Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
ЛВЛРНЯМ- НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН! ба» состоялось С овещ ание, посвященное безопасности море- Заметки о совещания по безопасности мореплавания плавания. С докладом о состоянии аварийности на Северном бассейне и мерах ее предупреждения выступил начальник Отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Сеарыба» В Д. Демяненко. У СПЕШНО завершили четвертый год пяти летки рыбаки Север ного бассейна. План реали зации товарной продукции выполнен на 107 процентов. Объем производства по сравнению с 1978 годом увеличен- на 6 процентов, производительность труда возросла на 5 процентов. Однако наши успехи мог ли быть значительнее, если бы не потери эксплуатаци онного времени и матери альных средств, связанные с аварийностью на судах. Основными видами ав а рийности. связанной с рабо той судоводителей, как и в предыдущие годы, были на мотки на гребные устройст ва, навалы, посадки на мель и касания грунта, столкно вения. образования водо- течностн корпусов... Число намоток на греб ные устройства составляет 23,6 процента от общего чи сла авариіі. Они вызывают большие потери промысло вого времени, значительные материальные затраты на буксировку и производство водолазных работ, Кроме того , и это самое главное, суда лишаются хода и уп равляемости — основных мореходных качеств, под вергаются серьезной опас ности в случае ухудшения гидрометеорологической об- становкп.для обеспечения их безопасности приходится от влекать от основной работы ■другие суда. Ошибки судоводителей вы зы ваю тся слабым знани ем маневренных элементов системы, неправильной оцен кой окружающей ОбСТаНОВ- КН. Капитаны не разбирают со штурманами каждый сл у чай намотки, не делают со ответствующих выводов, не проводят по этим вопросам занятия. Именно эти причины приве ли судоводителей СРТ-3169 Беломорской базы гослова к двум случаям намоток на винт в течение одного месяцл. На этом судно произошло под резание стяжного троса на ва лу лебедки, главный двигатель был остановлен. Капитан тов. Сверчков не сумел грамотно оценить обстановку, не учел дрейф а судна. В результате вытравленная часть невода оказалась под кормой и попа ла под винт. Но практических выводов из этого капитан не сделал, и через десять дней во ерэмя • кольцевания невода снова косынка невода попала Н -1 винт. 17.1 процента от общего числи аварий составляют навалы. Наибольшее число их допущено в портовом флоте, тралфлоте и «Мур- манрыбпроме». Вызывает беспокойство, что количест во случаев этого вида ава рий не снижается. Основными причинами на валов являются ошибки в управлении судном, слабые знания его маневренных элементов, нарушения пра вил техники безопасности и наставления по швартовым и грузовым операциям. Только из-за этого прои зошел навал плавбазы «По лярная звезда» (капитан-ди- , ректор А. П. Солнарев) на ' GTP-0210 «Славяногорск». Очень слаба практическая подготовка судоводителей портофлота к самостоятель ному управлению судном, недостаточно используется опыт специалистов-ветеранов в обучении молодых судо водителей. Такое же число, как и на валов, допущено посадок на мель и касаний грунта. Нет необходимости доказывать. какую опасность для судна и экипажа представляет по садка на мель в условиях открытого моря... Только безответственность штурма на привела к посадке на мель СРТ-р-705 объедине ния «Мурманрыбпром». В результате расследования этого случая было установ лено, что предварительная прокладка курса не была сделана, определения места, счисления судна, наблюде ния за окружающей обста новкой не велись. При за ступлении на вахту второй штурман тов. Курбанов м е ста судна в море не уточ нил, радиолокационного н а блюдения не вел, характе ристики береговых огней не проверил, положившись во всем на свой опыт. В 6 0 ты сяч рублей и 65 судо-суток простоя обошлась государст ву безответственность судо водителей СРТ-р-705. Наибольшее число стол кновений судов произошло в районах интенсивного про мысла и судоходства, в том числе и в Кольском заливе. Уже этот факт говорит о том, что не все судоводите ли подготовлены к работе в стесненных условиях, неко торые пренебрегают требова ниями МППСС-72 (только по этой причине произошло 56 столкновений), не организу ют должного наблюдения іа окружающей обстановкой. Характерный пример — столкновение СРТ-р-2038 Мур манского ры бакколхозсою за Ь СРТ-р-9106 Латвийского ры бак колхозсоюза. Все началось с того, что при заступлении н£ вахту старший помощник к а питана СРТ-р-2038 Бурманов не ознакомился с окруж ающ ей обстановкой и лиш ь спустя 4 минуты после н ачала вахты обнаружил в двух с половиной Кабельтовых с правого борта £удно, как ему казалось, иду щ ее параллельным курсом. В наруш ение элем ентарны х т р е бований МППСС-72 и морской практики он не установил н а блюдения за судном, не при нял никаких мер к предотвра щению столкновения. Р ЕЗКО увеличилось чи сло случаев водотеч- ностп корпусов и по тери якорей. Больше всего их зарегистрировано на су дах объединения «Мурман рыбпром*, Беломорской б а зы гослова и Архангель ского рыбакколхозсоюза. Причина этого — не только износ металла, но и ослаб ление со стороны соответ ствующих служб предприя тий контроля за состоянием корпусов, якорных уст ройств судов, нарушение ка питанами правил техниче ской эксплуатации флота. Анализ всех видов аварий ности, связанных с деятель ностью судоводителей, пока зывает, что главными ее причинами являются нару шение требований норма тивных документов по бе зопасности мореплавания, организации судовой службы и технической эксплуата ции флота. Из-за этого про изошло 57 процентов всех аварийных происшествий. В своей практической дея тельности судоводители руко водствуются многими норма тивными документами, ос новными из которых я вл я ются Устав службы на судах флота рыбной промышлен- технической эксплуатации судов, правила противопо жарной безопасности, пра вила техники безопасности, МППСС-72. Требования этих документов должен хорошо знать каждый командир про изводства. Но. -как подтвер ждают факты, многие безот ветственно относятся к их выполнению. Капитаны су дов. морские инспекторы не проявляют должноіі требова тельности, не устанавливают строгого контроля за рабо той своих помощников. Очень серьезной причиной аварийности являются ошибки в управлении судном. На их долю . падает 24 процента а в а рий. Эти ошибки сводятся в основном к слабым знаниям судоводителями маневренных элементов судна, неумению правильно оценить положение й действие судна в совокуп ности с элементами окруж аю щей обстановки. Более половины всех ава рийных случаев по этой при чине произошли по вине су доводителей, стаж работы которых по занимаемой дол жности не превышает четы ре'; лет. В основе всех причин ава рий — все еще низкая дис циплина на флоте, безответ ственное отношение некото рых работников береговых служб н в первую очередь служб мореплавания к ис полнению своих служебных обязанностей, слабая теоре тическая н практическая под готовка многих судоводите лей по специальности. Низкая трудовая дисцип лина среди командного сос тава судов проявляется в случаях пьянства, невыпол нения приказов. Вот недавний пример. В пе риод стоянки в порту РТ-СГ264 «Геническ» старший помощник капитана попал в медицинский вытрезвитель. В день отходй второй и третий штурманы пьянствовали, а капитан тов. Гречка проявил полную беспринципность и безот ветственность в назедении порядка на судне, не про работал с новым судоводитель ским составом предварительной прокладки, не организовал должным^ образом несение вахтенной службы на ходовоМ мостике в условиях ограничен ной видимости. В итоге через 20 минут после отхода от при чала «Геничесн» столкнулся й другим судном и получил по вреждения. Много судов было задер жано портнадзором из-за неподготовленности экипажа к рейсу, вызванной нетрез вым состоянием моряков, в том числе н командиров про изводства. Наибольшее чис ло задержаний по этой при чине в объединении «Мур манрыбпром» и в Мурман ском траловом флоте. ' 17 судоводителей были лишены дипломов на мор ские звания за нахождение на вахте в нетрезвом состоя нии. В результате проверок вахтенной службы на судах, стоящих в порту, на многих были обнаружены серьезные недостатки в санитарном состоянии, отсутствие На месте вахтенных. Другими недостатками g организации вахтенной и об щесудовой службы, обнару* жеинымн при проверках в море, являются слабая под готовка экипажей, команди ров аварийных партий к борьбе за живучесть, недо работки в организации и проведении учебных тревог, технической учебе, неточная корректура навигационных карт, пособий, отклонения в ведении судовой документа ции и т. д. Многое здесь зависит от ответственности морских инспекторов за исполнение своих служебных обязанно стей. Их прямая обязан ность - - строго контролиро вать подготовку судов к пла ванию. И только беспринцип ностью отдельных инспекто ров можно объяснить тот факт, что порой перед рей сом суда не подготовлены к борьбе за живучесть, на них не откорректированы карты и пособия, допускаются Не исправности спасательных средств. Вызывает серьезное беспо койство слабая работа мор ской инспекции управления Архангельского тралового флота объединения «Мур манрыбпром?-, Беломорской базы гослова. Не s полную силу е^це рабо тает институт флагманских специалистов. В настоящее вре мя 20 из них. находясь в море, не имеют конкретных зад а ний, их работа никем не контролируется. 8 службах мо реплавания флотоз есть такие инспекторы, которые по 10 — 15 лет не выходили в море, оторвались от действительно сти. С таким положением ми риться нельзя. Мы уже осу ществляем и будем осущ еств лять направление в рейсы морских инспекторов с п р а вом проверки работы всех су дов объединения. Польза от этого и флоту и инспектору будет явная. На расширенном совеща нии представителей команд ного состава судов, специа листов. работников ВРПО «Севрыба» принято обраще ние ко всем экипажам судов ( 'еверпого рыбопромышлен ного бассейна с призывом сделать 1980 год годом безаварийной работы. Наша задача — поставить надежный заслон всем а в а риям. работать грамотно, четко. поддерживать вы со к ую дисциплину на судах. В. ДЕМЯНЕНКО. на чальник отдела морепла вания. связи и электро- радионавигации ВРПО «Севрыба». пости, наставление по борь бе за плавучесть, правила О Б Р А Щ Е Н И Е к экипажам судов и специалистам флотских служб рыбной промышленности Северного бассейна Труженики рыбной промышленности Северного бассейна успешно выполнили план четвертого года десятой пятилетки по основным п оказате лям. Главным условием этих успехов является большая организаторская и политическая работа партийных, проф сою зных и комсомольских о р ганизаций^ на ф лотах и предприятиях, самоот верж енный труд рыбаков, портовиков и судо ремонтников. Значительный вклад в эти достижения внесли экипажи судов, добившиеся высокоэффективной и безаварийной работы, в числе которых коллек тивы ППР «Ван Дейк» (капитан-директор Н. п. Круглпшов, старший механик В. И. Иликов), ППР «Навигатор» (капитан-директор Л. В. Евграфов, старший механик О. Я. Залычалов), Т Р «Хибин ские горы» (капитан-директор И. Б. Федоров, старший механик В. И. Вишневский) и другие. Эти достижения могли быть более зн ачи тель ными, если бы не потери эксплуатационного времени и м атериальны х средств из-за аварий ности на судах. Важнейшими условиями исключения аварийно сти являются постоянное повышение политико- воспитательной работы, укрепление производст венной дисциплины, углубление проф ессиональ ных знаний, совершенствование деловых качеств плавсостава и повышение требовательности сп е циалистов отделов и служб производственных объединений и управлений флотов к командно му и рядовому составу судов. Осложняет работу флота текучесть кадров. Обязанность каждого капитана в минимально короткий срок обучить личный состав грамот ной эксплуатации судна и подготовить экипаж к борьбе за живучесть до начала выполнения основной производственной задачи. В своем выступлении на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев уделил боль шое внимание вопросам укрепления дисципли ны на всех уровнях, на всех участках работы. Партия требует от нас безусловного выполнения плановых заданий и принятых решений, акти в ной борьбы с нарушениями трудовой дисцип лины, разгильдяйством, расхлябанностью, бесхо зяйственностью , наруш ениями установленных правил, создания обстановки высокой требова тельности,организованности, творческого отноше ния к делу на всех участках народного хозяй ства, в каждой производственной ячейке. Эти указан ия партии должны стать повседнев ной программой действий для труж еников моря, работников береговых предприятий и служб производственных объединений и управлений флотов. Большие, ответственные задачи по дальн ейш е му увеличению выпуска пищевой рыбной про-: дукцни стоят перед труж ениками Северного бас сейна в f980 году. В нынешнем году советские люди будут п р аз дновать 110-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина и 35-летие Победы в Великой Отечест венной войне. Это год, в котором труж еники нашего бассейна будут отм ечать 60-летие осно вания советского рыбного промысла на Севере, заверш ать выполнение задач 10-й пятилетки и создавать базу для успешного старта в 11 ю п я тилетку. Патриотический долг экипаж а каждого судна — достойно встретить славные даты в истории нашей Родины и в истории развития рыбной промышленности Севера, ознаменовать их новы ми трудовыми достижениями. Для выполнения этих задач флот Северного бассейна располагает квалифицированными кад рами специалистов, судами, оснащенными совре менными техническими средствами и орудиями лова, что обеспечивает безопасность плавания и успешное ведение промысла в любых районах Мирового океана. Мы, участники совещания, обращаемся ко все му командному и рядовому составу судов ф л о та, работникам береговых служб с призывом внести д о с т о й н ь і й вклад в выполнение планов и п ринятых социалистических обязательств зав ер шающего года десятой пятилетки, на основе ш и роко развернутого социалистического соревно вания добиться: — высокой эффективности и качества работы путем систематического ан ал и за деятельности каждого судна и каждого члена экипаж а, к аж дой береговой службы и ее работника, при н я тия всех необходимых мер по устранению вы яв ленных недостатков; — предотвращения аварийности на судах пу тем повышения нультуры судовождения и уров ня технической эксплуатации флота, улучшения производственной дисциплины, безусловного и строгого выполнения требований нормативных и руководящих документов, глубокого изучения, анализа причин аварийности, разработки и реа лизации рекомендаций по ее предупреждению, активного распространения .>и внедрения в п рак тику передового опыта высокоэфф ективной и без аварийной эксплуатации судов и их технических средств; — повышения роли и ответственности судо вых коллективов, ф лагм анских специалистов и наставников в обеспечении безопасности м оре плавания и эфф ективной работы судов при вы полнении требований по поддержанию их в хо рошем техническом состоянии; — закрепления командных кадров за судами, правильного их подбора и расстановки по де ловым и политическим качествам, повышения роли наставничества в обеспечении роста квали ф икации молодых специалистов. Мы призываем экипажи судов и специалистов береговых служб предприятий проявить в вы полнении поставленных задач творческую акти в ность, организованность, высокую сознатель ность и дисциплину, поддержать наш е обраще ние и сделать все для того, чтобы 1980 год стал годом безаварийного плавания. (Обращение принято на расширен ном совеща нии командного состава судов и инженерно- технических работников предприятий рыбной промышленности Северного бассейна). 22 февраля 1980 г. = = «РЫБНЫЙ М УРМАН» • 5 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz