Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.

« р и т м » , «Т Е М П », « Ю Н О С Т Ь » ■м. Ы П Р О В О Д И М на за­ воде самые важные часы нашей жизни, когда коллектив ■^оценивает р е зуль та т д е я те ль - 'ности каж дого. Наш зазод — • наш дом. Так и б уд е м здесь как дома, — с этих слоз д и ­ ректора завода з 1976 г о д у у нас началась слож ная и к р о ­ потливая работа по созданию производственной эстетики. Чистота в цехах, хорош ая, организация ра бо чего места, правильная эксплуатация о б о ­ рудования — это одни из важных элем ентов технической эстетики. И после работы к аж ­ дая наша смена на совесть уби ра ет свой участок, свое обо рудова н и е. У нас на заводе 10 рабочих смен, 10 небольш и х к о ллек ти - воз. И д о л го е время работали п о д номерами — смена № 1, Смена N2 9, С ух о и, если х о ­ тите точно, о бы де н но звучало: сЯ работаю в третьей см ене». Сейчас у нас нет номерны х вмен — есть смены «Р и тм », «Т е м п », «Ю н о с ть ». И это то ж е элем ент технической эстетики, тем б оле е что на с п е ц о д е ж д е к а ж д о го работника красизо вышито название коллектива, Э на рукаве — ■ четкая эмблэ М3. П ока название заводу еще не при дум али , вернее идет конкурс на лучш е е имя к оп ­ ти ль н о го завода № 2. М ож ет, некоторы е и п одум аю т сей ­ час, что это м елочь, игра в романтику. «Р ом а н ти к » — кстати, так называется п о с то ­ янно дэйстзующ ая к ом с ом о ль ­ ская стенгазета. А «Г о р и з о н ­ т о м » названа заводская р а ди о - трансляционная студия, РОЗЫ В ЦЕХАХ Из десятков т^ких м елочей складывается быт зазода — нашего вто ро го дома. Внима­ ние и уважение к работникам, проявление интереса к каж ­ дом у, благоприятны е о тн ош е ­ ния в коллективе — это не­ обходимы е условия эстетиза­ ции. Мы считаем, что п р ои з в о дс т­ венная о д е ж д а работающ их д о лж н а выполнять не т о л ь ­ ко функции санитарии, об* легчения тр уд а , п р е д о х р а н е ­ ния человека о т тразм, но и решать эстетическую задачу. С п е ц о д е ж д а д о л ж н а быть не то лько уд об н ой , но и к р а с и в о й . Красота же с п е ц о д е ж ды п редп олагает, что выполнены все требования к ней, — то есть о д е ж д а п р е д е ль н о рациональна, не стандартна и к ом ф ортабельна. Им енно поэтом у мы сейчзс начали индивидуальны й пошив п роизводственной о д е ж д ы из джинсовой ткани д ля к а ж д о ­ го работника. Б ольш ую роль техническая эстетика играет в оф орм ­ лении современного производ­ ственного интерьера. Причем существенное значение здесь п риобретает компленс оборудо вания, рабочая одежда, цеховая графика и — особенно для п редприятий Заполярья — озе­ ленение цехов. Озеленение це- І хов мы начали с малого — с Ф нескольких семян, привезен­ ны х с юга, с нескольких скромны х цветков. принесен, ных из дома. Сейчас же в на­ ших цехах много растений — 6т полевых цветов до пышны х роз, а некоторые рабочие даже помидоры выращивают. И у х а ­ живаю т за ними все без иск­ лючения. В н утрицеховое озеленение реш ено на заводе в к ом п ле к ­ се со стендами н аглядной аги тации. П ри ч ем группи ров ка зеленых насаждений сделана в оснозном не у рабочих мест, зелень затрудн и ла бы движения вн утриц ехового транспорта, о в глазном п р о ­ ходе по цехам, где устроены и зоны отдыха. К онечно же, наши растения не в состоянии заметно о зд о ров и ть воздух, . играют р о ль элемента ^ п р и р о д н о г о о круж ен и я, к о то ­ рый, мы считаем, н еобходим й производственны х п ом ещ е- ниях, то есть озе лен е н и е в Б я и м а я и е : О П Ы Т! Н А Ш З А В О Д - Н А Ш Д О М * Производственная эстетика на Мурманском рыбокомбинате W цехе воздействует на р а б о та ­ ющ его психологически. О гр о м н о й п оп уля р н ос тью у рабочих пользую тся птичьи .зольеры , в о дном из которы х у нас ж ивут канарейки, а з д р у ги х — попугаи. С озданы они то ж е работниками зазода, которы е лю б о з н о ухаживаю т за птицами, стараясь создать для них почти настоящие п р и ­ ро дны е условия. Д е й ств и те ль ­ но, приятн о постоять у в о ль ­ еров, послушать птичий раз­ говор, полю боваться м н о го ­ образием расцветок. Озеленение цехов послуж и ло началом создания на заводе специальны х комнат отдыха, своеобразных прообразов «к а ­ бинетов психологической раз­ ря дки », где рабочие м огут снять напряжение м онотонно­ сти конвейера и ручного тр уд а за чашкой чая или просто п ослуш ать музы ку. Сейчас на заводе каждый цех имеет свою комнату отды ха, оф орм ленную в своем своеобразном стиле руками наш их же работников завода. Они достаточно ую тны и современны, а главное, п оль ­ зую тся п оп улярностью у всех рабочих. БУДЕТ И САУНА Г Ъ Д Н И М из сущ ествующих ^ элем ентов п р о и з в о дс т­ венной эстетики является ц е ­ ховая графика. И здесь х о те ­ лось бы под ч ер кн уть , что д ля ра сп олож е н и я цеховой гр а ф и ­ ки и плакатов ц еле с оо б р а зн о вы делять специальные места и зоны на производстве, не вносить в и нтерьер цеха б ес ­ п о р я д о к различными по ц ве ­ ту, размерам и ф о рм ам стен­ дами. И схо дя из этого, мы на заводе основную граф и к у — д ля наглядной агитации и п р о ­ паганды, д л я организации прои зво дс тве н н о го процесса — с ос ред о точ и ли в п ере хо дн о й галерее, где все стенды х о р о ­ шо читаются, а своим ц ве то ­ вым реш ением удачно д о п о л ­ няют ц ветовую гамму интерь­ ера. Большое значение на пред­ приятии д ля человека имеет компленс всех бытовых, вспо­ могательны х помещений, те р ­ ритория завода. Наш завод еще очень молод, и те дерев­ ца. что посажены работниками вокруг его зданий, пока не ве­ лики, но задел уж е виден, и польза о т него безусловна. Силами заводских специали­ стов удалось реконструировать и гардеробные помещения для рабочих, создав совершенно изолированные гардеробы для чистой и рабочей одежды, для каждой смены отдельно. Г а р ­ деробные чистой одежды отве­ чают требованиям современно­ го интерьера, там можно о т­ дохн уть, послуш ать музыку, обменяться впечатлениями. Хранение одежды — о тк р ы ­ тое, с применением и н ди ви ду­ альны х плечиков. Имеется ка­ мера хранения ценны х вещей. Учиты вая, что в бытовы х поме­ щениях работники не заняты производственным процессом, стараемся в них располагать некоторые средства наглядной агитации и пропаганды . В ком­ плекс этих помещений входят и фотарий, и все элементы ли ч ­ ной гигиены. Недавно начали работы по созданию своей заводской с а у­ ны. 8 бытовом корпусе рабо­ тает ф и ли а л универсального магазина «В о лн а », где наши работники м огут приобрести некоторые промышленные то ­ вары. Работоспособность человека в течение всего дня не о д и н а ­ кова — утр о м или а начале смены прои зво ди тельн о сть обы чно несколько ниже, так как человек не сразу «враба тывается». К концу первой по ловины ра бо чего дня и к кон­ ц у смены прои зво ди тельн о сть также снижается. Мы считаем, что снизить эти колебания р а ­ б отоспособности, сделать вни­ мание и ритм постоянными в какой-то степени пом огает м у ­ зыка. П ри м о нотонном харак­ тере, да еще при ручном тр у де, музыка создает эмоцио нальное состояние, вызывая активный душевный подъем , п оз в о ляе т выпрямить кривую Линию п рои зво ди тель н о сти ра б отающ его в течение смены. П е р в ую п е р е д а ч у мы начина­ ем через 10 м инут после на­ чала р а б о ч его дня. Затем тра н сли р уем передачи во вре мя о б е д е н н о го перерыва, д а ­ вая лю д ям заряд б од р о сти д ля работы во второй поло вине смены. Имею тся спе ци ­ альные постоянны е передачи разной тематики. К онечно же, д а ле к о не все мы еще сделали по эстетиза­ ции производства, есть о п р е ­ д еленны е недостатки з том, что уж е вн е дрен о в жизнь. Взять хотя бы те ж е р а д и о ­ передачи. Все м ож н о рассчи­ тать при трансляции музы ки— и уровень гром кости, и тем бр и равном ерность распростра нения звуковых волн з цехах и степень внимания и утом ле ния, характерные д ля о п р е д е ленн ой работы. Н о как быть с м узыкальными пристрастиями и вкусами? М узыка — это м а­ терия весьма деликатная. И при использовании ее на п р о ­ изводстве ни з коем случае не д о л ж н о быть места прика­ зам. Нам кажется, например, нельзя ориентироваться в п е ­ редачах то ль к о на поп уля рны е м е лоди и — они часто бывают просто коварны, и отнош ение к ним лю д и часто меняют. П оэ том у мы пытаемся сейчас с максимальной тщ а те льн о ­ стью изучить вкусы членов коллектива. Другая не менее важная про­ блема завтрашнего дня — сов­ ременная методика применения света в производственной сре­ де. Мы знаем, что при окраске цехов и оборудования долж ны быть уч тены следующие требо­ вания человека — безопас­ ность, физиологические, психо логические, художественные. Й тогда эстетическая значимость применяемого цвета определя­ ется единством этих требова­ ний. Пока нам удалось учесть при окраске цехов то лько тр е ­ бования безопасности. И вот лиш ь 8 этом году п р и ступ и ли к конкретном у планированию п ра­ вильной эстетической окраски цехов. Например, цех заготов­ ки полуф абриката, где всегда п рохладно и много воды, б у ­ дем перекрашивать в теплы е и светлые тона с применением на определенны х операциях зе­ леного цвета, которы й полезен для глаз, у лу ч ш а е т дви гате ль­ ную способность рук, успокаива­ ет, снимает раздражение. ВСЕ СВОИМИ РУКАМИ С О В Е РШ Е Н Н О О Ч Е В И Д Н О , что никакие изменения, улучш е ния то ль к о м атериаль­ но - техничзских условий не принесут ж е ла е м о го р е з у л ь та ­ та, если не п роб уд и тся инте­ рес к а ж д о го работника к о б ­ щ ественном у производству, его к уль тур е и эстетике. Все, о чем я рассказывал, создается то ль к о работниками нашего п ред п ри яти я п о д р у ­ ководством и при самом ак­ тивном участии специальной группы по эстетизации п р е д ­ приятия. Группа эта создана не приказом, а чистым созна­ нием лю де й в необходим ости проведения работ по у л у ч ш е ­ нию производственной эстети­ ки. Каж ды й из нас, п ред с тав и ­ телей этой группы , по-настоя­ щ ем у понимая важность з а ­ дачи, опирается на инициати­ ву рабочих; всегда вносит в прои зводство ч то-то свое, но­ вое, что почти всегда приносит п ользу заводу. И хочется осо бо подчеркн уть, что при оценке эфф ективности вне­ дрения тех или иных м е р о ­ приятий по эстетизации п р о и з ­ водства экономисты не д о л ж ны вычислять результаты о т ­ дельны х действий лишь в те х­ нических и денежны х е д и н и ­ цах. Н а д о учитывать и внеш­ не неэкономические ф а к то ­ ры, которы е вначале м ож но выразить лиш ь в словесных ф орм ули ро вк ах. В этой о б л а ­ сти вопросы эффективности с ле д у е т рассматривать не с узкой, та»е>‘ называемой б у х ­ галтерской точки зрения, а с точки зрения всего н ар од н о го хозяйства. ЧТО ЭТО ДАЕТ В О Т Н Е К О ТО РЫ Е ЦИФ РЫ по копти льном у заводу № 2: производительность тру­ да возросла в 1980 году по сравнению с 1976 годом бо­ лее чем на 16 процентов, чи­ сло уволившихся с завода за этот же период сократилось более чем на 10 процентов, количество продукции перво­ го сорта при одновременном резком увеличении общего тоннажа рыбы возросло бо­ лее чем на 5 процентов. Конечно, нельзя утверж дать, что этого уд а ло сь достичь то ль к о за счет эстетизации производства, но тем не м е­ нее ее вклад в цель д о с ти ж е ­ ния уд ов летв оре н н о сти р а б о ­ чих тр у д о м очень высока. О п ы т показывает, что в сов­ рем енном производстве, ко ­ гда ритм производственного процесса зависит, в первую очередь, о т технических ха­ рактеристик о б о руд ова н и я. Воздействие эстетических ф а к ­ то ров производственной с р е ­ ды м о ж ет и не дать н ем ед­ ле н н о го эконом ического э ф ­ фекта, но то, что э фф ект б у ­ дет, сомнений быть не может. С. К АШ И Р С К И Й , главный и нж е н ер к о п ти ль н о го заво­ да № 2 М урм ан ского ры­ бообрабаты вающ его к ом ­ бината. 18 ■июля 1980 г,. = «РЫБНЫЙ М УРМАН» = • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz