Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
ИТОГИ СМОТРА «Каждому молодому труженику-среднее образование» 2458 человек — столько учащихся заочной школы моряков числилось на 1 сентября 1978 года в Мур манском траловом флоте. Учебный год успешно закон чили 1619 моряков. 451 из них получил аттестаты о среднем образовании, 32 — свидетельства об окончании восьми классов. 807 чело век, не имеющих среднего образования, приняты в за очную школу моряков. На большинстве судов флота хорошо работали ко миссии содействия заочному обучению, которые контро лировали учебу моряков. Это экипажи ППР «Павлово», «Заполярный», «Навигатор», БМ Р Т «Валдай», «Прпоне- жьс>, «Гончаров». DAT «Генерал Родимцев», «И. Сивко», морского подменно го экипажа № 5 и других. Немало на флоте экипа жей, где учащимся ЗШМ по могали молодые специалисты судна, общественные кон сультанты. Их 548 человек. 177 из них приняли 3028 за четов у моряков в течение репсов. 46 организаторов заочного обучения и 28 об щественных консультантов признаны лучшими. Звания «Отличник произ водства и учебы» удостоены пять моряков: моторист БМ Р Т -2 5 0 «Пушкин» С. Н. Килат. котельный машинист Р Т -3 3 2 «Мателот» А. Н. Братчик, матрос БМРТ -2 5 2 <: Некрасов» В. П. Провото- ров, моторист БМ РТ -1 2 5 «Березники» В. И. Пласту нов, матрос ПСТ-1321 «Ка- лининск» Б. II. Ревега. По итогам смотра «К аж дому молодому труженику — среднее образование» в 1979 году первые места при суждены экипажам: ППР -807 «Павлово»,, БМ РТ -1 2 3 «Хол- могоры» и БМРТ -401 «Куп рин». Вторые места — экипажам: ГШР-806 «Заполярный», БМ Р Т - 134 «Кар акумы», БМРТ -2 4 0 «Хабаровск». Третьи места — экипа жам: ГІПР-827 «Магнит», БМ Р Т -1 16 «Подмосковье», БМ РТ -4 1 2 «Революция». Отмечена хорошая органи зация общеобразовательной учебы моряков на следующих судах: ППР -829 «Буссоль», ППР -3 2 5 «Франс Галс», ППР -3 24 «Ван Дейк». ІІПР- 323 «Рембрандт». ППР -8 0 3 «Гейзер», ППР-809 «Пере- мышль», БАТ «П. Сгибнев», БАТ «Генерал Родимцев», БАТ «Капитан Маклаков», БМ Р Т -1 21 «Кивач». БМРТ - І24 «Беломорьс», БМРТ - 128 «Прпонсжьс», БМРТ- 245 «Жигулевск». ІТПР-828 «Навигатор», ППР -801 «Ка питан Скорняков», БМРТ - 258 «Чехов», БМРТ -2 51 «Гоголь». БМРТ -2 5 3 «Доб ролюбов ». БМ Р Т -4 13 «По лярный», БМ Р Т - 105 «Друж ба», БМРТ -2 I 13 «Всрхови- на». морских подменных экипажей Л» і и .М> 5. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. Большие преобразования произошли на Дальнем Востоке в зоне строи тельства Байкало-Амурской ма гистрали за годы, прошедшие с момента последних выборов в Верховный Совет РСФСР. До срочно открыто рабочее движе ние поездов на участке Ургал — Комсомольск-на-Амуре, бере га таежных рек соединились ажурными пролетами мостов, выросли новые поселки, стан ции и разъезды. Новая железная дорога помо жет решению целого комплек са социально-экономических за дач. Она позволит разгрузит» транссибирскую магистраль, ос воить запасы полезных иско паемых, даст мощный голчок развитию горнорудной, угле добывающей, химической про мышленности, черной и цвет ной металлургии, открываются перспективы роста деревообра батывающей промышленности. На снимке: на земляное по лотно ложится очередное звено рельсов. Фотохроника ТАСС. Неумирающий лебедь 50 лет верой и правдой служило науке учебное парусное судно Высшего мореходного училища Гдыни «Дар Померании». Романтики называют белоснежный фрегат «лебедем Балтийского моря». Но и лебеди стареют — в 1982 году истекает срок годно сти судна. Не поверишь, что ветерану за семьдесят. История его не со всем обычна. «Родилось» судно в Гамбурге в 1909 г. под именем «Принц Айтель Фридрих». После первой мировой войны пере шло французам и называлось «Кольберт». В 1929 г. Польша на средства, собранные населением, покупает его и переоборудует на датской верфи. С тех пор на нем прошли обучение около 12 тысяч юных мореходов <10 тысяч — за последние 35 лет). Молодежь Гданьска решила, что лебедь должен жить, и на чался сбор средств на постройку нового парусника. На призыв откликнулась вся республика. Уже собрано свыше 10 млн. злэ тых. В середине 1980 г. начнется постройка на верфи имени В. И. Ленина в Гданьске. Судно будет более мощным. Предусмотрены два лекционных зала по 40 мест, вместительные кают-компания и зал для культурных мероприятий. 200 курсантов смогут прохо дить здесь практику. В 1982 году, когда придет время прощать ся г. трехмачтовиком «Дар Померании», на морские просторы выйдет его преемник под названием «Дар молодежи». Перевод с немецкого из еженедельника «Вохенпост» М. КАР- НАК. шш В М У Р М А Н С К О М ордена Октябрьскоіі Революции траловом флоте немало судов, где «учеба и труд рядом идут», где активно работают судо вые комиссии содействия за очному обучению, общест венные консультанты помо гают заочникам в усвоении программного материала, где созданы хорошие условия для занятий учащихся заоч ной школы моряков, прояв- ляе гея забота о быте учите лей работающих в море. Примером может служить экипаж ППР «Капитан Скор няков». чей опыт организа ции учебного процесса про пагандировался как передо вой не только в траловом флоте, но и на других фло тах. К сожалению, приходится встречаться и с несерьезным отношением командования некоторых судов к вопросам учебы моряков, с их негатив ной позицией в вопросе ра боты ѵчителеп на судах. Успеваемость учащихся ЗШМ в траловом флоте пока остается низкой. Из 2458 заочников в прошлом учеб ном году программу выпол нили только 1619 человек. Каковы же причины это го? Прежде всего — несо- храиность учебных групп на судах флота: значительное число учащихся еще работа ет на паровых судах, на ко торые не направляются пре подаватели; некоторые уча щиеся увольняются с флота, не закончив обучения; и с д о с г а т о ч и о исполь зуется такой метод повыше ния успеваемости, как на правление учащихся на учеб ные сессии: плохая органи зация по направлению- уча щихся в школу для сдачи последних зачетов и экзам е нов с приходом судов в порг: слабая работа общественных консультантов на некоторых судах п. наконец, еще не полный охвач молодежи уче бой. Есть моряки, которые учатся по два-три года в од ном классе. Сейчас в школе широко применяется сессионная фор. ма учебы моряков. Это зна чит, что большинство уча щихся ЗШМ в течение года должны использовать учеб ный отпуск для посещения ежедневных групповых кон сультации в школе. Но в прошлом году из 2 458 учащихся тралового флота на таких сессиях по бывало -всего 764 человека. Только каждый третий! В этом учебном году положе ние меняется в лучшую сто рону, но медленно. ководптелн всех служо на судах оказывали действен ную помощь учителям, рабо тающим при УКП. От пх ак тивной позиции во многом зависит успех учебного де ла, а там, где равнодушие, ^іеверне, незаинтересован ность, застой. Вот несколько примеров из моей практики. Осенью 1979 года я кури ровал экипажи нескольких ремонтирующихся судов. На Б М Р Т - 2 17 «Витебск», где во время ремонта капцшном был В. Н. Зензннов. рЯКЗота с учащимися у меня не уда- щиеся были списаны с суд на. И теперь приходится н а чинать все сначала. Мы, работники ЗШМ , про сим партийные, профсоюз ные и комсомольские орга низации судов шире исполь зовать движение наставников для усиления контроля за учебой моряков-заочников. Для организации плодо творной учебы моряков со здана хорошая материальная база. Объединенная библио тека плавсостава обкома профсоюза рабочих пнщевоіі промышленности, снабжаю- ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБУЧА В ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ Многие учащиеся оказы ваются психологически не готовыми к сессиям. Для них порой направление на сес сию является неожиданно стью. Поэтому долг каждого первого помощника, всех ко мандиров судовых служб разъяснить эту задачу шко лы. ибо чем дольше учащий ся «сидит» в одном классе, тем дороже обходится госу дарству его обучение. Уже год, как созданы при консультационных пунктах флотов группы учителей, ра ботающих с учащимися су дов типа РТ, которые нахо дятся в ремонте. Их цель не оставить без помощи ни од ного учащегося, помочь разо браться в учебной програм ме. дать задание на рейс, подготовить к сдаче зачетов и экзаменов, способствовать направлению учащихся па сессию. Работа этих учите лей невозможна без тесного взаимодействия их с капита нами, первыми помощника ми. командирами судовых служб. II хочется, чтсГбы ру- лась. А на БМ Р Т -241 «Ду шанбе». где я получил ак тивную помощь в органи зации учебного процесса со стороны старшего помощни ка капитана В. JI. Проценко, дело спорилось. На судах типа РТ у меня вначале не л а дилось дело на РТ -2 2 9 «Шелонь». где первым по мощником В. М. Поступин- ский, но в последнее время и здесь лед тронулся. Вла димир Михайлович стал а к тивным помощником в орга низации учебы моряков. Это тем более отрадно сознавать, что па этом судне я присут ствовал при вручении экипа жу накануне 62-й годовщи ны Великого Окіября пере ходящего Красного знамени Мурманского горкома КПСС и горисполкома по итогам 'соревнования в третьем квар тале 1.979 года. А вот па РТ -2 2 0 «Вил ковой нам с первым помощ ником капитана II. Ф. Лапо- новым не удалось органи зовать учебу. так как уча щая литературой все суда промысловых' флотов, имеет в достаточном количестве учебники, художественную литературу и пособия, необ ходимые учащимся. Работ ники библиотеки всегда чут ко реагируют на запросы учителей, работающих в мо ре. Мне дважды приходилось с моря просить библиотеку о досылке учебников на суда, и приятно поражала опера тивность, с какой работники библиотеки выполняли эти просьбы. На большинстве судов во просы общеобразовательной учебы включены в социали стические обязательства. Как. обстоит порой дело на практике с выполнением таких обязательств? Я беседую с заведующей учебно - консультационн ы м пунктом ЗШМ при трало вом флоте Н. Б. Наприснко. Нина Борисовна показывает тетрадь, где фиксируются данные о состоянии учебы на флоте, записаны радио граммы капитанам судов с указанием принять на о.орт того или иного учителя и от веты на эти радиограммы. Онн идут за подписью заме стителя начальника флота по кадрам К. Г. Япчсва. От казались от учителей капи таны: БМРТ -4 4 9 «Салют л Б. С. Хаценко. БМ Р Т -1 35 «Всрхояны» Г. Р. Лидер. А между тем. Г. Р. Лидер по итогам прошлого учебного года был назван одним из лучших организаторов заоч ного обучения. экипаж БМРТ -2 4 0 «Хабаровска, ко торый он возглавлял в п р о шлом году, занял второе место на флоте по итогам смотра-конкурса. Откуда же такое непостоянство в отно шении к учебе моряков'.’ Много радиограмм отправ лено с указанием обеспечить по приходе в порт явку уча щихся для сдачи экзаменов. И вот перед нами такая кар тина: по приходе в порт БМРТ -2 42 1 «А. Маркин» (первыіі помощник капитана В. Г. Гвоздецкий) из девяти учащихся на экзамен яви лись двое; с БМРТ -4 2 6 «А. Бредов» (первый помощ ник капитана II. А. Шер е мет) из восьми пришли толь ко трое, а с БМРТ -2 5 7 «Салтыков-Щедрин» Первый помощник капитана Л. 11. Дороженко) из пяти у ча щихся на экзаменах не ока залось ни одного. А вот с БАТ «П. Сгпб- нев», где первым помощни ком капитана С. О. Дорон- да, все учащиеся пришли на экзамен. Кстати, за прошед ший учебный год С. О. До- ронда признан одним из лучших общественных кон сультантов и организаторов^ заочного обучения па судак.ф В заключение хочется выразить надежду, что сов местным;! усилиями коллек тива заочной школы моря ков, работников отдела кад ров флота, командиров всех судовых служб и всех чле нов окппажсіі судов задачи всеобуча в Мурманском тра ловом флоте будут выполне ны. А. БЕЛЯЕВ, преподава тель ЗШМ. чтя • Ю стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 февраля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz