Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.
июля —День работников морского и речного флота ТІЕСЯТОЙ пятилетке — ударный труд» — под таким девизом трудится многотысячная армия советских моряков и речников. К концу 1980 года они должны выполнить ответственную задачу — пере везти 740 мпн. тонн грузов и 178 млн. пас сажиров. СССР является одной из ведущих судо ходных стран мира. Советские суда с честью несут вахту по всем морям и океанам. В 1979 году суда под флагом СССР посетили почти 1400 портов 123 стран мира. Международные морские перевозки грузов в 1979 году до стигли 3,8 млрд. тонн. За семидесятые го ды их прирост составил полтора миллиар да тонн — больше, чем перевозилось за год в начале 60-х. О ПЯТЫЙ РАЗ будут отме- чать нынче работники морского флота страны свой профессиональный праздник. Большой и важной отраслью неродного хозяйства стал сей час морской транспорт. Замет ной его составной частью яв ляется Мурманское ордена Трудового Красного Знамени морское пароходство, создан ное 22 сентября 1939 года. Не мало подвигов совершили мо ряки пароходства в годы ми нувшей войны. Бом о бок с рыбацкими ботами торговые суда обеспечивали под огнем врага перевозку живой силы и техники в район боев на полу острова Рыбачий и Средний, доставку стройматериалов для оборонительных сооружений на побережье Баренцева мо ря, Часть пароходов вывозила промышленное оборудование, жителей Кольского полуостро ва, эвакуированных в глубь страны. Несколько судов во шло в состав Северного флота. Лучшие транспорты е соста ве союзных конвоев достав ляли грузы из портоа Англии и США в Мурманск и Архан гельск. Экипажи демонстриро вали чудеса отваги и мужзствз. отбивая атаки подводных ло док и торпедоносце» врага, спасая суда и военные грузы для фронта. Неувядаемой сла вой покрыли сзбя в огненных рейсах экипажи теплохода «Старый большевик», паро ходов «Чернышевский», «Щорс», «Пролетарий», «Спар так», Десять судов пароходства погибло в годы войны. Сотни моряков не вернулись из пла ваний. Десятки отличившихся награждены орденами и ме далями СССР, трое стали Ге роями Советского Союза — это капитан И. И. Афанасьев, его первый помощник К. М. Петровский и матрос Б. М. Аказенок с теплохода «Старый большевик». К концу воины в пароходст ве осталось всего 3 действую щих судна. Послевоенные пятилетки стали временем бурного по полнения флота пароходстза. В 1953 году предприятие преобразовано в арктическое пароходство. Его флот попол нился ледоколами «Ленин», «Ермак». «Красин», «Сибиря ков». ледокольными парохода ми «Г. Седов», «С. Дежнев», «С. А. Леваневский», ледоре зом «Ф. Литке», сухогрузными судами. С выходом на трассы Север ного морского пути дизель- электрических судов ледового класса типа «Днепрогэс», мощ ных дизель электроходов прин- теплоход «Кооперация», ко торый в дальнейшем неодно кратно совершал рейсы к ше стому континенту. 8 19 ан тарктических экспедициях флагманом была «Обь». Более 30 наиболее отличившихся чле ципиальио нового типа, пред назначенных для автономного плавания во льдах Арктики, — «Лена», «Обь», «Енисей», «Ин дигирка» началась новая эпо ха в транспортном освоении Северного Лздозитого окззна. Одновременно пароходство пополнилось диззль-электри- ческими ледоколами типа «Капитан Белоусов». Примене ние всех этих мощных судов позволило повысить скорость доставки грузов по Северному морскому пути, снизить себе стоимость перевозок. Суда пароходства участвова ли в научно - исследователь ских рейсах в Арктике и з Ан тарктике. В январе 1956 года дизель- электроход «Обь», переобору дованный в научно-транспорт ное судно, первым из совет ских научных кораблей подо шел к берегам шестого конти нента с комплексной антарк тической экспедицией АН СССР. Вскоре подошло вто рое судно экспедиции — «Лена». Экипажи в сложных гидрометеорологических ус ловиях вели разгрузку судоз и помогали полярникам в стро ительстве обсерватории. В 1956—57 годах состоялся второй антарктический рейс «Оби» и «Лены». С ними шел чайшие сроки разгружают суда и доставляют грузы на берег. Все арктические перевоз ки, и в особенности те. кото рые осуществляются в осенне- зимнее время, были бы немыс лимы без мощного ледоколь ного флота. На смену старым, честно отслужившим свое па ровым ледоколам пришли но еые мощные ледовые богаты ри. В 1959 году с вступлением в строй дизель-элэктрического ледокола «Москва» мощностью 22 000 э. л. с. и первого в мире атомного ледокола «Ле нин» мощностью в 44000 э. л. с. начался новый этап в истории арктического мореплавания — этап активной борьбы со льда ми. Новые ледоколы уверенно нов ее экипажа заслужили ордена и медали страны. В антарктических рейсах участ вовали также мурманские ди зель-электроходы «Нзззрин» и «Гижига». В годы послевоенных пяти леток вместе с ростом паро ходства складывалась и специ ализация его деятельности. В 1958 году пароходство открыло регулярную грузовую линию Мурманск — порты Бзлтики — Шпицберген по перевозке каменного угля и апатитз. В 1964 году — зим нюю грузовую линию между портами Европы и замерзаю щими гаванями Канады — «Арктик-Л айн». Другое важное нзпрзвлзние в рамках специализации паро ходстза — регулярные пере возки апатита из Мурманска в порты Балтийского моря. Старые паровые углззозы заменяются теплоходами уг- лерудовозами типа «Джанкой» грузоподъемностью 9 тыс. тонн и типа «Звенигород» грузо подъемностью 21 тыс. тонн. Тенденция специализации пароходстза по перевозкам на валочных грузоз продолжает ся. В годы 10-й пятилетки идет интенсивное пополнение флота специализированными судами для работы в арктических ус ловиях. Это рудовозы-контей- неровозы отзчестззнной по стройки типа «Капитан Панфи лов» грузоподъемностью свы ше 14 тыс. тонн и строящиеся в ГДР рудовозы типа «Дмит рий Донской» грузоподъем ностью свыше 19" тыс. тонн, предназначенные в основном для перевозки норильской медно никелезой руды для нужд предприятий цветной ме таллургии . Кольского полуост рова по линии Мурманск — Дудинка — Мурманск. В 10-й пятилетке моряки- мурманчане, выполняя реше ния XXV съезда КПСС о прод лении сроков арктической на вигации по Северному мор скому пути и увеличении до ставки грузоз к районы Край него Севера, добились прак тически круглогодовой навига ции на Дудинской линии. Четыре годэ подряд суда пароходства совершают уни кальные взезннне рейсы к по луострову Ямзл, осуществляя массовый завоз грузов, необ ходимых для газодобытчиков Сибири. Используя припайный п?д, моряки и газовики в крат- Первый капитан атомохо да «Ленин» П. А . Пономарев на верхнем мостикс ледоко ла, 1960 год. Ледокол «Капитан Соро кин» (снимок в нижнем, ле вом угли). Снимки этой страницы пре доставили «Рыбному Мурма- ну» Е. Халдей, П. Замулько и И. Чесноков. Дизель - электроход «Обь» и теплоход «Кооп ераци я » у берегов Антарктиды. форсировали мощные льды. С их помощью моряки значи тельно раньше обычного на чали проводки судов проли вом Вилькицкого, осущестзи- ли дерзкий замысел— искусст венное вскрытие мощной ле довой перемычки в устьззой части Енисея, надолго задер живавшей начало навигации по этой важнейшей водной магистрал и. Вскоре были получены одно типные ледоколы «Мурманск» и «Киев». Затем флотилию ле довых богзтырзй пополнили построенные в Финляндии ди зель - электрические ледоко лы «Красин» мощностью 35.000 э. л. с., «Капитан Соро кин» и «Капитан Николаев» мощностью по 20 000 э. л. с. Венцом отечественного су достроения стали самые мощ ные в мире атомные ледоко лы «Арктика» и «Сибирь», воз главившие арктический флот пароходства. Мирный атом и новая мощ ная техника, пришедшие в Арктику, помогли морякам, овладевшим этой техникой, ¥ союзе с наукой покорить в свободном плавании Северный полюс, расширить сроки нави гации в морях Северного Ле довитого океана, сделать ее практически круглогодичной, увеличить доставку народнохо зяйственных грузов в районы Крайнего Севера и вывоз сы рья и продукции из промыш ленных районов Сибири. Мурманское морское паро ходство, начинавшее трудовую биографию 41 год назад с трех десятков небольших пз- роходов, плавазших в Арктику лишь полтора — два месяца б году, нынче, благодаря за ботам Коммунистической пар тии и Советского правительст ва, лрздетзвляет собой самый мощный в мире арктичзскии флот, способный круглый год работать в замерзающих мо рях. Здесь воспитались и вы росли, накопив богатый опыт ледовых плаваний, замечатель ные кадрь; морякоз. Многие из них стали гордостью совет ского морского флота. Это первый капитан атомно го ледокола «Ленин» П. А По номарев, капитан дизель элек трохода «Индигирка», экипаж которого первым на морском флоте стал экипажем комму нистического труда, Герой Со циалистического Труда А. Ф. Пинежанинов, капитаи атомо хода «Арктика», Герой Соци алистического Труда Ю С. Ку- чиев, инженеры - механики — Герои Социалистического Тру да А. К. Следзюк, О. Г. Паш- нин, машинисты — Герои Со циалистического Труда П. Г. Вавилов и Ф. Ф. Асхздуллин и другие. Молодые моряки пароход ства под руководством опыт ных специалистов уверенно ов ладевают новой сложной тех никой, тактикой ледозых пла ваний. Сейчас пароходстзо уже не называется арктическим, но по характеру деятельности оно остается таким. Несмотря на сложную ледо вую обстановку, складываю щуюся в течение большей ча сти года на трассах Севморпу- ти, коллектив Мурманского морского пароходства успеш но справился с заданиями 4 лет пятилетки и, идя навстре чу XXVI съезду КПСС, полон решимости достойно завер шить государственный план перевозок грузов X пятилетки. И. ЧЕСНОКОВ, заместитель секретаря парткома Мур манского морского паро ходства. июля 1980 г. g= = ^ --. ■~ ■ ----- «РЫБНЫЙ М УРМАН» 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz