Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
і‘та я пудовых 7г.улак*о», а но- .то.ад.у, что воплощал в себе нее черты, присущие моря кам -оал пігіцам. Дед был .ма тросом, участвовал в штур ме Зимнего дворца в 1917 году. II каждое его слово — воспоминание о прошлом было желанным, выслушива лось с особым почтением, с затаенным дыханием. Но чел» больше доводилось от него узнавать и чем больше мы, тогда малолетки, как могли, о подобном говорили, тем больше хотелось знать нового. Эта детская, всем хорошо известная пытли вость со временем не угас ла, переросла в .зрелый, кон кретный интерес к жизнен* ]іым соб 1>1 тиям, псто рггческим памятникам, людским харак терам и т. д. И как приятно, наверное, видеть поседев* шпм ветеранам, что моло дежь не забывает о них и их делах. Люди идут в музеи, к памятникам, приглашают к себе на производство рево- Лншь тот. кто памятью вооружен, не может оказаться безоружен. О, прошлое, мы порывать с тобою не должны. Идешь ты к нам из тех былых- времен. Гляжу в »ебя. ...Разведены мосты, и черный мрак от горизонта прямо, спеша, дозором обошел посты. Тогда еще все континенты света метались в лихорадочном бреду. Теперь «Аврора», влитая в планету, плывет у всех народов на виду. 3'<)е сь р ожд а л а с ь Аврора» Там где кончается Садо s>e», всего в двух шагах от башенок Капинкина моста, делают первые кабельтовы корабли. Вот уже третий век провожают их за моря-океа ны Адмиралтейские верфи. «Сей верфь государствен ными работниками или под рядом, как лучше построить по сему. Для жилья строить мазанки, кузницы обе кир пичные, амбары и сараи из брусьев, но обшить досками. Эллингов построить 17, из них пять шириною по 60, три по 45 и семь по 25 футов», — написал Петр I на одном из чертежей, по которым мо лодая русская столица 5 но ября 1704 года начала строить Главную Адмирал тейскую верфь. А спустя полтора года сошел со ста- пеля в невскую воду «бом бардирский военный корабль о 18 пушках». Первый рус ский парусник, сработанный на Адмиралтейской верфи. Над Балтикой всходила звезда доблестного россий ского флота. И, так уж угод но было распорядиться Исто рии, самые славные страницы его биографии вместе с рус скими моряками писали кора белы адмиралтейцы. Они сде лали первый русский паро ход. первый отечественный броненосец, первый совет ский танкер, первый в мире атомный ледокол. До рево люции на Адмиралтейских верфях построили чуть ли не половину кораблей всего русского военного флота. ...Было 11 мая 1900 года. На невском берегу гремела медь оркестра. 31 залп гря нул из орудий военных ко раблей: их эскорт салютовал рождению нового русского крейсера. По стальной об шивке борта пеной брызнула традиционная бутылка шам панского. Медленно, кормой в соде, выползал из эллинга 32-пушечный трехвинтовой бронепалубный крейсер пер вого ранга, заложенный на Адмиралтейской верфи 23 мая 1897 года, — «Аврора». Корабли — как люди — уходят в легенды, становятся героями. Как стал героем русско-японской войны крей сер «Варяг». Как стал героем броненосец «Потемкин». Крейсеру, построенному на адмиралтейском стапеле, вы пала честь стать героем Ок тябрьской революции, симво лом новой судьбы человече ства. П ОМНЮ, еще в детст ве, в мальчишеском кругу мы делились диковинными, на наш взгляд, новостями. Кто-то с гордостью сообіца, і. что его отец был во время войны артиллеристом и из пушки без промаха бил по фаши стам. Другой, картавя, гово рил о своей матери и отце, которые вместе воевали в пехоте. А третьего, всегда выходившего на улицу с де ревянным само летом дети слу шала с открыты ми ртами: ведь отец-то у малыша был летчиком. В праздники на его кителе сверкали боевые ордена медали, а выше всех золотилась звезда Героя Со ветского Союза. Он н после воины продолжал ле тать на самолетах различных типов Уже тогда нас. дошколят, обуре вала мечта — обя зательно стать военными. Ко му летчиком, ко му танкистом, а кому моряком. Не многим, конечно, довелось впос ледствии надегь военную форму и продолжить тради ции рода войск, в которых в свое время служили и с ору жием в руках отстаивали мир на земле наши деды и отцы. Но то, что онн вложили в на ши души—уважение к стар шим, преклонение перед под вигами, свершенными наро дом за всю историю социа листической Родины, любовь к жизни, — вросло во всех нас и никогда не исчезнет, независимо от приобретен ных профессий. Мне тоже приходилось от вечать на пытливые вопро сы одногодков. Отец воевал. От самой Москвы до Берли на дошел, А мать — быв шая фронтовая медсестра. По особоіі гордостью у ме ня был дед — Степан Алек сеевич. Он мне тогда казался настоящим богаты рем. И ие із-за своего ро- шцнонеров, героев - фрон товиков, заслуженных тру жеников колхозных поден и заводских рабочих. Слуша ют их рассказы и добрым словом вспоминают всех тех, кто заоотится о переходе из поколения в поколение зна ний о событиях, ставнГих историческими. Например, об истории крейсера «Аврора», который был поставлен па вечную стоянку на Неве у Петро- Иаходясь ли на палубе <•Авроры» у 6-дюймового бакового орудия, из которо го был произведен историче ский выстрел J5 октября 1917 года в момент взятия Зимнего дворца, в радио рубке или других музейных таютах и салонах, мы стре мимся сопоставить все то, что вычитали в энциклопе дии, художественной и до кументальной литературе, с овальными экспонатами и ■);> ководіі )елем ;,аоог оыл инженер К. М. Токарезсннй (і 8 5 7 -- 1 9 0 4 ). Торжествен ный спуск иа воду «Авро ры» состоялся И мая 1900 года. Ии'.ересей и смысл лазва-' ння нового крейсера, насчи тывавшего в своей команде 570 человек. В переводе с греческого «Аврора» — ут ренняя заря. Назвали боевой корабль по имени героиче ского фрегата, прославивше гося во время Крымской вой ны 1853— 1856 годов при обороне Петропавловска- иа- Камчаткс. Мог ли кто тогда доду мать, что <Аврора > — ут ренняя заря — позже своим холостым выстрелом з 21 час 15 минут 25 октября (7 ноября) даст сигнал к штурму Зимнего дворца, -ем самым символизируя восход зари над новым, социалисти ческим государством. За своп 17 предреволюци онных лет «Авроре» при шлось избороздить не одну тысячу миль океанских про сторов. А вот весть о вспых нувшей в январе 1904 года русско - японской войне за стала крейсер в составе от ряда русских кораблей в аф риканском порту Джибути. Па Балтике формировалась 2-я Тихоокеанская эскадра. Туда и вернулись корабли, чтобы затем, выйдя в ок тябре 1904 года из Либавы, взять курс на Владивосток. Об этоіі подготовке к воен ным действиям против япон ского флота Владимир Иль ич Ленин так писал: «Сотни миллионов рублей были за трачены на спешную отправ ку балтийской эскадры. С бору по сосенке собраны На сни.'.умх: шефское знамя ЦИК СССР, врученное крейсеру 15 .к ая 1924 года; врадиорубкекрейсера. «Аврора> градской набережной I7 но ября 1948 года. Бывая в Ленинграде, каждый из нас обязательно пользовался возможностью посетить ле гендарный крейсер. Здесь в 1.957 году создан филиал Центрального военно-мор ского музея. «Аврора» одно временно является учебным кораблем Ленинградского нахимовского училища. «Аврора» — памятник, к которому поистине никогда «не зарастет народная тро па». Славное имя крейсера революции символизирует собой зарю коммунизма, за рю нового мира, утверждаю щего на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братст во н Счастье всех народов. «Аврора» у всех людей планеты всегда на виду. Очень метко выражено это в стихах О. ПІиритон: документами. А они свиде тельствуют о том, что для своего времени крейсер был могучим кораблем. Его во доизмещение — (>731 тонна, длина — 123,7 метра, ши рина — 16,8 метра, осадка — 6 ,4 .метра. Три огромных винта вращались машинами общей мощностью 116 10 ло шадиных сид. Скорость хо да до 20 узлов. Вооружение «Авроры» составляли во семь 152-миллиметровых орудий, двадцать четыре 75- миллиметровых орудия, две десантные пушки и три тор педных аппарата. В течение трех лет велось на стапелях судостроитель ной верфи «ІІовое Адмирал тейство» в Петербурге стро ительство крейсера. Автором проекта и непосредственным экипажи, наскоро закончены последние приготовления военных судов к плаванию, увеличено число этих судов посредством добавления к новым и сильным броненос’- цам «старых сундуков». Ве ликая армада, — такая :ке громадная, такая же гро моздкая, нелепая, бессиль ная, чудовищная, как Росспйі екая империя. — двннуЛяя? в путь...» Вход русской эскадры 14 мая 1905 года в Корейский пролив и разгоревшийся бой у острова Цусима с уже за,: ранее развернувшимся для сражения японским флотом привели к печальному ис} ходу. Как организован ная боевая сила русская эс* кадра перестала существ^ вать. Большинство кораблей погибли или были захваче ны в плен. «Аврора» и крейсеры G) 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 9 моя 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz