Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

З о і Б е з о п а с н о с т ь M openuft& cuu is* . А ФЛО ТА Х Всесоюзного рыбопромышленного объеди­ нения «Севрыба» ежедневно ведется большая работа по обеспечению безопасности мореплавания, противопожарной безопасности судов, находящихся в море и порту Для этого разработаны инструкции, рекомендации. Их четкое выпоп нение, как правило, дает хорошие результаты капитанам, судоводителям, есем специалистам судна. Однако они не всегда четко выполняются командным и рядовым составом. В результате этого допускаются столкно­ вения судов, пожары на них, которые наносят флотам нема­ лый ущерб. Каждый случай нарушения безопасности море­ плавания и противопожарной безопасности разбирается и анализируется инспекторами «Севгосрыбфлотинспекции». Материалы, которые мы сегодня публикуем, подготовлены по просьбе редакции работниками этой инспекции. МАСТЕР НЕВОДНОГО ЛОВА Мойвенная путина нынзшнгй весны была полна неожиданнос­ тей, и это понятно: недаром мо­ ряки говорят, что рыба — дело водяное. Если на судах типа БМРТ «капризы» путины почти не замечались, потому что там ра­ ботали пелагическими тралами, то для судов-кошельковистов они давали о себе знать: мойва по­ степенно мигрировала по глуби­ нам, косяки ее то распадались на мелкие «пятна», то вновь собирались в верхних слоях в плотные концентрации. Капитанам сейнеров передышки нз было, их уловов ждали на плавбазах, а по­ тому местный поиск сменялся за­ метом, а замет — поиском. Вы игрызали те, кто оказывался рас­ торопнее и у кого команда была подготозлена лучше. В объединении «Мурманрыб- пром» высоко ценят капитана сейнера-траулера «Союз-10» Ар­ тура Михайловича Куликовского. Пятнадцать мойвенных путин провел он в Баренцевом море. За его плечами огромный опыт лова рыбы кошельковыми нево­ дами. В его адрес капитан-дирек- торами баз было высказано нема­ ло благодарностей, в их кругу он снискал себе славу «бесконфликт­ ного» капитана, потому что не любит спорить по мелочам. Пятнадцатилэтним пареньком Артур Михайлович приехал в Мурманск из Целинограда посту­ пать в мореходное училище име­ ни И. И. Месяцева. За период с 1959 по 1972 год прошел путь от третьего помощника до ка­ питана. Всегда присматривался, как работают мастера кошель­ кового промысла, сам думал над его усовершенствованием. Он впервые начал применять носо­ вой «выстрел» и в 1974 году, бу­ дучи уже капитаном СТР-302 «Со- юз-10», получил премию за внед­ рение новой техники. Пятнадцать мойвенных путин— эта восемь лет кропотливой и напряженной работы. Мора не прощает ошибок, халатности, а результатом их, как правило, становятся намотки сетного по­ лотна на винт, проловы. В эки­ паже, которым руководит Артур Михайлович Куликовский, таких случаев не помнят, потому что он — Мастер неводного лова. К о г д а н е д е л а ю т в ы в о д о в В ЛЮБОЕ время суток, в любое время года выходят работники портово­ гонадзора на причалы и про­ веряют общее состояние су­ дов. несение вахтенной слу­ жбы на них. Еженедельно конторой главного капита­ на порта всем судовладель­ цам направляются письма, в которых излагаются выяв­ ленные во время проверок замечания. ІІа протяжении ряда лет в этих письмах фигурируют, можно сказать, стандартные замечания. Это отсутствие вахтенного матроса у трапа, несвоевременный спуск и подъем Государственного флага и вымпела Министер­ ства рыбной промышленнос­ ти СССР, плохое обеспече­ ние безопасности переходов. Однако со стороны команд­ ного состава судов редко ког­ да принимаются решитель­ ные меры по наведению по­ рядка. Как может осуществляться контроль за порядком, если, например, 2U февраля этого года на СРТ-4461 Беломор­ ской базы гослова в момент проверки на борту не оказа­ лось вахтенного помощника капитана. Аналогичная кар­ тина была 10 марта на СРТ- 3188 Архангельского рыбак- колхозсоюза. подобное про­ изошло и на судах Мурман­ ского тралового флота — БМРТ-247 «Витебск •>. РТ-. 270 «Дубоссары», где вах­ тенные третий помощник ка­ питана Б. М. Кашунин и С. II. Копытни находились в нетрезвом состоянии. ^одолжаются попопки пе­ ред иыходолі 1 реііс. Так. 20 февраля па РТ-27 1 •■.Виль­ нюс» Мурманского тралово­ го флота старший помощник капитана Анатольев оказался в нетрезвом состоянии, за что был лишен диплома сроко.м па 12 месяцев. Сле­ дует напомнить, что такой мерс наказания он уже под­ вергался в 1077 году, но. как видно, должных выводов из этого не сделал Служеб­ ную карьеру Анатольеву придётся начинать с матроса. К каким тяжелым послед­ ствиям приводят пожары на судах, уже говорилось не раз. По беда в том. что не все командиры судов вопро­ сам пожарной безопасности уделяют достаточно серьез­ ное внимание. Так. па ГІСТ-13 04 Мурман ского тралового флота стан­ ция ОКБ девятого февраля оказалась в нерабочем со­ стоянии. хотя однажды на этом траулере уже убеди­ лись. что такое пожар. В «Обязательном поста­ новлении по Мурманскому ордена Ленина морскому рыбному порту» есть пункт, в котором прямо говорится, что бункеровка судов должна производиться иод наблюде­ нием и руководством капита­ на или старшего помощника капитана. Однако некоторые командиры нередко забыва­ ют об этом постановлении. Капитаны и их старшие по­ мощники на БАТ-03, БМРТ № 246. 409 и 120 решили, что во время приема топлива они , могут спокойно нахо­ диться, дома, что н делали. В 1976 году во время выгрузки рыбной продукции с БМРТ 117 Мурманско­ го тралового флота ни­ кто не контролировал ос­ тойчивость судна, в резуль­ тате этого Оно получило опасный крен и находилось в критическом состоянии. Виновные были по заслугам строго наказаны, этот слу­ чай обсуждался на собрани­ ях командного состава во всех, флотах, но. как пока­ зывают контрольные провер­ ку, о нем уже многие забы­ ли, Только в этом году с опасным креном находились ЗРС -2016. БМРТ № 138. 181, 415 и 443. 11 опять лее налицо халат­ ное отношение к своим пря­ мым служебным обязаннос­ тям со стороны командного состава. чп С сожалением приходится констатировать, что аварий­ ность на судах в этом году по сравнению с том же пе­ риодом прошлого года воз росла почти на 30 процентов, 1 Іанболыпее “количество аварий приходится на по­ вреждение главных двигате­ ле!!. паровых котлов и кор­ пусов. Причинами выхода пз строп главных двигателей являются естественный из­ нос и нарушение Правил тех­ нической эксплуатации По­ вреждения котлов и корпѵ- еов также произошли из ва -іх износа. Одпако и по вине команд иеіго состава допущено печа ло повреждений судов РТ 26-1 « Гопнческ ■' столкнулся с пассажирским катером --До­ нец», БМРТ-2 10 • Хаба ровск» — с РТ-224 <•Кау­ нас», опять же РТ-26 1 «Те- ническ» столкнулся с 1JCT- 1334 «Заставная. Па БМРТ 131 ^Заволжье" и на БМРТ- 111 «Орбита» было затоп, ii - ho румпельное отделение. РТ-264 «Геническ» Мур майского тралового флота четвертого января этого года стоял у пятого причала вто­ рым корпусом. Экипаж гото­ вил судно к выходу в рейс. В это время дул слабый ве­ тер. па заливе было сильное парение, видимость у прича­ лов не превышала 1 0— 30 метров. 15 2 часа 20 минут судно было полностью подготовле­ но для Отхода на рейд. На мостике находились капитан С. И. Попов. вахтенный старший помощник И. Е. Веремеев, второй помощник капитана А. А. Сорокин а рулевой, матрос первого клас­ са II. Я. Поздняков, Па па­ лубе был выставлен вперед­ смотрящий. матрос. И. Сое- новский. Были проверены в работе электрораднонавига- цнониые приборы, средства связи и сигнализации. У правого борта траулера был ошвартован буксир сК а п т о вщ н к ч т о бы помочь ему отойти от причала. Им управлял вахтенный смен­ ный помощник " капитана В. В. Баранов. Здесь .также находился капитан В. С. Ла- лынов. в качестве подвах­ тенного. Однако он посчи­ тал, что операция предстоит несложная, и ушел в свою каюту. Несмотря на то, что со­ гласно «Обязательному по­ становлению по Мурманско­ му ордена Ленина морскому рыбному порту» командовать отходом судна должен капи­ тан. С. И. Попов нечетко распределил обязанности между собой н В. В. Бара­ новым. В 2 часа 30 минут буксир «Кантовщик». рабо­ тая самым малым ходом па- JJ А СТРАНИЦАХ -Рыб *" пого Мурмана» уже неоднократно помещались статьи, в которых давался анализ состояния противопо­ жарной безопасности на су­ дах флотов Всесоюзного ры­ бопромышленного объедине­ ния «Севрыба». Делались выводы, назывались винов­ ные. Но еще раз вернуться к этой теме заставляет тре­ вожное состояние пожарной безопасности на судах. В январе этого года БМРТ-423 «Илья Катушш» управления тралового флота вел промысел в Атлантике 26 числа в 16 часов, прими мая вахту, третий механик В. М. Астахов обнаружил ло показаниям манометров большой перепад давления циркуляционного масла в си стеме работавшего первого вспомогательного дизель-гс нератора. Решив, что это вы­ звано чрезмерным загрязне­ нием одного из фильтров, он В с е г о о д и н п р и м е р принял решение очистить его. Делал это с мотористом А. А Дыроватым. Применив рычаг, они с большим усилием перевели пробку переключения секции масляного фильтра. Не убе­ дившись в отсутствии давле­ ния масла в отключенной правой секции фильтра через контрольную пробку, мото­ рист начал ключом отдавать гайки крепления крышки. Одна из пяти гаек частично отдалась вместе со шпилькой, и из-под нее стало вытекать масло. Это явно указывало на давление масла в фильт­ ре, но моторист по распо­ ряжению механика продол­ жал вывинчивать шпильку до тех пор. пока ее не вы­ рвало давлением. Из открыв­ шегося отверстия масло ударило фонтаном, попало па выхлопном коллектор дви­ гателя п воспламенилось. Вахтенный механик оста­ новил двигатель и сообщил на мостик о случившемся. По судну была объявлена тревога, и через полчаса по­ жар ликвидировали. Однако в машинном отделении выго­ рела изоляция кабелей пи­ тания электроприводов по­ жарного, осушительного и балластного насосов, масля­ ных насосов ВРШ и другого оборудования ответственно­ го назначения. Из этого примера хорошо видно, что причиной пожара явились неправильные дей­ ствия по эксплуатации (чист­ ке) масляного фильтра со стороны третьего механика В. 11. Астахова. Зная, что рычаг переключения пробки переводится с большим уси­ лием. механик применил ку­ валду. Когда масло начало вытекать из-под шпильки, он дал указание матросу продолжать вывинчивать ее, не принял мер к восстанов­ лению ранее снятой изоля­ ции на выхлопном коллекто­ ре двигателя. В результате пожара траулерѵ пришлось в сопровождении спасатель­ ного буксира следовать в порт для проведения аварий­ ного ремонта, где он про­ стоял ія суток. Убытки от пожара состав![ли более 26 тысяч рублен. Это всего лишь одни при­ мер. Но и он хорошо пока­ зывает. к чему приводят ха­ латное отношение к обязан­ ностям. слабое знание пра­ вил безаварийной эксплуата­ ции механизмов. На судне случился пожар — чрезвы­ чайное происшествие, флоту нанесен большой ущерб. И все произошло по вине лишь одного человека. р и ч а л а зад, начал отжимать нос траулера па кормовом шпрннге. а спустя пять ми­ нут на РТ-264 его отдали, и суда продолжали разворот вправо. С. іі. Попов и В. В. Баранов осуществляли ра­ диолокационные на.бдюдеішя; однако РЛС траулера была К плохо настроена., и близкие I цели, не просматривались. I Капитан С. II. Попов пред- полагал от пятого причала I отойти на запад к середине I залпва. а затем повернуть I на север.• Однако постоянно- ■ го радиолокационного па- I блшдення за окружающей I ■обстановкой он 'не вел, суд- I но на западных румбах не К задержал, и оно продолжало ■ разворачиваться носом к се- I веру, имея поступательное I движение вперед. I Лоцман-оператор берего­ вой РЛС «Раскат», который В занимался проводкой PT-12G-I. I увидев, что траулер находит- I ся у третьего причала, реко- ■ мендовал капитану двигать I ся строго на запад, чтобы I отойти подальше от гірнча- I лов, а когда изображение | траулера начало сливаться. . с плавпричалом, рекомендо- I вал работать машиной па I задний ход К этому време- I ни и С. II. Попов почувство- ■ вал, что судно движется * к g опасности, н дал полный ход назад, одновременно передай, команду на буксир также ра- | ботать задним ходом. По в . это время произошло столк- I новенис с пассажирским ка- I тером «Донец», который был | ошвартован к плавиричалу вторым корпусом. От столк­ новения катер накренился, на левый борт до 50 граду­ сов, и его главная палуба уш­ ла в воду. Под форштевнем траулера оказались спаса­ тельные плоты. брашпиль, реллинги носовой ілощадки; мачта катера оказалась за­ гнутой на" правый борт Пе­ рез сорванные палубные вен­ тиляторы в носовые помеще­ ния катера начала поступать вода. На закрытый люк ах- терпика надвинулся сорван­ ный ящик с аварийным иму­ ществом, а через неплотно задраеііную горловину уголь­ ного бункера в ахтерник по­ лилась вода. В результате «Донец простоял в ремонте около 10 суток, а технические* убытки от аварии составили почти 4 тысячи рублей. Остается еще добавить, что все виновные понесли заслуженные наказания. Ка­ питан С 11. Попов понижен в должности до старшего по­ мощника. капитану буксира «Кантовщик» В. С. Лалыпо- вѵ и его сменному помощ­ нику В. В. Баранову объяв­ лен строгий выговор. 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 мая 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz