Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

ІМІШШШІІІІШШШІШШШШМНІШІІІІІІПШННШИШШШМІІНПШІІІІШМІІІШМНІПШІШШШІІШіиіІІНІІІІІШІІШІІІІІІМІШНііМІМИІННШІММІІІІІІІШШіІМІМІМІІІМІІІІІМіШШІІІІІНІМІІІІІІІІІІІІІІІІЁ г L - 1 ъ / - т Мы — за мелкую расфасовку £ I С е р е б р и с т ы м пото­ ком идет нз мойки на расфасовочный стол мойва. Проворные руки ма­ тросов - рыбообработчиков укладывают ее в противни, наполненные противни — в тележки. Один, другой, деся­ тый... И вот уже свежая ры­ ба поступает на заморозку. Спорится дело, хорошо идет промысел. Отсюда и настроение моряков бодрое. Но у меня, как у технолога, беспокойство: добытое сырье не отвечает тем требовани­ ям, которые предъявляются к нему при выпуске мойвы жирной в мелкоіі расфасов­ ке. Для непосвященного, мо­ жет, будет непонятно: мел­ кая расфасовка. Для чего она? А вы не обращали вни­ мания на муки продавцов рыбных отделов магазинов, когда просили отпустить не­ большое количество той же мойвы? Вьются они над де­ сятикилограммовым твер­ дым, как камень, брикетом изо всех сил, а когда все способы использованы, не­ редко берутся за топор. Ка­ кой уж после этого товар­ ный вид продукции! Но если лежит на прилав­ ке килограммовая или двух- кнлограммовая коробочка — бери любую. Одним словом, сбыт про­ дукции в таре малой емко­ сти облегчен, выгоден н для покупателя, и для магази­ нов. От выпуска ее выигры­ вают материально и моряки. На нашем БМРТ «Спут­ ник» к выработке мороже­ ной мойвы в мелкой расфа­ совке подходят со всей серьезностью, особенно — по два килограмма. Ниже я объясню, в чем тут дело. Накоплен некоторый опыт организации приемов труда. Заминка с изготовлением такой продукции в начале рейса объяснялась тем, что мойва была с наполненными желудками, значит, непри­ годной для заморозки в ко­ робочках. А как только за- ловнлась подходящая рыба — сразу приступили к ра­ боте. У нас. как и на некоторых других судах, для ускорения расфасовки есть простейшее приспособление — решетка, приподнятая над расфасо­ вочным столом. Рыбообра­ ботчик подкладывает под нее противень, сверху решетки — лист пергаментной бума­ ги. Мойву насыпают на пер­ гамент. Блок от блока, та­ ким образом, отделяется бумагой. С помощью приспособле­ ния процесс расфасовки практически занимает столь­ ко же времени, если бы про­ дукцию выпускали в брике­ тах по 10 килограммов, то есть как обычно. Следова­ тельно, и производительность труда не падает. В противень входят пять блоков по два килограмма. И с этой стороны ничего не теряем — используется полностью емкость противня. Иное дело, когда расфасов­ ка производится в коробочки по одному килограмму: их получается только шесть, ем­ кость противня уменьшается как бы вдвое. Далее. Значительно трудо­ емок весь процесс выпуска мойвы в килограммовой та­ ре. А формы материального поощрения за выработку та­ кой продукции до конца не продуманы. Вот причины то­ го, что моряки охотнее зани­ маются расфасовкой по два килограмма. Если в первом случае тех­ нология в основном отрабо­ тана почти на всех судах, то мойву в коробочках по одно­ му килограмму расфасовы­ вают где как приспособятся. У нас же этот процесс по­ ставлен на поток. В рыбном цехе над крыш­ кой кормового трюма' устано­ вили рыбодел, на нем один маркирует коробочки, дру­ гие придают нм форму, тре­ тьи наполняют сырьем, взве­ шивают. дальше — все обыч­ ным путем. Надо отметить два момен­ та. При незанятости рыбооб­ работчиков коробочки заго­ товляем впрок. Значит, по­ том меньше отвлекаем сил на это. А выпуском продук­ ции в килограммовой таре занимаемся тогда, когда ма­ ло сырья, или ориентируем­ ся по времени очередного траления. Например, обра­ ботка прошлого улова под­ ходит к концу, а до подъема трала, скажем, полчаса. И рыбу, оставленную на вся­ кий случай, пускаем на мел­ кую расфасовку. Практически суточная-вы­ работка двухкилограммовых орикетов неограниченна: оы- ло бы сырье и позволяла бы мощность морозильных ка­ мер. Надо позаботиться толь­ ко о запасе пергамента. Мы за часть рейса (он еще продолжается, в порт прихо­ дили для выгрузки) выпус­ тили примерно 200 тонн про­ дукции такой расфасовки — больше, чем другие экипажи. По килограмму — 52 тонны. На остальное время плава­ ния взяли достаточно перга­ мента п коробочек. Но на промысле всякое может быть. И если моряки просят дослать какое-либо снабже­ ние, просьбу надо выполнять срочно. Достижению высоких по­ казателей по выпуску про дукции способствовало дей­ ственное соревнование меж­ ду комплексными сменами. Комплексными — значит, в деле принимали участие мат­ росы палубной команды. Но у нас состоялся уже разго­ вор и о том, что при необ­ ходимости будут привлекать­ ся подсобные силы. Те. кому ' предстоит выходить на под- вахту, согласны. И это еще раз подтверждает заинтере­ сованность экипажа в выра­ ботке продукции нз мойвы в меткой расфасовке. М. ШАМАИЛОВ, технолог БМРТ-406 «Сп утник». х 5 вз і ВНИМАНИЕ : ОПЫТ X з 3 ЗЁ X х: Ж. X as % Э КИПАЖ БМРТ «Волгобалт» — один из лучших в трало­ вом флоте. Он неоднократно был признан победителем в парно-групповом соревновании, которое проходит под де­ визом «За высокую эффективность и качество — без отста­ ющих». Моряки находятся в постоянном творческом поиске, изы­ скивают пути повышения производительности труда, качест­ ва выпускаемой продукции. В двух последних рейсах хоро­ ших результатов они добились на промысле путассу. Дело это в Северном бассейне пока малознакомое. Поэтому опыт работы экипажа «Волгобалта» представит интерес для кол­ лективов других судов. на пищевые цели, экипаж «Волгобалта» решил, каким образом можно больше замо­ розить путассу потрошеной, ее спинки. Под руководст­ вом механика - наладчика С. С. Рябіпшна смонтирова­ ли на рыбофабрике техно­ логическую линию, включа­ ющую головорубочную ма­ шину п специальный станок для выработки спинки. жуточнои опоре, конструк­ ция шнека значительно упрощается, исключается его забивание сырьем,^повы­ шается производительность жиромучной установки. На судах этого типа схе­ ма теплоконтроля за техно­ логическим процессом выра­ ботки рыбной муки состоит нз термосопротивлений, уста­ новленных в различных ча- мера позволяет производить проверку исправности при­ боров на месте, повышается надежность контроля. Новаторы «Волгобалта» используют информацию, по­ ступающую через отдел на­ ционализации и технической информации флота. Судо­ вые специалисты изготовили приспособление для выпрес- совкн направляющих втулок И ЗВЕСТНО, что путассу, в зависимости от вре­ мени суток, ведет себя по- разному. В дневное время она скапливается на глуби­ нах 1 5 0— 200 метров в ви­ де мелких стаек с вертикаль­ ным развитием 1 0— 12 мет­ ров. Ночью, примерно с двадцати часов, скопления рассеиваются. В три часа H04JI рыба начинает концен­ трироваться в промысловые скопления и к 6 утра опу­ скается па большие глубины. Такое поведение рыбы оп­ ределяло и тактику лова: старались как можно произ­ водительнее использовать светлое время. Ночыо судно лежало в дрейфе. Учитывая большую скорость перемеще­ ния путассу, использовали облегченный трал. Лучшим для БМРТ типа «Волгобалт» является трал чертежа 2336-05. При воо­ ружении его надо соблюдать условия: вес углубителей должен быть 1000 килограм­ мов; вес цепей на нижней подборе — 350 —450 кило­ граммов; длина регулировоч­ ных концов — 5— 6 метров; длина кабелей — 100 — 120 метров: длина цепок на тра­ ловых досках — 1900 — 2000 миллиметров. Во время траления следу­ ет держать скорость от 3,5 до 5,2 узла при вертикаль­ ном раскрытии трала 50 —60 метров. Такое раскрытие до­ стигается за счет установки на верхней подборе пяти брезентовых щитков общей площадью 4 м2. Большое значение адми­ нистрация и партийная орга­ низация судна придавали ТВОРЧЕСТВО ПЛЮС МАСТЕРСТВО согласованности в работе всех служб и звеньев кол­ лектива Они добились пол­ ного контакта штурманской, палубной и технологиче­ ской служб. В полном согла­ сии работали рыбообработ­ чики с палубной командой, что было особенно важно при обильных уловах. Ма­ тросы - палубники помогали ■ желобу на рыбофабрике, а произ- работки водственная команда выходи­ ла на ремонт орудий лова. Путассу — рыба нежная, большие подъемы нежела­ тельны. Поэтому с самого начала рейса договорились со штурманским составом об оптимальных уловах. Этим, в первую очередь, до­ бивались высокого коэффици­ ента использования сырья. Для увеличения произво­ дительности работы моро­ зильных линий большое внимание уделяли своевре­ менной и качественной их оттайке. Судовые специали­ сты старались использовать нестабильность промысловой обстановки. Учитывая недо­ статочное количество рыбы в ночное время, заморозку производили одним бортом, а вторая линия в это время была на оттайке. Из путассу выпускали продукцию трех видов: так называемую колодку, потро­ шеную без головы и спинку из этой рыбы. Стараясь мак­ симум сырья использовать Для работы на станке по­ ставили опытных рыбообра­ ботчиков. Технологический процесс заключался в следующем: отбирали крупные экземпля­ ры рыб от 27 до 32 санти­ метров н по транспортеру подавали к головорубочной машине, а затем по гидро- - к станку для вы- спинки. При хоро­ шей организации труда про­ изводительность такой ли­ нии сравнительно высока: до 7 —8 тонн в сутки. На «Волгобалте» всячески поддерживают и поощряют творческий поиск новаторов. Убедительным доказатель­ ством творческой активно­ сти членов экипажа являет­ ся тот факт, что только за один рейс подано 7 рацио­ нализаторских предложе­ ний. Механик - наладчик С. С. Рябинин предложил модер­ низировать продольный шток подачи сырья в ЖМУ: убрали кронштейн с проме­ жуточной опорой, а валы шнека соединили фланцами. Для этого существующие концевики валов заменили концевиками с фланцами, которые привариваются по окружности к валам. Флан­ цы совмещаются отверстия­ ми и скрепляются 8 болта­ ми. Соединение валов шне­ ка получается жестким,, от­ падает надобность в проме- стях главного привода ЖМУ: средней секции варильника, на выходе нз варильников, на выходе из сушилки то есть на всех стадиях вы­ работки продукции. Каждое из термосопротивлений под­ ключается к своему лого- метру, установленному на общей панели. Из-за вибра­ ции, повышенной влажно­ сти, воздействия мучной пы­ ли логометры дают неточ­ ные показания и часто вы­ ходят нз строя. Четвертый электромеха­ ник В. А. Филиппов изме­ нил схему теплоконтроля ЖМУ. Суть модернизации заключается в том, что вме­ сто четырех берется один логометр, который соединя­ ется со средними точками переключателя типа 11П2Н. Через клеммную коробку на этот же переключатель вы­ водятся все точки термокон­ троля и одна контрольная. Контрольная точка представ­ ляет собой эталонное со­ противление, при замыка­ ние на которое логометр да­ ет определенные показания. Вся аппаратура монтирует­ ся на общей панели, закры­ вается защитным кожухом и устанавливается на штат­ ном месте. Новая схема сокращает количество устанавливае­ мых приборов, упрощает эксплуатацию и ремонт, а введение контрольного за- выхлопных клапанов двига­ телей фирмы «Бурмейстер и Вайн», оно позволило значи­ тельно сократить время на этой . операции. Внедрение рационализаторского пред­ ложения, заимствованного из информационного письма, обеспечило бесперебойную работу питательного клапа­ на, автомата питания опрес­ нителей ИВС-3. Немалую роль в повыше­ нии производительности труда и эффективности про­ изводства сыграло социали­ стическое соревнование. Партийная организация и судовой комитет профсоюза стремились максимально использовать его воспита­ тельное значение, мобилизо­ вать коллектив на решение задач по выполнению произ­ водственного задания. Еже­ дневно до всего личного со­ става доводилась информа­ ция о показателях работы вахт, всего коллектива в целом, показывалось, кто идет впереди. Выпускались н вывешивались «молнии» и боевые листки, регулярно выходила стенная газета. Коллектив «Волгобалта» успешно закончил четвер­ тый год десятой пятилетки и досрочно завершил пяти­ летний план. Н. ЗАЙЦЕВ, инженер- нормировщик лаборато­ рии НОТ тралового фло­ та. I т*; г Г Ш Ж Ш Ш Ш Н Ш Н ІШ ІІШ М іт Ш И Н М ІШ М Ш М ІН П Н Ш ІІІІІШ ІМ ІІН ІІІМ ІШ М Н Н ІІІІМ ІН ІН ІН М Ш ІП ІМ ІН М ІН ІІІІІІН ІН ІІШ Ш ІІІШ ІМ Ш т іШ Ш М П ІШ М И Н Ш ІШ М Ш Ш ІШ ІІІІІШ Ш Ш ІІІІІІІІІІШ ІІІІІШ Ш ІІМ М ІІ? • 4 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» — 7 марта 1980 р *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz