Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

К 6 0 -летию Мурманского тралового флота " М Ъ РМА 1ІСКІ)П /вало­ вый флот беоет свое начало от предприятий, организованных только при Советской власти, Еще гре- ліелн бон гражданской вои­ ны, когда в 1920 году впер­ вые па Мурмаие начался промышленный траловый лов рыбы. Весь і|).тот состоял из 12 изношенных п плохо ос­ нащенных траулеров. Они выловили лишь 1700 тонн рыбы. ІГо был уже приобре­ тен некоторый опыт, наме­ тился твердый .путь роста добычи. Летом 1920 года од­ ним ,чз первых в море вы­ шел траулер Ѵ» 39. Этим пейсом было ноло;і;ено нача­ то планомерному государст­ венному траловому нромыс- лу. До 102 1 года траловый флот базировался па Архан­ гельск. В э гом же году Мур­ манский губернекіііі комитет партии поставил перед пра­ вительством вопрос о пере­ воде в Мурманск из Архан­ гельска траловоіі базы и о развитии береговой рыбообра­ батывающей и судоремонт­ ное промышленности. Прось­ ба была удовлетворена. В 1921 году в тралфлот поступило 1 корабля, списан­ ных из военного флота: «Фо- оель». <;Налим*. <Щука», -'Макрель». Это были пер- кые траулеры с радиостан­ циями. С этого времени ста­ ли лоте,I п. ее том но И'О.Му НОЛ! ііогдапов кл >. В зазі а тех гпудпост ремонта, С 192 рыоу не только и зпмоіі. Начало жил капитан Я. А. га траѵлеое «Шу­ тип ле и. ін тралового фло. I были большие Суда требовали переоборудования, ода начали посту­ пать новые, более усовер­ шенствованные корабли. Пер­ вому 'такому кораблю (за­ граничной пост poifi.-п) при­ своили имя Феликса Эдмун- дов: 1 ча Дзержинского. В 1928 году вступают в строп траулеры <■,Архан­ гельск», «Мурманск». с Боль, ш&внк», <Максим Горький». ІГа них были созданы лучшие н то время бытовые условия для команд, т; составе ко­ торых насчитывалось до 30 человек. Емкость рыбных трюмов доходила до 300 тони. На территории, отвоеван­ ной у Кольского залива, строились причалы, возводи­ лись склады, подводились железнодорожные пути. Вместе » ростом флота ко­ вались кадры капитанов, г і !ту рмай I>в, мех айн ко.в, трал - моіістеров За I года прошел ну п, от матроса до капитана А Л. Егоров. Таков лее путь капитанов Криворученко, Стрельбпцкого и многих дру­ гих. Флоту активно помогали ленинградские коммунисты и комсомольцы. В 1931 году но призыву С. 31. Кирова в Мурманск прибыли тысячи ленинградцев. Основной фор­ мой подготовки и переподго­ товки кадров являлись про. фесснональн о - технические курсы. По направлениям тра­ лового флота в Ленинград посылали па подготовку ко­ мандный состав. В апреле 1931 года рыба­ ки Мурмана припили повы­ шенное соцобязательство. В атом же году в стране раз­ вернулось социалистическое соревнование за своевремен­ ную сдачу и ввод 5 18 новых заводов н 10-10 новых машин­ но-тракторных станций. В тра­ ловом флоте это движение возглавили моряки траулеров -Ваер», «.Щука». <•Засоль­ щик». •: Кчмннтсрн». Они объявили себя ударниками , 518 и 10 ІО». Весной 1932 года по ини­ циативе ударников траулера <.Кит» на флоте проводился месячник трудовой дисцип­ лины. Он посвящался ликви­ дации прогулов и опозданий на корабли при отходах, борьбе с пьянством и анти­ санитарией па судах. Участ­ ники месячника взяли также под свой контроль уход за судовыми механизмами, со­ блюдение распорядка рабо­ чего дня и т. д. В 1932 — 1937 гг. па Мур- ман прибывают корабли оте­ чественной постройки. Это были годы бурного развитии рыболовнI)го флота. В январе 1932 года .Мур­ манск получил первый рыбо­ ловный траулер сКолхозиик», построенный в Ленинграде. Испытания показали, что тра­ улер имеет ряд недостатков. Рыбаки флота вместе с ле­ нинградскими судостроителя­ ми устранили их. Товарище- екая помощь мурманских ры­ баков позволила ленинград­ цам избежать недоделок на очередных траулерах этой серии. К 193-1 году советские траулеры становятся не толь­ ко рыбодобывающими кораб­ лями: на них устанавливают­ ся рыбомучные установки и якнна-жи траулеров <-Кп рок », «Лебедка», -Москва», «Дви­ на». --.Навага». На этих су­ дах моряки доказали воз­ можность применения стаха­ новских методов работы в траловом флоте в любое вре­ мя года, показали реальные пути увеличения вылова ры­ бы каждым траулером. Про­ мысловики с «ело и реши­ тельно ломали устаревшие нормы. Почин стахановцев в траловом флоте вызвал двн- сейчас началось среди трау­ леров города Мурманска. Вслед за траулером <Киров» выступили капиталы, меха­ ники и команды трех лучших траулеров — «Лебедка», <.Навага», «Москва*, кото­ рые сами обещают дать по 30 0 0 0 центнеров .трески на каждый траулер в течение 1.936 года н предлагают всем остальным траулерам дать не меньше 25 00 0 центнеров вместо 17 ООО в среднем за 1935 год. Пожелаем, чтобы весь траловый флот вклю- <5:3 — знаком «.Отличник рыбной промышленности», 73 — почетными грамотааііі 1Іаркомрыбпрома. Хороших успехов добились рыбаки Мурмана в 1943 гог ду. Рыбы было выловлено в 3 раза больше, чем в 1942 году. По полтора-два годе,, вых плана дали тогда трау­ леры «Палтус», «Сталин», Дзержинский», «Ким». Общий улов в 1911 году был в два раза больше, чем в предыдущем. Рыбаки достигли средних ТРИДЦАТЫЕ , СОРОКОВЫЕ... жеппе <■тридцатитысячни­ ков». борющихся за вылов в течение года 30 000 центне­ ров рыбы на один корабль. Движение «тридцатитысяч­ ников» в предвоенные годы сыграло большую роль в улучшении работы флота, выявлении резервов, в повы­ шении производительности труда. Благодаря соревнова­ нию траловый флот почти в два раза увеличил добычу рыбы: в 1936 году было вы­ ловлено 1800 тысяч центне­ ров, в 1937 году — 2154 тысячи центнеров. До начала стахановского движения го­ довая добыча рыбы состав­ ляла лишь 985 тысяч нент- К 1929 году траловый флот вдвое. Более чем в за возросла годовая добыча, 23 траулера году выловили ѵже топи рыбы. Появляется такой важный показатель в работе флота, как вынусь- >теж<пю- рожеиом рыбы Мурманский увеличился 22 ра- рыбо- Н том 37 900 ооорудоваппс для производ­ ства консервов. В СЕРЕДИНЕ тридцатых годов на смену удар­ ничеству пришла новая, более высокая форма социа­ листического соревнования стахановское • движение. Зачинателями стахановского ДКНЖ-ПЦіі ИО флчте были норов. II это при одинаковой технической базе и том же количестве траулеров. В 1936 году на сессии Центрального Исполнитель­ ного Комитета СССР парком пищевой промышленности Анастас Иванович Микоян сказал: - Меня особенно ра­ дует соревнование, которое чился в стахановский рейс и дал не меньше 2 5 б 0 0 Цент­ неров рыбы па каждый тральщик. Тогда мы сможем #ать Лёнцщіраду и Москве вдоволь прекрасной мороже­ ной и конченой трески, пре­ красной сельди, вдоволь коп­ ченого окуня отличного ка­ чества». 1938 год явился первым годом освоения активного лова сельди дрифтерными сетями в открытом море: ее добыто 70 ООО центнеров вместо 50 ООО но плану. Пе­ редовые мо,ряки тралового флота внесли ряд ценных предложений, улучшающих технику лова сельди на боль­ ших 'судах-траулерах. До сих пор мало кто на Мурма­ не верил в возможность дрифтерного лова сельди в открытом море, в том числе и зимой. Мирный труд советских рыбаков был прерван веро- ломн Ы ім нападением фашист­ ской Германии на Советский Союз. Моряки тралового флота вместе со всеми трудящи­ мися области выступили на защиту любимой Родины. На­ всегда останутся в нашей па­ мяти имена героя Советско­ го Союза И. М. Сивко, дваж­ ды Героя Советского Союза А. О. Шабалина и многих других воспитанников флота. К 21 июня 1941 года тра­ ловый флот дал стране бо­ лее одного миллиона центне­ ров рыбы. Рыбаки готови­ лись по-стахановски начать н второе полугодие. Несколь­ ко десятков траулеров нахо­ дились в Баренцевом море за 5 0 0— 600 МИЛЬ ОТ СВОИХ баз. Вероломное нападение фашистских полчищ на на­ шу Родину помешало завер­ шит', рейс. 22 июня 1911 го­ ла радиостанция тралового флф-а передала капитанам всех судов приказ: прекра­ тить промысел и следовать в порт, За отличную и самоотвер- ,ке-инун> работу в 1942 году 2.1 работник Мурманского бассейна был награжден ор­ денами Советского ( 'оюза. довоенных уловов. Ш лу-:- ших промысловиков были занесены в Книгу почета тралового флота. Среди шіх капитан РТ -Ерш» Васи­ лий Николаевич Буряк, стар­ ший механик РТ -Дзержин­ ский» Николай Григорьевич Дементьев, рыбные мастера М. П. Кириллов, А. Е. Мали­ ков, А. П. Коковип. матросы Савченко, Иредин, Феликсов, Рядовкин и другие. Л Л ЯНВАРЯ 19-12 года / / приказом Ле 19 по ИКРП флот Северного бассейна переводится на по­ ложение военизированной службы. Но еще в первые дни войны на 46 траулерах был поднят военно-морской флаг. В мае 1942 года был обра­ зован специальный дивизион в составе экспедиционного судна «Исследователь», тран­ спортного судна «Камбала», зверобойного судна н дЩ■ ?дотоботов. Экспедиции пред­ стояло идти на Новую Землю для сбора птичьего пуха, яац. для заготовки мяса кайрьг я лова гольца. В этой продук­ ции нуждались раненые и больные бойцы. Отряд из 58 человек. 1.0 из которых яв­ лялись учениками первой мурманской школы, в тече­ ние 4 месяцев занимался выполнением задания. В сен­ тябре он вернулся в порт с полным грузом. Приказом начальника тралового флота всем ученикам школы, кото, рые входили в состав экспе­ диции, была объявлена бла­ годарность, 15 человек пред­ ставлены к награждению зна­ ком «Отличник рыбной про­ мышленности». Дважды в этом году моря­ ки тралового флота отправ­ ляли отважным защитникам города на Неве эшелоны с рыбной продукцией. Первый эшелон был отправлен -і9 январи. Ленинградцам доста­ вили 10]. тонну соленой ру- бы, 52 тонны сельди.,’37 тонн семги. 7,5 тонны ч у н ­ цинского жира. 19 июля 1942 года был отправлен второй эшелон. Это был наш вклад в дело защиты слан­ ного Ленинграда. В 19 4 1 го­ ду траловый флот дважды отправлял в Ленинград ц* кие эшелоны. Продукция бы­ ла необходима освободивше­ муся от блокады городу. 10 ноября 1943 года со­ стоялся многолюдный тннг, на котором траловому флоту было вручено перехо­ дящее Красное знамя Госу- і , 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 мая 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz