Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
«Жемчуг» и «Олег» в ночь на 15 мая были атако ваны японскими миноносца ми. Отбиваясь &т их нападе ния, русские корабли вынуж дены были повернуть на юг. В связи с этим они оторва лись от главных сил русской эскадры, потеряна была и связь с ней. Топлива для пе рехода до Владивостока у нрейсеров не хватало, поэто му командованием отряда было принято решение взять курс и порту Манила на Филиппинских островах. За авантюризм бездарных царских генералов и адмира лов экипаж «Авроры» за платил в Цусимском сраже нии кровью восемнадцати зюгнбших и более ста ране ных матросов. В. И. Ленин охарактеризовал поражение в бою у острова Цусима как военный крах русского са модержавия. Не оправдались расчеты царского правитель ства на то. что «легкая» по беда над Японией принесет царизму колонии, новые рын ки сбыта, поднимет его пре стиж н поможет сломить ре волюционное движение в своей стране. В 1906 году ѵАврора» вернулась на Балтику. С 1917 года началась новая история корабля. Знакомство с революционно настроенны ми рабочими, встречи с боль шевиками - агитаторами поднимали боевой дух мат росов. И в феврале 1917 го да на корабле экипажем бы ло поднято восстание, в ре зультате чего всех офицеров арестовали, а по приказу № 1 Петроградского Совета революционные матросы из брали судовой комитет. O h io іі стал потом определять всю жизнь корабля. В дни февральской рево люции над «Авророй» взвил ся красный стяг. С этого мо мента моряки крейсера на ходились в первых рядах ре волюционных бойцов. В 1977 году начальник филиала Центрального воен но-морского музея Б. В. Бур- кобский рассказывал о собы тиях, развернувшихся нака нуне штурма Зимнего двор ца. В этом рассказе, в част ности. говорится, что 22 ок тября завершился ремонт крейсера. Временное прави тельство решило вывести его из Петрограда. Однако эта попытка не увенчалась успе хом. Александр Викторович Белышев (машинист t -й ста тьи, в сентябре был избран председателем большевист ского судового комитета на крейсере) докладывал в Смольном: «К вооруженному восстанию готовы». Я. М. Свердлов вручил А. В. Бе- лышеву, бывшему токарю, надевшему морскую форму, мандат комиссара «Авроры». С этого момента все приказы на корабле отдавались толь ко через него. Вечером 24 октября, вой дя в кормовой салон, где находились офицеры, Белы шев сообщил им решение судового комитета: идти к Николаевскому мосту, чтобы любыми средствами восста новить движение по нему. Управлять кораблем мог только капитан Эриксон. Со славшись на обмеление Не вы, Эриксон отказался вести «Аврору». Боцман Сергей Захаров, рискуя жизнью (по его шлюпке трижды от крывали огонь с набереж ной). произвел промер глу бины. Ничто не препятство* вало крейсеру подойти к мос ту. Офицеры и в этот раз отказались выполнять при каз. Тогда их вместе с ка питаном матросы посадили под арест. Белышев прика зал сниматься с якоря. В 10 часов утра 25 ок тября радиостанция «Авро ры» — первая радиостанция Советской власти — переда ла воззвание «К гражданам России!». Впервые в эфире прозвучал призыв: «Да здравствует революция рабо чих, солдат и крестьян!». В это время одни авроровцы штурмовали телефонную станцию, другие охраняли Смольный, третьи патрули ровали по городу Выст'ре-, лом из носового орудия ко мендор Евдоким Огнев дал сигнал к штурму Зимнего— последнего прибежища мини стров Временного правитель ства. Отряд авроровцев уча ствовал во взятии дворца. Такова далеко не пол ностью описанная история крейсера «Аврора», который в годы мирного строительст ва был учебным кораблем Балтийского флота, он, кста ти, заходил и в Мурманск, а в годы Великой Отечественной войны из его орудий, сня тых и отправленных на фронт, воины разили фашис тов, рвавшихся к Ленингра ду. В заключение хочется от метить, что усилиями бывших авроровцев 1917 года Т. Й. Липатова, А. В. Белышева, а также упоминавшегося уже здесь Б. В. Бурковского и других товарищей на крейсе ре создан хороший музей, где каждая вещь матроса или офицера, памятное зна мя или строчка из текста воззвания невольно будора жат душу, как бы приобщая к эпохе исторических преоб разований, великого челове ческого подвига. И хочется обратиться к людям: если вы уже бывали на крейсере, посетите его и в следующий свой приезд в Ленинград. Здесь обязательно узнаете еще что-то большее. И вот об этом расскажите своим дру зьям, детям. Пусть каждый знает все подробности о мо ряках - революционерах и о нашей «Авроре» — первом из советских кораблей, по лучившем в 1927 году орден Красного Знамени, а позже удостоенном ордена Ок тябрьской Революции, на ко тором изображен силуэт са мого крейсера. В. ТЮРИН. На снимке: посетителизнакомятсясмузейными экспонатами. Фото автора. О ИЮНЕ 1980 года Мур- личным матросом, клипфиск- ® майскому траловому ником, боцманом. Его напра- флоту исполнится 60 лет. Рыбаки флота за это вре мя прошли большой трудо вой и боевой путь. РТ-ІО «Лебедка», где капи таном был коммунист Нико- внлн на РТ-1 «Акула», Ка- лай Ефимович Скорняков. шітан судна Вениамин Фе дорович Копытов одобрил поступить молодого В 1937 году моряки РТ-29 «Киров» под руководством решение Федора Маленькими, несовершен- учиться на штурмана/ обе- Стрельбпцкого нымн были первые рыболов- щал помочь подготовиться мировой рекорд капитана А . И. установили добыв за ные траулеры. Маломощ- к вступительным экзаменам, год 61 тыс. центнеров рыбы ным лебедкам постоянно тре- но только когда закончится Таков был ответ заполярных бовалась помощь матросских весенний промысел рыбы. К рыбаков на рекорды шахте- рук. Тралы выбирали на своему огорчению, Скребцов ра Алексея Стаханова. ло- палуоу вручную. не поступил учиться мавшего старые . _ - . нормы и В первые пятилетки флот рейс на путине затянулся, прокладывавшего путь вы- пополнился новыми судами. Не поступил в техникум он сокоіі производительности За штурвалы рыболовных 11 следующий год. кораблей, за рыборазделоч- В 1934 году его направн- ные столы, к траловым ле- ли раоотахь на передовой бедкам, к машинам пришли молодежный траулер, РТ-45 более умелые, опытные ры- «Двина». Командовал экіша- оаки. В музее ВРПО «Севры- ба» ежедневно проводятся экскурсии, лекции, встречи с ветеранами труда. Моло дым морякам флотов, стар шим п младшим школьни кам экскурсовод рассказы вает историю развития ры боловства на Севере в со ветское время. Приходят ветераны по смотреть экспозицию нашего музея. Летом 1979 года му зей посетил старейший ра ботник рыбиоіі промышлен ности, капитан, ныне ветеран труда Федор Климентьевич Скребцов. Сейчас он на за служенном отдыхе и прожи вает в Киеве, но время от времени приезжает в город своей юности. Профессию рыбака Федор Климентьевич избрал очень рано и остался верен ей на всю жизнь. Родился он в старинном селе Неноксы Архангельской губернии. Поморы называли этот берег Белого моря — Летним. Отец его, Климен тий Васильевич Скребцов, был маляром и столяром. Односельчане его уважали за честность, отзывчивость, доброту. Он выписывал га зеты, читал и запрещенную цензурой литературу — ли стовки большевиков, газету «Искра». жем капитан. труда». ' Но мирный труд рыбаков был прерван войной. Весной 1941 года Федор орденоносец Климентьевич уехал отды хать с семьей в Киев. Там в застала его война, В этот же день ои поспешил вернуться в Мурманск; поехал один. На дорогу ушло 19 суток. В Мурманске явился в военко мат и был мобилизован н от правлен на Северный военно- морской флот. Так Скребцов стал связистом второго ба тальона 12-й бригады мор ской пехоты. Он участвовал в боевых операциях па За падной Лице, в апрельско-май ской десантной операции па мыс Пикшуев в 1942 году. Тогда он получил обмороже ние ног и пальцев рук, по пал в госпиталь, а через 18 суток вновь был в строю. «Мне тогда повезло, я «от таял» it вновь стал бить фа шистов», — сказал Федор Климентьевич. Наступил октябрь 1944 го да. Наши части, атаковали вражеские позиции на хреб те Муста-Тунтури и захва* тили их. В этом бою особо отличился взвод 2-го батальо на, где служил связистом Александрович Ф. К. Скребцов. В боевой П Р И Ш Е Л В М У З Е Й В Е Т Е Р А Н М германскому траловому флоту — 6 0 л е т Александр Егоров. С этого судна, как операции он держал радио- лучшего комсомольца фло- связь между вторым баталь- та Скребцова посылают оном, прорывавшим обо- ѵчиться на курсы судоводп- рону немцев па Муста-Тун- телей тури, н штабом 12-й брига* ' ' , Ды морской пехоты Север- Курсы оылн организованы ного флота Тогда же Федор в Мурманском морском тех- Климентьевич был ранен Когда в поселок пришла никуме. Группа, где учился осколком снаряда, но ни на Советская власть, Климен- Скребцов, вошла в третий мцнуту не оставлял свой тіій Васильевич был избран выпуск судоводителей для ,юст_ g a Му-Кеств0 “ , еройст- первым председателем сель- рыбной промышленности в0> стойкость проявленные ского Совета. . Северного бассейна. „ бою за Рыбачий, он был І-Іа всю жизнь Федор за- Федора Климентьевича награжден орденом Красной день 22 января сохраш1,?а£ фотография вы- Звезды. пуска, которую он передал Так защищал нашу Коль* помнил 1924 г Отец, очень взвол нованный, пришел тогда в - й &• гнимке свеаи *........г.......... школѵ и всем собтзавшимся музеи, н а енлмке среди скую зеділю ф к. Скребцов.- шнилу и все.ѵі сиирсшшшѵіьл MrmaKn„ чякончтттпнх кѵп- 1 сообщил о смерти В. И. Ле нина. Эта весть скорбью ото- зва ка. В 1925 году младший Скребцов стал членом ВЛКСМ. После окончания семи классов он пошел ра ботать на заготовку и сплав леса. В 1930 году моряков, закончивших кур- сы судоводителей в 1935 г., В октяоре 1945 года фе* такие известные рыбаки, как дор Климентьевич после Д& лась и в сердце подрост- цмитрПд Прокопьевич Бур- мобилизации возвратился S? кя ков Зое им Павлович Зама- Мурманский траловый флот ріін Павел Андреевич Ново- и приступил к мирному тру* жидов, Филипп Васильевич ду. Он плавал капитаном на' Сметанин, Василий Андрее-' рыболовных траулерах, доби* впч Копытов, Александр ваясь вместе с экипажем хей Осипович ПІабалпн, который роших уловов рыбы. Скрео- в годы Великой Отечествен- цов активно-участвовал в об- райком „ ой войны командовал отря- іцественной жизни. В 1951 го- ВЛКСМ объявил набор мо- дом торпедных катеров и за ду Ф. К. Скребцов руково- лодых людей на работу в боевые подвиги был дважды дил перегоном мелких про* рыбную промышленность на удостоен звания Героя Со- мысловых судов из МурмаТі- Мурмане. ‘ Мурманский тра- ветского Союза. ска Северным морским пу довый флот в эти годы рос , тем во Владивосток. С 1963 бурно, но кадров для него После окончания учеоы года он работал капитаном на не хватало. На призыв Ле- Ф В. Скребцов ^ плавал спасательном буксире «Стере- нинградского обкома партііи штурманом на рыболовных ГущИй>:> Мурманского мор- откликнулась молодежь, судах флота. ского рыбного порта. На этом Приезжали сюда на работу Нужно было видеть глаза судне принимал тогда доро- ветерана ‘ рыбной промыш- того гостя Мурманска со всех концов страны, в тралового флота». В искрилась гордость за моря номоры. В числе приехавших по ВЛКСМ, был Ф. К. Скреб цов. Работали тогда на при брежном лове в Териберке, ков своего в Гаврилово, на Кильдине и эти годы, - в других становищах. Дело ран, — развернулась оорь- на рыбном промысле понра- ба за перевыполнение пла вилось Федору, и он твердо нов, за большие уловы, решил стать ” рыбаком. По- «Стахановские рейсы» — ступил матросом в Мурман- эти слова тогда становились ский траловый флот на крылатыми у нас в траловом РТ-33 «Форель», капитаном флоте. «Стахановский рейс» которого был Федор Егоро- — это значило вернуться в вич Самков — один из луч- порт с промысла с досроч- шнх. опытнейших промысло- ным выполнением или пере- рейсового за- шіх но не мог легко расстаться С морем it вновь пошел на про поколения. «В мысел рыбы капитаном СРТ. Спустя пять лет Скребцов простился с Мурманском. Прощай же. Север мой суровый — Судьба отважных моряков. Край летних дней, поляр ной ночи, Друзей, знакомых, рыба ков! — внков флота. выполнением Федор хотел поступать в дания. Мы, рыбаки флота, написал он стихи на проша- Архангельский морской тех- делали все возможное и не- нне. никум на судоводительское возможное. Устанавливали _ К 0 І!И№ ВИЧ сотпѵд- отделение, но на весенней рекорды по вылову рыбы. • " ' путине 1931 года не хватало Начало таким рейсам поло- «ища музея ь р н и «сев- людей, а Скребцов был от- жил в 1936 году экипаж рыба». том числе и архангельские д е н н о с т н нашего края, когда Фиделя Кастро. в музее он знакомился с в 1967 году Федор Кліі- - комсомольцев, экспозицией раздела «Пер- мептьевич ушеч на пенсию, путевкам вые пятилетки Мурманского - • _ мая г. <РЫБНЫЙ МУРМАН»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz