Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

^иіішіішшпшшшііішіііинііішішшішншшннішішшшшшшішішішііііішітшііііпіішіііиіішішііійішшшііііишіііжшшнііішшііішііііішііжпішііішііжііііттшіііііш Гв«удерст»енной премией СССР отмечен роман Афанасия КоптелоЕв «Точка опоры». Он является заключительным ш трилогкк, над которой писатель работал около двадцати лет. Три объемные книги («Большой зачин», «Возгорится пламя» и «Точка опоры») охватывают ранний период жизни и деятельности шенское. В. И. Ленина — начиная со ссылки в Шу- і «м і 1 ж 2 С И БИ РЯК по рожде­ нию. Афанасии Кои- телов а сейчас живет недалеко от Шушенского. Это позволило ему быть предельно объективным в Деталях, подробностях. Главное художественво,- эстетаческое достоинство романа — очень точное, достоверное, объемное вос­ произведение атмосферы тех далеких лет. История й время у Коптел'ова не мо­ дернизированы, они выступа­ ют без парадного мундира, в своем рабочем обличий, как бы подчеркивая неиз­ бежность и важность проис­ ходящего. Роман «Точка опоры ■>. ко­ торый вышел в издательстве «Советский писатель», - строго документальное и в то же время высокохудоже­ ственное произведение. Каж- дая страница этой книги вы ­ верена тщательными н скру­ пулезными исследованиями, в ней нет ничего, что могло бы отвлечь от ленинской правды, точной и ясной д а ­ же в мельчайших подробно­ стях. Писатель следует со­ вету, который когда-то дал Максим Горький, - писать об учителях пролетариата так, чтобы за мрамором па­ мятников во всем величии вставали живые люди. Композиционное построе­ ние романа определяется ло­ гикой ленинской мысли, ко­ торая переносится из Ш у ­ шенского на берега Волги, в революционную Москву и Петроград, охватывает про- гторы всей России, неустан­ но анализирует, сопоставля­ ет и исследует. Мы видим, как Ленин ра­ ботает, как ходит на охоту с сибиряком Сосипатычедт, как спорит с предприимчи­ вым Зыряновым, пробиваю­ щимся в кулаки. Всегда и всюду Владимир Ильич ос­ тавляет неизгладимое впечат­ ление у людей. Человек, ставший позднее «нашей со­ вестью, нашим чувством», изображен автором «близко зримым». Скрупулезная внимательность не только к революционным качествам, но и к человеческим чертам Ильича помогает читателям лучше увидеть и понять «са­ мого человечного человека». Афанасий Коптелов пишет не только о Ленине, но и о его близких. О матери, сест­ рах, брате Дмитрии, о На- дежде Крупской, о муже Анны Ульяновой — Марке Елизарове. Еще шире пове­ ствует романист о ближай­ ших соратниках п едино­ мышленниках Ленина — о Кржижановских. Ванеевых, Старковых, Лепешписких. О трагической судьбе Нико­ лая Федосеева. О надлом­ ленных тяжким испытанием тюрьмы и ссылки Петре Запорожце и Якове Ляхов- ском; о Викторе Кѵрнатов- ском, сестрах Окулевых, Николае Баумане, многих других революционерах. Автор старается подме­ тить У каждого из этих непо­ хожих людей главное, опре­ деляющее, исходя из чего чи­ татели могли бы представить их облик. Писатель находит такие художественные по­ ложения, в которых вырази­ тельнее всего сказываются логика характера, тенден- развития. ция его При и его нзооражении „Тенина единомышленников А. Коптелов старался избе­ жать путей «протоптанной и легче». Объективность ху­ дожественного исследова­ ния всей сложности жизни и стратегической прозорливо­ сти Ильича в труднейший период русского освободи­ тельного движения —• силь­ ная сторона «Точки опоры». Еще )! шушенской ссылке Ленин разработал ifлай соз­ дания общерусской социал- демократической газеты. После ссылки претворяет сто б жизнь — формирует авторский актив, вербует будущих распространителей «Искры». Проделав необхо- САМЫЙ ЧЕЛОВЕЧНЫЙ И З Е М Н О Й 9 п и 1 8 7 0 - 1 9 8 0 О Н Е С Т И до нас живой голос В . И . Л е н и н а , т е х , к т о т р у д и л с я р я д о м с н и м , п о м о г у т н о в ы е д и с к и з в у ч а щ е й Л е н и н и а н ы . В с е с о ю з н а я ф и р м а г р а м з а п и с и « М е л о ­ д и я » з а к о н ч и л а р а б о т у п о в ы п у с к у т р е т ь е ­ г о а л ь б о м а « В с т р е ч и с В . И . Л е н и н ы м » . — З н а м е н а т е л ь н о , ч т о н а с а м о й п е р в о й с о в е т с к о й г р а м п л а с т и н к е б ы л з а п и с а н г о л о с В л а д и м и р а И л ь и ч а , — г о в о р и т гене р а л ь н ы й д и р е к т о р ф и р м ы « М е л о д и я » П . И . Ш а б а н о з . — С е г о д н я з в у ч а щ а я Л е н и - н и а н а н а с ч и т ы в а е т б о л е е с т а д и с к о в . К 110-й годовщине со дня рождения В . И . Ленина выйдут первые две пластинки из большой серии фонодокументов по исто­ рии КПСС, рассказывающие о рождении марксистско-ленинской партии и этапах ее становления до 1907 года. Этой же дате посвящаются грамзапись спектакля «Рево­ люционный этюд» по пьесе М. Шатрова в исполнении актеров театра имени Ле­ нинского комсомола, инсценировка расска зов «Моченые яблоки» и «Ястребки». В здании Центрального партийного архи­ ва с специально оборудованных помеще ниях, как величайшее сокровище, хранят­ ся 870 метров пленки к 12 грампластинок с записью голоса В. И. Ленина. Полвека назад техника звукозаписи была несовершенна. Специалисты проделали кро­ потливую работу по улучшению звучания грамзаписей речей В. И. Ленина. На снимках: В.И. Ленин — перед звуко­ записывающим аппаратом в Кремле. Моек ва 29 марта 1919 года; фирмой грамзаписи «Мелодия» выпущено около миллиона грампластинок с записями речей В. И . Л е нина. ' Фотохроника ТАСС. димую работу в России, он выезжал в Германию, чтобы там, вдали от царских ище­ ек, наладить выпуск газеты. После долгих мытарств Л е­ нин остановил свой выбор на типографии немецкого соцпал - демократа Германа Рау, расположенной близ Лейпцига. Согласие Ра\ предоставить свою типогра­ фию дли интересов револю­ ционной России - - убеди­ тельный факт интернацио­ нальной солидарности между немецкими и русскими това­ рищами, которую не 'смогли разорваті, ни царские пала­ чи, ни их немецко-пруеекпо партнеры. К сожалению. ;; типографии не было русско­ го шрифта. И тут снова проявилась солидарность р а­ бочих. Ради пользы дела в нескольких больших пню. графиях были добыты соот­ ветствующие шрифты, кото­ рые польский социал-демо­ крат Иосиф Блюмеифельд. первый наборщик "Искры», доставил на ручной тележке дим Ленина в гипо- Мы графин Г декабре первый Владимир руках пах ’Омана ' I 9 0 0 юмер Ильи1 нущиіі у ода где к вышел • Искры» держал в іаскоІ! но­ мер нут с го то, о чем он та мал в ссылке, ч: таким трудом. Афанасий Коі днт свое повествов:іп:и до кульминации первой русской революции. В редакции ле­ гальной большевистской га- «Новая жизнь» впер- встречаются В. И. Ле- и А. М. Горький. « — Здравствуйте. Алексей Максимович! Дорогой і товарищ Горь второе десяти рогп паши о ь і видеться каі- лось. По вине гей! — Рассмс кунду откинув же обеими руками пальцы Горького, шевно рад! . — Я тоже! Даже слов нет... Знакомых расспраши вал о вас... - Смущенно по­ кашливая. Горький всматри­ вался в скуластое лицо нина. какой Лс Теперь в и ж у сам. .ивы! — Ка кт)и — Да волжскпі — Да. >?.. Наш. идея Л е ­ ке боль- юр не — ‘со .:ѵ Алек- От Центрального большущее нин. — В шевик, а я поздравил, всей сил.ой сея Максимовича всей души! От Комитета!.. Іі спасибо за былую поддерж­ ку наших нелегальных га­ зет... Вез вашеіі помощи нам было бы трудновато». Афанасию Коптелову уда­ лось рельефно показать, как в сложнейших условиях под­ полья. жесточайших репрес­ сий и произвола реакции день ото дня росла и крепла партия большевиков. В романе «Точка опоры » органично и интересно со­ четаются скрупулезность ис­ следователя н широта писа­ тельского видения мира, ис­ тория и современность. Книга Афанасия Коптело- ва. вошедшая в золотой фонд Ленинианы, не только рисует революционные со­ бытия, не только воскреша­ ет образ Ильича, она во­ оружает каждого из нас — ее читателей... Вооружает партийностью, человечно­ стью. М. ЛАПШИН , доцент, кандидат филологиче­ ских наѵк. 11!ПП11ПIНIі ПfН!Иі !! И111!1 > 111МI !11111 • 6 стр. -■=■■ = «РЫБНЫЙ МУРМ АН» 1 .." Е 21 марта 1980 г. 1111111111 ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ ............ ................. 1 ............... ..................................iiiiiifKvtiiiiiiiiiiiiiin .............. .................................. I ....

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz