточнои опоре, конструк ция шнека значительно упрощается, исключается его забивание сырьем,^повы шается производительность жиромучной установки. На судах этого типа схе ма теплоконтроля за техно логическим процессом выра ботки рыбной муки состоит нз термосопротивлений, уста новленных в различных ча- мера позволяет производить проверку исправности при боров на месте, повышается надежность контроля. Новаторы «Волгобалта» используют информацию, по ступающую через отдел на ционализации и технической информации флота. Судо вые специалисты изготовили приспособление для выпрес- совкн направляющих втулок И ЗВЕСТНО, что путассу, в зависимости от вре мени суток, ведет себя по- разному. В дневное время она скапливается на глуби нах 1 5 0— 200 метров в ви де мелких стаек с вертикаль ным развитием 1 0— 12 мет ров. Ночью, примерно с двадцати часов, скопления рассеиваются. В три часа H04JI рыба начинает концен трироваться в промысловые скопления и к 6 утра опу скается па большие глубины. Такое поведение рыбы оп ределяло и тактику лова: старались как можно произ водительнее использовать светлое время. Ночыо судно лежало в дрейфе. Учитывая большую скорость перемеще ния путассу, использовали облегченный трал. Лучшим для БМРТ типа «Волгобалт» является трал чертежа 2336-05. При воо ружении его надо соблюдать условия: вес углубителей должен быть 1000 килограм мов; вес цепей на нижней подборе — 350 —450 кило граммов; длина регулировоч ных концов — 5— 6 метров; длина кабелей — 100 — 120 метров: длина цепок на тра ловых досках — 1900 — 2000 миллиметров. Во время траления следу ет держать скорость от 3,5 до 5,2 узла при вертикаль ном раскрытии трала 50 —60 метров. Такое раскрытие до стигается за счет установки на верхней подборе пяти брезентовых щитков общей площадью 4 м2. Большое значение адми нистрация и партийная орга низация судна придавали ТВОРЧЕСТВО ПЛЮС МАСТЕРСТВО согласованности в работе всех служб и звеньев кол лектива Они добились пол ного контакта штурманской, палубной и технологиче ской служб. В полном согла сии работали рыбообработ чики с палубной командой, что было особенно важно при обильных уловах. Ма тросы - палубники помогали ■ желобу на рыбофабрике, а произ- работки водственная команда выходи ла на ремонт орудий лова. Путассу — рыба нежная, большие подъемы нежела тельны. Поэтому с самого начала рейса договорились со штурманским составом об оптимальных уловах. Этим, в первую очередь, до бивались высокого коэффици ента использования сырья. Для увеличения произво дительности работы моро зильных линий большое внимание уделяли своевре менной и качественной их оттайке. Судовые специали сты старались использовать нестабильность промысловой обстановки. Учитывая недо статочное количество рыбы в ночное время, заморозку производили одним бортом, а вторая линия в это время была на оттайке. Из путассу выпускали продукцию трех видов: так называемую колодку, потро шеную без головы и спинку из этой рыбы. Стараясь мак симум сырья использовать Для работы на станке по ставили опытных рыбообра ботчиков. Технологический процесс заключался в следующем: отбирали крупные экземпля ры рыб от 27 до 32 санти метров н по транспортеру подавали к головорубочной машине, а затем по гидро- - к станку для вы- спинки. При хоро шей организации труда про изводительность такой ли нии сравнительно высока: до 7 —8 тонн в сутки. На «Волгобалте» всячески поддерживают и поощряют творческий поиск новаторов. Убедительным доказатель ством творческой активно сти членов экипажа являет ся тот факт, что только за один рейс подано 7 рацио нализаторских предложе ний. Механик - наладчик С. С. Рябинин предложил модер низировать продольный шток подачи сырья в ЖМУ: убрали кронштейн с проме жуточной опорой, а валы шнека соединили фланцами. Для этого существующие концевики валов заменили концевиками с фланцами, которые привариваются по окружности к валам. Флан цы совмещаются отверстия ми и скрепляются 8 болта ми. Соединение валов шне ка получается жестким,, от падает надобность в проме- стях главного привода ЖМУ: средней секции варильника, на выходе нз варильников, на выходе из сушилки то есть на всех стадиях вы работки продукции. Каждое из термосопротивлений под ключается к своему лого- метру, установленному на общей панели. Из-за вибра ции, повышенной влажно сти, воздействия мучной пы ли логометры дают неточ ные показания и часто вы ходят нз строя. Четвертый электромеха ник В. А. Филиппов изме нил схему теплоконтроля ЖМУ. Суть модернизации заключается в том, что вме сто четырех берется один логометр, который соединя ется со средними точками переключателя типа 11П2Н. Через клеммную коробку на этот же переключатель вы водятся все точки термокон троля и одна контрольная. Контрольная точка представ ляет собой эталонное со противление, при замыка ние на которое логометр да ет определенные показания. Вся аппаратура монтирует ся на общей панели, закры вается защитным кожухом и устанавливается на штат ном месте. Новая схема сокращает количество устанавливае мых приборов, упрощает эксплуатацию и ремонт, а введение контрольного за- выхлопных клапанов двига телей фирмы «Бурмейстер и Вайн», оно позволило значи тельно сократить время на этой . операции. Внедрение рационализаторского пред ложения, заимствованного из информационного письма, обеспечило бесперебойную работу питательного клапа на, автомата питания опрес нителей ИВС-3. Немалую роль в повыше нии производительности труда и эффективности про изводства сыграло социали стическое соревнование. Партийная организация и судовой комитет профсоюза стремились максимально использовать его воспита тельное значение, мобилизо вать коллектив на решение задач по выполнению произ водственного задания. Еже дневно до всего личного со става доводилась информа ция о показателях работы вахт, всего коллектива в целом, показывалось, кто идет впереди. Выпускались н вывешивались «молнии» и боевые листки, регулярно выходила стенная газета. Коллектив «Волгобалта» успешно закончил четвер тый год десятой пятилетки и досрочно завершил пяти летний план. Н. ЗАЙЦЕВ, инженер- нормировщик лаборато рии НОТ тралового фло та. I т*; г Г Ш Ж Ш Ш Ш Н Ш Н ІШ ІІШ М іт Ш И Н М ІШ М Ш М ІН П Н Ш ІІІІІШ ІМ ІІН ІІІМ ІШ М Н Н ІІІІМ ІН ІН ІН М Ш ІП ІМ ІН М ІН ІІІІІІН ІН ІІШ Ш ІІІШ ІМ Ш т іШ Ш М П ІШ М И Н Ш ІШ М Ш Ш ІШ ІІІІІШ Ш Ш ІІІІІІІІІІШ ІІІІІШ Ш ІІМ М ІІ? • 4 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» — 7 марта 1980 р *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz