Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
■ШШШ- т ■тшт Люди! Покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в попет, — помните! О тех, кто уже никогда не споет, — помните! Детям своим I расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! Л Б А ОНИ — северяне. " Обоим с детства зна ком рыбацкий труд. Но до времени каждый шел своим путем. Таисия Петровна родилась в многодетной семье кресть ян Терибсрского раііона. Учиться много не довелось — начальная школа, а даль ше, по словам самой Таисии Петровны, жизнь учила... Она осваивала профессию счетовода в' Мурманском тра ловом флоте, как раз тогда, когда над страной нависли черные тучи воіііі:.:. Кац- ;; большинство девушек при фронтового Мурманска. она было друіг.шшмцеіі. Бегала па дежурство гіо тревоге, училась перевязывать ране ных. А потом весь военный путь Т. П. Малыгиной был .связан с эвакогоспиталем, который размещался понача лу г, школе № 14. Киномеханик госпиталя добился, наконец, отправки на передовую. А перед ухо дом передал смышленой девушке свое хозяйство — осваивай киноустановку, «крути» фильмы. И так всю войну сержант Тося Кожина (девичья фамилия Малыги ной і демонстрировала ране ным фильмы, разносила письма и выполняла многие другие обязанности по гос питалю. Война провела ее н по дорогам Венгрии... Танспя Петровна не видит ничего гепонческого в своей фронтовой биографии. Доб росовестно иесла службу па доверенном ей участке рабо ты. Когда страна отмечала 30-летие Победы, съехались в Мурманск ее боевые подру ги —- подружка задушевная А. II. Аспкова из Краматор ска. А. Е. Комлева из Ур жума — всего 11 человек. Должности у всех в войну были скромные — санитар ка. повар, сестра-хозяйка... Но все они вместе с врача ми н медицинскими сестра ми делали' огромное дело -— возвращали в строй раненых бойцов. Федор Сидоровнч — помор из Архангельской области. Ё селе Койда испокон веков промышляли морского зверя да ловили навагу. И потому Федор Малыгин уже в 1936 П);г. ноше мотоботе, че.іписч.о.ѵ. :і;>е ным детнылі. тральщиком, фашистские Кольский залив ся». а экипажи делают все, чтобы его. обезопасить ка п! іа 1 і;>ѵ: к . войн,-, уходп ■: і лым. семей* Командовал Отбомбятся стервятники, «закрывает- тральщиков очистить дорогу большим судам, транспортам. Опасно? Очень. Но кто же думал тогда об этом? Война! Перевозили грузы на ле гендарный полуостров Рыба чий. Разве забудешь тот' рейс, когда от тринадцати «мессеров» отстреливались? Два ордена Красной Звезды —• награды Ф. С. Малыгина Т а к идут они рядом за отличное выполнение сое вых заданий, проявленные при этом героизм и мужест во. Сошлись их дороги в тра ловом флоте. Таисия Петров на, демобилизовавшись, вер нулась к прежней профессии. Здесь в бухгалтерии, ее «на шел» овдовевший - к тому времени молодой второй штурман РТ «А. Бредов». ІІ пригож, и строен, и умен •— всем взял будущий капитан. Но как решилась Таисия Петровна «выйти» на пятерых, она н сейчас точно сказать не может. Вы шла — и все. Старшему сы ну — 18 лет, а остальные — «лесенкой». Несколько пар настороженных, изучаю щих глаз — на мачеху. А отец недельку-другую — да и в море ушел. ...Выло, все было — и горько до слез, и радостью жизнь не обижала.• Несколь ко лет Таисия Петровна не работала. В семье прибави лась еще дочка.. Хватало всем хлопот и забот. А Федор Сидорович к то му времени стал капитаном. Семь лет командовал экипа жем РТ «Лоцман». Промыш ляли хорошо, чести трало вого флота не роняли. Рядом с боевыми орденами появи лись награды за мирные де ла — медаль «За трудовую доблесть» и орден Трудового Красного Знамени. 50 лег ‘Отдал рыбной промышлен ности Ф. С. Малыгин. К воинским на-гдодам Tag- сии Петровны прибавилась Юбилейная Ленинская ме даль. Йот так скоро уже три десятилетня идут рядом, ру ка об руку два коммуниста, два сильных, честных Чело века, оба — защитники Со ветского Заполярья, оба — ветераны тралового флота. У них уже восемь внуков И когда они приходят или приезжают из дальних горо дов в гости к дедушке и ба бушке, их встречают домаш ними пирогами. Вот и в 35-летие Великой Победы к праздничному сто лу соберется большая семья Будет шампанское (к креп ким напиткам ни родители ни их дети пристрастия не имеют), будут тосты в честь виновников торжества. Ведь они, как и миллионы совет ских воинов, своим ратным трудом приблизили светлый праздник Победы. Е. ЮРЬЕВА Фото Б. Щукина. А ВОЙНЕ КАК НА КОЙНЕ Из воспоминаний ветерана труда, участника Великой Отечественной войны на Баренцевом м о р е , бывшего старшего механика Мурманского тралового флота Сергея Сергеевича ШИТАРЕВА. г В 1941 году, через месяц после начала войны, наш РТ-84 «Гольфстрим» был переоборудован на Мур манской судоверфи под во: енныіі корабль и переиме нован в ТЩ-41. В начале августа в составе отряда из четырех таких же кораблей мы вышли из Кольского залива и взяли курс на вновь создававшуюся тогда военно-морскую базу Север ного флота. Хорошо помню нашу группу. В нее входили РТ-411 «Ненец». РТ-64 (ка питан Киреев). РТ-59 (ка питан Стрелков, имевший орден Трудового Красного Знамени). В августе мы по несли первую потерю. СКР (РТ-41 J) получил задание выйти на линию дозора Святой Нос — Мыс Чер- ньн'!. Опыта еще не было, и на расстоянии двух миль от берега СКР был торпедиро ван фашистской подводной лодкой. Спасти удалось только двоих. Па войне выигрывает тот. кто быстр и с-мекалист. Как и псе рыболовные траулеры того времени, наш ТЩ-41 при форсированном ходе <Ві,Г,;,;ІЛіаЛ-> до 10 миль в час. Поэтому, казалось, он быт хорошей мишеныо для самолетов врага. Но... Само лет,; противника заходили для бомбометания с носа или с кормы. чтобы сбро сить смертоносный груз но длине судна. Наш маневр был прост и эффективен. Когда бомбы отрывались от самолета, руль резко пе рекладывали иа одни из бортов, и площадь возможно о попадания резко сокра щалась с 60 до 9 метров. Наш маневр впоследствии переняли все экипажи пере оборудованных траулеров. Отлично у нас работали ко мендоры Гритчии и Блинов. Их заградительный огонь частенько вынуждал «Юн- керса» раньше времени вы ходить из пике, и бомбы падали в море. Рейд базы с воздуха был как на ладони. Масси рованные налеты начались е сентября 1941 года. С по явлением вражеской авиа ции большинство кораблей снимались с якоря и начи нали маневрировать. На ограниченной акватории рейда делать это было очень трудно, особенно крупным судам, каким был бывший транспорт «Фрунзе», поэто му ему доставалось больше всех, а однажды, после не скольких прямых попада ний, его пришлось отвести под прикрытие скалистого берега п посадить на мель. Зимой 1941 года налеты почти прекратились, но зато активизировали свою дея тельность подводные лодки врага. Помшо. наш ТЩ-41 конвоировал два транспорта в Архангельск, а оттуда взял под конвой десять рыболов ных парусно-моторных бо тов. шедших в Мурманск. В пути застал шторм, мы вы нуждены были спрятаться в небольшом, по довольно ти хом заливчике. Ночыо полу чили радиограмму: «У Го родецкого' торпедирован СКР, сопровождавший паро ход «Юшар». Срочно выйти па розыски оставшихся в жи вых», Никого найти не уда лось, вернулись на базу, а там уже стоял «Юшар», привезший мины. Там мы и узнали, что команда сто рожевика закрыла от тор педы корпусом своего ко рабля транспорт. Номера СКР я не помню, но гово рили, что это был один из «рыбаков -> Мурманского тралового флота. А кто из нас, ветеранов, не помнит подвига моряков СКР-25 (капитан В. А. Ки реев), таранившего фашист скую подлодку! Суровая морозами зима 1941 — 1942 гг, не обошла нашу базу. Ветра там силь ные. дуют почти постоянно и часто со снегом. Аквато рия рейда замерзала пол ностью Ходили с корабля на корабль прямо по льду. ІІаши «рыбаки» хотя и вмерзали в лед, но при не обходимости всегда уходи ли своим ходом. Однако не это главное. На базе конча лись продукты. Эго дало толчок матросской изобре тательности. Наш боцман, в прошлом тралмейстер, пред ложил сделать несколько Тралений, тем более что при переоборудовании судна Командир А, А. Соснин и предусмотрительности не едал ваера. трал и доски. Таким образом, выручала свежая рыба, которой мы делились с остальными. В мае 1942 года на нашу баз\ был сильный авианалет противника. Мы в это время тралили мши.' к северному подходу рей да. Возвратившись, не сра зу узнали свою базу. По акватории носило редкий битый лед. ІГа том месте, где стоял СКР (бывший РТ-73 Мурманского трало вого флота), торчали мач- Ф . а СКР-25 трудно было узнать — носовая часть осела в воду, а мачты сто яли веером под углом друг к другу. Бомба попала в люк порохового погреба, убив матроса, и разорвалась у днища. Многочисленные бомбеж ки нашего ТЩ-41, особенно взрывы авиабомб под днищем, тоже ие прошли бесследно. Во время ходе, стала появляться все уве личивающаяся вибрация кормовоіі части. II в конце июня 1942 года командова ние решило направить суд но в Архангельск для р е монта. Таі; мы оказались у причала завода «Красная кузница». Ремонт был очень сложным, многого не хватало, но рабочие и эки паж сделали все, чтобы уже в августе ТЩ-41 снова вы шел в море для выполнена? военных заданий. Не зря мы отдавали свои жизни. Счастливы .наши дети и внук:;, вместе с ними сча стливы и мі. — ветераны войны и труда. J' мая 1980 «РЫБНЫЙ М УРМ АН # 3 стр.-.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz