Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.

С Э В в д е й с т в и и На одной из ти х и х московских у л и ц стоит небольшой светлый дом. В нем размещается М еж дународный центр научной и те хн и ­ ческой информации, в котором работаю т ученые и инж енеры Б о л­ гарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР. Кубьг. Монголии. П ольш и , Румынии, СССР л Чехословакии. Главная задача центра — создание па базе кооперирования на- гчиональпых систем научно-технической инф орм ации меж дународ­ ной системы, которая о хв ати т все отрасли наук и и техники. Одно из наиболее важ ны х направлений — разработка и практическое освоение современной информ ационной те хн ологи и на основе внед­ рения новы х средств и методов автом атизации инф ормационны х процессов. На с н и м ке : один из видов н осителей информации, ш ироко п ри ­ меняемый в центре, — микроф иш и. Ф о т о х р о н и к а ТАСС. • Письмо с промысла: наставничество НАДО МНОГОЕ ЗНА ТЬ Не соврем енном ры болов ном тр а у л е р е м оряки теперь и д о б ы ­ вают ры бу, и изготавливаю т из нее го то в ую м о р о ж гн у ю п р о д у к ­ цию. С лов ом , рыбак те пе рь — «и швец, и ж н е ц ...» К онечно, и требования к нему повысились. О н д о л ж е н м н о го е ум еть, многое знвть. Если самому ч то -то не по силам о д о ле ть , то кто же, как не наставник, пом о ж е т. Н е д а р о м ведь девиз наставничества звучит так: «Н а у ч и лс я работать сам .п о -у д а р н о м у — ' :научи то вар ищ а». Я- успела заметить, что на судах, где о но с ущ ествует не ф о рм а льн о , тем новоиспеченные м оряки бы стро осваиваются. Наш больш ой м орози льны й тр а у л е р «И ж е в с к » находится сей­ час на промы сле. В м оре выш ло на этот раз м ного новичков. Бот п очем у мы не стали отклады вать д е л о в д о л ги й ящик и уж е в начале мая на общ ем собрании экипажа избрали совет настав­ ников. В него вош ли исклю чи тельно пере дов ик и производства. Теперь у ж е м о ж н о ска за ть , что все идет п о п л а н у. К с та ти , план работы совета р азр а б аты в а л ся са м ы м т щ а те л ь н ы м образом . П р и ­ ним а л и во вн и м а н и е все. Й н а п р я ж е н н о с т ь рейсЬвого зад ания, и м е­ р о п р и я т и я по ко м м у н и с т и ч е с к о м у в о с п и т а н и ю м о ло д ы х м о ряко в, о р га н и за ц и и и х д осуга. Совет н а с т а в н и ко в « И ж евска» п р о ч н о связан в .работе с суд овой п а р ти й н о й о р га н и з а ц и е й , ко м и те то м п р оф со ю за и ко м с о м о л ь с ки м бю ро. С овм естно о н и о р га н и з у ю т со ре в но в ани е м е ж д у см е на м и, в а х­ там и. М но го в н и м а н и я уделяется м олоды м р ы б а ка м — у ч а щ и м с я за оч н ой ш к о л ы м о ря ко в. Такая забота о м о л о д е ж и приносит хорош ие ре зульта ты . За пеб ольш о й п р о м е ж уто к времени повысили свое рабочее м астерст­ во практиканты из Г П Т У N2 6 С. Липатов, В. Тим ош енко, учащийся Бакинского те хн о ло ги ч е с ко го техникум а В. Бадасян и д р уги е . П ри б лиж ае тся Д ень рыбака — наш п роф есси ональны й п р а з д ­ ник. Совет' наставников и здесь не остается в с тороне. На судне идет активная п од гото в к а по п ров ед е н ию вечера отды ха. В этот день мы все прим ем участие в спортивны х состязаниях. П е р е д экипажем вы ступят участники худ ож ес тв е н н ой сам одеятельности. Г. И В А Н О В А , оф ициантка БМРТ «И ж е в с к » М урм а н ск о го тр а ло - s?cro ф ло та . В ПОСЛЕДНЕЕ время электромеханик Юрий Сергеевич Вилков стал з а ­ гадочно молчаливым, а свои мысли выражал только афоризмами. — Главное в жизни — это не суетиться и не то­ ропить события, — но каж ­ дому поводу советовал он своим подчиненным и го­ рестно добавлял: — Нетерпеливого челове­ ка и колесо фортуны может переехать по хребтине. Некоторых моряков это веселит, других насторажи­ вает, а слабонервных шоки­ рует. А предшествовала этой перемене в характере электромеханика такая исто­ рия. В прошлый рейс, когда БМ Р Т держал курс в родной порт и команда с нетерпени­ ем ожидала встречи с семь­ ями, Вилкову неожиданно принесли радиограмму. — Готовьтесь сдаче дел зпт идете отпуск зпт ждите подмену тчк, — на одном дыхании прочитал он ску­ пой текст и чуть не потерял сознание от счастья. « З а бортом август, в раз­ гаре путина, хроническая нехватка людей на ф л оте,— пронеслось у него в голове, — а я — в отпуск!» И Юрий Сергеевич, не раздумывая, рванул в машинное отделе­ ние готовить ьк сдаче свое хозяйство. Не успел траулер при­ швартоваться, как экипаж дружно сыпанул по домам, и только старший поспешно спускаясь пу, бросил: — Ух, баловень В отпуск идешь... вахти до прихода подмены. На судне наступила ти­ шина. Вилков предупредил вах­ тенного у трапа, чтобы тот бдительно следил за подхо­ дом подмены и немедленно сообщил ему, а сам уложил чемоданы, собрал аккурат­ но судовые документы и на­ крыл стол. Ради торжест­ венного момента он поста­ вил во главе стола бутылку армянского коньяка и стал с нетерпением ждать. Поздно вечером, когда механик, по тра­ су дьбы! Тогда нижней пласт и. Мы стали успению делать по три тра­ ления и поднимать каждый р аз по 20 тонн. С заданием справились успешно, в на­ стройке орудий лова я помог и соперникам по парно-груп­ повому соревнованию. Накопленный опыт позво­ лил сделать один вывод: в тралмейстерской работе нель­ зя придерживаться шаблона, надо учитывать всегда все обстоятельства, перенимать у друзей лучшее. же во - л е т и т М у р м а к с к о г о У ' р я л ф л о т я П р и ш л и в один из районов С еверо-Западной А т л а н т и к и с тя ж е л ы м и гр у н т а м и . Р аньш е мне здесь не довод илось п р о ­ м ы ш л я ть. Но я знал, что тем тралом , к о т о р ы й у нас на бор­ ту , здесь м н о го не возьм еш ь. ©пьет под ска зьіва л: необход и­ мей у к о р о т и т ь н и ж н и е кр ы л ь я , что об еспечивало бы ув е л и ч е ­ н и е в е р т и ка л ь н о го р а с к р ы т и я трала, а об ле гчен и е н и ж н е й подборы п озвол яло у м е н ь ш и т ь е го а в а р и й н о с ть . Т а к и сдела­ ли. За одно тр ал е ни е брали по f5 то н н о ку н я . Позже мы перешли в дру- ген район и по заданию ру­ ководства бассейна стали промышлять вместе с рыба­ ками ГДР I! Ill IP. У ШІХ мы тіероіі;і'in опыт іц,-', сель­ ди. Д ЛЯ УСПЕШНОЙ рабо­ ты тралмейстера очень важен тесный его контакт с командиром судна. Я всегда находил общий язык с капи­ танами, Одно время довелось ходить в море с II. II, Фруц- ким. который возглавлял экипаж БМРТ -Лушшк». Чудесный ото человек, отзыв­ чивый товарищ Работали с ним дружно. Всегда он сове­ товался, не принимал скоро­ палительных решений, тре­ бовал вдумчивости от под­ чиненных. С II II. Фруцкпм нам при­ шлось осваивать трал прин­ ципиально новой схемы. Впервые использовали новый прибор контроля хода трала «ПТЭК». Стали учиться спускать, поднимать и подво­ дить трал непосредственно к косяку. Пам предстояло изу­ чить отставание трала, его посадку и отрыв от грунта и т. д Надо было знать много тонкостей. Резкое торможе­ ние' при разворотах приводи­ ло к аварии трала. Возникал динамический удар на сет­ ное полотно. Часто выносило класть от начала и до мешка. Мы решили упростить за­ грузку ишшіей подборы. По­ ставили ваерный трос по всей длине взамен ценных отрез­ ков. Пришлось подумать и над тем, рак ликвидировать порывы сетного шва, потому что ремонт трала занимал много времени. Мы сделали запасные пласти, которые за­ менялись непосредственно на судне, отработали систему перехода с трала на трал (с донного па пелагический и наоборот). Первое время операция с заменой досок за­ нимала до трех часов и бо­ лее. Нас это не удовлетво­ ряло, и вскоре мы научились переходить с трала на трал за 20 минут. Применяя все эти новше­ ства, мы увеличили срок р а ­ боты трала в д в а— два с поло­ виной раза. Своим опытом делились с экипажами дру­ гих судов. II я часто пере­ саживался на тот или иной корабль, чтоб оказать прак­ тическую помощь непосред­ ственно на месте. Мне при­ шлось побывать на пяти су­ дах. II, признаться, испытал огромное удовлетворение, что мой опыт пригодился и дру­ зьям. В знаменательном для ме­ ня 1974 году, когда был на­ гражден орденом Трудового Красного Знамени, я работал в составе комсомольско-мо­ лодежного экипажа БМРТ <-Беломорье». Многие моря­ ки, конечно, не имели доста­ точных навыков. Находясь вместе с ними на палубе, я сам становился молодым. Промышляли зимой. Шторм, мороз, но как спорилось де­ то! Рейсовое задание по всем показателям выполнили на 140 процентов, на 30 тысяч рублей сэкономили промво- ору;Кения. Здесь я впервые познал настоящую радость рабочего наставника. В. БИРЮКОВ , старший •ікегер по добыче рыбы тралового флота, лауреат Государственной премии СССР. ожидание достигло преде­ ла, в каюту заглянул ма­ трос и конспиративным го­ лосом, как пароль, шеп­ нул: — Подмена! Электромеханик выско­ чил на палубу, и его взору открылась картина. По причалу шел «реклам­ ный» мужчина: высокий, сытый, затянутый в корич­ невое кожаное полупальто. В одной руке у него мерно покачивался роскошный че­ модан на «молниях», а в другой — портфель - дип­ ломат. На голове гордо си­ дела шикарная морская фу­ ражка с огромным золоти­ стым «крабом». «П о дм ен а» . шла неторопливо, как и по­ добает идти морскому вол­ ку и знающему себе цену специалисту, В этот момент и совер- иапгранным вниманием слу­ шал лекцию по приготовле­ нию зраз из телятины, ча­ нахи, мяса с айвой, солян­ ки по-грузински, В речи мелькали кухонные премуд­ рости: перец, фритюр, лег­ кий огонь... Когда 'Жора кончил гово­ рить, Юрий Сергеевич не­ сколько минут сидел совер­ шенно ошарашенный, а за ­ тем поинтересовался: — Это у вас хобби? — Что вы. — застенчи­ во потупился лектор. — Я мужик здоровый! II мед­ осмотр прошел без заме­ чаний... — Откуда же у вас такая богатая информация? •— Я учился на повара, а сейчас послан к вам на под­ мену... — . Вы просто повар? — растерянно переспросил - ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ — П О Д М Е Н А Р А С С К А З шил Вилков большую, ро­ ковую ошибку: он засуетил­ ся, поспешил навстречу мужчине, сердечно поздоро­ вался п. выхватив чемодан, шустро поволок к себе в каюту. Увидев накрытый стол, гость торопливо разделся н сел, — Может, сначала, дела примете? — тактично на­ мекнул ему хозяин. -— Можно, — нехотя со­ гласился гот н представил­ ся: - - Жора Дымский! Когда они начали спу­ скаться но крутым трапам в машинное отделение, Дым­ ский, затравленно озира­ ясь, пытался что-то сказать новому знакомому, но тот, охваченный пре дотпускным угаром, азартно летел вниз. У главного электрорас­ пределительного щита цови- чок скис совсем и прошел через электроотделение на­ пряженно-парадным шагом, тревожно косясь на много­ численные кнопки, рубиль­ ники и сигнальные лампо­ чки. На приглашение Юрия Сергеевича проіітц за щит и посмотреть все изнутри, Жора ответил отказом. — Потом, .— туманно по­ обещал он. Выбравшись ■ из .машин­ ного отделения, подмен­ ный немного успокоился и торжественно, как открытие, сообщил: — Ток — это сила! -— Мудро заметили, — польстил ему Вилков. — Если это выражение пере­ вести на латынь, то звучать будет еще весомее. — Я иностранные языки только хорошо слышу, но нп один не понимаю. — А я читаю, но не пе­ ревожу, — поддержал ин­ теллектуальный разговор Юрий Сергеевич. В каюте Дымский по-хо­ зяйски расположился на ди­ ване и любовно посмотрел на бутылку. — Памир! — ткнув паль­ цем в этикетку, твердо за­ явил он. — Арарат! - - разливая коньяк, мягко поправил Вилков. — Горы! — глубокомыс­ ленно заключил Жора, тем самым давая понять, что скрытых познаний по геог­ рафии у него бездна. В ЫПИВ стопку, гость удивительно быстро освоился и разговорился. —- Жестковато мясо, — пропустив вторую стопку, отметил он. — Я готовлю совсем не так. Б ер у огузок, ностерец или оковалок... В течение часа хозяин с электромеханик, еще не полностью веря в случив­ шееся. — Не-ет! — хвастливо протянул Дымский. — По­ вар первого разряда! — А как же «краб»? — совсем упавшим голосом произнес Вилков и зачем-то пощупал свою голову, слов­ но опасаясь, что этот знак отличия мог неожиданно появиться у него на лбу. — Ну, крабы можно го­ товить по-разному, — по- своему поняв вопрос, ожи­ вился знаток кухни. — Их можно подать в яично-ма­ сляном соусе, а еще лучше запеченными в молочном со­ усе... Дымский налил себе конь­ яка и, не замечая грозно затихшего собеседника, го­ лосом просветителя, устав­ шего от постоянной борьбы во тьме невежества, довери­ тельно продолжал поучать. ...Вахтенный матрос по­ том убеждал весь экипаж, что новый повар — боль­ шой спортсмен по тройным прыжкам. Он был свидете­ лем, как тот выскочил от электромеханика и одним рывком пересек коридор, вторым — ухнул вниз по трапу, не задевая ступенек, а третьего вполне хватило на то, чтобы, опережая соб­ ственный визг, влететь в первую попавшуюся каюту и забаррикадироваться. На другой день на БМРТ появился инспектор отдела кадров, п Юрин Сергеевич молча протянул ему радио­ грамму п сумрачно поинте­ ресовался. когда будет под­ мена. — Кому? — удивленно поднял брови тот. — Мне! — с нажимом сказал Вилков. — Вы посмотрите — за бортом август, в разгаре путина, у ііае хроническая нехватка людей, — привыч­ но завелся инспектор, — а вы в отпуск! Постыдились бы, а еще сознательный, — укорил он под конец. — А как же радиограм­ ма? — с надрывом спросил электромеханик. — Так это Волкову — вашему повару! — радост­ ью объяснил инспектор и назидательно посоветовал: — Надо не торопиться, читать внимательно... ...С новым поваром у Вил­ кова одно время были на­ тянутые отношения, и он даже несколько дней де­ монстративно питался через артелку, но потом уступил. Дымский и в самом деле оказался редким умельцем своего дела. Р. САЛЯ ЕВ. 27 июня ^980 г. эшвтваявmmттіииияждюдьУ «РЫБНЫЙ М УРМ АН » • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz