Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
Г Е Р Т О Л Ь Т БР ЕХТ — D драматург честный, глу боки!! по мысли, своеобраз ный по художественному языку. Поэтому не случайно Мурманский областной дра матический театр поставил спектакль по одной из по пулярных его пьес — «Трехгрошовая опера». Р е жиссер постановки Г. Михай лов вместе с актерами свежо и интересно прочитали пье су. создав зрелищный, кра сочный спектакль. Автор пьесы указывает на то, что действие происходит в Англии, в Лондоне, в XVIII веке, но такая ссылка, конечно, условна, потому что разговор, который идет в спектакле, по своему значе нию перерастает рамки и времени, и места действия. Брехт рассказывает. как тесно переплелся преступ ный мир с деловым. Буржу азны» делец оказывается жуликом и проявляет зам аш ки разбойника в обирании карманов ближнего, а р аз бойник и бандит умудряется быть джентльменом, он при обрел привычки буржуа, но сит лайковые перчатки, в его руках трость с набалдашни ком из слоновой кости, а в обществе он появляется во фраке. Глава шайки и шеф лондонской полиции оказы ваются друзьями. Мало того, они ведут одно общее дело по накоплению денежных до ходов от грабежа. Над ними довлеет власть денег. Деньги правят всеми и всем. Они тревожат сердце изобретательного Пичема, н дочь его Полли рассчитыва ет, что с «денежным» мужем можно спокойно прожить в собственной загородной вил ле. Ради звона монет р аз бойничает Макхит со своей бандой. Но деньги — это еще не главная, не самая большая правда лондонских обитате лей На первый взгляд, сильными мира сего оказы ваются п бандит Мекки-Нож (засл. арт. РСФС Р О. Ле- лянов). и буржуа Джонатан Пнчем — владелец фирмы «Друг нищего» (засл. арт. Р С Ф С Р Е. Иоффе), и Браун, шеф лондонской полиции (засл. арт. РСФС Р К. Баз- деров). Все они обладают властью над людьми. Экс плуатируя своих собратьев, Ничем . и МаКхнт кладут доход в свои карманы. А за ними стоят могущественные банки, поглощающие -мелких предпринимателей, богатая н сильная буржуазия. Дело в том, выстоят ли в борьбе с конкурентами герои пьесы. Они подвергаются и иному испытанию. Жизнь проверя ет, сколько же стоят мораль ные ценности в мире, где нищета соседствует с богат ством. Соотечественник Бертоль та Брехта Людвиг Фейербах писал: «Если у тебя от го лода и по бедности нет пи тательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и твоем сердце нет пищи для морали». А какова же буржуазная мораль? Отец Полли вначале мечтает выгодно продать дочь в чьи-нибудь состоя тельные руки, чтобы иметь от этого дела личный доход. Когда же Джонатан Ничем понял, что потерял дочь и прибыли она ему никакой не принесет, оп «продает» полиции ее мужа. Макхит клянется в любви и верности своей «малень кой Полли» и с легкостью в сердце нарушает все клятвы. А о каком благородстве Пичема можно говорить, ес ли дело его построено на об мане?.. В спектакле отрицаются не только буржуазные мо ральные принципы, по вы смеивается и сама закон ность буржуазного мира. Полицейские продаются преступникам, получают от них деньги, входят в согла шение с грабителями и бан дитами. Мир. который хотел бы видеть Бертольт Брехт, про ступает за авторскими отри цаниями буржуазных пра вил, понятий н представле ний. Он звучит лирической темой добра н любви в му зыкальном развитии спек такля. А в мире фальши вых ценностей не может быть ничего подлинного — три гроша стоят чувства, страсти, драма, разыгрывае мые на помостках перед зрителями. В примечаниях к пьесе Брехт писал о том, что ак теры своей игрой должны добиваться сложного виде ния У зрителя. То, что про исходит на сцене, существу ет как бы в трех измерени ях, Актеры входят в образы, создаваемые ими, и публика в зале сопереживает вместе с актерами. Но вот они обра щаются непосредственно к зрительному залу и начина ют судить то, чем только что жили. А за всем этим стоит автор, видны его по зиция, его мысли обходе дей ствия. Размягченные воспоми наниями, два друга — Мак хит и Брауп — вспоминают Индию, где они марширова ли солдатами. И вот звучит их бравая солдатская песня, по на сцене прорывается го лос осуждения кровопролит ной экспансионистской по литики, законов насилия. Яростный протест против грязи и лжи слышится в пе сне пиратки Дженни, кото рую исполняет Полли Ни чем (лауреат премии Мур манского комсомола А. Се- менишина). Плох человек или хорош? Есть ли в мире добро? Как относиться к злу, совершен ному людьми? В спектакле конкретно ставятся эти и многие дру гие вопросы. Все оттенки авторской иронии, его сар казма раскрываются р аз нообразными художествен ными средствами. Ирония звучит в финале спектакля, когда верхом на коне в ко стюме королевского гонца появляется Брауп п оглаша ет указ о помилований Мак- хита и о щедрых королев ских дарах ему. Ирония кро ется и в пластическом строе спектакля, в ярких танце вальных номерах. Актеры проявили неза урядные вокальные способ ности. сильно и чисто звучат голоса А. Семенишиной, Е. Макаровой, строен и вня тен хор, В спектакле занято много актеров, все они составили хороший ансамбль, допол няя II оттеняя друг друга. «Трехгрошовая опера» ста ла заметным явлением в культурноіі жизни нашего областного центра. А. МАРЧЕНКО. В театре — премьера БЕЗ ПРИКРАС рЕГОДНЯ на календарном листне — последний день февра- ^ ля, последний День зимы. Завтра начинается весна... по календарю. Но северянам еще долго ждать тепла, настоящей весны. И в мае, случается, выпадает у нас снег, ветер в сильных порывах швыряет на землю снежные заряды... А в порт возвращаются корабли из холодных северных мо рей, из Арктики, где даже летом «не бывает весны». Отдохнув в родном порту, «отогревшись» здесь, корабли Мурманска снова берут курс а Арктику, в Атлантику, а Ти хий океан... На снимке; нонец февраля на Кольском заливе. Фото в. ЕГОРОВА. D ОБЛАСТНОМ краевед- чсском музее экспони руются две выставки произ ведений современных совет ских художников. Одна из них — «Молодая гвардия Страны Советов» — является небольшой частью Всесоюзной выставки, по священной 60-летшо ВЛКСМ. Она была органи зована Министерством куль туры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союзом художников СССР. Выставка «Природа и мы» родилась в результате сов местной работы Союза ху дожников СССР и Всерос сийского отделения общест ва охраны природы И хотя экспозиции раз личны по тематике, их род- ішт одно: представленные Яа них произведения молодых авторов и мастеров средне го поколения убеждают нас в том, как многогранно и разнообразно наше совре менное изобразительное ис кусство. Здесь мы видим художни ков разных творческих инди видуальностей, но ощущаем в их творчестве единый стер жень: желание утвердить ОТЫ ЖЕИИС ЖII 3 ИI свою сопричастность делам и заботам нашей страны, на шего народа. Название выставки <Моло дость Страны Советов» хоро шо раскрывает ее тему: она проходит через все полотна, графические листы, скульп турные работы. Ведущие жанры экспози ции — тематическая карти на и портрет. Открывают выставку картины, посвя щенные истории, нашего го сударства, комсомола (Е. Р о манова — «Братья Ульяно вы», Э. Эренберг — «Агит поезд». В. Монастырный — «Первый урожай колхоза»). Обращение к исторической тематике вызвано не только желанием художников кон статировать факты славной биографии страны, но, глав ным образом, воплотить в картинах идею связи прош лого и настоящего, высказать свое безграничное уважение к людям, закладывавшим основы нашего государства. Но большинство работ на выставке посвящено совре менности, Многие из них по явились как результат твор ческих командировок худож ников в различные районы страны (О. Лошаков — «Ти шина на Курилах», Ю. Рак ша — «Веркатит-77. Моло дые зодчие»). Интерес к внутреннему миру человека, большая чут кость к различным оттенкам проявлений человеческой ин дивидуальности стали осо бенно характерными для многих художников 70-х го дов. В этом отношении показа тельно творчество одной из серьезных молодых худож ниц Татьяны Назаренко, чья работа «Московский вечер» экспонируется у нас. Карти на привлекает внимание зри телей своим необычным строем. Утверждение связи времен, размышление о сво ем современнике, о характе ре жизненных отношений ле жат в основе полотна. Одной из особенностей вы ставки является то, что на ней широко представлены произведения художников со юзных и автономных респуб лик, Особой искренностью и непосредственностью отли чаются работы художников Средней Азии (М. Хитаху- нов —■ «Мир моего детства», В. Артыков — «Комсомоль ская св ад ь оа»). Выставка «Природа и мы» по своему характеру более камериа. На ней представ лен в основном пейзаж. Однако в пределах одного жанра мы встречаемся с удивительным и поража ющим разнообразием чувств и мыслей' живопис цев. Лирический. мягкий пейзан; заслуженного худож ника РСФСР Е. Зверькова «Последний снег» соседству ет с монументальным по звучанию полотном за служенн ого художника РСФС Р И, Оссовского «Ветер на озере». Рядом с космическими пейзажами Заметки с выставки художника Л. Соколова, ко торый работает в содружест ве с космонавтом А. Леоно вым, — тонкие по живописи, построенные на двух-трех оттенках бледных тонов кар тины молодой московской художницы Е. Келлер. Особый настрой отличает раздел выставки, посвящен ный непосредственно охра не окружающей среды. Здесь представлены автор ские плакаты. Тревога, боль человека за прекрасный щедрый мир природы выра жены языком художествен ного образа. Создание таких плакатов — еще один пример того, что художники никогда не остаются равнодушными со зерцателями, а всегда выра жают в своих произведениях дух и ритм времени. Е. ИВАНОВА, заведую щая отделом изобрази тельного искусства Мур манского областного кра еведческого музея. • 8 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 феврапя 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz