Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.
Мурманскому ордена Октябрьской Революции трало вому флоту исполняется 60 лет. Становление его выло тесно <связано с именем В . If. Ленина. 26 февраля 1920 года вождь пролетарской революции и основатель наше го государства подписал исторический декрет «О реорга низации Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности в России и его органов на местах». Поз ж е, 31 мая 1921 года , был подписан декрет «О рыбной промышленности и рыболовстве». Этими документами и была заложена основа советского рыбного хозяйства. Н ыне не вооружзнш коллектива Мурман ского тралового флота — крупнотоннажные совре менные траулэры. Это БМРТ, построенные по за казам СССР в ПНР и ГДР. Это промыслово - произ водственные рефрижера торы типа «Навигатор» и ППР типа «Грумант» и «Рембрандт». В составе фло та имеются BMP I типа «Алтай» и большие авто номные траулеры отече ственной конструкции, ко торые способны добывать рыбу, перерабатывать и морозить ее тысячами цен тнеров на значительном удалении от родных бере гов. Одним словом, Мур манский траловый флот се годнл — мощнейшее рьі бодобывающее и рыбопе рерабатывающее предпри- ятие нашей страны. Но вернемся к истории, к далеким 20-м годам, к рас сказам зачинателей трало вого лова, к воспоминани ям тех, кто в трудных ус ловиях разрухи и голода не жалел ни времени, ни сил, ни здоровья для достиже ния главной цели своей жизни — создания на Мур- мане отечественной базы промышленного рыболов ства. Работали к дне смены* ио лу чая зарплату «валютой» Чайковского • - полотенца ми, как мы называли ленты керенок п другие не имею щие цены деньги. Но страх быть арестованными и ж е лание изучить траловое де ло заставляли со всем ми риться: паспорта наши ото брали в Архангельске. Тяжело давалась учеба. Инструктор не говорил по- русски, мы ничего не пони мали по-английски. ІІе лю бил он нас, зверем смотрел на каждого. Не знаю, узнали бы мы что-либо, если бы не произошел инцидент. Готовились к спуску тр а ла, инструктор что-то делал, скрывая от нас свою рабо ту. Я так внимательно сле дил, что не заметил, как он пустил лебедку. Я момен тально был сбит слабиной ваера. Схватив лом для от дачи стопор-блока. я с кри ком двинулся на него. З ам е нед красны лі «гг Рыбзвер- промотдела Арха пгельспого совнархоза. Из воспоминаний ответственного исполнителя по снабжению С. II. АМОСОВА «В 1924 году получили мы сведения нз загранично го журнала, что существует трал с кабелями. Деталей никто не знал. Это дело бы ло поручено проработать тралмейстеру - инструктору Ф. Е. ІПамалуеву. Связали трал по верхней подборе 128 фунтов, назвали «фран цуз». Выли сделаны кабели, но слишком длинные 6 0 саженей. Работали в Ка минском районе на малоіі воде. Рейс промучились, ре зультаты оказались плохи ми, с тех пор кабели ис вводили до 1930 года. В 1930 году был пригла шен иностранный специалист ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Сгпраницы истории Из в о с п о м и н а н и й к а п и т а н а Ф. М. МИХОВА «Первые иностранные траулеры явились в Бар ен цево море примерно в 1905 году. Картина получалась такая: у самых берегов рус ские ловят ярусами, а неда леко от них иностранцы про изводят траловый лов. Одно временно с ними в 19 0 5— 1906 гг. па траулере «Нико лаи» работал II. Копытов. Оп не знал промысловых мест, в конечном итоге его финансы не выдержали, он прогорел, но все-таки кое-ка кие работы опубликовал. Этими работами воспользо вался судовладелец Спаде. Он послал в Баренцево мо ре два траулера, а перед вой ной у него, их было уже четы ре. Работали у Спаде люди из Риги, преимущественно мо лодежь. которую свободно можно было эксплуатировать. С началом войны (1911 г.) все четыре траулера Спаде были мобилизованы. Рыбный промысел замер, н только в 1918 г.. при Советской вла сти, Р Т - 1 взяла в аренду Малошуйская артель и нача ла с ним работать. Но как опускать трал? Один • специалист» взялся руководить. Спускали они трал обыкновенно так: собе рут его песь на борт, по том дают полный ход трау леру и всей командой тол кают. Дотолкались. Однажды они запутали его так, что сами пс могли распутать. На одном из судов плавал Ф. Е. Шамалуев --- первый рус ский тралмейстер. Вызвали его, п оп научил, как нужно работать. В 1919 году 12 трауле ров, оставленных англича нами Архангельскому воен ному порту, взяли в аренду Центросоюз и фирма «Беззу- биков и сыновья». Сделали тралы и начали работать. Англичане - ' инструкторы только научили поднимать и .пускать трал, места лова они не показали. В 1919 го лу мы работали плохо. Люди набирались нз р аз ных мест. Многие были взя ты из Мезени. Для обучения посылали сначала н а . РТ «Дельфпн»: Он ходил в на учные экспедиции. Учиться многие не хотели: посмотрят траловую работу, приедут в порт и разбегаются. В море выходили с ииструктором- англичанином. Однажды, помню, спал англичанин. — Даваііте поднимать и опускать трал без нею, — "казал я товарищам. Опустили. Идет хорошо. Затем стали поднимать. Ви дим, что можем без него об ходиться. В это время вы шел англичанин, посмотрел, пожал плечами, но ничего не сказал. Так начали работать тив, что, вооружившись КТ( чем мог’ за меня готова вступиться вея команда, ин структор поспешно извинил ся. Этот случай сделал его другим человеком — он на чал все объяснять, показы сами. В 1920 г вентов. Из слали РТ • рель». Пз рые были у в Иокаиге, льды, а два англичанами. выгнали интер- Ленипграда при- Налим» и «Фо- граулеров, кото- Спаде. один был один унесло во были угнаны От Спаде нам ничего не осталось. Вначале мы работали на привезен ном снаряжении из Англии. Доски были с цепными «лап ками», легкими. Траловый флот постепенно укреплялся, снаряжение завозить нз-за границы уже не имело смыс ла, ііадо было готовить свое. Трал получался вначале тя желым. но потом научились. Мастерами по вязке были Дементьев, Морозов, Шам а луев, Амосов. Нашим пряде ном пользовались до 1924 года, а потом передали заказ фабрике «Канат». + Из воспоминаний капитана С. Д. КОПЫТОВА «В конце сентября 1920 года, когда теснимые Крас ной армией белоинтервенты готовились покинуть Архан гельск, траулеры, арендуе мые фирмой «Веззубиков и сыновья» и Центросоюзом, вышли в рейс. Дано было распоряжение не возвра щаться в Архангельск,, а ожидать в ГІорчпихе н в. Порт- Владнмире дальнейших ука заний. Это . был мой первыіі рейс па РТ-26 в качестве старшего и младшего (я был один) помощника капи тана. Плохо отремонтирован ный, кое-как переоборудо ванный из военного в промы словый, траулер выглядел непривлекательно. Плохо было с жилыми помещения ми: каюта капитана и стар шего механика маленькая, каморка для англичанина и общий кубрик — для осталь ной команды. вать, угощал нас таоаком и какао. Мы же тревожно ожи дали конца рейса. Через 28 дней, когда наш РТ пришел в Порчниху, анг личанин взял расчет. — Вернусь в будущем го лу, — говорил оп на проща ние. - - тогда мы с вами вместе пойдем к Исландии за Биг-торек. Вы обязатель но будете капитаном... В следующем (1921) го ду я действительно плавал капитаном, ио не под трех цветным флагом фирмы <: Веззубиков и сыновья», а Скрадолис. В Архангельске было основное сетевязание, его направили туда. Построил он кабели на 75 метров. У него были два тра ла. Одни большой и тяже лый для каменистых грун тов. другой меньшего разме ра - для лова па чистых грунтах. Распорные доски были сделаны большого фор мата. В октябре 1930 года на РТ-22 меня направили ос матривать работу с тралом. Запустили 11 тралов. Доски были цепные и плохо отрегу лированы, не каждый раз запускали трал удачно. Но видно было сразу, что с ка белями трал дает эффект. По приходе в Мурманск трал сняли, высушили и по весили в мастерской до вес ны. Весной на РТ -13 «Ми коян» с Леонидом Михайло вичем Шульгиным отправи лись делать окончательные испытания. Улов был хоро ший. В начале ноября 1931 года уже начали лов с при менением кабелей, а меня командировали в Германию, в Киль, получать РТ-54». І | 3 ПРИВЕДЕННЫХ вос- ** поминаний первых капитанов и тралмейстеров хорошо видно, с какими трудностями им приходи лось осваивать в Баренце вом морс траловый лов оы- бы, собирать по крупицам опыт оснастки тралов, а за тем применять его в деле самостоятельно. Первопро ходцам всегда трудно, и тем заметнее их трудовой и гражданский подвиг. Они сделали все, что могли, и даже больше этого. Они не имели нормальных жилищ ных условий ни на своих маломощных траулерах- угольщиках, ни на берегу. Они не были похожи друг на друга, но их объединяго одно — любовь к морю, любовь к своей профессии, любовь к Родине, а с нею любое дело по плечу. Они совершили подвиг. 19 мар та 1920 года их было в тра ловом флоте 40 человек, трое — коммунисты. Сейчас в Мурманском ордена Ок тябрьской Революции тра ловом флоте трудятся не сколько тысяч человек, сре ди них около трех тысяч коммунистов. Но имена пер вопроходцев промысловых районов Баренцева моря навсегда останутся в спис ках флота. А сегодняшние рыбаки тралового флота — ветера ны и молодежь, прослав ленные капитаны и рядо вые матросы, опытные рыб- мастера и тралмейстеры — достойно продолжают нелегкое дело первопро ходцев рыбного промысла на Мурмане. Ни в какое сравнение не идут сегодня шние условия труда и быта рыбаков с теми условиями, в каких трудились в суро вом Баренцевом море Амо сов и Махилев, Копытов и Михов, десятки других ге роев - добровольцев. И тем ответственней и почетней сегодняшний труд рыбаков- северян. У них есть все условия приумножать и про должать великие традиции самоотверженного труда первопроходцев. При подготовке к публикации воспоминаний ветера нов тралового флота был использован пятый номер еже месячного рыбохозяйственного, научно-технического мас сового журнала «За рыбную индустрию Севера' год. Из в о с п о м и н а н и й - и н с т р у к т о р а тр а л о в о г о ф л о т а А. Д. МАХИЛЕВА «Дико мне показалось на «Наваге», стареньком РТ-29. куда л в 1920 году поступил матросом. Но ничего — привык .постепенно, изучил судовую жизнь. Три года проплавал матросом. До вольно - тебе ходить матро сом, — сказал как-то Шам а луев. — Пора учиться». II то правда, подумал я, . ка жется, достаточно осмотрел ся, на нескольких траулерах побывал. Вначале па РТ-29, потом па РТ-39, на РТ -37 й, наконец, на РТ-30. На пос леднем работал вначале по мощником, а после тралмей стером. Не забыть мне это го траулера: пе кубрик, а конура какая-то. Койки при способили .закрытые, что ящики. - залезешь туда, а обратно хоть проси кого, что бы вытянули. Начал я работать под руководством 1Иамэлуева. Хорошо он нас обучал слож ному делу. До J925 года, бывало, работаем лето, а осень подходит --- расчет дают, ну н разбредались кто куда: кто в деревню, кто к родным. Подходила весна, снова съезжались. Тянет морс к себе... Тралмейстера, оьі вал о, — Пораньше приезжали ошіцы из дерева пилят, тра- лы смолят.. Не так было, как сейчас (1935 г.), тралмейсте ру п сети и все подают на траулер, а он только сел и поехал, нет... Бывало, сети вяжешь по три рубля за пуд. Т яж елая работа, стоишь, что привязанный, пу и свя жешь 8 — Ю кг за день. Под готовишь к весне два трала, пе ожидаешь, что дядя по может». • 6 стр. «РЫБНЫЙ М УРМАН» 4 июля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz