Рыбный Мурман. 1980 г. Май.
о с о а в и а х и м — Д О С А А Ф (Окончание. Нач. на 9 стр.) ной, как тогда говорили, службе в армии. После демо билизации вернулся в торго вый порт. Заинтересовал комсомольцев военным де< лом. Меня выбрали коман диром. У памятника тог да был большой песчаный плац. Тут мы и занимались. В составе взводов — комсо мольцы из ячеек порта, ■Севгосрыбтреета», ж елез ной дороги, торговых орга О! Осоавиа- :> Емелья- узнал на механиче- «Севгос- а» Сергея Сафро ібообработчицу Шу- ылову, которая на ых соревнованиях іервое место, оие- меткостн мѵжчни. другой ветеран хима — Владими] иович Ляпкин снимке слесаря ских мастерских рыбтресі нова, рі ру Ко I cl релкои заняла реднв в На ..Крайнем Севере росло крепло .боронное общест во. Много сил для его ста новления отдал председатель совета Архипчиков. За ак тивную работу в Осоавиахіг- ме он был поощрен Почет ной грамотой и именным оружием — револьвером. Если на второй окружной конференции общества деле гаты представляли 63 ячей ки (3,5 тысячи членов), то на третьей н 1930 году — 71 ячейку (4,3 тысячи осо- авиахпмовцев). Постоянна работали учебные группы но разным дисциплинам. Кустовое бюро «Севгос- рыбтреста» возглавляло 6 береговых и 16 судовых яче ек Осоавиахима — всего 1120 человек. В 1935 году мурманская команда Осоавиахима. состо явшая из представителей рыбной промышленности тт. Полежаева, Замятина. Корот кова. Абросимова, Логинова, шла. Самолетова, Вол- Скокова и начальника іна в десяти видах мор- многоборья заняла ве дущие места, опередив опыт нейших кронштадтцев. Это заслуженный успех энтузиас та стрелкового спорта Алек сея Захарова. Зацеі нова. Семьи ского іа к росло маете авиахимовцев ходцев, молодых и молодых северян, освоить военные’ ностіі без отрыва водства. чтобы в . мя быть готовыми СССР — первого сударства рабочих ян. ■рство осо- первоиро- не только решивших специаль- от произ- нобое вре- к обороне в мире го- п кресть- П РЕЗІІДИУМ Му ( ,'рман- 1ского совета Осо^ авиахнма (тт. Иванов. З а х а ров, Домотовский, Рыжков, Кузьмин, Торопннн, Проу- нин) в своей работе учитывал условия подготовки членов оборонного общества: бли зость моря, гористую мест ность, наличие многих внут ренних водоемов и реі;. Тре нировки горожан проводи лись в условиях, приближен ных к условиям боевоіі об становки. Выработались выносли вость, навыки походной жи з ни на Севере. Припоминает ся, как однажды нас, судо вых комсомол ьцев-осоавна- химовцев (я ходил мотори стом), собрал в комитете Ваня Маркин. Обсуждали предложение Андрея Стрель- бицкого. Павла Баранникова и Степана Рязанцева о д ал ь них переходах на яхтах. Предложение дельное, но вот только яхт-то не было. Зато шлюпки под рукой. И вот 5 июля 1935 года пятна дцать молодых рыбаков на четырех шлюпках отправи лись по внутрен ним водоемам в 150-кп л о м е т- ровый п о х о д . Маршрут: Мур манск — Канда лакша. "— Это был пер вый военизированный шлю почный поход. Потом было много походов, в том числе и на дальние расстояния, н а пример. до Одессы н Ново российска. Первопроходцам всегда труднее. Опыта никакого, маршрут совершенно ие изу чен. В походе участвовали осоавиахимовцы из тралово го флота, из мортехникума и городских организаций. Как проходил этот труд ный переход не только по рекам и озерам, но и по су ше (потому я его и называю переходом). рассказывает Николай Владимирович Л а рионов, работавший тогда мотористом на траулере: — Поход был тяжелым. Пятьдесят три километра шли по Туломе против течения. Дальше — двадцать кило метров сплошных порогов. Сколько сил отнял у нас только один порог Кривец протяженностью около кило метра. Нередко шлюпки та щили по берегу А это гоже путь не нз легки:: валуны, скалы, густой кустарник. Волок иногда отнимал по нескольку часов. В таких тяжелейших условиях два дцать пять километров в сутки — предел. Первый президиум Мурманского совета Осоавиахима и первые ворошиловские стрелкг 2 . П р и г о д и л о с ь в б о ю ГІо Пот-озеру шли под парусами и на веслах. Итог: сто километров пути преодо лены! Поход был военизирован ным: наш командир лейте нант Николай Васильев иа остановках проводил занятия по топографии и стрелковой подготовке. Самое трудное ожидало нас впереди. Когда поднялись по мелкой речке Гирвас и одноименному озеру, о каза лись «в мешке» среди двух гор. Необходимо было най ти кратчайший путь на водо разделе — там, за горами, нас ожидал водный простор большого озера Имандра. Опять волоком в сложных условиях тащили шлюпки около двадцати километров. Запомнилось изумление лесозаготовителей на берегу Туломы, когда мы там по явились. сообщив, что приш ли из Мурманска. — Места там были очень красивые, — вступает в бе седу другой участник похода, Николай Петрович Яндов- ский, ныне председатель со вета ветеранов «Ссврыб- холодфлота». — В нашу за дачу входило также разве дать туристический маршрут для отдыхающих моряков. Участники первого шлюпочного перехода Мурманск — Кандалакша. Маршрут мы разведали и далн положительные реко мендации. На остановках проводили с местным насе лением беседы об Осоавиа- хнме. о жизни мурманской молодежи, о будущем на шего края. О преобразова ниях Севера, о богатствах его недр очень хорошо го ворил участник похода гео лог Колесников. Поход продолжался около двадцати дней. В заключе ние все его участники сдали снайперские нормы. Опыт, приобретенный в эти дни, помог потом каждому в жизни, в труде, в годы Ве ликой Отечественной воііны. Сохранился снимок участ ников похода. Правда, не удалось установить некото рые имена и специальности. Называю участников в том порядке, в каком они запе чатлены. Первый ряд (слева направо): кочегар тралфлота Николай Иванов, машинист Иосиф Чайковский, мото рист -Петр Пименов, осоави- ахимовец из Колы Федор Синяков. Второй ряд: Тро шин, Белов, командир и по литрук похода Николай Владимирович Васильев, учащиеся мортехникума Ев гений Елисеев и Сергей Те легин, моторист тралфлота Николай Ларионов. Третий ряд: учащиеся мортехнику ма Сергей Иванов и Нико лай Яндовскии, матрос трал флота Иван Шкебин, гео лог Колесников. В траловом флоте в то время активно работал спортивно - стрелковый клуб (председатель— Совершаев). Клуб подготовил 200 воро шиловских стрелков. Появи лись снайперы, первыіі из них --- И. В. Герасимов. Р е гулярно проводились стрел ковые соревнования среди экипажей траулеров, учреж дается переходящий кубок. Первыми его завоевали стрелки РТ-9 «Ролик». Следующий шаг —- соз дание в январе 1936 года Мурманского морского клуба Осоавиахима. Совершается шлюпочный поход двадцати двух допризывников по мар шруту Мурманск — Поляр ное — Мурманск. Рождение еще одноіі тра диции — лыжные массовые военизированные походы в условиях низких темпера тур. Планер — давняя мечта молодых мурманчан — в 1931 году получил матери альное воплощение: полу чен первый такой летатель ный аппарат заводского изго товления. Планеризмом « за болели» не только юноши, но и девушки. Первая наша планеристка — Екатеріпіа Марковна Ковылнна. Какие еще были этапы ь работе мурманских осоавиа- химовцев? Первый автопро бег, организация парашют ного спорта, клуба служеб ного собаководства, сорев новании химкоманд (походы в противогазах), санитарных команд. Участники их - - золотоіі фонд кадров фор мирований местной противо воздушной обороны. В моих блокнотах - дс сятки фамилий. Многие из них я назвал здесь и в пре дыдущих очерках. Осоавиа химовцы с честью ВЫПОЛНИ ЛИ свой долг перед Родинок в жестоких схватках с вра гом. Помогла не только по лученная в Осоавиахпме фи зическая и боевая подготов ка, но и идейная закалка. И в цехах предприятий при фронтового Мурманска, и па борту траулеров, уходив ших в опасные рейсы, и в госпиталях продолжалась трудная работа и боевая учеба. Многие пали смертью храбрых. Среди них — Александра Турова. На ме сто павших вставали новые бойцы труда и обороны. Сегодня досаафовцы преемники, продолжатели традиций осоавиахимовцев. Они настойчиво и умело учатся военному делу, что бы в короткий срок овладеть грозной боевой техникой в рядах Вооруженных Сил. Отмечая 35-летие Победы советского народа в Великой Отечественной воііне, мы с гордостью говорим о прой денном пути, говорим <нет» любым посягательствам на мирную жизнь людей всеіѵ земного шара! А. ХРАПОВИЦКИМ ветеран войны и труда И • 10 стр. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » I мая 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz