Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

ЗЛ ДОВОЕННЫЕ РЕКОРДЫ Дела экипажа траулера «Киров» занимают особую страницѵ в истории Мурман­ ского ордена Октябрьской Революции тралового флота. Слава кировцев была умно­ жена в послевоенное время, когда командовал судном К. Л. Бурков. Приведем обширную вы­ держку из книги «Стаханов­ ский траулер «-Киров», из­ данной в 1949 году. Она на­ писана. как говорится, по горячим следам И не требу­ ет комментариев. «...Во второй половине 15»4э года траулер «Киров» снова вернулся в родной траловый флот, снова принялся за мир ную трудовую деятельность. Это был чрезвычайно ответ­ ственный период для личного состава корабля. Ведь на про­ тяж ении многих довоенных лет траулер «Киров» был общ епри­ знанным лидером — кораблем, команда которого поставила мировой, никем не превзой­ денный рекорд вылова рыбы... За годы войны, за годы п ре­ бывания корабля в составе вспомогательных сил Военно- Морского Флота, прежний эки ­ паж распался. Одни ушли на сухопутный фронт, другие по­ лучили новые назначения, тр е­ тьи погибли в боях за Родину. Из коллектива в сорок с лиш ним человек на корабле оста­ лось всего лишь пять м оря­ ков, прошедших с ним весь его суровый боевой путь в дни войны... Поздней осенью 1946 года, после переоборудования и не­ большого ремонта, траулер «Киров» поднял ф лаг рыболов­ ного ф лота и вышел в свой первый послевоенный промыс­ ловый рейс. Напутствуя м ор я­ ков, областная газета «Поляр­ н ая правда» обратилась к эки ­ паж у корабля с письмом, н а ­ печатанным на газетных стр а­ ницах, в котором писала: «Товарищи! Пять лет траулер «Киров» с честью выполнял п ри каз Р о* дины, защ ищ ая ее морские ру­ бежи, охр ан яя ее коммуника­ ции от ф аш и стски х агрессо­ ров. сопровождая караваны судов. За эти годы он про­ шел тысячи миль, выдержал многочисленные схватки, от­ бивая нападение враж еских самолетов и подводных лодок, неутомимо неся дозорную службу в Баренцевом и Белом морях, а водах Арктики, и с честью носил ф лаг Военно- Морского Флота нашей Роди­ ны... О траулере «Киров» и его замечательной работе не раз упоминалось с трибун Плену­ мов Центрального Комитета партии, съезда Советов. О нем часто говорил и незабвенный Сергей Миронович Киров, чье имя носит корабль. На «Ки­ ров», как на пример перво классной работы и организации промысла, всегда указы вал А И. Микоян. Р ассказав кировцам, на ка ком славном корабле им вы п а­ ла честь идти в море, на про мысел. как раньше работал «Киров» и его команда, каких показателей, каких результа тов она добивалась своей ста- (Окончание. Нач. в № 7). хановской работой,, газета н а ­ поминала новому экипажу, что на их долю выпала почетней­ шая задача — «добиться того, чтобы ваш траул ер с первых ж е дней промышлял тан, как он работал до войны, чтобы ваш траулер снова стал во главе тралового флота Мурма- на и повел его к новым п ро­ изводственным победам...» В те дни ни один из трау­ леров, возвращавшихся с промысла в порт, не выпол­ нял своего рейсового зада­ ния. Доставляли обычно все­ го по 1 1 0— 160 тони рыб­ ной продукции, ссылаясь на недостаточность сырьевой базы, на неустойчивость ко­ сяков трески и пикши у К а­ нина и Колгуева, на плохое качество тралов, на тяжелые, каменистые грунты. Морякам траулера «Ки­ ров» не потребовалось ника­ ких оправданий. никаких ссылок на «■объективные» причины. Следуя славным Довоенным традициям, он;: успешно завершили свой пер­ вый ' послевоенный рейс, до. ставив в порт 219,5 тонны рыбы вместо 215 по плану. ...Прошел год. один только полный год работы, и трау­ лер «Киров» блестяще фини­ шировал. Моряки корабля снова выловили шестьдесят тысяч центнеров рыбы! До­ военный мировой рекорд был достигнут снова... О работе траулера «Ки­ ров» в 1948 году капитан К. Л. Бурков рассказывает так: - Экипаж нашего трау­ лера в прошлом году зани­ мался рыбным промыслом В тех же условиях, что и дру­ гие. Мы так же, как и ос­ тальные моряки, испытывали трудности, штормы, вьюги, обледенение и другие небла­ гоприятные условия. Но все эти трудности были нами преодолены. Не менее известны успехи экипажа траулера «Семга», который принял Константин Лаврентьевич после «Киро­ ва». Мне довелось несколько лет ходить штурманом на «Семге», потом, будучи ж у р ­ налистом, я следил за дел а­ ми моряков этого судна. Д е ­ ла были хорошие. Как эста­ фету, передавала одна смена другой то доброе, что роди­ лось в пору становления пер­ вого экипажа. Шестьдесят тысяч центне­ ров рыбы добыли в 1950 го- это стахановский рекорд ки­ ровцев. «Воля к победе» — так названа корреспонденция в «Полярной правде» о том пе­ риоде в истории коллектива траулера. «...Не все сначала гладно шло на корабле. Были и неудачи. В начале второго квартала так же, как и в марте, е море бу­ шевали продолжительные ш тор­ мы... Бывали дни, когда ш тор­ мовала «Семга». Однако ее эки­ паж. приняв ответственное обязательство, не хотел терять времени. Так же, как в свое время моряки трау л ер а «Ки­ ров» (а на «Семге» плавает н е ­ мало членов эки п аж а этого славного корабля), промысло­ вики «Семги» решили п ротиво­ поставить свою волю, знания и энергию ветрам и штормам!..» Этот год отмечен в жизни Константина Лаврентьевича еще одним большим событи­ ем — прославленный капи­ тан рыбного Мурмана- был награжден высшей наградой Родниы — орденом Ленина. ДЕПУТАТ РЫБАКОВ Надо сказать и о той боль­ шой общественной работе, которую вел К. Л. Бурков. Член Центрального Комитета профсоюза рабочих пищевой промышленности, член Мур­ манского городского комите­ та партии, депутат городско­ го Совета трех созывов. ...Моряцкая ніизнь особен­ ная. Она определена ее спе­ цификой. Главное в ней — море, забота об уловах.(а ры­ бу К. Л. Бурков умел ло­ вить). в порту — снова за. боты о будущем плавании. Но как депутат Константин Лаврентьевич должен был выполнить обязанности, воз­ ложенные на него товарища­ ми но труду. Он признавался: «Нет ни­ чего более ценного в жизни, чем доверие народа. Я при­ ложу все силы к тому, что ­ бы полностью оправдать ва­ ше доверие». К одну из стоянок состоя­ лась встреча рыбацкого де­ путата с избирателями. Он говорил о том. что сделано по их наказам. «...На прос­ пекте Сталина заложены два стоквартирных дома объеди­ нения «Мурмаирыба». стро­ ительство одного из них бли­ зится к концу... Закончено строительство, прерванное войной, кинотеатра «Роди­ на». Восстановлены первая очередь Дома культуры име­ ни С. М. Кирова и здания универмага, а в этом году закончится их полное вос­ становление. В ближайшее время в го­ роде приступят к строитель­ ству нового железнодорож­ ного вокзала. В целях улучшения ме­ дицинского обслуживания планируется на ближайшие годы сфошельствс' ряда здании медицинских учреж ­ дений, в том числе больни­ цы, родильного дома, детской инфекционной больницы, станции скорой помощи г другие....» Константин Лаврен іъевич еще раз благодарил рыба­ ков от всего сердца за дове­ рие: «Я буду верным вашим слугой». ПУТЬ к ПРИЧАЛУ В числе многих прочих .ма. терпалов. с которыми я по­ знакомился, была санитар­ ная книжка К. Л. Буркова. Для моряка санитарная книжка — документ боль­ шой важности, как паспорт, как судоводительский дип­ лом. без которых портовые власти не выпустят в плава­ ние. Читаю: «Выход в море разрешен на один рейс». Сле­ дующая запись: «...на один рейс». II еще, и еще. Одна особая: «Может работать ка- пптаном-наставипком, как старослужащий». Старослужащий — пра­ вильно! Более сорока лет от­ дал морю Константин Л а в ­ рентьевич после своего п ер ­ вого морского крещения. Капитан-наставник — то­ же правильно! Но это была уже уступка врачей. Капи­ тан-наставник... Он может какое-то время пробыть и на берегу, под надзором меди­ ков. И в любую минуту те наложат «вето». А надзор за здоровьем Константина Лаврентьевича осуществлял­ ся строгий. — Ведь он какой был. — рассказы вал а Мария Владими­ ровна, — о своем тяжелом р а ­ нении, когда ему определили инвалидность, никому не гово рил. А ведь Константин Лав­ рентьевич левую руну выше плеча не мог поднять. Мария Владимировна вспо­ минала, как приходилось му­ жу преодолевать боль, как она помогала ему в этом. И не только в этом. Ш е с ­ терых детей вырастила. Можно понять все труднос­ ти, связанные с воспитанием трех сыновей и трех дочек, когда отец все в морях и мо­ рях. Но нет, он в меру воз­ можностей помогал жене. «Дома все хорошо, письма получила, деньги тоже. Ог­ ромное спасибо тебе за всег­ дашнюю твою заботу о нас...» Радиограмму эту от жены Константин Лаврентье­ вич хранил до конца своих дней. Умер капитан флота рыб­ ной промышленности I ран­ га К. Л. Бурков 3 декаб­ ря 1964 года; не дойдя не­ сколько метров по причалу до сѵдна. В. ХРЯШКОВ , • К 60 -летию тралового флота . ... .... . ..^1'1"... . Лицом к морю ....... 1' ■ .... . ■ ■ ■■■-............. = = Документальный очерк В боевом походе. Слева на капитанском мостике Н. Л. Бурков. (Фото военных лет). ду промысловики «Семги » — Сторожевик таранит подлодку В НАЧАЛЕ Великой Отечественной вой­ ны дозорную службу- па морском театре боевых действий Северного флота несли, как правило, сторо­ жевые корабли п тральщи­ ки, многие из которых в мирное время были обык­ новенными рыболовными траулерами. Среди них — сторожевой корабль «Бриз», в прошлом РТ-64 «Север­ ный полюс». Водил его в мирные дни за рыбой и р боевые походы Всеволод Алексеевич Киреев. «Много жестоких схваток с вражескими подводными лодками было у дозорных кораблей. В боях с вр аж е­ скими субмаринами в 1941 году погибли сторожевые корабли «Жемчуг» и СКР- 70, а также тральщик ТЩ- 898... Об этом написано в книге «Северный флот в Великой Отечественной вой­ не». Были и другие встречи сторожевых кораблей и тральщиков с врагом, окан­ чивавшиеся победой, хотя и были они мало приспособ­ ленными для борьбы с под­ лодками. Так, например, сто­ рожевой корабль «Бриз» р одной нз схваток с немецкой подлодкой одержал над ней победу. ...Это произошло утром 27 ноября 1941 года. «Бриз» находился в дозоре на линии Святой Нос — Ка* нин Нос. Темень полярной ночи, отсутствие радиолока­ ционной станции затрудняли наблюдение. И все-таки на СКР своевременно обнару­ жили вражескую субмарину. Она шла в надводном поло­ жении. Краснофлотцы не­ медленно открыли огонь, ко­ мандир сторожевика лей­ тенант В. А. Киреев распо­ рядился дать полный ход и, удачно сманеврировав. на­ правил корабль на подлодку. Таким образом удалось бы­ стро достичь цели. «Бриз» таранил лодку, ко­ торая не успела погрузить­ ся, Для уверенности еще раз прошли над местом ее гиоели, соросилп несколько глубинных бомб. Так- смело была одержана . победа. На рисунке Е. АВГУСТИ­ НОВИЧА: «Бриз» таранит вражескѵю подводнѵю лод­ ку. Страницы славы боевой • 8 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 22 февраля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz