Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.
.„Столовая, актовый зал, плотницкий цех, мед пункт, в котором работают два фельдшера и врач« стоматолог и где можно пройти прописанные меди цинские процедуры, в недалёком будущем будет открыт и стол продуктовых заказов, чтобы домо хозяйке не носиться во время обеда или после ра боты в поисках кормежки для семьи... Перечисленные удобства характерны скорее для производственного предприятия, не так ли? Вот именно — предприятия, но не производственного, а торгового, а точнее — универмага «Волна», кото* рый открылся год назад, 22 июля. Чем же встретил свою первую годовщину коллек тив этого крупнейшего в России (в сфере потреб кооперации) магазина? Чем порадует он нас, поку^- пателей, в будущем? Об этом — наш сегодняшний рассказ. _______________________________ ДИРЕКТОР Все рождается в муках — таков закон природы, и тут ничего не поделаешь. Когда год назад универмаг принял первых покупателей и они увидели отлично оформленные просторные торговые залы, непривычно расположенные секции, им и в голову не пришло, чего это стоило ди ректору магазина Валерию Дмитриевичу Чуранову и его ближайшим соратникам. Если вы бывали в «Волне», наверняка обратили внимание на размещение торговых сек ций: они расположены так, что весь ассортимент виден уже при входе в торговый зал. Если вы пройдете через сек цию и ничего для себя не вы берете, вам не надо возвра щаться обратно, чтобы попасть в следующую ; секции сквоз ные, так называемый сквоз ной контроль. Проект же пре дусматривал продольное раз мещение стеллажей. В общем, пришлось отраба тывать технологию торговли, делать свой проект. У Мурано ва опыт подобных переделок уже был — в свое время ему пришлось подобную операцию проводить в магазине «Элект рон», который вообще-то был задуман как... посудохозяйст венный. Как же представлял себе Чуранов магазин, который он возглавил за несколько меся цев до открытия? — Особо фантазировать мне не надо было, — рассказыва ет Валерий Дмитриевич. — Поехал на Украину, в Винницу, учиться, смотреть, перенимать асе лучшее, что накопилось там за 14 лет. Винницкий уни вермаг «Юбилейный» счи тается лучшим в стране в своей категории. — Главное, что в мне хоте лось увидеть там, — говорит Чуранов, — это новые формы организации’ торговли. От до- стазки товаров с базы до вручения их в руки покупате лю. Много новинок привез Чу- ранов из Винницы. Некоторые из них были столь неожиданны, что и внедрить-то их было трудно. Например, клейкие че ки. Мне самому доводилось бывать в винницком универма ге, делать покупки, но, честно говоря, я тогда не обратил на это особого внимания. Какая разница — на обыкновенной бумаге выбит чек или на клее вой? Оказывается, разница есть. Клейкий чек очень кста ти при упаковке. Дело, конечно же, не в че ках. Вернее, не только в них. По проекту, для обеспече ния всех грузовых операций магазину полагалось иметь... 20 грузовых гележек А в день «Волна» принимает по 20 ма шин с товаром. Пришлось об ратиться в областное управле ние торговли, просить овощ ные контейнеры — вы их ви дели, решетчатые. А в за крытых жестяных поставляет товары «Росторгодежда» — * кстати, единственная база, иду щая в этом отношении в но гу со временем А вот «Рос- обувьгорг», «Облрыболовпот- ребсоюз», «Текстильторг» — те по-прежнему* везут т^вар • 2 7 и ю л я — Д е н ь р а б о т н и к а т о р г о в л и К Р У П Н Е Й Ш И Й В Р О С С И И в деревянной и картонной та ре. Много мелочей пришлось учитывать новому директору. А каждая мелочь, приведенная в соответствие с современными требованиями, экономит ко пейки, рубли, червонцы, силу и нервы человеческие, нэко нец. МАГАЗИН Ну, о том, что он крупней ший а системе потребкооперз ции РСФ СР, мы говорили. А в С СС Р — второй, после Алма Атинского торгового центра. Площадь торговых залов -т- 4018 квадратньіх метров. Под собнь-е помещения — 1250. Много это или мало? Для сравнения: торговая площадь винницкого универмага — 2700 кв. м., подсобок — 4000. Или еще: годовой това рооборот в «Юбилейном» — 56 млн рублей, в «Волне» «в 1980 год спланировали 30 млн. ЗИгими цифрами можно вертеть и так и эдак, Главнее: у «Вол ны» немалый запас прочности. План по товарообороту будет перевыполнен миллиона на два. А магазину всего год... «Волна» — это, по сущест ву, большоэ торговое пред приятие, «а котором работают 740 человек. Кассиры, продав цы, бухгалтеры, товароведы, диспетчеры, грузчики, радио механики, повара, медработни ки, а еще: столяр, главный инженер. Главный инженер в магазине. Звучит, не правде ли? Магазин — эго люди. Их вы видите на наших .снимках, и все они — из секции мужской одежды, которая в июне ста ла ' победителем соревнования за лучшую культуру обслужи вания. Этот титул присвоен по праву: как раз дней десять назад была исписана и сдана на хранение «Книга отзывов и предложений». Исписана бла годарностями. Кстати, обрати те внимание, когда зайдете s «Волну»: эта книга размещена в каждой секции так, что ее не надо клянчить или полу чать, как это порой бывает, через милицию. Протяните ру ку и возьмите. Симпатичная книжка в коленкоровом пере плете... В секция (или микрокомплек се) мужской одежды работают люди разнь?х возрастов, и опыт работы в торговле у «их раз ный. Например, Лидия ва сияьез»-а Гандрабура (онг справа «а фото в центре стра ницы) в «Волне» с 1953 -ода. 8 той самой, старой «Волне». О ттуда же пришла и заведую щая микрокомплексом Зинаи да васильеьна Спирина (на фото — слева). Другие — по моложе, но на них ветерань1 не жалуются: продавцы Гали на Белых, Галина Семенова, Марина Андреева, кассир Еле на Томилова— они тоже прича стны к тому, что в «Книге от зывов и предложений» — од ни благодарности и ни одно го «жалобного предложения». Кадры, кадры. Они и в са мом деле решают все. Валерий Дмитриевич, когда речь зашла о кадрах, со вздохом сказал: «Приходится переучивать»... А Зинаида Васильевна, подтвер дила его слова: «Приходит ся...» Год назад продавцов на бирали «с миру по нитке». По падались всякие. У з о л ь н у и вот этих «всяких», а те, которые оставались, с каждым днем убеждались: здесь работать интересно, легко. Микрокомп лекс «Товары для мужчин» оказался а кадровом отноше нии самым стойким. За год ушли трое, и то по сугубо лич ным причинам. Ну, а в других секциях? Там бывает по-всяко му, но линия у руководства универмага четкая: люди дол жны шагать в ногу с прогрес сом. В магазине создана учеб ная база ПТКУ, учащиеся про ходят здесь практику, лучшие попадают в «Волну». Требова ния к ним жесткие. Чураноа говорит так: — Сегодня покупатель порой знает о товарах больше, чем продавец. Учеба нужна. С еми нары, лекции... ПРОБЛЕМЫ А их «навалом». Чем не про блема — выбор товара? Здесь работнику торговли равнодуш ному проще всего ответить: «Что дают нам — то и мы вам». Да, магазины наши порой выглядят красиво, но беднова- то, и потные очереди возника ют в них разве что в конце месяца. Бич торговли. А Чу- ранов убеждает: нам перевы полнение плана невыгодно: мы перерасходуем товарный фонд, распределенный ровно на год. Нам не нужен пресловутый «день изобилия», наступающий 30-го или 31-го числа. А в июне «Облрыболовпотребсо- юз» попросил «поднажать», пе ребрать 240 тысяч рублей сверх плана... Дефицит... Ох, уж этот д е фицит! По существу, это не только сплошной «импорт». Это и наше, отечественное, только сшитое или изготовлен ное по последнему слову кап ризной моды. А вы не обра щали внимание, что, перефра зируя Ильфа и Петрова и Остапа Бендера, «весь д еф и цит продается в «Гостином дворе»? «Секрет фирмы»? Нет. Просто «Гостиный двор» — сам по себе торговая фирма, и товары получает прямо с конвейера, минуя базу — на прилавок (простите, в торго вый зал). А почему бы и «Волне» не обрести ранг тор говой фирмы? Почему бы его торговым залам не стать «по лигоном» новейшей продук ции? Да нипочему. Все это возможно, к этой самостоя тельности и стремится «Вол на». Барьеров много, и все они преодолимы в будущем. А вот еще одно обстоя тельстзо, которое беспокоит руководителей универмага. Речь идет о продаже мото циклов. Привозит его покупа тель домой, заводит... Движоч глохнет — и навеки. Чья ей на? Изготовителя. Гарантийных мастерских по ремонту мото циклов у нас нет. По прави лам надо обращаться в бюро товарных экспертиз. А там специалистов нет,.. О тправля ют изготовителю. Они отправ ляют обратно, поскольку нет акта экспертизы, и расходу^ по транспортировке возлага-* ют... на магазин. Замкнутый круг. Чтобы его разорвать, об ластному управлению торгов ли, облисполкому надо сделать одно из двух: либо открыть мастерскую, либо в бюро то варных экспертиз открыть штатную должность нужного специалиста. Второе, наверное, проще, и мы обращаемся ко всем ответственным органам с просьбой дирекции «Волны»: решить этот вопрос. Всего год существует «Вол на». Когда-то спорили: нуже^ ли такой огромный универмаг в центре города, стоит ли за крывать ради него мелкие рыбкоолозские «лавчонки»? Год работы показал: с тз д ;. Дайте срок, и коллектив г&- газина докажет это со всей полнотой. И, ЕЛИСТРАТОв f РЫБНЫЙ МУРМАН* 25 и ю л я 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz