Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
Любовь Егоровна Сергиенко- ва it Лидия Ивановна Пес- тііч. Это очень обходитель- ■ ные, Добрые н 'заботливые люди. Чтобы они ни делали, на них всегда, по словам старшего врача, можно поло житься. Помещение медсан части отличается идеальной чистотой, белоснежностью простыней н наволочек. Здесь уже сказывается доб росовестность санитарки Лю бови Николаевны Ляшук. Всегда помочь фельдшерам и врачам готов врач-рентгено лог Анатолий Дмитриевич Петраков, который уже че тыре года работает на судах Всесоюзного рыбопромыш ленного объединения «-Сев- рыба». Когда мы покидали плав- балу и пришли попрощаться с работниками медсанчасти, 0 Р 0 В 1 Я Людмила Семеновна Попова вела очередной прием. Был слышен ее мягкий голос: — Ну, давайте посмотрим, что у вас случилось. По-мое му, ничего страшного у вас • нет... Сейчас дадим вам ле карство, п все будет хорошо. Дружный, трудолюбивый коллектив сформировался в медсанчасти на плавбазе «Сергей Василисин». Но главное заключается в том, что здесь относятся с боль шой любовью к моряку. Д. КАРПАТОВ. На снимках: врач-терапевт Л. С. Попова; врач-стомато- лог В. Б. Карпов и хирург В. П. Маховкн; фельдшер Л. Е. Сергиенкова, рентгено лог А. Д. Истра ков, фельд шер Л. И. Пестич и сани тарка Л. Н. Ляшук. Фото Б. Щукина. і ѵ і ш г МУРМАНА « П о л ц а р с т в а з а . . . ж е л е з н ы й б о л т » Под таким заголовком 11 апреля в газете была опубликована критическая статья, в которой высказы вались претензии к руно водству управления «Fvfyp- »дакскметаллоснабсбыт'> по поводу несвоевременных по ставок в объединение «Мурманская судоверфь» материалов и продукции, необходимой для быстро го ремонта судов. На это выступление «Рыб ного Мурмана» редакция по лучила следующий ответ. Управление сообщает, чте в статье «Полцарства за... же лезный болт» справедливо критиковалась работа Мурман ского предприятия по склад ским поставкам металлопро дукции. С целью улучшения снабже ния металлопродукцией судо верфи, а также других потре бителей, управлением постав лен вопрос перед Мурманск- глазензбом о дополнительном выделении автотранспорта. Со складов предприятия вы везена на судоверфь ранее задержанная к отгрузке ме таллопродукция. Н. БАРДБОШИН, начальник «Мурл'.зксхметалло с н а 6- сбыта». * П о ч ь е й в и н е п р о с т а и в а е м ? Под таким заголовком была опубликована коррес понденция Е. Августинови ча в номере за 14 марта. Автор высказывал обиду і экипажей танкеров в адрес су : довых специалистов флотов, j отвечающих за снабжение j горюче-смазочными мате- j риалами, так как по их ви не часто простаивают тан- | керы в ожидании полной і подготовки судна к приемке топлива. Вот какой ответ получила '■ зедакция- 30 января при ошланговке \ БМРТ-414 для приеме топлива ; с танкера «Джамрат» выясни лось, что фланцы топливных ; шлангов танкера не подходят , к приемным фланцам судна,. Для изготовления переход ника на борту судна потребо валось два часа. Если танкер ; оборудован нестандартными фланцами на топливном шлан ге, то он должен иметь на I борту набор переходников. Б. СУЛИМОВ, заместитель начальника службы экс плуатации управлений тра- ■ левого флота. Т ЕЛЕФОННЫЙ звонок с мостика поднял с постели старшего вра ча медсанчасти плавбазы «Сергей Василисин» Виктора Павловича Махон пиа в че тыре часа утра. Вахтенный штурмам предупреждал, что к борту подходит хозяйствен ное судно с больным на бор ту, которому, видимо, пона добится срочная операция. И все. Диагноза пет. Что хо чешь. то и думай. Но Викто ра Павловича не удивишь. Он-уже давно привык к это му. как привыкли и его кол леги. Через несколько минут они все, от санитарки до зуб ного врача, были в операци онной. Больного приняли на базу не через час, а в шесть часов утра. Выл он без сознания, и добиться каких-то устных объяснений было невозмож но. Но в медсанчасти базы есть терапевт Людмила Семе новна Попова, прежде чем пойти в морс, она три года работала в кабинете; функ циональной диагностики по ликлиники ВРИО «Севрыба». В принципе все фельдшеры и врачи базы, уже накопили не малый опыт, поэтому диаг ноз поставили коллегиально — перфоративная *язва же лудка. Махопин — единст венный на базе врач-хирург, но опыт проведения неслож ных операций имеет и врач- стоматолог Валерий •Борисо вич Карпов. До случая, опи санного здесь, они уже сдела ли три удаления аппендици та. Благодаря усилиям всего коллектива медсанчасти, опе рация прошла за три часа без какой-либо суматохи и нер возности. Больного передали на хозяйственное судно, и он в сопровождений Виктора Павловича был доставлен на Х Р А Н И Т Фоторепортаже берег. Конечно, дни, когда идут на базе операции, пе часты. В основном приходится вра чам заниматься обычным для всех медсанчастей делом — сбить температуру, удалить или запломбировать зуб, сде лать перевязку, провести ме дицинский осмот р. — Работать с моряками очень интересно, — говорил Виктор Павлович Махопин. - II лечить их намного лег че. нежели сухопутных лю дей. Они не придумывают и не выискивают себе лишних болезней, то есть очень ред ко встретишь на кораблях мнительных товарищей. Если болит, они об этом тут же го ворят, если все в порядке, так и скажут. И больше все го. наверное, работы у наше го Валерия Борисовича, по тому что к стоматологу мо ряки обращаются чаще. Почему так происходит? Мы говорили об этом с Кар повым. И, "как это часто бы вает, секрет прост.- Моряки за короткую стоянку не ус певают побывать у стомато лога, а есть и такие, кто просто Ue хотят часами сто ять в очереди. Махнув ру кой. человек уходит в море с надеждой попасть на прием после рейса. - - Вот в результате это го, — горячо говорил Вале рий Борисович, — моряки за пускают болезни зубов. Так, смотришь, вначале зуб мож но было сохранить, а запу щенный приходится удалять. Другой раз просто жалко становится, потому что уда ляешь зуб на самом видном месте, а паренек-то еще сов сем молод. Конечно, можно было бы п поставить протез, Е Л И З А но протезирование нам стро го запрещено, и поэтому мо ряку опять приходится ис кать «счастья» на берегу. Мы видели, как обращают ся с пациентами фельдшеры От стареньких РТ до — —............... ........................ ......... .......... ............... ■ - = К 6 0 - л е т и ю М НЕ, ветерану тралового флота, доставляет боль шое удовольствие встречать ся с сегодняшним поколени ем рыбаков, слушать их рас сказы о делах экипажей, восторженные отзывы о со временных, оснащенных мно гими приборами судах. II не вольно вспоминаю начало своей морской биографии. 1930 год. Меня, матроса, в отделе кадров <Севтрал треста» (так тогда называл ся траловый флот) встретил капитан РТ-24 «Щука» П. 11. Свободин. Затребовал к себе на судно, которое бы ло на отходе, и потому даже за бельем не отпустил. По обещал: "Возьмешь мою па ру», В море так и сделал, благо, рейсы совершали ко роткие — по дле недели. <Щука ■> — старый траулер английской построй ки. Iіпкаких бытовых удобств. Рядовой состав жил в одном помещении, столо вался в носовом кубрике. Уборку производили по оче реди и всегда поддерживали • чистоту. Камбуз, как н салоп ком состава, находился в кормо вой части. Бывало, несешь бачок с первым, на палубе прихватит кѵлііа, вот тебе и. * приправа» — морская во дичка. Палубная команда рабо тала на две вахты, ночыо по шесть часов: с 20.00 до 02.00 и с 0 2 .00 до 8.00. Штатным распи санием не была предусмотре на должность третьего по мощника, и капитан сам нес вахту. Он оставался на мос тике вместо штурмана,- когда имели обильные уловы и па судне объявляли аврал. Что касается техники про мысловой работы, то она была самой примитивной. Отсутствовали эхолоты, глу бину измеряли во время подъема трала лотом Томсо на, при тралении не знали, по каким глубинам идем. Ловили рыбу где кому вздумается, но в основном па Мурманской банке, в Цен тральном районе, у Канина и Колгуева. Связь между су дами отсутствовала, так как не было радиостанции. На <■Щуке» ее установили толь ко перед моим приходом. А вот что представляли собой орудия лова. Из трало вой мастерской мы получа ли не готовые изделия, а лишь заготовки, и команда своими силами сшивала тра лы. Бобинцы применяли дере вянные: центральные — ду бовые, а по крыльям — ма лые березовые. Для стек лянных кухтылей. чтобы их сохранить, матросы вязали оплетку. Металлических грузов не было, использовали цепи. Многое при работе с тра лом приходилось делать вручную. На «Щуке» отсут ствовала носовая стрела. Пос ле подъема мешка с рыбой чуть ли не под напев «Ду бинушки» заваливали на борт носовое крыло трала. Назад — тем же способом, да еще надо было остере гаться, не попасть в крыло и не оказаться за бортом. Однорядный мешок подбира ли с помощыо металлических крючков. Отличалась от сегодняш ней и технология обработки рыбы. Ее разделывали толь ко на пласт под соль. Позд нее стали заготовлять так называемую колодку под свежье, промывали ее в де ревянных мойках. Памятен мне 1932 год, к сожалению, печальными со бытиями. В этом году погиб однотипный со «Щукой» траулер «Макрель». При ка ких обстоятельствах — неиз вестно. Знали только, что он шел с моря с полным гру зом. Потом новая беда, кото рая едва не коснулась меня. После отпуска я был на правлен на РТ-53 «Осетр», но в последний момент от дел кадров изменил решение. Но просьбе штурмана с РТ- 48 «Севрыбтрест» С. И. Ан тонова (мы с ним раньше ходили на «Коминтерне») мне переписали направление — на этот траулер. В этот БАТов т р а л о в о г о ф л о т а же день вышли в море. Одновременно отдали швартовы и моряки -. Осет ра». После Кольского зали ва курсы судов разделились: «Севрыбтрест» отправился-на восток, «Осетр» — на Мур манскую банку. В пять ча сов утра, 'находясь в 90 ми лях, получили с пего сигнал бедствия. Но помощь наша опоздала. Факт гибели в зиму 1931 — 1932 гг. пяти судов от мечен в «Истории Мурман ского тралового флота». В ней также говорится, как ры баки преодолевали трудности становления рыбной отрасли на Мурмане, какую помощь им оказывали Центральный Комитет партии, Советское правительство. Благодаря этой заботе траловый флот стал таким, каким мы его видим сегодня. М. ЛАПИН, бывший ка питан тралового флота, ветеран войны и труда.. # 7 стр. 23 мая 1980 г. .... ................... «РЫБНЫЙ М У Р М А Н »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz