Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.
Т А К О В А Т Р А Д И Ц И Я Шестьдесят лет Мурманскому траловому флоту... Его коллектив добыл за эти годы миллионы и миллионы цент неров рыбы. В рядах тралфлота были воспитаны такие капитаны, первопроходцы Баренцева и других богатых рыбой морей, как Михов, Некрасов, Демидов, Копытов, Овчинников. На флоте хорошо знают и помнят о трудо вых подвигах первых русских тралмейстеров — Шама- луева н Махилева. Первенец океанического рыболовства Мурманский траловый флот удостоен высокой прави тельственной награды ордена Октябрьской Революции. Каждый новый день работы тралфлотовцев — тысячи тонн пищевой рыбной продукции. Коллектив ПСТ-1317 «Красноперекопск», работая под девизом "Десятой пятилетке ударный финиш» и сорев нуясь за достойную встречу 60-летия своего флота, уже девятого июня закончил выполнение годового плана но за готовке рыбного полуфабриката. Моряки «Красноиерекоп- ска» работают я сложных условиях: они осваивают новый для тралового промысла район. На этом судне частыми бывают дни, когда выпускается •“>() - 70 тони полуфаб риката. экипаж изучил и внедрил способ бесконтактной передачи улова на плавбазы. Совместные усилия судовых специалистов и работников базы «Виктор Кингисепп» позволили осуществлять передачу 25 —30 тонн рыбы непосредственно в траловом мешке. Примером в труде на .•Красноперекопске» служат старший мастер по добыче В. С. Дебелее, матросы Н. Ф. Шкода и А. В. Грабчак, электрик А. Я. Дмитренко. В редакцию приш ла радиограмма с борта ППР -Сказочник Андерсен». К апитан-директор тов. Минин сообщил, что ком- со мол ьско-молодежи ый экипаж хорошими трудовыми подар ками встречает юбилей флота. П очти на месяц раньше срока моряки вы полнили план второго квартала по стоимости товар ной продукции. С обязательством выполнить годовое и пятилетнее за дания по выпуску товарной продукции в денежном выра жении к 60-летшо флота выступили моряки комсомольско- молодежного экипажа ІШР «Апатит». А вот команда ИСТ 1334 «Заставна» завершила очередной рейс. Юбилею флота подготовлен подарок — выполнен досрочно план 9 месяцев по вылову рыбы и заготовке полуфабриката. Неумолимо быстро бежит время, уходят на заслужен ный отдых ветераны. Но их места на судах занимают мо лодые моряки, которые с честью продолжают традиции своего коллектива. О С К О Р Е М урм анский тр а ло - *■* вый ф л о т отм етит свое 60-летие. Вместе со всеми т р у жениками м оря, береговыми п о д р а зд е ле н и я м и и уп р а в ле н ческими служ б ам и готовятся отметить ю б и лей н ую д а ту и ф ло тс ки е досааф овцы , чьи ря ды насчитывают сегодня б оле е п о л у то р а тысяч человек. В военно - спортивны х сек циях нашей первичной органи зации занимаются не только взрослы е, но и дети. Н а при мер, стрелковы й к луб «С н а й п е р », созданный в О к тя б р ь ском районе, о б ъ е д и н и л п о д своей эм блем ой почти все о к рестны е детские клубы . И вообщ е мы в своей работе в настоящ ее время стараемся д елать у п о р именно на с тр е л ковый спорт, поэтом у расши ряем сеть пневматических ти ров, при об ретаем качествен ные винтоаки. Кстати, на м н о гих из них те пе рь устанавлива ются кольцевые прицелы , так что после пневматического о р уж и я ле гк о пере хо ди ть на м алокалиберное. Работает у нас секция п о д во д н ого плавания, к ото р ую посещ аю т о к о ло двадцати че ловек, ш естеро тр а л ф л о то в цев занимаются д е л ь та п л а н е ризм ом при областном ком и тете Д О С А А Ф , есть у нас и свои кандидаты в мастера спорта. Э то Ю р и й Загорский — автом обилист и Василий Л а - дышевский — р а д и о с п о р т смен. О н и не то ль к о приним а ю т участие в соревнованиях, но и занимаются п роп аган д и стской и организаторской д е я тельностью , вовлекая в ряды Д О С А А Ф все новых п ри вер • Юб и л е ю п о с в я щ а е т с я Шире шаг, патриоты! ж енцев военно-технических ви дов спорта. В работе с плавсостазолл нам- пом огаю т наши активисты, по литработники. На судах о р га низую тся к руж ки и секции по изучению азбуки М о рзе, све товой сигнализации. Конечно, д е л у ф лотски х п атриотов ѵ.ного. Н о еще б ольш е их предстои т. В канун празднования 60-летия тр а л о вого ф ло та наш комитет Д О С А А Ф совместно с. о т д е л е нием общества «З н ан и е», ко митетом В Л К СМ и советом ф и з к уль туры организовали см отр конкурс о б о р о н н о - слорти вной работы и постанов ки военно - патриотического воспитания, который, призван активизировать всю нашу д е я тельность, привлечь широкие массы моряков, и особенно м о ло д е ж и , к ра боте по совер шенствованию военных навы ков и знаний, о п р е д е ли ть л у ч шие первичные организации Д О С А А Ф по группам судов, береговым отделам и с л у ж бам. Что не об ходим о д ля поб е ды в конкурсе? К онечно же, заинтересованное отнош ение к о б о р о н н о - массовой работе. А согласно разработанном / и у тв е р ж д е н н ом у п о ло ж е н ию — п ров еден ие встреч с ветерана ми войны и труда, о б о р у д о в а ние стендов и уго лк о в боевой и тр у д о в о й славы ф лота, о р га низация просм о тров кино фильм ов соответствующ ей те матики. В условиях судна, ведущего промысел, конечно, в полную с и л у развернуть работу нелег ко. И все-таки при ж елании можно сделать немало и на с уд не. Главное — понять значение всей работы по пропаганде за дач оборонно-спортивного об щества, п р и ло ж и ть все уси лия к тому, чтобы каждый член экипаж а принял участие а дея тельности первичной организа ции Д О С ААФ . И дело т у т не то ль к о в конкурсе. Военно- патриотическое воспитание не обходимо вести постоянно — в море, на берегу, чтобы все моряки ощ ущ али причастность к боевым и трудовым сверше ниям советского народа. О б язательными пунктами б условиях см отра - конкурса остаются; активное содействие в п роведении м еропри яти й по граж данской о б ороне, сдача нормативов комплекса ГТО, шефская работа с м о ло д е ж ью ш кол № 1, 2, 10, ГП Т У № 6, М урм а н ск о го м о рехо д н ого учи лищ а имени И. И. Месяце- ва и детских клубов. Учитыва ется и развитие в о е н н о п р и - кладных видов спорта Завершается см отр-конкурс 1 июля. Время есть и еще не п о з д н о поправить д ела каж дом у, кто в конкурс пока не включился. Н. ТОМАЩУК, председа тель комитета ДОСААФ Мурманского тралового флота. Ш Ш Ш Ш Ш ІІК ІІПШ ІІШ МШ ІШ Ш Ш ІІІ JFC 60-летию М у р м а н с к о г о тралового флоггл Т А К ИМ О Б Р А З О М , л атом 1920 года бы ло п о ло ж е н о начало советскому тра лов ом у промы слу. И з-за нехватки у г л я рейсы были н е п р о д о л ж и тельные. Н о результа ты лова оказались обнадеживающ ими. Экипаж п о д командованием ф . М. Михова выловил б о л ь ше, чем на д р у ги х тра улера х. В этот п е р и о д Ф е д о р М и хайлович детально изучает устройство трала, технику ра боты С НИМ и вносит МНОГО принципиальны х усо ве рш е н ствований. Работал ф ло т тр а ла ми и снаряж ением английско го производства. Но время д е ла ло свое д е ло . Росло число русских тралм ейстеров. Ф . М. Михов уж е считался лучш им м астером по вязке тралов. О н м н огом у научился у Ф е д о р а Егоровича Шамалуева — п е р вого русского тралм ейстера. В числе лучш и х бы ли ещ е не сколько опытных п ромы слови ков: Дем ентьев, М орозов, А м о сов. Во ф л о те с уважением относились •к этим лю дям . Основны е районы промы сла ь двадцатых годах р а сп олага лись у полуо стров а Канин и на Кильдинской банке. П ервая карта появилась у рыбаков тр а л ф л о та в 1920 году, состав ленная ш турманами А. М. О в - чинниковым и В, С. Гри н ером на основе рейсовых донесений и личных наблюдений, Поистине сам оотверж енный ТРУД был п р и ло ж е н п и он ера ми советского тр а ло в о го п р о мысла, которы е осваивали н о вое в стране д е л о в исклю чи тельно тяж елы х условиях, Ф . М. Михов, б уд у ч и о т п р и р о д ы новатором, постоянно искал пути дальне йш его повы шения прои зво ди тельн о сти ры* ооловны х траулеро в, экспери м ентировал технику лова и совершенствовал тра лов ое во оруж ение. В то время те хни ка лова была еще д о в о ль н о низка. Трал выбирали на па- лубу руками. С по со б этот ма ло э ф ф е к ти в е н и опасен. П р о мысловики н е ред к о п о луч а ли травмы, был и случаи падения м оряков за борт. (Окончание. Нач. е Д? 24 ). ...Это случилось в 1921 году. В сентябре РТ-39 <3убатка» на ходился у мыса Канин. Из-за сильного южного ветра неко торые суда прекрати ли лов, но Михов п родолж ал промысел. Беспокойный характер Федора Михайловича никогда не по зволял ему оставаться на мос тике во время подъема трала. И на этот раз он помогал команде... Позднее Федор Михайлович «споминал об этом: <<Мы вы строились вдоль борта, затя ну ли «Д у б и н у ш к у ». Сначала все шло как обыч но, но в д руг большая волна полож ила судно на подветрен ный борт, сети рвануло. и д ля операции его отправили в Ленинград. И нвалидность не п о б уж д а е т М. Ф . Михова оставить м оре. П о с ле лечения он п р о д о л ж а л работать в течение семи ле т на РТ-40 «С к а т». То были не устроенны е, го ло д ны е д в а д цатые годы . Всего не хватало: и бды, и о де ж д ы , и сетемате- риалов. и топлива. В это тр у д н о е д л я страны время Ф е д о р Михайлович ча сами просиживал за расчета ми. чертил, а потом по чер те- перерьіваю целые ворохи те х нической ли те р а тур ы , разы скивая сведения, которы е мож но бы ло бы прим енить к тр а ловом у д е л у ». В ре зуль та те у него нако пился богатейший материал. В это время стоял о стро вопрос о подгото вк е новых квалифи* цированных кадров. И Ф е д о р Михайлович составляет уч е б ник «У с тр о й с тв о тра ла и р а бота с ним », которы й был из дан в 1937 го д у . Эта книга за ставляет восхищаться ч е л о а г ком. которы й на 197 стрзни- ТРАЛОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР команда не удерж ала их, о т пустила. Один лиш ь я не у с пел сделать это и вместе с тр а лом был сброшен за борт». О чутивш ись в воде, Федор Михайлович попы тался выныр н уть , но сверху была сеть. Ос тавалась одна надежда — д о браться под водой до кромки трала. Но долго ли можно оста ваться под водой? Команда бы стро приняла все меры, чтобы спасти своего капитана. Ф е дор Михайлович был вытащен из воды. В 1923 го д у с Миховым п р о и зош ло несчастье — ваером раздавило ем у кисть левой руки П р и д я на место лова, команда РТ-39 «З уб а тк а » спу стила трал. Н о он п ош ел не правильно, п олуч и лс я заверт, как гово ря т рыбаки. П р и вто ром и третьем спуске — то же. Ф е д о р Михайлович д о га д а л ся, что марки на ваерах раз мечены неверно. П о с ле ис правления д еф екта п ри го то ви лись к спуску трала а ч етвер тый раз. Ф е д о р Михайлович, как всегда, пом огал рыбакам. В это время судн о накрени лось. Ф е д о р Михайлович, ч то бы удерж аться, схватился за планшир. М гновение— и кисть ле в о й руки, попав м е ж д у вае- ром и подвесным роликом , бы ла разм озж ена. Ц е лы е с ут ки он те р п е л невыносимую боль. В М урм анске ему с де лали перевязку. В г о р о д е не был о тогда хирурга поэтом у I - ж у создавал м о де ль трала. П о с ле возвращения из Л е н и н града работал заведующ им А рха нге льско й тр а ло в о таке лаж ной мастерской. Вникнув в д е л а этого п редп ри ятия, М и хов убе д и лся , что тралы вяж ут неверно, а те оре ти ч ес к ого р у ководства не бы ло. Вот тогда он задум ал написать книгу «Т р а л о в о е д е л о ». В ней о б о б щает опыт вязания тралов. О к о н ч и л ее в 1924 го д у . Кни га явилась настольным п особ и ем д л я ка ж д о го п ромы слови ка. Э то была первая книга в стране по тра лов ом у д е л у. Во многом еще наивная, описа тельная, она сы грала н еоц ен и м ую р о ль в воспитании масте ров ры ба цкого дела. Ф е д о р Михайлович в дальнейш ем ее пере раб отал, д о п о лн и л. В 1930 го д у Ф . М. Михова назначили заместителем на чальника п ром ы слово го о тд е ла по о р уд и я м лова. Э то бы ло уж е в М урм а нск е ; п оскольку главная база тр а ло в о го ф ло та теперь находилась здесь. Работая в этой д о л ж н о с ти , ем у п р и ход и ло сь разрешать ра знооб разны е вопросы, о т носящиеся к технике тр а ло в о го пова- Явно не хватало зна ний. Ф е д о р Михайлович писал п озд н ее : «Необходим о было учи ться, а как учи ться, когда нет спе циальны х учебников? И вот я цах печатного текста хорош им инж енерным языком рассказы вает о к онструкции трала, о траловы х досках и всей систе ме в о ор уж ен и я трала, о тех нике работы с ним, о м етодах расчета, п роекти ровани я и по* стройки трала, о приемах вяз ки траловы х сетей, о м атери а лах д ля ры боловны х о р уди й , о всевозможных случаях ава рий с тра лом и м етодах их устранения. В три дц аты е годы Ф е д о р Михайлович составляет р я д инструкций. пишет б р о шюры. Все это явилось я то время основными пособиями по п ром ыш ле н н ом у р ы б о ло в ству д ля капитанов р ы б о п р о мысловых судов, тралмейстер* ского состава ры бной промыш лен ности нашей страны. В эти годы Михов возглав ля ет промы словы й о тд е л М у р манского тр а ло в о го ф лота . П р и е го активном участии с о здаю тся первые отечествен ные тралы. На п ротяж ен и и многих лет наши гр а уле ры ра б о тали английскими 110 ф у товыми тралами, бы ло м не1 ние, ч то лучш е уж е не со здать. Ф е д о р Михайлович о п ро в е р г это мнение. В 1932 го д о он п е р е д а л на в о о р уж е н и е ф л о ту 34-м етро вый трал б оле е уловистый, меньшей аварийности. Затем п о с ле д о в а л ещ е р я д тралов, б о ле е совершенных. В годы войны Ф е д о р Ми* хайлович создал 25-метровый тр а л, за что был уд о с то е н п ра вительственной награды — о р дена «Знак П оч е та». В 1948 г о д у — 31-метровый, в 1949— 35-метровый. Этими тралами к онструкции Михова в о о р уж а - . лись все промы словы е суда, отпала необходим ость -в ус луга х иностранных фирм. За успехи в тр у д е , н о в ато р ство Ф . М. Михов н е од н о кра т но награж дался денежными премиями, ценными подарка* ми. В 1940 го д у был уд о с то е н значка «О тл и ч н и к Н К Р П ». А за сам о отв ерж енн ую р а б о ту & го ды Великой О течественной войны награж ден м едалями «З а о б о р о н у С ове тско го За п о ля р ь я », «З а д об лестны й т р у д в Великой О течественн ой войне 1941 — 1945 гг.» В 1950 г. у д о с то е н о р д ен а Ленина. В экспозиции выставки В РПО «С е в р ы б а » экспонирую тся ф о т о г р а ф и и , книги, докум енты , рассказывающие об этом замечательном ч е л о веке. Ф е д о р Михайлович го рячо лю б и л свою Родину и о т давал все силы, все знания д л я еэ процветания. Д о п о следни х дмей своей жизни он п р о д о л ж а л работать над со вершенствованием о р у д и й л о ва П о с ле м одерни зац и и тра лы е го к онструкции и в ш ести де сятые го ды находились на во* о р уж е н и и ры бопромы словы х ф ло то в нашей страны. О н со з да л и ря д конструкций рас п орны х траловы х досок с вы сокими гидродинам ическим и качествами, п р и д ум а л всевоз можные приспособления, о б ле гч ающ и е р а б о ту с тра лом в частности дележ ны й строп с линем . Более трех десяти лети й ми- ховские траль» находились на в о о р уж е н и и ф ло та ры бной промыш ленн ости страны и в п ерв ую о че р е дь нашего бас сейна. В. КОПИЛЕВИЧ, сотрудник постоянно действующей вы ставки ВРПО «Севрыба». • 6 СТр «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 июня 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz