Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.
МОРЕ, МОЛОДОСТЬ, стихи Море любит сильных. Эта аксиома сотни раз обыграна поэтами, журналистами, пи сателями. С ней не поспо ришь, рыбацкий труд не из легких. А люди все-таки бы вают разные: мягкие, силь ные, лиричные, спокойные, нервные. Всякие. Тут уж — как характер сложился, как выковался. У электрика учебно-произ- »водственного судна «Про фессор Кленова» Сергея За харовича Цветкова характер настоящий. И это видно не только по внешним данным или по первому впечатлению. Он кажется неразговорчивым, даже сумрачным. В каюте— идеальный порядок, книги— в аккуратных стопках, бума ги сложены одна к одной. II среди них — ведомостей, отчетов, «деловятины» — с удивлением и заинтересован ностью обнаруживаешь (с согласия хозяина, разумеет ся) тетради со стихами: «Кто однажды вдохнул запах бурного моря, Тот уже неподвластен ударам судьбы. Он, конечно, узнал, чтовмогучемпросторе Заключен запах жизни и запах борьбы». II потом выясняется: дело не в замкнутом характере, с таким характером стихов не пишут. Просто у Цветкова сильно развито чувство внут ренней дисциплины, он дело вит и собран. II на Севере он не первый десяток лет— всего 21, и все время — в море. Краснознаменный Се верный флот, атомоход «Ле нин», потом — рыбацкие су да. Военная служба научила хладнокровному поведению в опасных ситуациях, ледовые походы по Северному мор скому пути научили в штор мовые, метельные дни при ходить на выручку приуныв шим товарищам: помогали стихи, которые он и писать- то начал для друзей там же, на атомоходе. II — снова парадоксаль ная черточка натуры. Не ве рит Сергей Захарович в воз вышенную романтику гринов- ских алых парусов. Море — это труд, это работа. Он за двадцать лет повидал его всяким. Но никогда «не гу лял» по морю, трудился. Мальчишки - практиканты из средней «мореходки», кото рые были с ним в рейсе, про. звали электрика «морским дьяволом». Не за свире пость, конечно, хотя и строг он, н требователен ко всем так же, как и к себе. Про звали его так за деятель ность натуры, неугомон. -ность. Он и обязанности свои знает на «отлично», и спор том занимается, и художест венную самодеятельность ор ганизовывает, и стихи пишет, и стенгазету выпускает. Вот вам и «сумрачный». Устал после четырехмесячного рей са — это верно. Двадцать один год связал Цветкова с морем, из них тринадцать — на рыболов ных судах, а нет-нет да и до станет и разглядывает зна чок «Отличник Военно-Мор ского Флота». Мал, да до рог. В нем — молодость. А все-таки дело не в годах. Они идут, а глаза у Сергея Захаровича по-прежнему мо- Ж$ы. II душа тоже. Закалка- 's у нее краснофлотская... О. ЛИСЯК, студентка факультета журналистики Киевского университета. ОПРАЗДНИКОМ, СЕВЕРОМОРЦЫ! Над Мурманском, как чайки, облака, И день июльский радостный и звонкий, И на руках могучих моряка Так хорошо улыбчивой девчонке. А завтра вновь корабль уйдет в поход. Опять встречать соленые рассветы, Чтоб Мурманск без тревоокных жил забот, Чтоб улыбались дети всей планеты. Фото Р. Макеевой. СОЛН ЕЧНЫ Е ЛУЧИ скольз- нули по гребням волн, за тейливо отразились от шлемов водолазов. Сейчас, когда до спуска осталось совсем не много, глубоководники лишь изредка перебрасываются ко роткими репликами через от крытые иллюминаторы, нето ропливо охлопывают себя, про веряя снаряжение, подгонку. Тем, кто несколько минут на зад помогал им надевать ру бахи, свинцовые грузы, гало ши, передается эта неторопли вость. Водолазы старшие матросы В. Мостовой и С. Баранов по очереди заходят в беседку. Она доставит их на платформу водолазного колокола, на си деньях которого глубоководни ки у й д ут на глубину. А перед этим небольшой «нырок» — проверка снаряжения на гер метичность. Сегодня у водолазов не простое задание — им нужно опуститься к «затонувшей» подводной лодке, осмотреть комингс-площадку, приготозить ее для присоединения спаса тельного колокола. Команди ром колокола идет старшина команды глубоководных аппа ратов мичман П. Василенко, оператором — матрос В. Чере- ПОВИЧ " Чернорабочие войны на мо ре... Будничное мужество зп- роновцев Заполярья стоит за бесстрастными цифрами, ха рактеризующими их работу. В годы Великой Отечественной войны поднято со дна 63 ко- <•7 мая 1945 года. Непосред ственно приступили к разгруз ке (подъему снарядов). Для этого были изготовлены две ме таллические бадьи, в которые помещалось по 20— 25 снарядов (в зависимости от калибра). Вес снаряда в среднем 50 кило граммов. А К В А Н А В Т Ы рабля, спасено 18 судов. 10 тысяч тонн грузов вернули фронту водолазы. Для того, чтобы вникнуть, по нять эти цифры, приведу в до казательство выдержку из тех нического отчетз по подъему затонувшего транспорта с бое припасами, в котором эмоци ям, так сказать, по штату быть не положено. Работа была трудной. Тре бовалась большая осторож ность — снаряды могли взор ваться. Всего было поднято 6000 снарядов». Первым в списке особо от личившихся водолазов стоит старшина I статьи И. Швец. Впоследствии он станет се верным рекордсменом по пре быванию на глубине 6 тысяч часов — или восемь с лишним месяцев подводной работы. При чем три тысячи часов у него — военной поры. И сегодня* флотские водола зы демонстрируют лучшие ка чества, присущие сгаеромор цам военной поры: Мне дове лось быть свидетелем одного из обычных для воинов учений по спасению экипажа «зато нувшей» подводной лодки. Сроки, отведенные для работ на глубине, были крайне ежа* *тые. Для того, чтобы уложите- ся в них, спасателям нужно было перекрыть существующий норматив почти вдвое. И они справились с задачей на «от лично». Ео время очередного подъема спасательного колокола вне запно случилась непредвиден ная ситуация. Глубоководникам пришлось работать в условиях «аварийного» всплытия. И мич ман П. Василенко сработал мас терски. Он сумел обеспечить безопасную эвакуацию подвод ников. Ка его счету более по лутора тысяч часов, проведен ных на глубине. ...Мирно запели лебедки, подтягивая спасательный коло кол к борту корабля. Отдраен верхний рубочный люк, и на палубу выходят «спасенные» подводники с «аварийной» подводной лодки. Мичман Ва силенко появляется на борту последним. Нужно все прове рить, осмотреть. А тем време нем в рекомпрессионной ка мере, после встречи с глуби ной, входили в нормальный земной ритм старшие матросы Мостовой и Баранов. Водолазы — люди смелой и мужественной профессии. И верно подмечено, что мало кто из них изменяет ей. Лейтенант Л. ВЕЛЕДЕЕВ. V ПРАВЛЕНИЕ гидрографиче * ской службы флота... Вячеслав Михайлович Малы гин рассказывает: — Наш отдел занимается си стематизацией и обобщением материалов изучения театра действий кораблей нашего флота, планированием работ по гидрографическим иссле дованиям, это своего рода соединительное звено между гидрографическими экспеди циями и центральным карто графическим производством. Особая забота — подготовка «навим» и выпуск извещений мореплавателей. «Навимы» — это оператив ные радиограммы об измене ниях навигационной обстанов ки. Через «навимы» все море плаватели оперативно изве щаются о смещении буев, за топлении вех, изменении ство ров, замене другого навига ционного оборудования. На выполнении учебной задачи вморе. Нет на карте „белых Навигационная карта, кото рую мне показали, — одна из самых новых на флоте. Карту с благодарственным отзывом прислали отделу из Централь ного картографического изда тельства. В годы Великой Отечествен ной войны гидрографы Запо лярья сделали тысячи кило метров п.ромеро*. О том, как трудились в те годы флотские гидрографы, говорит хотя бы тот факт, что от начала фото- Морская пехота... Мы помним ее подвиги, совер шенные на фронтах Великой Отечественной войны, о бесстрашии й героизме ' ее слагают легенды. Много лет прошло с т |х нор. Но тради ции военных лет живы, они передаются цз поколения в поколение, от воина к вои ну. Сегодня морская пехота —• это внезапность, сила, мощь, высокая выучка. Такая, как у этих парней — молодых матросов комсомольцев В. Амосова (справа) й В. Бойко. Недавно на очередных занятиях их гранатометный расчет перекрыл норматив ное время и успешно спра вился с поставленной зада- Фото В. Студенцова.^ -—- —г-—..... графирования района с возду ха и до передачи войскам карты в три— пять цветов про ходило порой менее суток... Среди сотрудников отдела изучения театра и еэгодня есть немало участников Великой Отечественной войны. Один из них — старший инженер А лек сандр Александрович Чечерин, проработавший в гидрографии болэе сорока лет. В годы вой ны он был награжден орде ном Красной Звезды, медаля ми. Много лет отдал флоту и ка питан 2 ранга запаса Георгий Федорович Боковой — началь ник депо картструктурной группы отдела, занимающейся снабжением навигаторов З а полярья новыми картами... Одну из стен кабинета Ге оргия Федоровича занимает необычная карта Мирового океана. Карта уникальна в сво ем роде, не имеет себе рав ных в мире. Для ее создания было использовано около 2500 источников и материалов советских и иностранных экс педиций. Есть немалая доля труда гидрографов и картографов Заполярья. Лейтенант В. АЛЕКСАНДРОВ. 25 июля I9S0 г. «РЫБНЫЙ М УРМ АН » • 7 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz