Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.

МОРЕ, МОЛОДОСТЬ, стихи Море любит сильных. Эта аксиома сотни раз обыграна поэтами, журналистами, пи­ сателями. С ней не поспо­ ришь, рыбацкий труд не из легких. А люди все-таки бы­ вают разные: мягкие, силь­ ные, лиричные, спокойные, нервные. Всякие. Тут уж — как характер сложился, как выковался. У электрика учебно-произ- »водственного судна «Про­ фессор Кленова» Сергея За­ харовича Цветкова характер настоящий. И это видно не только по внешним данным или по первому впечатлению. Он кажется неразговорчивым, даже сумрачным. В каюте— идеальный порядок, книги— в аккуратных стопках, бума­ ги сложены одна к одной. II среди них — ведомостей, отчетов, «деловятины» — с удивлением и заинтересован­ ностью обнаруживаешь (с согласия хозяина, разумеет­ ся) тетради со стихами: «Кто однажды вдохнул запах бурного моря, Тот уже неподвластен ударам судьбы. Он, конечно, узнал, чтовмогучемпросторе Заключен запах жизни и запах борьбы». II потом выясняется: дело не в замкнутом характере, с таким характером стихов не пишут. Просто у Цветкова сильно развито чувство внут­ ренней дисциплины, он дело­ вит и собран. II на Севере он не первый десяток лет— всего 21, и все время — в море. Краснознаменный Се­ верный флот, атомоход «Ле­ нин», потом — рыбацкие су­ да. Военная служба научила хладнокровному поведению в опасных ситуациях, ледовые походы по Северному мор­ скому пути научили в штор­ мовые, метельные дни при­ ходить на выручку приуныв­ шим товарищам: помогали стихи, которые он и писать- то начал для друзей там же, на атомоходе. II — снова парадоксаль­ ная черточка натуры. Не ве­ рит Сергей Захарович в воз­ вышенную романтику гринов- ских алых парусов. Море — это труд, это работа. Он за двадцать лет повидал его всяким. Но никогда «не гу­ лял» по морю, трудился. Мальчишки - практиканты из средней «мореходки», кото­ рые были с ним в рейсе, про. звали электрика «морским дьяволом». Не за свире­ пость, конечно, хотя и строг он, н требователен ко всем так же, как и к себе. Про­ звали его так за деятель­ ность натуры, неугомон. -ность. Он и обязанности свои знает на «отлично», и спор­ том занимается, и художест­ венную самодеятельность ор­ ганизовывает, и стихи пишет, и стенгазету выпускает. Вот вам и «сумрачный». Устал после четырехмесячного рей­ са — это верно. Двадцать один год связал Цветкова с морем, из них тринадцать — на рыболов­ ных судах, а нет-нет да и до­ станет и разглядывает зна­ чок «Отличник Военно-Мор­ ского Флота». Мал, да до­ рог. В нем — молодость. А все-таки дело не в годах. Они идут, а глаза у Сергея Захаровича по-прежнему мо- Ж$ы. II душа тоже. Закалка- 's у нее краснофлотская... О. ЛИСЯК, студентка факультета журналистики Киевского университета. ОПРАЗДНИКОМ, СЕВЕРОМОРЦЫ! Над Мурманском, как чайки, облака, И день июльский радостный и звонкий, И на руках могучих моряка Так хорошо улыбчивой девчонке. А завтра вновь корабль уйдет в поход. Опять встречать соленые рассветы, Чтоб Мурманск без тревоокных жил забот, Чтоб улыбались дети всей планеты. Фото Р. Макеевой. СОЛН ЕЧНЫ Е ЛУЧИ скольз- нули по гребням волн, за­ тейливо отразились от шлемов водолазов. Сейчас, когда до спуска осталось совсем не­ много, глубоководники лишь изредка перебрасываются ко­ роткими репликами через от­ крытые иллюминаторы, нето­ ропливо охлопывают себя, про­ веряя снаряжение, подгонку. Тем, кто несколько минут на­ зад помогал им надевать ру­ бахи, свинцовые грузы, гало­ ши, передается эта неторопли­ вость. Водолазы старшие матросы В. Мостовой и С. Баранов по очереди заходят в беседку. Она доставит их на платформу водолазного колокола, на си­ деньях которого глубоководни­ ки у й д ут на глубину. А перед этим небольшой «нырок» — проверка снаряжения на гер­ метичность. Сегодня у водолазов не­ простое задание — им нужно опуститься к «затонувшей» подводной лодке, осмотреть комингс-площадку, приготозить ее для присоединения спаса­ тельного колокола. Команди­ ром колокола идет старшина команды глубоководных аппа­ ратов мичман П. Василенко, оператором — матрос В. Чере- ПОВИЧ " Чернорабочие войны на мо­ ре... Будничное мужество зп- роновцев Заполярья стоит за бесстрастными цифрами, ха­ рактеризующими их работу. В годы Великой Отечественной войны поднято со дна 63 ко- <•7 мая 1945 года. Непосред­ ственно приступили к разгруз­ ке (подъему снарядов). Для этого были изготовлены две ме­ таллические бадьи, в которые помещалось по 20— 25 снарядов (в зависимости от калибра). Вес снаряда в среднем 50 кило­ граммов. А К В А Н А В Т Ы рабля, спасено 18 судов. 10 тысяч тонн грузов вернули фронту водолазы. Для того, чтобы вникнуть, по­ нять эти цифры, приведу в до­ казательство выдержку из тех­ нического отчетз по подъему затонувшего транспорта с бое­ припасами, в котором эмоци­ ям, так сказать, по штату быть не положено. Работа была трудной. Тре­ бовалась большая осторож­ ность — снаряды могли взор­ ваться. Всего было поднято 6000 снарядов». Первым в списке особо от­ личившихся водолазов стоит старшина I статьи И. Швец. Впоследствии он станет се­ верным рекордсменом по пре­ быванию на глубине 6 тысяч часов — или восемь с лишним месяцев подводной работы. При­ чем три тысячи часов у него — военной поры. И сегодня* флотские водола­ зы демонстрируют лучшие ка­ чества, присущие сгаеромор цам военной поры: Мне дове­ лось быть свидетелем одного из обычных для воинов учений по спасению экипажа «зато­ нувшей» подводной лодки. Сроки, отведенные для работ на глубине, были крайне ежа* *тые. Для того, чтобы уложите- ся в них, спасателям нужно было перекрыть существующий норматив почти вдвое. И они справились с задачей на «от­ лично». Ео время очередного подъема спасательного колокола вне­ запно случилась непредвиден­ ная ситуация. Глубоководникам пришлось работать в условиях «аварийного» всплытия. И мич­ ман П. Василенко сработал мас­ терски. Он сумел обеспечить безопасную эвакуацию подвод­ ников. Ка его счету более по­ лутора тысяч часов, проведен­ ных на глубине. ...Мирно запели лебедки, подтягивая спасательный коло­ кол к борту корабля. Отдраен верхний рубочный люк, и на палубу выходят «спасенные» подводники с «аварийной» подводной лодки. Мичман Ва­ силенко появляется на борту последним. Нужно все прове­ рить, осмотреть. А тем време­ нем в рекомпрессионной ка­ мере, после встречи с глуби­ ной, входили в нормальный земной ритм старшие матросы Мостовой и Баранов. Водолазы — люди смелой и мужественной профессии. И верно подмечено, что мало кто из них изменяет ей. Лейтенант Л. ВЕЛЕДЕЕВ. V ПРАВЛЕНИЕ гидрографиче * ской службы флота... Вячеслав Михайлович Малы­ гин рассказывает: — Наш отдел занимается си­ стематизацией и обобщением материалов изучения театра действий кораблей нашего флота, планированием работ по гидрографическим иссле­ дованиям, это своего рода соединительное звено между гидрографическими экспеди­ циями и центральным карто­ графическим производством. Особая забота — подготовка «навим» и выпуск извещений мореплавателей. «Навимы» — это оператив­ ные радиограммы об измене­ ниях навигационной обстанов­ ки. Через «навимы» все море­ плаватели оперативно изве­ щаются о смещении буев, за­ топлении вех, изменении ство­ ров, замене другого навига­ ционного оборудования. На выполнении учебной задачи вморе. Нет на карте „белых Навигационная карта, кото­ рую мне показали, — одна из самых новых на флоте. Карту с благодарственным отзывом прислали отделу из Централь­ ного картографического изда­ тельства. В годы Великой Отечествен­ ной войны гидрографы Запо­ лярья сделали тысячи кило­ метров п.ромеро*. О том, как трудились в те годы флотские гидрографы, говорит хотя бы тот факт, что от начала фото- Морская пехота... Мы помним ее подвиги, совер­ шенные на фронтах Великой Отечественной войны, о бесстрашии й героизме ' ее слагают легенды. Много лет прошло с т |х нор. Но тради­ ции военных лет живы, они передаются цз поколения в поколение, от воина к вои­ ну. Сегодня морская пехота —• это внезапность, сила, мощь, высокая выучка. Такая, как у этих парней — молодых матросов комсомольцев В. Амосова (справа) й В. Бойко. Недавно на очередных занятиях их гранатометный расчет перекрыл норматив­ ное время и успешно спра­ вился с поставленной зада- Фото В. Студенцова.^ -—- —г-—..... графирования района с возду­ ха и до передачи войскам карты в три— пять цветов про­ ходило порой менее суток... Среди сотрудников отдела изучения театра и еэгодня есть немало участников Великой Отечественной войны. Один из них — старший инженер А лек­ сандр Александрович Чечерин, проработавший в гидрографии болэе сорока лет. В годы вой­ ны он был награжден орде­ ном Красной Звезды, медаля­ ми. Много лет отдал флоту и ка­ питан 2 ранга запаса Георгий Федорович Боковой — началь­ ник депо картструктурной группы отдела, занимающейся снабжением навигаторов З а­ полярья новыми картами... Одну из стен кабинета Ге­ оргия Федоровича занимает необычная карта Мирового океана. Карта уникальна в сво­ ем роде, не имеет себе рав­ ных в мире. Для ее создания было использовано около 2500 источников и материалов советских и иностранных экс­ педиций. Есть немалая доля труда гидрографов и картографов Заполярья. Лейтенант В. АЛЕКСАНДРОВ. 25 июля I9S0 г. «РЫБНЫЙ М УРМ АН » • 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz