Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

I К о м с о м о л ь с к а я op- ганнзация Мурман­ ского тралового флота — самая многочисленная в об­ ласти. Утвердившаяся в кон­ це двадцатых — начале тридцатых годов, она скоро стала играть заметную роль в делах коллектива флота. К знаменательному в ис­ тории рыбного Мурмана 1936 году — началу стаха­ новского движения — флот- ская комсомолия сплотилась в организацию, способную преодолевать любые трудно­ сти. В этом отношении по­ казательна работа экипажа РТ-29 «Киров». Траулер вошел в эксплуа­ тацию в 1931 году. Капита­ ном назначили Георгия Тис- леи ко, молодого промысло­ вика, насчитывавшего все­ го два года рыбацкой прак­ тики в качестве штурмана на старых РТ «Налим», «Макрель». Вместе с ним в первый рейс отправились многие из тех, кто только пришел на флот, совершен­ но не знавшие моря, специфи­ ки рыбацкого труда. Но уже в 1932 году моряки «Киро­ ва» выловили трески в пол­ тора раза больше, чем со­ ставляла добыча в среднем на один траулер. Дальше успехи были еще значитель­ нее. Ведущую роль в экипаже играли коммунисты и комсо- люльцы. В 1933 году из 41 человека команды было де­ сять членов ВКП(б) и ВЛКСМ, их работу направ­ лял помощник капитана по политчасти Платонов. Моряки в ответ на письмо ленинградских рабочих о подготовке к 15-й годовщине Октябрьской революции вы­ двинули встречный план по вылову рыбы, который пре­ вышал государственный на :>0 процентов, и обратились с призывом к экипажам су­ дов флота и колхозникам дать Ленинграду к 15-іі годовщи­ не Великого Октября эшелон рыбы сверх программы. В 1936 и последующих годах кировцы успешно несли ста­ хановские вахты, начало ко­ торым положил экипаж тра­ улера «Лебедка». Еще четыре года назад это судно числилось в отста­ ющих. Причиной был сла­ бый командный состав. Пос­ ле того как на траулер при­ шел молодой капитан Ту- бальцев- и были сменены другие ведущие специали­ сты. а партийная и комсо­ мольская организации уве­ личились на десять человек, дела у коллектива пошли лучше. Стахановское движение н его благотворное влияние на рост добычи рыбы стало возмо;кным благодаря на- ксиленному опыту, освоению 1 іруглогоди■чиого промысла судов отечественной пост- ройки, росту мастерства флотских моряков. Комсо м о л ь ц б і и молодежь внесли весомый вклад в эти дости­ жения. Комсомолец тридцатых го­ дов Александр Храповицкий так вспоминает о первом стахановском рейсе экипажа «Лебедки» под командовани­ ем Николая Скорнякова: «Флотская молодеть не только научилась побеждать в равных со старшими условиях — она сама выступила заст­ рельщиком- многих славных дел. В полярную ночь капитаны не решались уходить далеко от берегов. Ловили в губах, в зо­ не видимости берега. Но это мешало иметь ф лоту . устойчи­ вые уловы в течение ^сего года. По стране катилась волна социалистического соревнова­ ния, начатого Алексеем Стаха­ новым. Волна соревнования до­ шла и до нас. Молодой капи­ тан комсомолец Николай Скор­ няков просит командование флота разрешить ему начать лов рыбы в полярную ночь в открытом море. А обстановка, надо сказать, тогда была не из легких. Но комсомолец Ни­ колай Скорняков решил по­ бороть страх перед суро­ вой природой. Он доказывал, что расчетливым судовожде­ нием, исполнительностью и мужеством молодые моряки победят стихию. И вот траулер «Лебедка» покинул порт, ушел во тьму полярной ночи. По радио об этом рейсе узнали моряки траулера «Киров», ко­ торым командовал Георгий Ге­ расимович Тисленко. Старшим помощником у него ходил А н д­ рей Стрельбицкий. Возвраще­ ние этих кораблей из зимних рейсов убедило всех: открыта богатая рыбная кладовая. А на вахте с день открытия X съезда Ленинского’ комсомо­ ла». Как одного из лучших комсомольцев - стахановцев, комитет комсомола предла­ гает ЦК ВЛКСМ для зане­ сения в Книгу почета имени X съезда Ленинского комсо­ мола Барашкнна, старшего кочегара РТ-29 «Киров». За 29 суток нахождения судна в море он сэкономил 11 тонн угля. На предложение руковод-. ства флота, секретарей парт­ кома и комитета ВЛКСМ со­ общать имена достойных комсомольцев, ставших на вахту в честь X съезда ком­ сомола, сразу начали посту­ пать радиограммы. С трау­ лера «КИМ» сообщили, что такоіі чести могут быть удо­ стоены комсомольцы второй РЫБАЦКАЯ ЗРЕЛОСТЬ К 60-летию мурманского комсомола = рассказы молодых моряков рассеяли сомнение и страх пе- ред работой в открытом море зимой. И стали промышлять тралфлотовцы на большой вол­ не, без аварий выбирать трал, умело маневрировать главным двигателем. Пришла наша ры бацкая зрелость». I Іачало стахановского движения совпало для ком­ сомольской организации флота и всей молодежи с подготовкой к X съезду ВЛКСМ. На кораблях про­ ходило обсуждение програм­ мы Ленинского комсомола. Особенно активно такая ра­ бота велась среди молодых .моряков РТ «Жданов», «Смена». «КИМ». «Б ел у­ га ». В ДНИ подготовки было переизбрано руководство комсомольско­ го комитета флота, которое главный ѵпор сделало па развитие соревнования за право называться стаханов­ цем. Если раньше па флоте было 8 комсомольцев - ста­ хановцев. то через три меся­ ца их. стало 32. 23 члена ВЛКСМ взяли обязательст­ во — добиться к съезду лучших показателен в тру­ де. «Среди них есть лучшие комсомольцы стахановцы,., старший помощник капитана PT-7 «Семга» то в. Стрельбиц- ний. второй механик PT-49 «Скумбрия» тов Бакулин, ко­ чегар РТ-29 «Киров» тов. Ба- рашкин» — свидетельствует один из документов того вре­ мени. Накануне открытия съез­ да в адрес капитанов, пом политов, комсоргов н всех комсомольцев и молодежи экипажей. находившихся в море, начальник флота Бо­ гачев. секретарь парткома Ольман, секретарь комитета ВЛКСМ Платонов направили радиограмму: «...Каждый комсомолец, каждый молодой моряк тра­ лового флота в этот день должен еще раз подтвердить возможность в 1936 году дать нашей стране 1,5 мил­ лиона центнеров высокока­ чественной рыбы... Шлите имена той молодежи, кото­ рая достойна будет стоять В механик Саруханов. засоль­ щик Павлов. клнпфнскныіі мастер Макаров. На РТ-66 «Урал» были названы «фами­ лии членов ВЛКСМ матроса Битпмкова, радиста Симаре- і’.а, молодых моряков Суров­ цева, Семенова. В адрес газет «Комсо­ мольская правда», «Трал­ флота радировал .машинист РТ «Ленинград» Иван Ски- ба: «...Начало работы съез­ да совпало с началом нашего пятого стахановского рейса. Честь спустить первый трал выпала на долю молодежной вахты под руководством опытного тралмейстера Драіічука... Через два паса на борт подняли свыше 40 центнеров рыбы. За первым тралом последовал второй. За полсуток взяли 130 цент' перов». ПЕРИОД размаха стахановского дви­ жения было принято реше­ ние направить в Северный рыбопромысловый бассейн первых помощников капита­ нов. которые должны бы­ ли поднять на должную вы­ соту партийную работу, на­ вести большевистский по­ рядок на траулерах. Под руководством иомпо- лптов, при их непосредст­ венном участии там, где не было судовых комсомоль­ ских организаций, они соз­ давались буквально в пер­ вые же рейсы Так, с при­ ходом помощника по полит­ части на РТ -62 одиннадцать молодых моряков смогли подготовиться к приему в члены ВЛКСМ. Они и пред­ ставляли состав, ячейки. Лучше всего об активиза­ ции комсомольской работы па судах видно из письма народному комиссару нище- вон промышленности А. И. Микояну, которое подписала большая группа молодежи флота: «...C момента организации Центральным Комитетом нашей партии политической части на­ шего бассейна «Мурманрыба» и при деятельной помощи и поддержке политчасти и пом- политов комсомол тралового флота начал расти. Сейчас у нас имеется 46 комсомольских организаций, причём особенно важно, что теперь, имеются комсомольские организации, комсомольские группы на каж­ дом траулере. Лучше организована воспи­ тательная работа с молоде •жью. Свыше 1500 человек сда­ ли jex3K3aMeH первой ступени и обучаются в кружках техни­ ческой учебы. Работают десят­ ки общекультурных кружков, 42 школы политграмоты, круж­ ки по изучению истории пар­ тии... В нашей работе нам есть на кого равняться. У нас есть секретари комсомольских ор­ ганизаций Р Т и комсомольцы, показывающие прекрасную ра­ боту: орденоносец, тралмейстер PT-75 «Саратов» Студенецкий, старший штурман РТ-20 «А р ­ хангельск» Давкнис, подгото­ вивший к сдаче техэкзамена 13 человек своей команды; все они сдали экзамен на «о тли ч­ но»; кочегар РТ-83 «Димитров» Царев — инициатор соревнова ния кочегаров тралфлота; ко­ чегар РТ-72 «Ленинград» Мо- наков — мастер огня...» Среди лучших были эки­ пажи траулеров «Жданов», «Ленинград», «Лосось». Но, как и прежде, про­ мысловики Мурмана в своих делах ориентировались на -рекордсмена рыбного про­ мысла — коллектив РТ «Киров». После продолжи­ тельного ремонта "в 1 9 3 9 го­ ду он снова вышел в пла-- ванне, за время которого моряки изготовили 275 тонн рыбного полуфабриката. Его капитану комсомольцу Стрельбицкому была •оказана высокая честь приветство­ вать от имени рыбников Се­ йера делегатов XVIII съезда І-!КП(б). С трибуны Кремлев­ ского дворца он говорил: «За время между XVII и XVIII съездами партии до­ быча тралового флота «Мур- манрыбы» выросла на 280 процентов. Замечательная победа наших передовых су­ дов — траулеров «Киров». «Двина», которые перекры­ ли мировой рекорд и выло­ вили в J 938 году по 60 ты­ сяч центнеров рыбы каж­ дый. На Мурмане выросли и воспитались замечательи ы е кадры рыбной индустрии, подлинные организаторы социалистического производ­ ства... Состав капитанов по­ полнился за счет поколения молодых». Представитель рыбников Мурмана говорил о готовно­ сти промысловиков встать в любую минуту па защиту священных рубежей Совет­ ской Родины. Как и по всей стране, в траловом флоте в это время большое внимание уделялось овладению основами военно­ го дела. Уходя в море, ком­ сомольцы принимали обяза­ тельства наряду с выполне­ нием производственного плана овладеть военной тех­ никой, изучать . винтовку, готовиться к сдаче норм ГТО и ПВХО. В стоянку мо­ лодежь занималась военно- спортивными играми. Коми­ тет ВЛКСМ нередко обсуж­ дал вопрос об участии ком­ сомольцев флота в оборонной работе. На Планерном поле по инициативе Осоавиахима проходили занятия по пило­ тированию планера. «А когда пришла пора грозных испытаний Великой Отечественной войны, мы были к ним подготовлены. Многие из комсомольцев тралового флота совершили замечательные подвиги во имя Родины» — подводит итог воспоминаниям Алек­ сандр Храповицкий. В. ХРЯШКОВ. Навстречу Дню Победы На борту БМРт «Тр а лф ло т» активно проходит месячник оборонно - массовой работы. Для членов экипажа организо­ ван просмотр воеинр патриоти­ ческих кинофильмов, читаются лекции. Идя навстречу 35-летию По­ беды над фашистскими захват­ чиками, экипаж постоянно пе­ рекрывает суточные задания по выпуску рыбопродукции. Е. ВАСИЛЬЕВ. капитан ди­ ректор. РУКОВОДЯЩИЕ кру- * гл США и некоторых других государств стремятся возродить атмосферу «холод­ ной войны», им не по вкусу укрепление мира. Их проис­ ками создана угроза афган­ ской революции. Они пыта­ ются сорвать проведение Олимпийских игр в столице нашей Родины — Москве. Советские люди знают, что такое война, и поэтому Н а м нужен мир особенно ценят мир, борются за него. Экипаж СТР «Светло­ воден» объединения «Мур- манрыбпром» поддержал инициативу судового комите­ та и комсомольской органи­ зации о сборе личных средств в фонд мира. Соб­ ранные средства переданы в фонд мира. II ризываем иоследова ть нашему примеру экипажи всех судов. В. НАВОЛОЦКИЙ, пред- еудкома, А. КОПТЯКОБ. секретарь комсомольской организации. Успешный с т а р т Под таким заголовком t l января опубликована ста­ тья капитан-директора плавбазы «Профессор Бара­ нов» Б. Корельсного. Автор высказывал ряд критических замечаний в адрес береговых предприя­ тий смежников, от которых в не меньшей степени зави­ сит успешное выполнение принятых экипажем обяза тельств. На это выступление газе­ ты отвечает начальник [, службы эксплуатации уп равления <Севрыбхолод- | ф лот» С. Лазарев. Опубликованная з газете «Рыбный Мурман» статья «Ус­ пешный старт» обсуждена на совещании служб эксплуата­ ции, технологического обору­ дования и отдела снабжения. Положение со снабжением бочкотарой плавбаз в первом квартале 1980 года остается напряженным. Тарный комби­ нат заявки на поставку боч­ котары постоянно чэ выпол няет. Потребность наших че­ тырех баз, работающих в рай­ оне Центрально Восточной А т ­ лантики, не м е н е е 5000 бочек в сутки, тарный ж е комбинат в сутки производит менее о д ­ ной тысячи бочек. Из-за нехватки транспор­ тов, во избежание простоя плавбаз, производим частич ную подвыгрузку как плав­ баз, так и промысловых су ­ дов. В районе лова вместе с плавбазами работает группа из іЗ крупнотоннажных судов. Ежесуточно этот флот добы ­ вает и производит готовую продукцию в количестве свы­ ше 1000 тонн, практически че­ рез 3— 4 дня нужен транспорт типа «Сибирь». Если учесть, что почти треть транспортов занята на перевозках рыбной продукции по экспорту и в счет обменных операций с иностранными фирмами по указанию Министерства рыб­ ного хозяйства СССР, то вид­ но, что положение с рефри жераторами ь управлении «Севрыбхолодфлот» остается тяжелым. Нам необходимо ещ е не менее пяти транспор­ тов типа «Поляр». Службой эксплуатации ф ло ­ та и отделом эксплуатации флота ВРПО «Сзврыба» при­ нимаются меры к . сокращению простоя плавбаз и промысло вых судоз. Отдел снабжения, к сожалению, не может в полной мере обеспечить суда электродами, ацетиленом, м е­ таллопрокатом, покрасочными материалами, крепежными из­ делиями и другими материа­ лами, которые поступают че­ рез транспортно-складскую контору ВРПО «Севрыба». При фонде на 1979 год элект­ родов сварочных 24 тонны флот получил их 19,1 тонны, фонды на болты с гайками — 8,6 тонны, получено 1,5 тонны. В течение 1979 года на плав­ базу выдано электродов 900 килограммов, ацетилена 13 баллонов (65 кг), красок эма­ левых 5 тонн, густотертых — 3,2 тонны. В январе отгружено в море для плавбазы «Про­ фессор Баранов» электродов 100 килограммов, покрасочных материалов 3040 килограммов, в том числе эмалевых — 1900. В период междурейсовой сто­ янки в порту на плавбазе «Профессор Баранов» был вы­ полнен весь объем ремонтных работ технологического обо­ рудования, заявленных личным составом. С. ЛАЗАРЕВ , начальник службы эксплуатации уп­ равления «Севрыбхолод. флот». 14 марта 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz