Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.
Т А К УЖ повелось в ры- * бацком флоте, что старшего мастера по добыче в шутку называют «майо ром». Этим как бы подчер кивают значимость должнос ти. Но шутка ш у тк о й ,, а в вопросах промысла старший мастер — правая рука ка питана. Более двадцати лет рабо таю я старшим мастером. Д а леко шагнули за это время техника и тактика тралового промысла. То, что было раньше, когда я начинал ры бачить, и что сегодня имеет ся на вооружении у рыба ков, можно сравнить с сохой и современным плугом. Многие из ветеранов пом нят прежние орудия лова: из смоленой пеньки трал, де ревянные бобинцы, березо вые прокладки, стеклянные пустотелые кухтыли. Наби вали их в чулок-оплетку по восемь_штук. Оплетки связы вали попарно и прикрепляли к верхней подборе. Во время вываливания центральноіі подборы за борт 20 процен тов кухтылей бились о план шир. Подбору полностью :іе под нимали на борт, а только центральную ее часть. Суще ствовала квартропная систе ма. Квартроп делали из тро са •■геркулес», его приходи лось часто менять, так как, попадая под нижнюю подбо ру, он подтирался и выхо дил из строя. Доски были деревянные, квадратные, око ванные железом. Одним словом, тогдашний трал представлял собою громоздкое, неудобное соору жение, но мы всегда груз набирали за 1 2— 15 суток. Одно траление проводили за час-полтора и поднимали до 15 тонн рыбы. М ного бы ло р и с ка в работе. П о м н ится т а ко й случа й . РТ-34 « Д з е р ж и н с ки й » страдал пл о хой о сто й ч и в о с ть ю . Д остаточно бы ло взять 5 — 6 то нн ры б ы на один борт, к а к суд но опасно кр е н и л о с ь . О д наж ды набрали по лны й гр у з. П огода стояла хо рош а я. Задраив т р ю м ы брезентом , мы р еш и л и сделать последнее тр а ление. П ри подъем е трала н а летел ш к в а л ь н ы й ветер. На гла за х р а зы гр а л с я ш то р м . Вот м е ш о к с уловом в 7 — 8 то нн у ж е у борта. С удно н а кр е н и лось, и очередная волна весь м е ш о к с р ы б ой забросила на палубу. Т р а уле р т а к повалился, что ту р а ч н и лебедки пр а во го борта о ка з а л и с ь в воде. П р и ш л ось о б ъ я в и ть тр е в о гу , б р о саться п л е д я н у ю воду, чтобы с п а сти полож ение. Вот в таких условиях по рой приходилось работать, набираться опыта. Не все выдерживали, расставались с флотом. II очень важно было тогда почувствовать друже скую поддержку. Мне посча стливилось работать с таки ми капитанами, как М. И. Кузнецов, М. В. Титов, бра тьями Александром и Нико лаем Ивановыми. У них, а также у мастеров траловых дел А. С. Попова и II. В. Рыбина, В. О Попова я учился рыбацкому делу, бла годаря их помощи достиг профессионального мастерст ва. Николай Владимирович Рыбин имел много учеников. Свой опыт работы п море он передал тралмейстеру РТ «Смоленск» В. Т. Козлову, которому в годы девятой пя тилетки было присвоено вы сокое звание Героя Социали стического Труда. Т р а л м е й с те р с ки й о п ы т п р и шел ко мне, ко н е ч н о , не сразу, с е кр е ты м астерства р а с к р ы в а л и сь по степ енн о. И траловое в о о р у ж е н и е с ка ж д ы м годом со верш енствовалось. Стали п р и м е нять м е тал ли че ски е к у х т ы ли, бобин цы и ч у гу н н ы е п р о кл а д ки гр у за . И звестны е наш и ка п и т а н ы М а кл а ко в и М ихо в с ко н с т р у и р о в а л и ноеы е о р у дия лова, ко т о р ы е п озвол яли у с п е ш н о р аб о та ть не т о л ь ко в т р а д и ц и о н н ы х р а й о н а х п р о м ы с ла, но и в те х, ку д а р а н ьш е не х од или н а ш и суда. Вмес т Ф .іОТ пополнялся более современными судами. На РТ-304 «Моздок» нам пришлось осваивать новый район — Копытовский, В то время там мало кто желал промышлять из-за плохих ус ловий: много камней, еще больше — губки. Поэтому часто вместо окуня набира ли в мешок губку. И поки дали район... Не везло сначала и нам. Однако экипаж не отчаивал ся. Перевооружили трал, об легчили нижнюю подбору, укоротили кабели, расшири ли мешок и начали делать короткие траления. Правда, губка попадала, но мы от нес научились избавляться- При подъеме трала, как только всплывал мешок, от ключали доски, трал подтя гивали к борту на кабеле, затем резко травили. Подбо ра тянула вниз мешок, он как бы становился верти кально. Подержав его в та ком положении минут 5 — 10, продолжали подъем трала. Губка высыпалась, а чистая рыба оставалась в мешке. За короткое траление имели уловы от одной до двенадца ти тонн. Опыт экипажа «Моздока» использовали многие суда и нашего и других флотов. В начале 70-х годов РТ бортового траления стали ра- е с ф ботать на жидком топливе. Промысловики получили воз можность выйти на просторы Северо-Западной Атлантики. В первую экспедицию от правились глубокой осенью, в пору больших штормов. К то му же район был мало изу чен Нас снабдили тралами, считавшимися в конструктив ном отношении безупречны ми, но на деле они оказались не такими. В св я зи с этим ум е стн о с к а зать, что пл ох тот тр ал м е йстер , к о т о р ы й д о во л ьств уе тся уло вам и, на п е р в ы й взгляд з н а ч и те л ь н ы м и . Мы по д ним а ли за тр ал е ни е до д в у х то н н к р у п н о го о к у н я . К азалось бы, м о ж н о рад оваться. Но нас та ки е у л о вы не у с тр а и в а л и : ры ба, ч у в с т вовалось. в этом районе есть. П р и нид ы вал и, что надо де лать Н е о д но кр а тно пр о м е р ял я тр ал и, нако не ц , уб едился: гр у и - т р о п д л и нне е ф у тр о п а в общ ей с л о ж н о с ти на один м етр. Убе ж д е н н ы й в н е п о гр е ш и м о с ти к о н с т р у к ц и и , н а ч а л ь н и к э к с п е д и ц и и не р азреш ил лне тогда и с п р а в и ть о ш и б ку . В дальней шем ж е я д оказал с в ою право т у в п ромы словом отделе Нечто подобное случилось при работе в другом районе. Там тоже пришлось пере краивать трал, облегчать его, так как ои был тяжелый, ло жился на грунт, а отсюда — частые порывы его. Мы не успевали его чинить, теряли много промыслового време ни. А как усовершенствова ли, при первом тралении име ли 25 тонн рыбы За полто ра месяца сумели выполнить рейсовое задание на 140 про центов. Это был большой ус пех. 11а ВМ РТ «Севериое сия ние». когда добывали арген- тину, часто случались аварии орудий лова. ПриходшрйН заниматься чинкой их Ули ками. ^ ІІе помню, что натолкнуло меня на мысль поставить гу- жнки по 80 сантиметров к нижней подборе. Этим самым мы немного приподняли трал над грунтом, но задачу пол ностью не решили. Гужики подтирались, их часто прихо дилось менять. Тогда пере шли па четырехкабельную си стему Трал больше подни мался над набитым грунтро- ппм, прекратились порывы • З а в т р а — Ш с е с о ю з н ы А л & х ь , и з о б р е т а т е л я : к р а д н о я а л и з а г о р а Б о льш ую пом ощ ь оказывают промыш ленным п редп ри ятиям коллективы «С е в те х р ы б п р о м а », ЦГІКТБ, о тд е ле н и я «Ги п р о р ы б - ф л о та ». З начительное м есто в п о д готовке б уд ущ и х новаторов за нимают М В И М У имени Л е н и н ского ком сом ола, м о р е х о д н о е учи лищ е имени К. И. М есяце- поль зую тся и зобретения. А на тарном комбинате, в автобазе и С М У «С е в р ы б ы » они из года ‘ в г о д не использую тся. П очти все изобретения, ра зр а б о та н ные в ла б о рато ри и п р ом р ы б о - ловстаа П И Н Р О , не находят своего применения. Все это свидетельствует с том, что на п редп ри ятия х и в Н А Г Л А В Н О М Н А П Р А В Л Е Н И И I ва, п ро ф тсхуч и лищ а , к луб ф л о тилия «А л ь б а тр о с ». Х о р ош о изв естн ы им ена на- ш и х изоб ретател ей и р а ц и о н а л и зато р ов — члена Ц ентраль к о го совета ВОИР, з а с л у ж е н н о го р ац и о н а л и за то р а РСФСР, гл а в н о го и н ж е н е р а Т е р и б е р с ки х СРМ Г. Г. Тарасова, вед ущ их к о н с т р у к т о р о в «С евтехры бпро- м а »— В. К. Н и ко л а е н ко с а . Г. М. П опова. Н. В. К а нте м и р ов а, Е. А. Лебедева из ЦПКТБ. От д у ш и хочется по зд р а в и ть ста р ш е го и н ж е н е р а тр ал о во го ф лота Е. Н. П а ли ц ы на , н а ч а л ь н и ка т е х н и ч е с ко го отдела «Сев р ы б п ро м р а зв е д ни » А. Н. Сава- теева, за м ести те л я н а ч а л ь н и ка м о ре хо д но го у ч и л и щ а Б. М . Вайсберга, ко то р ы м п е р вы м в С еверном бассейне пр исвое но звание « Л у ч ш и й о р га н и за то р т е х н и ч е с ко го творчества». О д н а к о в работе по разви тию новаторства имеется и м ного -нерешенных задач: только на 11 предп ри яти я х ис организациях ры ьной отрасли имеются больш и е резервы . Главные задачи, которы е стоят п е р е д организациями ВОИР, и зо б рета тел ями и ра ционализаторам и, — это у л у ч шение работы по повышению эфф ективности использования в прои зво дстзе изоб ретен и й и новаторских п р е д ло ж е н и й , на правление всей деятельности на изыскание резервов п р ои з водства, повышение темпов роста п р ои зво ди тель н о сти т р у да, сокращ ение ро ли ручны х работ, сниж ение себестоим ос ти выпускаемой продук ц и и , экономию топлива, м еталла и д р уги х ресурсов. И. ГОНИКМАН, председа тель объединенного совета ВОИР рыбной промышлен ности области. О Т О Р О Й раз в нашей стра- не отм ечается Д ень и зо б р е та те ля и раци онали затора. И зо б р ета тели , р а ц и о н али зато ры, о ргани заторы техническо го творчестза ры бной п ромыш ленности области вы полнили д о с р о ч н о социалистические обязательства и на п р о х о д и в шем в мае слете дали слово п олучи ть за пяти летк у 25 м и л ли о нов р у б ле й экономии. Та кой экономии не добивались новаторы за всю историю ры б ной п ромыш ленности. *- К оличество новаторов ув е ли чилось в 2 раза, эконом иче ская эфф ективность — з 2,3 раза, и спользуемы х и зоб рете ний стало б ольш е в 2,5 раза, разработанны х изобретений — в 3 раза. С табильно, из года в год, работаю т и зо б рета тели и р а ци она ли за торы о бъединений «М у р м а н р ы б п р о м », «М у р м а н ская с уд о в е р ф ь », ры бн о го п о р та и д руги х. Б ольш ую пом ощ ь в рацио- нал изаторской ра бо те оказы вают совет м о лоды х специа листов и судовы е советы ВОИР. Сейчас в объединении «С е в р ы б а » каж дое третье п р е д ло ж е н и е — м олоды х. На отгрузочной площадке Волгоградского тракторного завода внедрен новый метод погрузки тракторов ДТ-75 на железнодорожные платфор мы. Рационализаторы — же лезнодорожники и работники завода предложили прогрес сивную схем у размещения машин д л я и х транспорти ровки — в два ряда вдоль оси состава. Это позволяет пере возить на одной железнодо рожной платформе шесть тракторов вместо четырех. При таком уплотненном спо собе п огрузки высвобооісдает- ся каждая, третья платформа. Подсчитано, что пр им ен е ние новшества только на од ном Волгоградском заводе даст экономию в четверть миллиона рублей в год. На снимке: тракторы ДТ-75, погруженные на железнодо рожные платформы по повой схеме. Фотохроника ТАСС. Новыми творческими успе хами встречает коллектив общественного конструктор ского бюро управления «Сев- рыбхолодфлот» День изобре тателя и рационализатора. ‘Третий год подряд он завоевы вает первенство среди ОКБ нашей области и удостоива- ется вымпела центрального совета ВОИР. Активно участвуют в ра боте творческой бригады П. Т. Трубин, А. С. Рындин, В. П. Порохнин, В. А. Мала хова, А. В. Шульгин, К. А. Атнабаев, руководитель ОКБ О. Н. Кислинский, которых вы видите на снимке. Фото В. КОНОНОВА. 6 стр. ------- --- m............. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » 27 июня 1980
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz