Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.

июля —День работников морского и речного флота ТІЕСЯТОЙ пятилетке — ударный труд» — под таким девизом трудится многотысячная армия советских моряков и речников. К концу 1980 года они должны выполнить ответственную задачу — пере­ везти 740 мпн. тонн грузов и 178 млн. пас­ сажиров. СССР является одной из ведущих судо­ ходных стран мира. Советские суда с честью несут вахту по всем морям и океанам. В 1979 году суда под флагом СССР посетили почти 1400 портов 123 стран мира. Международные морские перевозки грузов в 1979 году до­ стигли 3,8 млрд. тонн. За семидесятые го­ ды их прирост составил полтора миллиар­ да тонн — больше, чем перевозилось за год в начале 60-х. О ПЯТЫЙ РАЗ будут отме- чать нынче работники морского флота страны свой профессиональный праздник. Большой и важной отраслью неродного хозяйства стал сей­ час морской транспорт. Замет­ ной его составной частью яв­ ляется Мурманское ордена Трудового Красного Знамени морское пароходство, создан­ ное 22 сентября 1939 года. Не­ мало подвигов совершили мо­ ряки пароходства в годы ми­ нувшей войны. Бом о бок с рыбацкими ботами торговые суда обеспечивали под огнем врага перевозку живой силы и техники в район боев на полу­ острова Рыбачий и Средний, доставку стройматериалов для оборонительных сооружений на побережье Баренцева мо­ ря, Часть пароходов вывозила промышленное оборудование, жителей Кольского полуостро­ ва, эвакуированных в глубь страны. Несколько судов во­ шло в состав Северного флота. Лучшие транспорты е соста­ ве союзных конвоев достав­ ляли грузы из портоа Англии и США в Мурманск и Архан­ гельск. Экипажи демонстриро­ вали чудеса отваги и мужзствз. отбивая атаки подводных ло­ док и торпедоносце» врага, спасая суда и военные грузы для фронта. Неувядаемой сла­ вой покрыли сзбя в огненных рейсах экипажи теплохода «Старый большевик», паро­ ходов «Чернышевский», «Щорс», «Пролетарий», «Спар­ так», Десять судов пароходства погибло в годы войны. Сотни моряков не вернулись из пла­ ваний. Десятки отличившихся награждены орденами и ме­ далями СССР, трое стали Ге­ роями Советского Союза — это капитан И. И. Афанасьев, его первый помощник К. М. Петровский и матрос Б. М. Аказенок с теплохода «Старый большевик». К концу воины в пароходст­ ве осталось всего 3 действую­ щих судна. Послевоенные пятилетки стали временем бурного по­ полнения флота пароходстза. В 1953 году предприятие преобразовано в арктическое пароходство. Его флот попол­ нился ледоколами «Ленин», «Ермак». «Красин», «Сибиря­ ков». ледокольными парохода­ ми «Г. Седов», «С. Дежнев», «С. А. Леваневский», ледоре­ зом «Ф. Литке», сухогрузными судами. С выходом на трассы Север­ ного морского пути дизель- электрических судов ледового класса типа «Днепрогэс», мощ­ ных дизель электроходов прин- теплоход «Кооперация», ко­ торый в дальнейшем неодно­ кратно совершал рейсы к ше­ стому континенту. 8 19 ан­ тарктических экспедициях флагманом была «Обь». Более 30 наиболее отличившихся чле ципиальио нового типа, пред­ назначенных для автономного плавания во льдах Арктики, — «Лена», «Обь», «Енисей», «Ин­ дигирка» началась новая эпо­ ха в транспортном освоении Северного Лздозитого окззна. Одновременно пароходство пополнилось диззль-электри- ческими ледоколами типа «Капитан Белоусов». Примене­ ние всех этих мощных судов позволило повысить скорость доставки грузов по Северному морскому пути, снизить себе­ стоимость перевозок. Суда пароходства участвова­ ли в научно - исследователь­ ских рейсах в Арктике и з Ан­ тарктике. В январе 1956 года дизель- электроход «Обь», переобору­ дованный в научно-транспорт­ ное судно, первым из совет­ ских научных кораблей подо­ шел к берегам шестого конти­ нента с комплексной антарк­ тической экспедицией АН СССР. Вскоре подошло вто­ рое судно экспедиции — «Лена». Экипажи в сложных гидрометеорологических ус­ ловиях вели разгрузку судоз и помогали полярникам в стро­ ительстве обсерватории. В 1956—57 годах состоялся второй антарктический рейс «Оби» и «Лены». С ними шел чайшие сроки разгружают суда и доставляют грузы на берег. Все арктические перевоз ки, и в особенности те. кото­ рые осуществляются в осенне- зимнее время, были бы немыс­ лимы без мощного ледоколь­ ного флота. На смену старым, честно отслужившим свое па ровым ледоколам пришли но еые мощные ледовые богаты ри. В 1959 году с вступлением в строй дизель-элэктрического ледокола «Москва» мощностью 22 000 э. л. с. и первого в мире атомного ледокола «Ле­ нин» мощностью в 44000 э. л. с. начался новый этап в истории арктического мореплавания — этап активной борьбы со льда­ ми. Новые ледоколы уверенно нов ее экипажа заслужили ордена и медали страны. В антарктических рейсах участ­ вовали также мурманские ди­ зель-электроходы «Нзззрин» и «Гижига». В годы послевоенных пяти­ леток вместе с ростом паро­ ходства складывалась и специ­ ализация его деятельности. В 1958 году пароходство открыло регулярную грузовую линию Мурманск — порты Бзлтики — Шпицберген по перевозке каменного угля и апатитз. В 1964 году — зим­ нюю грузовую линию между портами Европы и замерзаю­ щими гаванями Канады — «Арктик-Л айн». Другое важное нзпрзвлзние в рамках специализации паро­ ходстза — регулярные пере­ возки апатита из Мурманска в порты Балтийского моря. Старые паровые углззозы заменяются теплоходами уг- лерудовозами типа «Джанкой» грузоподъемностью 9 тыс. тонн и типа «Звенигород» грузо­ подъемностью 21 тыс. тонн. Тенденция специализации пароходстза по перевозкам на­ валочных грузоз продолжает­ ся. В годы 10-й пятилетки идет интенсивное пополнение флота специализированными судами для работы в арктических ус­ ловиях. Это рудовозы-контей- неровозы отзчестззнной по­ стройки типа «Капитан Панфи­ лов» грузоподъемностью свы­ ше 14 тыс. тонн и строящиеся в ГДР рудовозы типа «Дмит­ рий Донской» грузоподъем­ ностью свыше 19" тыс. тонн, предназначенные в основном для перевозки норильской медно никелезой руды для нужд предприятий цветной ме­ таллургии . Кольского полуост­ рова по линии Мурманск — Дудинка — Мурманск. В 10-й пятилетке моряки- мурманчане, выполняя реше­ ния XXV съезда КПСС о прод­ лении сроков арктической на­ вигации по Северному мор­ скому пути и увеличении до­ ставки грузоз к районы Край­ него Севера, добились прак­ тически круглогодовой навига­ ции на Дудинской линии. Четыре годэ подряд суда пароходства совершают уни­ кальные взезннне рейсы к по­ луострову Ямзл, осуществляя массовый завоз грузов, необ­ ходимых для газодобытчиков Сибири. Используя припайный п?д, моряки и газовики в крат- Первый капитан атомохо­ да «Ленин» П. А . Пономарев на верхнем мостикс ледоко­ ла, 1960 год. Ледокол «Капитан Соро­ кин» (снимок в нижнем, ле­ вом угли). Снимки этой страницы пре­ доставили «Рыбному Мурма- ну» Е. Халдей, П. Замулько и И. Чесноков. Дизель - электроход «Обь» и теплоход «Кооп ераци я » у берегов Антарктиды. форсировали мощные льды. С их помощью моряки значи­ тельно раньше обычного на­ чали проводки судов проли­ вом Вилькицкого, осущестзи- ли дерзкий замысел— искусст­ венное вскрытие мощной ле­ довой перемычки в устьззой части Енисея, надолго задер­ живавшей начало навигации по этой важнейшей водной магистрал и. Вскоре были получены одно­ типные ледоколы «Мурманск» и «Киев». Затем флотилию ле довых богзтырзй пополнили построенные в Финляндии ди­ зель - электрические ледоко­ лы «Красин» мощностью 35.000 э. л. с., «Капитан Соро­ кин» и «Капитан Николаев» мощностью по 20 000 э. л. с. Венцом отечественного су­ достроения стали самые мощ­ ные в мире атомные ледоко­ лы «Арктика» и «Сибирь», воз­ главившие арктический флот пароходства. Мирный атом и новая мощ­ ная техника, пришедшие в Арктику, помогли морякам, овладевшим этой техникой, ¥ союзе с наукой покорить в свободном плавании Северный полюс, расширить сроки нави гации в морях Северного Ле­ довитого океана, сделать ее практически круглогодичной, увеличить доставку народнохо­ зяйственных грузов в районы Крайнего Севера и вывоз сы­ рья и продукции из промыш ленных районов Сибири. Мурманское морское паро­ ходство, начинавшее трудовую биографию 41 год назад с трех десятков небольших пз- роходов, плавазших в Арктику лишь полтора — два месяца б году, нынче, благодаря за­ ботам Коммунистической пар­ тии и Советского правительст­ ва, лрздетзвляет собой самый мощный в мире арктичзскии флот, способный круглый год работать в замерзающих мо­ рях. Здесь воспитались и вы­ росли, накопив богатый опыт ледовых плаваний, замечатель­ ные кадрь; морякоз. Многие из них стали гордостью совет­ ского морского флота. Это первый капитан атомно­ го ледокола «Ленин» П. А По­ номарев, капитан дизель элек­ трохода «Индигирка», экипаж которого первым на морском флоте стал экипажем комму­ нистического труда, Герой Со­ циалистического Труда А. Ф. Пинежанинов, капитаи атомо­ хода «Арктика», Герой Соци­ алистического Труда Ю С. Ку- чиев, инженеры - механики — Герои Социалистического Тру­ да А. К. Следзюк, О. Г. Паш- нин, машинисты — Герои Со­ циалистического Труда П. Г. Вавилов и Ф. Ф. Асхздуллин и другие. Молодые моряки пароход­ ства под руководством опыт­ ных специалистов уверенно ов­ ладевают новой сложной тех­ никой, тактикой ледозых пла­ ваний. Сейчас пароходстзо уже не называется арктическим, но по характеру деятельности оно остается таким. Несмотря на сложную ледо­ вую обстановку, складываю­ щуюся в течение большей ча­ сти года на трассах Севморпу- ти, коллектив Мурманского морского пароходства успеш­ но справился с заданиями 4 лет пятилетки и, идя навстре­ чу XXVI съезду КПСС, полон решимости достойно завер­ шить государственный план перевозок грузов X пятилетки. И. ЧЕСНОКОВ, заместитель секретаря парткома Мур­ манского морского паро­ ходства. июля 1980 г. g= = ^ --. ■~ ■ ----- «РЫБНЫЙ М УРМАН» 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz