Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

К огда верстался жояхер к р а с н ы й с в е т н а „ з е л е н о й у л и ц е U Подходы БМРТ «Ново- куйбышевск» к транспортно­ му судну можно сравнить с затяжным штурмом трудно­ доступной вершины — сем­ надцать суток ушло на сда­ чу двух грузов, на отгрузке 595 тонн рыбопродукции по­ теряно 4 4 часа. Эти факты взяты из корреспонденции «Примите наш счет, смежни­ ки», опубликованной в но­ мере за 8 февраля 1980 го­ да еженедельника «Рыб­ ный Мурман». Время идет своим чере­ дом. Новой «горячей точкой» сегодня стал район лова мойвы в Баренцевом море. Как говорится, одна путина сменить другую спешит... Не спешат только работни­ ки управления «Севрыбхо- лодфлот». По-прежпему на промысле остро ощущается нехватка транспортов. Тра­ улеры бегают для разгрузки в порт по «зеленой улице» как по улице без светофо­ ров. Прибежал по «зеленой» «Новокуйбышевск» с тем, чтобы сдать около 6 0 0 тонн рыбопродукции... А смежни­ ки накрепко привязали тра­ улер к причалу. , Рассказывает помощник капитана по производству Н. П. Кушииренко: — Двое суток простояли иод разгрузкой. Причины все те и;е: нехватка вагонов, прием продукции произво­ дился на одну точку. За 8 часов отгрузили 7 0 тонн. Разве это темпы?. «Новокуйбышевек» — не единственное судно, на «зе­ леной улице» которого за­ жегся красный свет. В на­ пряженный период мойвен­ ной путины задерживается команда: «Вахтенной служ ­ бе ■занять места для швар­ товки!». Долго пришлось стоять перед красным све­ тофором и БМРТ «Вым­ пел »/ В результате 51 тонна мороженой рыбы, почти 45 тысяч Оаиок консервов оста лись на борту Список неудачливых бегу­ нов по «зеленой» можно, ко­ нечно. продолжить. Счет претензий рыбаков к смеж­ никам растет Чем расплачи­ ваться будете. товарищи смежники? В. ЧИСНИКОВ, ниже нер нормировщик объ­ единения «Мурманрыб- яром», В. БЕЛОГРИВ- ЦЕВ, первый помощник капитана БМРТ «Ново- куйбышехск» объедине­ ния «Мурманрыбпром». (По радио). С РЕДИ молодых литера, торов, посвятивших , свое творчество морю, заметен калининградский писатель Олег Глушкин. Ры­ бак по профессии, он пи­ шет о том. что ему хорошо известно, что составляет повседневный круг его забот и привязанностей. Горячая заинтересованность Глушки- на "в судьбах своих героев, многие из которых, совер. шенно очевидно, «списаны» нм с его друзей, знако­ мых, компетентность во всем, что касается реалий быта, жизни на море. не­ выдуманная, живая, сего­ дняшняя проблематика, ко­ торая столь характерна для « (Антей» уходит современных рыбопромыс­ ловых флотов, — все это от­ личает новую книгу Олега Глушкина «Антеіі» " уходит на рассвете», напечатан­ ную Калининградским книж­ ным издательством в 1979 году. Бесспорная удача автора — повесть, название которой вы ­ несено на обложку книги. Тридцативосьмилетний к а ­ питан рыболовного траулера «Антей» Антон Петрович Мос­ калев оказался отстран ен н ом от морской работы, от плава­ ний — 'словом, от всего, что составляло с юных лет смысл и существо его жизни. «Антей» побывал на мели, идет р азб и ­ рательство этого чрезвы чайн о­ го происшествия. Капитана сняли с должности, и он. пока выш естоящие инстанции вер­ шат расследование, покорно трудится в разли чны х берего­ вых канцеляриях. Но капитан верен себе, он рвется в море, хотя и жена, и новые н ачаль ­ ники, и многочисленные зн а­ комые п рельщ аю т его благами берегового устроенного быта, іѵіечта’ Москалева осуществля ется: на своем же «Антее» он, преодолевая сложны е п р е­ поны, уходит в море. Такова в нескольких сло­ вах фабула этой неболь­ шой повести. Р азумеется.' трудно вот так. походя, пе­ ресказать то. что умести­ лось на пятидесяти страни­ цах книги, по я сделал это умышленно. Даже чрезвы ­ чайно краткое изложение событий, описываемых в повести, дает понятие о том, каков угол зрения автора, каков его подход к избран­ ному предмету изображе­ ния. Глушкин внимательно исследует внутренний мир своего героя, его духовные потенции, он вскрывает мо­ рально ■ этическую основу его жизненного кредо. Под пером автора постепенно, как на проявляемом фото­ снимке, проступают очерта­ ния характера — цельного, сильного, властного, не уме­ ющего идти на компромисс. Почему Москалев полон ж е­ лания снова занять место на капитанском мостике, пре­ терпевать трудности мор­ ской походной жизни, б ез­ мерную ответственность и постоянную напряженность, которые возлагает на него должность капитана? Глуш­ кина ответ на этот вопрос занимает особенно, и мы убеждаемся в том, что Мо­ скалев уходит в море от­ нюдь не в поисках славы, крупного заработка, продви­ жения по службе. Этот че­ ловек нравственно чистый, и, честное слово, начи­ наешь понимать, почему именно ему доверено коман­ дование экипажем. право определять в -морс судьбы других людей. Любовь к мо­ рю — именно это чувство определяет характер Моска­ лева. Как мифологический Антей набирался сил. при­ касаясь к земле, так и ка­ питан «Антея», еще раз Новые книги S м о р е испытав себя {на этот раз в борьбе с «береговыми» трудностями), снова уходит в море. «Он привык к океанскому простору, где круг горизонта постоянно откры т твоему взгляду, где солнце всплывает прямо из воды, первозданным своим сиянием заполняя м ор­ скую равнину, а по ночам крупны е звезды ритмично вздрагиваю т и перемещаются, потому что палуба траулера не бывает неподвижной». — пишет Глушкин о капитане. Кстати, этот небольшой отр ы ­ вок дает представление о хо­ рошем, ясном языке, которым написана эта вещь. Интересно задумана ком­ позиция повеет и «Взаимо­ действие». Вот где показана научно-техническая револю­ ция на флоте во весь ее полный рост! Современные плавбазы, супертраулеры ве­ дут лов рыбы за тридевять земель от берегов Родины, у Африки. Заботы, чаяния, нужды экипажей судов — в центре повествования. А в­ тор стремится вывести на страницы повести значитель­ ное число персонажей, оха­ рактеризовать их полнее, ярче, показать, как в океа­ не люди, вооруженные слоа;- нейшей рыбопромысловой техникой. - осуществляют «взаимодействие» — не столько, разумеется, слу­ жебное. производственное (хотя и эта проблема зани­ мает автора), сколько мо­ рально - психологическое, общечеловеческое. В общем- то замысел удался, в пове­ сти хорошо переданы атмо­ сфера поиска рыбы армадой рыболовных судов, возбуж­ дение, экспрессия, которые характерны для состояния людей в это время, помощь, которую оказывают капита­ ны друг другу в океане. З а ­ поминаются сочно выписан­ ные образы начальника промрайона Вихарева, капи­ тан - директора плавбазы «Бородино» Токарева, ка­ питанов рыболовных сейне­ ров Симоненко, Ломакина, Занайиулина, Коняева. И все же чувство некото­ рой неудовлетворенности не покидает читателя. Дело в том, что повесть отличается каким-то вялым, я бы ска­ зал, заторможенным дви- | женисм сюжета, многие эпизоды и даже целые гла­ вы ее плохо «монтируются» в общую картину. Отсюда фрагментарность повести, отдельные ее куекп живут своей жизнью, «не работая» на общий замысел произведе ния. Со знанием жизни, на вы­ соком литературном уров­ не написан рассказ «Трюм­ ный». Матвей Тимчук, мо­ лодой любознательный ма­ трос,. впервые выходящий в морс на плавбазе, показан в тот период, когда проис­ ходит становление его как моряка и как человека. Хо­ рошо переданы психология р.осемнадцатплетиего юно ши, процесс взросления, му­ жания в море. переоценки прежних ценностей. Худо­ жественные завоевания а в ­ тора здесь следует отме­ тить еще и потому, что они достигнуты на небольшой ' площади рассказа. К сожа­ лению, в последнее время многие молодые маринисты уходят от этого жанра., предпочитая создавать про­ изведения более объемные — повести, а то и романы. А жаль, ведь рассказ — форма своеобразная, весьма пластичная, требующая ли­ тературного мастерства, опе­ ративности. Вместе с тем автору хо­ телось бы пожелать боль­ шей требовательности к се­ бе, к своей повседневной работе со словом. К сожа­ лению, он порой допускает длинноты, неточные. не­ удачные выражения, а ино­ гда и . прямо-таки провалы художественного вкуса: «Огромное тело якоря тя ­ нулось -'вверх и, казалось, невидимой цепью было под­ вешено к высокобортному небесному лайнеру» — вот образчик и. к сожалению, не единственный, дурного стиля. Остается лишь удив­ ляться. как автор, вырабо­ тавший уверенную. реали­ стически точную манеру письма, допускает в своп произведения вот такие «лайнеры». А в общем книга состо­ ялась. Мы благодарны Ка­ лининградскому книжному издательству за то, что оно дало возможность познако­ миться со способным лите­ ратором, который стремит­ ся выйти на новые глубины марнинетпкп. наметить но­ вые повороты в традицион­ но!]' теме. Откройте книгу Олега Глушкина — п ваша комна­ та наполнится дыханием океана, мерным грохотом океанских валов, тревожны­ ми гудками судов, пробира­ ющихся в тумане, голосами рыбаков — подлинных ры­ царей моря п своей нелег­ кой профессии. Я. ЧЕРКАССКИЙ, заместитель председателя областного литературного объединения. РАБОЧИЕ ялавмастер- * ской «Резец» собра­ лись после работы в крас­ ном уголке на вечер чество­ вания победителей социали­ стического соревнования 1979 года. Капитан - директор плав- мастерской С. Г. Васин рас­ сказал собравшимся об. ус­ пехах, достигнутых коллек­ тивом в прошлом году, по­ знакомил с социалистически­ ми обязательствами, приня­ тыми в честь I10-й годов­ щины со дня рождения В. II. Ленина. Лучшим рабочим «Резца» были вручены на­ грады. Почетных грамот объеди­ нения «Мурманрыбпром - удостоены ударники комму­ нистического труда газосвар­ щик Иван Григорьевич Пет­ ров и бригадир электромон­ тажников Федор Яковлевич Кошев. .Дипломами победите­ лей к конкурсе «За эфф ек ­ тивное использование рабо- Вечер у судоремонтников чего времени» награждены коллектив - деревообделочно­ го участка и бригада радио­ монтажников. Медалью «Ветеран труда» и Почетной, грамотой плав- мастерской награжден м ат­ рос П. В. Тарасеня. В гости к судоремонтни­ кам пришли участники ху­ дожественной самодеятель­ ности Мурманского педаго­ гического училища. Програм­ ма их концерта была подго­ товлена по заявкам рабочих пдавмастерской. Специаль­ но для этого вечера руко­ водитель самодеятельного коллектива училища В. А. Попов написал песню «Су­ доремонтники» и сам ее ис­ полнил. М. САВЧУК, методист культбазы плавсостава объединения «Мурман­ рыбпром». 1. Узел на конце троса. 2. Вертикальидё положение цепи при выборе якоря. 3, Судовой колокол. 4. Старинное н а зв а ­ ние якоря. 5. Уступ на днище глиссера или гидросамолета. 6. Уведомление о полной го­ товности судна к погрузке или вы грузке. Т. Известный русский полярный и сследова­ тель. 8. Надводный борт. Р. Линия, п роходящ ая через два навигационны х ориентира. 10. Способ зад елки концов расти ­ тельны х тросов от расп уска­ ния. 31. Коралловый остров. 12. Атомный ледокол. 13. Ре- ка, вп адающ ая в Балтийекос- море. 14 Операция по напол нению тан кера топливом. 15 Принадлежность для гребли 16. Построение военных ко раблей в определенном боевом порядке. 17. Часть паравана или трала. 18. Полуостров г. Баренцевом море. 19. Бурное продвиж ение волны на берег. 20. Грузовой отсек. 21. Быда іЛіцийся английский м о р еп л а­ ватель и полярный и сследова­ тель. Составил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 7 ОТ 15 ФЕВРАЛЯ По горизонтали: 1. Смуул. 3. «Враги». 5. Сонет. 7. Швейк. 8. Исаев. 12. «Оке­ ан». 13. «Арион». 14. Ажа- ев. 15. «Обрыв». 17. Говэн. 19. Сатин. 21. Стиль, 22. Емеля. 26. Набор, 27. Ни­ лин. 28, Алеко. 29. Франс. 3 1 .. Свифт. 33. Букин. 35. Жаров. 36. «Школа». 37. Тутти. 38. Офсет. 39. Вирта. По вертикали: 1. Собко. 2. Левин. 3. «Война». 4. Иб­ сен. 5. «Смена». 6. Титов 9. Мегрэ. 10. «Битва». 11. Варто. 15. Оргон. 16. «Ве­ тер». 17. Галан. 18. «Не­ ман». 19. «Судла». 20. «Нисео». 23. Абзац. 24. Ел ­ кин. 25. «Белка». 29. «Фа- ѵст». 30 Саади 31. Слово. 32. Текст. 33. Белов. 34 «Наѵка». 22 февраля 1980’ г ,52=5255 «РЫБНЫЙ МУРМАН» # II стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz