Рыбный Мурман. 1980 г. Март.
^иіішіішшпшшшііішіііинііішішшішншшннішішшшшшшішішішііііішітшііііпіішіііиіішішііійішшшііііишіііжшшнііішшііішііііішііжпішііішііжііііттшіііііш Гв«удерст»енной премией СССР отмечен роман Афанасия КоптелоЕв «Точка опоры». Он является заключительным ш трилогкк, над которой писатель работал около двадцати лет. Три объемные книги («Большой зачин», «Возгорится пламя» и «Точка опоры») охватывают ранний период жизни и деятельности шенское. В. И. Ленина — начиная со ссылки в Шу- і «м і 1 ж 2 С И БИ РЯК по рожде нию. Афанасии Кои- телов а сейчас живет недалеко от Шушенского. Это позволило ему быть предельно объективным в Деталях, подробностях. Главное художественво,- эстетаческое достоинство романа — очень точное, достоверное, объемное вос произведение атмосферы тех далеких лет. История й время у Коптел'ова не мо дернизированы, они выступа ют без парадного мундира, в своем рабочем обличий, как бы подчеркивая неиз бежность и важность проис ходящего. Роман «Точка опоры ■>. ко торый вышел в издательстве «Советский писатель», - строго документальное и в то же время высокохудоже ственное произведение. Каж- дая страница этой книги вы верена тщательными н скру пулезными исследованиями, в ней нет ничего, что могло бы отвлечь от ленинской правды, точной и ясной д а же в мельчайших подробно стях. Писатель следует со вету, который когда-то дал Максим Горький, - писать об учителях пролетариата так, чтобы за мрамором па мятников во всем величии вставали живые люди. Композиционное построе ние романа определяется ло гикой ленинской мысли, ко торая переносится из Ш у шенского на берега Волги, в революционную Москву и Петроград, охватывает про- гторы всей России, неустан но анализирует, сопоставля ет и исследует. Мы видим, как Ленин ра ботает, как ходит на охоту с сибиряком Сосипатычедт, как спорит с предприимчи вым Зыряновым, пробиваю щимся в кулаки. Всегда и всюду Владимир Ильич ос тавляет неизгладимое впечат ление у людей. Человек, ставший позднее «нашей со вестью, нашим чувством», изображен автором «близко зримым». Скрупулезная внимательность не только к революционным качествам, но и к человеческим чертам Ильича помогает читателям лучше увидеть и понять «са мого человечного человека». Афанасий Коптелов пишет не только о Ленине, но и о его близких. О матери, сест рах, брате Дмитрии, о На- дежде Крупской, о муже Анны Ульяновой — Марке Елизарове. Еще шире пове ствует романист о ближай ших соратниках п едино мышленниках Ленина — о Кржижановских. Ванеевых, Старковых, Лепешписких. О трагической судьбе Нико лая Федосеева. О надлом ленных тяжким испытанием тюрьмы и ссылки Петре Запорожце и Якове Ляхов- ском; о Викторе Кѵрнатов- ском, сестрах Окулевых, Николае Баумане, многих других революционерах. Автор старается подме тить У каждого из этих непо хожих людей главное, опре деляющее, исходя из чего чи татели могли бы представить их облик. Писатель находит такие художественные по ложения, в которых вырази тельнее всего сказываются логика характера, тенден- развития. ция его При и его нзооражении „Тенина единомышленников А. Коптелов старался избе жать путей «протоптанной и легче». Объективность ху дожественного исследова ния всей сложности жизни и стратегической прозорливо сти Ильича в труднейший период русского освободи тельного движения —• силь ная сторона «Точки опоры». Еще )! шушенской ссылке Ленин разработал ifлай соз дания общерусской социал- демократической газеты. После ссылки претворяет сто б жизнь — формирует авторский актив, вербует будущих распространителей «Искры». Проделав необхо- САМЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ И З Е М Н О Й 9 п и 1 8 7 0 - 1 9 8 0 О Н Е С Т И до нас живой голос В . И . Л е н и н а , т е х , к т о т р у д и л с я р я д о м с н и м , п о м о г у т н о в ы е д и с к и з в у ч а щ е й Л е н и н и а н ы . В с е с о ю з н а я ф и р м а г р а м з а п и с и « М е л о д и я » з а к о н ч и л а р а б о т у п о в ы п у с к у т р е т ь е г о а л ь б о м а « В с т р е ч и с В . И . Л е н и н ы м » . — З н а м е н а т е л ь н о , ч т о н а с а м о й п е р в о й с о в е т с к о й г р а м п л а с т и н к е б ы л з а п и с а н г о л о с В л а д и м и р а И л ь и ч а , — г о в о р и т гене р а л ь н ы й д и р е к т о р ф и р м ы « М е л о д и я » П . И . Ш а б а н о з . — С е г о д н я з в у ч а щ а я Л е н и - н и а н а н а с ч и т ы в а е т б о л е е с т а д и с к о в . К 110-й годовщине со дня рождения В . И . Ленина выйдут первые две пластинки из большой серии фонодокументов по исто рии КПСС, рассказывающие о рождении марксистско-ленинской партии и этапах ее становления до 1907 года. Этой же дате посвящаются грамзапись спектакля «Рево люционный этюд» по пьесе М. Шатрова в исполнении актеров театра имени Ле нинского комсомола, инсценировка расска зов «Моченые яблоки» и «Ястребки». В здании Центрального партийного архи ва с специально оборудованных помеще ниях, как величайшее сокровище, хранят ся 870 метров пленки к 12 грампластинок с записью голоса В. И. Ленина. Полвека назад техника звукозаписи была несовершенна. Специалисты проделали кро потливую работу по улучшению звучания грамзаписей речей В. И. Ленина. На снимках: В.И. Ленин — перед звуко записывающим аппаратом в Кремле. Моек ва 29 марта 1919 года; фирмой грамзаписи «Мелодия» выпущено около миллиона грампластинок с записями речей В. И . Л е нина. ' Фотохроника ТАСС. димую работу в России, он выезжал в Германию, чтобы там, вдали от царских ище ек, наладить выпуск газеты. После долгих мытарств Л е нин остановил свой выбор на типографии немецкого соцпал - демократа Германа Рау, расположенной близ Лейпцига. Согласие Ра\ предоставить свою типогра фию дли интересов револю ционной России - - убеди тельный факт интернацио нальной солидарности между немецкими и русскими това рищами, которую не 'смогли разорваті, ни царские пала чи, ни их немецко-пруеекпо партнеры. К сожалению. ;; типографии не было русско го шрифта. И тут снова проявилась солидарность р а бочих. Ради пользы дела в нескольких больших пню. графиях были добыты соот ветствующие шрифты, кото рые польский социал-демо крат Иосиф Блюмеифельд. первый наборщик "Искры», доставил на ручной тележке дим Ленина в гипо- Мы графин Г декабре первый Владимир руках пах ’Омана ' I 9 0 0 юмер Ильи1 нущиіі у ода где к вышел • Искры» держал в іаскоІ! но мер нут с го то, о чем он та мал в ссылке, ч: таким трудом. Афанасий Коі днт свое повествов:іп:и до кульминации первой русской революции. В редакции ле гальной большевистской га- «Новая жизнь» впер- встречаются В. И. Ле- и А. М. Горький. « — Здравствуйте. Алексей Максимович! Дорогой і товарищ Горь второе десяти рогп паши о ь і видеться каі- лось. По вине гей! — Рассмс кунду откинув же обеими руками пальцы Горького, шевно рад! . — Я тоже! Даже слов нет... Знакомых расспраши вал о вас... - Смущенно по кашливая. Горький всматри вался в скуластое лицо нина. какой Лс Теперь в и ж у сам. .ивы! — Ка кт)и — Да волжскпі — Да. >?.. Наш. идея Л е ке боль- юр не — ‘со .:ѵ Алек- От Центрального большущее нин. — В шевик, а я поздравил, всей сил.ой сея Максимовича всей души! От Комитета!.. Іі спасибо за былую поддерж ку наших нелегальных га зет... Вез вашеіі помощи нам было бы трудновато». Афанасию Коптелову уда лось рельефно показать, как в сложнейших условиях под полья. жесточайших репрес сий и произвола реакции день ото дня росла и крепла партия большевиков. В романе «Точка опоры » органично и интересно со четаются скрупулезность ис следователя н широта писа тельского видения мира, ис тория и современность. Книга Афанасия Коптело- ва. вошедшая в золотой фонд Ленинианы, не только рисует революционные со бытия, не только воскреша ет образ Ильича, она во оружает каждого из нас — ее читателей... Вооружает партийностью, человечно стью. М. ЛАПШИН , доцент, кандидат филологиче ских наѵк. 11!ПП11ПIНIі ПfН!Иі !! И111!1 > 111МI !11111 • 6 стр. -■=■■ = «РЫБНЫЙ МУРМ АН» 1 .." Е 21 марта 1980 г. 1111111111 ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ ............ ................. 1 ............... ..................................iiiiiifKvtiiiiiiiiiiiiiin .............. .................................. I ....
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz