Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.

П о и с к «Великий в е д е т Устюг» « С е в р ы б п р о м р а з в е д к а » — Д н ю р ы б а к а Суда флота Всесоюзного рыбопромышленного объ­ единения «Севрыба» разде­ ляются на промысловые, рыбоперерабатыва ю щ и е, транспортные и поисковые. Вот к последним и относит­ ся СРТ-м «Великий Устюг» управления «Севрыбпром­ разведка». D КАЮТЕ капитана Ев- ■* гения Пантелеевича Боброва было сумрачно н накурено. На рабочем сто­ ле грудоіі лежали тетради и журналы. То и дело заходил вахтенный штурман, давал на подпись судовые бумаги, аттестаты направленных в рейс моряков. Посадив на нос очки. Евгений Пантеле­ евич внимательно читал ак­ ты н требования... «Великий Устюг» — сред­ ний рыболовный траулер. На нем можно применять как донный, так и пелагиче­ ский трал, можно работать неводом и ставными сетями. В минувшем плавании добы­ ча рыбы на этом судне ве­ лась неводом. «Великий Ус­ тюг» обеспечивал промысло­ вой информацией группу нз 26 судов. Разведка велась в районе лова путассу. Поиско­ вые работы траулера полу­ чили высокую оценку руко­ водителя промыслового рай­ она. Экипаж выполнил так­ же все научные работы. —■ Нам бы еще сократить сменяемость команды. — размышлял капитан, — и совсем было бы хорошо. А так. что получается? Прихо­ дит к нам бесклассный мат­ рос-новичок. мы его обу­ чаем, доводим до матроса второго или первого класса, подходит время, когда ему открывают визу для загра­ ничного плавания, и у нас забирают матроса. И это по­ вторяется беспрерывно. Мы учим — забирают, учим — забирают... Бы ть капитаном поисково­ го корабля — значит, взять на себя большую ответствен­ ность. За тобой — флот, требующий полной инфор­ мации о состоянии сырьевой базы в том или ином промы­ словом районе. Так было на мойвенных путинах, когда Е. П. Бобров руководил СРТ-р «Богучар», так было в прошлом рейсе, когда он на «Великом Устюге» разведы ­ вал для кошелькового лова концентрации путассу. Вы ­ ше уже говорилось о боль­ шом опыте этого капитана. Однако опыт не станет по­ мощником. если его не об­ новлять. не пополнять. — Чтобы все это. — Ев­ гений Пантелеевич показал на стопу тетрадей. — носить домой и обратно на судно, приходится иметь специаль­ ный чемодан. Словно кирпи­ чи таскаю, но зато в море они мне здорово помогают. В поисковой работе учиты­ ваешь буквально все: состо­ яние погоды, положение солнца, время суток, на­ правление ветра, течения и перепад температур. Вот сейчас в районах добычи пу­ тассу промысловая обстанов­ ка слабая, стаи жиденькие. В прошлом году она была совсем иной. Почему? Уче­ ные говорят, что в эту пу­ тину температура воды вы­ сокая и преобладают запад­ ные ветры. Это же говорят и мои •'дневники, — Бобров л у ­ каво улыбается. Частенько добытчики по­ ругивают поисковиков за не­ точность информации. Есть на этот счет у Евгения Пан­ телеевича свое мнение. Он всегда любит работать опе­ ративно, а вот некоторые капитаны промысловых су­ дов все еще с недоверием относятся к морякам поиско­ вых судов. Дают они точные координаты, информацию об улове, а рыбаки раздумыва­ ют, верить или не верить, идти или не идти. Так з а ­ тягивается время, а когда решатся, стая рыбы или разошлась, или ушла бог знает куда... Да. поисковые суда тоже ловят рыбу, и для этого надо иметь опытную команду. К а­ питан Бобров с уважением говорил о своем тралмейсте­ ре Иване Демьяновиче Яр- це, старшем помощнике Ни­ колае Парфеновиче П арфе­ нове, акустике Виталии Ива­ новиче Жученко, рефмаши- .нисте Григории Федоровиче Матюхе, боцмане Николае Григорьевиче Мельнике, ма­ тросах Владимире Анатоль­ евиче Русецком. Юрии Ива­ новиче Маслове. Валентине Владимировиче Щербине. Сегодня СРТ-м «Великий Устюг» находится в районах лова путассу, его экипаж встречает свой профессио­ нальный праздник на про­ мысле. Д. РОМАНОВ. ной начни. В те дни, когда море было спокойно, то и она ве ла себя спокойно. И в это время наши специалисты вполне уп­ равлялись с ней. Мало того, ко­ гда автоматика начинала кап­ ризничать, электромеханики постоянно приводили ее в рабочее состояние. Так что нет нужды. очевидно, переносить грехи с больной головы трауле ра на здоровые головы судовых специалистов, — улыбается Иодис. А затем опять посерь­ езнев, продолжает. — Можно объяснить и то обстоятельство, что дефект подобного рода об­ наружился лишь на шестом судне этого типа Ведь мы ра­ ботали по лицензии в зоне Фарерских островов, да еще зимой. А там в этот период часто возникает океанская зыбь. Сомнений нет, именно эта зыбь пришлась не по нра- ВУ судну и автоматическим устройствам. Что же касается предшественников нашего тра ^улера. то они не попадали в ■’'такие ситуации. Вывод Анатолия Викторо­ вича подтверждает и такой факт. После набора очеред­ ного груза, не дождавшись транспортного судна, коман­ да «Михаила Квасникова» вынуждена была идти на р а з­ грузку в Баренцево море. II хотя оно не встретило шти­ левое погодой, качка не дей­ ствовала па автоматику. — Дело еще и в том, что такая, я бы сказал, специфиче­ ская качка отражается не толь­ ко на работе автоматики, но и на людях, их настроении, работоспособности. Кроме того, эта особенность судна крайне затрудняет выборну трала, ус­ ложняет ее и делает, в конце концов, небезопасной для мо­ ряков палубной команды. Ну и. нанойец, очень сложно лрово- “ить разгрузку в открытом мо- Рыбофабрика стала тоже своего, рода «испытательным стендом», на который вышли судовые специалисты, рыбо­ обработчики. Система отво­ да водь? оказалась несовер­ шенной, п фабрику постоян­ но затапливало водой. От­ качку ее производили по­ гружным насосом. Н апря­ женность обстановки в те дни лучше всего передают выдержки из рейсового до­ несения помощника капитана по производству И. Ф. Щ ер ­ бины: «Технологическое обору­ дование имеет свои конструк­ тивные недостатки. Д авл е­ ния, создаваемого насосами.. недостаточно для того, что­ бы приводить в действие крышки ■бункеров. Откры­ вали и закрывали крыш­ ки при помощи троси­ ков. , пропущенных через них... Рыбомѵчиая установ­ ка имеет конструктивный не­ достаток, в частности в мон­ таже сушилки. Если пет гру­ за па борту, судно имеет кормовой дифферент. К ало­ рифер забивает мукой... Уп­ лотнительный сальник грунт- буксы постоянно парит, тру­ бы отвода и подвода пара имеют натяжение. В связи с этим один раз в сутки при­ ходилось подбивать еальннк». — Но это еще не все. — говорит Щербина. — Глав­ ный вопрос, на мой взгляд, нехватка людей. Ведь все ры ­ бообработчики обслуживают оборудование, стоят на кноп­ ках, как мы говорили. А рыбу обрабатывать некому. В то же время производить одновременно несколько видов продукции на ф аб ­ рике судна невозможно. Всю разделанную рыбу вы ­ пускали поэтапно. Хочется здесь, кстати, сказать спаси­ бо старшему матросу Влади­ миру Ивановичу Дудко. Это он предложил сконструиро­ вать накопитель для разде­ ланной рыбы. Накопитель мы изготовили емкостью полторы тонны. Но ведь все дело в том, что кроме под- вахты его заполнять некому. А машинная команда сокра­ щена. Стало быть, и народу на подвахтѵ выходило мень­ ше. Вот и получается — успехов мы добились. Но ка­ кой ценой! Продолжитель­ ность подвахты увеличили на пятнадцать минут. Всего же нодвахта выходила в течение 76 суток. Думаю, было бы целесообразно увеличить для подобных рейсов на таких су­ дах штат рыбообработчиков как минимум на 8 человек. Экипаж траулера действи­ тельно отлично справился со своей задачей. Плановое за­ дание перевыполнено по всем статьям. В частности, общая реализация продук­ ции составила 142 процента. О показателе по вылову сле­ дует сказать особо. Рыбаки добыли почти восемь тысяч тонн сырца. В. ГОРНОВ. НА СНИМКЕ: ч л е ны э к и ­ пажа БМРТ аМ ихаил Квас­ н и к о в » после возвращ ен и я из трудного рейса. (Слева н а ­ право): матрос И ван В а си ль­ евич Порш, моторист И ван В асильевич Терехов. стар­ ш ий м еха н и к Н и ко лай М и­ х а й л о ви ч Кадник, матросы - рыбообработчики А лександр Сергеевич М ельни ко в, Сергей Константинович П роханов, Юрий Н и кіло ѵ ви ч Щерба. Фото Б. Щукина. н а ш и и н т е р в ь ю Н Е Т О Л Ь К О М О Р Е , И - О З Е Р А , Р Е К И . . . f ИГ, ряпушка, язь, окунь, '-'щука, а также лососевые — семга, кумжа, палия, голец — вот те породы рыб, кото­ рые поставляет к столу ж и­ телей Кольского полуострова отдел внутренних водоемов объединения. «Мурманрыб- пром». Наш корреспондент А. ПЯТНИЦЫН взял ин­ тервью у заместителя гене­ рального директора объеди­ нения Г. Н. Иванова и у начальника отдела А. В. Старкова. — Каким и показателями встречают труженики озер и рек День рыбака? Какие бригады уже отличились в социалистическом соревнова­ нии за достойную встречу X X V I съезда КПСС? Отвечает начальник отде­ ла внутренних водоемов А. В. СТАРКОВ: — План шести месяцев наш коллектив выполнил 28 июня. Сто процентов сверх­ плановой продукции на на­ родный стол — таков итог работы за полугодие. II это. несмотря на то. что первые месяцы года мы сработали неудачно. Сказались, преж ­ де всего, неблагоприятные погодные условия. План пер­ вого квартала мы чуть-чуть не дотянули. Зато по «веснов- ке:>, как только сошел лед. наверстали упущенное. Ие мешкая, расставили сети, м е ­ режи на водоемах Имандров- ского, Мурманского, Верхне- туломского участков (на чет­ вертом участке — Серебрян­ ском — лед сошел лишь 24 июня). II дело пошло: ловцы у нас в большинстве лю ­ ди опытные. На результаты повлияло и развернувшееся между бригадами социали­ стическое соревнование. Темп в соревновании за­ дает бригада А. II. Деревцо- ва тони Качковка. Анатолий Николаевич два десятка лет работал в море старшим мас­ тером по добыче рыбы. Пре­ красно освоил он н специфи­ ку работы на внутренних водоемах. Хороших показателей до­ биваются бригады В. М. Ма­ монтова и Ю. А. Бердника с Верхиетуломского, И. М. Жукова с ІІмандровского участков. Особой похвалы заслуживает бригада М. М. Верзеиііо: несмотря на буй­ ный разлив рекн Колы, она сумела своевременно уста­ новить рыбоучетное за гр аж ­ дение и сейчас ежедневно берет план по вылову семги. — Отдел внутренних во ­ доемов существует уже н е­ сколько лет. Какие и зм ене­ н и я произогили в оснащении бригад , в у л у чш е н и и труда рыбаков за последние годы? — Приведу такой факт. 1978 был последним годом, когда использовали как тран­ спортное средство лошадей. Теперь в зимнее время сна­ сти. рыбу от мест установ­ ки орудий лова к местам ба­ зирования бригад рыбаки до­ ставляют на волокушах с помощью снегоходов «Б у ­ ран». Добраться до участков теперь тоже не проблема: в зимнее время — на вездехо­ дах. в летнее — на малых рыболовных ботах и баржах. В экстренных случаях, на­ пример. в период распутицы, используются вертолёты. А всего в распоряжении участ­ ков 27 «Буранов», 5 везде­ ходов, 10 автомашин, 16 ма­ лых рыболовных ботов, 3 са ­ моходные баржи — для сбо­ ра рыбы непосредственно в бригадах. На участках име­ ются бульдозеры, катера... Хорошая техническая осна­ щенность. безусловно, об­ легчает труд рыбаков, дела­ ет его более производитель­ ным. — Она же, видимо, принес­ ла и определенные пробле­ мы? — Да. Прежде всего, про­ блему технических кадров. На участках ощущается ост­ рая нехватка специалистов. Нам нужны мастера по р е ­ монту и эксплуатации тех ники, мотористы электро­ станций. котельные машини­ сты. ІІа эти должности лю ди идут неохотно: невысокие оклады, большая удаленность от крупных населенных пунктов. Да и с бригадами ловцов, куда люди идут с желанием (в бригадах непло­ хие заработки) есть свои сложности. Скажем, чтобы водить тот же «Буран», лов­ цу необходимо иметь права водителя мотоцикла. Для обслуживания передвижной электростанции тоже нужен специальный допуск. Поль­ зоваться моторной лодкой — здесь не обойтись без прав моториста - рулевого. С вя­ заться с участком по рации может лишь ловец с права ми .радиотелефониста. Сло­ вом. как ни прикидывай, а людей надо посылать на учебу. С другой стороны — как пошлешь? В бригаде все­ го три ловца. И по технике безопасности в бригаде л о в ­ цов на промысле должно быть не менее трех человек-. Разумеется, мы ищем вы ­ ход из положения, притом б разных направлениях, в том числе в совершенствовании морального и материального стимулирования труда рыб;; ков. — В перспективе — воз- можно л и увеличить рыбный промысел на внутренних во ­ доемах? За счет чего? На этот вопрос ответил заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром» Г. Н ИВАНОВ: — План вылова пресно водных пород рыб в Мурман­ ской области год от года уве­ личивается. Один из путеі' решения задачи — освоение новых водоемов. Но этот путь дает не слишком уж весомый результат, посколь­ ку наиболее богатые рыбой водоемы давно освоены. Б о ­ лее перспективным пред­ ставляется другой путь: уси­ ленная работа по воспроиз­ водству рыбных запасов. Оп­ ределенные шаги в этом н а­ правлении делаются. Так, ежегодно с нашего рыбо­ водного завода выпускается ; в ГІиренгское водохранилище 300 тысяч мальков сига. Вроде бы неплохо. Однако здесь есть свое «но». Мы не­ знаем. каков практический результат этой работы, к а ­ кая часть мальков достигает промыслового возраста, а какая попадает в пасть хищ ­ никам, Какой бы то нн было контроль и учет невозможен в водоемах, где присутству­ ют хищные породы рыб. На мой взгляд, ценные породы нужно разводить в изолированных, предвари­ тельно обезрыбленных озе­ рах - «спутниках». А вооб­ ще всю работу по воспроиз­ водству рыбных запасов внутренних водоемов нашей области целесообразнее бы ло бы отдать в руки одного, специализирующегося на этом деле предприятия, где были бы соответствующие кадры и имелась бы соответ­ ствующая база. И июля 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» # 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz