Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.

Мурманскому ордена Октябрьской Революции трало­ вому флоту исполняется 60 лет. Становление его выло тесно <связано с именем В . If. Ленина. 26 февраля 1920 года вождь пролетарской революции и основатель наше­ го государства подписал исторический декрет «О реорга­ низации Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности в России и его органов на местах». Поз­ ж е, 31 мая 1921 года , был подписан декрет «О рыбной промышленности и рыболовстве». Этими документами и была заложена основа советского рыбного хозяйства. Н ыне не вооружзнш коллектива Мурман­ ского тралового флота — крупнотоннажные совре­ менные траулэры. Это БМРТ, построенные по за­ казам СССР в ПНР и ГДР. Это промыслово - произ­ водственные рефрижера­ торы типа «Навигатор» и ППР типа «Грумант» и «Рембрандт». В составе фло­ та имеются BMP I типа «Алтай» и большие авто­ номные траулеры отече­ ственной конструкции, ко­ торые способны добывать рыбу, перерабатывать и морозить ее тысячами цен­ тнеров на значительном удалении от родных бере гов. Одним словом, Мур манский траловый флот се годнл — мощнейшее рьі бодобывающее и рыбопе рерабатывающее предпри- ятие нашей страны. Но вернемся к истории, к далеким 20-м годам, к рас­ сказам зачинателей трало­ вого лова, к воспоминани­ ям тех, кто в трудных ус­ ловиях разрухи и голода не жалел ни времени, ни сил, ни здоровья для достиже­ ния главной цели своей жизни — создания на Мур- мане отечественной базы промышленного рыболов­ ства. Работали к дне смены* ио­ лу чая зарплату «валютой» Чайковского • - полотенца­ ми, как мы называли ленты керенок п другие не имею­ щие цены деньги. Но страх быть арестованными и ж е­ лание изучить траловое де­ ло заставляли со всем ми­ риться: паспорта наши ото­ брали в Архангельске. Тяжело давалась учеба. Инструктор не говорил по- русски, мы ничего не пони­ мали по-английски. ІІе лю­ бил он нас, зверем смотрел на каждого. Не знаю, узнали бы мы что-либо, если бы не произошел инцидент. Готовились к спуску тр а­ ла, инструктор что-то делал, скрывая от нас свою рабо­ ту. Я так внимательно сле­ дил, что не заметил, как он пустил лебедку. Я момен­ тально был сбит слабиной ваера. Схватив лом для от­ дачи стопор-блока. я с кри­ ком двинулся на него. З ам е ­ нед красны лі «гг Рыбзвер- промотдела Арха пгельспого совнархоза. Из воспоминаний ответственного исполнителя по снабжению С. II. АМОСОВА «В 1924 году получили мы сведения нз загранично­ го журнала, что существует трал с кабелями. Деталей никто не знал. Это дело бы­ ло поручено проработать тралмейстеру - инструктору Ф. Е. ІПамалуеву. Связали трал по верхней подборе 128 фунтов, назвали «фран­ цуз». Выли сделаны кабели, но слишком длинные 6 0 саженей. Работали в Ка­ минском районе на малоіі воде. Рейс промучились, ре­ зультаты оказались плохи­ ми, с тех пор кабели ис вводили до 1930 года. В 1930 году был пригла­ шен иностранный специалист ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Сгпраницы истории Из в о с п о м и н а н и й к а п и т а н а Ф. М. МИХОВА «Первые иностранные траулеры явились в Бар ен ­ цево море примерно в 1905 году. Картина получалась такая: у самых берегов рус­ ские ловят ярусами, а неда­ леко от них иностранцы про­ изводят траловый лов. Одно­ временно с ними в 19 0 5— 1906 гг. па траулере «Нико­ лаи» работал II. Копытов. Оп не знал промысловых мест, в конечном итоге его финансы не выдержали, он прогорел, но все-таки кое-ка­ кие работы опубликовал. Этими работами воспользо­ вался судовладелец Спаде. Он послал в Баренцево мо­ ре два траулера, а перед вой­ ной у него, их было уже четы­ ре. Работали у Спаде люди из Риги, преимущественно мо­ лодежь. которую свободно можно было эксплуатировать. С началом войны (1911 г.) все четыре траулера Спаде были мобилизованы. Рыбный промысел замер, н только в 1918 г.. при Советской вла­ сти, Р Т - 1 взяла в аренду Малошуйская артель и нача­ ла с ним работать. Но как опускать трал? Один • специалист» взялся руководить. Спускали они трал обыкновенно так: собе­ рут его песь на борт, по­ том дают полный ход трау­ леру и всей командой тол­ кают. Дотолкались. Однажды они запутали его так, что сами пс могли распутать. На одном из судов плавал Ф. Е. Шамалуев --- первый рус­ ский тралмейстер. Вызвали его, п оп научил, как нужно работать. В 1919 году 12 трауле­ ров, оставленных англича­ нами Архангельскому воен­ ному порту, взяли в аренду Центросоюз и фирма «Беззу- биков и сыновья». Сделали тралы и начали работать. Англичане - ' инструкторы только научили поднимать и .пускать трал, места лова они не показали. В 1919 го­ лу мы работали плохо. Люди набирались нз р аз­ ных мест. Многие были взя­ ты из Мезени. Для обучения посылали сначала н а . РТ «Дельфпн»: Он ходил в на­ учные экспедиции. Учиться многие не хотели: посмотрят траловую работу, приедут в порт и разбегаются. В море выходили с ииструктором- англичанином. Однажды, помню, спал англичанин. — Даваііте поднимать и опускать трал без нею, — "казал я товарищам. Опустили. Идет хорошо. Затем стали поднимать. Ви­ дим, что можем без него об­ ходиться. В это время вы ­ шел англичанин, посмотрел, пожал плечами, но ничего не сказал. Так начали работать тив, что, вооружившись КТ( чем мог’ за меня готова вступиться вея команда, ин­ структор поспешно извинил ся. Этот случай сделал его другим человеком — он на­ чал все объяснять, показы сами. В 1920 г вентов. Из слали РТ • рель». Пз рые были у в Иокаиге, льды, а два англичанами. выгнали интер- Ленипграда при- Налим» и «Фо- граулеров, кото- Спаде. один был один унесло во были угнаны От Спаде нам ничего не осталось. Вначале мы работали на привезен­ ном снаряжении из Англии. Доски были с цепными «лап­ ками», легкими. Траловый флот постепенно укреплялся, снаряжение завозить нз-за границы уже не имело смыс­ ла, ііадо было готовить свое. Трал получался вначале тя­ желым. но потом научились. Мастерами по вязке были Дементьев, Морозов, Шам а­ луев, Амосов. Нашим пряде­ ном пользовались до 1924 года, а потом передали заказ фабрике «Канат». + Из воспоминаний капитана С. Д. КОПЫТОВА «В конце сентября 1920 года, когда теснимые Крас­ ной армией белоинтервенты готовились покинуть Архан­ гельск, траулеры, арендуе­ мые фирмой «Веззубиков и сыновья» и Центросоюзом, вышли в рейс. Дано было распоряжение не возвра­ щаться в Архангельск,, а ожидать в ГІорчпихе н в. Порт- Владнмире дальнейших ука­ заний. Это . был мой первыіі рейс па РТ-26 в качестве старшего и младшего (я был один) помощника капи­ тана. Плохо отремонтирован­ ный, кое-как переоборудо­ ванный из военного в промы­ словый, траулер выглядел непривлекательно. Плохо было с жилыми помещения­ ми: каюта капитана и стар­ шего механика маленькая, каморка для англичанина и общий кубрик — для осталь­ ной команды. вать, угощал нас таоаком и какао. Мы же тревожно ожи­ дали конца рейса. Через 28 дней, когда наш РТ пришел в Порчниху, анг­ личанин взял расчет. — Вернусь в будущем го­ лу, — говорил оп на проща­ ние. - - тогда мы с вами вместе пойдем к Исландии за Биг-торек. Вы обязатель­ но будете капитаном... В следующем (1921) го­ ду я действительно плавал капитаном, ио не под трех­ цветным флагом фирмы <: Веззубиков и сыновья», а Скрадолис. В Архангельске было основное сетевязание, его направили туда. Построил он кабели на 75 метров. У него были два тра­ ла. Одни большой и тяже­ лый для каменистых грун­ тов. другой меньшего разме­ ра - для лова па чистых грунтах. Распорные доски были сделаны большого фор­ мата. В октябре 1930 года на РТ-22 меня направили ос­ матривать работу с тралом. Запустили 11 тралов. Доски были цепные и плохо отрегу­ лированы, не каждый раз запускали трал удачно. Но видно было сразу, что с ка­ белями трал дает эффект. По приходе в Мурманск трал сняли, высушили и по­ весили в мастерской до вес­ ны. Весной на РТ -13 «Ми­ коян» с Леонидом Михайло­ вичем Шульгиным отправи­ лись делать окончательные испытания. Улов был хоро­ ший. В начале ноября 1931 года уже начали лов с при­ менением кабелей, а меня командировали в Германию, в Киль, получать РТ-54». І | 3 ПРИВЕДЕННЫХ вос- ** поминаний первых капитанов и тралмейстеров хорошо видно, с какими трудностями им приходи­ лось осваивать в Баренце­ вом морс траловый лов оы- бы, собирать по крупицам опыт оснастки тралов, а за­ тем применять его в деле самостоятельно. Первопро­ ходцам всегда трудно, и тем заметнее их трудовой и гражданский подвиг. Они сделали все, что могли, и даже больше этого. Они не имели нормальных жилищ­ ных условий ни на своих маломощных траулерах- угольщиках, ни на берегу. Они не были похожи друг на друга, но их объединяго одно — любовь к морю, любовь к своей профессии, любовь к Родине, а с нею любое дело по плечу. Они совершили подвиг. 19 мар­ та 1920 года их было в тра­ ловом флоте 40 человек, трое — коммунисты. Сейчас в Мурманском ордена Ок­ тябрьской Революции тра­ ловом флоте трудятся не­ сколько тысяч человек, сре­ ди них около трех тысяч коммунистов. Но имена пер­ вопроходцев промысловых районов Баренцева моря навсегда останутся в спис­ ках флота. А сегодняшние рыбаки тралового флота — ветера­ ны и молодежь, прослав­ ленные капитаны и рядо­ вые матросы, опытные рыб- мастера и тралмейстеры — достойно продолжают нелегкое дело первопро ходцев рыбного промысла на Мурмане. Ни в какое сравнение не идут сегодня­ шние условия труда и быта рыбаков с теми условиями, в каких трудились в суро­ вом Баренцевом море Амо­ сов и Махилев, Копытов и Михов, десятки других ге­ роев - добровольцев. И тем ответственней и почетней сегодняшний труд рыбаков- северян. У них есть все условия приумножать и про­ должать великие традиции самоотверженного труда первопроходцев. При подготовке к публикации воспоминаний ветера­ нов тралового флота был использован пятый номер еже­ месячного рыбохозяйственного, научно-технического мас­ сового журнала «За рыбную индустрию Севера' год. Из в о с п о м и н а н и й - и н с т р у к т о р а тр а л о в о г о ф л о т а А. Д. МАХИЛЕВА «Дико мне показалось на «Наваге», стареньком РТ-29. куда л в 1920 году поступил матросом. Но ничего — привык .постепенно, изучил судовую жизнь. Три года проплавал матросом. До­ вольно - тебе ходить матро­ сом, — сказал как-то Шам а­ луев. — Пора учиться». II то правда, подумал я, . ка­ жется, достаточно осмотрел­ ся, на нескольких траулерах побывал. Вначале па РТ-29, потом па РТ-39, на РТ -37 й, наконец, на РТ-30. На пос­ леднем работал вначале по­ мощником, а после тралмей­ стером. Не забыть мне это­ го траулера: пе кубрик, а конура какая-то. Койки при­ способили .закрытые, что ящики. - залезешь туда, а обратно хоть проси кого, что­ бы вытянули. Начал я работать под руководством 1Иамэлуева. Хорошо он нас обучал слож­ ному делу. До J925 года, бывало, работаем лето, а осень подходит --- расчет дают, ну н разбредались кто куда: кто в деревню, кто к родным. Подходила весна, снова съезжались. Тянет морс к себе... Тралмейстера, оьі вал о, — Пораньше приезжали ошіцы из дерева пилят, тра- лы смолят.. Не так было, как сейчас (1935 г.), тралмейсте­ ру п сети и все подают на траулер, а он только сел и поехал, нет... Бывало, сети вяжешь по три рубля за пуд. Т яж елая работа, стоишь, что привязанный, пу и свя­ жешь 8 — Ю кг за день. Под­ готовишь к весне два трала, пе ожидаешь, что дядя по­ может». • 6 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» 4 июля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz