Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
зация, и сами люди — на много старше меня. И зар а ботки были высокими. Но не знаю почему, а влекло меня к морю. Не умею я этого объяснить, но как только -крутили кино» про моряков, военных или граж данских, у меня прямо что- то внутри закипало. Хоте лось побывать на кораблях — и все. А потом нз одной газеты, не помню уже из ка кой, вырезал я объявление и приехал в Мурманск по ступать в среднее мореход ное училище.. Вот так иногда, а может, чаще, чем мы думаем, бы вает в жизни. Искал человек ее смысл и нашел благодаря кинофильмам, книгам, рас- c.ка зам тс варище й. ■— «Роза Люксембург», ответьте 246-му. — На связи, - - бросает в телефонную трубку Алек сандр Иванович. — Будем швартоваться? — Подходите к левому борту, вас привяжут, — Добро. Было раннее утро. В губе повис над водой толстым слоем туман. В таких усло виях, даже если за бортом тихая гладь воды, обеспе чить четкую швартовку без большого опыта трудно. В таких ситуациях работают локаторы, но надо иметь и натренированный глаз. Сквозь туман почти ниче го не видать, а старший по мощник ТР «Роза Люксем- М О Р Е Л Ю Б И Т П Р Е Д А Н Н О С Т Ь А л е к с а н д р Иванович Сударев ■— старший помощник капитана транспортного рефрижерато ра «Роза Люксембург». По знакомились мы с ним, ког да судно готовилось к отхо ду в море. Его экипаж дол жен был обеспечить прием ку пищевой продукции, пред назначенной для отправки за границу. Александр Иванович нерв ничал. Отход был назначен на десятое — не отошли. Его перенесли на 11 марта, но минули эти сутки, а судно по-прежнему оставалось у причала рыбного порта. Сна чала задержка произошла оттого, что у порта якобы не хватало рабочих для зачист ки трюмов после выгрузки привезенной нз Атлантики мороженой рыбы. Затем в порту не оказалось тары. Только поздно вечером 12 чарта, так и не получив для промысловиков картонные ящики и чехлы к ним, тран спортный рефрижератор «.Роза Люксембург» напра вился в район, где должен обрабатывать суда типа БМРТ. Все эти трое суток стар ший помощник капитана был на рефрижераторе. Домой, чтобы попрощаться с женой и детьми, он так и не попал. Обидно, конечно, но ни на кого не сетовал. Что поде лать? Такую жизнь морскую он выбрал себе сам. Некоторым непосвящен ным кажется, что с выходом в очередной рейс для стар пома начинается пора отды ха, что это только на бере гу он завален работами и заботами с ног до головы. Второе верно, но первое — нет. Старпому и в море дел невпроворот. Все сложное судовое хозяйство находится в центре его внимания. Все хозяйственные хлопоты, кро ме продовольственных, опять ложатся на плечи старпома, потому что он, и никто иной, обязан сделать все возмож ное. чтобы моряки хорошо отдохнули, хорошо порабо тали. строго соблюдали тех нику безопасности на грузо вых операциях, побывали в бане... Это далеко не полный перечень того, о чем должна болеть голова у старпома. — Начинал я свою рабо чую биографию в Челябин ске, — рассказывал Алек сандр Иванович, — на од ной из строек, а до этого окончил ремесленное учили ще. Монтажники — народ с. крепкими нервами и очень трудолюбивый. Все мне н ра вилось в бригаде: и органи оург» отдает четкие у к аза ния боцманской команде. ВМРТ -246 «Северное сия ние» Мурманского тралового флота медленно наплывал из серой дымки. В начале швартовки все решает один конец—продольный. На ТР «Роза Люксембург» его при няли и завели через клюз на кнехт с завидной быстротой. Полдела было сделано, и Александр Иванович вздох нул с облегчением, потом глянул на часы. До конца вахты оставалось не так уж много времени. Казалось бы, простая операция, а на пряжения нервного требует. Об этом вы можете узнать от любого судоводителя. — В 1965 году я окон чил мореходное училище и попросился в «Севрыбхолод- флот». Почему именно на этот флот? — спросил сам себя старпом. — Да потому. что. во-первых, это был но вый флот, и, во-вторых, ему передавались все крупно тоннажные суда. А моей мечтой было работать имен но на большом корабле. Она сбыла сь. II родолжите льное время я был штурманом на Т Р «Иркутск», там и іігагал но служебной «лестнице». У транспортных рефриже раторов рейсы, как правило, долгими не бывают. Набе рут они полный груз и спе шат в порт. И все-таки даже самая короткая разлука с женой и детьми всегда болью отдается в сердце. Не исключение и Александр Иванович Сударев. Уважают его на судне, матросы, пря мо скажем, любят своего старпома, да и он без них и без моря не представляет се бе жизни. Но дом есть дом, к родному очагу всегда не стерпимо тянет, а побы ваешь у него, погреешь ду шу, и опять настоіічпво зо вет море. — У меня сыну семнад цать лет. Здоровый, грамот ный парень. Ну, думаю, пой дет по моей дороге — дороге моряка. И он вроде бы со гласился. В отпуске, когда сын окончил восьмой класс, я с .н им позанимался, почув ствовал, что на хорошие оценки он способен, и пода ли мы с ним документы в мореходное училище. Но пе ред экзаменами парня будто подменили. Так и не захотел сдавать, а я не стал настаи вать. Может, сам, как я, найдет к морю свою доро гу... Александр Иванович •— один из тех моряков, каких на флотах рыбной промыш ленности сотни, а может, и тысячи. Он рядовоіі старпом, у него нет высоких наград. Но он дважды становился победителем социалистиче ского соревнования работни ков Министерства рыбного хозяйства СССР, а это зна чит, что работу свою он зна ет и любит. А разве за это человек не достоин уваже ния? ...СРТ-4229 «Ахматов» Архангельского РКС уходил от ТР «Роза Люксембург». Светило солнце. Мы стояли па палубе траулера и еще долго видели на правом кры ле мостика высокую фигуру старшего помощника капита на 1 Александра Ивановича Сударева. Нет, он не махал рукоіі, не до нас было — к правому борту рефрижерато ра уже швартовался очеред ной БМРТ. Александр Ива нович, хоть и не его была вахта, руководил действиями боцманской команды. С. ДАНИЛОВ НА СНИМКАХ: Вверху — старший по мощник капитана транспорт ного рефрижератора -Роза Люксембург» Александр Иванович Сударев Внизу — передовики это го корабля: {слева направо) боцман Петр Михайлович Макаров и старший матрос Николай Дмитриевич ПаЛа- дкж. Многое объединяет их в повседневной морской жиз ни. Оба ударники коммунис тического труда, члены су дового комитета, наставники молодежи, их фамилии — на судовоіі Доске почета. У Петра Михайловича, имею щего двадцатичетырехлетний ста»; работы в рыбной про мышленности, ответственное поручение: он возглавляет корабельный совет настав ников. Коммунист успешно справляется с этим делом. Петр Михайлович награжден медалью «За трудовую доб лесть». Старается не отстать от нею и Николай Дмитрие вич. которого на судне ста вят в пример. Фото Б. Щукина. I Ц е р о и I I НАШИХ I ДНЕЙ I _ іііііііішш ітііііііішш ііііііііііш I ПОБОЛЬШЕI IБЫ ТАКИХ) IБОЦМАНОВI ІІІІІІІІШИШШИІІІІИІШІІІШІІШІІ В ЛАДИМИР Шептелуть пришел к нам 13 лет назад матросом. Не многословный, застенчивый, он не сразу освоился на промысловом судне. И хотя за плечами были и профтех училище, и армия, и рабо та на Кишиневской мебель ной фабрике, весь первый рейс чувствовал себя нович ком: море есть море. Но Владимир был таким новичком, который без бояз ни берется за любое незна комое ему прежде дело, ос новательно изучает свою профессию. Скоро он уже отлично знал кошельковый невод, сноровисто работал іг на траловом лове. И когда Вла димир после очередиоіо дальнего плавания зашел к нам, в отдел кадров, его трудно было узнать: подтя нутый, ловкий, загорелыіі моряк, человек уверенный в правильности выбранной им дороги. Сильным, трудолюбивым людям морская стихия по могает стать еще сильнее. Это старая истина. Так было и с Владимиром Никифоро вичем. Он в совершенстве освоил многотрудные обязан ности матроса первого клас са на СРТ-р, где моряк дол жен быть мастером на все руки, активно участвовал в общественной жизни судна и флота. Коммунист Шепте луть стал боцманом. Его из брали членом базового ко митета профсоюза. А потом пришла и первая награда — медаль «За трудовую доб лесть». На какое бы судно нн на правляли боцмана, тісюду в его заведовании порядок-, всегда он вносит свои вклад в общий успех коллек тива, не чураясь никакой работы. А еще Владимир Никифорович постоянно по могает молодым морякам, поддержит,, даст добрый со вет в трудную минуту Мне пришлось раз даже быть свидетелем, как два капитана спорили из-за того, на чье судно пойдет В Н. Шептелуть. Уже один этот ^ штрих говорит о мастерстве и высоких деловых и челове ческих качествах боцмана Мурманчане избрали мо ряка депутатом Октябрьско го районного Совета народ ных депутатов. И Владимир Никифорович с честью оп равдывает высокое доверие, В. ИВАНОВ, инспектор отдела кадров объедине ния <•М у рманрыбпром с- I # 4 с т р . «РЫБНЫЙ М УРМАН» 1 м а я 1980 г .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz