Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

«Жемчуг» и «Олег» в ночь на 15 мая были атако­ ваны японскими миноносца­ ми. Отбиваясь &т их нападе­ ния, русские корабли вынуж­ дены были повернуть на юг. В связи с этим они оторва­ лись от главных сил русской эскадры, потеряна была и связь с ней. Топлива для пе­ рехода до Владивостока у нрейсеров не хватало, поэто­ му командованием отряда было принято решение взять курс и порту Манила на Филиппинских островах. За авантюризм бездарных царских генералов и адмира­ лов экипаж «Авроры» за ­ платил в Цусимском сраже­ нии кровью восемнадцати зюгнбших и более ста ране­ ных матросов. В. И. Ленин охарактеризовал поражение в бою у острова Цусима как военный крах русского са­ модержавия. Не оправдались расчеты царского правитель­ ства на то. что «легкая» по­ беда над Японией принесет царизму колонии, новые рын­ ки сбыта, поднимет его пре­ стиж н поможет сломить ре­ волюционное движение в своей стране. В 1906 году ѵАврора» вернулась на Балтику. С 1917 года началась новая история корабля. Знакомство с революционно настроенны­ ми рабочими, встречи с боль­ шевиками - агитаторами поднимали боевой дух мат­ росов. И в феврале 1917 го­ да на корабле экипажем бы­ ло поднято восстание, в ре­ зультате чего всех офицеров арестовали, а по приказу № 1 Петроградского Совета революционные матросы из­ брали судовой комитет. O h ­ io іі стал потом определять всю жизнь корабля. В дни февральской рево­ люции над «Авророй» взвил­ ся красный стяг. С этого мо­ мента моряки крейсера на­ ходились в первых рядах ре­ волюционных бойцов. В 1977 году начальник филиала Центрального воен­ но-морского музея Б. В. Бур- кобский рассказывал о собы­ тиях, развернувшихся нака­ нуне штурма Зимнего двор­ ца. В этом рассказе, в част­ ности. говорится, что 22 ок­ тября завершился ремонт крейсера. Временное прави­ тельство решило вывести его из Петрограда. Однако эта попытка не увенчалась успе­ хом. Александр Викторович Белышев (машинист t -й ста­ тьи, в сентябре был избран председателем большевист­ ского судового комитета на крейсере) докладывал в Смольном: «К вооруженному восстанию готовы». Я. М. Свердлов вручил А. В. Бе- лышеву, бывшему токарю, надевшему морскую форму, мандат комиссара «Авроры». С этого момента все приказы на корабле отдавались толь­ ко через него. Вечером 24 октября, вой­ дя в кормовой салон, где находились офицеры, Белы­ шев сообщил им решение судового комитета: идти к Николаевскому мосту, чтобы любыми средствами восста­ новить движение по нему. Управлять кораблем мог только капитан Эриксон. Со­ славшись на обмеление Не­ вы, Эриксон отказался вести «Аврору». Боцман Сергей Захаров, рискуя жизнью (по его шлюпке трижды от­ крывали огонь с набереж­ ной). произвел промер глу­ бины. Ничто не препятство* вало крейсеру подойти к мос­ ту. Офицеры и в этот раз отказались выполнять при­ каз. Тогда их вместе с ка­ питаном матросы посадили под арест. Белышев прика­ зал сниматься с якоря. В 10 часов утра 25 ок­ тября радиостанция «Авро­ ры» — первая радиостанция Советской власти — переда­ ла воззвание «К гражданам России!». Впервые в эфире прозвучал призыв: «Да здравствует революция рабо­ чих, солдат и крестьян!». В это время одни авроровцы штурмовали телефонную станцию, другие охраняли Смольный, третьи патрули­ ровали по городу Выст'ре-, лом из носового орудия ко­ мендор Евдоким Огнев дал сигнал к штурму Зимнего— последнего прибежища мини­ стров Временного правитель­ ства. Отряд авроровцев уча­ ствовал во взятии дворца. Такова далеко не пол­ ностью описанная история крейсера «Аврора», который в годы мирного строительст­ ва был учебным кораблем Балтийского флота, он, кста­ ти, заходил и в Мурманск, а в годы Великой Отечественной войны из его орудий, сня­ тых и отправленных на фронт, воины разили фашис­ тов, рвавшихся к Ленингра­ ду. В заключение хочется от­ метить, что усилиями бывших авроровцев 1917 года Т. Й. Липатова, А. В. Белышева, а также упоминавшегося уже здесь Б. В. Бурковского и других товарищей на крейсе­ ре создан хороший музей, где каждая вещь матроса или офицера, памятное зна­ мя или строчка из текста воззвания невольно будора­ жат душу, как бы приобщая к эпохе исторических преоб­ разований, великого челове­ ческого подвига. И хочется обратиться к людям: если вы уже бывали на крейсере, посетите его и в следующий свой приезд в Ленинград. Здесь обязательно узнаете еще что-то большее. И вот об этом расскажите своим дру­ зьям, детям. Пусть каждый знает все подробности о мо­ ряках - революционерах и о нашей «Авроре» — первом из советских кораблей, по­ лучившем в 1927 году орден Красного Знамени, а позже удостоенном ордена Ок­ тябрьской Революции, на ко­ тором изображен силуэт са­ мого крейсера. В. ТЮРИН. На снимке: посетителизнакомятсясмузейными экспонатами. Фото автора. О ИЮНЕ 1980 года Мур- личным матросом, клипфиск- ® майскому траловому ником, боцманом. Его напра- флоту исполнится 60 лет. Рыбаки флота за это вре­ мя прошли большой трудо­ вой и боевой путь. РТ-ІО «Лебедка», где капи­ таном был коммунист Нико- внлн на РТ-1 «Акула», Ка- лай Ефимович Скорняков. шітан судна Вениамин Фе дорович Копытов одобрил поступить молодого В 1937 году моряки РТ-29 «Киров» под руководством решение Федора Маленькими, несовершен- учиться на штурмана/ обе- Стрельбпцкого нымн были первые рыболов- щал помочь подготовиться мировой рекорд капитана А . И. установили добыв за ные траулеры. Маломощ- к вступительным экзаменам, год 61 тыс. центнеров рыбы ным лебедкам постоянно тре- но только когда закончится Таков был ответ заполярных бовалась помощь матросских весенний промысел рыбы. К рыбаков на рекорды шахте- рук. Тралы выбирали на своему огорчению, Скребцов ра Алексея Стаханова. ло- палуоу вручную. не поступил учиться мавшего старые . _ - . нормы и В первые пятилетки флот рейс на путине затянулся, прокладывавшего путь вы- пополнился новыми судами. Не поступил в техникум он сокоіі производительности За штурвалы рыболовных 11 следующий год. кораблей, за рыборазделоч- В 1934 году его направн- ные столы, к траловым ле- ли раоотахь на передовой бедкам, к машинам пришли молодежный траулер, РТ-45 более умелые, опытные ры- «Двина». Командовал экіша- оаки. В музее ВРПО «Севры- ба» ежедневно проводятся экскурсии, лекции, встречи с ветеранами труда. Моло­ дым морякам флотов, стар­ шим п младшим школьни­ кам экскурсовод рассказы­ вает историю развития ры­ боловства на Севере в со­ ветское время. Приходят ветераны по­ смотреть экспозицию нашего музея. Летом 1979 года му­ зей посетил старейший ра­ ботник рыбиоіі промышлен­ ности, капитан, ныне ветеран труда Федор Климентьевич Скребцов. Сейчас он на за­ служенном отдыхе и прожи­ вает в Киеве, но время от времени приезжает в город своей юности. Профессию рыбака Федор Климентьевич избрал очень рано и остался верен ей на всю жизнь. Родился он в старинном селе Неноксы Архангельской губернии. Поморы называли этот берег Белого моря — Летним. Отец его, Климен­ тий Васильевич Скребцов, был маляром и столяром. Односельчане его уважали за честность, отзывчивость, доброту. Он выписывал га­ зеты, читал и запрещенную цензурой литературу — ли­ стовки большевиков, газету «Искра». жем капитан. труда». ' Но мирный труд рыбаков был прерван войной. Весной 1941 года Федор орденоносец Климентьевич уехал отды­ хать с семьей в Киев. Там в застала его война, В этот же день ои поспешил вернуться в Мурманск; поехал один. На дорогу ушло 19 суток. В Мурманске явился в военко­ мат и был мобилизован н от­ правлен на Северный военно- морской флот. Так Скребцов стал связистом второго ба­ тальона 12-й бригады мор­ ской пехоты. Он участвовал в боевых операциях па За­ падной Лице, в апрельско-май­ ской десантной операции па мыс Пикшуев в 1942 году. Тогда он получил обмороже­ ние ног и пальцев рук, по­ пал в госпиталь, а через 18 суток вновь был в строю. «Мне тогда повезло, я «от­ таял» it вновь стал бить фа­ шистов», — сказал Федор Климентьевич. Наступил октябрь 1944 го­ да. Наши части, атаковали вражеские позиции на хреб­ те Муста-Тунтури и захва* тили их. В этом бою особо отличился взвод 2-го батальо­ на, где служил связистом Александрович Ф. К. Скребцов. В боевой П Р И Ш Е Л В М У З Е Й В Е Т Е Р А Н М германскому траловому флоту — 6 0 л е т Александр Егоров. С этого судна, как операции он держал радио- лучшего комсомольца фло- связь между вторым баталь- та Скребцова посылают оном, прорывавшим обо- ѵчиться на курсы судоводп- рону немцев па Муста-Тун- телей тури, н штабом 12-й брига* ' ' , Ды морской пехоты Север- Курсы оылн организованы ного флота Тогда же Федор в Мурманском морском тех- Климентьевич был ранен Когда в поселок пришла никуме. Группа, где учился осколком снаряда, но ни на Советская власть, Климен- Скребцов, вошла в третий мцнуту не оставлял свой тіій Васильевич был избран выпуск судоводителей для ,юст_ g a Му-Кеств0 “ , еройст- первым председателем сель- рыбной промышленности в0> стойкость проявленные ского Совета. . Северного бассейна. „ бою за Рыбачий, он был І-Іа всю жизнь Федор за- Федора Климентьевича награжден орденом Красной день 22 января сохраш1,?а£ фотография вы- Звезды. пуска, которую он передал Так защищал нашу Коль* помнил 1924 г Отец, очень взвол­ нованный, пришел тогда в - й &• гнимке свеаи *........г.......... школѵ и всем собтзавшимся музеи, н а енлмке среди скую зеділю ф к. Скребцов.- шнилу и все.ѵі сиирсшшшѵіьл MrmaKn„ чякончтттпнх кѵп- 1 сообщил о смерти В. И. Ле­ нина. Эта весть скорбью ото- зва ка. В 1925 году младший Скребцов стал членом ВЛКСМ. После окончания семи классов он пошел ра­ ботать на заготовку и сплав леса. В 1930 году моряков, закончивших кур- сы судоводителей в 1935 г., В октяоре 1945 года фе* такие известные рыбаки, как дор Климентьевич после Д& лась и в сердце подрост- цмитрПд Прокопьевич Бур- мобилизации возвратился S? кя ков Зое им Павлович Зама- Мурманский траловый флот ріін Павел Андреевич Ново- и приступил к мирному тру* жидов, Филипп Васильевич ду. Он плавал капитаном на' Сметанин, Василий Андрее-' рыболовных траулерах, доби* впч Копытов, Александр ваясь вместе с экипажем хей Осипович ПІабалпн, который роших уловов рыбы. Скрео- в годы Великой Отечествен- цов активно-участвовал в об- райком „ ой войны командовал отря- іцественной жизни. В 1951 го- ВЛКСМ объявил набор мо- дом торпедных катеров и за ду Ф. К. Скребцов руково- лодых людей на работу в боевые подвиги был дважды дил перегоном мелких про* рыбную промышленность на удостоен звания Героя Со- мысловых судов из МурмаТі- Мурмане. ‘ Мурманский тра- ветского Союза. ска Северным морским пу­ довый флот в эти годы рос , тем во Владивосток. С 1963 бурно, но кадров для него После окончания учеоы года он работал капитаном на не хватало. На призыв Ле- Ф В. Скребцов ^ плавал спасательном буксире «Стере- нинградского обкома партііи штурманом на рыболовных ГущИй>:> Мурманского мор- откликнулась молодежь, судах флота. ского рыбного порта. На этом Приезжали сюда на работу Нужно было видеть глаза судне принимал тогда доро- ветерана ‘ рыбной промыш- того гостя Мурманска со всех концов страны, в тралового флота». В искрилась гордость за моря номоры. В числе приехавших по ВЛКСМ, был Ф. К. Скреб цов. Работали тогда на при брежном лове в Териберке, ков своего в Гаврилово, на Кильдине и эти годы, - в других становищах. Дело ран, — развернулась оорь- на рыбном промысле понра- ба за перевыполнение пла­ вилось Федору, и он твердо нов, за большие уловы, решил стать ” рыбаком. По- «Стахановские рейсы» — ступил матросом в Мурман- эти слова тогда становились ский траловый флот на крылатыми у нас в траловом РТ-33 «Форель», капитаном флоте. «Стахановский рейс» которого был Федор Егоро- — это значило вернуться в вич Самков — один из луч- порт с промысла с досроч- шнх. опытнейших промысло- ным выполнением или пере- рейсового за- шіх но не мог легко расстаться С морем it вновь пошел на про­ поколения. «В мысел рыбы капитаном СРТ. Спустя пять лет Скребцов простился с Мурманском. Прощай же. Север мой суровый — Судьба отважных моряков. Край летних дней, поляр­ ной ночи, Друзей, знакомых, рыба­ ков! — внков флота. выполнением Федор хотел поступать в дания. Мы, рыбаки флота, написал он стихи на проша- Архангельский морской тех- делали все возможное и не- нне. никум на судоводительское возможное. Устанавливали _ К 0 І!И№ ВИЧ сотпѵд- отделение, но на весенней рекорды по вылову рыбы. • " ' путине 1931 года не хватало Начало таким рейсам поло- «ища музея ь р н и «сев- людей, а Скребцов был от- жил в 1936 году экипаж рыба». том числе и архангельские д е н н о с т н нашего края, когда Фиделя Кастро. в музее он знакомился с в 1967 году Федор Кліі- - комсомольцев, экспозицией раздела «Пер- мептьевич ушеч на пенсию, путевкам вые пятилетки Мурманского - • _ мая г. <РЫБНЫЙ МУРМАН»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz