Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
Сейчас экипаж «Канина» работает по текинскому методу. Совмещены должно сти ліатроса и донкермаиа. Сократилась команда. Забот у боцмана прибавилось. Но на работе судна это не от разилось. По-прежнему хо зяйство Тебенькова в образ цовом порядке. Забот же Геннадию Ва сильевичу хватает не толь ко в рабочее время: он член судоного комитета, член то варищеского суда, дружин- шік. Знают его н как актив ного наставника молодежи. Он шеф 22-і'і школы Мур манска. Л недавно комму нисты 'К анин а» избрали Геннадия Васильевича сво им секретарем. Записи о работе Тебень кова занимают в. трудовой книжке всего половину раз ворота. Но в книжке подши ты... три вкладыша! В них перечислены все заслуги боцмана. Возьмем любую Не признает сомнительных « традиций» «обмывать» приход II отход. Сам в рот не берет зелья. Это каждый знает. Потому, когда и рас печет за похмелье, прови нившемуся возразить нечем. Не каждому нравилась требовательность Тебенькова. А требование у него од но: или равняйся на передо вых, или — вольному воля. управления. Перешли на ава рийное, но и оно отказало: не выдержал привод. Пришлось удерживаться на курсе при помощи машин. А тем вре менем в кладовой, среди всяких запасов, не преду смотренных нормами судово го снабжения, но которые имеются у хорошего хозяина «іна всякий'случай», нашліі подходящую трубу. Из нее В IРУДОВОЙ книжке Геннадия Васильевича Тебенькова, в графе «сведения о работе» всего шесть записей. Служба в Со ветской Армии. Принят в лортофлот Мурманского рыбного порта. Направлен матросом на танкер «Титан». Это 1956 год. Капитан «Титана» Алек сандр Степанович Бобров сразу заметил в парне мо ряцкую хватку. За какое бы дело Тебеньков ни брался, далее самое трудное до кон ца доводил. Предложил капитан учить ся Геннадию. Тогда учились многие. Но охотнее осваива ла молодежь технические специальности. Одних вооб ще техника привлекала. Дру гие с расчетом, ведь мото ристом или котельным ма шинистом и на берегу устроишься. У Геннадия был один рас чет: не расставаться с мо рем всю жизнь,, а матрос ское дело очень уж по ду ше было. И стал учиться на боцмана. Потому старпом Анатолий Иванович Глин ский особенно охотно делил ся с ним всеми своими мор скими знаниями. И в 1958 году в трудовой книжке Тебенькова появи лась запись: «Переведен боц маном на танкер «Титан». А еще через два года пор товый флот пополнился тан кером «Канин». И опять скупые «сведе ния о работе» Геннадия Те бенькова: «Переведен на тан кер «Канин» боцманом. При каз Кя 72, 25 мая 1960 го да». Это последняя запись на пожелтевшем от времени листке. Так же скуп на слова и Геннадий Тебеньков. Не любит он о себе рассказы вать. Его всегда волнует де ло. Нужно еще раз прове- За строкой трудовой механики изготовили при вод да еще покрепче преж него. Боцман работал вместе с механиками. А когда при вели в порядок ручное уп равление, стал за штурвал вместе с матросами — те едва справлялись с диким напором воли. За пять часов отремонти ровали ручное управление. Не по зубам Нептуну ока зался танкерок, управляе мый отчаянными людьми. 196 I год Геннадию Тебень- кову запомнился особо. Как-то завел с ним капитан Иван Семенович Шишлов разговор на житейские те мы и говорит: «Всем ты, Гена, парень хорош, только беспартийный». Итог разго вора — рекомендация. Дру гую рекомендацию дал сам секретарь партбюро флота морннспектор И. И. Коры- тов. А затем состоялся и дру гой разговор на судне Ре шили добиться звания эки пажа коммунистического тру да Геннадий к тому времени уже был ударником. Было присвоено э. звание еще нескольким членам экипа жа- Остальные за ними по тянулась, взяли на себя вы сокие обязательства. Геннадий Васильевич — боцман требовательный. Не только работу спрашивает, но м дисциплину требует. Огп-Ѵпно нынппок не любит. рнть аварийное имущество, опробовать шлюпочное и якорное устройства — пред стоит предъявление судна инспекции Регистра. Потом надо запастись необходимы ми предметами снабжения. А снабженцы вдруг еще вы черкнут в требовании поло вину выписанной краски и моечных материалов... ...Судно поступило потре панным. Не хвалили порто- флотовцы передающую команду. Тебеньков хватко взялся за дело.Расходнл шлюпбал ки, смазал шпили, привел в порядок спасательные средства. А начальство то ропило — рыбаки на про мысле ждали топливо В море не теряли време ни. Скребли ржавчину, дра или. мыли, рихтовали. По приходе сразу взялись за покраску. Перекрасили — не узнать корабля. Тогда же вместе с меха никами внедрил Геннадий свое первое рационализатор ское предложение. Устано вили прожекторы палуб ного освещения. Легче ста ло работать в полярную ночь, В один из рейсов стихия разыгралась не на шутку. Казалось, Нептун задался целью раздавить волнами танкерок. Оглушительно уда рил в корму многотонным вал. я... «Канин» лчшмлея 29 октября 1959 г. На гражден Почетной грамотой в честь 42-й годовщины В е ликой Октябрьской социалн сті іческо й революции. 2-4 сентября I960 г. Бла годарность по порту за ак тивное участие в обществен ном смотре по охране труда ;і техники безопасности. 22 декабря 1965 г. За лучшие результаты в обще ственном смотре по пожар ной ' безопасности — Почет ная грамота «Севрыбы». 13 апреля 1966 г. Премия за активное участие в смот- ре-конкурсе по рационали зации. 30 марта J 9 7 0 г. В оз наменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина награжден юбилейной ме далью. Более пятидесяти запи сей. За каждой из них — событие, за каждой — до стижение. Но одно из по следних событий в трудовой биографии Геннадия Ва сильевича Тебенькова наи более знаменательно. Стра на наградила его орденом Трудовой Славы третьей с гАіенн. Е. АВГУСТИНОВИЧ. Рис. автора. Экипаж на судне подоб рался дружный, трудолюби вый. И в 1965 году мостик «Канина» украсила надпись: «Экипаж коммунистического труда». Звание это канинцы прочно удерживают и по ныне, хотя команда значи тельно обновилась. А Геннадий Васильевич прикипел к своему судну, полюбил его. Знает весь его от киля до клотика. Особен но в ремонте Тебеньков не заменим И это знают ко мандиры. Перевели как-то Геннадия Васильевича на буксир -— заболел там боц ман, — так старпом с капи таном все пороги обили в от деле кадров — верните Те бенькова. Да и сам Тебень ков с рейса прямо в «кадры» — ' возвращайте на « родной пароход». дс Апрель 1917 года — ян варь 1919 года. Землекоп телеграфно-телефонного об щества, укладчик кирпично го завода. ІОМОТКАНАЯ рубаш ка п лапти, не слиш ком сытая жизнь, хозяй ский скот, который надо пасти ." Это — мое детство, протекавшее в беднейшей крестьянской семье латвий ского хутора Залткалн. Как сейчас, вижу себя 14-летним подростком с мешком за плечами. В нем' хлеб с тво рогом для пропитания да па ра сапог — все богатство. Шел в город Цеснс. Шел туда, чтобы пополнить ряды пролетариата, ' тяжким тру дом добывать себе гроши. Стал я рабочим п как-то быстро втянулся в подполь ную борьбу. В ту пору на путь меня наставлял дядя — Янис Балодыс, рабочий по найму, член РСДРП с 1905 года. Чту его память свято. Верный ленинец, он погиб в фашистских застенках в го ды Великой Отечественной войны. В январе 1919 года Вен- денский уком РКГІ(б) вручил мне членский билет партии большевиков, партии Ленина. Не такой уж я* политиче ски грамотный был тогда, но буржуазный строй ненавидел каждой жилкой своей. Его надо испытать на себе, что бы понять истоки моей не нависти. С партийным билетом шел О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ НЗ БИОГРАФИИ КОММУНИСТА КАРЛА АНДРЕЕВИЧА ДРАНКЕ я в новую жизнь, шел с на деждой на счастливую долю, воевал за нее. Май 1919 года — сентябрь 1922 года. Стрелок полна осо бого назначения 15-й армии, телефонист 5-го стрелкового полка латышской дивизии, связист части особого назна чения в Харьковской губернии. Д ОРОГИ, ДОРОГИ... Сколько их пройдено с боями. Полк особого назна чения — коммунистический Бросали туда, где жарче. Пятый стрелковый полк немало полегло за сласть Советов моих земляков под Орлом... А вот я на посту у Кремлевских ворот. Потом снова бои — под Каховкой. И довели ведь меня, латы ша, военные дороги до Пе рекопа. В Харьковской губернии часть особого назначения ве ла бои то с «серыми», то с «зелеными», то с «черными». Но в какой бы цвет пи кра сились враги молодой Совет ской власти, были они и мо ими кровными врагами. Бл а годарная память возвращает меня к недолгнм минутам общения на митингах и со браниях с легендарным ге роем гражданской войны Яном Фабрициусом, кавале ром четырех орденов Крас ного Знамени. И главное — в эти годы я много узнал о вожде миро вого пролетариата В. И. Ле нине, основателе партии, с которой я связал свою судь бу накрепко. Сентябрь 1922 года — март 1931 года. Жил и работал в Ленинграде. Д А, ЛЕНИНГРАД оста вил заметный след в моей жизни, полюбил я его. Работал. занимался само образованием.. И еще — с чувством не в осполиимой утраты стоял в почетном карауле у бюста Владимира Ильича Ленина в черные для страны дни. Вспоминается, как но ленинскому призыву ряды Коммунистической пар тии пополнили лучшие пред ставители рабочего класса. Март 1931 года — приехал в Мурманск. Ы Е РА З МЕНЯ посылала ■^партия на ответственные участки работы. Но эта парт- мобилизацпя, как говорилось в направлении, запомнилась особо. В Смольном Сергей Миронович Киров мне в чис ле пяти коммунистов давал напутствие — ехать в рыб, ный Мурман. помогать ук реплять рыбную промышлен ность. Вот с тех пор я северянин. Работал «при рыбе» в раз ных должностях. А с. января 1943 года п до пенсии моя судьба тесно связана с тра ловым флотом. Мурманская база военизи рованного тралового флота — так он назывался в годы войны. А это значит: гру зили промысловое вооруже ние, пушки и зенитные пуле меты одновременно. Это — траление и обработка улова в темноте. Постоянный риск нарваться на мину, подвод ную лодку. Каждыіі выход на промысел — боевой вы. ход. А я — помполит на тра улере «Абрек». Дважды наш экипаж заставлял фашист ских летчиков сбрасывать смертоносный груз в море. Выдержали абрековцы все испытания. Это они возроди ли в годы войны движение «тридцатитысячников», на чатое еще до войны. У Дома междурейсового отдыха на средства моряков воздвигнут обелиск в честь героев . тралфлотовцев, пав ших в годы Великой Отече ственной войны. В числе пенсионеров я выходил на субботники, когда его соору жали. Там частица моего сердца, хранящего священ ную память о товарищах. Долгое время я занимался подготовкой кадров для тра лового флота. В послевоен ные- годы это было непро сто Базы не было, учились в подвалах да на чердаках. Но ведь преодолели все! И флот стал орденоносным. Орден Октябрьской Револю ции — это очень высокая награда. Как летит время.. Вот уже траловому флоту 60 лет ис полняется. Сколько же заме чательных людей умножали трудовые подвиги коллекти ва, сколько больших дел сделали флотские коммуни сты. Как дорогую реликвию, храню мандат Л1? 56 делегата 1-й партийной конференции тралового флота. И сейчас с радостью чцтаю в газетах о трудовых успехах, с которы ми идут рыбаки к 110-летню со дня рождения В. И. Ле нина и юбилею флота. Итог: 61 год в ленинской Коммунистической партии, 32 года — в рыбной промышлен ности. Д А, ПРОШЛИ годы,. И я нашел свою -долю, свое счастье. Я горжусь тем, что мне выпала честь быть уча стником великих событий, быть современником В И. Ленина, идти но указанному им пути. ІІа склоне лет мне приятно сознавать, что не свернул я с этого пути, что ничем не запятнал достоин ство коммуниста. Рассказ ветерана партии записала Е. ЧУЛКОВА. • 6 стр. . --- ----------- «РЫБНЫЙ МУРМАН » 29 февраля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz