Рыбный Мурман. 1980 г. Май.

о с о а в и а х и м — Д О С А А Ф (Окончание. Нач. на 9 стр.) ной, как тогда говорили, службе в армии. После демо­ билизации вернулся в торго­ вый порт. Заинтересовал комсомольцев военным де< лом. Меня выбрали коман­ диром. У памятника тог­ да был большой песчаный плац. Тут мы и занимались. В составе взводов — комсо­ мольцы из ячеек порта, ■Севгосрыбтреета», ж елез­ ной дороги, торговых орга О! Осоавиа- :> Емелья- узнал на механиче- «Севгос- а» Сергея Сафро ібообработчицу Шу- ылову, которая на ых соревнованиях іервое место, оие- меткостн мѵжчни. другой ветеран хима — Владими] иович Ляпкин снимке слесаря ских мастерских рыбтресі нова, рі ру Ко I cl релкои заняла реднв в На ..Крайнем Севере росло крепло .боронное общест во. Много сил для его ста­ новления отдал председатель совета Архипчиков. За ак­ тивную работу в Осоавиахіг- ме он был поощрен Почет­ ной грамотой и именным оружием — револьвером. Если на второй окружной конференции общества деле­ гаты представляли 63 ячей­ ки (3,5 тысячи членов), то на третьей н 1930 году — 71 ячейку (4,3 тысячи осо- авиахпмовцев). Постоянна работали учебные группы но разным дисциплинам. Кустовое бюро «Севгос- рыбтреста» возглавляло 6 береговых и 16 судовых яче­ ек Осоавиахима — всего 1120 человек. В 1935 году мурманская команда Осоавиахима. состо­ явшая из представителей рыбной промышленности тт. Полежаева, Замятина. Корот­ кова. Абросимова, Логинова, шла. Самолетова, Вол- Скокова и начальника іна в десяти видах мор- многоборья заняла ве­ дущие места, опередив опыт­ нейших кронштадтцев. Это заслуженный успех энтузиас­ та стрелкового спорта Алек ­ сея Захарова. Зацеі нова. Семьи ского іа к росло маете авиахимовцев ходцев, молодых и молодых северян, освоить военные’ ностіі без отрыва водства. чтобы в . мя быть готовыми СССР — первого сударства рабочих ян. ■рство осо- первоиро- не только решивших специаль- от произ- нобое вре- к обороне в мире го- п кресть- П РЕЗІІДИУМ Му ( ,'рман- 1ского совета Осо^ авиахнма (тт. Иванов. З а х а ­ ров, Домотовский, Рыжков, Кузьмин, Торопннн, Проу- нин) в своей работе учитывал условия подготовки членов оборонного общества: бли­ зость моря, гористую мест­ ность, наличие многих внут­ ренних водоемов и реі;. Тре­ нировки горожан проводи­ лись в условиях, приближен­ ных к условиям боевоіі об­ становки. Выработались выносли­ вость, навыки походной жи з­ ни на Севере. Припоминает­ ся, как однажды нас, судо­ вых комсомол ьцев-осоавна- химовцев (я ходил мотори­ стом), собрал в комитете Ваня Маркин. Обсуждали предложение Андрея Стрель- бицкого. Павла Баранникова и Степана Рязанцева о д ал ь­ них переходах на яхтах. Предложение дельное, но вот только яхт-то не было. Зато шлюпки под рукой. И вот 5 июля 1935 года пятна­ дцать молодых рыбаков на четырех шлюпках отправи­ лись по внутрен­ ним водоемам в 150-кп л о м е т- ровый п о х о д . Маршрут: Мур­ манск — Канда­ лакша. "— Это был пер­ вый военизированный шлю­ почный поход. Потом было много походов, в том числе и на дальние расстояния, н а­ пример. до Одессы н Ново­ российска. Первопроходцам всегда труднее. Опыта никакого, маршрут совершенно ие изу­ чен. В походе участвовали осоавиахимовцы из тралово­ го флота, из мортехникума и городских организаций. Как проходил этот труд­ ный переход не только по рекам и озерам, но и по су­ ше (потому я его и называю переходом). рассказывает Николай Владимирович Л а ­ рионов, работавший тогда мотористом на траулере: — Поход был тяжелым. Пятьдесят три километра шли по Туломе против течения. Дальше — двадцать кило­ метров сплошных порогов. Сколько сил отнял у нас только один порог Кривец протяженностью около кило­ метра. Нередко шлюпки та­ щили по берегу А это гоже путь не нз легки:: валуны, скалы, густой кустарник. Волок иногда отнимал по нескольку часов. В таких тяжелейших условиях два­ дцать пять километров в сутки — предел. Первый президиум Мурманского совета Осоавиахима и первые ворошиловские стрелкг 2 . П р и г о д и л о с ь в б о ю ГІо Пот-озеру шли под парусами и на веслах. Итог: сто километров пути преодо­ лены! Поход был военизирован­ ным: наш командир лейте­ нант Николай Васильев иа остановках проводил занятия по топографии и стрелковой подготовке. Самое трудное ожидало нас впереди. Когда поднялись по мелкой речке Гирвас и одноименному озеру, о каза­ лись «в мешке» среди двух гор. Необходимо было най­ ти кратчайший путь на водо­ разделе — там, за горами, нас ожидал водный простор большого озера Имандра. Опять волоком в сложных условиях тащили шлюпки около двадцати километров. Запомнилось изумление лесозаготовителей на берегу Туломы, когда мы там по­ явились. сообщив, что приш­ ли из Мурманска. — Места там были очень красивые, — вступает в бе­ седу другой участник похода, Николай Петрович Яндов- ский, ныне председатель со­ вета ветеранов «Ссврыб- холодфлота». — В нашу за­ дачу входило также разве­ дать туристический маршрут для отдыхающих моряков. Участники первого шлюпочного перехода Мурманск — Кандалакша. Маршрут мы разведали и далн положительные реко­ мендации. На остановках проводили с местным насе­ лением беседы об Осоавиа- хнме. о жизни мурманской молодежи, о будущем на­ шего края. О преобразова­ ниях Севера, о богатствах его недр очень хорошо го­ ворил участник похода гео­ лог Колесников. Поход продолжался около двадцати дней. В заключе­ ние все его участники сдали снайперские нормы. Опыт, приобретенный в эти дни, помог потом каждому в жизни, в труде, в годы Ве­ ликой Отечественной воііны. Сохранился снимок участ­ ников похода. Правда, не удалось установить некото­ рые имена и специальности. Называю участников в том порядке, в каком они запе­ чатлены. Первый ряд (слева направо): кочегар тралфлота Николай Иванов, машинист Иосиф Чайковский, мото­ рист -Петр Пименов, осоави- ахимовец из Колы Федор Синяков. Второй ряд: Тро­ шин, Белов, командир и по­ литрук похода Николай Владимирович Васильев, учащиеся мортехникума Ев­ гений Елисеев и Сергей Те­ легин, моторист тралфлота Николай Ларионов. Третий ряд: учащиеся мортехнику­ ма Сергей Иванов и Нико­ лай Яндовскии, матрос трал­ флота Иван Шкебин, гео­ лог Колесников. В траловом флоте в то время активно работал спортивно - стрелковый клуб (председатель— Совершаев). Клуб подготовил 200 воро­ шиловских стрелков. Появи­ лись снайперы, первыіі из них --- И. В. Герасимов. Р е ­ гулярно проводились стрел­ ковые соревнования среди экипажей траулеров, учреж ­ дается переходящий кубок. Первыми его завоевали стрелки РТ-9 «Ролик». Следующий шаг —- соз­ дание в январе 1936 года Мурманского морского клуба Осоавиахима. Совершается шлюпочный поход двадцати двух допризывников по мар­ шруту Мурманск — Поляр­ ное — Мурманск. Рождение еще одноіі тра­ диции — лыжные массовые военизированные походы в условиях низких темпера­ тур. Планер — давняя мечта молодых мурманчан — в 1931 году получил матери­ альное воплощение: полу­ чен первый такой летатель­ ный аппарат заводского изго­ товления. Планеризмом « за­ болели» не только юноши, но и девушки. Первая наша планеристка — Екатеріпіа Марковна Ковылнна. Какие еще были этапы ь работе мурманских осоавиа- химовцев? Первый автопро бег, организация парашют­ ного спорта, клуба служеб­ ного собаководства, сорев­ новании химкоманд (походы в противогазах), санитарных команд. Участники их - - золотоіі фонд кадров фор­ мирований местной противо­ воздушной обороны. В моих блокнотах - дс сятки фамилий. Многие из них я назвал здесь и в пре­ дыдущих очерках. Осоавиа химовцы с честью ВЫПОЛНИ­ ЛИ свой долг перед Родинок в жестоких схватках с вра­ гом. Помогла не только по­ лученная в Осоавиахпме фи зическая и боевая подготов­ ка, но и идейная закалка. И в цехах предприятий при­ фронтового Мурманска, и па борту траулеров, уходив­ ших в опасные рейсы, и в госпиталях продолжалась трудная работа и боевая учеба. Многие пали смертью храбрых. Среди них — Александра Турова. На ме­ сто павших вставали новые бойцы труда и обороны. Сегодня досаафовцы преемники, продолжатели традиций осоавиахимовцев. Они настойчиво и умело учатся военному делу, что­ бы в короткий срок овладеть грозной боевой техникой в рядах Вооруженных Сил. Отмечая 35-летие Победы советского народа в Великой Отечественной воііне, мы с гордостью говорим о прой­ денном пути, говорим <нет» любым посягательствам на мирную жизнь людей всеіѵ земного шара! А. ХРАПОВИЦКИМ ветеран войны и труда И • 10 стр. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » I мая 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz