Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
К огда верстался жояхер к р а с н ы й с в е т н а „ з е л е н о й у л и ц е U Подходы БМРТ «Ново- куйбышевск» к транспортно му судну можно сравнить с затяжным штурмом трудно доступной вершины — сем надцать суток ушло на сда чу двух грузов, на отгрузке 595 тонн рыбопродукции по теряно 4 4 часа. Эти факты взяты из корреспонденции «Примите наш счет, смежни ки», опубликованной в но мере за 8 февраля 1980 го да еженедельника «Рыб ный Мурман». Время идет своим чере дом. Новой «горячей точкой» сегодня стал район лова мойвы в Баренцевом море. Как говорится, одна путина сменить другую спешит... Не спешат только работни ки управления «Севрыбхо- лодфлот». По-прежпему на промысле остро ощущается нехватка транспортов. Тра улеры бегают для разгрузки в порт по «зеленой улице» как по улице без светофо ров. Прибежал по «зеленой» «Новокуйбышевск» с тем, чтобы сдать около 6 0 0 тонн рыбопродукции... А смежни ки накрепко привязали тра улер к причалу. , Рассказывает помощник капитана по производству Н. П. Кушииренко: — Двое суток простояли иод разгрузкой. Причины все те и;е: нехватка вагонов, прием продукции произво дился на одну точку. За 8 часов отгрузили 7 0 тонн. Разве это темпы?. «Новокуйбышевек» — не единственное судно, на «зе леной улице» которого за жегся красный свет. В на пряженный период мойвен ной путины задерживается команда: «Вахтенной служ бе ■занять места для швар товки!». Долго пришлось стоять перед красным све тофором и БМРТ «Вым пел »/ В результате 51 тонна мороженой рыбы, почти 45 тысяч Оаиок консервов оста лись на борту Список неудачливых бегу нов по «зеленой» можно, ко нечно. продолжить. Счет претензий рыбаков к смеж никам растет Чем расплачи ваться будете. товарищи смежники? В. ЧИСНИКОВ, ниже нер нормировщик объ единения «Мурманрыб- яром», В. БЕЛОГРИВ- ЦЕВ, первый помощник капитана БМРТ «Ново- куйбышехск» объедине ния «Мурманрыбпром». (По радио). С РЕДИ молодых литера, торов, посвятивших , свое творчество морю, заметен калининградский писатель Олег Глушкин. Ры бак по профессии, он пи шет о том. что ему хорошо известно, что составляет повседневный круг его забот и привязанностей. Горячая заинтересованность Глушки- на "в судьбах своих героев, многие из которых, совер. шенно очевидно, «списаны» нм с его друзей, знако мых, компетентность во всем, что касается реалий быта, жизни на море. не выдуманная, живая, сего дняшняя проблематика, ко торая столь характерна для « (Антей» уходит современных рыбопромыс ловых флотов, — все это от личает новую книгу Олега Глушкина «Антеіі» " уходит на рассвете», напечатан ную Калининградским книж ным издательством в 1979 году. Бесспорная удача автора — повесть, название которой вы несено на обложку книги. Тридцативосьмилетний к а питан рыболовного траулера «Антей» Антон Петрович Мос калев оказался отстран ен н ом от морской работы, от плава ний — 'словом, от всего, что составляло с юных лет смысл и существо его жизни. «Антей» побывал на мели, идет р азб и рательство этого чрезвы чайн о го происшествия. Капитана сняли с должности, и он. пока выш естоящие инстанции вер шат расследование, покорно трудится в разли чны х берего вых канцеляриях. Но капитан верен себе, он рвется в море, хотя и жена, и новые н ачаль ники, и многочисленные зн а комые п рельщ аю т его благами берегового устроенного быта, іѵіечта’ Москалева осуществля ется: на своем же «Антее» он, преодолевая сложны е п р е поны, уходит в море. Такова в нескольких сло вах фабула этой неболь шой повести. Р азумеется.' трудно вот так. походя, пе ресказать то. что умести лось на пятидесяти страни цах книги, по я сделал это умышленно. Даже чрезвы чайно краткое изложение событий, описываемых в повести, дает понятие о том, каков угол зрения автора, каков его подход к избран ному предмету изображе ния. Глушкин внимательно исследует внутренний мир своего героя, его духовные потенции, он вскрывает мо рально ■ этическую основу его жизненного кредо. Под пером автора постепенно, как на проявляемом фото снимке, проступают очерта ния характера — цельного, сильного, властного, не уме ющего идти на компромисс. Почему Москалев полон ж е лания снова занять место на капитанском мостике, пре терпевать трудности мор ской походной жизни, б ез мерную ответственность и постоянную напряженность, которые возлагает на него должность капитана? Глуш кина ответ на этот вопрос занимает особенно, и мы убеждаемся в том, что Мо скалев уходит в море от нюдь не в поисках славы, крупного заработка, продви жения по службе. Этот че ловек нравственно чистый, и, честное слово, начи наешь понимать, почему именно ему доверено коман дование экипажем. право определять в -морс судьбы других людей. Любовь к мо рю — именно это чувство определяет характер Моска лева. Как мифологический Антей набирался сил. при касаясь к земле, так и ка питан «Антея», еще раз Новые книги S м о р е испытав себя {на этот раз в борьбе с «береговыми» трудностями), снова уходит в море. «Он привык к океанскому простору, где круг горизонта постоянно откры т твоему взгляду, где солнце всплывает прямо из воды, первозданным своим сиянием заполняя м ор скую равнину, а по ночам крупны е звезды ритмично вздрагиваю т и перемещаются, потому что палуба траулера не бывает неподвижной». — пишет Глушкин о капитане. Кстати, этот небольшой отр ы вок дает представление о хо рошем, ясном языке, которым написана эта вещь. Интересно задумана ком позиция повеет и «Взаимо действие». Вот где показана научно-техническая револю ция на флоте во весь ее полный рост! Современные плавбазы, супертраулеры ве дут лов рыбы за тридевять земель от берегов Родины, у Африки. Заботы, чаяния, нужды экипажей судов — в центре повествования. А в тор стремится вывести на страницы повести значитель ное число персонажей, оха рактеризовать их полнее, ярче, показать, как в океа не люди, вооруженные слоа;- нейшей рыбопромысловой техникой. - осуществляют «взаимодействие» — не столько, разумеется, слу жебное. производственное (хотя и эта проблема зани мает автора), сколько мо рально - психологическое, общечеловеческое. В общем- то замысел удался, в пове сти хорошо переданы атмо сфера поиска рыбы армадой рыболовных судов, возбуж дение, экспрессия, которые характерны для состояния людей в это время, помощь, которую оказывают капита ны друг другу в океане. З а поминаются сочно выписан ные образы начальника промрайона Вихарева, капи тан - директора плавбазы «Бородино» Токарева, ка питанов рыболовных сейне ров Симоненко, Ломакина, Занайиулина, Коняева. И все же чувство некото рой неудовлетворенности не покидает читателя. Дело в том, что повесть отличается каким-то вялым, я бы ска зал, заторможенным дви- | женисм сюжета, многие эпизоды и даже целые гла вы ее плохо «монтируются» в общую картину. Отсюда фрагментарность повести, отдельные ее куекп живут своей жизнью, «не работая» на общий замысел произведе ния. Со знанием жизни, на вы соком литературном уров не написан рассказ «Трюм ный». Матвей Тимчук, мо лодой любознательный ма трос,. впервые выходящий в морс на плавбазе, показан в тот период, когда проис ходит становление его как моряка и как человека. Хо рошо переданы психология р.осемнадцатплетиего юно ши, процесс взросления, му жания в море. переоценки прежних ценностей. Худо жественные завоевания а в тора здесь следует отме тить еще и потому, что они достигнуты на небольшой ' площади рассказа. К сожа лению, в последнее время многие молодые маринисты уходят от этого жанра., предпочитая создавать про изведения более объемные — повести, а то и романы. А жаль, ведь рассказ — форма своеобразная, весьма пластичная, требующая ли тературного мастерства, опе ративности. Вместе с тем автору хо телось бы пожелать боль шей требовательности к се бе, к своей повседневной работе со словом. К сожа лению, он порой допускает длинноты, неточные. не удачные выражения, а ино гда и . прямо-таки провалы художественного вкуса: «Огромное тело якоря тя нулось -'вверх и, казалось, невидимой цепью было под вешено к высокобортному небесному лайнеру» — вот образчик и. к сожалению, не единственный, дурного стиля. Остается лишь удив ляться. как автор, вырабо тавший уверенную. реали стически точную манеру письма, допускает в своп произведения вот такие «лайнеры». А в общем книга состо ялась. Мы благодарны Ка лининградскому книжному издательству за то, что оно дало возможность познако миться со способным лите ратором, который стремит ся выйти на новые глубины марнинетпкп. наметить но вые повороты в традицион но!]' теме. Откройте книгу Олега Глушкина — п ваша комна та наполнится дыханием океана, мерным грохотом океанских валов, тревожны ми гудками судов, пробира ющихся в тумане, голосами рыбаков — подлинных ры царей моря п своей нелег кой профессии. Я. ЧЕРКАССКИЙ, заместитель председателя областного литературного объединения. РАБОЧИЕ ялавмастер- * ской «Резец» собра лись после работы в крас ном уголке на вечер чество вания победителей социали стического соревнования 1979 года. Капитан - директор плав- мастерской С. Г. Васин рас сказал собравшимся об. ус пехах, достигнутых коллек тивом в прошлом году, по знакомил с социалистически ми обязательствами, приня тыми в честь I10-й годов щины со дня рождения В. II. Ленина. Лучшим рабочим «Резца» были вручены на грады. Почетных грамот объеди нения «Мурманрыбпром - удостоены ударники комму нистического труда газосвар щик Иван Григорьевич Пет ров и бригадир электромон тажников Федор Яковлевич Кошев. .Дипломами победите лей к конкурсе «За эфф ек тивное использование рабо- Вечер у судоремонтников чего времени» награждены коллектив - деревообделочно го участка и бригада радио монтажников. Медалью «Ветеран труда» и Почетной, грамотой плав- мастерской награжден м ат рос П. В. Тарасеня. В гости к судоремонтни кам пришли участники ху дожественной самодеятель ности Мурманского педаго гического училища. Програм ма их концерта была подго товлена по заявкам рабочих пдавмастерской. Специаль но для этого вечера руко водитель самодеятельного коллектива училища В. А. Попов написал песню «Су доремонтники» и сам ее ис полнил. М. САВЧУК, методист культбазы плавсостава объединения «Мурман рыбпром». 1. Узел на конце троса. 2. Вертикальидё положение цепи при выборе якоря. 3, Судовой колокол. 4. Старинное н а зв а ние якоря. 5. Уступ на днище глиссера или гидросамолета. 6. Уведомление о полной го товности судна к погрузке или вы грузке. Т. Известный русский полярный и сследова тель. 8. Надводный борт. Р. Линия, п роходящ ая через два навигационны х ориентира. 10. Способ зад елки концов расти тельны х тросов от расп уска ния. 31. Коралловый остров. 12. Атомный ледокол. 13. Ре- ка, вп адающ ая в Балтийекос- море. 14 Операция по напол нению тан кера топливом. 15 Принадлежность для гребли 16. Построение военных ко раблей в определенном боевом порядке. 17. Часть паравана или трала. 18. Полуостров г. Баренцевом море. 19. Бурное продвиж ение волны на берег. 20. Грузовой отсек. 21. Быда іЛіцийся английский м о р еп л а ватель и полярный и сследова тель. Составил А. ПАНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 7 ОТ 15 ФЕВРАЛЯ По горизонтали: 1. Смуул. 3. «Враги». 5. Сонет. 7. Швейк. 8. Исаев. 12. «Оке ан». 13. «Арион». 14. Ажа- ев. 15. «Обрыв». 17. Говэн. 19. Сатин. 21. Стиль, 22. Емеля. 26. Набор, 27. Ни лин. 28, Алеко. 29. Франс. 3 1 .. Свифт. 33. Букин. 35. Жаров. 36. «Школа». 37. Тутти. 38. Офсет. 39. Вирта. По вертикали: 1. Собко. 2. Левин. 3. «Война». 4. Иб сен. 5. «Смена». 6. Титов 9. Мегрэ. 10. «Битва». 11. Варто. 15. Оргон. 16. «Ве тер». 17. Галан. 18. «Не ман». 19. «Судла». 20. «Нисео». 23. Абзац. 24. Ел кин. 25. «Белка». 29. «Фа- ѵст». 30 Саади 31. Слово. 32. Текст. 33. Белов. 34 «Наѵка». 22 февраля 1980’ г ,52=5255 «РЫБНЫЙ МУРМАН» # II стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz