Рыбный Мурман. 1980 г. Март.
В ГОДЫ первых пятиле ток складывались за мечательные традиции ста хановского движения рыба ков Мурмаиа. Среди промы словиков тралового флота было широко распростране но движение за лучшего ма стера пара, огня, за луч ший траулер, за богатый улов, за лучшего тралмей стера. II всегда инициато ром нового хорошего дела были молодежь, комсомоль цы. Первым комсомольско- молодежным судном флота, носящим имя Коммунисти ческого Интернационала Мо- лодежп, был РТ-17 «КИМ». В 1935 году экипаж это го траулера из рейса в рейс не выполнял производствен ный план. Машина на про мысле работала всегда с пе ребоями, котел был в запу щенном состоянии, часто случались аварии механиз мов. Приближался X съезд ВЛ КСМ г Комитет комсомо- в состав военно-морских сил. Для промысла остава лись те траулеры, которые к 22 нюня 1941 года нахо дились в ремонте. Их пред стояло как можно быстрее вернуть в строй, чтобы во зобновить добычу рыбы, очень нужной для снабже ния армии, флота, города. К концу этого года корабли подготовили к плаванию, л зимой один из них — «КИМ» вышел в первыіі по исковый рейс. Экипаж, несмотря на су ровые условия, прославился стахановской работой н был награжден значком «Отлич ник социалистического со ревнования Наркомрыбпро- ма». В это время моряки под руководством капитана Ивана Николаевича Деми дова обследовали рыбную банку, названную его име нем, и имели здесь боль шие уловы. ла берет шефство над отста ющим кораблем. Вскрыв причину отставания (плохое руководство), комитет уком плектовал команду передо вой молодежью, отдел кад ров по просьбе комсомоль цев назначил другого стар шего механика, которыіі су мел быстр* устранить де фекты в машине. Молодые моряки обратились с про сьбой к комсомольцам судо ремонтного завода — до срочно и качественно отре монтировать траулер. 24 апреля 1936 года «КИЛТ» вернулся из четвер того стахановского рейса. Щедрыіі подарок преподнес ли моряки Первомаю. В трюмах насчитывалось I1) тонн рыбы. Репсовое задание было выполнено на 240 процентов! А в августе экипаж одержал первую большую победу — раньше срока справился с годовым заданием, вместо 21000 вы ловил 28*238 центнеров рыбы. В начале 1937 года ком сомольцы решили превра тить траулер в комсомоль ское судно, работающее по- стахановски. Об этом они написали наркому пищевой промышленности А. И. Ми кояну. В феврале Аііаетас Иванович ответил комсо мольцам: «Уверен, что энер гичной большевистской ра ботой в борьбе за рыбу ком сомольцы и вся молодежь РТ-17 «КИМ» превратят ■судно в передовое стаханов ское ведущее предприятие, что явится образцом для всей, молодежи флота по вы полнению задач 1937 года». Это обращение было поло жено в основу работы комсо мольской организации судна. Уже в апреле организация вы росла до двенадцати человек. Комсомольцы организовали соревнование по наждой спе циальности, проводили техни ческую учебу по подготовив н сдаче второй ступени госу дарственного техминимума. С помощью старшего това рища помполита Можуко нача ли работать два политкружка по изучению историй партии и текущей политики. Улучшила молодежь и нультурный до суг: проводила культпоходы в кино, устраивала коллектив ную читку художественной ли тературы. Так, моряки прочи тали и обсудили книгу Н. Ост- ровеного <-Рожд*нные бурей». В июне экипаж РТ «КИМ» по призыву рыбаков траулера «Киров» включил ся в соревнование за пре вращение 1937. года во вто рой стахановский год. Ком сомольске - моло д е ж н ы й коллектив обязался вместо 36 тысяч центнеров рыбы, предусмотренных планом, - выловить 45 тысяч центне ров. Обязательство было вы полнено. В годы Великой Отечест венной воины часть судов тралового флога, находив шихся в хорошем техниче ском состоянии, передали Продолжение. Нач. см в № 11 . Б а р е н ц е в о море представляло собой арену морских боев, про мышлять было трудно, по этому перед рыбаками сто яла задача проверить воз можность лова рыбы в Б е лом море. Одним из первых пошел туда комсомольско- молодежный экипаж РТ-17 «КИМ». Разведка показала, что в Белом море тресковых пород мало, и Демидов пред- ' ложпл продолжать промысел в Баренцевом море, искать здесь новые районы лова. Вражеская авиация систе матически преследовала тра улеры. Так. в апреле 1942 года «КИМ» в течение одно го рейса пять раз подвергал ся атакам фашистских бом бардировщиков И тем не менее промысловики успешно вели добычу рыбы. Включившись во Всесоюз ное соревнование за досроч ное выполнение плана 1.942 года, коллектив РТ-17 с честью справился с повы шенными обязательствами. После войны РТ-17 «КИМ» был переименован в «Комсомольца», экипаж которого продолжал славные традиции своих предшест венников. В 1947 году комитет ком-. сомОла флота при активной поддержке райкома, горко ма. обкома ВЛКСМ уком плектовал команду «Кеты» комсомольцами и ' молодыми моряками. Трудностей с со зданием первого послевоен ного- комсомольско-молодеж ного экипажа было, немало. 11 все sue, несмотря на слож ность поставленной: задачи, ^ІІета» осенью ушла в пер вый промысловый .'.рейс. . Дела первого комсомольско- молодежного коллектива в ос тавшиеся месяцы 1947 года, а также в последующем, пред шествующем открытию XI съезда ВЛКСМ, показали, что комсомольцы; а вместе с ни ми и нёсоюзная молодежь мо гут с большим успехом вести промысел, заниматься поиско выми работами. И это тогда, когда на важных участках производства трудились малог опытные специалисты. Но мо лодежь и работала', и училась, совершенствуя свое мастерст во, приобретая опыт, навыки. Характерен в этом смыс ле профессиональный рост молодого моряка - «Кеты» Аркадия Мошкова. На судно он пришел, когда ему едва исполнилось шестнадцать лет.: Члены экипажа н азыва ли его ласково «сынком». Аркадий >в . первое время ко всему присматривался, при слушивался к замечаниям о пы т ны х . моряков, а вскоре и сам стал проявлять сме калку и находчивость. З а короткое время он сдал техминимум на матроса пер вого класса. Комсомольская организация приняла его в свои ряды. Вникнув в организацию работ по обработке улова, Мошков предложил «бригад ную шкерку рыбы», кото рая практикуется сейчас на всех траулерах при больших подъемах. При этом " Ар ка дий сам показывал пример- производительной обработ ки трески, а особенно оку ня. На судне он считался непревзойденным мастером своего дела, обрабатывая в минуту до 14 окуней. В совершенстве овладев ры бацкой специальностью, Арка дий Мошков взял шефство над своим товарищем Валентином Кусковым. Передавая ему свой опыт, по-номсомольски увлекая, Мошков добился то го, что и Валентин завоевал уважение товарищей экипажа, как хороший работник. С таким же упорством и комсомольской организации моряки избрали В, Р. Трибуш- ного, а его заместителем масте ра по добыче рыбы Стремилова. На мостике, в машинном отде лении, на палубе — везде ра ботали молодые специалисты, а вторую вахту во главе с ком мунистом Терентьевым полно стью укомплектовали из ком сомольцев. В первом году своей дея тельности коллективу пред стояло решить ответствен ную задачу — дать стране 43 тысячи центнеров рыбы. Комсомольске - молодежные вахты сразу включились в соревнование, обязавшись без посторонней помощи вы бирать по 2 - - 2 , 5 тонны тре ски. Когда же у л о вы ' дости гали 3 —4 тонн, на помощь матросам выходили все, в том числе комсомольцы Ма- носеев, Мещанинов, механи ки Евтюков, Копытов. В феврале 1948 года РТ -17 находился на промыс ле в Баренцевом море. Не- ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛЬСКО- МОЛОДЁЖНЫЕ К 60 -летиюмурманского комсомола трудолюбием работал весь комсомольско молодеж н ы й коллектив «Кеты». В 1948 г-о- ДУ судно занималось поиском рыбных концентраций. По заданию моряки должны бы ли обнаружить шестнадцать косяков. Подведя итоги соци алистического соревнования за девять месяцев, они рапорто вали уже о 14 найденных кон центрациях. Следующий год для ком- сомольско-мо л одеж ного эки- пажа «Кеты» был годом но вых успехов в ,т р у д е , новых проявлений комсомольской зрелости. Свои достижения молодежь посвящала откры вающемуся 29 марта XI съезду ВЛКСМ. В чеСть этой знаменательной даты она брала повышенное обязатель ство, которое было перекры то. * ... X Изучая решения і съезда, комсомольцы, их молодые товарищи достойно воспри няли патриотический долг: работать высокопроизводи тельно, еще более, крепить могущество Родины. По ре комендации комитета комсо мола флота на «Кете» был организован . специальный кружок по проработке воп росов, поднятых на комсо-: мольском форуме страны'. На этом судне комсомольская организация, возглавляемая секретарем тов. Ащ е у л о вы м ,' выступила инициатором разнообразного и правильно го отдыха всего экипажа. Здесь имелся кружок худо жественной самодеятельно сти. силами команды устраи вали концерты, шахматнот шашечные турниры. При ка- -ждой с т о я н к е . в порту со вершались культпоходы в кппо/ театр. А1ТЫТ работы, творче-. ской жизни первого по слевоенного комСомольско- молодежного экипажа «Ке ты» помог в .Дальнейшем - комитету ВЛКСМ тралового флота выбрать наиболее пра-. вильные методы руководства такими коллективами, на правляя их на лучшие успехи в труде, на преодоле ние тяжелых экономических трудностей, вставших перед Родиной после разгрома гит леровской Германии. В этом смысле очень показательны результаты промысловой де ятельности комсомольско- молодежного экипажа РТ -17 «Комсомолец» — прежнего РТ «КИМ». Создать такой экипаж коми тету комсомола помог- отдел кадров флота. На судно была направлена передовая моло дежь, которая уже хорошо за рекомендовала себя в труде на других траулерах. Секретарем смотря на штормы, работа не прекращалась. Неожидан но налетел ураган, сильным ударом волны разбило окно в рубке, разломало забороч- ные доски, выворотило две стойки. Вода гуляла по палу бе, но моряки не растеря лись. сохраняли хладнокро вие и деловитость. Они бы стро устранили повреждения. За самоотверженный труд во время урагана некоторые из них были награждены Почет ными грамотами Министерст ва рыбной промышленности СССР. Ни шторм, ни морозы, ни снежные заряды — ничто не могло помешать молодежи до биваться своей цели. Добывая рыбу, она не забывала о бере жливости, организовывала ком сомольские посты. В трюме ра ботал помощник мастера по обработке, который следил за расходованием льда и соли. Мастер по добыче Стремилов бере;,<но относился к сетемате- риалам, машинные специалисты члены ВЛКСМ Маносеев, Меща нинов боролись за экономию каждого килограмма топлива, смазочных материалов, инстру мента. Активно участвовали в борьбе за лучшие экономиче ские показатели отличники производства комсомольцы По номарев, Джаклубов. Творческие успехи моло дых моряков дали хорошие результаты. За девять рей сов экипаж сэкономил 60 тонн угля, собрал как утиль 28 мешков, 80 колосников, около 200 килограммов дру гого металлолома, 17 тонн мелкой рыбы для выработки муки. Два комсомольско- молодежных экипажа — РТ ЛГо 43, и. РТ-17 — в 1949 году дали 2,5 млн. рублей экономии... . , В первый промысловый год Комсомольске - молодеж ный экипаж промышлял очень успешно. Задание бы ло выполнено досрочно, Р о дина сверх плана получила 1720 центнеров рыбы, Ко митет комсомола, учитывая общие показатели, присудил коллективу РТ -1 7 свой пе реходящий вымпел. Прини мая награду, моряки завери ли, что они приложат вСе си лы. чтобы удержать его у себя и в дальнейшем. Тут же комсомольцы наметили и но вые рубежи на 1949 год. По плану судно должно было на ходиться в эксплуатации все го семь месяцев, за которые предстояло выловить 30 ты сяч центнеров трески, оку ня, зубатки. Однако экипаж взял обязательство довести добычу до 35 тысяч центне ров. - Выполнение этого обязатель ства началось ео стахановских рейсов, посвященных предстоя щему Хі съезду ВЯКСМ. Патри- отичесний почин молодых мо ряков траулера «Комсомолец» нашел дружный отклик у всех промысловиков флрта. Вслед за РТ-17 уходили в стахановские рейсы Комсомольске - молодеж ные экипажи «Кеты», «Ивана Сивкова», «Анатолия Бредова». На предсъездовскую вахту встало двадцать шесть моло дежных вахт. И возглавляла стахановское движение коман да «Комсомольца». Перед от крытием съезда она добыла уже 6 тысяч центнеров рыбы и занимала первое место сре ди соревнующихся. Разумеется, нельзя было успешно промышлять, не за ботясь о повышении квали фикации. Это дело стало для моряков одним из основ ных с первых же дней п ла вания. З а короткий срок угольщик Маносеев приоб рел специальность кочегара 1-го класса, матросы Дж ак лубов. Стромилов — помощ- ника мастера по обработке, мастера по добыче. Льва Маносеева считали на судне, несмотря на молодость, мас тером огня. Никогда не было случая, чтобы на его вахте упало давление пара. Даже во время чистки котла, ко торую он производил за че тыре минуты, оно уменьша лось только" на пол-атмосфе р е . Так работал экипаж «Ком сомольца», умножая про шлые традиции, устанавли вая новые. В 1955 году на общем собрании решено бы ло написать историю кораб ля. В постановлении говори лось: «Написать историю РТ -17 «Комсомолец», оформив ее отдельной книгой. История должна явиться документом, направленным на воспитание моряков в духе Славных тра диций тралового флота, в ду хе беспредельной преданно сти Родине...» Первыми главами этой ис тории явились рассказы о мужестве и находчивости ве теранов судна, трудовых по бедах коллектива. Вот не сколько эпизодов. Летом 19 44 года. когда траулер находился на про мысле, дымогарные трубки начали пропускать воду. З а глушить их без остановки котла было нельзя. Третий механик Абрамовский, ко тельный машиниСт Фролов взялись устранить неисправ ность, лишь на время пре кратив топку котла. Выбрали жар. Моряки оделись в ватные телогрей ки, брюки, зимние шапки, облились водой и поперемен но забирались в огневую к а меру. Работать в них боль ше ' 8 — 10 минут было не возможно, В трудных усло виях они довели дело до конца, и корабль, не преры вая рейса, продолжал про мысел. А вот эта страничка .рас сказывает о тех, чьи имена вошли в трудовую летопись флота. На судне перед Ве ликой Отечественной войной плавал прославленный капи тан Демидов, открывший бо гатую промысловую банку, носящую сейчас его имя. В послевоенные годы эки паж возглавлял Павел Иль ич Баев, депутат Верховно го. Совета РСФСР. Пятнадцать лет отдал «Комсомольцу» старший ме ханик Федор Григорьевич Рогозин. Его огромная за слуга в том, что «сердце» корабля работало всегда бесперебойно. Большой вклад в дело во спитания молодежи внес один из заслуженных работ ников флота, ныне главный капитан рыбного порта. Ми хаил Михайлович Егіаріш. Замечательные традиции первых К о м с о м о л ь с к е - мо лодежных экипажей паровых судов приняли их последова тели — молодые моряки больших морозильных трау леров. производственных ре фрижераторов, которые на чали поступать в траловый фтот С 1955 года. В. ХРЯШКОВ 2! марта 1980 г. — ■.......... ..... ...... -..............- «РЫБНЫЙ МУРМАН» ------------ — —— : ® 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz