Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.

Т А К УЖ повелось в ры- * бацком флоте, что старшего мастера по добыче в шутку называют «майо­ ром». Этим как бы подчер­ кивают значимость должнос­ ти. Но шутка ш у тк о й ,, а в вопросах промысла старший мастер — правая рука ка­ питана. Более двадцати лет рабо­ таю я старшим мастером. Д а ­ леко шагнули за это время техника и тактика тралового промысла. То, что было раньше, когда я начинал ры ­ бачить, и что сегодня имеет­ ся на вооружении у рыба­ ков, можно сравнить с сохой и современным плугом. Многие из ветеранов пом­ нят прежние орудия лова: из смоленой пеньки трал, де­ ревянные бобинцы, березо­ вые прокладки, стеклянные пустотелые кухтыли. Наби­ вали их в чулок-оплетку по восемь_штук. Оплетки связы ­ вали попарно и прикрепляли к верхней подборе. Во время вываливания центральноіі подборы за борт 20 процен­ тов кухтылей бились о план­ шир. Подбору полностью :іе под­ нимали на борт, а только центральную ее часть. Суще­ ствовала квартропная систе­ ма. Квартроп делали из тро­ са •■геркулес», его приходи­ лось часто менять, так как, попадая под нижнюю подбо­ ру, он подтирался и выхо­ дил из строя. Доски были деревянные, квадратные, око­ ванные железом. Одним словом, тогдашний трал представлял собою громоздкое, неудобное соору­ жение, но мы всегда груз набирали за 1 2— 15 суток. Одно траление проводили за час-полтора и поднимали до 15 тонн рыбы. М ного бы ло р и с ка в работе. П о м н ится т а ко й случа й . РТ-34 « Д з е р ж и н с ки й » страдал пл о­ хой о сто й ч и в о с ть ю . Д остаточно бы ло взять 5 — 6 то нн ры б ы на один борт, к а к суд но опасно кр е н и л о с ь . О д наж ды набрали по лны й гр у з. П огода стояла хо рош а я. Задраив т р ю м ы брезентом , мы р еш и л и сделать последнее тр а ­ ление. П ри подъем е трала н а ­ летел ш к в а л ь н ы й ветер. На гла за х р а зы гр а л с я ш то р м . Вот м е ш о к с уловом в 7 — 8 то нн у ж е у борта. С удно н а кр е н и ­ лось, и очередная волна весь м е ш о к с р ы б ой забросила на палубу. Т р а уле р т а к повалился, что ту р а ч н и лебедки пр а во го борта о ка з а л и с ь в воде. П р и ­ ш л ось о б ъ я в и ть тр е в о гу , б р о ­ саться п л е д я н у ю воду, чтобы с п а сти полож ение. Вот в таких условиях по­ рой приходилось работать, набираться опыта. Не все выдерживали, расставались с флотом. II очень важно было тогда почувствовать друже­ скую поддержку. Мне посча­ стливилось работать с таки­ ми капитанами, как М. И. Кузнецов, М. В. Титов, бра­ тьями Александром и Нико­ лаем Ивановыми. У них, а также у мастеров траловых дел А. С. Попова и II. В. Рыбина, В. О Попова я учился рыбацкому делу, бла­ годаря их помощи достиг профессионального мастерст­ ва. Николай Владимирович Рыбин имел много учеников. Свой опыт работы п море он передал тралмейстеру РТ «Смоленск» В. Т. Козлову, которому в годы девятой пя­ тилетки было присвоено вы­ сокое звание Героя Социали­ стического Труда. Т р а л м е й с те р с ки й о п ы т п р и ­ шел ко мне, ко н е ч н о , не сразу, с е кр е ты м астерства р а с к р ы в а ­ л и сь по степ енн о. И траловое в о о р у ж е н и е с ка ж д ы м годом со верш енствовалось. Стали п р и ­ м е нять м е тал ли че ски е к у х т ы ­ ли, бобин цы и ч у гу н н ы е п р о ­ кл а д ки гр у за . И звестны е наш и ка п и т а н ы М а кл а ко в и М ихо в с ко н с т р у и р о в а л и ноеы е о р у ­ дия лова, ко т о р ы е п озвол яли у с п е ш н о р аб о та ть не т о л ь ко в т р а д и ц и о н н ы х р а й о н а х п р о м ы с ­ ла, но и в те х, ку д а р а н ьш е не х од или н а ш и суда. Вмес т Ф .іОТ пополнялся более современными судами. На РТ-304 «Моздок» нам пришлось осваивать новый район — Копытовский, В то время там мало кто желал промышлять из-за плохих ус­ ловий: много камней, еще больше — губки. Поэтому часто вместо окуня набира­ ли в мешок губку. И поки­ дали район... Не везло сначала и нам. Однако экипаж не отчаивал­ ся. Перевооружили трал, об­ легчили нижнюю подбору, укоротили кабели, расшири­ ли мешок и начали делать короткие траления. Правда, губка попадала, но мы от нес научились избавляться- При подъеме трала, как только всплывал мешок, от­ ключали доски, трал подтя­ гивали к борту на кабеле, затем резко травили. Подбо­ ра тянула вниз мешок, он как бы становился верти­ кально. Подержав его в та­ ком положении минут 5 — 10, продолжали подъем трала. Губка высыпалась, а чистая рыба оставалась в мешке. За короткое траление имели уловы от одной до двенадца­ ти тонн. Опыт экипажа «Моздока» использовали многие суда и нашего и других флотов. В начале 70-х годов РТ бортового траления стали ра- е с ф ботать на жидком топливе. Промысловики получили воз­ можность выйти на просторы Северо-Западной Атлантики. В первую экспедицию от­ правились глубокой осенью, в пору больших штормов. К то­ му же район был мало изу­ чен Нас снабдили тралами, считавшимися в конструктив­ ном отношении безупречны­ ми, но на деле они оказались не такими. В св я зи с этим ум е стн о с к а ­ зать, что пл ох тот тр ал м е йстер , к о т о р ы й д о во л ьств уе тся уло ­ вам и, на п е р в ы й взгляд з н а ­ ч и те л ь н ы м и . Мы по д ним а ли за тр ал е ни е до д в у х то н н к р у п н о ­ го о к у н я . К азалось бы, м о ж н о рад оваться. Но нас та ки е у л о ­ вы не у с тр а и в а л и : ры ба, ч у в с т ­ вовалось. в этом районе есть. П р и нид ы вал и, что надо де­ лать Н е о д но кр а тно пр о м е р ял я тр ал и, нако не ц , уб едился: гр у и - т р о п д л и нне е ф у тр о п а в общ ей с л о ж н о с ти на один м етр. Убе­ ж д е н н ы й в н е п о гр е ш и м о с ти к о н с т р у к ц и и , н а ч а л ь н и к э к с п е ­ д и ц и и не р азреш ил лне тогда и с п р а в и ть о ш и б ку . В дальней­ шем ж е я д оказал с в ою право­ т у в п ромы словом отделе Нечто подобное случилось при работе в другом районе. Там тоже пришлось пере­ краивать трал, облегчать его, так как ои был тяжелый, ло­ жился на грунт, а отсюда — частые порывы его. Мы не успевали его чинить, теряли много промыслового време­ ни. А как усовершенствова­ ли, при первом тралении име­ ли 25 тонн рыбы За полто­ ра месяца сумели выполнить рейсовое задание на 140 про­ центов. Это был большой ус­ пех. 11а ВМ РТ «Севериое сия­ ние». когда добывали арген- тину, часто случались аварии орудий лова. ПриходшрйН заниматься чинкой их Ули­ ками. ^ ІІе помню, что натолкнуло меня на мысль поставить гу- жнки по 80 сантиметров к нижней подборе. Этим самым мы немного приподняли трал над грунтом, но задачу пол­ ностью не решили. Гужики подтирались, их часто прихо­ дилось менять. Тогда пере­ шли па четырехкабельную си­ стему Трал больше подни­ мался над набитым грунтро- ппм, прекратились порывы • З а в т р а — Ш с е с о ю з н ы А л & х ь , и з о б р е т а т е л я : к р а д н о я а л и з а г о р а Б о льш ую пом ощ ь оказывают промыш ленным п редп ри ятиям коллективы «С е в те х р ы б п р о м а », ЦГІКТБ, о тд е ле н и я «Ги п р о р ы б - ф л о та ». З начительное м есто в п о д ­ готовке б уд ущ и х новаторов за­ нимают М В И М У имени Л е н и н ­ ского ком сом ола, м о р е х о д н о е учи лищ е имени К. И. М есяце- поль зую тся и зобретения. А на тарном комбинате, в автобазе и С М У «С е в р ы б ы » они из года ‘ в г о д не использую тся. П очти все изобретения, ра зр а б о та н ­ ные в ла б о рато ри и п р ом р ы б о - ловстаа П И Н Р О , не находят своего применения. Все это свидетельствует с том, что на п редп ри ятия х и в Н А Г Л А В Н О М Н А П Р А В Л Е Н И И I ва, п ро ф тсхуч и лищ а , к луб ф л о ­ тилия «А л ь б а тр о с ». Х о р ош о изв естн ы им ена на- ш и х изоб ретател ей и р а ц и о н а ­ л и зато р ов — члена Ц ентраль к о го совета ВОИР, з а с л у ж е н н о ­ го р ац и о н а л и за то р а РСФСР, гл а в н о го и н ж е н е р а Т е р и б е р с ки х СРМ Г. Г. Тарасова, вед ущ их к о н с т р у к т о р о в «С евтехры бпро- м а »— В. К. Н и ко л а е н ко с а . Г. М. П опова. Н. В. К а нте м и р ов а, Е. А. Лебедева из ЦПКТБ. От д у ш и хочется по зд р а в и ть ста р ш е го и н ж е н е р а тр ал о во го ф лота Е. Н. П а ли ц ы на , н а ч а л ь ­ н и ка т е х н и ч е с ко го отдела «Сев р ы б п ро м р а зв е д ни » А. Н. Сава- теева, за м ести те л я н а ч а л ь н и ка м о ре хо д но го у ч и л и щ а Б. М . Вайсберга, ко то р ы м п е р вы м в С еверном бассейне пр исвое но звание « Л у ч ш и й о р га н и за то р т е х н и ч е с ко го творчества». О д н а к о в работе по разви­ тию новаторства имеется и м ного -нерешенных задач: только на 11 предп ри яти я х ис­ организациях ры ьной отрасли имеются больш и е резервы . Главные задачи, которы е стоят п е р е д организациями ВОИР, и зо б рета тел ями и ра­ ционализаторам и, — это у л у ч ­ шение работы по повышению эфф ективности использования в прои зво дстзе изоб ретен и й и новаторских п р е д ло ж е н и й , на­ правление всей деятельности на изыскание резервов п р ои з ­ водства, повышение темпов роста п р ои зво ди тель н о сти т р у ­ да, сокращ ение ро ли ручны х работ, сниж ение себестоим ос­ ти выпускаемой продук ц и и , экономию топлива, м еталла и д р уги х ресурсов. И. ГОНИКМАН, председа­ тель объединенного совета ВОИР рыбной промышлен­ ности области. О Т О Р О Й раз в нашей стра- не отм ечается Д ень и зо­ б р е та те ля и раци онали затора. И зо б р ета тели , р а ц и о н али зато ­ ры, о ргани заторы техническо­ го творчестза ры бной п ромыш ­ ленности области вы полнили д о с р о ч н о социалистические обязательства и на п р о х о д и в ­ шем в мае слете дали слово п олучи ть за пяти летк у 25 м и л­ ли о нов р у б ле й экономии. Та­ кой экономии не добивались новаторы за всю историю ры б ­ ной п ромыш ленности. *- К оличество новаторов ув е ли ­ чилось в 2 раза, эконом иче­ ская эфф ективность — з 2,3 раза, и спользуемы х и зоб рете ний стало б ольш е в 2,5 раза, разработанны х изобретений — в 3 раза. С табильно, из года в год, работаю т и зо б рета тели и р а ­ ци она ли за торы о бъединений «М у р м а н р ы б п р о м », «М у р м а н ­ ская с уд о в е р ф ь », ры бн о го п о р ­ та и д руги х. Б ольш ую пом ощ ь в рацио- нал изаторской ра бо те оказы­ вают совет м о лоды х специа­ листов и судовы е советы ВОИР. Сейчас в объединении «С е в р ы б а » каж дое третье п р е д ло ж е н и е — м олоды х. На отгрузочной площадке Волгоградского тракторного завода внедрен новый метод погрузки тракторов ДТ-75 на железнодорожные платфор­ мы. Рационализаторы — же­ лезнодорожники и работники завода предложили прогрес­ сивную схем у размещения машин д л я и х транспорти­ ровки — в два ряда вдоль оси состава. Это позволяет пере­ возить на одной железнодо­ рожной платформе шесть тракторов вместо четырех. При таком уплотненном спо­ собе п огрузки высвобооісдает- ся каждая, третья платформа. Подсчитано, что пр им ен е­ ние новшества только на од­ ном Волгоградском заводе даст экономию в четверть миллиона рублей в год. На снимке: тракторы ДТ-75, погруженные на железнодо­ рожные платформы по повой схеме. Фотохроника ТАСС. Новыми творческими успе­ хами встречает коллектив общественного конструктор­ ского бюро управления «Сев- рыбхолодфлот» День изобре­ тателя и рационализатора. ‘Третий год подряд он завоевы­ вает первенство среди ОКБ нашей области и удостоива- ется вымпела центрального совета ВОИР. Активно участвуют в ра­ боте творческой бригады П. Т. Трубин, А. С. Рындин, В. П. Порохнин, В. А. Мала­ хова, А. В. Шульгин, К. А. Атнабаев, руководитель ОКБ О. Н. Кислинский, которых вы видите на снимке. Фото В. КОНОНОВА. 6 стр. ------- --- m............. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » 27 июня 1980

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz