Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
ЗЛ ДОВОЕННЫЕ РЕКОРДЫ Дела экипажа траулера «Киров» занимают особую страницѵ в истории Мурман ского ордена Октябрьской Революции тралового флота. Слава кировцев была умно жена в послевоенное время, когда командовал судном К. Л. Бурков. Приведем обширную вы держку из книги «Стаханов ский траулер «-Киров», из данной в 1949 году. Она на писана. как говорится, по горячим следам И не требу ет комментариев. «...Во второй половине 15»4э года траулер «Киров» снова вернулся в родной траловый флот, снова принялся за мир ную трудовую деятельность. Это был чрезвычайно ответ ственный период для личного состава корабля. Ведь на про тяж ении многих довоенных лет траулер «Киров» был общ епри знанным лидером — кораблем, команда которого поставила мировой, никем не превзой денный рекорд вылова рыбы... За годы войны, за годы п ре бывания корабля в составе вспомогательных сил Военно- Морского Флота, прежний эки паж распался. Одни ушли на сухопутный фронт, другие по лучили новые назначения, тр е тьи погибли в боях за Родину. Из коллектива в сорок с лиш ним человек на корабле оста лось всего лишь пять м оря ков, прошедших с ним весь его суровый боевой путь в дни войны... Поздней осенью 1946 года, после переоборудования и не большого ремонта, траулер «Киров» поднял ф лаг рыболов ного ф лота и вышел в свой первый послевоенный промыс ловый рейс. Напутствуя м ор я ков, областная газета «Поляр н ая правда» обратилась к эки паж у корабля с письмом, н а печатанным на газетных стр а ницах, в котором писала: «Товарищи! Пять лет траулер «Киров» с честью выполнял п ри каз Р о* дины, защ ищ ая ее морские ру бежи, охр ан яя ее коммуника ции от ф аш и стски х агрессо ров. сопровождая караваны судов. За эти годы он про шел тысячи миль, выдержал многочисленные схватки, от бивая нападение враж еских самолетов и подводных лодок, неутомимо неся дозорную службу в Баренцевом и Белом морях, а водах Арктики, и с честью носил ф лаг Военно- Морского Флота нашей Роди ны... О траулере «Киров» и его замечательной работе не раз упоминалось с трибун Плену мов Центрального Комитета партии, съезда Советов. О нем часто говорил и незабвенный Сергей Миронович Киров, чье имя носит корабль. На «Ки ров», как на пример перво классной работы и организации промысла, всегда указы вал А И. Микоян. Р ассказав кировцам, на ка ком славном корабле им вы п а ла честь идти в море, на про мысел. как раньше работал «Киров» и его команда, каких показателей, каких результа тов она добивалась своей ста- (Окончание. Нач. в № 7). хановской работой,, газета н а поминала новому экипажу, что на их долю выпала почетней шая задача — «добиться того, чтобы ваш траул ер с первых ж е дней промышлял тан, как он работал до войны, чтобы ваш траулер снова стал во главе тралового флота Мурма- на и повел его к новым п ро изводственным победам...» В те дни ни один из трау леров, возвращавшихся с промысла в порт, не выпол нял своего рейсового зада ния. Доставляли обычно все го по 1 1 0— 160 тони рыб ной продукции, ссылаясь на недостаточность сырьевой базы, на неустойчивость ко сяков трески и пикши у К а нина и Колгуева, на плохое качество тралов, на тяжелые, каменистые грунты. Морякам траулера «Ки ров» не потребовалось ника ких оправданий. никаких ссылок на «■объективные» причины. Следуя славным Довоенным традициям, он;: успешно завершили свой пер вый ' послевоенный рейс, до. ставив в порт 219,5 тонны рыбы вместо 215 по плану. ...Прошел год. один только полный год работы, и трау лер «Киров» блестяще фини шировал. Моряки корабля снова выловили шестьдесят тысяч центнеров рыбы! До военный мировой рекорд был достигнут снова... О работе траулера «Ки ров» в 1948 году капитан К. Л. Бурков рассказывает так: - Экипаж нашего трау лера в прошлом году зани мался рыбным промыслом В тех же условиях, что и дру гие. Мы так же, как и ос тальные моряки, испытывали трудности, штормы, вьюги, обледенение и другие небла гоприятные условия. Но все эти трудности были нами преодолены. Не менее известны успехи экипажа траулера «Семга», который принял Константин Лаврентьевич после «Киро ва». Мне довелось несколько лет ходить штурманом на «Семге», потом, будучи ж у р налистом, я следил за дел а ми моряков этого судна. Д е ла были хорошие. Как эста фету, передавала одна смена другой то доброе, что роди лось в пору становления пер вого экипажа. Шестьдесят тысяч центне ров рыбы добыли в 1950 го- это стахановский рекорд ки ровцев. «Воля к победе» — так названа корреспонденция в «Полярной правде» о том пе риоде в истории коллектива траулера. «...Не все сначала гладно шло на корабле. Были и неудачи. В начале второго квартала так же, как и в марте, е море бу шевали продолжительные ш тор мы... Бывали дни, когда ш тор мовала «Семга». Однако ее эки паж. приняв ответственное обязательство, не хотел терять времени. Так же, как в свое время моряки трау л ер а «Ки ров» (а на «Семге» плавает н е мало членов эки п аж а этого славного корабля), промысло вики «Семги» решили п ротиво поставить свою волю, знания и энергию ветрам и штормам!..» Этот год отмечен в жизни Константина Лаврентьевича еще одним большим событи ем — прославленный капи тан рыбного Мурмана- был награжден высшей наградой Родниы — орденом Ленина. ДЕПУТАТ РЫБАКОВ Надо сказать и о той боль шой общественной работе, которую вел К. Л. Бурков. Член Центрального Комитета профсоюза рабочих пищевой промышленности, член Мур манского городского комите та партии, депутат городско го Совета трех созывов. ...Моряцкая ніизнь особен ная. Она определена ее спе цификой. Главное в ней — море, забота об уловах.(а ры бу К. Л. Бурков умел ло вить). в порту — снова за. боты о будущем плавании. Но как депутат Константин Лаврентьевич должен был выполнить обязанности, воз ложенные на него товарища ми но труду. Он признавался: «Нет ни чего более ценного в жизни, чем доверие народа. Я при ложу все силы к тому, что бы полностью оправдать ва ше доверие». К одну из стоянок состоя лась встреча рыбацкого де путата с избирателями. Он говорил о том. что сделано по их наказам. «...На прос пекте Сталина заложены два стоквартирных дома объеди нения «Мурмаирыба». стро ительство одного из них бли зится к концу... Закончено строительство, прерванное войной, кинотеатра «Роди на». Восстановлены первая очередь Дома культуры име ни С. М. Кирова и здания универмага, а в этом году закончится их полное вос становление. В ближайшее время в го роде приступят к строитель ству нового железнодорож ного вокзала. В целях улучшения ме дицинского обслуживания планируется на ближайшие годы сфошельствс' ряда здании медицинских учреж дений, в том числе больни цы, родильного дома, детской инфекционной больницы, станции скорой помощи г другие....» Константин Лаврен іъевич еще раз благодарил рыба ков от всего сердца за дове рие: «Я буду верным вашим слугой». ПУТЬ к ПРИЧАЛУ В числе многих прочих .ма. терпалов. с которыми я по знакомился, была санитар ная книжка К. Л. Буркова. Для моряка санитарная книжка — документ боль шой важности, как паспорт, как судоводительский дип лом. без которых портовые власти не выпустят в плава ние. Читаю: «Выход в море разрешен на один рейс». Сле дующая запись: «...на один рейс». II еще, и еще. Одна особая: «Может работать ка- пптаном-наставипком, как старослужащий». Старослужащий — пра вильно! Более сорока лет от дал морю Константин Л а в рентьевич после своего п ер вого морского крещения. Капитан-наставник — то же правильно! Но это была уже уступка врачей. Капи тан-наставник... Он может какое-то время пробыть и на берегу, под надзором меди ков. И в любую минуту те наложат «вето». А надзор за здоровьем Константина Лаврентьевича осуществлял ся строгий. — Ведь он какой был. — рассказы вал а Мария Владими ровна, — о своем тяжелом р а нении, когда ему определили инвалидность, никому не гово рил. А ведь Константин Лав рентьевич левую руну выше плеча не мог поднять. Мария Владимировна вспо минала, как приходилось му жу преодолевать боль, как она помогала ему в этом. И не только в этом. Ш е с терых детей вырастила. Можно понять все труднос ти, связанные с воспитанием трех сыновей и трех дочек, когда отец все в морях и мо рях. Но нет, он в меру воз можностей помогал жене. «Дома все хорошо, письма получила, деньги тоже. Ог ромное спасибо тебе за всег дашнюю твою заботу о нас...» Радиограмму эту от жены Константин Лаврентье вич хранил до конца своих дней. Умер капитан флота рыб ной промышленности I ран га К. Л. Бурков 3 декаб ря 1964 года; не дойдя не сколько метров по причалу до сѵдна. В. ХРЯШКОВ , • К 60 -летию тралового флота . ... .... . ..^1'1"... . Лицом к морю ....... 1' ■ .... . ■ ■ ■■■-............. = = Документальный очерк В боевом походе. Слева на капитанском мостике Н. Л. Бурков. (Фото военных лет). ду промысловики «Семги » — Сторожевик таранит подлодку В НАЧАЛЕ Великой Отечественной вой ны дозорную службу- па морском театре боевых действий Северного флота несли, как правило, сторо жевые корабли п тральщи ки, многие из которых в мирное время были обык новенными рыболовными траулерами. Среди них — сторожевой корабль «Бриз», в прошлом РТ-64 «Север ный полюс». Водил его в мирные дни за рыбой и р боевые походы Всеволод Алексеевич Киреев. «Много жестоких схваток с вражескими подводными лодками было у дозорных кораблей. В боях с вр аж е скими субмаринами в 1941 году погибли сторожевые корабли «Жемчуг» и СКР- 70, а также тральщик ТЩ- 898... Об этом написано в книге «Северный флот в Великой Отечественной вой не». Были и другие встречи сторожевых кораблей и тральщиков с врагом, окан чивавшиеся победой, хотя и были они мало приспособ ленными для борьбы с под лодками. Так, например, сто рожевой корабль «Бриз» р одной нз схваток с немецкой подлодкой одержал над ней победу. ...Это произошло утром 27 ноября 1941 года. «Бриз» находился в дозоре на линии Святой Нос — Ка* нин Нос. Темень полярной ночи, отсутствие радиолока ционной станции затрудняли наблюдение. И все-таки на СКР своевременно обнару жили вражескую субмарину. Она шла в надводном поло жении. Краснофлотцы не медленно открыли огонь, ко мандир сторожевика лей тенант В. А. Киреев распо рядился дать полный ход и, удачно сманеврировав. на правил корабль на подлодку. Таким образом удалось бы стро достичь цели. «Бриз» таранил лодку, ко торая не успела погрузить ся, Для уверенности еще раз прошли над местом ее гиоели, соросилп несколько глубинных бомб. Так- смело была одержана . победа. На рисунке Е. АВГУСТИ НОВИЧА: «Бриз» таранит вражескѵю подводнѵю лод ку. Страницы славы боевой • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 февраля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz