Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

В ГОДЫ первых пятиле­ ток складывались за­ мечательные традиции ста­ хановского движения рыба­ ков Мурмаиа. Среди промы­ словиков тралового флота было широко распростране­ но движение за лучшего ма­ стера пара, огня, за луч­ ший траулер, за богатый улов, за лучшего тралмей­ стера. II всегда инициато­ ром нового хорошего дела были молодежь, комсомоль­ цы. Первым комсомольско- молодежным судном флота, носящим имя Коммунисти­ ческого Интернационала Мо- лодежп, был РТ-17 «КИМ». В 1935 году экипаж это­ го траулера из рейса в рейс не выполнял производствен­ ный план. Машина на про­ мысле работала всегда с пе­ ребоями, котел был в запу­ щенном состоянии, часто случались аварии механиз­ мов. Приближался X съезд ВЛ КСМ г Комитет комсомо- в состав военно-морских сил. Для промысла остава­ лись те траулеры, которые к 22 нюня 1941 года нахо­ дились в ремонте. Их пред­ стояло как можно быстрее вернуть в строй, чтобы во­ зобновить добычу рыбы, очень нужной для снабже­ ния армии, флота, города. К концу этого года корабли подготовили к плаванию, л зимой один из них — «КИМ» вышел в первыіі по­ исковый рейс. Экипаж, несмотря на су­ ровые условия, прославился стахановской работой н был награжден значком «Отлич­ ник социалистического со­ ревнования Наркомрыбпро- ма». В это время моряки под руководством капитана Ивана Николаевича Деми­ дова обследовали рыбную банку, названную его име­ нем, и имели здесь боль­ шие уловы. ла берет шефство над отста­ ющим кораблем. Вскрыв причину отставания (плохое руководство), комитет уком­ плектовал команду передо­ вой молодежью, отдел кад­ ров по просьбе комсомоль­ цев назначил другого стар­ шего механика, которыіі су­ мел быстр* устранить де­ фекты в машине. Молодые моряки обратились с про­ сьбой к комсомольцам судо­ ремонтного завода — до­ срочно и качественно отре­ монтировать траулер. 24 апреля 1936 года «КИЛТ» вернулся из четвер­ того стахановского рейса. Щедрыіі подарок преподнес­ ли моряки Первомаю. В трюмах насчитывалось I1) тонн рыбы. Репсовое задание было выполнено на 240 процентов! А в августе экипаж одержал первую большую победу — раньше срока справился с годовым заданием, вместо 21000 вы­ ловил 28*238 центнеров рыбы. В начале 1937 года ком­ сомольцы решили превра­ тить траулер в комсомоль­ ское судно, работающее по- стахановски. Об этом они написали наркому пищевой промышленности А. И. Ми­ кояну. В феврале Аііаетас Иванович ответил комсо­ мольцам: «Уверен, что энер­ гичной большевистской ра­ ботой в борьбе за рыбу ком­ сомольцы и вся молодежь РТ-17 «КИМ» превратят ■судно в передовое стаханов­ ское ведущее предприятие, что явится образцом для всей, молодежи флота по вы­ полнению задач 1937 года». Это обращение было поло­ жено в основу работы комсо мольской организации судна. Уже в апреле организация вы­ росла до двенадцати человек. Комсомольцы организовали соревнование по наждой спе­ циальности, проводили техни­ ческую учебу по подготовив н сдаче второй ступени госу­ дарственного техминимума. С помощью старшего това­ рища помполита Можуко нача­ ли работать два политкружка по изучению историй партии и текущей политики. Улучшила молодежь и нультурный до­ суг: проводила культпоходы в кино, устраивала коллектив­ ную читку художественной ли­ тературы. Так, моряки прочи­ тали и обсудили книгу Н. Ост- ровеного <-Рожд*нные бурей». В июне экипаж РТ «КИМ» по призыву рыбаков траулера «Киров» включил­ ся в соревнование за пре­ вращение 1937. года во вто­ рой стахановский год. Ком­ сомольске - моло д е ж н ы й коллектив обязался вместо 36 тысяч центнеров рыбы, предусмотренных планом, - выловить 45 тысяч центне­ ров. Обязательство было вы­ полнено. В годы Великой Отечест­ венной воины часть судов тралового флога, находив­ шихся в хорошем техниче­ ском состоянии, передали Продолжение. Нач. см в № 11 . Б а р е н ц е в о море представляло собой арену морских боев, про­ мышлять было трудно, по­ этому перед рыбаками сто­ яла задача проверить воз­ можность лова рыбы в Б е ­ лом море. Одним из первых пошел туда комсомольско- молодежный экипаж РТ-17 «КИМ». Разведка показала, что в Белом море тресковых пород мало, и Демидов пред- ' ложпл продолжать промысел в Баренцевом море, искать здесь новые районы лова. Вражеская авиация систе­ матически преследовала тра­ улеры. Так. в апреле 1942 года «КИМ» в течение одно­ го рейса пять раз подвергал­ ся атакам фашистских бом­ бардировщиков И тем не менее промысловики успешно вели добычу рыбы. Включившись во Всесоюз­ ное соревнование за досроч­ ное выполнение плана 1.942 года, коллектив РТ-17 с честью справился с повы­ шенными обязательствами. После войны РТ-17 «КИМ» был переименован в «Комсомольца», экипаж которого продолжал славные традиции своих предшест­ венников. В 1947 году комитет ком-. сомОла флота при активной поддержке райкома, горко­ ма. обкома ВЛКСМ уком­ плектовал команду «Кеты» комсомольцами и ' молодыми моряками. Трудностей с со­ зданием первого послевоен­ ного- комсомольско-молодеж­ ного экипажа было, немало. 11 все sue, несмотря на слож­ ность поставленной: задачи, ^ІІета» осенью ушла в пер­ вый промысловый .'.рейс. . Дела первого комсомольско- молодежного коллектива в ос­ тавшиеся месяцы 1947 года, а также в последующем, пред шествующем открытию XI съезда ВЛКСМ, показали, что комсомольцы; а вместе с ни­ ми и нёсоюзная молодежь мо­ гут с большим успехом вести промысел, заниматься поиско­ выми работами. И это тогда, когда на важных участках производства трудились малог опытные специалисты. Но мо­ лодежь и работала', и училась, совершенствуя свое мастерст­ во, приобретая опыт, навыки. Характерен в этом смыс­ ле профессиональный рост молодого моряка - «Кеты» Аркадия Мошкова. На судно он пришел, когда ему едва исполнилось шестнадцать лет.: Члены экипажа н азыва­ ли его ласково «сынком». Аркадий >в . первое время ко всему присматривался, при­ слушивался к замечаниям о пы т ны х . моряков, а вскоре и сам стал проявлять сме­ калку и находчивость. З а короткое время он сдал техминимум на матроса пер­ вого класса. Комсомольская организация приняла его в свои ряды. Вникнув в организацию работ по обработке улова, Мошков предложил «бригад­ ную шкерку рыбы», кото­ рая практикуется сейчас на всех траулерах при больших подъемах. При этом " Ар ка­ дий сам показывал пример- производительной обработ­ ки трески, а особенно оку­ ня. На судне он считался непревзойденным мастером своего дела, обрабатывая в минуту до 14 окуней. В совершенстве овладев ры­ бацкой специальностью, Арка­ дий Мошков взял шефство над своим товарищем Валентином Кусковым. Передавая ему свой опыт, по-номсомольски увлекая, Мошков добился то­ го, что и Валентин завоевал уважение товарищей экипажа, как хороший работник. С таким же упорством и комсомольской организации моряки избрали В, Р. Трибуш- ного, а его заместителем масте­ ра по добыче рыбы Стремилова. На мостике, в машинном отде­ лении, на палубе — везде ра­ ботали молодые специалисты, а вторую вахту во главе с ком­ мунистом Терентьевым полно­ стью укомплектовали из ком­ сомольцев. В первом году своей дея­ тельности коллективу пред­ стояло решить ответствен­ ную задачу — дать стране 43 тысячи центнеров рыбы. Комсомольске - молодежные вахты сразу включились в соревнование, обязавшись без посторонней помощи вы­ бирать по 2 - - 2 , 5 тонны тре­ ски. Когда же у л о вы ' дости­ гали 3 —4 тонн, на помощь матросам выходили все, в том числе комсомольцы Ма- носеев, Мещанинов, механи­ ки Евтюков, Копытов. В феврале 1948 года РТ -17 находился на промыс­ ле в Баренцевом море. Не- ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛЬСКО- МОЛОДЁЖНЫЕ К 60 -летиюмурманского комсомола трудолюбием работал весь комсомольско молодеж н ы й коллектив «Кеты». В 1948 г-о- ДУ судно занималось поиском рыбных концентраций. По заданию моряки должны бы­ ли обнаружить шестнадцать косяков. Подведя итоги соци­ алистического соревнования за девять месяцев, они рапорто­ вали уже о 14 найденных кон­ центрациях. Следующий год для ком- сомольско-мо л одеж ного эки- пажа «Кеты» был годом но­ вых успехов в ,т р у д е , новых проявлений комсомольской зрелости. Свои достижения молодежь посвящала откры ­ вающемуся 29 марта XI съезду ВЛКСМ. В чеСть этой знаменательной даты она брала повышенное обязатель­ ство, которое было перекры ­ то. * ... X Изучая решения і съезда, комсомольцы, их молодые товарищи достойно воспри­ няли патриотический долг: работать высокопроизводи­ тельно, еще более, крепить могущество Родины. По ре­ комендации комитета комсо­ мола флота на «Кете» был организован . специальный кружок по проработке воп­ росов, поднятых на комсо-: мольском форуме страны'. На этом судне комсомольская организация, возглавляемая секретарем тов. Ащ е у л о вы м ,' выступила инициатором разнообразного и правильно­ го отдыха всего экипажа. Здесь имелся кружок худо­ жественной самодеятельно­ сти. силами команды устраи­ вали концерты, шахматнот шашечные турниры. При ка- -ждой с т о я н к е . в порту со­ вершались культпоходы в кппо/ театр. А1ТЫТ работы, творче-. ской жизни первого по­ слевоенного комСомольско- молодежного экипажа «Ке­ ты» помог в .Дальнейшем - комитету ВЛКСМ тралового флота выбрать наиболее пра-. вильные методы руководства такими коллективами, на­ правляя их на лучшие успехи в труде, на преодоле­ ние тяжелых экономических трудностей, вставших перед Родиной после разгрома гит­ леровской Германии. В этом смысле очень показательны результаты промысловой де­ ятельности комсомольско- молодежного экипажа РТ -17 «Комсомолец» — прежнего РТ «КИМ». Создать такой экипаж коми­ тету комсомола помог- отдел кадров флота. На судно была направлена передовая моло­ дежь, которая уже хорошо за­ рекомендовала себя в труде на других траулерах. Секретарем смотря на штормы, работа не прекращалась. Неожидан­ но налетел ураган, сильным ударом волны разбило окно в рубке, разломало забороч- ные доски, выворотило две стойки. Вода гуляла по палу­ бе, но моряки не растеря­ лись. сохраняли хладнокро­ вие и деловитость. Они бы ­ стро устранили повреждения. За самоотверженный труд во время урагана некоторые из них были награждены Почет­ ными грамотами Министерст­ ва рыбной промышленности СССР. Ни шторм, ни морозы, ни снежные заряды — ничто не могло помешать молодежи до­ биваться своей цели. Добывая рыбу, она не забывала о бере­ жливости, организовывала ком­ сомольские посты. В трюме ра­ ботал помощник мастера по обработке, который следил за расходованием льда и соли. Мастер по добыче Стремилов бере;,<но относился к сетемате- риалам, машинные специалисты члены ВЛКСМ Маносеев, Меща­ нинов боролись за экономию каждого килограмма топлива, смазочных материалов, инстру­ мента. Активно участвовали в борьбе за лучшие экономиче­ ские показатели отличники производства комсомольцы По­ номарев, Джаклубов. Творческие успехи моло­ дых моряков дали хорошие результаты. За девять рей­ сов экипаж сэкономил 60 тонн угля, собрал как утиль 28 мешков, 80 колосников, около 200 килограммов дру­ гого металлолома, 17 тонн мелкой рыбы для выработки муки. Два комсомольско- молодежных экипажа — РТ ЛГо 43, и. РТ-17 — в 1949 году дали 2,5 млн. рублей экономии... . , В первый промысловый год Комсомольске - молодеж­ ный экипаж промышлял очень успешно. Задание бы­ ло выполнено досрочно, Р о ­ дина сверх плана получила 1720 центнеров рыбы, Ко­ митет комсомола, учитывая общие показатели, присудил коллективу РТ -1 7 свой пе­ реходящий вымпел. Прини­ мая награду, моряки завери­ ли, что они приложат вСе си­ лы. чтобы удержать его у себя и в дальнейшем. Тут же комсомольцы наметили и но­ вые рубежи на 1949 год. По плану судно должно было на­ ходиться в эксплуатации все­ го семь месяцев, за которые предстояло выловить 30 ты­ сяч центнеров трески, оку­ ня, зубатки. Однако экипаж взял обязательство довести добычу до 35 тысяч центне­ ров. - Выполнение этого обязатель­ ства началось ео стахановских рейсов, посвященных предстоя­ щему Хі съезду ВЯКСМ. Патри- отичесний почин молодых мо­ ряков траулера «Комсомолец» нашел дружный отклик у всех промысловиков флрта. Вслед за РТ-17 уходили в стахановские рейсы Комсомольске - молодеж­ ные экипажи «Кеты», «Ивана Сивкова», «Анатолия Бредова». На предсъездовскую вахту встало двадцать шесть моло­ дежных вахт. И возглавляла стахановское движение коман­ да «Комсомольца». Перед от­ крытием съезда она добыла уже 6 тысяч центнеров рыбы и занимала первое место сре­ ди соревнующихся. Разумеется, нельзя было успешно промышлять, не за­ ботясь о повышении квали­ фикации. Это дело стало для моряков одним из основ­ ных с первых же дней п ла­ вания. З а короткий срок угольщик Маносеев приоб­ рел специальность кочегара 1-го класса, матросы Дж ак ­ лубов. Стромилов — помощ- ника мастера по обработке, мастера по добыче. Льва Маносеева считали на судне, несмотря на молодость, мас­ тером огня. Никогда не было случая, чтобы на его вахте упало давление пара. Даже во время чистки котла, ко­ торую он производил за че­ тыре минуты, оно уменьша­ лось только" на пол-атмосфе­ р е . Так работал экипаж «Ком­ сомольца», умножая про­ шлые традиции, устанавли­ вая новые. В 1955 году на общем собрании решено бы­ ло написать историю кораб­ ля. В постановлении говори­ лось: «Написать историю РТ -17 «Комсомолец», оформив ее отдельной книгой. История должна явиться документом, направленным на воспитание моряков в духе Славных тра­ диций тралового флота, в ду­ хе беспредельной преданно­ сти Родине...» Первыми главами этой ис­ тории явились рассказы о мужестве и находчивости ве­ теранов судна, трудовых по­ бедах коллектива. Вот не­ сколько эпизодов. Летом 19 44 года. когда траулер находился на про­ мысле, дымогарные трубки начали пропускать воду. З а ­ глушить их без остановки котла было нельзя. Третий механик Абрамовский, ко­ тельный машиниСт Фролов взялись устранить неисправ­ ность, лишь на время пре­ кратив топку котла. Выбрали жар. Моряки оделись в ватные телогрей­ ки, брюки, зимние шапки, облились водой и поперемен­ но забирались в огневую к а­ меру. Работать в них боль­ ше ' 8 — 10 минут было не­ возможно, В трудных усло­ виях они довели дело до конца, и корабль, не преры­ вая рейса, продолжал про­ мысел. А вот эта страничка .рас­ сказывает о тех, чьи имена вошли в трудовую летопись флота. На судне перед Ве­ ликой Отечественной войной плавал прославленный капи­ тан Демидов, открывший бо­ гатую промысловую банку, носящую сейчас его имя. В послевоенные годы эки­ паж возглавлял Павел Иль­ ич Баев, депутат Верховно­ го. Совета РСФСР. Пятнадцать лет отдал «Комсомольцу» старший ме­ ханик Федор Григорьевич Рогозин. Его огромная за­ слуга в том, что «сердце» корабля работало всегда бесперебойно. Большой вклад в дело во­ спитания молодежи внес один из заслуженных работ­ ников флота, ныне главный капитан рыбного порта. Ми­ хаил Михайлович Егіаріш. Замечательные традиции первых К о м с о м о л ь с к е - мо­ лодежных экипажей паровых судов приняли их последова­ тели — молодые моряки больших морозильных трау­ леров. производственных ре­ фрижераторов, которые на­ чали поступать в траловый фтот С 1955 года. В. ХРЯШКОВ 2! марта 1980 г. — ■.......... ..... ...... -..............- «РЫБНЫЙ МУРМАН» ------------ — —— : ® 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz