Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

і‘та я пудовых 7г.улак*о», а но- .то.ад.у, что воплощал в себе нее черты, присущие моря­ кам -оал пігіцам. Дед был .ма­ тросом, участвовал в штур­ ме Зимнего дворца в 1917 году. II каждое его слово — воспоминание о прошлом было желанным, выслушива­ лось с особым почтением, с затаенным дыханием. Но чел» больше доводилось от него узнавать и чем больше мы, тогда малолетки, как могли, о подобном говорили, тем больше хотелось знать нового. Эта детская, всем хорошо известная пытли­ вость со временем не угас­ ла, переросла в .зрелый, кон­ кретный интерес к жизнен* ]іым соб 1>1 тиям, псто рггческим памятникам, людским харак­ терам и т. д. И как приятно, наверное, видеть поседев* шпм ветеранам, что моло­ дежь не забывает о них и их делах. Люди идут в музеи, к памятникам, приглашают к себе на производство рево- Лншь тот. кто памятью вооружен, не может оказаться безоружен. О, прошлое, мы порывать с тобою не должны. Идешь ты к нам из тех былых- времен. Гляжу в »ебя. ...Разведены мосты, и черный мрак от горизонта прямо, спеша, дозором обошел посты. Тогда еще все континенты света метались в лихорадочном бреду. Теперь «Аврора», влитая в планету, плывет у всех народов на виду. 3'<)е сь р ожд а л а с ь Аврора» Там где кончается Садо s>e», всего в двух шагах от башенок Капинкина моста, делают первые кабельтовы корабли. Вот уже третий век провожают их за моря-океа­ ны Адмиралтейские верфи. «Сей верфь государствен­ ными работниками или под рядом, как лучше построить по сему. Для жилья строить мазанки, кузницы обе кир­ пичные, амбары и сараи из брусьев, но обшить досками. Эллингов построить 17, из них пять шириною по 60, три по 45 и семь по 25 футов», — написал Петр I на одном из чертежей, по которым мо­ лодая русская столица 5 но­ ября 1704 года начала строить Главную Адмирал тейскую верфь. А спустя полтора года сошел со ста- пеля в невскую воду «бом бардирский военный корабль о 18 пушках». Первый рус ский парусник, сработанный на Адмиралтейской верфи. Над Балтикой всходила звезда доблестного россий ского флота. И, так уж угод­ но было распорядиться Исто рии, самые славные страницы его биографии вместе с рус­ скими моряками писали кора белы адмиралтейцы. Они сде­ лали первый русский паро­ ход. первый отечественный броненосец, первый совет ский танкер, первый в мире атомный ледокол. До рево­ люции на Адмиралтейских верфях построили чуть ли не половину кораблей всего русского военного флота. ...Было 11 мая 1900 года. На невском берегу гремела медь оркестра. 31 залп гря­ нул из орудий военных ко­ раблей: их эскорт салютовал рождению нового русского крейсера. По стальной об­ шивке борта пеной брызнула традиционная бутылка шам­ панского. Медленно, кормой в соде, выползал из эллинга 32-пушечный трехвинтовой бронепалубный крейсер пер­ вого ранга, заложенный на Адмиралтейской верфи 23 мая 1897 года, — «Аврора». Корабли — как люди — уходят в легенды, становятся героями. Как стал героем русско-японской войны крей­ сер «Варяг». Как стал героем броненосец «Потемкин». Крейсеру, построенному на адмиралтейском стапеле, вы­ пала честь стать героем Ок­ тябрьской революции, симво­ лом новой судьбы человече­ ства. П ОМНЮ, еще в детст­ ве, в мальчишеском кругу мы делились диковинными, на наш взгляд, новостями. Кто-то с гордостью сообіца, і. что его отец был во время войны артиллеристом и из пушки без промаха бил по фаши­ стам. Другой, картавя, гово­ рил о своей матери и отце, которые вместе воевали в пехоте. А третьего, всегда выходившего на улицу с де­ ревянным само­ летом дети слу­ шала с открыты­ ми ртами: ведь отец-то у малыша был летчиком. В праздники на его кителе сверкали боевые ордена медали, а выше всех золотилась звезда Героя Со­ ветского Союза. Он н после воины продолжал ле­ тать на самолетах различных типов Уже тогда нас. дошколят, обуре­ вала мечта — обя­ зательно стать военными. Ко­ му летчиком, ко­ му танкистом, а кому моряком. Не многим, конечно, довелось впос­ ледствии надегь военную форму и продолжить тради­ ции рода войск, в которых в свое время служили и с ору­ жием в руках отстаивали мир на земле наши деды и отцы. Но то, что онн вложили в на­ ши души—уважение к стар­ шим, преклонение перед под­ вигами, свершенными наро­ дом за всю историю социа­ листической Родины, любовь к жизни, — вросло во всех нас и никогда не исчезнет, независимо от приобретен­ ных профессий. Мне тоже приходилось от­ вечать на пытливые вопро­ сы одногодков. Отец воевал. От самой Москвы до Берли­ на дошел, А мать — быв­ шая фронтовая медсестра. По особоіі гордостью у ме­ ня был дед — Степан Алек­ сеевич. Он мне тогда казался настоящим богаты­ рем. И ие із-за своего ро- шцнонеров, героев - фрон­ товиков, заслуженных тру­ жеников колхозных поден и заводских рабочих. Слуша­ ют их рассказы и добрым словом вспоминают всех тех, кто заоотится о переходе из поколения в поколение зна­ ний о событиях, ставнГих историческими. Например, об истории крейсера «Аврора», который был поставлен па вечную стоянку на Неве у Петро- Иаходясь ли на палубе <•Авроры» у 6-дюймового бакового орудия, из которо­ го был произведен историче­ ский выстрел J5 октября 1917 года в момент взятия Зимнего дворца, в радио­ рубке или других музейных таютах и салонах, мы стре­ мимся сопоставить все то, что вычитали в энциклопе­ дии, художественной и до­ кументальной литературе, с овальными экспонатами и ■);> ководіі )елем ;,аоог оыл инженер К. М. Токарезсннй (і 8 5 7 -- 1 9 0 4 ). Торжествен­ ный спуск иа воду «Авро­ ры» состоялся И мая 1900 года. Ии'.ересей и смысл лазва-' ння нового крейсера, насчи­ тывавшего в своей команде 570 человек. В переводе с греческого «Аврора» — ут­ ренняя заря. Назвали боевой корабль по имени героиче­ ского фрегата, прославивше­ гося во время Крымской вой­ ны 1853— 1856 годов при обороне Петропавловска- иа- Камчаткс. Мог ли кто тогда доду­ мать, что <Аврора > — ут­ ренняя заря — позже своим холостым выстрелом з 21 час 15 минут 25 октября (7 ноября) даст сигнал к штурму Зимнего дворца, -ем самым символизируя восход зари над новым, социалисти­ ческим государством. За своп 17 предреволюци­ онных лет «Авроре» при­ шлось избороздить не одну тысячу миль океанских про­ сторов. А вот весть о вспых­ нувшей в январе 1904 года русско - японской войне за­ стала крейсер в составе от­ ряда русских кораблей в аф­ риканском порту Джибути. Па Балтике формировалась 2-я Тихоокеанская эскадра. Туда и вернулись корабли, чтобы затем, выйдя в ок­ тябре 1904 года из Либавы, взять курс на Владивосток. Об этоіі подготовке к воен­ ным действиям против япон­ ского флота Владимир Иль­ ич Ленин так писал: «Сотни миллионов рублей были за­ трачены на спешную отправ­ ку балтийской эскадры. С бору по сосенке собраны На сни.'.умх: шефское знамя ЦИК СССР, врученное крейсеру 15 .к ая 1924 года; врадиорубкекрейсера. «Аврора> градской набережной I7 но­ ября 1948 года. Бывая в Ленинграде, каждый из нас обязательно пользовался возможностью посетить ле­ гендарный крейсер. Здесь в 1.957 году создан филиал Центрального военно-мор­ ского музея. «Аврора» одно­ временно является учебным кораблем Ленинградского нахимовского училища. «Аврора» — памятник, к которому поистине никогда «не зарастет народная тро­ па». Славное имя крейсера революции символизирует собой зарю коммунизма, за­ рю нового мира, утверждаю­ щего на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братст­ во н Счастье всех народов. «Аврора» у всех людей планеты всегда на виду. Очень метко выражено это в стихах О. ПІиритон: документами. А они свиде­ тельствуют о том, что для своего времени крейсер был могучим кораблем. Его во­ доизмещение — (>731 тонна, длина — 123,7 метра, ши­ рина — 16,8 метра, осадка — 6 ,4 .метра. Три огромных винта вращались машинами общей мощностью 116 10 ло­ шадиных сид. Скорость хо­ да до 20 узлов. Вооружение «Авроры» составляли во­ семь 152-миллиметровых орудий, двадцать четыре 75- миллиметровых орудия, две десантные пушки и три тор­ педных аппарата. В течение трех лет велось на стапелях судостроитель­ ной верфи «ІІовое Адмирал­ тейство» в Петербурге стро­ ительство крейсера. Автором проекта и непосредственным экипажи, наскоро закончены последние приготовления военных судов к плаванию, увеличено число этих судов посредством добавления к новым и сильным броненос’- цам «старых сундуков». Ве­ ликая армада, — такая :ке громадная, такая же гро­ моздкая, нелепая, бессиль­ ная, чудовищная, как Росспйі екая империя. — двннуЛяя? в путь...» Вход русской эскадры 14 мая 1905 года в Корейский пролив и разгоревшийся бой у острова Цусима с уже за,: ранее развернувшимся для сражения японским флотом привели к печальному ис} ходу. Как организован­ ная боевая сила русская эс* кадра перестала существ^ вать. Большинство кораблей погибли или были захваче­ ны в плен. «Аврора» и крейсеры G) 6 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 9 моя 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz