Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

Г Е Р Т О Л Ь Т БР ЕХТ — D драматург честный, глу­ боки!! по мысли, своеобраз­ ный по художественному языку. Поэтому не случайно Мурманский областной дра­ матический театр поставил спектакль по одной из по­ пулярных его пьес — «Трехгрошовая опера». Р е ­ жиссер постановки Г. Михай­ лов вместе с актерами свежо и интересно прочитали пье­ су. создав зрелищный, кра­ сочный спектакль. Автор пьесы указывает на то, что действие происходит в Англии, в Лондоне, в XVIII веке, но такая ссылка, конечно, условна, потому что разговор, который идет в спектакле, по своему значе­ нию перерастает рамки и времени, и места действия. Брехт рассказывает. как тесно переплелся преступ­ ный мир с деловым. Буржу­ азны» делец оказывается жуликом и проявляет зам аш ­ ки разбойника в обирании карманов ближнего, а р аз­ бойник и бандит умудряется быть джентльменом, он при­ обрел привычки буржуа, но­ сит лайковые перчатки, в его руках трость с набалдашни­ ком из слоновой кости, а в обществе он появляется во фраке. Глава шайки и шеф лондонской полиции оказы­ ваются друзьями. Мало того, они ведут одно общее дело по накоплению денежных до­ ходов от грабежа. Над ними довлеет власть денег. Деньги правят всеми и всем. Они тревожат сердце изобретательного Пичема, н дочь его Полли рассчитыва­ ет, что с «денежным» мужем можно спокойно прожить в собственной загородной вил­ ле. Ради звона монет р аз­ бойничает Макхит со своей бандой. Но деньги — это еще не главная, не самая большая правда лондонских обитате­ лей На первый взгляд, сильными мира сего оказы­ ваются п бандит Мекки-Нож (засл. арт. РСФС Р О. Ле- лянов). и буржуа Джонатан Пнчем — владелец фирмы «Друг нищего» (засл. арт. Р С Ф С Р Е. Иоффе), и Браун, шеф лондонской полиции (засл. арт. РСФС Р К. Баз- деров). Все они обладают властью над людьми. Экс­ плуатируя своих собратьев, Ничем . и МаКхнт кладут доход в свои карманы. А за ними стоят могущественные банки, поглощающие -мелких предпринимателей, богатая н сильная буржуазия. Дело в том, выстоят ли в борьбе с конкурентами герои пьесы. Они подвергаются и иному испытанию. Жизнь проверя­ ет, сколько же стоят мораль­ ные ценности в мире, где нищета соседствует с богат­ ством. Соотечественник Бертоль­ та Брехта Людвиг Фейербах писал: «Если у тебя от го­ лода и по бедности нет пи­ тательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и твоем сердце нет пищи для морали». А какова же буржуазная мораль? Отец Полли вначале мечтает выгодно продать дочь в чьи-нибудь состоя­ тельные руки, чтобы иметь от этого дела личный доход. Когда же Джонатан Ничем понял, что потерял дочь и прибыли она ему никакой не принесет, оп «продает» полиции ее мужа. Макхит клянется в любви и верности своей «малень­ кой Полли» и с легкостью в сердце нарушает все клятвы. А о каком благородстве Пичема можно говорить, ес­ ли дело его построено на об­ мане?.. В спектакле отрицаются не только буржуазные мо­ ральные принципы, по вы­ смеивается и сама закон­ ность буржуазного мира. Полицейские продаются преступникам, получают от них деньги, входят в согла­ шение с грабителями и бан­ дитами. Мир. который хотел бы видеть Бертольт Брехт, про­ ступает за авторскими отри­ цаниями буржуазных пра­ вил, понятий н представле­ ний. Он звучит лирической темой добра н любви в му­ зыкальном развитии спек­ такля. А в мире фальши­ вых ценностей не может быть ничего подлинного — три гроша стоят чувства, страсти, драма, разыгрывае­ мые на помостках перед зрителями. В примечаниях к пьесе Брехт писал о том, что ак ­ теры своей игрой должны добиваться сложного виде­ ния У зрителя. То, что про­ исходит на сцене, существу­ ет как бы в трех измерени­ ях, Актеры входят в образы, создаваемые ими, и публика в зале сопереживает вместе с актерами. Но вот они обра­ щаются непосредственно к зрительному залу и начина­ ют судить то, чем только что жили. А за всем этим стоит автор, видны его по­ зиция, его мысли обходе дей­ ствия. Размягченные воспоми­ наниями, два друга — Мак­ хит и Брауп — вспоминают Индию, где они марширова­ ли солдатами. И вот звучит их бравая солдатская песня, по на сцене прорывается го­ лос осуждения кровопролит­ ной экспансионистской по­ литики, законов насилия. Яростный протест против грязи и лжи слышится в пе­ сне пиратки Дженни, кото­ рую исполняет Полли Ни­ чем (лауреат премии Мур­ манского комсомола А. Се- менишина). Плох человек или хорош? Есть ли в мире добро? Как относиться к злу, совершен­ ному людьми? В спектакле конкретно ставятся эти и многие дру­ гие вопросы. Все оттенки авторской иронии, его сар­ казма раскрываются р аз­ нообразными художествен­ ными средствами. Ирония звучит в финале спектакля, когда верхом на коне в ко­ стюме королевского гонца появляется Брауп п оглаша­ ет указ о помилований Мак- хита и о щедрых королев­ ских дарах ему. Ирония кро­ ется и в пластическом строе спектакля, в ярких танце­ вальных номерах. Актеры проявили неза­ урядные вокальные способ­ ности. сильно и чисто звучат голоса А. Семенишиной, Е. Макаровой, строен и вня­ тен хор, В спектакле занято много актеров, все они составили хороший ансамбль, допол­ няя II оттеняя друг друга. «Трехгрошовая опера» ста­ ла заметным явлением в культурноіі жизни нашего областного центра. А. МАРЧЕНКО. В театре — премьера БЕЗ ПРИКРАС рЕГОДНЯ на календарном листне — последний день февра- ^ ля, последний День зимы. Завтра начинается весна... по календарю. Но северянам еще долго ждать тепла, настоящей весны. И в мае, случается, выпадает у нас снег, ветер в сильных порывах швыряет на землю снежные заряды... А в порт возвращаются корабли из холодных северных мо­ рей, из Арктики, где даже летом «не бывает весны». Отдохнув в родном порту, «отогревшись» здесь, корабли Мурманска снова берут курс а Арктику, в Атлантику, а Ти­ хий океан... На снимке; нонец февраля на Кольском заливе. Фото в. ЕГОРОВА. D ОБЛАСТНОМ краевед- чсском музее экспони­ руются две выставки произ­ ведений современных совет­ ских художников. Одна из них — «Молодая гвардия Страны Советов» — является небольшой частью Всесоюзной выставки, по­ священной 60-летшо ВЛКСМ. Она была органи­ зована Министерством куль­ туры СССР, ЦК ВЛКСМ и Союзом художников СССР. Выставка «Природа и мы» родилась в результате сов­ местной работы Союза ху­ дожников СССР и Всерос­ сийского отделения общест­ ва охраны природы И хотя экспозиции раз­ личны по тематике, их род- ішт одно: представленные Яа них произведения молодых авторов и мастеров средне­ го поколения убеждают нас в том, как многогранно и разнообразно наше совре­ менное изобразительное ис­ кусство. Здесь мы видим художни­ ков разных творческих инди­ видуальностей, но ощущаем в их творчестве единый стер жень: желание утвердить ОТЫ ЖЕИИС ЖII 3 ИI свою сопричастность делам и заботам нашей страны, на­ шего народа. Название выставки <Моло­ дость Страны Советов» хоро­ шо раскрывает ее тему: она проходит через все полотна, графические листы, скульп­ турные работы. Ведущие жанры экспози­ ции — тематическая карти­ на и портрет. Открывают выставку картины, посвя­ щенные истории, нашего го­ сударства, комсомола (Е. Р о ­ манова — «Братья Ульяно­ вы», Э. Эренберг — «Агит­ поезд». В. Монастырный — «Первый урожай колхоза»). Обращение к исторической тематике вызвано не только желанием художников кон­ статировать факты славной биографии страны, но, глав ным образом, воплотить в картинах идею связи прош­ лого и настоящего, высказать свое безграничное уважение к людям, закладывавшим основы нашего государства. Но большинство работ на выставке посвящено совре­ менности, Многие из них по­ явились как результат твор­ ческих командировок худож­ ников в различные районы страны (О. Лошаков — «Ти­ шина на Курилах», Ю. Рак­ ша — «Веркатит-77. Моло­ дые зодчие»). Интерес к внутреннему миру человека, большая чут­ кость к различным оттенкам проявлений человеческой ин­ дивидуальности стали осо­ бенно характерными для многих художников 70-х го­ дов. В этом отношении показа­ тельно творчество одной из серьезных молодых худож ниц Татьяны Назаренко, чья работа «Московский вечер» экспонируется у нас. Карти­ на привлекает внимание зри­ телей своим необычным строем. Утверждение связи времен, размышление о сво­ ем современнике, о характе­ ре жизненных отношений ле­ жат в основе полотна. Одной из особенностей вы­ ставки является то, что на ней широко представлены произведения художников со­ юзных и автономных респуб­ лик, Особой искренностью и непосредственностью отли­ чаются работы художников Средней Азии (М. Хитаху- нов —■ «Мир моего детства», В. Артыков — «Комсомоль­ ская св ад ь оа»). Выставка «Природа и мы» по своему характеру более камериа. На ней представ­ лен в основном пейзаж. Однако в пределах одного жанра мы встречаемся с удивительным и поража­ ющим разнообразием чувств и мыслей' живопис­ цев. Лирический. мягкий пейзан; заслуженного худож­ ника РСФСР Е. Зверькова «Последний снег» соседству­ ет с монументальным по звучанию полотном за служенн ого художника РСФС Р И, Оссовского «Ветер на озере». Рядом с космическими пейзажами Заметки с выставки художника Л. Соколова, ко­ торый работает в содружест­ ве с космонавтом А. Леоно­ вым, — тонкие по живописи, построенные на двух-трех оттенках бледных тонов кар­ тины молодой московской художницы Е. Келлер. Особый настрой отличает раздел выставки, посвящен­ ный непосредственно охра­ не окружающей среды. Здесь представлены автор­ ские плакаты. Тревога, боль человека за прекрасный щедрый мир природы выра­ жены языком художествен­ ного образа. Создание таких плакатов — еще один пример того, что художники никогда не остаются равнодушными со­ зерцателями, а всегда выра­ жают в своих произведениях дух и ритм времени. Е. ИВАНОВА, заведую­ щая отделом изобрази­ тельного искусства Мур­ манского областного кра­ еведческого музея. • 8 стр. « РЫБНЫЙ МУРМАН» 29 феврапя 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz