Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.
П о и с к «Великий в е д е т Устюг» « С е в р ы б п р о м р а з в е д к а » — Д н ю р ы б а к а Суда флота Всесоюзного рыбопромышленного объ единения «Севрыба» разде ляются на промысловые, рыбоперерабатыва ю щ и е, транспортные и поисковые. Вот к последним и относит ся СРТ-м «Великий Устюг» управления «Севрыбпром разведка». D КАЮТЕ капитана Ев- ■* гения Пантелеевича Боброва было сумрачно н накурено. На рабочем сто ле грудоіі лежали тетради и журналы. То и дело заходил вахтенный штурман, давал на подпись судовые бумаги, аттестаты направленных в рейс моряков. Посадив на нос очки. Евгений Пантеле евич внимательно читал ак ты н требования... «Великий Устюг» — сред ний рыболовный траулер. На нем можно применять как донный, так и пелагиче ский трал, можно работать неводом и ставными сетями. В минувшем плавании добы ча рыбы на этом судне ве лась неводом. «Великий Ус тюг» обеспечивал промысло вой информацией группу нз 26 судов. Разведка велась в районе лова путассу. Поиско вые работы траулера полу чили высокую оценку руко водителя промыслового рай она. Экипаж выполнил так же все научные работы. —■ Нам бы еще сократить сменяемость команды. — размышлял капитан, — и совсем было бы хорошо. А так. что получается? Прихо дит к нам бесклассный мат рос-новичок. мы его обу чаем, доводим до матроса второго или первого класса, подходит время, когда ему открывают визу для загра ничного плавания, и у нас забирают матроса. И это по вторяется беспрерывно. Мы учим — забирают, учим — забирают... Бы ть капитаном поисково го корабля — значит, взять на себя большую ответствен ность. За тобой — флот, требующий полной инфор мации о состоянии сырьевой базы в том или ином промы словом районе. Так было на мойвенных путинах, когда Е. П. Бобров руководил СРТ-р «Богучар», так было в прошлом рейсе, когда он на «Великом Устюге» разведы вал для кошелькового лова концентрации путассу. Вы ше уже говорилось о боль шом опыте этого капитана. Однако опыт не станет по мощником. если его не об новлять. не пополнять. — Чтобы все это. — Ев гений Пантелеевич показал на стопу тетрадей. — носить домой и обратно на судно, приходится иметь специаль ный чемодан. Словно кирпи чи таскаю, но зато в море они мне здорово помогают. В поисковой работе учиты ваешь буквально все: состо яние погоды, положение солнца, время суток, на правление ветра, течения и перепад температур. Вот сейчас в районах добычи пу тассу промысловая обстанов ка слабая, стаи жиденькие. В прошлом году она была совсем иной. Почему? Уче ные говорят, что в эту пу тину температура воды вы сокая и преобладают запад ные ветры. Это же говорят и мои •'дневники, — Бобров л у каво улыбается. Частенько добытчики по ругивают поисковиков за не точность информации. Есть на этот счет у Евгения Пан телеевича свое мнение. Он всегда любит работать опе ративно, а вот некоторые капитаны промысловых су дов все еще с недоверием относятся к морякам поиско вых судов. Дают они точные координаты, информацию об улове, а рыбаки раздумыва ют, верить или не верить, идти или не идти. Так з а тягивается время, а когда решатся, стая рыбы или разошлась, или ушла бог знает куда... Да. поисковые суда тоже ловят рыбу, и для этого надо иметь опытную команду. К а питан Бобров с уважением говорил о своем тралмейсте ре Иване Демьяновиче Яр- це, старшем помощнике Ни колае Парфеновиче П арфе нове, акустике Виталии Ива новиче Жученко, рефмаши- .нисте Григории Федоровиче Матюхе, боцмане Николае Григорьевиче Мельнике, ма тросах Владимире Анатоль евиче Русецком. Юрии Ива новиче Маслове. Валентине Владимировиче Щербине. Сегодня СРТ-м «Великий Устюг» находится в районах лова путассу, его экипаж встречает свой профессио нальный праздник на про мысле. Д. РОМАНОВ. ной начни. В те дни, когда море было спокойно, то и она ве ла себя спокойно. И в это время наши специалисты вполне уп равлялись с ней. Мало того, ко гда автоматика начинала кап ризничать, электромеханики постоянно приводили ее в рабочее состояние. Так что нет нужды. очевидно, переносить грехи с больной головы трауле ра на здоровые головы судовых специалистов, — улыбается Иодис. А затем опять посерь езнев, продолжает. — Можно объяснить и то обстоятельство, что дефект подобного рода об наружился лишь на шестом судне этого типа Ведь мы ра ботали по лицензии в зоне Фарерских островов, да еще зимой. А там в этот период часто возникает океанская зыбь. Сомнений нет, именно эта зыбь пришлась не по нра- ВУ судну и автоматическим устройствам. Что же касается предшественников нашего тра ^улера. то они не попадали в ■’'такие ситуации. Вывод Анатолия Викторо вича подтверждает и такой факт. После набора очеред ного груза, не дождавшись транспортного судна, коман да «Михаила Квасникова» вынуждена была идти на р а з грузку в Баренцево море. II хотя оно не встретило шти левое погодой, качка не дей ствовала па автоматику. — Дело еще и в том, что такая, я бы сказал, специфиче ская качка отражается не толь ко на работе автоматики, но и на людях, их настроении, работоспособности. Кроме того, эта особенность судна крайне затрудняет выборну трала, ус ложняет ее и делает, в конце концов, небезопасной для мо ряков палубной команды. Ну и. нанойец, очень сложно лрово- “ить разгрузку в открытом мо- Рыбофабрика стала тоже своего, рода «испытательным стендом», на который вышли судовые специалисты, рыбо обработчики. Система отво да водь? оказалась несовер шенной, п фабрику постоян но затапливало водой. От качку ее производили по гружным насосом. Н апря женность обстановки в те дни лучше всего передают выдержки из рейсового до несения помощника капитана по производству И. Ф. Щ ер бины: «Технологическое обору дование имеет свои конструк тивные недостатки. Д авл е ния, создаваемого насосами.. недостаточно для того, что бы приводить в действие крышки ■бункеров. Откры вали и закрывали крыш ки при помощи троси ков. , пропущенных через них... Рыбомѵчиая установ ка имеет конструктивный не достаток, в частности в мон таже сушилки. Если пет гру за па борту, судно имеет кормовой дифферент. К ало рифер забивает мукой... Уп лотнительный сальник грунт- буксы постоянно парит, тру бы отвода и подвода пара имеют натяжение. В связи с этим один раз в сутки при ходилось подбивать еальннк». — Но это еще не все. — говорит Щербина. — Глав ный вопрос, на мой взгляд, нехватка людей. Ведь все ры бообработчики обслуживают оборудование, стоят на кноп ках, как мы говорили. А рыбу обрабатывать некому. В то же время производить одновременно несколько видов продукции на ф аб рике судна невозможно. Всю разделанную рыбу вы пускали поэтапно. Хочется здесь, кстати, сказать спаси бо старшему матросу Влади миру Ивановичу Дудко. Это он предложил сконструиро вать накопитель для разде ланной рыбы. Накопитель мы изготовили емкостью полторы тонны. Но ведь все дело в том, что кроме под- вахты его заполнять некому. А машинная команда сокра щена. Стало быть, и народу на подвахтѵ выходило мень ше. Вот и получается — успехов мы добились. Но ка кой ценой! Продолжитель ность подвахты увеличили на пятнадцать минут. Всего же нодвахта выходила в течение 76 суток. Думаю, было бы целесообразно увеличить для подобных рейсов на таких су дах штат рыбообработчиков как минимум на 8 человек. Экипаж траулера действи тельно отлично справился со своей задачей. Плановое за дание перевыполнено по всем статьям. В частности, общая реализация продук ции составила 142 процента. О показателе по вылову сле дует сказать особо. Рыбаки добыли почти восемь тысяч тонн сырца. В. ГОРНОВ. НА СНИМКЕ: ч л е ны э к и пажа БМРТ аМ ихаил Квас н и к о в » после возвращ ен и я из трудного рейса. (Слева н а право): матрос И ван В а си ль евич Порш, моторист И ван В асильевич Терехов. стар ш ий м еха н и к Н и ко лай М и х а й л о ви ч Кадник, матросы - рыбообработчики А лександр Сергеевич М ельни ко в, Сергей Константинович П роханов, Юрий Н и кіло ѵ ви ч Щерба. Фото Б. Щукина. н а ш и и н т е р в ь ю Н Е Т О Л Ь К О М О Р Е , И - О З Е Р А , Р Е К И . . . f ИГ, ряпушка, язь, окунь, '-'щука, а также лососевые — семга, кумжа, палия, голец — вот те породы рыб, кото рые поставляет к столу ж и телей Кольского полуострова отдел внутренних водоемов объединения. «Мурманрыб- пром». Наш корреспондент А. ПЯТНИЦЫН взял ин тервью у заместителя гене рального директора объеди нения Г. Н. Иванова и у начальника отдела А. В. Старкова. — Каким и показателями встречают труженики озер и рек День рыбака? Какие бригады уже отличились в социалистическом соревнова нии за достойную встречу X X V I съезда КПСС? Отвечает начальник отде ла внутренних водоемов А. В. СТАРКОВ: — План шести месяцев наш коллектив выполнил 28 июня. Сто процентов сверх плановой продукции на на родный стол — таков итог работы за полугодие. II это. несмотря на то. что первые месяцы года мы сработали неудачно. Сказались, преж де всего, неблагоприятные погодные условия. План пер вого квартала мы чуть-чуть не дотянули. Зато по «веснов- ке:>, как только сошел лед. наверстали упущенное. Ие мешкая, расставили сети, м е режи на водоемах Имандров- ского, Мурманского, Верхне- туломского участков (на чет вертом участке — Серебрян ском — лед сошел лишь 24 июня). II дело пошло: ловцы у нас в большинстве лю ди опытные. На результаты повлияло и развернувшееся между бригадами социали стическое соревнование. Темп в соревновании за дает бригада А. II. Деревцо- ва тони Качковка. Анатолий Николаевич два десятка лет работал в море старшим мас тером по добыче рыбы. Пре красно освоил он н специфи ку работы на внутренних водоемах. Хороших показателей до биваются бригады В. М. Ма монтова и Ю. А. Бердника с Верхиетуломского, И. М. Жукова с ІІмандровского участков. Особой похвалы заслуживает бригада М. М. Верзеиііо: несмотря на буй ный разлив рекн Колы, она сумела своевременно уста новить рыбоучетное за гр аж дение и сейчас ежедневно берет план по вылову семги. — Отдел внутренних во доемов существует уже н е сколько лет. Какие и зм ене н и я произогили в оснащении бригад , в у л у чш е н и и труда рыбаков за последние годы? — Приведу такой факт. 1978 был последним годом, когда использовали как тран спортное средство лошадей. Теперь в зимнее время сна сти. рыбу от мест установ ки орудий лова к местам ба зирования бригад рыбаки до ставляют на волокушах с помощью снегоходов «Б у ран». Добраться до участков теперь тоже не проблема: в зимнее время — на вездехо дах. в летнее — на малых рыболовных ботах и баржах. В экстренных случаях, на пример. в период распутицы, используются вертолёты. А всего в распоряжении участ ков 27 «Буранов», 5 везде ходов, 10 автомашин, 16 ма лых рыболовных ботов, 3 са моходные баржи — для сбо ра рыбы непосредственно в бригадах. На участках име ются бульдозеры, катера... Хорошая техническая осна щенность. безусловно, об легчает труд рыбаков, дела ет его более производитель ным. — Она же, видимо, принес ла и определенные пробле мы? — Да. Прежде всего, про блему технических кадров. На участках ощущается ост рая нехватка специалистов. Нам нужны мастера по р е монту и эксплуатации тех ники, мотористы электро станций. котельные машини сты. ІІа эти должности лю ди идут неохотно: невысокие оклады, большая удаленность от крупных населенных пунктов. Да и с бригадами ловцов, куда люди идут с желанием (в бригадах непло хие заработки) есть свои сложности. Скажем, чтобы водить тот же «Буран», лов цу необходимо иметь права водителя мотоцикла. Для обслуживания передвижной электростанции тоже нужен специальный допуск. Поль зоваться моторной лодкой — здесь не обойтись без прав моториста - рулевого. С вя заться с участком по рации может лишь ловец с права ми .радиотелефониста. Сло вом. как ни прикидывай, а людей надо посылать на учебу. С другой стороны — как пошлешь? В бригаде все го три ловца. И по технике безопасности в бригаде л о в цов на промысле должно быть не менее трех человек-. Разумеется, мы ищем вы ход из положения, притом б разных направлениях, в том числе в совершенствовании морального и материального стимулирования труда рыб;; ков. — В перспективе — воз- можно л и увеличить рыбный промысел на внутренних во доемах? За счет чего? На этот вопрос ответил заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром» Г. Н ИВАНОВ: — План вылова пресно водных пород рыб в Мурман ской области год от года уве личивается. Один из путеі' решения задачи — освоение новых водоемов. Но этот путь дает не слишком уж весомый результат, посколь ку наиболее богатые рыбой водоемы давно освоены. Б о лее перспективным пред ставляется другой путь: уси ленная работа по воспроиз водству рыбных запасов. Оп ределенные шаги в этом н а правлении делаются. Так, ежегодно с нашего рыбо водного завода выпускается ; в ГІиренгское водохранилище 300 тысяч мальков сига. Вроде бы неплохо. Однако здесь есть свое «но». Мы не знаем. каков практический результат этой работы, к а кая часть мальков достигает промыслового возраста, а какая попадает в пасть хищ никам, Какой бы то нн было контроль и учет невозможен в водоемах, где присутству ют хищные породы рыб. На мой взгляд, ценные породы нужно разводить в изолированных, предвари тельно обезрыбленных озе рах - «спутниках». А вооб ще всю работу по воспроиз водству рыбных запасов внутренних водоемов нашей области целесообразнее бы ло бы отдать в руки одного, специализирующегося на этом деле предприятия, где были бы соответствующие кадры и имелась бы соответ ствующая база. И июля 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН» # 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz