Рыбный Мурман. 1980 г. Июль.
Щ Ѵ і Я е з п у ' U ^ n ^ t o v . . : C ' ' У К ЛШ ІТ Л ІІЛ посолыю- свежьевого траулера «Краснолесье» голубые гл а за. II тихая, располагающая к себе улыбка. На мостике он неразговорчив, сосредо точен, даже отчужден. Зовѵт капитана Егор Ельпнднфоро- вич Чурбанов. Ему сорок де вять лет, двадцать шесть нз них он в тралфлоте. Я притулился с уютноіі рубке траулера на диване, украдкоіі наблюдаю за Чур- банокьш, а он наблюдает за приборами. Прошло несколько часов, как экипаж «Краснолесьл> начал траление. Егор Ельпи дифорович надолго застыва ет над беспристрастным эк раном рыбопоискового «Пал- туса-МН», впившись взгля дом « самописец. Л самопи сец показывает, что путассу, которую так настойчиво ищет капитан, увы. пока пет. Чурбанов терпеливо ждет. ІІа его лице лежит печать такого рыболовного азарта, что я невольно представляю себе его с удочкой в руках, безотрывно наблюдающим за замершим поплавком в ожи дании клева. В середине июня,' каза лось. от экипажа «Красно лесья» отвернулось везенье. До той норы все шло как по маслу —- душа радовалась. Апрельский план по выпуску полуфабриката выполнили на 202 процента, майский — на 294. В последнем рейсе экономия судовых расходов составила почти 2,5 тысячи рублей. Годовой план рас считывали выполнить в ию не. II вот везенье от них от вернулось. На промысле путассу эки паж настроился освоить бес контактный метод передачи сырья на плавбазы. ІІо, как на грех, сначала путассу«ло вилась плохо, потом несколь ко дней штормило. Егор Ельпидифорович со скучился 1 10 доброму улову. И теперь, когда море по утихло, его волновала мысль, что вот-вот начнется насто ящ ее дело. Однако само писец постукивал сухо и по- прежнему безрыбно. — Пойдем на зюйд-вест, — решительно сказал капи тан. Он дал вахтенному штур ману курс и стал наблюдать, как работает с тралом палуб ная * команда. Ему показа лось. что мастер добычи Ге оргий Горбунов замешкался у ваера, и он крикнул ему через микрофон: — Почему не докладыва ете. сколько вытравлено м а рок? — Пятая, — отозвался ма стер. Я спустился с мостика на палубу и прошел к слипу. Откуда-то внезапно со рвался хлесткий ветер. Кол ко заморосил дождь. Горбу нов, поеживаясь от сырости, сказал: — Капитан не в духе, — помолчал и добавил " фило софски: — Конечно, когда рыба не ловится, чего хоро- ] ІіЯІГО... і Ч ерез некоторое время I Чурбанов решил поднять 1 трал. Пришли свободные от вахты старпом Александр Страхович и второіі штурман Владимир Львов. Все три штурмана на «Краснолесье» ■— люди мо лодые. Александр Страхович первый реііс идет в качестве старпома. Ему двадцать шесть лет. Владимиру Льво ву — двадцать пять. Ро- малдсу Зелчу — двадцать один. Он родился в тот год, когда Егор Ельпидифорович стал капитаном. Чурбанов с удовольствием передает своим молодым по мощникам сложную рыбац кую науку. Умно, тактично, со своеобразной требова тельностью увлеченного своей профессией человека. В чем это своеобразие? В том, что, в первую очередь, он беспредельно требовате- Его волнение передалось второму помощнику, кото рый теперь нес вахту. — Видишь, — говорил Владимиру Львову капи тан. склонившись над рыбо поисковым прибором. — З а ходит в трал. Будем галсиро- вать, нужно обловить этот косяк. Каким-то образом через несколько минут по судну распространилась весть, что началась долгожданная на стоящая рыбалка, хотя ни кто не выходил нз рубки. Зато теперь многим захо телось взглянуть на прибо ры,- которые фиксировали скопление путассу. Чурба- цов не противился этому ж е ланию, но потом все-танн распорядился, чтобы посто- ■К О М М У Н И С Т Ы В О С Ь М И Д Е С Я Т Ы Х . ш І Ш нот УДАЧИ О Ч Е Р к лен к себе и при этом чужд бравады, показухи, самолю бования. Есть в нем надеж ность, поэтому и тянутся к нему молодые рыбаки”и ста раются подражать ему. Подняли трал. На лицах всех, кто находился на мос тике, я прочел разочарова ние. Егор Ельпидифорович даже отвернулся: невыноси мое это для пего зрелище — бедный улов. Чурбанов помолчал, потом распорядился, чтобы пошу стрее очистили от рыбы па лубу, и отправился ужинать. После ужина свободные от вахты члены экипажа смот рели кино, а Егор Ельпиди форович поднялся на мос тик и опять словно прикле ился к поисковым приборам. И вдруг я понял — что-то произошло. Весь облик Чур- банова переменился. Он на мгновение поднял взгляд от самописца. — _ Есть! — воскликнул. — Косяк-то какой хороший. ронние покинули мостик. Прошли галс, сделали вто рой — тоже удачный. До вольный, капитан потирал ладони. Третий галс оказался ме нее успешным. Потом на са мописцах было пусто. Потом опять они зафиксировали ко сяки, но на большей глуби не. Чурбанов распорядился опустить трал ниже. Коман ду выполнили четко. Теперь улыбка не сходила с его лица. Он предложил выпить чаю. Мы спустились в каюту, не большую и уютную. З а ча ем Егор Ельпидифорович разговорился. — Не знаю, как другим, а мне правится работать на судах типа ГІСТ, — сказал он. —- Экипаж небольшой, полсотни человек, а ведь мы с БАТами можем соперни чать. Он пил чай размеренно и степенно, так, наверное, пи ли в старину чай поморы, чтобы уходила усталость и не равоегались мысли. — На СРТ я тоже любил рыбачить, — улыбнулся Егор Ельпидифорович. " — Кошельковым неводом. Тут не зевай. Дело расторопное. А уж если заметал хорошо, море-то прямо кипит, так ры ба в кошельке ходит. Да разве расскажешь — это увидеть надо... Напившись чаю, Чурбанов убрал посуду н засобирался на мостик. Я посмотрел на часц. — Егор Ельпидифорович, вы же без малого сутки на ногах. Когда спать будете? Он посмотрел на меня так, как будто речь шла о пустя ке, не достойном внимания, и сказал с недоумением: — Да как нее можно спать,- когда такая рыбалка? Мне не уснуть ни за что... — и, тут же спохватившись, он гостеприимно предложил: — А вы на. меня пе смот рите, отдыхайте... В пять утра Егор Ельпп- дифорович разбудил меня. Выглядел он бодро и ожив ленно, не верилось, что он не спал сутки. — Сейчас начнется самое интересное, — сказал капи тан. Когда я поднялся на мос тик, Чурбанов связывался по радиотелефону с плавбазой «Даурия»: — Будем сдавать рыбу бесконтактно, — он старался говорить спокойно, но в голо се его чувствовалось радост ное нетерпение. Море оживляла веселая зыбь. Утренний ветер р азм е тал облака. Ярко блестело солнце. Траулер подошел к плавбазе с кормы с правого борта. На палубе ПСТ матросы, руководимые старшим ма стером добычи Николаем Григорьевичем Гирей, дей ствовали быстро и снорови сто. Выловили брошенный с «Даурии» проводник, без су еты закрепили к ваеру ме шок с рыбой, на плавбазе заработала лебедка, подтя гивая десять тонн улова к слипу. Суда тем временем уже удалялись друг от дру га. Пока выл авли вали ' про водник, Гиря успел подгото вить трал к работе. На все ушло пятьдесят минут. Чурбанов был доволен. — Спускаем трал, — то ропил он. Приборы обнаружили со лидный косяк. А через день на борту СРТ-3201 я рассказывал на чальнику «Севрыбхолодфло. та» И. Ф. Вашошкнну о том, как настойчиво искал рыбу экипаж ГІСТ «Краснолесье» и как четко сдали на борт «Даурии» свой улов. — А кто капитаном на «Краснолесье»? И, услышав фамилию Чур- банова, оживился: — Как же, знаю. Егор Ельпидифорович. Мне при ходилось с ним работать. Это — настоящий рыбак. Начальник флота зад ум ал ся, вспоминая прошлое, а потом убежденно повторил: — Настоящий рыбак. Л. ФРОЛОВ , наш спец. корр. Б АКИНСКИЕ МАШИНОСТРОИ Т ЕЛ ЬНЫ Й завод имени Кирова — старейшее в А зербайджане предпри ятие нефтепромыслового оборудования. Здесь изготавливают известные не только в СССР, но и в двадцати за р у бежных странах буровой инструмент, приспособления для промыслового и гео логоразведочного бурения, оборудование для ремонта скважин... Друж еские контакты бакинских м ашино строителей с Вьетнамом зав язал и сь не сколько лет назад, когда им впервые д о велось выполнить зак а з СРВ. Тогда ж е м о лодежь завода взяла шефство над зе м л я чеством вьетнамских студентов, обучаю- ш£.уся в Азербайджанском институте н еф ти и химии. Так на предприятии возник клуб совет ско-вьетнамской дружбы, членами которого является сегодня каждый второй рабочий завода. Когда на завод поступает очередной • М Ы - И Н Т Е Р Н А Д И О Я А Л Я С Г Ы О Б О Р У Д О В А Н И Е ДЛЯ В Ь Е Т Н А М А заказ из Вьетнама, молодые рабочие предприятия соревнуются за право его выполнения. Эту работу доверяют са мым квалифицированным заводчанам. Однажды на предприятие пришел не совсем обычный заказ — для ремонта скважин требовался механизм извлече ния нз скважин неисправных насосных штанг. Небольшой по размеру и весу, этот механизм требовал особой точности исполнения. З ак аз доверили выполнить Фархаду Мамедову, Кочабеку Мамедке- римову, Алияру Гасанову и Ифтихару Кулиеву. — З ак аз для нас был новым, — рас сказывает Фархад Мамедов, — но уни- „ О Д О Б Р Я Е М ! версальное оборудование завода, высо кая автоматизация производства помог ли нам успешно его выполнить. Пусть скромен наш вклад, по приятно созна вать, что мы помогаем нашим друзьям строить новую жизнь, укреплять эконо мику республики. Солидарность с Вьетнамом стала для рабочих завода велением сердца и р а зума. Большую часть средств, которые заработали бакинские машиностроители на недавнем Всесоюзном Ленинском субботнике, они перечислили в фонд по мощи братской стране. А. НЕСТЕРОВ . (АПН). ВСТРЕТИМ ДОСТОЙНО!» • »тн мни значительно уіс* личмлея поток радиограмм • адрес парткомов флотов м редакции газеты аРыбиый Мур- ман». Рыбаки, как и все со ветские люди, горячо воспри няли материалы июньского (I960 г.) Пленума ЦК КПСС и весть о предстоящем созыве XXVI съезда КПСС. «На общесудовом собрании обсудили материалы июньско го Пленума ЦК КПСС и доклад на нем Генерального секрета ря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Одобряем и поддерживаем политику, проводимую нашей Коммунистической партией и правительством», — радирует от имени экипажа ТР «Михай- ло Лом оносов» управления «С евры бхол одф л от» первый п ом ощн и к капитана Г. А, Бя- хов. В нашей стран е издавна сл о жи л ась д о б р а я традиция встре чать знам ен ательны е события трудовыми успехами. Верны этой традиции и рыбаки. Эки пажи п р омы сл овы х судов п е р есм атри ваю т р а н е е примятые обязательства и н ам ечаю т н о вы е рубеж и. Так, экипаж БМРТ- 362 «Борисполь» объ ед и н ен и я «М урм ан ры бп ром », включив шись в социалистическое со р евн ован и е за достойную встречу XXVI с ъ е зд а КПСС, реш и л д о с р о ч н о выполнить план за в е рш а ющ е г о го д а пяти летки по р еал и заци и товарной ры бн ой продукции, а в ц ел о м пятилетнее зад ан и е по д о бы че завершить к 63-й год овщ ин е Великого Октября. К о м со м о л ьс к е - м о л о д еж ны й экипаж БМРТ-274 «Туман-2» взял п овыш ен н ое обязател ьст во: сверх плана выпустить 800 ц ен тн еров ры боп родукц и и . Рыбаки БАТ «Иван Зим аков» на митинге един огласн о о д о б рили и п о д д е р ж а л и м и р о лю б и вую политику С оветского го сударства и наметили м е р о приятия по достойной встрече XXVI с ъ е з д а КПСС. Экипаж реш и л выполнить план 1980 го да по всем п о к аза тел ям к 63-й год овщ ине Великого Октября и сократить в р ем я гарантийно го рем он та судна. «Члены экипажа БМРТ-36В «Соловецкий» горячо п о д д е р живают реш е н и е Пленума ЦК КПСС о созы ве XXVI с ъ езд а КПСС, — со о бщ аю т капитан М. К. Мустафин и первый п о м ощник капитана В. С. С оро кин. — С ъ е зд откроет новые горизонты п е р е д нашей стра ной. Подсчитав свои в о з м о ж ности, д а е м слово — выпол нить план 1980 года к Дню Конституции СССР». О своем решении д о ср оч н о завершить план 1930 года р а дирует экипаж БМРТ-371 «На- рочь», а м о р як и БМРТ-399 «Ха- р озск» сообщ аю т, что уже работаю т в счет одиннадцатой пятилетки. С о д о б р е н и е м восприняли весть о созы ве XXVI съ езд а КПСС и рыбаки тралового флота. Экипаж РТ-227 «Шен курск» взял доп олн и тельное обязательство — сверх го д о вого плана выработать 540 ц ен тн ер ов р ы б н о г о п о л у ф а б р и ката вы сокого качества. Рыбаки ПСТ-1323 «Киреевск» встали на трудовую вахту в часть XXVі с ъ езд а партии. Они о бязую тся суточные задания выполнять на 115 процентов а план п ервого квартала 1981 года по выпуску пищ евого по пуф абриката завершить к дню открытия XXVI с ъ езд а КПСС. 11 июля 1980 г. « Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А И » 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz