Рыбный Мурман. 1980 г. Июнь.
Как-то разговорились мы с котельным машинистом одного из траулеров управления «Севрыбпромраззед ка» Михаилом Егоровичем Волковым о жизни и работе. Казалось, я уже знаю о нем все: и то, что он начинал с матросов, и то, что ходил в море поваром, и то, что был машинистом второго класса, а потом, когда медицинская комиссия признала его слабым по зре нию, перешел в котельное отделение. Позже, из рассказов других, я узнал, что он хороший товарищ, что его на флоте ценят, как высококлассного специалиста, что он не только ветеран рыбной про мышленности, а еще солдат, отдавший много сил и здоровья для достижения победы над фашистскими захватчиками, что принимал затем участие в разгроме квантунской армии. Ещ е во время нашей беседы мне показалось, что М ихаила Егоровича я встречал много-много лет назад. В памяти проносились годы, мелькали лица, а он не припоминался. И где-то дня через два мне вдруг вспом нился далекий 1947 год, городишко Водопьяноао, дет ский дом. Да, это он. Михаил Егорович, приезжал то г да летом н авести ть своего младш его брата. Был он в солдатской форме, с орденом Ленина на груди и весь блестел от медалей. Представьте себе волнение мальчишек, оставшихся в войну без матерей и отцов, братьев и сестер. А тут брат нашелся, и не просто брат — герой. Среди дет домовских мальчишек были и мы с младшим братом и тоже во все глаза смотрели на молодого подтянуто го сержанта, и нам было очень завидно, но, как и все, мы искренне радовались за своего товарища. Война. Сколько судеб она поломала, сколько унесла людей. Михаила Егоровича призвали в 1944 году пря мо в действующую армию. Фашистам уже сломали хребет, но враг еще яростно сопротивлялся. 625-й стрелковый полк 221 й стрелковой дивизии Вто рого Белорусского фронта штурмом брал Франкфурт- на Одере. Здесь принял первое боевое крещение Миха ил Егорович Волков. Немцы огрызались всеми видами оружия из подвалоз, окон, чердаков домов. Фауст- ники жгли на улицах наши танки, их ловили, уничто жали. С большим трудом город был взят, Михаил Егорович был награжден в числе других медалью «За боевые заслуги», ему присвоили звание сержанта, а полк отошел с передовой на отдых и для пополнения. Недлительным был отдых: вскоре Михаил Егорович снова оказался на передней линии огня. Его полк про бивался к Дрездену. В ночь с третьего на четвертое мая 1945 года после ожесточенной схватки с фашиста ми полк форсировал реку Эльбу и пятого мая освобо дил город, если так можно было назвать те руины, какие оставила после себя авиация союзник оз. За взятие Дрездена Михаил Егорович был представлен к награждению орденом Красной Звезды, но награду не получил, так как погиб начальник штаба полка, у ко торого были наградные листы. Трудным был бой и за Потсдам, на подступах к Берлину, поэтому, естественно, фаши сты цеплялись за каждый камень. Многие товарищи Михаила Егоровича уже никогда не вернутся домой с поля боя. За это сражение М. Е. Волкоз был награж ден орденом Ленина, который ему в торжеств энной обстановке был вручен в поверженном Берлине. С фашистской Германией было покончено раз и на всегда. Советские воины победителями возвращались на Родину. Для старослужащих война закончилась, а эшелон, в котором охал Михаил Егорович, шел на Дальний Восток. Солдату довелось участвовать в осво вождении от японских захватчиков многих китайских городов, в том числе Харбина. Закончилась война для Михаила Егоровича 3 сентября 1945 года в Пхеньяне. Уже в этом городе его «догнала» медаль «За победу над Германией», и здесь же он получил медаль «За победу над Японией». Михаил Егорович Волков — скромный человек, и, наверное, в управлении «Севрыбпромразведка» мало кто знает о его боевых заслугах на фронтах Великой Отечественной войны, тем более что лишь год назад вместе со своим траулером он сменил место работы, а до этого почти двадцать лет плавал на судах Мурманско го тралового флота. Но он не только отлично возвал, верой и правдой служил Родине. Михаил Егорович и на трудовом фронте остается солдатом, честно вьи^ол- няет любое порученное дело. В 1963 году он был на гражден медалью «За трудовое отличие», а в 1970 го ду — Ленинской юбилейной медалью. Живет и трудится рядом с нами бывший солдат. В. ЯБЛОНОВСКИЙ, старший мастер по добыче рыбы Архангельского рьібакколхозсоюза. I'tП(! 111! i 11111S11!! I f і І I i I II t И i 1111Мf! 11!I І С 6 0 ~ л е г г м ю Ш у р ш & м с х с о г о т р & л о к о г о ф л о т а О ПОМЕЩЕНИИ постоянно действующей выставки ВРПО «Севрыба» экспонирует ся копия документа — удосто верение. В нем говорится, что 19 марта 1920 года 12 су дов, принадлежащих ранее во енному ведомству царской России и с 1919 года находя щихся в арендном пользова нии у частной фирмы «Беззу- биков и сыновья» и Архан гельской рыбопромысловой секции «Центросоюза», пере даются областному управлению рыбозвериными промыслами (^Архобластьрыбе»). Кольский полуостров (Александровский уезд) входил тогда в Архан гельскую губернию. Эти двенадцать траулеров явились ядром зарождающего • ся тралового флота на Севе ре. В экспозиции рассказывается и о людях, которые стояли у истоков развития рыбной ин дустрии Мурмана. Один из них — старейший работник флота Федор Михай лович Михов, Ф. М. Михов родился в 1887 году в с. Кушерека Архан гельской губернии в семье по мора. Отец в летнее время ра ботал у местных судовладель цев. Перевозил грузы в Норве гию. А зимой плотничал и за нимался хозяйством. Когда Федору было 9 лет, случилась беда: сгорели дом и все имущество Семья попала в кабалу к судовладельцу Де мидову, который предложил Михову-старшему переехать в Сумский посад, обещал по мочь в покупке дома. За это необходимо было отрабаты вать у богача, плавая на его судах е петние навигации. Федор, так же *ак и мно гие другие его сверстники, с 'і0 лет начал трудиться зуйком на рыбных промыслах. Уходили на Мурман весной. Добирались ча пошадях до Ке ми. В Кеми нанимали оленей, на которых продолжали путь до Колы. Федор Михайлович свою первую поездку на Кольский полуостров запомнил на всю жизнь. . «Везли команду на десяти оленях, которые были зап р я ж ены по два на каж ды е сан ки (чуны ). Ехали довольно бы стро. Места попадались горис ты е, но большей частью была голая тун др а. Очень редко встречались низкие деревья. На двух передних сан ях ямщ ика ми были лопари, которые со провождали поморов до Колы Они искусно управляли уп р яж нами. На о стальн ы х чунах оле нями управляли сами рыбаки промысле, ни о траулерах». Арендаторы занялись ре монтом и переоборудованием старых судов. Закупили тра ловое вооружение, пригласили из Англии и Норвегии группу специалистов-инструкторов, ко торые должны были обучить русских моряков тонкостям тралового промысла. В основном команды наби- несколько часов приступили к лову. На этот раз на поверх ность всплыл куток, полный рыбы. Уловы с каждым разом увеличивались. За этот рейс было добыто 500 центнеров рыбы. Капитан и команда на учились работать с тралом. В следующем рейсе обходились уже совсем без помощи инст руктора. такой возможности, пе тало угля на переход все СУ‘ . ТРАЛОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР Ка протяжении всего пути не попалось ни одно поселение. О станавливались на ночлег в тундре, отды хали у костра. По сле отды ха продолжали дви гать ся вперед. В Колу добрались только на четы рнадцаты й день. Команда была размещ ена у м естны х ж и телей. И только на следующий день на нанятой ш няке рыбаки добрались до места промыслов». Это было в 1898 году. Две навигации Федор Михайлович работал без платы, только за пропитание. Жизнь маленьких работни ков на промысле была тяже лой. Трудиться приходилось много. Готовили пищу, мыли, чистили посуду, убирали поме щение, наживляли ярус. Зимой Федор Михов учился. Когда он окончил трехкласс ную церковноприходскую школу, то, как наиболее спо собный из учеников, был на правлен в Сум-посадскую мо реходную школу. Окончил ее с отличием. Прежде чем стать штурма ном, О М. Михов работал на промысле поваром, пять лет —матросом, семь лет — штур маном.. S 1919 году, во время ин тервенции на Севере, рыбо промысловая секция Центро союза арендовала шесть су дов принадлежащих военно му еедомству, и решила при менить эти суда на граловом промысле. 8 этом году Федор Михайлович был приглашен капитаном на один из таких траулеров. Позднее он писал: «В то время когда мне пред ложили в ступ и ть в командо вание траулеромі РТ-29 Нава га^, я не имел ни малейшего представления ни о граловом рались из рыбаков с Летнего берега, из Мезени, совершен но не знакомых с морскими промыслами. Нужда, царившая ч дореволюционной деревне, оторвала их от земледельче ского труда и заставила искать заработка на море. Вскоре приехали инструкто ры. Было доставлено и трало вое снаряжение. РТ-29 под ко мандованием Ф. М. Михова вышел в море. Начали лов ры бы у Канина. Иностранный тралмейстер не мог наладить дело. Ни одно траление не да ло положительного результа та. Тогда Федор Михайлович оешил действовать по СЕоему усмотрению.. Взял курс в про- -^ЕСположную сторону. Через Зимовали суда Центросоюза в Порт-Владимире. Команды разместились в двухэтажном доме. Там было очень тесно. Изобретательный капитан РТ-29 приспособил себе под жилье пустовавшую баню. Мастер на все руки, он сло жил в этом помещении рус скую печь, настлал пол и вскоре здесь поселился с же ной. Федор Михайлович на стоян ке в Порт-Владимире начал познавать секреты вязания трала. Иностранный тралмей стер составил для него инст рукцию, но она показалась ему сомнительной. И действи тельно, когда проверил, свя зав левое крыло, оно получи лось кривое. Тогда Михов сам сделал расчеты и после не скольких попыток изготовил модель трала. В феврале 1920 года Красная Армия освободила от бело гвардейцев Архангельск. 19 февраля военные моряки Александровска {г. Полярный) взяли власть в свои руки; 21 февраля была восстановлена Советская власть на Мурмане. Весть о разгроме белогвардей цев на Севере пришла и в ПортВладимир. \9 марте были национализи рованы суда фирмы «Беззуби- ков и сыновья» и Центросою за. Все 12 траулеров состави ли советский траловой флот. Главной задачей перед лич ным составом было как мож но быстрее привести суда в Архангельск, отремонтировать их и начать промысел. Здесь, на побережье, не было дам. Команды траулеров, на ходящиеся в Порчнихе, рэ- шили на общем собрании, что уголь будут «добывать» из бункеров транспорта «Сме лый», потерпевшего аварию. Несмотря на большие труд ности, угля достали на три судна, а еще три было реше но взять на буксир. Майским утром из Порчнихи, держа курс на восток, зышэл первый караван. Группа судов, зимовавшая б Порт Владимире, оказалась еще в более затруднительном по ложении. Моряки буквально на скребли угольной .смеси, что дало возможность шести су дам дойти до Александровска. Здесь на пристани случайно обнаружили штабель заросше го травою и перемешанного с мусором угля. Расчистили землю, выбирая каждый ку сочек, погрузили уголь з бун керы. После всех мытарств вышли в Архангельск. На этот раз Ф. М. Михов вел РТ-39 «Зубат ка». По прибытии в порт Фе дор Михайлович заявил адми нистрации порта, что состоя ние его траулера позволяет выйти на промысел немедлен но. Требовались уголь, соль, продовольствие и промысло вое сооружение. Не без хло пот, но все необходимое для рейса было получено. И трау лер вышел в рейс. Команду тогда постигла не удача — сломалась шестерня у лебедки, судно вынуждено было вернуться. Заменив де таль, РТ-39 «Зубатка» в 18 часов 30 июня вышел снова в море. В судовом журнале Федор Михайлович записал: «Идем на рыбный промысел первым рейсом». За день до этого, 29 июня в 3 часа ^очи, отпра вился РТ-30 под командовани ем капитана Микел я Андрее вича Викмана. Вслед за этими судами ушли ловить рыбу в Баренцево море РТ 37 и РТ- 28. В. КОПИЛЕВИЧ, сотрудник постоянно действующей вы ставки ВРПО «Севрыба». О к о н ч а н и е в с ле д ующ е м номере.) • 6 стр. —— ..— - « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н » m ---- ІЗ, ИК>НЙ 1930
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz