Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

У С П Е Х А М МЕШАЕТ РАВНОДУШИЕ Ито ги см от р а - к о н к у р с а «Каждому молодому мо р я к у - с р е дн е е о б р а з о в ани е » в объединении «Мурманрыбпром» за 1979 учебный год Выполняя приказ Мини­ стерства просвещения СССР, Министерства рыбного хо­ зяйства СССР и Министер­ ства морского флота СССР от 5 августа 1976 года «О мерах по дальнейшему со­ вершенствованию общеобра­ зовательной подготовки мо­ ряков», работники отдела кадров объединения и кон- сультпункта заочной школы моряков, судовые комиссии содействия заочному обуче- ншо, общественные консуль­ танты, учителя постоянно проводят разъяснительную работу среди молодежи н а­ шего флота по вовлечению ее в общеобразовательные ш к о ­ лы. средние и высшие учеб­ ные заведепня. При поступлении на рабо­ ту молодежь до 29 лет, не имеющая среднего образова­ ния, проходит собеседование в УКП заочной школы моря­ ков оформляется на учебу в школу и по возможности на­ правляется на базовые суда, где создаются группы уча­ щихся - заочников из 12 — 15 человек. II здесь большую помощь нам оказывают судовые ко­ миссии содействия заочному обучению. Активно работала в истек­ шем году судовая комиссия БМРТ -37 8, ' возглавляемая капитан - директором Р. И. Мошшым. На судне 1 8 уча­ щихся, все они успешно з а ­ нимаются в школе, пять че­ ловек получили аттестаты о среднем образовании. ос­ тальные перешли в следую­ щие классы. Обобщен опыт работы судовой школы БМРТ -4 42 «Кировск». Здесь созданы все условия для у с ­ пешной учебы моряков и плодотворной работы учите­ лей. В смотре «Каждому моло­ дому моряку — среднее об­ разование-' в 1979 году при­ пили участие 1037 человек, п н и х 679 перешли в с л е­ дующие классы, 9 по­ лучили свидетельства о восьмилетием образовании. 3 03 человека окончили шко­ лу. Успеваемость составила 96.8 процента. За успешную работу и хорошие показате­ ли в труде 51 моряк н агра­ жден Почетными грамотами, почти тремстам объявлена благодарность. По итогам смотра присвоено звание «Отличник учебы п произ­ водства» семи морякам, окончившим школу. В их числе котельный машинист А. А. Маслов, матрос А. В. Семенов п другие. Президиум базового коми­ тета профсоюза объединения, подводя итоги смотра, при­ судил первое место экипажу БМРТ-442 «Кировск». Вто­ рые места — БМРТ-365 «Бирюеинск» н БМРТ -2425 «В. Адонкин», третьи места — БМРТ-387 «Мыс Буден­ ного» и БМРТ -378 «30-ле- тие Победы». Лучшими орга­ низаторами заочного обуче­ ния признаны: капитан-ди­ ректор В, А. Иодис, первые помощники капитанов ГО. Г. Юдин, Н. И. Бубон. Ш. В. Путкарадзе, А. Н. Мингале- ев. А. В, Виноградов, В. И, Козьмин, В. А, Шухарднн. А электромеханик А. М. Хо­ лодов, второй помощник ка­ питана В. Т. Шащаев. стар­ ший механик Ю. П. ГОревич. рефмеханнк В. П. Орел, электрорадионавигатор В. А. Жиглинскиіі и другие при­ знаны лучшими обществен­ ными консультантами. Заочная форма учебы Ста­ ла одним из важных учаСт- ков идеологической работы на судах, делом государст­ венной важности. И здесь немалое значение имеет по- стоянный контроль за уче­ бой моряков со стороны ад­ министрации, партийных и общественных организаций, В январе 1979 года в парткоме объединения был обсужден вопрос о 'ходе вы ­ полнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении пере­ хода ко всеобщему средне­ му образованию», намечены конкретные мероприятия по стопроцентному охвату уче­ бой молодежи, поступающей на флот и работающей на су­ дах. Но вместе с тем в нашей работе есть еще и немалые трудности. На многих Судах группы учащихся составляют о т двух до пяти человек, а во все такие маленькие груп­ пы послать учителей п р ак ­ тически невозможно. Администрация некоторых судов, к примеру, БМРТ -4 5 0 «Большевик», недостаточно проводит работу среди моло­ дежи. не осуществляет долж ­ ного контроля, н в резу л ьта­ те — плохая явка на экза­ мены моряков этих судов. Еще не все общественные консультанты прошли инст­ руктаж для работы по новым учебным программам, а по­ тому не имеют права прини­ мать зачеты. Удивляет рав­ нодушие комитета ВЛКСМ объединения к учебе моря­ ков, А ведь этот вопрос дол­ жен быть под постоянным контролем комсомольских судовых комитетов и коми­ тета комсомола объединения. Мы надеемся, что комитет ВЛКСМ рассмотрит вопрос заочной учебы моряков в на­ шей школе и будет оказы ­ вать нам, учителям, практи­ ческую помощь в этом деле. В этом учебном году при консультпункте ЗШМ созда­ на береговая группа учите­ лей. Молодые преподавате­ ли. а в этой группе их пять — математик В. М. Сологуб, физик Ю. И, Шумилова, хи­ мик А. А. Кузнецова, лите­ ратор О. М. Марпсая и автор этих строк — посещают су­ да. возвращающиеся в порт с промысла и стоящие в ре­ монте, проводят консульта­ ции для учащихся, дают за­ дания по учебному плану для работы во время рейса, вовлекают в учебу молодых моряков, не оформленных в школу, обеспечивают явку на выпускные экзамены, помо­ гают УКП в направлении учащихся на сессию. В период учебных сессий, которые продолжаются пол- тора-два месяца, учащиеся могут сдать зачеты и экза­ мены и, что самое главное, — получить более глубокие и прочные знания. А в на­ шей школе для этого еСть все условия. А . ЛЕБЕДЕВ, учитель за­ очной школы моряков. Судостроение сегодня и завтра Б АЛТИЙСКОЕ морское пароходство пополни­ лось крупным ролкером «Капитан Смирнов». Р о л к е ­ ры, или, как их еще н а зы в а­ ют, «ро-ро» (по начальным буквам английских слов «ролл он — ролл офф» — «вкатывай —выкатывай»),— суда с горизонтальным мето­ дом грузообработкн. Они п о­ явились в последнем десяти­ летии и заняли важное мес­ то в перевозках. До сих пор у нас сооружались «ро-ро» среднего тоннажа. «Капитан Смирнов» начал новую се­ рию более крупных судов т а ­ кого типа. Но они отличаются не только размерами. — Вот это — наши глав­ ные двигатели, —- говорит старший механик судна А н а ­ толий Сундуков, указывая на две небольшие машины, каж ­ дая ,нз которых развивает мощность 25 тысяч лошади­ ных сил. — Дизель такой мощности был бы огромен, да и паровая турбина со в с я ­ кого рода обеспечивающими устройствами заним ала бы во много раз больше места. Однако новый ролкер — га- зотурбоход. Газовые турби­ ны «Смирнова», несмотря на свою малогабаритность, очень мощные, а топлива расходу­ ют на уровне обычных сред­ необоротных дизелей. Сухогрузы традиционного типа трудно сравнивать с «ро-ро». Суда с горизонталь­ ным способом грузообработ­ кн простаивают в портах в 4 —5 раз меньше обычных. К тому ;ке газовые турбины позволяют «Смирнову» пе­ ресекать океаны 25-узловым ходом. Он самый быстроход­ ный «грузовик» нашего транспортного флота. Газовые турбины подоб­ ной мощности установлены на судах транспортного флота впервые в мире. Ди ­ зели и паровые турбины го­ товят к действию часами. «Капитан Смирнов» может дать ход через 15 минут, а в экстренном случае — через две минуты после запуска турбин. В два с половиной раза быстрее дизеля газо­ вые турбины реверсируются с переднего на задний ход. Для реверса с полного пе­ реднего на полный задний ход достаточно всего трех с половиной минут, что крайне важно в сложных навигаци­ онных ситуациях. Г азоту] «Кап рбоход итан Смир ІНѲВ» Вес каждоіі из двух тур­ бин всего 18 тонн, ее мож­ но заменить своими сила­ ми, и морякам потребуется на это не более 6 0 часов. Судно имеет запасные главные двигатели. До сих пор такое было немыс­ лимым: держать па суд­ не, скажем, дизель подобной мощности негде и нелепо во­ зить сотни тонн «мертвого» груза. «Капитан Смирнов•> но во­ доизмещению (35.800 т) несколько уступает бал­ тийским ролкерам фин­ ской постройки типа <•Маг­ нитогорск » (37.500 тонн), но объем трюмов у пего боль­ ше — порядка 60 тысяч к у ­ бических метров. И это не считая его рабочих палуб. Гааотурбоход способен при­ нять до 15 тысяч тонн гру­ за, или 1.200 контейнеров. Длина судна 227, а ширина 30 метров, максимальная вы ­ сота от киля 17 метров. Мореходные к а ч е с т в а «Капитана Смирнова» осно- Б о л ь ш и е парусные су­ да могут уже в бли­ жайшее время бороздить просторы морей, экономя топливо п сохраняя чистоту океана и воздушного бассей­ на, считают инженеры-судо­ строители, Недавно в городе Николаеве они провели сим­ позиум, на котором обсудили проекты парусников для ис­ пользования на морских трассах. Один из проектов, равного которому, как считают, нет пока нигде в мире, представ­ ляет собой эскизную прора­ ботку и технико-экономичес­ кие обоснования грузового парусного судна, выполнен­ ного на базе серийного с о ­ ветского рудовоза водоизме­ щением 6 0 .0 0 0 тонн. Парусное вооружение это­ го гиганта состоит из 7 кон­ сольных мачт высотой 7 0 метров каждая. Они должны нести на себе дакроновые паруса с общей поверхно­ стью около 14 тысяч квад­ ратных метров. Убирать и ставить паруса будут авто­ маты. управляемые элект­ ронно - вычислительной м а­ шиной. При полном штиле судно сможет идти на ди­ зельном двигателе мощно­ стью 6 1 0 0 лошадиных сил. в океаие Специалисты считают, что такой грузовой парусник сможет успешно конкуриро­ вать с моторными судами на сверхдальних морских, трас­ сах. Однако, если этот проект пока что остается проектом, to пассажирский 50-местный парусный тримаран типа «река — море» для турист­ ских круизов уже заказан Главным управлением реч- вательно проверил 'Атланти­ ческий океан уже при пере­ ходе этого судна с Черного моря на Балтику, «Капитан Смирнов» попал в сильный шторм, и несколько суток крепчайшие удары волн об­ рушивались на его стальные борта. Судно устойчиво дер­ жится на курсе. «Капитан Смирнов» и дру­ гие суда серии весьма совер­ шенны в техническом отно­ шении. Швартоваться в пор­ тах и выходить из них им помогают два подруливаю­ щих устройства. ЭВМ, авто­ матика. радиоэлектроника . радиотехнические системы — чего тут только нет. Из хо­ довой рубки можно управ­ лять турбинами, подрулива­ ющими устройствами, други­ ми механизмами. Здесь *же находится уникальная нави­ гационная система. Обрабо­ тав g считанные секунды об­ ширную информацию, систе. ма выдает судоводителям рекомендации по расхож­ дению со встречными суда­ ми, докладывает курсы су­ дов, следующих в опасном соседстве, рекомендует опти­ мальные маршруты и, конеч­ но, позволяет в любоіі мо­ мент определить независимо от погоды собственное м е­ стонахождение. Система гру­ зового комплекса позволяет контролировать ход обработ­ ки ролкера, дает оператор.', полную картину загрузки или выгрузки. предупреждает возможные ошибки. Необычна конструкция кор­ пуса судна. Па верхней па­ лубе нет привычных стрел и кранов, возвышаются лишь «грибки» вентиляции, весьма эффективной. Это позволяет, в частности, перевозить авто­ машины в заправленном со­ стоянии. В корме по право­ му борту (корма имеет осо­ бы»! срез) находится рампа — своего рода «мост», сое­ диняющий судно с причалом. Рампа складная н устанавли­ вается или убирается гидрав­ ликой. Ширина и прочность рампы достаточны, чтобы но ней могли свободно прохо­ ди:!. самые крупные п тяже, лыс автомашины, автобусы, дорожные машины - - все. что можно «вкатывать и вы- катывагь*. Ю. СТВОЛИНСКИИ. корреспондент АПН. шло флота Украинской ССР. ІІа нем сооружаются одно- и двухместные каюты, игровые площадки, солярки. Между корпусами тримарана в ого- роженном сетками нростран- у: стве пассажиры смогут ку- Ц паться в речной или мор­ ской воде. Предполагается, что три­ маран будет курсировать между Киевом, откуда он отправится вниз по реке Днепр и далее из устья Дне­ пра по Черному морю, и Одессой. Тримаран будет оснащен механически убирающимися парусами, еамозаваливающи- мися мачтами для прохода под мостами. Его отделка будет напоминать старинную шхуну. Один из авторов проекта тримарана профессор Нико­ лаевского судостроительного института. доктор техни­ ческих' наук Юрий Крючков считает, что возврат к па­ русникам неизбежен. «Суда ежегодно сжигают миллионы тонн жидкого топлива, за ­ грязняя океан и воздух, — говорит он. — Экономиче­ ски II экологически целесо­ образно в ближайшее деся­ тилетие перевести на энер­ гию ветра часть прогулочно­ го, а со временем и транс­ портного флота». Е. АЛЕКСАНДРОВ, корреспондент АПН. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2] марта 1980 іч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz