Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

ИТОГИ СМОТРА «Каждому молодому труженику-среднее образование» 2458 человек — столько учащихся заочной школы моряков числилось на 1 сентября 1978 года в Мур­ манском траловом флоте. Учебный год успешно закон­ чили 1619 моряков. 451 из них получил аттестаты о среднем образовании, 32 — свидетельства об окончании восьми классов. 807 чело­ век, не имеющих среднего образования, приняты в за ­ очную школу моряков. На большинстве судов флота хорошо работали ко­ миссии содействия заочному обучению, которые контро­ лировали учебу моряков. Это экипажи ППР «Павлово», «Заполярный», «Навигатор», БМ Р Т «Валдай», «Прпоне- жьс>, «Гончаров». DAT «Генерал Родимцев», «И. Сивко», морского подменно­ го экипажа № 5 и других. Немало на флоте экипа­ жей, где учащимся ЗШМ по­ могали молодые специалисты судна, общественные кон­ сультанты. Их 548 человек. 177 из них приняли 3028 за ­ четов у моряков в течение репсов. 46 организаторов заочного обучения и 28 об­ щественных консультантов признаны лучшими. Звания «Отличник произ­ водства и учебы» удостоены пять моряков: моторист БМ Р Т -2 5 0 «Пушкин» С. Н. Килат. котельный машинист Р Т -3 3 2 «Мателот» А. Н. Братчик, матрос БМРТ -2 5 2 <: Некрасов» В. П. Провото- ров, моторист БМ РТ -1 2 5 «Березники» В. И. Пласту­ нов, матрос ПСТ-1321 «Ка- лининск» Б. II. Ревега. По итогам смотра «К аж ­ дому молодому труженику — среднее образование» в 1979 году первые места при­ суждены экипажам: ППР -807 «Павлово»,, БМ РТ -1 2 3 «Хол- могоры» и БМРТ -401 «Куп­ рин». Вторые места — экипажам: ГШР-806 «Заполярный», БМ Р Т - 134 «Кар акумы», БМРТ -2 4 0 «Хабаровск». Третьи места — экипа­ жам: ГІПР-827 «Магнит», БМ Р Т -1 16 «Подмосковье», БМ РТ -4 1 2 «Революция». Отмечена хорошая органи­ зация общеобразовательной учебы моряков на следующих судах: ППР -829 «Буссоль», ППР -3 2 5 «Франс Галс», ППР -3 24 «Ван Дейк». ІІПР- 323 «Рембрандт». ППР -8 0 3 «Гейзер», ППР-809 «Пере- мышль», БАТ «П. Сгибнев», БАТ «Генерал Родимцев», БАТ «Капитан Маклаков», БМ Р Т -1 21 «Кивач». БМРТ - І24 «Беломорьс», БМРТ - 128 «Прпонсжьс», БМРТ- 245 «Жигулевск». ІТПР-828 «Навигатор», ППР -801 «Ка­ питан Скорняков», БМРТ - 258 «Чехов», БМРТ -2 51 «Гоголь». БМРТ -2 5 3 «Доб­ ролюбов ». БМ Р Т -4 13 «По­ лярный», БМ Р Т - 105 «Друж ­ ба», БМРТ -2 I 13 «Всрхови- на». морских подменных экипажей Л» і и .М> 5. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. Большие преобразования произошли на Дальнем Востоке в зоне строи­ тельства Байкало-Амурской ма­ гистрали за годы, прошедшие с момента последних выборов в Верховный Совет РСФСР. До­ срочно открыто рабочее движе­ ние поездов на участке Ургал — Комсомольск-на-Амуре, бере­ га таежных рек соединились ажурными пролетами мостов, выросли новые поселки, стан­ ции и разъезды. Новая железная дорога помо­ жет решению целого комплек­ са социально-экономических за­ дач. Она позволит разгрузит» транссибирскую магистраль, ос­ воить запасы полезных иско­ паемых, даст мощный голчок развитию горнорудной, угле­ добывающей, химической про­ мышленности, черной и цвет­ ной металлургии, открываются перспективы роста деревообра­ батывающей промышленности. На снимке: на земляное по­ лотно ложится очередное звено рельсов. Фотохроника ТАСС. Неумирающий лебедь 50 лет верой и правдой служило науке учебное парусное судно Высшего мореходного училища Гдыни «Дар Померании». Романтики называют белоснежный фрегат «лебедем Балтийского моря». Но и лебеди стареют — в 1982 году истекает срок годно­ сти судна. Не поверишь, что ветерану за семьдесят. История его не со­ всем обычна. «Родилось» судно в Гамбурге в 1909 г. под именем «Принц Айтель Фридрих». После первой мировой войны пере­ шло французам и называлось «Кольберт». В 1929 г. Польша на средства, собранные населением, покупает его и переоборудует на датской верфи. С тех пор на нем прошли обучение около 12 тысяч юных мореходов <10 тысяч — за последние 35 лет). Молодежь Гданьска решила, что лебедь должен жить, и на­ чался сбор средств на постройку нового парусника. На призыв откликнулась вся республика. Уже собрано свыше 10 млн. злэ тых. В середине 1980 г. начнется постройка на верфи имени В. И. Ленина в Гданьске. Судно будет более мощным. Предусмотрены два лекционных зала по 40 мест, вместительные кают-компания и зал для культурных мероприятий. 200 курсантов смогут прохо­ дить здесь практику. В 1982 году, когда придет время прощать ся г. трехмачтовиком «Дар Померании», на морские просторы выйдет его преемник под названием «Дар молодежи». Перевод с немецкого из еженедельника «Вохенпост» М. КАР- НАК. шш В М У Р М А Н С К О М ордена Октябрьскоіі Революции траловом флоте немало судов, где «учеба и труд рядом идут», где активно работают судо­ вые комиссии содействия за­ очному обучению, общест­ венные консультанты помо­ гают заочникам в усвоении программного материала, где созданы хорошие условия для занятий учащихся заоч­ ной школы моряков, прояв- ляе гея забота о быте учите­ лей работающих в море. Примером может служить экипаж ППР «Капитан Скор­ няков». чей опыт организа­ ции учебного процесса про­ пагандировался как передо­ вой не только в траловом флоте, но и на других фло­ тах. К сожалению, приходится встречаться и с несерьезным отношением командования некоторых судов к вопросам учебы моряков, с их негатив­ ной позицией в вопросе ра­ боты ѵчителеп на судах. Успеваемость учащихся ЗШМ в траловом флоте пока остается низкой. Из 2458 заочников в прошлом учеб­ ном году программу выпол­ нили только 1619 человек. Каковы же причины это­ го? Прежде всего — несо- храиность учебных групп на судах флота: значительное число учащихся еще работа­ ет на паровых судах, на ко­ торые не направляются пре подаватели; некоторые уча­ щиеся увольняются с флота, не закончив обучения; и с д о с г а т о ч и о исполь­ зуется такой метод повыше­ ния успеваемости, как на­ правление учащихся на учеб­ ные сессии: плохая органи­ зация по направлению- уча­ щихся в школу для сдачи последних зачетов и экзам е­ нов с приходом судов в порг: слабая работа общественных консультантов на некоторых судах п. наконец, еще не полный охвач молодежи уче­ бой. Есть моряки, которые учатся по два-три года в од­ ном классе. Сейчас в школе широко применяется сессионная фор. ма учебы моряков. Это зна­ чит, что большинство уча­ щихся ЗШМ в течение года должны использовать учеб­ ный отпуск для посещения ежедневных групповых кон­ сультации в школе. Но в прошлом году из 2 458 учащихся тралового флота на таких сессиях по­ бывало -всего 764 человека. Только каждый третий! В этом учебном году положе­ ние меняется в лучшую сто­ рону, но медленно. ководптелн всех служо на судах оказывали действен­ ную помощь учителям, рабо­ тающим при УКП. От пх ак­ тивной позиции во многом зависит успех учебного де­ ла, а там, где равнодушие, ^іеверне, незаинтересован­ ность, застой. Вот несколько примеров из моей практики. Осенью 1979 года я кури­ ровал экипажи нескольких ремонтирующихся судов. На Б М Р Т - 2 17 «Витебск», где во время ремонта капцшном был В. Н. Зензннов. рЯКЗота с учащимися у меня не уда- щиеся были списаны с суд­ на. И теперь приходится н а ­ чинать все сначала. Мы, работники ЗШМ , про­ сим партийные, профсоюз­ ные и комсомольские орга­ низации судов шире исполь­ зовать движение наставников для усиления контроля за учебой моряков-заочников. Для организации плодо­ творной учебы моряков со­ здана хорошая материальная база. Объединенная библио­ тека плавсостава обкома профсоюза рабочих пнщевоіі промышленности, снабжаю- ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБУЧА В ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ Многие учащиеся оказы ­ ваются психологически не готовыми к сессиям. Для них порой направление на сес­ сию является неожиданно­ стью. Поэтому долг каждого первого помощника, всех ко­ мандиров судовых служб разъяснить эту задачу шко­ лы. ибо чем дольше учащий­ ся «сидит» в одном классе, тем дороже обходится госу­ дарству его обучение. Уже год, как созданы при консультационных пунктах флотов группы учителей, ра­ ботающих с учащимися су­ дов типа РТ, которые нахо­ дятся в ремонте. Их цель не оставить без помощи ни од­ ного учащегося, помочь разо­ браться в учебной програм­ ме. дать задание на рейс, подготовить к сдаче зачетов и экзаменов, способствовать направлению учащихся па сессию. Работа этих учите­ лей невозможна без тесного взаимодействия их с капита­ нами, первыми помощника­ ми. командирами судовых служб. II хочется, чтсГбы ру- лась. А на БМ Р Т -241 «Ду­ шанбе». где я получил ак ­ тивную помощь в органи­ зации учебного процесса со стороны старшего помощни­ ка капитана В. JI. Проценко, дело спорилось. На судах типа РТ у меня вначале не л а ­ дилось дело на РТ -2 2 9 «Шелонь». где первым по­ мощником В. М. Поступин- ский, но в последнее время и здесь лед тронулся. Вла­ димир Михайлович стал а к ­ тивным помощником в орга­ низации учебы моряков. Это тем более отрадно сознавать, что па этом судне я присут­ ствовал при вручении экипа­ жу накануне 62-й годовщи­ ны Великого Окіября пере­ ходящего Красного знамени Мурманского горкома КПСС и горисполкома по итогам 'соревнования в третьем квар­ тале 1.979 года. А вот па РТ -2 2 0 «Вил­ ковой нам с первым помощ­ ником капитана II. Ф. Лапо- новым не удалось органи­ зовать учебу. так как уча­ щая литературой все суда промысловых' флотов, имеет в достаточном количестве учебники, художественную литературу и пособия, необ­ ходимые учащимся. Работ­ ники библиотеки всегда чут­ ко реагируют на запросы учителей, работающих в мо­ ре. Мне дважды приходилось с моря просить библиотеку о досылке учебников на суда, и приятно поражала опера­ тивность, с какой работники библиотеки выполняли эти просьбы. На большинстве судов во­ просы общеобразовательной учебы включены в социали­ стические обязательства. Как. обстоит порой дело на практике с выполнением таких обязательств? Я беседую с заведующей учебно - консультационн ы м пунктом ЗШМ при трало­ вом флоте Н. Б. Наприснко. Нина Борисовна показывает тетрадь, где фиксируются данные о состоянии учебы на флоте, записаны радио граммы капитанам судов с указанием принять на о.орт того или иного учителя и от­ веты на эти радиограммы. Онн идут за подписью заме­ стителя начальника флота по кадрам К. Г. Япчсва. От­ казались от учителей капи­ таны: БМРТ -4 4 9 «Салют л Б. С. Хаценко. БМ Р Т -1 35 «Всрхояны» Г. Р. Лидер. А между тем. Г. Р. Лидер по итогам прошлого учебного года был назван одним из лучших организаторов заоч­ ного обучения. экипаж БМРТ -2 4 0 «Хабаровска, ко­ торый он возглавлял в п р о ­ шлом году, занял второе место на флоте по итогам смотра-конкурса. Откуда же такое непостоянство в отно­ шении к учебе моряков'.’ Много радиограмм отправ­ лено с указанием обеспечить по приходе в порт явку уча­ щихся для сдачи экзаменов. И вот перед нами такая кар­ тина: по приходе в порт БМРТ -2 42 1 «А. Маркин» (первыіі помощник капитана В. Г. Гвоздецкий) из девяти учащихся на экзамен яви­ лись двое; с БМРТ -4 2 6 «А. Бредов» (первый помощ­ ник капитана II. А. Шер е­ мет) из восьми пришли толь­ ко трое, а с БМРТ -2 5 7 «Салтыков-Щедрин» Первый помощник капитана Л. 11. Дороженко) из пяти у ча­ щихся на экзаменах не ока­ залось ни одного. А вот с БАТ «П. Сгпб- нев», где первым помощни­ ком капитана С. О. Дорон- да, все учащиеся пришли на экзамен. Кстати, за прошед­ ший учебный год С. О. До- ронда признан одним из лучших общественных кон­ сультантов и организаторов^ заочного обучения па судак.ф В заключение хочется выразить надежду, что сов­ местным;! усилиями коллек­ тива заочной школы моря­ ков, работников отдела кад­ ров флота, командиров всех судовых служб и всех чле­ нов окппажсіі судов задачи всеобуча в Мурманском тра­ ловом флоте будут выполне­ ны. А. БЕЛЯЕВ, преподава­ тель ЗШМ. чтя • Ю стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 15 февраля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz