Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

зация, и сами люди — на­ много старше меня. И зар а­ ботки были высокими. Но не знаю почему, а влекло меня к морю. Не умею я этого объяснить, но как только -крутили кино» про моряков, военных или граж ­ данских, у меня прямо что- то внутри закипало. Хоте­ лось побывать на кораблях — и все. А потом нз одной газеты, не помню уже из ка­ кой, вырезал я объявление и приехал в Мурманск по­ ступать в среднее мореход­ ное училище.. Вот так иногда, а может, чаще, чем мы думаем, бы­ вает в жизни. Искал человек ее смысл и нашел благодаря кинофильмам, книгам, рас- c.ка зам тс варище й. ■— «Роза Люксембург», ответьте 246-му. — На связи, - - бросает в телефонную трубку Алек­ сандр Иванович. — Будем швартоваться? — Подходите к левому борту, вас привяжут, — Добро. Было раннее утро. В губе повис над водой толстым слоем туман. В таких усло­ виях, даже если за бортом тихая гладь воды, обеспе­ чить четкую швартовку без большого опыта трудно. В таких ситуациях работают локаторы, но надо иметь и натренированный глаз. Сквозь туман почти ниче­ го не видать, а старший по­ мощник ТР «Роза Люксем- М О Р Е Л Ю Б И Т П Р Е Д А Н Н О С Т Ь А л е к с а н д р Иванович Сударев ■— старший помощник капитана транспортного рефрижерато­ ра «Роза Люксембург». По­ знакомились мы с ним, ког­ да судно готовилось к отхо­ ду в море. Его экипаж дол­ жен был обеспечить прием­ ку пищевой продукции, пред­ назначенной для отправки за границу. Александр Иванович нерв­ ничал. Отход был назначен на десятое — не отошли. Его перенесли на 11 марта, но минули эти сутки, а судно по-прежнему оставалось у причала рыбного порта. Сна­ чала задержка произошла оттого, что у порта якобы не хватало рабочих для зачист­ ки трюмов после выгрузки привезенной нз Атлантики мороженой рыбы. Затем в порту не оказалось тары. Только поздно вечером 12 чарта, так и не получив для промысловиков картонные ящики и чехлы к ним, тран­ спортный рефрижератор «.Роза Люксембург» напра­ вился в район, где должен обрабатывать суда типа БМРТ. Все эти трое суток стар­ ший помощник капитана был на рефрижераторе. Домой, чтобы попрощаться с женой и детьми, он так и не попал. Обидно, конечно, но ни на кого не сетовал. Что поде­ лать? Такую жизнь морскую он выбрал себе сам. Некоторым непосвящен­ ным кажется, что с выходом в очередной рейс для стар­ пома начинается пора отды­ ха, что это только на бере­ гу он завален работами и заботами с ног до головы. Второе верно, но первое — нет. Старпому и в море дел невпроворот. Все сложное судовое хозяйство находится в центре его внимания. Все хозяйственные хлопоты, кро­ ме продовольственных, опять ложатся на плечи старпома, потому что он, и никто иной, обязан сделать все возмож­ ное. чтобы моряки хорошо отдохнули, хорошо порабо­ тали. строго соблюдали тех­ нику безопасности на грузо­ вых операциях, побывали в бане... Это далеко не полный перечень того, о чем должна болеть голова у старпома. — Начинал я свою рабо­ чую биографию в Челябин­ ске, — рассказывал Алек­ сандр Иванович, — на од­ ной из строек, а до этого окончил ремесленное учили­ ще. Монтажники — народ с. крепкими нервами и очень трудолюбивый. Все мне н ра­ вилось в бригаде: и органи­ оург» отдает четкие у к аза­ ния боцманской команде. ВМРТ -246 «Северное сия­ ние» Мурманского тралового флота медленно наплывал из серой дымки. В начале швартовки все решает один конец—продольный. На ТР «Роза Люксембург» его при­ няли и завели через клюз на кнехт с завидной быстротой. Полдела было сделано, и Александр Иванович вздох­ нул с облегчением, потом глянул на часы. До конца вахты оставалось не так уж много времени. Казалось бы, простая операция, а на­ пряжения нервного требует. Об этом вы можете узнать от любого судоводителя. — В 1965 году я окон­ чил мореходное училище и попросился в «Севрыбхолод- флот». Почему именно на этот флот? — спросил сам себя старпом. — Да потому. что. во-первых, это был но­ вый флот, и, во-вторых, ему передавались все крупно­ тоннажные суда. А моей мечтой было работать имен­ но на большом корабле. Она сбыла сь. II родолжите льное время я был штурманом на Т Р «Иркутск», там и іігагал но служебной «лестнице». У транспортных рефриже­ раторов рейсы, как правило, долгими не бывают. Набе­ рут они полный груз и спе­ шат в порт. И все-таки даже самая короткая разлука с женой и детьми всегда болью отдается в сердце. Не исключение и Александр Иванович Сударев. Уважают его на судне, матросы, пря­ мо скажем, любят своего старпома, да и он без них и без моря не представляет се­ бе жизни. Но дом есть дом, к родному очагу всегда не­ стерпимо тянет, а побы­ ваешь у него, погреешь ду­ шу, и опять настоіічпво зо­ вет море. — У меня сыну семнад­ цать лет. Здоровый, грамот­ ный парень. Ну, думаю, пой­ дет по моей дороге — дороге моряка. И он вроде бы со­ гласился. В отпуске, когда сын окончил восьмой класс, я с .н им позанимался, почув­ ствовал, что на хорошие оценки он способен, и пода­ ли мы с ним документы в мореходное училище. Но пе­ ред экзаменами парня будто подменили. Так и не захотел сдавать, а я не стал настаи­ вать. Может, сам, как я, найдет к морю свою доро­ гу... Александр Иванович •— один из тех моряков, каких на флотах рыбной промыш­ ленности сотни, а может, и тысячи. Он рядовоіі старпом, у него нет высоких наград. Но он дважды становился победителем социалистиче­ ского соревнования работни­ ков Министерства рыбного хозяйства СССР, а это зна­ чит, что работу свою он зна­ ет и любит. А разве за это человек не достоин уваже­ ния? ...СРТ-4229 «Ахматов» Архангельского РКС уходил от ТР «Роза Люксембург». Светило солнце. Мы стояли па палубе траулера и еще долго видели на правом кры ­ ле мостика высокую фигуру старшего помощника капита­ на 1 Александра Ивановича Сударева. Нет, он не махал рукоіі, не до нас было — к правому борту рефрижерато­ ра уже швартовался очеред­ ной БМРТ. Александр Ива­ нович, хоть и не его была вахта, руководил действиями боцманской команды. С. ДАНИЛОВ НА СНИМКАХ: Вверху — старший по­ мощник капитана транспорт­ ного рефрижератора -Роза Люксембург» Александр Иванович Сударев Внизу — передовики это­ го корабля: {слева направо) боцман Петр Михайлович Макаров и старший матрос Николай Дмитриевич ПаЛа- дкж. Многое объединяет их в повседневной морской жиз­ ни. Оба ударники коммунис­ тического труда, члены су­ дового комитета, наставники молодежи, их фамилии — на судовоіі Доске почета. У Петра Михайловича, имею­ щего двадцатичетырехлетний ста»; работы в рыбной про­ мышленности, ответственное поручение: он возглавляет корабельный совет настав­ ников. Коммунист успешно справляется с этим делом. Петр Михайлович награжден медалью «За трудовую доб­ лесть». Старается не отстать от нею и Николай Дмитрие­ вич. которого на судне ста­ вят в пример. Фото Б. Щукина. I Ц е р о и I I НАШИХ I ДНЕЙ I _ іііііііішш ітііііііішш ііііііііііш I ПОБОЛЬШЕI IБЫ ТАКИХ) IБОЦМАНОВI ІІІІІІІІШИШШИІІІІИІШІІІШІІШІІ В ЛАДИМИР Шептелуть пришел к нам 13 лет назад матросом. Не­ многословный, застенчивый, он не сразу освоился на промысловом судне. И хотя за плечами были и профтех­ училище, и армия, и рабо­ та на Кишиневской мебель­ ной фабрике, весь первый рейс чувствовал себя нович­ ком: море есть море. Но Владимир был таким новичком, который без бояз­ ни берется за любое незна­ комое ему прежде дело, ос­ новательно изучает свою профессию. Скоро он уже отлично знал кошельковый невод, сноровисто работал іг на траловом лове. И когда Вла­ димир после очередиоіо дальнего плавания зашел к нам, в отдел кадров, его трудно было узнать: подтя­ нутый, ловкий, загорелыіі моряк, человек уверенный в правильности выбранной им дороги. Сильным, трудолюбивым людям морская стихия по­ могает стать еще сильнее. Это старая истина. Так было и с Владимиром Никифоро­ вичем. Он в совершенстве освоил многотрудные обязан­ ности матроса первого клас­ са на СРТ-р, где моряк дол­ жен быть мастером на все руки, активно участвовал в общественной жизни судна и флота. Коммунист Шепте­ луть стал боцманом. Его из­ брали членом базового ко­ митета профсоюза. А потом пришла и первая награда — медаль «За трудовую доб­ лесть». На какое бы судно нн на­ правляли боцмана, тісюду в его заведовании порядок-, всегда он вносит свои вклад в общий успех коллек­ тива, не чураясь никакой работы. А еще Владимир Никифорович постоянно по­ могает молодым морякам, поддержит,, даст добрый со­ вет в трудную минуту Мне пришлось раз даже быть свидетелем, как два капитана спорили из-за того, на чье судно пойдет В Н. Шептелуть. Уже один этот ^ штрих говорит о мастерстве и высоких деловых и челове­ ческих качествах боцмана Мурманчане избрали мо­ ряка депутатом Октябрьско­ го районного Совета народ­ ных депутатов. И Владимир Никифорович с честью оп­ равдывает высокое доверие, В. ИВАНОВ, инспектор отдела кадров объедине­ ния <•М у рманрыбпром с- I # 4 с т р . «РЫБНЫЙ М УРМАН» 1 м а я 1980 г .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz