Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.
С Э В в д е й с т в и и На одной из ти х и х московских у л и ц стоит небольшой светлый дом. В нем размещается М еж дународный центр научной и те хн и ческой информации, в котором работаю т ученые и инж енеры Б о л гарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР. Кубьг. Монголии. П ольш и , Румынии, СССР л Чехословакии. Главная задача центра — создание па базе кооперирования на- гчиональпых систем научно-технической инф орм ации меж дународ ной системы, которая о хв ати т все отрасли наук и и техники. Одно из наиболее важ ны х направлений — разработка и практическое освоение современной информ ационной те хн ологи и на основе внед рения новы х средств и методов автом атизации инф ормационны х процессов. На с н и м ке : один из видов н осителей информации, ш ироко п ри меняемый в центре, — микроф иш и. Ф о т о х р о н и к а ТАСС. • Письмо с промысла: наставничество НАДО МНОГОЕ ЗНА ТЬ Не соврем енном ры болов ном тр а у л е р е м оряки теперь и д о б ы вают ры бу, и изготавливаю т из нее го то в ую м о р о ж гн у ю п р о д у к цию. С лов ом , рыбак те пе рь — «и швец, и ж н е ц ...» К онечно, и требования к нему повысились. О н д о л ж е н м н о го е ум еть, многое знвть. Если самому ч то -то не по силам о д о ле ть , то кто же, как не наставник, пом о ж е т. Н е д а р о м ведь девиз наставничества звучит так: «Н а у ч и лс я работать сам .п о -у д а р н о м у — ' :научи то вар ищ а». Я- успела заметить, что на судах, где о но с ущ ествует не ф о рм а льн о , тем новоиспеченные м оряки бы стро осваиваются. Наш больш ой м орози льны й тр а у л е р «И ж е в с к » находится сей час на промы сле. В м оре выш ло на этот раз м ного новичков. Бот п очем у мы не стали отклады вать д е л о в д о л ги й ящик и уж е в начале мая на общ ем собрании экипажа избрали совет настав ников. В него вош ли исклю чи тельно пере дов ик и производства. Теперь у ж е м о ж н о ска за ть , что все идет п о п л а н у. К с та ти , план работы совета р азр а б аты в а л ся са м ы м т щ а те л ь н ы м образом . П р и ним а л и во вн и м а н и е все. Й н а п р я ж е н н о с т ь рейсЬвого зад ания, и м е р о п р и я т и я по ко м м у н и с т и ч е с к о м у в о с п и т а н и ю м о ло д ы х м о ряко в, о р га н и за ц и и и х д осуга. Совет н а с т а в н и ко в « И ж евска» п р о ч н о связан в .работе с суд овой п а р ти й н о й о р га н и з а ц и е й , ко м и те то м п р оф со ю за и ко м с о м о л ь с ки м бю ро. С овм естно о н и о р га н и з у ю т со ре в но в ани е м е ж д у см е на м и, в а х там и. М но го в н и м а н и я уделяется м олоды м р ы б а ка м — у ч а щ и м с я за оч н ой ш к о л ы м о ря ко в. Такая забота о м о л о д е ж и приносит хорош ие ре зульта ты . За пеб ольш о й п р о м е ж уто к времени повысили свое рабочее м астерст во практиканты из Г П Т У N2 6 С. Липатов, В. Тим ош енко, учащийся Бакинского те хн о ло ги ч е с ко го техникум а В. Бадасян и д р уги е . П ри б лиж ае тся Д ень рыбака — наш п роф есси ональны й п р а з д ник. Совет' наставников и здесь не остается в с тороне. На судне идет активная п од гото в к а по п ров ед е н ию вечера отды ха. В этот день мы все прим ем участие в спортивны х состязаниях. П е р е д экипажем вы ступят участники худ ож ес тв е н н ой сам одеятельности. Г. И В А Н О В А , оф ициантка БМРТ «И ж е в с к » М урм а н ск о го тр а ло - s?cro ф ло та . В ПОСЛЕДНЕЕ время электромеханик Юрий Сергеевич Вилков стал з а гадочно молчаливым, а свои мысли выражал только афоризмами. — Главное в жизни — это не суетиться и не то ропить события, — но каж дому поводу советовал он своим подчиненным и го рестно добавлял: — Нетерпеливого челове ка и колесо фортуны может переехать по хребтине. Некоторых моряков это веселит, других насторажи вает, а слабонервных шоки рует. А предшествовала этой перемене в характере электромеханика такая исто рия. В прошлый рейс, когда БМ Р Т держал курс в родной порт и команда с нетерпени ем ожидала встречи с семь ями, Вилкову неожиданно принесли радиограмму. — Готовьтесь сдаче дел зпт идете отпуск зпт ждите подмену тчк, — на одном дыхании прочитал он ску пой текст и чуть не потерял сознание от счастья. « З а бортом август, в раз гаре путина, хроническая нехватка людей на ф л оте,— пронеслось у него в голове, — а я — в отпуск!» И Юрий Сергеевич, не раздумывая, рванул в машинное отделе ние готовить ьк сдаче свое хозяйство. Не успел траулер при швартоваться, как экипаж дружно сыпанул по домам, и только старший поспешно спускаясь пу, бросил: — Ух, баловень В отпуск идешь... вахти до прихода подмены. На судне наступила ти шина. Вилков предупредил вах тенного у трапа, чтобы тот бдительно следил за подхо дом подмены и немедленно сообщил ему, а сам уложил чемоданы, собрал аккурат но судовые документы и на крыл стол. Ради торжест венного момента он поста вил во главе стола бутылку армянского коньяка и стал с нетерпением ждать. Поздно вечером, когда механик, по тра су дьбы! Тогда нижней пласт и. Мы стали успению делать по три тра ления и поднимать каждый р аз по 20 тонн. С заданием справились успешно, в на стройке орудий лова я помог и соперникам по парно-груп повому соревнованию. Накопленный опыт позво лил сделать один вывод: в тралмейстерской работе нель зя придерживаться шаблона, надо учитывать всегда все обстоятельства, перенимать у друзей лучшее. же во - л е т и т М у р м а к с к о г о У ' р я л ф л о т я П р и ш л и в один из районов С еверо-Западной А т л а н т и к и с тя ж е л ы м и гр у н т а м и . Р аньш е мне здесь не довод илось п р о м ы ш л я ть. Но я знал, что тем тралом , к о т о р ы й у нас на бор ту , здесь м н о го не возьм еш ь. ©пьет под ска зьіва л: необход и мей у к о р о т и т ь н и ж н и е кр ы л ь я , что об еспечивало бы ув е л и ч е н и е в е р т и ка л ь н о го р а с к р ы т и я трала, а об ле гчен и е н и ж н е й подборы п озвол яло у м е н ь ш и т ь е го а в а р и й н о с ть . Т а к и сдела ли. За одно тр ал е ни е брали по f5 то н н о ку н я . Позже мы перешли в дру- ген район и по заданию ру ководства бассейна стали промышлять вместе с рыба ками ГДР I! Ill IP. У ШІХ мы тіероіі;і'in опыт іц,-', сель ди. Д ЛЯ УСПЕШНОЙ рабо ты тралмейстера очень важен тесный его контакт с командиром судна. Я всегда находил общий язык с капи танами, Одно время довелось ходить в море с II. II, Фруц- ким. который возглавлял экипаж БМРТ -Лушшк». Чудесный ото человек, отзыв чивый товарищ Работали с ним дружно. Всегда он сове товался, не принимал скоро палительных решений, тре бовал вдумчивости от под чиненных. С II II. Фруцкпм нам при шлось осваивать трал прин ципиально новой схемы. Впервые использовали новый прибор контроля хода трала «ПТЭК». Стали учиться спускать, поднимать и подво дить трал непосредственно к косяку. Пам предстояло изу чить отставание трала, его посадку и отрыв от грунта и т. д Надо было знать много тонкостей. Резкое торможе ние' при разворотах приводи ло к аварии трала. Возникал динамический удар на сет ное полотно. Часто выносило класть от начала и до мешка. Мы решили упростить за грузку ишшіей подборы. По ставили ваерный трос по всей длине взамен ценных отрез ков. Пришлось подумать и над тем, рак ликвидировать порывы сетного шва, потому что ремонт трала занимал много времени. Мы сделали запасные пласти, которые за менялись непосредственно на судне, отработали систему перехода с трала на трал (с донного па пелагический и наоборот). Первое время операция с заменой досок за нимала до трех часов и бо лее. Нас это не удовлетво ряло, и вскоре мы научились переходить с трала на трал за 20 минут. Применяя все эти новше ства, мы увеличили срок р а боты трала в д в а— два с поло виной раза. Своим опытом делились с экипажами дру гих судов. II я часто пере саживался на тот или иной корабль, чтоб оказать прак тическую помощь непосред ственно на месте. Мне при шлось побывать на пяти су дах. II, признаться, испытал огромное удовлетворение, что мой опыт пригодился и дру зьям. В знаменательном для ме ня 1974 году, когда был на гражден орденом Трудового Красного Знамени, я работал в составе комсомольско-мо лодежного экипажа БМРТ <-Беломорье». Многие моря ки, конечно, не имели доста точных навыков. Находясь вместе с ними на палубе, я сам становился молодым. Промышляли зимой. Шторм, мороз, но как спорилось де то! Рейсовое задание по всем показателям выполнили на 140 процентов, на 30 тысяч рублей сэкономили промво- ору;Кения. Здесь я впервые познал настоящую радость рабочего наставника. В. БИРЮКОВ , старший •ікегер по добыче рыбы тралового флота, лауреат Государственной премии СССР. ожидание достигло преде ла, в каюту заглянул ма трос и конспиративным го лосом, как пароль, шеп нул: — Подмена! Электромеханик выско чил на палубу, и его взору открылась картина. По причалу шел «реклам ный» мужчина: высокий, сытый, затянутый в корич невое кожаное полупальто. В одной руке у него мерно покачивался роскошный че модан на «молниях», а в другой — портфель - дип ломат. На голове гордо си дела шикарная морская фу ражка с огромным золоти стым «крабом». «П о дм ен а» . шла неторопливо, как и по добает идти морскому вол ку и знающему себе цену специалисту, В этот момент и совер- иапгранным вниманием слу шал лекцию по приготовле нию зраз из телятины, ча нахи, мяса с айвой, солян ки по-грузински, В речи мелькали кухонные премуд рости: перец, фритюр, лег кий огонь... Когда 'Жора кончил гово рить, Юрий Сергеевич не сколько минут сидел совер шенно ошарашенный, а за тем поинтересовался: — Это у вас хобби? — Что вы. — застенчи во потупился лектор. — Я мужик здоровый! II мед осмотр прошел без заме чаний... — Откуда же у вас такая богатая информация? •— Я учился на повара, а сейчас послан к вам на под мену... — . Вы просто повар? — растерянно переспросил - ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ — П О Д М Е Н А Р А С С К А З шил Вилков большую, ро ковую ошибку: он засуетил ся, поспешил навстречу мужчине, сердечно поздоро вался п. выхватив чемодан, шустро поволок к себе в каюту. Увидев накрытый стол, гость торопливо разделся н сел, — Может, сначала, дела примете? — тактично на мекнул ему хозяин. -— Можно, — нехотя со гласился гот н представил ся: - - Жора Дымский! Когда они начали спу скаться но крутым трапам в машинное отделение, Дым ский, затравленно озира ясь, пытался что-то сказать новому знакомому, но тот, охваченный пре дотпускным угаром, азартно летел вниз. У главного электрорас пределительного щита цови- чок скис совсем и прошел через электроотделение на пряженно-парадным шагом, тревожно косясь на много численные кнопки, рубиль ники и сигнальные лампо чки. На приглашение Юрия Сергеевича проіітц за щит и посмотреть все изнутри, Жора ответил отказом. — Потом, .— туманно по обещал он. Выбравшись ■ из .машин ного отделения, подмен ный немного успокоился и торжественно, как открытие, сообщил: — Ток — это сила! -— Мудро заметили, — польстил ему Вилков. — Если это выражение пере вести на латынь, то звучать будет еще весомее. — Я иностранные языки только хорошо слышу, но нп один не понимаю. — А я читаю, но не пе ревожу, — поддержал ин теллектуальный разговор Юрий Сергеевич. В каюте Дымский по-хо зяйски расположился на ди ване и любовно посмотрел на бутылку. — Памир! — ткнув паль цем в этикетку, твердо за явил он. — Арарат! - - разливая коньяк, мягко поправил Вилков. — Горы! — глубокомыс ленно заключил Жора, тем самым давая понять, что скрытых познаний по геог рафии у него бездна. В ЫПИВ стопку, гость удивительно быстро освоился и разговорился. —- Жестковато мясо, — пропустив вторую стопку, отметил он. — Я готовлю совсем не так. Б ер у огузок, ностерец или оковалок... В течение часа хозяин с электромеханик, еще не полностью веря в случив шееся. — Не-ет! — хвастливо протянул Дымский. — По вар первого разряда! — А как же «краб»? — совсем упавшим голосом произнес Вилков и зачем-то пощупал свою голову, слов но опасаясь, что этот знак отличия мог неожиданно появиться у него на лбу. — Ну, крабы можно го товить по-разному, — по- своему поняв вопрос, ожи вился знаток кухни. — Их можно подать в яично-ма сляном соусе, а еще лучше запеченными в молочном со усе... Дымский налил себе конь яка и, не замечая грозно затихшего собеседника, го лосом просветителя, устав шего от постоянной борьбы во тьме невежества, довери тельно продолжал поучать. ...Вахтенный матрос по том убеждал весь экипаж, что новый повар — боль шой спортсмен по тройным прыжкам. Он был свидете лем, как тот выскочил от электромеханика и одним рывком пересек коридор, вторым — ухнул вниз по трапу, не задевая ступенек, а третьего вполне хватило на то, чтобы, опережая соб ственный визг, влететь в первую попавшуюся каюту и забаррикадироваться. На другой день на БМРТ появился инспектор отдела кадров, п Юрин Сергеевич молча протянул ему радио грамму п сумрачно поинте ресовался. когда будет под мена. — Кому? — удивленно поднял брови тот. — Мне! — с нажимом сказал Вилков. — Вы посмотрите — за бортом август, в разгаре путина, у ііае хроническая нехватка людей, — привыч но завелся инспектор, — а вы в отпуск! Постыдились бы, а еще сознательный, — укорил он под конец. — А как же радиограм ма? — с надрывом спросил электромеханик. — Так это Волкову — вашему повару! — радост ью объяснил инспектор и назидательно посоветовал: — Надо не торопиться, читать внимательно... ...С новым поваром у Вил кова одно время были на тянутые отношения, и он даже несколько дней де монстративно питался через артелку, но потом уступил. Дымский и в самом деле оказался редким умельцем своего дела. Р. САЛЯ ЕВ. 27 июня ^980 г. эшвтваявmmттіииияждюдьУ «РЫБНЫЙ М УРМ АН » • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz