Рыбный Мурман. 1980 г. Март.

ІНЖЖЖШІІШіІІІІШЖІЖШІШІШІІІІИМиШЖІШШІІМІІЖЖІИШШМЖІШІШІітНШІШІШІЖШтіІІІІІНШИШІШІІШШНІШІІІШІІІШШНШЖШШІІШШІШЖЖІНІЖтіІЖІНІШЖЖітіІІНІШі; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйствен­ ного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» перед министерствами, ведомствами, объ­ единениями, предприятиями и организациями выдвинута за­ дача разработать и осуществить мероприятия по широкому развитию бригадной формы организации и стимулирования труда, имея в виду, что в одиннадцатой пятилетке эта фор­ ма должна стать основной. 8 РЫ БНОЙ промыш­ ленности. еще задол­ го до возникновения в 60-х годах бригадного подряда. организация труда уже была основана на коллективных началах с оплатой его по конечным результатам. При­ чем организация материаль­ ного стимулирования по­ строена таким образом, что она исключает возможность каких-либо приписок по ко ­ личеству и качеству выраба­ тываемой на судах продук­ ции, На флотах ярко прояв­ ляются основные принципы коллективной организации труда десятков и сотен лю­ ден. Специфической особен­ ностью организации заработ­ ной платы является то, что по коллективным сдельным расценкі: ч оплачивается труд не только членов эк и ­ пажа, непосредственно наня­ тых добычен рыбы, в ы р а ­ боткой продукции, на по гр у ­ зочно-разгрузочных работах, но и б'сс; остальных (кроме с у д о в о п медицинского персо­ нала) членов команды. Д р у ­ гими словами, на сдельно - п ремиальной системе оплаты находятся не только рабо­ чие, но и ннженерно-техпн- ческие работники и млад­ ший о бслужи вающий персо­ нал Т ак ая система материаль­ ного стимулирования в наи­ большей степени заинтересо­ вывает каждого работника в высокоэффективном труде. Новые формы организации труда и материального сти­ мулирования на флоте, ко­ нечно. не являются застыв­ шими: они постоянно совер­ шенствуются под воздейст­ вием изменяющихся условий промышленного рыболовст­ ва. Так в последние годы значительно усилена матери­ альная заинтересованность экипажей в вылове опреде­ ленных видов рыб в объ­ емах. установленных лицен­ зиями. при работе в эконо­ мических зонах иностранных государств. Для освоения и организации промышленного рыболовства в открытых районах Мирового океана введено дополнительное ма­ териальное , стимулирова­ ние Учитывая напряженность плановых показателей по отдельным типам судов и районам промысла, увеличе­ ны максимальные размеры премий за их перевыполне­ ние — до 60 процентов сдельного заработка, в зави­ симости от степени выпол­ нения плана. Кроме того, уменьшено число условии, при невыполнении которых снижается размер премий отдельным членам экипа­ жей; повышено материаль­ ное стимулирование команд увеличение выработки не­ которых видов рыбопродук­ ции — тушки, филе, полу­ фабриката медицинского жира... Вместе с тем кол­ лективные формы организа­ ции труда и материального стимулирования требуют дальнейшего развития. О А ПОСЛЕДНИЕ годы ^ значительно возросло производство пресервов не­ посредственно в море на промысловых судах. Увели­ чению выработки этого ви­ да продукции никак не спо- собствовала существовав­ шая организация труда и его оплаты у работников кон­ сервных бригад Технология производства пресервов н его объемы требовали объ ­ единения усилий десятков обработчиков рыбы. Учиты ­ вая это. была изменена о р ­ ганизация труда мастеров и помощников мастеров по выработке консервов и ры ­ бьего жира с соответствую­ щим изменением порядка материального стимулиро­ вания. В настоящее время оплата труда этой категории работ­ ников в период выработки пресервов производится в порядке н на условиях, ус- на достижение коллективами трудящихся высоких конеч­ ных результатов. Но что нее это такое — конечные р е ­ зультаты? По нашему мне­ нию, концентрированным выражением народнохозяй­ ственного конечного р е ­ зультата является экономия общественного труда. Имен­ но на такой конечный ре­ зультат нужно ориентиро­ вать систему планирования, управления, экономическо­ го стимулирования, добива­ ясь максимума эффекта при минимуме затрат. Необходи­ мость экономии обществен­ ного труда обусловливается, кроме того, растущим дефи­ цитом трудовых ресурсов в стране. Поэтому действенным пу­ тем дальнейшего совершен­ ствования коллективных форм организации труда и материального стимулирова­ нии с одновременным р еш е ­ нием задачи по достижению высоких конечных результа­ тов и является внедрение Другая проблема. Уста­ новленный порядок примене­ ния щекннского метода орга­ низации труда и материаль­ ного стимулирования на су­ дах морского, речного флота и флота рыбной промышлен­ ности не полностью учиты­ вает особенности оплаты его на промысловых, приемно- транспортных рефрижера­ торных судах и плавучих ба­ зах в период работы на про­ мысле. Кроме того, внедрению опыта работы с уменьшен­ ной численностью явно не способствуют некоторые вопросы технического обслу­ живания механизмов и обо­ рудования на судах. Н е­ смотря па имеющиеся у с т ­ ройства систем дистанцион­ ного управления главным двигателем. невахтенного обслуживания механизмов машннио - котельного отде­ ления. дальнейшее нх внед­ рение идет медленно. Д ал е­ ко ие всегда при проектиро­ вании рабочих мест на судах ОПЫТ ЩЕКИНЦЕВ НА ФЛОТ! танонленных для всех чле­ нов экипажа. Наступило также время для изменения организации и оплаты т р у ­ да работников консервных бригад при работе судов в районах Баренцева моря. Атлантики и других на про­ мысле тресковых рыб. Это диктуется условиями про­ мышленного рыболовства, зиа чнтел ы іым изменение м видов продукции, выпускае­ мы--; па консервном участке. С понижением удельного веса и массы сырья для вы ­ работки кормовой рыбной муки и необходимостью все­ мерного увеличения выра­ ботки пищевой продукции в условиях ограниченных воз­ можностей по вылову рыбы, руководство ВРПО <'Севры- ба» по согласованию с обко­ мом профсоюза рабочих пи­ щевой промышленности при­ няло решение о переводе машинистов рыбомучных ус­ тановок промысловых судов всех типов и ПСТ типа «Баренцево море» с индиви­ дуальной на коллективную форму организации труда н материального стимулиро­ вания. Большие резервы можно изыскать при переходе на работу экипажей с умень­ шенной численностью коман­ ды по примеру 'Щекннского химического комбината. До недавнего времени на ф л о ­ тах (кроме транспортных реф рпжераторов «Севрыб- холодфлота») не было п р а ­ вовой основы для широкого внедрения этого метода. В 1979 году Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Гос­ планом СССР. Министерст­ вом финансов СССР и ВЦСПС утвержден «Поря­ док применения щекннского метода совершенствования организации труда и мате­ риального стимулирования на судах морского, речного флота и флота рыбной п р о ­ мышленности». В решениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по хозяйственным вопросам особое внимание обращается Г Г опыта раооты с уменьшенной чисдениост ь ю экипажа в ос­ новном произ­ водстве рыб­ ной промыш­ ленности. В ходе внедрения щекнн­ ского метода на промысло­ вых и производственных су­ дах выявился ряд проблем, которые тормозят или сдер­ живают широкое распрост­ ранение прогрессивного опы­ та повышения производи­ тельности труда. П Р ОМЫ С Л О ВЫ Й и производствен н ы й флот является основной подотраслью рыбной про­ мышленности, Коллективы этих судов, кроме добычи и обработки рыбы, осуществ­ ляют работы. присущие транспортным кораблям. Организация производства и труда членов экипажа рег­ ламентируется целым рядом нормативных актов (Кодекс торгового мореплавания Со­ юза ССР. Устав службы на судах флота рыбной промы ­ шленности, Правила техни­ ческой эксплуатации флота, Правила по технике безопа­ сности и другие). Кроме то­ го, в развитие этих докумен­ тов издаются приказы, инст­ рукции, положения, направ­ ленные на усиление обеспе­ чения безопасности морепла­ вания, технической эксплуа­ тации флота. Эти и другие документы не всегда согла­ совываются не только между собой, но и с положениями об условиях оплаты труда и режима рабочего времени и времени отдыха плавсоста­ ва, создают определенные трудности в организации труда команды с уменьшен­ ной численностью. Это вид­ но на примере экипажей приемно-транспортных р е ф ­ рижераторных судов «Сев- рыбхолодфлота», работаю­ щих ряд лет по щекинскому методу, но по приходе в порт увеличивающих коман­ ду против того со'става, ко­ торый выполнял основные функции r море. Коллективным формам организации труда и материального стимулирования — дальнейшее развитие учитываются требования эргономики: обслуживание устройств, механизмов, обо­ рудования становится трудо­ емким. Большие резервы повыше­ ния производительности тру­ да на флоте заключаются в совершенствовании его орга­ низации во время междурей­ совой стоянки судов в порту и в ремонте. К сожалению, приходится констатировать, что в связи с отсутствием комплексного берегового обслуживания судов и их экипажей в морском рыбном порту, организация работ плавсостава во время между­ рейсовых стоянок имеет су ­ щественные недостатки. Под комплексным обслу­ живанием следует понимать коммерческое, навигацион­ ное. техническое обслужи­ вание. материально-техни­ ческое и продовольственное снабжение, профилактиче­ ский ремонт судов и нх обо­ рудования, техническую об­ работку судов н грузов, культурно - бытовое, меди­ цинское обслуживание чле­ нов экипажа и другие виды услуг. К ОНЕЧНО, все эти р а­ боты проводятся, но осуществляются они различ­ ными предприятиями и орга­ низациями. часто несогласо­ ванно. а иногда стихийно. Мурманский морской рыб­ ный порт — крупнейший в стране. ІІи в одном порту Советского Союза нет такой концентрации промысло­ вых, обрабатывающих, тр а н ­ спортных и служебно-вспо­ могательных флотов. Это и диктует необходимость упо­ рядочения всех видов обслу­ живания. хотя одновременно и осложняет решение этой проблемы. Видимо, нам необходимо использовать опыт работы морского флота, где на уровне министерства утвер­ жден план мероприятий по улучшению всех форм бере­ гового обслуживания судов на период 1975 — 1980 го­ дов. Всесоюзное объедине­ ние «Севрыба» принимает меры по совершенствованию обслуживания судов и эки ­ пажей. Именно по нашей инициативе в нынешнем го­ ду начнется разработка про­ екта организации обслужи­ вания судов и их экипажей в порту (по координацион­ ному плану работ по науч­ ной организации труда * й рыбном хозяйстве на 1980 г.). Однако механическое Со­ кращение численности эки­ пажей в целях формального достижения роста произво­ дительности труда по приме­ ру щекинцев может приве­ сти к ухудшению- техниче­ ского и санитарного состоя­ ния судов, нарушениям в обеспечении безопасных ус­ ловий мореплавания и ох­ раны труда. Мы сознаем п то. что суда нашего флота, кроме производственных функций по добыче рыбы, выработке продукции и ее транспортировке, выполняют и работы, присущие экипа­ жам судов морского флота. Другими словами, объем и сложность производства на судах рыбноіі промышлен­ ности значительно выше, чем в морском флоте. Все это обязывает нас с особой серьезностью и обоснованно­ стью принимать решения о внедрении опыта щекинцев. Конечно, в деле матери­ ального стимулирования вы­ сокопроизводительного труда экипажей промысловых и производственных судов еще имеются существенные недо­ статки, Слабо используется право руководителей по со­ гласованию с комитетом профсоюза повышать или понижать до 25 процентов размер премии отдельным членам экипажа с учетом качества его работы и лич­ ного вклада в общие резул ь­ таты. Не все лица командно го состава в достаточной степени владеют знаниями об условиях оплаты труда плавсостава в различные пе­ риоды. Некоторые руково­ дители под материальным стимулированием понима­ ют только меры по увеличе­ нию оплаты труда за те или иные виды продукции, забы­ вают о другоіі стороне этого метода — ' материальной от­ ветственности работников за выпуск недоброкачественной продукции. По нашему мнению, в по­ следнее время наблюдается увлечение руководителей «экономическими» метода­ ми в управлении производ­ ством, стремление заинтере­ совать работников через зар­ плату в увеличении выпуска продукции. Этим Самым умаляется значение других элементов многообразных экономических методов планирования, хозрасчета и т. д. Дальнейшее развитие и совершенствование коллек­ тивных форм организации труда и материального сти­ мулирования на судах ф л о ­ та рыбной промышленности, несомненно, будет способст­ вовать повышению эффек­ тивности производства к качества работы в рыбном хозяйстве. В. КРЮКОВ, старший инженер отдела органи зации труда, заработной платы и рабочих кадров Всесоюзного объедине­ ния <<Севрмоа> а at =Е 3 .3 Ж Ж Ж Н Ш Ж І І Ш Н І Ж ЖШ Ж Ж Ж Ж І Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Н Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж І Ж Ж Ж Ж М Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж І Ж Ж І Ж ШШЖ ЖШЖ ЖШ П Ж Ж ЖШ К 14 марта 1980 г. «РЫБНЫЙ М УРМ А Н » щ 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz