Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.

it О С О Л Ь Н О . С В ЕЖ ЬЕВ ОЙ тр а у л е р «З аставна» соврем енное с удно . На нем € успехом м о ж н о вести п ромы ­ сел. Н о д ля этого рыбакам и о собенно ком андирам п р о и з ­ водства надо обла дать нема­ лыми знаниями и практиче­ скими навыками, тем б оле е что коллек ти ву в завершаю ­ щем го д у десятой пятилетки п ред с тои т заготовить 990 тонн ры бного п олуф абриката. М ногое зависит от организа­ ции социалистического с оре в­ нования. от отнош ения лю де й к п орученным обязанностям . Как ж е идут дела? Если учесть то обстоятельств о, что экипаж П С Т -1 334 «З аставна» был собран, как говорится, «с миру по нитке», то м ож но д ога д а ть - ся. что п е р е д ним стояла т р у д ­ ная задача. Механизмы судна тре бо ва ли о п р е д е ле н н о й д о ­ водки*' ком андном у составу надо бы ло узнать и изучить лю дей, о п р е д е ли ть д ля каж ­ д о г о какой-то свой участок производства. Вот что говори т об этом первый пом ощ ник ка­ питана А натоли й Степанович Рябиков: — М о ж н о иметь на о о р гу чем работать и что о бра ба ты ­ вать; м ож н о иметь полностью уком плектованный штат. Но, если не б уд е т д о л ж н о й орга н и ­ зации производства, если командный состав не б уд е т д оскон а льн о знать своих п о д ­ чиненных и ум е ло направлять их усилия в н уж н о е р у с ло , ни о каких труд о вы х успехах не м ож ет быть и речи. О д н о плавание у экипажа П С Т -1334 «З аставна» п о л у ч и ­ лось скомканным. Д о в о ди ли с ь «д о ум а » механизмы, раскры ­ вались лю д и , но тем не менее задание бы ло вы полнено. Во втором рейсе м оряки уж е ста­ ли такими, что от них м ож но бы ло требовать п р о и з в о ди ­ тельности тр у д а повыше. Но л здесь надо бы ло учитывать следую щ е е. Все работы по д о ­ быче и о бра бо тк е рыбы вы­ полняет одна п рои зводствен - 1 ная команда, и . здесь очень важно расставить м оряков та­ ким образом , чтобьі опыт ве­ теранов, пом нож енны й на за­ д о р м о ло д е ж и , д ал вы­ сокий ре зульта т. Вот такие настроения то ж е б ерутс я во внимание на П С Т «Заставна». & Іе с /ы , Дня Р Ы Б А К А П О Р Т О В И К И — Ю Б И Л Е Ю Т р уж ен и к и в то р о го района ры бн ого порта — надежны е ;д р у з ь я м оряков тра ло в о го «флота. В эти дни, когда п р ом ы сло ­ вики готовятся отм етить 60-ле­ тие своего ф лота , п ортовики с го себой старательностью о б р а ­ батывают тр а лф ло то в ск и е с у­ да. В завершающем го д у пяти­ л е тк и мы заклю чили с эки па­ жами 40 локальны х д ого вор ов. Д о с р о ч н о завершена раз грузка 36 кораблей, 4 о б р а б о ­ таны в срок. Э коном ия соста­ вила б о ле е 28G судо-часов с то ­ яночного времени. М е то до м б р и га дн о го п о д р я ­ да обра бо тано 5 судов с эко­ номией 75 судо-часов. О тл и ч и ­ лись укрупненны е ком п ле кс­ ные б ри га ды В. Г. Ласкина, С И. К о р б ута и Е. Н. Попова. А . БР А ТЯ К И Н , зам еститель п р е д с е д а те ля цехком а вто­ р о го района порта. С к о р е е всего, б ла го д а р я этом у с л е д у ю щ и й рейс явился о тправной точкой на пути ра з­ вертывания соц и али сти ческого соревнования внутри экипажа за д о с р о ч н о е вы полнение го ­ д о в о го плана и д ос то й н ую встречу 60-летия М урм а н ск о го тр а ло в о го ф ло та , Каж ется, что ж изнь на П С Т «З аставна » р а зм е рен а и х о р о ­ шо о тр е гули р о в а н а ' рейс — п р и хо д в п о р т — новый рейс. Н о ка ж д о е плавание имеет свои особенности. Рыба миг­ р и р уе т, и там, где она была вчера, сегодн я ее м о ж ет не оказаться. Н у ж е н поиск, н уж ­ но ум ен ие бы стро оценить Э К И П А Ж Д Р У Ж Н Ы Х ситуацию . проанализировать сводку и ре ком е нда ц ии поис­ ковых кораблей. Э то нелегкая работа, и ле гла она на плечи всей ш турм анской служ бы П С Т «Заставна». Вот некоторы е данны е по ра боте экипажа П С Т «З астав­ на». П лан вто р о го квартала по вы лову рыбы вы полнен на 144 процента. П р и задании вы­ работать 210 тонн п о л у ф а б р и ­ ката его п р о и з в е де н о 424 то н ­ ны. На 60 п роц е н тов перекры т показатель по стоим ости т о ­ варкой п р од ук ц и и . За п о л у ­ год и е экипаж у планировалось добы ть 940 тонн рыбы , а д о ­ быто ее 1319 тонн. На этом судн е вы топлено 12 тонн ры бь­ его жира, что на 300 п р о ц е н ­ тов больш е запланированного. За п р ош е дш е е с начала года время на «З аставне » вы работа­ ли 875 тонн ры бного п о л у ф а б ­ риката, что превышает зада­ ние девяти месяцев на 165 тонн, и тем самым ю билею ф ло та п о д го то в ле н достойный тр у д о в о й подарок. М о ж н о ли у ж е говорить о том, что экипаж «Заставны д слож и лся, стал монолитным? — П о ж а луй , нет. Х о тя о п р е ­ деленны е успехи есть, — о т­ ветил А н а то ли й С тепанович Рябиков. — П артийная, п р о ф ­ союзная и ком сом ольская о р ­ ганизации д е лаю т все от них зависящее, чтобы команда была д р у ж н о й и сработанной. Каж ды й м о л о д о й м оряк не остается без внимания у вете­ ранов ф ло та . Таком у специа­ ли сту, каким у нас является Борис А ле к с а н д р о в и ч Босов, есть чем п оде ли ться . Работает он старшим м астером по д о ­ быче рыбы, о тли ч н о знает свое д е л о . награ ж ден о р д е н о м Т р у д о в о й С лавы тр е ть е й степе­ ни. У него два знака п о б е д и ­ те ля с оц и али с ти ч ес ко го соре в­ нования и знак уд арн и к а д е ­ вятой пятилетки. М а ло чем в м астерстве уступ а ет Борису А ле к с а н д р о в и ч у его пом ощ ник А ле к с е й И льич А леш и н , 24 го ­ да отдавш ий м орю . 26 ле т тр у д и тс я на ф л о те матрос п ерв ого класса В ладим и р Д а ­ выдович Гущ ин, десять ле т — м атрос вто р о го класса А н а т о ­ ли й Ем ельянович П угачев, всегда м о ж н о брать прим ер со старшины вахты Виктора С ем еновича В едерникова. Есть у нас и м о лоды е, но заслуж и ­ вающие внимания м оряки — Дм и три й Карп и Н и колай Л у ­ пу (на снимке). О н и приехали из о д н о го м о лд авс к ого села, пош ли работать в о ди н ф ло т, и оба п опали на наш тр а уле р . Э то лю б озн атель ны е и т р у д о ­ лю бивы е парни, а недавно они сдали п ереаттестацию на м атро ­ сов в то р о го класса. П ри ятн о видеть, когда лю д и п р о ф е с с и о ­ нально растут. Сам ой д р у ж н о й в п р о ш е д ­ шем рейсе была машинная команда, к о то р ую в о згла в ля ­ ет старший механик Гри гори й Иванович Крат. М н о го х о р о ­ ших д е л на счету м отористов Виктора Владим ировича Рез- ниченко и Михаила Ф е о д о с ь е - вйча Саенко. Б ольш ой объем ра б о т в к аж дом плавании вы­ п олн яе т м еханик-наладчик ком ­ мунист С ер гей Иванович Та­ раканов, и то, что все меха­ низмы ры бной ф абрики на «З а ­ ставне» постоянно в действии. — его прямая заслуга. О б экипаже П С Т «З аставна» м о ж н о рассказать много. Ц ель была такой': хотелось поведать о м о л о д о м судо вом к о л л е к ти ­ ве М урм а н ск о го тр а ло в о го ф лота, которы й у ж е хо рош о зареком ен дова л себя и усп еш ­ но вы полняет государственны е задания по д обы ч е рыбы и п рои зводству из нее пищевой продук ц и и . С. Д А Н И Л О В . • ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ НЕ ПЛОД ФАНТАЗИЙ На облове п у т а с с у в эти д н и о б с та н о в ка не позвол яет р ы б а ­ ка м р а зв е р н у ть с я «во всю ш ирь»* И, к а к это бы вает, «затищ ье» в м о р с к и х гл у б и н а х б у д о р а ж и т э н е р ги ю п р о м ы с л о в и ко в , н а п р а в ­ ля е т ус и л и я э к и п а ж е й на то, чтобы не о с та ть с я в пролове и обес­ п е ч и т ь х у д о ли бедно р ы б о ф а б р и ки сы р ь е м . С тоит ли го во р ить , н а с ко л ь к о п о в ы ш а ю т с я п р и этом роль, зн а ч и м о с ть со ц и а л и с ти ч е ­ с ко го со ре в но в ани я . Б ы ть п е р вы м в нем — всегда почетно, А в с л о ж н ы х у с л о в и я х — тем более. О том , к а к п р о х о д и т с о р е в н о в а н и е ср ед и судов о б ъ ед инения «М у р м а н р ы б п р о м » , об о п ы те о р га н и з а ц и и этого со ре вно вани я на п у ти н е р а с с ка з ы в а е т и н ж е н е р отдела н а у ч н о й о р га н и за ц и и тр уд а , за ра б о тно й п л а ты и у п р а в л е н и я п р о и зво д ств о м Г. А. БО­ РОВОЙ. - I I Л Я . Э К И П А Ж Е Й С У Д О В , ра ботающ их на о б ло в е путассу, мы о б ъ я ви ли конкурс- соревнование «З а м аксималь­ ный зьілов и направление п у­ тассу на пищевые ц е ли ». П о д с ч е т ре зуль та то в мы п р о ­ водим по б а лль н о й системе. С и ­ стема эта пров ере н а б д е ле , она п олн ос тью о пра вдала се­ бя и стала своеобразной ф о р м у л о й , с пом ощ ью к о то ­ ро й мы реш аем практически все вопросы , связанные с о р ­ ганизацией соревнования. В чем ж е сила этой ф о р м у ­ лы? П р е ж д е всего, она ун и в е р­ сальна. Не б уд е м забывать, что на о б ло в е путассу ра б о та­ ют суда, различны е по своим техническим, п рои зв о дс тв е н ­ ным характеристикам . В озм ож ­ ности у этих судов разные, а с оревновани е-то одн о , общ ее. Вот здесь наша ф о р м у ла , м о ж ­ но сказать, незаменима. О н а пом огает о бъективно оценить р а б о ту экипаж ей разнотипны х судов, выявить п об е д и те ле й . Каким образом? В услози ях конкурса-соревнования мы рас­ писываем задания на сутки промы сла д ля всех типов су­ д о в с учетом их возм ож ностей. Возьмем, к п рим еру, БМРТ, у которы х скорость тр а ­ ления выше (а это д ает не­ к о то р о е п реим ущ е ств о при о б ­ ло в е путассу) и п р о и з в о д с т­ венные м ощ ности п об ольш е . Д л я них и нормы по вылову, выпуску п р о д ук ц и и б о ле е вы­ сокие, чем д л я д р у ги х типов судов. Так вот экипаж у, которы й вы полнил «п р и ч и таю щ ую ся » ем у но рм у по выпуску, ска­ жем, пищевой прод ук ц и и , на­ числяется 10 баллов. В о зн и ка е т з а к о н н ы й вопрос: а к а к опр ед е ляю тся эти н о р ­ м ы , не в ка б и н е тн о й ли т и ш и они р а зр а б ота ны и с о о тв е тст­ в у ю т ли ж и з н и , к и п у ч е й ж и з ­ ни промы сла? На это м огу ответить о п р е ­ д е л е н н о . Н о рм ы — не п л о д вольных фантазий кабинетных работников. О н и — р е зуль та т к р о п о тли в о й работы , н а б лю д е ­ ний наших и н ж е н еро в-н орм и - ровщ иков, которы е н е п о с р е д ­ ственно на п ромы сле, о со б е н ­ но в п е р и о д путин, занима­ ются анализом ра боты судов, приним аю т участие в п о д в е д е ­ нии и тогов п одо бны х к о н к ур ­ сов-соревнований. П р и в е д у совсем свежий п рим ер. На ве­ сенней м ойвенной путине за экипажами БМРТ проекта 408 были «з а к р е п л е н ы » п о , усло в и ­ ям соревнования те ж е показа­ тели, что и д ля больш их м о ­ р ози льны х тр а у ле р о в о теч е ст­ венной постройки. Д е л о в том , что мы то гд а еще не знали п рактических возм ож ностей этих с уд о в , не знали, как они п о в е д ут себя в напряж енном р е ж им е путины. И что же? У ж е спустя не­ ско льк о дней эти тр а уле р ы п роя ви ли себя «заправскими ры бакам и». П р и п одве дени и итогов п о луч и ло с ь вот что: при всех прочих равных они за счет о дн и х то ль к о уло во в станови­ лись недосягаемым и д л я ос­ тальны х судов. И н ж е н е р ы -н о р ­ м ировщ ики И. Гиренко, Д . Во­ робьев прои зве ли н е о б хо д и ­ мые экономические распеть?, тщ а тельн о п роан али зи ров али ра б о ту экипажей и реком ен­ дов али д л я тр а уле р о в у ж е бо­ ле е высокие нормы, которы е сущ ествую т и по сей день., Из ли д е р о в с привилегиям и экипа­ жи стали равнозначными участ. никами конкурса-соревнования. В дальнейш ем п ом о гли о п р е ­ д е ли ть объективные оценочны е нормы наши инж енеры и для судов, которым по р а с п о р я ж е ­ нию с б ерега приш лось pačf - тать и склю чи тельн о на выра­ б отке пресервов (как говорят промы словики, в «п ре се рвн ом варианте»). Но — п ой дем дальш е. П о б алльно й системе экипажам за вылов или, скажем, выпуск к аж до й тонны п р о д ук ц и и сверх устан о вле н н ого задания начи­ сляется д о п о лн и те л ь н о о п р е д е ­ ле н н о е количество баллов. Ес­ тественно, за выпуск п р о д у к ­ ции улучш е н н о го ассортим ен­ та их начисляется соответствен­ но больш е. В этом друга я сильная сторона нашей ф о р ­ м улы . Ведь она не то ль к о п о ­ б уж д а е т рыбаков б ороться за д о бы ч у каж дой «л и ш н е й » то н ­ ны сырца, но и з-з то, чтобы направить ее на выпуск п р о ­ дукц и и вы сокого качестза. Не правда ли ф о р м у л а п р о ­ ста? Тем не менее д л я членов экипажа некоторы х судо в она остается чем -то вр о д е азага- д о ч н о го сфинкса». И получав 2 ся, что матросы, от которы х в о гр о м н о й степени зависит ус­ пех соревнования, «слы хать-то слыхали, а вот как тзм итоги п од в о д ятся ...» В полне естест­ венно, что многие из них, не зная системы подсчета, сом не­ ваются в правильности оценки тр у д а и еще на дистанции со­ ревнования, з а д о л го д о ф и ни ­ ша те р яю т пыл. Вот почем у, пользуясь случаем , хотелось бы обратиться к адм инистра­ ции судов, партийным и о бщ е ­ ственным организациям —*■ сделайте ф о р м у л у пров еде ния соревнования д о с ту п н о й д ля ка ж д о го члена экипажа. И в за кл ю ч е н и е н е с ко л ь к о слов о том, к а к в э ти д н и п р о ­ хо д и т со ре вно вани е на п у т и н е п у та с с у . За п е р и од с м ом ента начала работы на пр о м ы сле п р и зо в ы е места с присужден»** ем д е н е ж н ы х пр е м и й за во е вы ­ вали э к и п а ж и БМРТ « М и ха и л К в а с н и ко в » (ка п и т а н -д и р е кт о р А. В. Иодис). « Н и ко ла й З э ко р * ки н » (В. И. Н еуступов), «Па^* сат-2» (А. И. К ухти н ), «В ы м п е л 4 (В. И. А н ш у к о в ). Х о р о ш и х резул ьтатов д сб и л - ся э к и п а ж «В ы со ко во ка» . одна* к о С еверная и н с п е к ц и я по ка­ че с тву «осадила» лидера, п о н и ­ зив с о ртн ость ч а сти п р о д у к ц и и . На промы сле сейчас обста­ новка действительно такова, что не развернешься «в о всю ширь я. О д н а к о всегда остается воз­ м ож ность развернуться *<во все уменье...». В том числе ум енье творчески п о д о й ти к вопросам организации с оре в­ нования. • 4 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 июня 1980 г»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz