Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.

® ж а с о я г г я д у щ и М : СТЕПЕНЬ Н е к у ю ц и ф р у возвели в сте пен ь! не о ж и д а н н о она, став болі»- сеоя Залиновала ш и м числ ом . З а ув а ж а л а за то, что, на ко не ц -то , в ы ш л а в н о м е н кл а т у р у . В озвы силась. Б ы в ш и х з н а к о м ы х — од ного ранее п о р я д ка — у з н а в а т ь п е ­ рестала. М о ж е т, и зм е н и л и с ь усл о в ия задачи, а м о ж е т, за м ети л и рази- ПЕРВООСНОВА Ж и л -б ы л О. К р у гл е н ь к и й та ­ ко й . Н е п р и м е тн ы й . Н еко тор ы е его и за ци ф р у-то не с ч ита л и. Он на суд ь б у не ж а л ова лся — кто -то ж е д о лж е н б ы ть нулем... Но в д у ш е о н ощ ущ а л к а к у ю -т о п у с т о т у . Чего-то е м у в ж и з н и недоставало. По сосед ству с нул ем ж и л а е д и н и ч ка (ее полное им я — 1). С татная бы ла, видная. Д е р ж а ­ лась п р я м о и независим о. С кр ы вал а , что гр у с т н о ей од­ ной... О д н аж ды в с тр е ти л и с ь 1 и 0. Не п о пр а вил а м задачи, а пр о сто та к. М о ж н о ска за ть , сл у ч а й н о . Р а згов о р ил ись . С на­ чала о м а те м а ти ке вообщ е, п о ­ том о те о р и и отно сител ьно сти... Затем ещ е о т кр о в е н н е е . О р а с­ с ка за л о том , к а к п у с т о у не ­ го на д у ш е , ко гд а он один. ] п р и зна л а сь , .что и ей гр у с т н о одной... П о п р о щ а л и с ь они. А потом ста ли встре ча ться все чащ е и чащ е. С лучайно... В ито ге — о ч у т и л и с ь в загсе. т е л ь н у ю п е р е м е н у возвед енной в сте п е н ь, но... В общ ем , и зв л е кл и из это го ч исл а ко р е н ь . Б ол ьш о й сте пе н и . И стала та циф ра не на п р е ж ­ нее м есто в числовом ряд у, а подальш е. Ибо бы ла она те п е р ь не п р е ж н и м числ ом , а ноль ц е ­ лы х... н е с ко л ь к о д е ся ты х. Там им о ч ен ь обрадовались: они б ы ли сам ой пе р во й м атем а­ т и ч е с ко й па р ой. С п р а ш и в а ю т: « К о го п е р вы м за пиш е м ? Кто глава семьи?» П р изад ум а лся О, но ненадолго. И п о -р ы ц а р с к и е д и н и ч к у вперед п р о п у с ти л : «Ты моя е д инствен на я, тебе и пе р во й б ы ть!» Ч е стно го во р я, О не знал, к т о т а ко й глава с е ­ м ьи, и I в ы став ил вперед на в с я ки й случа й... Т а к роди лась новая сем ья. Да н а ка я ! Ц иф ры , сам и по себе мало что зн а ч а щ и е , образовали к а ­ че стве нн о новое, неведомое ра ­ нее числ о 10. Ч исло это стало о сновой д р у г и х чисел — д еся­ т и ч н ы х — гр о м а д н ы х и м а ­ л е н ь к и х . И, зам етьте, ко гд а впереди бы ла 1, п о л уч а л и сь чи сл а б о л ь ш о го п о р яд ка , в пло ть до т р и н и т р о п е н и ц и л и н м у л ь о н а , а ко гд а возглавлял ч и сл о 0 — зн а ч и те л ь н о м еньш е. Н а п р и ­ мер: 0,1. Но к а к бы то ни бы ло в о сн о ву всех п о с л е д у ю щ и х ч и ­ сел легло число 10. Семья, ко- .то р а я на ча ла сь б у кв а л ь н о с нуля... И. К А Л И Н И Н , и н ж е н е р «М ур- м а н с н гр а ж д а н пр о екта» . И з а р х и в а Н е п т у н а У д и в и те ль н а судьба некоторы х кораблей прош лого. Китобоец «В ерная лю бовь», построенны й в І748 год у в Ф иладельф ии , сто ле т гонялся за китам и по северным морям, а потом 40 ле т перевозил лес на Б алтике. Б р и г капитана К ука проп ла вал тож е 140 ле г и погиб случайно, с толкнувш ись с судном в Га м б ур г­ ском п орту. * * * Как утверж даю т, моряк Х ри сти ан Дракенберг п рож и л 146 лет. п ереж ил семерых д атс к и х королей, участвовал в тр е х войнах против шведов. В 13 ле т уш е л в море и плавал до 92 лет. В 113 ле т он отпраздновал свадьбу. * * * Представим себе моряка далекого прош лого... Обувь на судне не носили, зато носили дли нны е косички. Смену одежды имели немногие., а мыло д ля с ти рки появилось то ль к о в конце ХѴШ ве?1 ка. Да и пресную в о д у брали в обрез. О к а ти т волной, вы суш ит ветром — и та к долги е месяцы плавания. П ереводы М. К А Р Н А К . В И К Т О Р И Н А . . НУЖНА ЛИ ВАМ ХОРОШАЯ КНИГА? В О П Р О С Ы Ч Е Т В Е Р Т О Г О ТУ РА 1. К то из поэтов обратился к м орю с таким призывом! О тк р о й мне, кипучее, б ур н о е море, Тайник заповеданный, дай мне понять, Что д и зн о е скры то в твоем разговоре, Ч то буйны е волнь! твои гозоря т! Их гово р безвестный несется далече И ч ем -то высоким пленяет меня; Н о есл> б я понял чудесны е речи, Д у ш а б у то н у ла в во сторге моя... 2. Какому морю посвящены эти строки и кто их написал! Все — горы , острова — все утр е н н е го парз П о к р ы то дымкою... Как б у д то сладкий сон, Как б у д то езетлая, серебряная чара На мир наведена, и счастьем грези т он... И с небом сли тое а о д н о м сиянье м оре Ч уть плещ ет ж ем чугом о тяж еле вш и х волн И этой грезою упиться на п р о с то р е С тоской зовет тебя не терлели зы й челн. 3. Кто написал стихотворе­ ние, посвященное морякам, отрывок из которого предлага­ ется вашему вниманию! Ветер качает нас вверх и вниз — Э той ли воли нам б у д е т мало! Глянеш ь за б о р т — за б о р то м сплелись Сизый песок, тем нота и скалы. Э той д о р о го й деды шли; С тары е ветры в канатах выли, С тары е волны баркас вели, С тары е чайки вдали к руж и ли . Го ло с о м ветра воет волна, Н очь надвигается глыбой, Д у е т прим орская старина Го р ь кою солью и свежей ры бой. С о хн ут озера, к руж и тся снег, Ветер и ночь с то р о ж а т на просторе,*.. Ги б ель и горе... Но человек В одит суда и владее т м орем ! f tU C C tU lt i Не верьте слухам! М ОА сио у сл ы ш ать ра зго норы о том. что на мурманском рынке с тало опасно п о к уп а ть ф р у к ты и семечки: они якобы зараж ены бытовым сифилисом. Так ли это? (М. Солодова, М у р ­ манск). На т е р р и т о р и и го р о д с ко го р ы н к а есть м ясо -м ол о чна я и пи щ е ва я ко н т р о л ь н а я с т а н ­ ци я , ко то р а я сле д ит за к а ч е ­ ством п р о д у к т о в р а сти те л ьн о го и ж и в о т н о го п р о и с х о ж д е н и я . За в е д ую щ ая ста н ц и е й Т. И. ПЕ­ ТРОВА отве ча е т: — П одобны е с л у ­ хи я в л я ю тс я вы м ы сло м . С иф и­ ли с не передается через ф р у кт ы , о вощ и , с е м е ч ки . Т е о р е ти ч е с ки в о зм о ж н а передача ч ерез эти п р о д у к т ы возбуд ителей ж е л у- до чно - к и ш е ч н ы х и н ф е кц и й , хо тя на моей па м я ти в М у р ­ м а н с ке не бы ло з а р е ги с т р и р о ­ вано ни од ного п о д об ного с л у ­ чая. Ведь са м ы й н а д е ж н ы й с п о ­ соб и зб е ж а ть ж е л у д о ч н о -к и ­ ш е ч н о го забол евания —- это тщ а те л ь н о в ы м ы т ь ку п л е н н ы е на р ы н ке п р о д у кт ы . Т о ч к у зр е н и я Т. И. П етровой п о л н о с ть ю по д тве р ж д а е т врач- в енеролог о б ла стно го но ж в е н - д и спа нсе р а А. В. ГРАНО ВС КИЙ . Ж КО Р А Б Е Л Ы I А Я КО СМ Е Т І I КА Фотоэтюд А. Филимонова. Горы — на море В Е Ч Е Р О М ’ ■ ■ Ш - ' В + Ж П Я Т Н И Ц У Br/L'P В bit' )і истории Поль­ ши 57-летшііі яхтсмен Ген рик Яекула недавно вернул­ ся из одиночного кругосвет­ ного плавания под парусом. В 1960 г. инженер-электрпк из Пшемысля, города на границе с СССР, наткнулся в газете на сообщение о морских курсах в Гданьске. «М о д ы » — язлгн :і~ ч 1 :то английское, н и гд г б ольш е :іх не встргтиш ь. О ни , как и « р з - керы», в п гр а ы г появились а Завзятый алышшіст, он ре шителмю променял горы' на море п к конце концов полу­ чил диплом капитана-яхтсме­ на дальнего плавания. Р о д ­ ной город подарил ему п а­ русную яхту. Он обогнул земион ш.ір за 318 дней, не заходя ни .ч один порт. М узыкальным л и д е р о м но вых «м о д о в » стала группа «С и к ­ р е т Э ф ф э а ». О б р э зо зэ лась она з прош лом го- С Т А Р А Я Н О В И Н К А , у и « ли м о д а н а « м о д о в » i t К Л А В И Ш А , i t * ■ЩР.‘ «Не раз сл ы ш ал , что в А н г ­ л и и за ро д и л ось новое н а п р а в ­ ление в р о к -м у з ы ке , е го н а з ы ­ в аю т «нью -вэй» , и л и «новая волна». Но б ольш е н и ч е го ни о с у т и н о в и н ки , ни об а нса м б л ях у з н а т ь не удается...» В, ТО ПОР ИВС КИ Й . г. М у р м а н с к. 4 - Всэ новое — это хо р ош о забы тое старое. Д о к а за те л ь с т­ во том у — о ч е ре дн ая «новая в о лн а » в п оп-м узы ке, неиззе- стно о ткуд а обруш ивш аяся на м елом анов. Л е то м п р о ш л о го года на ули ц ах Л о н д о н а появились ак­ к уратно под с три ж е н ны е м о л о ­ ды е лю д и , о де ты е в кеды и куцые брю чки. Все они р а зъ е з ­ ж али на м о то р о лл е р а х , у к р а ­ шенных м нож еством зеркал и ф он арей . И х называют «м о д а ­ м и » (о т англи й ского — «м о ­ д е р н » — созрем енный). начале 60 х годов, Тогд а м е ж ­ д у ними царила не прим и ри ­ мая враж да. В отли чи е от «м о - д о з » «р о к е р ы » ра зъ езж а ли на м о тоц и к лах и носили черные куртки. Д р а к и м е ж д у ними бы ­ вали жестокие. Смы сл уб о го й ф и ло со ф и и «м о д о в » с остоял в том, что вся окруж ающ а я действительность, р о д и те ли , работа, б уд ущ е е и так да ле е — отвратительны . Д е м он с тр а ти в н о обиж енны е, злые, эгоистичны е «м о д ы » ис­ кали вы ход в «с ти м у ля то р а х » •или наркотиках, п ое здках на м о то р о лл е р а х , б есцельном вр е м я п р е п р озож д ен и и . В едущ ей гр уп п о й «м о д о в » тех л е т стала групп а «К т о ». В к он ­ це 60-х го д о з м ода на «м о ­ д о в » п рош ла. О д н а к о прош лы й г о д показал, что эта зэбазная ф о рм а «п с е в д о п р о те с та » жива. Теп ерь «м о д ы » выступаю т п р о ­ тив «п ан к о в». Х С д у ѵ Зсз ч е т в е р о м у­ зыкантов — вы ходцы из не обеспеченны х семей. Первый альбом парни записали на свой страх и риск в кредит. Успе х прев зош ел все о ж и д а ­ ния. П ластинка продавалась по 25 тысяч экзем пляров в день. Вокалист группы Иан Пейс видит смысл в о зр ож д е н и я «м о ­ д о в » в протес те против о к р у ­ ж ающ ей несправедливости. Н о ц ели и задачи их слишком расплывчаты и незрелы . Ф о р мы протеста наивны и елзпы О н и сводятся к внешним про явлениям. созданию особой м узы кальной суб к уль туры . Это то ль к о способствует потугам ш оу-бизнеса свести м о ло д е ж ный б ун т д о уро вня обы чн ого ро к-к он ц е ртз, А. АРТЕМЬЕВ. Ч А Й Н В О Р Д го лосового а п п а р а та о т д ы х а те л ь н о го со сто я н и я 1. С коба, с о ед и няю щ а я н о тн ы е ста ны . 2. З а б ы ­ тая опера Д ж . Верди. 3. Те р м и н, о б о зн а ч а ю щ и й не б о льш ие о т кл о н е н и я о т м у з ы ка л ь н о го р итм а . 4. П ервая р у с с ка я ко м и ч е с ка я опера. 5. П ереход певЧе с к о Му. б Т”о п е р а Р ива рд а Ш тр а у с а .' 7. Со в етска я поэтесса, а в то р слов пе сни Г. П онома р е н ко «А где м не в зя ть т а к у ю песню?». 8. Н азв а ­ ние 21-й с о н а ты Б етховена. 9. П е рсо на ж о п е ры М. Г л и н ки «Иван С усан ин» . 10. П е р с о н а ж о перы М о ца р та «Свадьба Ф и га р о » . 11. П евица Б ол ьш о ­ го театра, народная а р т и с т к а СССР. 12. Песня Э. К о л м а н о в с ко го на с т и х и К. В а н ш е н ки н а . 13. М у з ы к а л ь н ы й и н с т р у м е н т . 14. П е р с о н а ж о перы Д ж . Р о с с и н и «С орока в ор о вка » . 15. А б х а зс ки й * н а р о д н ы й м у з ы к а л ь н ы й и н с т р у м е н т . 16. П ерсо­ н а ж о п е р е тты Р. Ф р и м л я и Г. С тотга р та «Р оз-М а­ ри». 17, П е р с о н а ж о п е р ы Д ж . Верди «Трубадур». 18. С та р и н н ы й н е м е ц к и й танец. 19. П есня Н. Б о го ­ с л о в с ко го на с т и х и А. К о в ал ен ко в а. С оставил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА Ч А Й Н ВО Р Д , О П У Б Л И КО В А Н НЫ Й В No 25 1. А кко л а д а . 2. «А тилл а». 3. А го ги ка . 4 .« А н ю ­ та». 5. А та ка . 6. «А рабелла». 7. А га ш и н а . 3. «А в­ рора». 9. А н то н и д а . 10. А л ьм а вива . 11. А р х и п о в а . 12. «А леш а». 13. А рф а. 14. Аиета. 15. Апхері^а, 16, А нда. 17. А зу ч е н а . 18. А ллем анда. 19, «А ле нуш ка »- • 30 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 июня 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz