Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

ЛВЛРНЯМ- НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН! ба» состоялось С овещ ание, посвященное безопасности море- Заметки о совещания по безопасности мореплавания плавания. С докладом о состоянии аварийности на Северном бассейне и мерах ее предупреждения выступил начальник Отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Сеарыба» В Д. Демяненко. У СПЕШНО завершили четвертый год пяти­ летки рыбаки Север­ ного бассейна. План реали­ зации товарной продукции выполнен на 107 процентов. Объем производства по сравнению с 1978 годом увеличен- на 6 процентов, производительность труда возросла на 5 процентов. Однако наши успехи мог­ ли быть значительнее, если бы не потери эксплуатаци­ онного времени и матери­ альных средств, связанные с аварийностью на судах. Основными видами ав а ­ рийности. связанной с рабо­ той судоводителей, как и в предыдущие годы, были на­ мотки на гребные устройст­ ва, навалы, посадки на мель и касания грунта, столкно­ вения. образования водо- течностн корпусов... Число намоток на греб­ ные устройства составляет 23,6 процента от общего чи­ сла авариіі. Они вызывают большие потери промысло­ вого времени, значительные материальные затраты на буксировку и производство водолазных работ, Кроме того , и это самое главное, суда лишаются хода и уп­ равляемости — основных мореходных качеств, под­ вергаются серьезной опас­ ности в случае ухудшения гидрометеорологической об- становкп.для обеспечения их безопасности приходится от­ влекать от основной работы ■другие суда. Ошибки судоводителей вы зы ваю тся слабым знани­ ем маневренных элементов системы, неправильной оцен­ кой окружающей ОбСТаНОВ- КН. Капитаны не разбирают со штурманами каждый сл у ­ чай намотки, не делают со­ ответствующих выводов, не проводят по этим вопросам занятия. Именно эти причины приве­ ли судоводителей СРТ-3169 Беломорской базы гослова к двум случаям намоток на винт в течение одного месяцл. На этом судно произошло под­ резание стяжного троса на ва­ лу лебедки, главный двигатель был остановлен. Капитан тов. Сверчков не сумел грамотно оценить обстановку, не учел дрейф а судна. В результате вытравленная часть невода оказалась под кормой и попа­ ла под винт. Но практических выводов из этого капитан не сделал, и через десять дней во ерэмя • кольцевания невода снова косынка невода попала Н -1 винт. 17.1 процента от общего числи аварий составляют навалы. Наибольшее число их допущено в портовом флоте, тралфлоте и «Мур- манрыбпроме». Вызывает беспокойство, что количест­ во случаев этого вида ава­ рий не снижается. Основными причинами на­ валов являются ошибки в управлении судном, слабые знания его маневренных элементов, нарушения пра­ вил техники безопасности и наставления по швартовым и грузовым операциям. Только из-за этого прои­ зошел навал плавбазы «По­ лярная звезда» (капитан-ди- , ректор А. П. Солнарев) на ' GTP-0210 «Славяногорск». Очень слаба практическая подготовка судоводителей портофлота к самостоятель­ ному управлению судном, недостаточно используется опыт специалистов-ветеранов в обучении молодых судо­ водителей. Такое же число, как и на­ валов, допущено посадок на мель и касаний грунта. Нет необходимости доказывать. какую опасность для судна и экипажа представляет по­ садка на мель в условиях открытого моря... Только безответственность штурма­ на привела к посадке на мель СРТ-р-705 объедине­ ния «Мурманрыбпром». В результате расследования этого случая было установ­ лено, что предварительная прокладка курса не была сделана, определения места, счисления судна, наблюде­ ния за окружающей обста­ новкой не велись. При за ­ ступлении на вахту второй штурман тов. Курбанов м е­ ста судна в море не уточ­ нил, радиолокационного н а­ блюдения не вел, характе­ ристики береговых огней не проверил, положившись во всем на свой опыт. В 6 0 ты­ сяч рублей и 65 судо-суток простоя обошлась государст­ ву безответственность судо­ водителей СРТ-р-705. Наибольшее число стол­ кновений судов произошло в районах интенсивного про­ мысла и судоходства, в том числе и в Кольском заливе. Уже этот факт говорит о том, что не все судоводите­ ли подготовлены к работе в стесненных условиях, неко­ торые пренебрегают требова­ ниями МППСС-72 (только по этой причине произошло 56 столкновений), не организу­ ют должного наблюдения іа окружающей обстановкой. Характерный пример — столкновение СРТ-р-2038 Мур­ манского ры бакколхозсою за Ь СРТ-р-9106 Латвийского ры бак ­ колхозсоюза. Все началось с того, что при заступлении н£ вахту старший помощник к а ­ питана СРТ-р-2038 Бурманов не ознакомился с окруж ающ ей обстановкой и лиш ь спустя 4 минуты после н ачала вахты обнаружил в двух с половиной Кабельтовых с правого борта £удно, как ему казалось, иду­ щ ее параллельным курсом. В наруш ение элем ентарны х т р е­ бований МППСС-72 и морской практики он не установил н а­ блюдения за судном, не при ­ нял никаких мер к предотвра­ щению столкновения. Р ЕЗКО увеличилось чи­ сло случаев водотеч- ностп корпусов и по­ тери якорей. Больше всего их зарегистрировано на су­ дах объединения «Мурман­ рыбпром*, Беломорской б а­ зы гослова и Архангель­ ского рыбакколхозсоюза. Причина этого — не только износ металла, но и ослаб­ ление со стороны соответ­ ствующих служб предприя­ тий контроля за состоянием корпусов, якорных уст­ ройств судов, нарушение ка­ питанами правил техниче­ ской эксплуатации флота. Анализ всех видов аварий­ ности, связанных с деятель­ ностью судоводителей, пока­ зывает, что главными ее причинами являются нару­ шение требований норма­ тивных документов по бе­ зопасности мореплавания, организации судовой службы и технической эксплуата­ ции флота. Из-за этого про­ изошло 57 процентов всех аварийных происшествий. В своей практической дея­ тельности судоводители руко­ водствуются многими норма­ тивными документами, ос­ новными из которых я вл я ­ ются Устав службы на судах флота рыбной промышлен- технической эксплуатации судов, правила противопо­ жарной безопасности, пра­ вила техники безопасности, МППСС-72. Требования этих документов должен хорошо знать каждый командир про­ изводства. Но. -как подтвер­ ждают факты, многие безот­ ветственно относятся к их выполнению. Капитаны су­ дов. морские инспекторы не проявляют должноіі требова­ тельности, не устанавливают строгого контроля за рабо­ той своих помощников. Очень серьезной причиной аварийности являются ошибки в управлении судном. На их долю . падает 24 процента а в а ­ рий. Эти ошибки сводятся в основном к слабым знаниям судоводителями маневренных элементов судна, неумению правильно оценить положение й действие судна в совокуп­ ности с элементами окруж аю ­ щей обстановки. Более половины всех ава­ рийных случаев по этой при­ чине произошли по вине су­ доводителей, стаж работы которых по занимаемой дол­ жности не превышает четы­ ре'; лет. В основе всех причин ава­ рий — все еще низкая дис­ циплина на флоте, безответ­ ственное отношение некото­ рых работников береговых служб н в первую очередь служб мореплавания к ис­ полнению своих служебных обязанностей, слабая теоре­ тическая н практическая под­ готовка многих судоводите­ лей по специальности. Низкая трудовая дисцип­ лина среди командного сос­ тава судов проявляется в случаях пьянства, невыпол­ нения приказов. Вот недавний пример. В пе­ риод стоянки в порту РТ-СГ264 «Геническ» старший помощник капитана попал в медицинский вытрезвитель. В день отходй второй и третий штурманы пьянствовали, а капитан тов. Гречка проявил полную беспринципность и безот­ ветственность в назедении порядка на судне, не про­ работал с новым судоводитель­ ским составом предварительной прокладки, не организовал должным^ образом несение вахтенной службы на ходовоМ мостике в условиях ограничен­ ной видимости. В итоге через 20 минут после отхода от при­ чала «Геничесн» столкнулся й другим судном и получил по­ вреждения. Много судов было задер­ жано портнадзором из-за неподготовленности экипажа к рейсу, вызванной нетрез­ вым состоянием моряков, в том числе н командиров про­ изводства. Наибольшее чис­ ло задержаний по этой при­ чине в объединении «Мур­ манрыбпром» и в Мурман­ ском траловом флоте. ' 17 судоводителей были лишены дипломов на мор­ ские звания за нахождение на вахте в нетрезвом состоя­ нии. В результате проверок вахтенной службы на судах, стоящих в порту, на многих были обнаружены серьезные недостатки в санитарном состоянии, отсутствие На месте вахтенных. Другими недостатками g организации вахтенной и об­ щесудовой службы, обнару* жеинымн при проверках в море, являются слабая под­ готовка экипажей, команди­ ров аварийных партий к борьбе за живучесть, недо­ работки в организации и проведении учебных тревог, технической учебе, неточная корректура навигационных карт, пособий, отклонения в ведении судовой документа­ ции и т. д. Многое здесь зависит от ответственности морских инспекторов за исполнение своих служебных обязанно­ стей. Их прямая обязан­ ность - - строго контролиро­ вать подготовку судов к пла­ ванию. И только беспринцип­ ностью отдельных инспекто­ ров можно объяснить тот факт, что порой перед рей­ сом суда не подготовлены к борьбе за живучесть, на них не откорректированы карты и пособия, допускаются Не­ исправности спасательных средств. Вызывает серьезное беспо­ койство слабая работа мор­ ской инспекции управления Архангельского тралового флота объединения «Мур­ манрыбпром?-, Беломорской базы гослова. Не s полную силу е^це рабо­ тает институт флагманских специалистов. В настоящее вре­ мя 20 из них. находясь в море, не имеют конкретных зад а­ ний, их работа никем не контролируется. 8 службах мо­ реплавания флотоз есть такие инспекторы, которые по 10 — 15 лет не выходили в море, оторвались от действительно­ сти. С таким положением ми­ риться нельзя. Мы уже осу­ ществляем и будем осущ еств­ лять направление в рейсы морских инспекторов с п р а­ вом проверки работы всех су­ дов объединения. Польза от этого и флоту и инспектору будет явная. На расширенном совеща­ нии представителей команд­ ного состава судов, специа­ листов. работников ВРПО «Севрыба» принято обраще­ ние ко всем экипажам судов ( 'еверпого рыбопромышлен­ ного бассейна с призывом сделать 1980 год годом безаварийной работы. Наша задача — поставить надежный заслон всем а в а ­ риям. работать грамотно, четко. поддерживать вы со ­ к ую дисциплину на судах. В. ДЕМЯНЕНКО. на­ чальник отдела морепла­ вания. связи и электро- радионавигации ВРПО «Севрыба». пости, наставление по борь­ бе за плавучесть, правила О Б Р А Щ Е Н И Е к экипажам судов и специалистам флотских служб рыбной промышленности Северного бассейна Труженики рыбной промышленности Северного бассейна успешно выполнили план четвертого года десятой пятилетки по основным п оказате­ лям. Главным условием этих успехов является большая организаторская и политическая работа партийных, проф сою зных и комсомольских о р ­ ганизаций^ на ф лотах и предприятиях, самоот­ верж енный труд рыбаков, портовиков и судо­ ремонтников. Значительный вклад в эти достижения внесли экипажи судов, добившиеся высокоэффективной и безаварийной работы, в числе которых коллек­ тивы ППР «Ван Дейк» (капитан-директор Н. п. Круглпшов, старший механик В. И. Иликов), ППР «Навигатор» (капитан-директор Л. В. Евграфов, старший механик О. Я. Залычалов), Т Р «Хибин­ ские горы» (капитан-директор И. Б. Федоров, старший механик В. И. Вишневский) и другие. Эти достижения могли быть более зн ачи тель­ ными, если бы не потери эксплуатационного времени и м атериальны х средств из-за аварий ности на судах. Важнейшими условиями исключения аварийно­ сти являются постоянное повышение политико- воспитательной работы, укрепление производст­ венной дисциплины, углубление проф ессиональ­ ных знаний, совершенствование деловых качеств плавсостава и повышение требовательности сп е­ циалистов отделов и служб производственных объединений и управлений флотов к командно­ му и рядовому составу судов. Осложняет работу флота текучесть кадров. Обязанность каждого капитана в минимально короткий срок обучить личный состав грамот­ ной эксплуатации судна и подготовить экипаж к борьбе за живучесть до начала выполнения основной производственной задачи. В своем выступлении на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев уделил боль­ шое внимание вопросам укрепления дисципли­ ны на всех уровнях, на всех участках работы. Партия требует от нас безусловного выполнения плановых заданий и принятых решений, акти в­ ной борьбы с нарушениями трудовой дисцип­ лины, разгильдяйством, расхлябанностью, бесхо­ зяйственностью , наруш ениями установленных правил, создания обстановки высокой требова­ тельности,организованности, творческого отноше­ ния к делу на всех участках народного хозяй­ ства, в каждой производственной ячейке. Эти указан ия партии должны стать повседнев­ ной программой действий для труж еников моря, работников береговых предприятий и служб производственных объединений и управлений флотов. Большие, ответственные задачи по дальн ейш е­ му увеличению выпуска пищевой рыбной про-: дукцни стоят перед труж ениками Северного бас­ сейна в f980 году. В нынешнем году советские люди будут п р аз­ дновать 110-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина и 35-летие Победы в Великой Отечест­ венной войне. Это год, в котором труж еники нашего бассейна будут отм ечать 60-летие осно­ вания советского рыбного промысла на Севере, заверш ать выполнение задач 10-й пятилетки и создавать базу для успешного старта в 11 ю п я­ тилетку. Патриотический долг экипаж а каждого судна — достойно встретить славные даты в истории нашей Родины и в истории развития рыбной промышленности Севера, ознаменовать их новы­ ми трудовыми достижениями. Для выполнения этих задач флот Северного бассейна располагает квалифицированными кад­ рами специалистов, судами, оснащенными совре­ менными техническими средствами и орудиями лова, что обеспечивает безопасность плавания и успешное ведение промысла в любых районах Мирового океана. Мы, участники совещания, обращаемся ко все му командному и рядовому составу судов ф л о ­ та, работникам береговых служб с призывом внести д о с т о й н ь і й вклад в выполнение планов и п ринятых социалистических обязательств зав ер ­ шающего года десятой пятилетки, на основе ш и­ роко развернутого социалистического соревно­ вания добиться: — высокой эффективности и качества работы путем систематического ан ал и за деятельности каждого судна и каждого члена экипаж а, к аж ­ дой береговой службы и ее работника, при н я­ тия всех необходимых мер по устранению вы яв­ ленных недостатков; — предотвращения аварийности на судах пу­ тем повышения нультуры судовождения и уров­ ня технической эксплуатации флота, улучшения производственной дисциплины, безусловного и строгого выполнения требований нормативных и руководящих документов, глубокого изучения, анализа причин аварийности, разработки и реа­ лизации рекомендаций по ее предупреждению, активного распространения .>и внедрения в п рак­ тику передового опыта высокоэфф ективной и без­ аварийной эксплуатации судов и их технических средств; — повышения роли и ответственности судо­ вых коллективов, ф лагм анских специалистов и наставников в обеспечении безопасности м оре­ плавания и эфф ективной работы судов при вы­ полнении требований по поддержанию их в хо­ рошем техническом состоянии; — закрепления командных кадров за судами, правильного их подбора и расстановки по де ловым и политическим качествам, повышения роли наставничества в обеспечении роста квали ­ ф икации молодых специалистов. Мы призываем экипажи судов и специалистов береговых служб предприятий проявить в вы­ полнении поставленных задач творческую акти в­ ность, организованность, высокую сознатель­ ность и дисциплину, поддержать наш е обраще­ ние и сделать все для того, чтобы 1980 год стал годом безаварийного плавания. (Обращение принято на расширен ном совеща­ нии командного состава судов и инженерно- технических работников предприятий рыбной промышленности Северного бассейна). 22 февраля 1980 г. = = «РЫБНЫЙ М УРМАН» • 5 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz