Рыбный Мурман. 1980 г. Март.
ІНЖЖЖШІІШіІІІІШЖІЖШІШІШІІІІИМиШЖІШШІІМІІЖЖІИШШМЖІШІШІітНШІШІШІЖШтіІІІІІНШИШІШІІШШНІШІІІШІІІШШНШЖШШІІШШІШЖЖІНІЖтіІЖІНІШЖЖітіІІНІШі; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйствен ного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» перед министерствами, ведомствами, объ единениями, предприятиями и организациями выдвинута за дача разработать и осуществить мероприятия по широкому развитию бригадной формы организации и стимулирования труда, имея в виду, что в одиннадцатой пятилетке эта фор ма должна стать основной. 8 РЫ БНОЙ промыш ленности. еще задол го до возникновения в 60-х годах бригадного подряда. организация труда уже была основана на коллективных началах с оплатой его по конечным результатам. При чем организация материаль ного стимулирования по строена таким образом, что она исключает возможность каких-либо приписок по ко личеству и качеству выраба тываемой на судах продук ции, На флотах ярко прояв ляются основные принципы коллективной организации труда десятков и сотен лю ден. Специфической особен ностью организации заработ ной платы является то, что по коллективным сдельным расценкі: ч оплачивается труд не только членов эк и пажа, непосредственно наня тых добычен рыбы, в ы р а боткой продукции, на по гр у зочно-разгрузочных работах, но и б'сс; остальных (кроме с у д о в о п медицинского персо нала) членов команды. Д р у гими словами, на сдельно - п ремиальной системе оплаты находятся не только рабо чие, но и ннженерно-техпн- ческие работники и млад ший о бслужи вающий персо нал Т ак ая система материаль ного стимулирования в наи большей степени заинтересо вывает каждого работника в высокоэффективном труде. Новые формы организации труда и материального сти мулирования на флоте, ко нечно. не являются застыв шими: они постоянно совер шенствуются под воздейст вием изменяющихся условий промышленного рыболовст ва. Так в последние годы значительно усилена матери альная заинтересованность экипажей в вылове опреде ленных видов рыб в объ емах. установленных лицен зиями. при работе в эконо мических зонах иностранных государств. Для освоения и организации промышленного рыболовства в открытых районах Мирового океана введено дополнительное ма териальное , стимулирова ние Учитывая напряженность плановых показателей по отдельным типам судов и районам промысла, увеличе ны максимальные размеры премий за их перевыполне ние — до 60 процентов сдельного заработка, в зави симости от степени выпол нения плана. Кроме того, уменьшено число условии, при невыполнении которых снижается размер премий отдельным членам экипа жей; повышено материаль ное стимулирование команд увеличение выработки не которых видов рыбопродук ции — тушки, филе, полу фабриката медицинского жира... Вместе с тем кол лективные формы организа ции труда и материального стимулирования требуют дальнейшего развития. О А ПОСЛЕДНИЕ годы ^ значительно возросло производство пресервов не посредственно в море на промысловых судах. Увели чению выработки этого ви да продукции никак не спо- собствовала существовав шая организация труда и его оплаты у работников кон сервных бригад Технология производства пресервов н его объемы требовали объ единения усилий десятков обработчиков рыбы. Учиты вая это. была изменена о р ганизация труда мастеров и помощников мастеров по выработке консервов и ры бьего жира с соответствую щим изменением порядка материального стимулиро вания. В настоящее время оплата труда этой категории работ ников в период выработки пресервов производится в порядке н на условиях, ус- на достижение коллективами трудящихся высоких конеч ных результатов. Но что нее это такое — конечные р е зультаты? По нашему мне нию, концентрированным выражением народнохозяй ственного конечного р е зультата является экономия общественного труда. Имен но на такой конечный ре зультат нужно ориентиро вать систему планирования, управления, экономическо го стимулирования, добива ясь максимума эффекта при минимуме затрат. Необходи мость экономии обществен ного труда обусловливается, кроме того, растущим дефи цитом трудовых ресурсов в стране. Поэтому действенным пу тем дальнейшего совершен ствования коллективных форм организации труда и материального стимулирова нии с одновременным р еш е нием задачи по достижению высоких конечных результа тов и является внедрение Другая проблема. Уста новленный порядок примене ния щекннского метода орга низации труда и материаль ного стимулирования на су дах морского, речного флота и флота рыбной промышлен ности не полностью учиты вает особенности оплаты его на промысловых, приемно- транспортных рефрижера торных судах и плавучих ба зах в период работы на про мысле. Кроме того, внедрению опыта работы с уменьшен ной численностью явно не способствуют некоторые вопросы технического обслу живания механизмов и обо рудования на судах. Н е смотря па имеющиеся у с т ройства систем дистанцион ного управления главным двигателем. невахтенного обслуживания механизмов машннио - котельного отде ления. дальнейшее нх внед рение идет медленно. Д ал е ко ие всегда при проектиро вании рабочих мест на судах ОПЫТ ЩЕКИНЦЕВ НА ФЛОТ! танонленных для всех чле нов экипажа. Наступило также время для изменения организации и оплаты т р у да работников консервных бригад при работе судов в районах Баренцева моря. Атлантики и других на про мысле тресковых рыб. Это диктуется условиями про мышленного рыболовства, зиа чнтел ы іым изменение м видов продукции, выпускае мы--; па консервном участке. С понижением удельного веса и массы сырья для вы работки кормовой рыбной муки и необходимостью все мерного увеличения выра ботки пищевой продукции в условиях ограниченных воз можностей по вылову рыбы, руководство ВРПО <'Севры- ба» по согласованию с обко мом профсоюза рабочих пи щевой промышленности при няло решение о переводе машинистов рыбомучных ус тановок промысловых судов всех типов и ПСТ типа «Баренцево море» с индиви дуальной на коллективную форму организации труда н материального стимулиро вания. Большие резервы можно изыскать при переходе на работу экипажей с умень шенной численностью коман ды по примеру 'Щекннского химического комбината. До недавнего времени на ф л о тах (кроме транспортных реф рпжераторов «Севрыб- холодфлота») не было п р а вовой основы для широкого внедрения этого метода. В 1979 году Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Гос планом СССР. Министерст вом финансов СССР и ВЦСПС утвержден «Поря док применения щекннского метода совершенствования организации труда и мате риального стимулирования на судах морского, речного флота и флота рыбной п р о мышленности». В решениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по хозяйственным вопросам особое внимание обращается Г Г опыта раооты с уменьшенной чисдениост ь ю экипажа в ос новном произ водстве рыб ной промыш ленности. В ходе внедрения щекнн ского метода на промысло вых и производственных су дах выявился ряд проблем, которые тормозят или сдер живают широкое распрост ранение прогрессивного опы та повышения производи тельности труда. П Р ОМЫ С Л О ВЫ Й и производствен н ы й флот является основной подотраслью рыбной про мышленности, Коллективы этих судов, кроме добычи и обработки рыбы, осуществ ляют работы. присущие транспортным кораблям. Организация производства и труда членов экипажа рег ламентируется целым рядом нормативных актов (Кодекс торгового мореплавания Со юза ССР. Устав службы на судах флота рыбной промы шленности, Правила техни ческой эксплуатации флота, Правила по технике безопа сности и другие). Кроме то го, в развитие этих докумен тов издаются приказы, инст рукции, положения, направ ленные на усиление обеспе чения безопасности морепла вания, технической эксплуа тации флота. Эти и другие документы не всегда согла совываются не только между собой, но и с положениями об условиях оплаты труда и режима рабочего времени и времени отдыха плавсоста ва, создают определенные трудности в организации труда команды с уменьшен ной численностью. Это вид но на примере экипажей приемно-транспортных р е ф рижераторных судов «Сев- рыбхолодфлота», работаю щих ряд лет по щекинскому методу, но по приходе в порт увеличивающих коман ду против того со'става, ко торый выполнял основные функции r море. Коллективным формам организации труда и материального стимулирования — дальнейшее развитие учитываются требования эргономики: обслуживание устройств, механизмов, обо рудования становится трудо емким. Большие резервы повыше ния производительности тру да на флоте заключаются в совершенствовании его орга низации во время междурей совой стоянки судов в порту и в ремонте. К сожалению, приходится констатировать, что в связи с отсутствием комплексного берегового обслуживания судов и их экипажей в морском рыбном порту, организация работ плавсостава во время между рейсовых стоянок имеет су щественные недостатки. Под комплексным обслу живанием следует понимать коммерческое, навигацион ное. техническое обслужи вание. материально-техни ческое и продовольственное снабжение, профилактиче ский ремонт судов и нх обо рудования, техническую об работку судов н грузов, культурно - бытовое, меди цинское обслуживание чле нов экипажа и другие виды услуг. К ОНЕЧНО, все эти р а боты проводятся, но осуществляются они различ ными предприятиями и орга низациями. часто несогласо ванно. а иногда стихийно. Мурманский морской рыб ный порт — крупнейший в стране. ІІи в одном порту Советского Союза нет такой концентрации промысло вых, обрабатывающих, тр а н спортных и служебно-вспо могательных флотов. Это и диктует необходимость упо рядочения всех видов обслу живания. хотя одновременно и осложняет решение этой проблемы. Видимо, нам необходимо использовать опыт работы морского флота, где на уровне министерства утвер жден план мероприятий по улучшению всех форм бере гового обслуживания судов на период 1975 — 1980 го дов. Всесоюзное объедине ние «Севрыба» принимает меры по совершенствованию обслуживания судов и эки пажей. Именно по нашей инициативе в нынешнем го ду начнется разработка про екта организации обслужи вания судов и их экипажей в порту (по координацион ному плану работ по науч ной организации труда * й рыбном хозяйстве на 1980 г.). Однако механическое Со кращение численности эки пажей в целях формального достижения роста произво дительности труда по приме ру щекинцев может приве сти к ухудшению- техниче ского и санитарного состоя ния судов, нарушениям в обеспечении безопасных ус ловий мореплавания и ох раны труда. Мы сознаем п то. что суда нашего флота, кроме производственных функций по добыче рыбы, выработке продукции и ее транспортировке, выполняют и работы, присущие экипа жам судов морского флота. Другими словами, объем и сложность производства на судах рыбноіі промышлен ности значительно выше, чем в морском флоте. Все это обязывает нас с особой серьезностью и обоснованно стью принимать решения о внедрении опыта щекинцев. Конечно, в деле матери ального стимулирования вы сокопроизводительного труда экипажей промысловых и производственных судов еще имеются существенные недо статки, Слабо используется право руководителей по со гласованию с комитетом профсоюза повышать или понижать до 25 процентов размер премии отдельным членам экипажа с учетом качества его работы и лич ного вклада в общие резул ь таты. Не все лица командно го состава в достаточной степени владеют знаниями об условиях оплаты труда плавсостава в различные пе риоды. Некоторые руково дители под материальным стимулированием понима ют только меры по увеличе нию оплаты труда за те или иные виды продукции, забы вают о другоіі стороне этого метода — ' материальной от ветственности работников за выпуск недоброкачественной продукции. По нашему мнению, в по следнее время наблюдается увлечение руководителей «экономическими» метода ми в управлении производ ством, стремление заинтере совать работников через зар плату в увеличении выпуска продукции. Этим Самым умаляется значение других элементов многообразных экономических методов планирования, хозрасчета и т. д. Дальнейшее развитие и совершенствование коллек тивных форм организации труда и материального сти мулирования на судах ф л о та рыбной промышленности, несомненно, будет способст вовать повышению эффек тивности производства к качества работы в рыбном хозяйстве. В. КРЮКОВ, старший инженер отдела органи зации труда, заработной платы и рабочих кадров Всесоюзного объедине ния <<Севрмоа> а at =Е 3 .3 Ж Ж Ж Н Ш Ж І І Ш Н І Ж ЖШ Ж Ж Ж Ж І Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Н Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж І Ж Ж Ж Ж М Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж І Ж Ж І Ж ШШЖ ЖШЖ ЖШ П Ж Ж ЖШ К 14 марта 1980 г. «РЫБНЫЙ М УРМ А Н » щ 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz