Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

Д ВА года назад прохо­ дил III областной слет юных техников и рационали­ заторов профессионально-тех­ нических училищ. За про­ шедшее время подведены итоги по техническому твор­ честву учащихся. Больше ребят стало посещать тех­ нические кружки, где осо­ бенно проявляются их изо­ бретательность и умение в техническом творчестве. Более ста человек зани­ маются сейчас в кружках Дома технического творчест­ ва областного управления профтехобразования. Здесь таких кружков — шесть. учащиеся ГИТУ № 6 г. Кан­ далакши Виктор Жданов и Александр, Жевнерович: На­ шему вниманию был предло­ жен настольный сверлильный станок. Александр Семиха- тов и Владимир Шулешов из ГПТУ № 12 г. Мурманска показали модель четырех­ мачтового парусного судна «Крузенштерн». Большой интерес вызвала конусная дробилка, которую представлял в действии мас­ тер производственного обу­ чения СГПТУ № 11 г. Апа­ титы В. В. Крылов. Он рас­ сказал, какую работу выпол­ няет эта дробилка. Модели. Молодым везде у нас дорог а В октябре 1980 года ис­ полнится сорок лет системе профтехобразования. Этой юбилейной дате и был по­ священ IV слет юных техни­ ков, который прошел недав­ но в межсоюзном Дворце культуры г. Мурманска. Смолкают звуки бараба­ нов, вносятся знамена. Слет открывает заместитель на­ чальника областного управ­ ления профтехобразования Б. Н. Городков. — Из стен училищ, — говорит Борис Николаевич, — .выходят высококвалифи­ цированные молодые рабо­ чие с широким техническим кругозором. Этому во многом способствует работа по вов­ лечению учащихся в техни­ ческое творчество п рациона­ лизацию. Во всех профтехучилищах созданы первичные органи­ зации ВОИР, в состав кото­ рых входят более 63 00 уча­ щихся. Более чем в два ра­ за увеличилось количество кружков технического и при­ кладного творчества. Сила­ ми учащихся. преподавате­ лей н мастеров производст­ венного обучения в кружках изготовлено более 3000 учеб­ но-наглядных пособий. Про­ водятся соревнования меж­ ду училищами на лучший технический кружок, лучше­ го юного техника, рациона­ лизатора, лучшее рацпредло­ жение и лучший экспонат. К юбилею системы проф­ техобразования намечено со­ здать постоянно действую­ щие выставки технического творчества. На слет приглашены ве­ тераны войны и труда А. С. Храповицкий, II. А. Савичев и наслуженный рационализа­ тор РСФСР Г. А. Боро­ вой. заслуженный строитель РСФСР И. С. Брусникина. За свой труд она награжде­ на орденом Ленина. Тепло был встречен ребятами Ге­ рой Социалистического Тру­ да, мастер производственно­ го обучения ГПТУ № 4 А Я. Сафронов Присутствовали также руководители учебных «ведений, представители об­ щественных организаций, лучшие изобретатели города и области. Учащиеся сдают рапорта о готовности к слету Затем начинается демоистрация экспонатов. Свою работу показывают Заметки с областного с т а юных техников и рационализаторов профтехучилищ которые изготавливают ребя­ та этого училища, найдут применение и как наглядные пособия для занятий, и как новое оборудование для предприятий АНОФ-2 объ­ единения «Апатит». У ребят большие планы по техниче­ скому творчеству. Уже сей­ час они приступили к рабо­ те над сгустителем и бара­ баном для мелкого дробле­ ния апатитового концентрата. Особое внимание привлек макет Воскресенского собора Кольского острога. Это па­ мятник деревянного зодчест­ ва России. Собор был по­ строен в 1681 — 1684 годах, но в 1854 году был сожжен англичанами. Макет выпол­ нен без единого гвоздя, с применением клея. Вот уж поистине умелые рѵки! Над изготовлением макета рабо­ тали Юрий Пудовкин. Сер гей Голубятников и Алек­ сандр Ливерук из ГПТУ № 14. Полгода назад ребята приступили к макету. Заго­ тавливали «бревна», кото­ рых потребовалось около 10 00 — Особая трудность для нас состояла в изготовлении лемеха для куполов и их наклейке. — сказал С. Голу­ бятников. Но все трудности уже по­ зади. и как награда — под­ готовка их работы на выстав­ ку в Москве. Сергей Куманднн. уча­ щийся средней школы № 22. продемонстрировал модель «Вездехода». Около пяти лет занимается Сережа в кружке радиолюбителей и за это время получил здесь много технических зиаиий. Его товарищ по кружку Игорь Струнников, учащийся СГПТУ № 6. показал музы­ кально-световую установку, которая состоит из трех час­ тей: светомузыкальной при­ ставки. источника света и ис­ точника звука. Любителей музыки эта модель заинте­ ресует особенно. Руководит кружком радиолюбителей Николай Михайлович Дзто- баи. Поклонников прикладного искусства порадуют работы учащихся технического учи­ лища № 13, которые пред­ ставили модели костюмов барокко и русского народ­ ного. Всего изготовлено 20 экспонатов. На выставке технического творчества юных представле­ ны работы ребят из кружка «Новатор» СГПТУ № 1 4 . где руководителем В. С. Чер­ паков. Учащиеся ГПТУ А"? 1 і выставили действующий сва­ рочный трансформатор, ко­ торый применяется на р е ­ монтных работах. Под руко­ водством механика • Г. Д Драя ребята изготовили, цан­ говую оправку. откидной плашкодержатель, дрель-пи­ лу. Интересна работа учащих­ ся ГІІТУ А1! 9 --- «Приспо­ собление для сверления рам­ ки ручного ножовочного стан­ ка с малыми обоймами». За лучшие ■ работы уча­ щиеся награждаются дипло­ мами и памятными подарка­ ми. Дипломом I степени удо­ стоено ГПТУ № 14, где мас­ тером производственного обучения' Г. В. Степанов. Диплом II степени получает ГПТУ А» 9 (мастер произ­ водственного обучения Д. Ф. Емельянов). Дипломом III степени награждаются юные техники ПТУ А"> 15 п. Ни­ кель (руководитель — II. II. Иванов). Председатель Мурманско­ го областного совета ВОН'5 А. М Романов, ветераны А. С. Храповицкий и II. А. Савичев вручают удостове­ рения за рацпредложения Олегу Сычеву и Андрею Волкову, учащимся ГПТУ- № 6, Сергею Орлову из ГПТУ № 12. Лучшими техническими кружками могут гордиться ГПТУ № 6 (г. Мурманск). ГПТУ № .11 (г. Апатиты). Вручены также дипломы лучшим наставникам техни­ ческого творчества юных Д. М. Золотареву (ГПТУ № 5 г. Мончегорска), II. П. Жукову (ГПТУ № 4 г. Мур­ манска), С. В. Евламову. Лучшими работами юных техников и рационализаторов признаны работы, выполнен пые под руководством своих старших товарищей, маете ров производственного обу­ чения В. А. Ананьева (ГПТУ № 20). М. С. Долго вецкого (ГПТУ К> 6) Е А Петрова (ГПТУ № і). Ветераны пожелали ребя гам дальнейших творческих успехов и хорошей учебы. На слете было принято об ращение делегатов к уча­ щимся профессионально-тех­ нических училищ с призывом повышать знания и мастер ство. В нашей стране много вни­ мания уделяется трудовому воспитанию подрастающего поколения. И в подтвержде­ ние этому звучат слова юных, делегатов слета: «Я горжусь своей судьбою. Счастье жить в такой стране Где профессией любого Овладеть помогут мне». Т. ПУСТОБАЯ I НС ПОЛУЧИТЬ , I Л АШ Тк В ПОЭТ II ЧЕСКОМ порт­ феле редакции пред­ ставлена большая подборка стихотворений давнего авто­ ра газеты Василия Галюдкн- на. участника двух совеща­ ний молодых литераторов нашей области. Его стихи публиковались в журнале «Север» ■ в коллективном сборнике «Ступени». Без с о ­ мнения, Галюдкину есть что сказать своему читателю. У него богатая биография: мо­ лодой поэт освоил несколько профессий, служил в Совет­ ской Армии, ходил в море. II пишет он. отталкиваясь от фактов собственной жизни. Однако на этом его пути есть и просчеты, когда автор эк­ сплуатирует биографию, пы­ таясь довести отдельные в ней эпизоды до факта поэ­ зии, когда за словами про­ свечивает мелкотемье. Василий Галюдкин не но­ вичок. стихи пишет давно, и хотелось бы, чтоб он не пов­ торял ошибок. Ведь есть же у него просто отличные, ко­ роткие. но наполненные поэ­ зией стихи. Вот хотя бы это: Тот берег — там ягоды слаще, Тот берег — там выше трава. Зеленые сназочней чащи. Там ярче озер синева. От пирса наш катер отчалит. Прозрачный дымок над трубой, И взлет, и падение чаек Над горько-зеленой водой. На том берегу без волненья Смотреть не могу на поля. Где ветер бушует осенний, Где дышит туманом земля. Определенное мнение складывается при чтении стихотворений И. А. Арза­ масцева. Представим себе, что государство отпустило средства для строительства завода или цеха, который производил бы необходимые в бытѵ или в промышленно­ сти товары. И что же? За­ вод построен. Этакий акку­ ратненький заводик из алю­ миния. бетона и стекла. По­ пыхивает он высокой тру­ бой и выпускает... мыльные пузыри, Эти радужные мыль­ ные пузыри летят и лопают­ ся на ветру. Стоило завод для этого строить? Вот об­ разец: Мне с детства море снилось. Сбылась моя мечта. Так в жизни получилось, Что моряком я стал. Судьбой своей доволен — Не надо мне иной. Люблю я ветер вольный. Что в грудь, не за спиной. Ну и так далее, как' любил говорить «председатель зем ного шара» Велемнр Хлеб ников, когда читал свои сти­ хи неинтересной для него аудитории. По одному стихотворению порой невозможно безогово­ рочно судить о способностях того или иного начинающего стихотворца, но в конкрет­ ном случае, когда читаешь присланное в редакцию Ва­ силием Глебко. нетрудно от­ метить, что автор делает первые робкие шаги в сти­ хосложении. Трудно эти кое-как зарифмованные строчки назвать стихотворе­ нием. настолько написанное мал(івыразительно. общо, лишено понятия о ритмике, внутренней динамике н про­ чих важных компонентах, из Издательство :г :п пгіесьой литературы выпустили недавно в І-ЯРТ книгу Е. м. Тяіьч-лыінко- «Союз молодых ленин- Чее» (второй. лоно, ісенное' издание) Эти -- история Все­ союзного Л е н и н с к о г о Комму- і;исті!чесі,ого Союза Молодежи, наштсавная на большом факти­ ческом материале. Актор рас­ сказывает о героическом пути ВЛКСМ —■ оі первых комсо­ мольских ячеек, от первого съезда до сегодняшних вели­ ких цел еоюза \юло-;ы>, -г Двенадцать глав в - угон кни­ ге, Каждая посвящена опреде­ ленному периоду в жизни ком­ н о в и нк и п ОА ИТ КНИГ И сомола. Здесь и первые пос­ лереволюционные годы, н су­ ровые годы гражданской и Ве­ ликой Отечественной войн, послевоенное строительство, освоение целины, сегодняш­ ние комсомольско-молодеж­ ные стройки, В книге раскрывается роль В. И. Ленина. Коммунистиче­ ской партии в создании и раз­ витии комсомола/ сущность ленинских принципов партий­ ного руководства Союзом мо­ лодежи, показана многогранная деятельность комсомола по р ёволюциоииому . интер і« а цно­ налыюм у и комму мистическому воспитанию советской молоде­ жи. И адресована книга в пер­ вую очередь молодым ком­ сомольским работникам, а к ­ тивистам, всем, кто интересу­ ется историей ВЛКСМ В конце прошлого года Из­ дательство политической лите­ ратуры выпустило в свет книгу известного америка некого прогрессивного экономиста и публициста Эдварда Бурстииа «Чили при Альенде: взгляд очевидца». Эта книга также увидела свет на родине авто­ ра - в США. В своей работе Э. Бурстн-н показывает небольшой, но ем­ кий и яркий период в истории чилийского народа — период правле 11 ия с гра иой ира вит ел ь- ством Народного единства Здесь на конкретном материа­ ле раскрывается роль амери­ канского империализма, аме­ риканских спецслужб в свер- Обзор поэтической почты которых в результате скла­ дывается понятие «поэзия». В данном случае мне хо­ телось бы сделать еще одно отступление. Беда всех, кто берется за перо, заключает­ ся в том, что слово — с ви­ ду достаточно доступный ма­ териал и, кажется, им мо­ жет воспользоваться каж­ дый. Иное дело — писание стихов. Поэт — это человек, который способен усвоить громадные культурные цен­ ности. выработанные чело­ вечеством. в том числе цен­ ности поэтические. Если же человек не освоил их и не знает к тому же элементар­ ных правил стихосложения, то трудно ожидать от него даже просто грамотных сти­ хов. не говоря уже о поэти­ ческих откровениях. Просто по-житейски рассудим, если человек впервые взял в руки рубанок. стамеску и молоток, то он без под­ готовки и соответствующих навыков не сможет смасте­ рить элементарный стул, не говоря уже о вещах гораздо более сложных по конструк­ ции. ...Еще об одном стихотво­ рении, которое прислал в ре­ дакцию старожил Мурманска Николай Мельников. Назы ваетея оно «Верность». Эта вещь совершенно лишена претензий. Написана она не для того. чтобы поразить кого-то мнимой силой поэти­ ческого воображения. Напи­ сана от души II для души. Всюду море, скрылся берег. Плещут волны за нормой, Я тебе, родная, верю. Стала ты моей судьбой. Сравните эти чистые, от сердца идущие слова с чет­ веростишием В Глебко (пунктуация автора сохраня­ ется): Дорогой мой товарищ Вьетнам Закаленный в труде и борьбе На съеденье врагам не отдам Я на помоіць прибуду к тебе. Здесь есть претензия, по слова заемные, заезженные. Почему-то вспомнились стихи Петра Вечниа, обра­ щенные к Кубе: Я белой яхтой Фиделя На помощь приду к тебе. Сколько тут живой мысли, какой неожиданный поворот темы! Белая яхта Фиделя воспринимается как символ освобождения Кубы от дик­ таторского режима. Было бы наивно думать, что разговор о поэзии мож по исчерпать одной газетной статьей. Что же касается по­ этической почты «Рыбного Мурада на», то она на сегодня исчерпана. Автор обзора со знает, что не все в его вы ступленнн бесспорно. Он по­ нимает. что любой поэт іГ прнзнаішю идет долгие го­ ды. затрачивает на оттачи­ вание своего поэтического мастерства много времени. Закончить этот обзор хоте­ лось бы цитатой из. статьи Леонида Леонова «Талант п труд»: «Настоящий, большой писа тель может родиться из боль­ шого человека. Ведь литерату Ра — это мышление; следова­ тельно, писатели — это мысль, а мысль — это производное от сердца, разума и гражданской совести: это большая любовь м своей стране это желание не получать, а давать, это путь человека, на которого с осо­ бой ревнивой надеждой смот рят миллионы сограждан». А. МИЛАНОВ. женин енде. правительства С. Аль- Книга написана автором «по горячим следам», и в этом ее познавательная ценность. Материалы Всесоюзного со­ вещания идеологических работ ников, проходи вшего 16 —17 октября прошлого года в Мо­ скве, опубликованы в книге «Дело всей партии» (Москва. ИШТ. 1980 г.). Эти книги, как и другие новинки Издательства полити­ ческой литературы, поступили в мурмансний магазин «Поли­ тическая книга», ф 8 стр. а « РЫБНЫЙ М У Р М А Н » ....... ........... ...... -- 23 мая 1980 г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz