Рыбный Мурман. 1980 г. Март.
У С П Е Х А М МЕШАЕТ РАВНОДУШИЕ Ито ги см от р а - к о н к у р с а «Каждому молодому мо р я к у - с р е дн е е о б р а з о в ани е » в объединении «Мурманрыбпром» за 1979 учебный год Выполняя приказ Мини стерства просвещения СССР, Министерства рыбного хо зяйства СССР и Министер ства морского флота СССР от 5 августа 1976 года «О мерах по дальнейшему со вершенствованию общеобра зовательной подготовки мо ряков», работники отдела кадров объединения и кон- сультпункта заочной школы моряков, судовые комиссии содействия заочному обуче- ншо, общественные консуль танты, учителя постоянно проводят разъяснительную работу среди молодежи н а шего флота по вовлечению ее в общеобразовательные ш к о лы. средние и высшие учеб ные заведепня. При поступлении на рабо ту молодежь до 29 лет, не имеющая среднего образова ния, проходит собеседование в УКП заочной школы моря ков оформляется на учебу в школу и по возможности на правляется на базовые суда, где создаются группы уча щихся - заочников из 12 — 15 человек. II здесь большую помощь нам оказывают судовые ко миссии содействия заочному обучению. Активно работала в истек шем году судовая комиссия БМРТ -37 8, ' возглавляемая капитан - директором Р. И. Мошшым. На судне 1 8 уча щихся, все они успешно з а нимаются в школе, пять че ловек получили аттестаты о среднем образовании. ос тальные перешли в следую щие классы. Обобщен опыт работы судовой школы БМРТ -4 42 «Кировск». Здесь созданы все условия для у с пешной учебы моряков и плодотворной работы учите лей. В смотре «Каждому моло дому моряку — среднее об разование-' в 1979 году при пили участие 1037 человек, п н и х 679 перешли в с л е дующие классы, 9 по лучили свидетельства о восьмилетием образовании. 3 03 человека окончили шко лу. Успеваемость составила 96.8 процента. За успешную работу и хорошие показате ли в труде 51 моряк н агра жден Почетными грамотами, почти тремстам объявлена благодарность. По итогам смотра присвоено звание «Отличник учебы п произ водства» семи морякам, окончившим школу. В их числе котельный машинист А. А. Маслов, матрос А. В. Семенов п другие. Президиум базового коми тета профсоюза объединения, подводя итоги смотра, при судил первое место экипажу БМРТ-442 «Кировск». Вто рые места — БМРТ-365 «Бирюеинск» н БМРТ -2425 «В. Адонкин», третьи места — БМРТ-387 «Мыс Буден ного» и БМРТ -378 «30-ле- тие Победы». Лучшими орга низаторами заочного обуче ния признаны: капитан-ди ректор В, А. Иодис, первые помощники капитанов ГО. Г. Юдин, Н. И. Бубон. Ш. В. Путкарадзе, А. Н. Мингале- ев. А. В, Виноградов, В. И, Козьмин, В. А, Шухарднн. А электромеханик А. М. Хо лодов, второй помощник ка питана В. Т. Шащаев. стар ший механик Ю. П. ГОревич. рефмеханнк В. П. Орел, электрорадионавигатор В. А. Жиглинскиіі и другие при знаны лучшими обществен ными консультантами. Заочная форма учебы Ста ла одним из важных учаСт- ков идеологической работы на судах, делом государст венной важности. И здесь немалое значение имеет по- стоянный контроль за уче бой моряков со стороны ад министрации, партийных и общественных организаций, В январе 1979 года в парткоме объединения был обсужден вопрос о 'ходе вы полнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении пере хода ко всеобщему средне му образованию», намечены конкретные мероприятия по стопроцентному охвату уче бой молодежи, поступающей на флот и работающей на су дах. Но вместе с тем в нашей работе есть еще и немалые трудности. На многих Судах группы учащихся составляют о т двух до пяти человек, а во все такие маленькие груп пы послать учителей п р ак тически невозможно. Администрация некоторых судов, к примеру, БМРТ -4 5 0 «Большевик», недостаточно проводит работу среди моло дежи. не осуществляет долж ного контроля, н в резу л ьта те — плохая явка на экза мены моряков этих судов. Еще не все общественные консультанты прошли инст руктаж для работы по новым учебным программам, а по тому не имеют права прини мать зачеты. Удивляет рав нодушие комитета ВЛКСМ объединения к учебе моря ков, А ведь этот вопрос дол жен быть под постоянным контролем комсомольских судовых комитетов и коми тета комсомола объединения. Мы надеемся, что комитет ВЛКСМ рассмотрит вопрос заочной учебы моряков в на шей школе и будет оказы вать нам, учителям, практи ческую помощь в этом деле. В этом учебном году при консультпункте ЗШМ созда на береговая группа учите лей. Молодые преподавате ли. а в этой группе их пять — математик В. М. Сологуб, физик Ю. И, Шумилова, хи мик А. А. Кузнецова, лите ратор О. М. Марпсая и автор этих строк — посещают су да. возвращающиеся в порт с промысла и стоящие в ре монте, проводят консульта ции для учащихся, дают за дания по учебному плану для работы во время рейса, вовлекают в учебу молодых моряков, не оформленных в школу, обеспечивают явку на выпускные экзамены, помо гают УКП в направлении учащихся на сессию. В период учебных сессий, которые продолжаются пол- тора-два месяца, учащиеся могут сдать зачеты и экза мены и, что самое главное, — получить более глубокие и прочные знания. А в на шей школе для этого еСть все условия. А . ЛЕБЕДЕВ, учитель за очной школы моряков. Судостроение сегодня и завтра Б АЛТИЙСКОЕ морское пароходство пополни лось крупным ролкером «Капитан Смирнов». Р о л к е ры, или, как их еще н а зы в а ют, «ро-ро» (по начальным буквам английских слов «ролл он — ролл офф» — «вкатывай —выкатывай»),— суда с горизонтальным мето дом грузообработкн. Они п о явились в последнем десяти летии и заняли важное мес то в перевозках. До сих пор у нас сооружались «ро-ро» среднего тоннажа. «Капитан Смирнов» начал новую се рию более крупных судов т а кого типа. Но они отличаются не только размерами. — Вот это — наши глав ные двигатели, —- говорит старший механик судна А н а толий Сундуков, указывая на две небольшие машины, каж дая ,нз которых развивает мощность 25 тысяч лошади ных сил. — Дизель такой мощности был бы огромен, да и паровая турбина со в с я кого рода обеспечивающими устройствами заним ала бы во много раз больше места. Однако новый ролкер — га- зотурбоход. Газовые турби ны «Смирнова», несмотря на свою малогабаритность, очень мощные, а топлива расходу ют на уровне обычных сред необоротных дизелей. Сухогрузы традиционного типа трудно сравнивать с «ро-ро». Суда с горизонталь ным способом грузообработ кн простаивают в портах в 4 —5 раз меньше обычных. К тому ;ке газовые турбины позволяют «Смирнову» пе ресекать океаны 25-узловым ходом. Он самый быстроход ный «грузовик» нашего транспортного флота. Газовые турбины подоб ной мощности установлены на судах транспортного флота впервые в мире. Ди зели и паровые турбины го товят к действию часами. «Капитан Смирнов» может дать ход через 15 минут, а в экстренном случае — через две минуты после запуска турбин. В два с половиной раза быстрее дизеля газо вые турбины реверсируются с переднего на задний ход. Для реверса с полного пе реднего на полный задний ход достаточно всего трех с половиной минут, что крайне важно в сложных навигаци онных ситуациях. Г азоту] «Кап рбоход итан Смир ІНѲВ» Вес каждоіі из двух тур бин всего 18 тонн, ее мож но заменить своими сила ми, и морякам потребуется на это не более 6 0 часов. Судно имеет запасные главные двигатели. До сих пор такое было немыс лимым: держать па суд не, скажем, дизель подобной мощности негде и нелепо во зить сотни тонн «мертвого» груза. «Капитан Смирнов•> но во доизмещению (35.800 т) несколько уступает бал тийским ролкерам фин ской постройки типа <•Маг нитогорск » (37.500 тонн), но объем трюмов у пего боль ше — порядка 60 тысяч к у бических метров. И это не считая его рабочих палуб. Гааотурбоход способен при нять до 15 тысяч тонн гру за, или 1.200 контейнеров. Длина судна 227, а ширина 30 метров, максимальная вы сота от киля 17 метров. Мореходные к а ч е с т в а «Капитана Смирнова» осно- Б о л ь ш и е парусные су да могут уже в бли жайшее время бороздить просторы морей, экономя топливо п сохраняя чистоту океана и воздушного бассей на, считают инженеры-судо строители, Недавно в городе Николаеве они провели сим позиум, на котором обсудили проекты парусников для ис пользования на морских трассах. Один из проектов, равного которому, как считают, нет пока нигде в мире, представ ляет собой эскизную прора ботку и технико-экономичес кие обоснования грузового парусного судна, выполнен ного на базе серийного с о ветского рудовоза водоизме щением 6 0 .0 0 0 тонн. Парусное вооружение это го гиганта состоит из 7 кон сольных мачт высотой 7 0 метров каждая. Они должны нести на себе дакроновые паруса с общей поверхно стью около 14 тысяч квад ратных метров. Убирать и ставить паруса будут авто маты. управляемые элект ронно - вычислительной м а шиной. При полном штиле судно сможет идти на ди зельном двигателе мощно стью 6 1 0 0 лошадиных сил. в океаие Специалисты считают, что такой грузовой парусник сможет успешно конкуриро вать с моторными судами на сверхдальних морских, трас сах. Однако, если этот проект пока что остается проектом, to пассажирский 50-местный парусный тримаран типа «река — море» для турист ских круизов уже заказан Главным управлением реч- вательно проверил 'Атланти ческий океан уже при пере ходе этого судна с Черного моря на Балтику, «Капитан Смирнов» попал в сильный шторм, и несколько суток крепчайшие удары волн об рушивались на его стальные борта. Судно устойчиво дер жится на курсе. «Капитан Смирнов» и дру гие суда серии весьма совер шенны в техническом отно шении. Швартоваться в пор тах и выходить из них им помогают два подруливаю щих устройства. ЭВМ, авто матика. радиоэлектроника . радиотехнические системы — чего тут только нет. Из хо довой рубки можно управ лять турбинами, подрулива ющими устройствами, други ми механизмами. Здесь *же находится уникальная нави гационная система. Обрабо тав g считанные секунды об ширную информацию, систе. ма выдает судоводителям рекомендации по расхож дению со встречными суда ми, докладывает курсы су дов, следующих в опасном соседстве, рекомендует опти мальные маршруты и, конеч но, позволяет в любоіі мо мент определить независимо от погоды собственное м е стонахождение. Система гру зового комплекса позволяет контролировать ход обработ ки ролкера, дает оператор.', полную картину загрузки или выгрузки. предупреждает возможные ошибки. Необычна конструкция кор пуса судна. Па верхней па лубе нет привычных стрел и кранов, возвышаются лишь «грибки» вентиляции, весьма эффективной. Это позволяет, в частности, перевозить авто машины в заправленном со стоянии. В корме по право му борту (корма имеет осо бы»! срез) находится рампа — своего рода «мост», сое диняющий судно с причалом. Рампа складная н устанавли вается или убирается гидрав ликой. Ширина и прочность рампы достаточны, чтобы но ней могли свободно прохо ди:!. самые крупные п тяже, лыс автомашины, автобусы, дорожные машины - - все. что можно «вкатывать и вы- катывагь*. Ю. СТВОЛИНСКИИ. корреспондент АПН. шло флота Украинской ССР. ІІа нем сооружаются одно- и двухместные каюты, игровые площадки, солярки. Между корпусами тримарана в ого- роженном сетками нростран- у: стве пассажиры смогут ку- Ц паться в речной или мор ской воде. Предполагается, что три маран будет курсировать между Киевом, откуда он отправится вниз по реке Днепр и далее из устья Дне пра по Черному морю, и Одессой. Тримаран будет оснащен механически убирающимися парусами, еамозаваливающи- мися мачтами для прохода под мостами. Его отделка будет напоминать старинную шхуну. Один из авторов проекта тримарана профессор Нико лаевского судостроительного института. доктор техни ческих' наук Юрий Крючков считает, что возврат к па русникам неизбежен. «Суда ежегодно сжигают миллионы тонн жидкого топлива, за грязняя океан и воздух, — говорит он. — Экономиче ски II экологически целесо образно в ближайшее деся тилетие перевести на энер гию ветра часть прогулочно го, а со временем и транс портного флота». Е. АЛЕКСАНДРОВ, корреспондент АПН. • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2] марта 1980 іч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz