Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
З о і Б е з о п а с н о с т ь M openuft& cuu is* . А ФЛО ТА Х Всесоюзного рыбопромышленного объеди нения «Севрыба» ежедневно ведется большая работа по обеспечению безопасности мореплавания, противопожарной безопасности судов, находящихся в море и порту Для этого разработаны инструкции, рекомендации. Их четкое выпоп нение, как правило, дает хорошие результаты капитанам, судоводителям, есем специалистам судна. Однако они не всегда четко выполняются командным и рядовым составом. В результате этого допускаются столкно вения судов, пожары на них, которые наносят флотам нема лый ущерб. Каждый случай нарушения безопасности море плавания и противопожарной безопасности разбирается и анализируется инспекторами «Севгосрыбфлотинспекции». Материалы, которые мы сегодня публикуем, подготовлены по просьбе редакции работниками этой инспекции. МАСТЕР НЕВОДНОГО ЛОВА Мойвенная путина нынзшнгй весны была полна неожиданнос тей, и это понятно: недаром мо ряки говорят, что рыба — дело водяное. Если на судах типа БМРТ «капризы» путины почти не замечались, потому что там ра ботали пелагическими тралами, то для судов-кошельковистов они давали о себе знать: мойва по степенно мигрировала по глуби нам, косяки ее то распадались на мелкие «пятна», то вновь собирались в верхних слоях в плотные концентрации. Капитанам сейнеров передышки нз было, их уловов ждали на плавбазах, а по тому местный поиск сменялся за метом, а замет — поиском. Вы игрызали те, кто оказывался рас торопнее и у кого команда была подготозлена лучше. В объединении «Мурманрыб- пром» высоко ценят капитана сейнера-траулера «Союз-10» Ар тура Михайловича Куликовского. Пятнадцать мойвенных путин провел он в Баренцевом море. За его плечами огромный опыт лова рыбы кошельковыми нево дами. В его адрес капитан-дирек- торами баз было высказано нема ло благодарностей, в их кругу он снискал себе славу «бесконфликт ного» капитана, потому что не любит спорить по мелочам. Пятнадцатилэтним пареньком Артур Михайлович приехал в Мурманск из Целинограда посту пать в мореходное училище име ни И. И. Месяцева. За период с 1959 по 1972 год прошел путь от третьего помощника до ка питана. Всегда присматривался, как работают мастера кошель кового промысла, сам думал над его усовершенствованием. Он впервые начал применять носо вой «выстрел» и в 1974 году, бу дучи уже капитаном СТР-302 «Со- юз-10», получил премию за внед рение новой техники. Пятнадцать мойвенных путин— эта восемь лет кропотливой и напряженной работы. Мора не прощает ошибок, халатности, а результатом их, как правило, становятся намотки сетного по лотна на винт, проловы. В эки паже, которым руководит Артур Михайлович Куликовский, таких случаев не помнят, потому что он — Мастер неводного лова. К о г д а н е д е л а ю т в ы в о д о в В ЛЮБОЕ время суток, в любое время года выходят работники портово гонадзора на причалы и про веряют общее состояние су дов. несение вахтенной слу жбы на них. Еженедельно конторой главного капита на порта всем судовладель цам направляются письма, в которых излагаются выяв ленные во время проверок замечания. ІІа протяжении ряда лет в этих письмах фигурируют, можно сказать, стандартные замечания. Это отсутствие вахтенного матроса у трапа, несвоевременный спуск и подъем Государственного флага и вымпела Министер ства рыбной промышленнос ти СССР, плохое обеспече ние безопасности переходов. Однако со стороны команд ного состава судов редко ког да принимаются решитель ные меры по наведению по рядка. Как может осуществляться контроль за порядком, если, например, 2U февраля этого года на СРТ-4461 Беломор ской базы гослова в момент проверки на борту не оказа лось вахтенного помощника капитана. Аналогичная кар тина была 10 марта на СРТ- 3188 Архангельского рыбак- колхозсоюза. подобное про изошло и на судах Мурман ского тралового флота — БМРТ-247 «Витебск •>. РТ-. 270 «Дубоссары», где вах тенные третий помощник ка питана Б. М. Кашунин и С. II. Копытни находились в нетрезвом состоянии. ^одолжаются попопки пе ред иыходолі 1 реііс. Так. 20 февраля па РТ-27 1 •■.Виль нюс» Мурманского тралово го флота старший помощник капитана Анатольев оказался в нетрезвом состоянии, за что был лишен диплома сроко.м па 12 месяцев. Сле дует напомнить, что такой мерс наказания он уже под вергался в 1077 году, но. как видно, должных выводов из этого не сделал Служеб ную карьеру Анатольеву придётся начинать с матроса. К каким тяжелым послед ствиям приводят пожары на судах, уже говорилось не раз. По беда в том. что не все командиры судов вопро сам пожарной безопасности уделяют достаточно серьез ное внимание. Так. па ГІСТ-13 04 Мурман ского тралового флота стан ция ОКБ девятого февраля оказалась в нерабочем со стоянии. хотя однажды на этом траулере уже убеди лись. что такое пожар. В «Обязательном поста новлении по Мурманскому ордена Ленина морскому рыбному порту» есть пункт, в котором прямо говорится, что бункеровка судов должна производиться иод наблюде нием и руководством капита на или старшего помощника капитана. Однако некоторые командиры нередко забыва ют об этом постановлении. Капитаны и их старшие по мощники на БАТ-03, БМРТ № 246. 409 и 120 решили, что во время приема топлива они , могут спокойно нахо диться, дома, что н делали. В 1976 году во время выгрузки рыбной продукции с БМРТ 117 Мурманско го тралового флота ни кто не контролировал ос тойчивость судна, в резуль тате этого Оно получило опасный крен и находилось в критическом состоянии. Виновные были по заслугам строго наказаны, этот слу чай обсуждался на собрани ях командного состава во всех, флотах, но. как пока зывают контрольные провер ку, о нем уже многие забы ли, Только в этом году с опасным креном находились ЗРС -2016. БМРТ № 138. 181, 415 и 443. 11 опять лее налицо халат ное отношение к своим пря мым служебным обязаннос тям со стороны командного состава. чп С сожалением приходится констатировать, что аварий ность на судах в этом году по сравнению с том же пе риодом прошлого года воз росла почти на 30 процентов, 1 Іанболыпее “количество аварий приходится на по вреждение главных двигате ле!!. паровых котлов и кор пусов. Причинами выхода пз строп главных двигателей являются естественный из нос и нарушение Правил тех нической эксплуатации По вреждения котлов и корпѵ- еов также произошли из ва -іх износа. Одпако и по вине команд иеіго состава допущено печа ло повреждений судов РТ 26-1 « Гопнческ ■' столкнулся с пассажирским катером --До нец», БМРТ-2 10 • Хаба ровск» — с РТ-224 <•Кау нас», опять же РТ-26 1 «Те- ническ» столкнулся с 1JCT- 1334 «Заставная. Па БМРТ 131 ^Заволжье" и на БМРТ- 111 «Орбита» было затоп, ii - ho румпельное отделение. РТ-264 «Геническ» Мур майского тралового флота четвертого января этого года стоял у пятого причала вто рым корпусом. Экипаж гото вил судно к выходу в рейс. В это время дул слабый ве тер. па заливе было сильное парение, видимость у прича лов не превышала 1 0— 30 метров. 15 2 часа 20 минут судно было полностью подготовле но для Отхода на рейд. На мостике находились капитан С. И. Попов. вахтенный старший помощник И. Е. Веремеев, второй помощник капитана А. А. Сорокин а рулевой, матрос первого клас са II. Я. Поздняков, Па па лубе был выставлен вперед смотрящий. матрос. И. Сое- новский. Были проверены в работе электрораднонавига- цнониые приборы, средства связи и сигнализации. У правого борта траулера был ошвартован буксир сК а п т о вщ н к ч т о бы помочь ему отойти от причала. Им управлял вахтенный смен ный помощник " капитана В. В. Баранов. Здесь .также находился капитан В. С. Ла- лынов. в качестве подвах тенного. Однако он посчи тал, что операция предстоит несложная, и ушел в свою каюту. Несмотря на то, что со гласно «Обязательному по становлению по Мурманско му ордена Ленина морскому рыбному порту» командовать отходом судна должен капи тан. С. И. Попов нечетко распределил обязанности между собой н В. В. Бара новым. В 2 часа 30 минут буксир «Кантовщик». рабо тая самым малым ходом па- JJ А СТРАНИЦАХ -Рыб *" пого Мурмана» уже неоднократно помещались статьи, в которых давался анализ состояния противопо жарной безопасности на су дах флотов Всесоюзного ры бопромышленного объедине ния «Севрыба». Делались выводы, назывались винов ные. Но еще раз вернуться к этой теме заставляет тре вожное состояние пожарной безопасности на судах. В январе этого года БМРТ-423 «Илья Катушш» управления тралового флота вел промысел в Атлантике 26 числа в 16 часов, прими мая вахту, третий механик В. М. Астахов обнаружил ло показаниям манометров большой перепад давления циркуляционного масла в си стеме работавшего первого вспомогательного дизель-гс нератора. Решив, что это вы звано чрезмерным загрязне нием одного из фильтров, он В с е г о о д и н п р и м е р принял решение очистить его. Делал это с мотористом А. А Дыроватым. Применив рычаг, они с большим усилием перевели пробку переключения секции масляного фильтра. Не убе дившись в отсутствии давле ния масла в отключенной правой секции фильтра через контрольную пробку, мото рист начал ключом отдавать гайки крепления крышки. Одна из пяти гаек частично отдалась вместе со шпилькой, и из-под нее стало вытекать масло. Это явно указывало на давление масла в фильт ре, но моторист по распо ряжению механика продол жал вывинчивать шпильку до тех пор. пока ее не вы рвало давлением. Из открыв шегося отверстия масло ударило фонтаном, попало па выхлопном коллектор дви гателя п воспламенилось. Вахтенный механик оста новил двигатель и сообщил на мостик о случившемся. По судну была объявлена тревога, и через полчаса по жар ликвидировали. Однако в машинном отделении выго рела изоляция кабелей пи тания электроприводов по жарного, осушительного и балластного насосов, масля ных насосов ВРШ и другого оборудования ответственно го назначения. Из этого примера хорошо видно, что причиной пожара явились неправильные дей ствия по эксплуатации (чист ке) масляного фильтра со стороны третьего механика В. 11. Астахова. Зная, что рычаг переключения пробки переводится с большим уси лием. механик применил ку валду. Когда масло начало вытекать из-под шпильки, он дал указание матросу продолжать вывинчивать ее, не принял мер к восстанов лению ранее снятой изоля ции на выхлопном коллекто ре двигателя. В результате пожара траулерѵ пришлось в сопровождении спасатель ного буксира следовать в порт для проведения аварий ного ремонта, где он про стоял ія суток. Убытки от пожара состав![ли более 26 тысяч рублен. Это всего лишь одни при мер. Но и он хорошо пока зывает. к чему приводят ха латное отношение к обязан ностям. слабое знание пра вил безаварийной эксплуата ции механизмов. На судне случился пожар — чрезвы чайное происшествие, флоту нанесен большой ущерб. И все произошло по вине лишь одного человека. р и ч а л а зад, начал отжимать нос траулера па кормовом шпрннге. а спустя пять ми нут на РТ-264 его отдали, и суда продолжали разворот вправо. С. іі. Попов и В. В. Баранов осуществляли ра диолокационные на.бдюдеішя; однако РЛС траулера была К плохо настроена., и близкие I цели, не просматривались. I Капитан С. II. Попов пред- полагал от пятого причала I отойти на запад к середине I залпва. а затем повернуть I на север.• Однако постоянно- ■ го радиолокационного па- I блшдення за окружающей I ■обстановкой он 'не вел, суд- I но на западных румбах не К задержал, и оно продолжало ■ разворачиваться носом к се- I веру, имея поступательное I движение вперед. I Лоцман-оператор берего вой РЛС «Раскат», который В занимался проводкой PT-12G-I. I увидев, что траулер находит- I ся у третьего причала, реко- ■ мендовал капитану двигать I ся строго на запад, чтобы I отойти подальше от гірнча- I лов, а когда изображение | траулера начало сливаться. . с плавпричалом, рекомендо- I вал работать машиной па I задний ход К этому време- I ни и С. II. Попов почувство- ■ вал, что судно движется * к g опасности, н дал полный ход назад, одновременно передай, команду на буксир также ра- | ботать задним ходом. По в . это время произошло столк- I новенис с пассажирским ка- I тером «Донец», который был | ошвартован к плавиричалу вторым корпусом. От столк новения катер накренился, на левый борт до 50 граду сов, и его главная палуба уш ла в воду. Под форштевнем траулера оказались спаса тельные плоты. брашпиль, реллинги носовой ілощадки; мачта катера оказалась за гнутой на" правый борт Пе рез сорванные палубные вен тиляторы в носовые помеще ния катера начала поступать вода. На закрытый люк ах- терпика надвинулся сорван ный ящик с аварийным иму ществом, а через неплотно задраеііную горловину уголь ного бункера в ахтерник по лилась вода. В результате «Донец простоял в ремонте около 10 суток, а технические* убытки от аварии составили почти 4 тысячи рублей. Остается еще добавить, что все виновные понесли заслуженные наказания. Ка питан С 11. Попов понижен в должности до старшего по мощника. капитану буксира «Кантовщик» В. С. Лалыпо- вѵ и его сменному помощ нику В. В. Баранову объяв лен строгий выговор. 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 мая 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz