Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.
Переменчива промысловая обстановка в Б а ренцевом море. Рыба, словно приливьт И От ливы, то приходит к берегам, то куда-то ска тывается от них. Чтобы брать ее в таких ус ловиях и выполнять рейсовые задания, эки пажам судов надо подходить к свое» работе на промысле творчески. Когда я получил направление на рыболов ный сейнер «Заславль», то, откровенно говоря, обрадовался. У нас в объединении «Мурман рыбпром» это судно на очень хорошем счету. Из рейсов оно, как правило, возвращается только с выполненными планами. Большим почетом на флоте пользуется капитан этого сейнера Михаил Яковлевич Толпыго. Собст венно, от него на судне и исходят все иници ативы. В я д м а н я е ; опыт! «ЗАСЛАВЛЬ» СТАВИТЯРУС Заметных трудовых успехов достиг экипаж рыболовного сейнера «Заславль» производст венного объединения «Мурманрыбпром», воз родив забы тыгі десятилетия пазад способ прибрежного лова рыбы. На РС-74 «Заславль» еще в прошлом году решили возродить забытый несколько десят ков лет тому назад ярусный промысел рыбы в Баренцевом море. Для всех на судне, в том числе и для капитана, этот вид лова был но вым и незнакомым делом. Ярус монтировали своими силами по воспоминаниям и эскизам бывалых рыбаков, наживку подбирали также по подсказке со стороны. В первое время пробовали наживлять крючки дефростирован- ной мойвой, свежевыловленной песчанкой и другой рыбой. Немало времени и выдумки пришлось потратить капитану и старшему мастеру по добыче Геннадию Васильевичу Клименко, прежде чем они выработали завер шенную схему постановки и выборки яруса. Сейчас на РС-74 их два. В рейс мы уходили 29 мая поздним вечером. Палубная команда отправлялась в море в об новленном составе. Переход в район лова, не считая пройденного по заливу, занял восем надцать часов. Все эти часы команда не си дела без дела. К ярусу надо привыкнуть, да у Михаила Яковлевича и не принято тратить время впустую. Поэтому кто-то вооружал трал, а кто-то в салоне занимался привязкой крюч ков, и так было до тех пор, пока наш сейнер не пришел на промысел, а там уже работа сама просилась в руки. Погода в море держалась свежей. Для боль ших кораблей, возможно, такое волнение м а ло ощутимо, для нашего же маленького рыбо ловного сейнера даж е небольшая качка дает себя знать. Именно в такую погоду мы ст а вили первый ярус. На его установку вышли все: и те, кто нес вахту, и те, кто ее уж е о т стоял. Чем быстрее его установим, тем быст рее поднимем на борт — это закон. Однако и качество постановки должно быть высоким, потому что н ажи вл ять крючки кое-как н ель зя: сорвется н ажи вк а — и не пойдет рыба на голый крючок. И опять лее хочется вернуться к капитану. Я работаю поваром, мне со стороны хорошо видно — кто как относится к делу, сколько времени бывает на палубе... Удивление иног да берет: когда Михаил Яковлевич успевает отдыхать? Когда ставит ярус, он обязательно среди матросов, руководит, а то и сам помо гает н ажи вл ять крючки. Когда идет выборка яруса (а она длится двенадцать часов), он опять среди моряков, и снова слышится его голос, опять его мощная ф и г у р у появляется то у борта, а то у лебедки. Доводилось і; мне, когда заканчивал свою работу на камбузе, принимать участие в по становке и выборке яруса. Отсиживаться за спинами товарищей, по крайней мере, непри лично. Это только со стороны может показать ся, что обходиться с ярусом можно запросто. На самом деле все куда сложнее Нужны оп ределенная подготовка, сноровка и осторож ность. Иначе освободившийся крючок может угодить в руку, да и с зубаткой, которую енп маешь с крючка, надо держать, что н а зы в а ется, ухо востро, потому что чуть зазевался — она может своими острыми зубами у х в а тить за пальцы. В прошедшем рейсе мы почти всю рыбу выловили ярусами. К аждый ярус стоит в мо ре не менее двух суток. Меньше нельзя — бу дут голые крючки, и больше держать н еж ел а тельно — рыба начинает пожирать друг дру га. Пока яруса стоят, мы успевали сделать два-три траления. Но эти траления особого успеха нам не принесли. При выборке же ярусов улов обычно составлял до четырех тонн отличной крупной рыбы. Вот здесь уже только успевай разворачиваться да разделы вать рыбу. И опять капитан на обработку улова вы зы вал весь наш малочисленный эки паж, а все права над обработчиками забирал в свои руки рьтбмастер Иван Иванович Ми щенко. Рыбацкий азарт — хорошо, но надо помнить и о порте, где будем сдавать рыбу и где контролеров по качеству очень интересу ет, как она обработана. Правда, у нас с сорт ностью все получилось отлично. Сдали более 15 тонн крупной зубатки, палтуса и трески без снижения показателя качества обработки — тем самым РС-74 «Заславль» выполнил рейсовое задание. Работать на этом сейнере мне понравилось. Хотя и новой была команда, но мы быстро сдружились, и во многом этому способствовал капитан Михаил Яковлевич Толпыго, ветеран этого судна. В. МОРОЗ, иовар РС -74 «Заславль». I • В ы п о л н я я п о с т а н о в л е н и е Ц К К П С С I и С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р IЗа живой рыбой I B объединении «М урм анры бпром » большое значение придают снабжению города и Мурманской области мореной живой рыбой Первые работы по созданию специальны х живорыбны х судов на базе бывших средних рыболовных тра улеро в проведены примерно десять л е т назад. Первым живорыбным судном был СРТ «Х а та н га ». Д олги е годы его энипаж выходил в море и возвра- І щался в порт с живой намбалой и - треской в аквариуме. Таная продукция «М урм анры бпром а» на прилавках фирменных магази нов не задерживалась, поэтому д ля увеличения ее доставки под живорыбное судно был переоборудован еще один СРТ « А Н и к и ти н ». О тс л у ж и л свой срок тр а уле р «Х а та н га », его вывели из эк- У* " « Р ^ а л и «на иголки*». Однако постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию производства, расширению ассортимента, повышению качества рыбной продукции и улучш е н ию торговли рыбными т о варами» требовало значительно поднять уровень заготовки жи- І вой рыбы. Поэтому для доставки живой рыбы жителям Мурман ска, области и Москвы в объединении «М урманры бпром » было принято решение переоборудовать в живорыбные дополнительно два ры боловных сейнера «З адон ск» и «Д о лом и т». Вот что рас сказал нашему корреспонденту капитан РТ-72 «Задонск» Н и колай Матвеевич П ЛЯКИН : — Наше суд н о уж е второй месяц д остав ляет в п о р т ж и вую м орскую рыбу. Зз первый месяц работы наш экипаж сдал управлению «С е а ры б - сбы т» о к о ло 12 тонн живой рыбьі и несколько тони р а з д е ланной. Взаимосвязь с заказчи ком налажена хорош ая, о д н а ко иногда м ного времени те ряется на закачку спе ци а ль ных машин м орской водой, доставание рыбы из аквариу ма, п отом у что у нас о тгрузка ее н есколько иная, неж ели на СРТ « А . Н икитин». Во всем ос тальном у нас полный п орядок. Как и лю б ой д р у го й к о л ле к тив, мы борем ся за перевы полнение планов, на сейнере р а звернуто социалистическое соревнование за ударны й труд . У ж е о п р е д е ли ли с ь езои «мая- ки». П р и м е р в тр у д е на суд не показывают старший мас те р по добы че рыбы Евгений Л е они до ви ч Романцоз, рыбма- стер Иван Михайлович Хмелев, старший механик Виктор Е го рович Булимов. Именно на них равняется м о ло д е ж ь , а экипаж наш м олодеж ны й. П о с ле то го как введены s строй два п ереоб ор удова н ны х ры боловны х сейнера, в объ единении «М ур м а н р ы б п р о м » стало три живоры бны х судна. Рейсы их к оротки е, но коллек тивы вы полняю т важную зада чу, обеспечивая северян живой м орской рьібой. С Р А Б О Ч Е Й Г А Р А Н Т И Е Й «Работать не только высокопроизводительно, но и доби ваться хорошего качества!» - под таким лозунгом трудятся на ударной вахте в честь Дня рыбака рабочие объединения «Мурманская судоверфь». В мае коллектив головного пред приятия выдал 204 гарантийных паспорта на отремонтиро ванные узлы и механизмы с трудоемкостью 113,5 тысячи нормо часов. А всего за пять месяцев завершающего года пятилетки выдано более тысячи гарантийных паспортов с трудоемкостью ремонта около 600 тысяч нормо-часов. В мае победителями в социалистическом соревновании стали бригады электрорадиоцеха II. В. Кецкало! слесарно- механического цеха — Д. II. Крикуна, корпусно-котельного — Ю. П. Шанина, деревообделочников — В. Г. Владимиро ва и слипо-докового цеха — Л. А. Цехового. В. ЧЕРНИКОВ, инженер ОТИЗ объединения «Мурман ская судоверфь». ОДНАЖДЫ прочитал и еженедельнике «Рыбный Мурман» статью начальни ка отдела мореплавания, свя зи к электрорадионавпгацніі ВРПО «Севрыба» В. Дсмя- некко «Авариям — надеж- Яы й заслон!» Прочитал, и захотелось рассказать о не которых сторонах организа ции несения вахтенной служ бы на пассажирских судах Мурманского рыбного порта в прошедший зимний период. Как известно, пассажир ские катера рыбного порта мало приспособлены для эксплуатации в наших запо лярных условиях. Однако, подводя итоги работы за каждый день, прихожу к вы воду, что безаварийно р а ботать и обслуживать про мысловые и транспортные суда,, стоящие на рейдах, вполне возможно, и многие экипажи добиваются этого f ro^a в год. Но посмотрим, ной каких усилий это им 'в д а е т с я . ІІе так давно (год-два назад) команды пассажир ских катеров не были еще, переведены на работу по совмещенным профессиям, то есть вахту несли четыре человека. Сейчас, при сов мещении профессий, вахту Стоят два специалиста, кото ры е и выполняют всю рабо ту на катере. Естественно, что обязанностей у этих мо ряков прибавилось много. 1Іеномерные хлопоты вы падают на долю матроса- моториста, потому что ему необходимо поддерживать нужную температуру в во догрейном котле, чтобы обе спечить теплом судовые по мещения. Однако в большие морозы отапливать пасса жирские салоны н «служеб- ку» очень трудно, а на не которых катерах и вовсе бывает невозможно. дится в силу специфики пас сажирского катера выпол нять многочисленные швар товки и отшвартовкн. При срочном обслуживании су дов. стоящих «на бочке», во время парения залива и ну левой видимости аварию до пустить совсем нетрудно. Правильно говорится в статье. что практическая подготовленность штурманов к работе в трудных условиях плины для «реаонлитацип». При этом забывают, что пья ницам у нас вообще делать нечего. Их нельзя допускать к пассажирскому транспорту на пушечный выстрел. Теперь об обледенении стекол ходовой рубки. Как с ним бороться? По-моему, ііе составляет большого труда конструкторскому бю ро рыбного порта разрабо тать и согласовать с Регнст- П А С С А Ж И Р С К И Й К А Т Е Р - НЕ « М Е Л О Ч Ь » З А Б Е З О П А С Н О С Т Ь М О Р Е П Л А В А Н И Я При больших морозах ча сто наблюдается такое явле ние, как парение залива. В такие дни управлять пасса жирским катером нелегко, так как на стеклах окон ру левой рубки образуется слой льда не менее трех миллиметров. Отогреть стек ла нечем. Па катерах в рулевых рубках установлены радио локационные станции «До нец». Онн очень громоздки, индикатор их занимает одну треть всей площади рѵбки. Компас с нактоузом, с круп нотоннажных судов, тоже занимает много места. Радиолокационная станция «Донец» малопригодна в тех условиях, когда прихо еще слаба. Слаба она и на пассажирских катерах. И связано это с совмещением профессий. Судоводители слабы в вопросах механики, а те слабы в судовождении. Вот и попробуйте совме стить профессии. Но этот недостаток можно устра нить путем правшушого рас пределения специалистов по катерам. Перевозка людей по з а ливу — ответственная зад а ча. Поэтому на пассажир ских катерах необходимо поддерживать твердую дис циплину как среди команд ного. так и рядового соста ва. Но еще часты случаи, когда на катера приходят нарушители трудовой дисци ром СССР постановку утеп лителей или отопителей ло бовых стекол ходовой рубки. Они просто необходимы в зимних условиях на пасса жирских катерах. Ведь нель зя работать вслепую. Проблемой для пас в зим ние месяцы становится при ем угля. Нам нужно до од ной тонны его. На вахте дежурят нас двое. Вот и при ходится одному брать ведра, лопату и отправляться к угольной куче, раскапывать снег, долбить угольный мо нолит н тащить его за кило метр до причала. Возвратив шись, часто видишь, что ка тер «повис» на швартовых. Есть ли выход из такого по ложения? Да, есть. Для луч шего обеспечения углем пас сажирских катеров в рыбном порту надо затаривать его в мешки н передавать на ка тера, с последующим возвра том тары. У нас много говорят о со блюдении техники безопасно сти. Мы построили хороший причал для швартовки пас сажирских катеров. Это ра дует моряков и катерников. Но вот там стоит распреде лительный электрощит. От него отходят кабели. Они ни чем не закрыты. На прича ле собирается много отъез жающих. встречающих, про вожающих. До беды здесь недалеко. Значит, надо элек трикам порта подумать, как бы понадежпее спрятать эти кабели. И последнее. Экипажам пассажирских и разъездных катеров негде пообедать, а между тем на первом прича ле построен отличный зал ожидания. Может быть, в его помещении можно орга низовать работу буфета от портовской столовой? Возможно, что для кого-то все то, о чем я рассказал, покажется мелочью. Но м е лочь ли это, если вот такие явления мешают людям тру диться с полной отдачей. А, ГАСАНОВ, старший механик и сменный по мощник капитана пасса жирского катера «Волна*- рыбного порта. 20 июня 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Ф 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz