Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.
стал штурманом, а вскоро сти назначен капитаном. К последнему факту мы еще вернемся, а пока приве ду строки из газеты «За высокие уловы» — далекой предшественницы сегодня шнего «Рыбного Мурмана». В них — суть, почему судь ба Буркова-младшего сло жилась иначе, чем у отца. «♦♦♦В царской России он (Константин Лаврентьевич — Примеч. В. X.), кроме азбуки, не смог бы научиться ничему. Партия и Советская власть раскрыли перед ним, как и перед миллионами других со ветских людей, широкую до рогу к знаниям, к развитию своих талантов. Благодаря это му он стал передовым капита ном, уважаемым человеком на рыбном Мурмане...» Теперь о быстром про. фессиона.тыюм рос.гс моло дого специалиста. Я смотрел трудовую книжку Констан тина Лаврентьевича. С вкла дышем. Много места зани мают там пометь'!; о поощ рениях. а записи о смене . работы чисто морского свой ства: «Назначен штурманом на Р Т ..> , «...старшим штур маном...». «...капитаном...». Всего два года ходил К. Л. Бурков капитанским помощником. Если представить то вре мя — бурный рост рыбацко го флота, нехватка кадров— можно объяснить столь стре мительную карьеру вчераш- ка, участвовал в освобожде нии ' Петсамо (Печенги), за что награжден...», — пишет Константин Лаврентьевич. Ему в числе других пред.. стояло очистить фарватер к порту Линахамари. Очистить от мин, чтобы вслед за тральщиками могли безопа сно пройти корабли с десан том. Они потом и сами уча ствовали в десантной опера ции, проведенной так неожи данно и быстро, что против ник не успел закончить зав трак . В 1940 году в жизни Константина. Лаврентьевича произошло большое событие — он стал коммунистом. Недолгіімп были мирные вахты капитана Буркова па РТ -4 1 2 после демобилиза ции. На четвертый день Ве ликой Отечественной войны вновь поднялся он на ко мандирский мостик тральщи ка. В «Истории Мурманского тралового флота» отмечает ся, что Константин Лаврен тьевич воевал на ТЩ -3 8 — бывшем РТ «Киров», сменив прежнего командира А. И. Стрельбицкого. Отменно во евали прежние матросы, з а сольщики, траловых дел ма стера. судоводители — зна токи рыбацких банок, меха ники... «Все моряки Северного про- Есть в Мурманске улица капитана Буркова. Понача лу, когда появилось это название, те, кто знает ис торию рыбного Мурмана, спрашивали: — Бурков? Какой? — и приводили имена известных промысловиков. УЛИЦА КАПИТАНА БУРКОВА Л ИШЬ после установле ния мемориальной до ски были поставлены все точки над «і». Текст на ней гласит: «Константин Л а врентьевич Бурков... — ка питан тралового флота. Внес большой вклад в развитие рУ»ібиой промышленности Се вера» В областном краеведче ском музее хранятся пять орденов и три медали (семь наград боевых), знак капи тана дальнего плавания, удо стоверения к ним и другие документы прославленного рыбака Имя К. Л. Буркова упо минается во многих публи кациях, есть книги об опы те работы экипажей трауле ров, которыми он командо вал. К сожалению, мне не встретилось ни одного более пли менее полного рассказа о жизни, ратных и трудовых делах Константина Л аврен тьевича. Возможно, эти стро га] хоть в некоторой степени восполнят пробел. В очерке, помимо прочих, использованы материалы се мейного архива Бурковых. Многое о своем муже пове дала Мария Владимировна — верный друг Константина Лаврентьевича. ПЕ Р ВОЕ ИСПЫТАНИЕ Поморское село Патраке- евка Архангельской области известно тем. что отсюда вышли многие прославлен ные мореходы. В Мурман ском траловом флоте труди лись. например, капитаны Степан Дмитриевич Копытов, Константин Лаврентьевич Бурков чьими именами наз ваны улицы города, Дмит рий Афанасьевич Бурков, другие Бурковы и Копыто- еы. оставившие заметный след в истории флота. Патракеевка в основном и состояла из домов где жили Бурковы и Копытовы. По- разному жили семьи. Ска жем. были Бурковы-су - девладельцы. хозяева об ширных складов, где все мо жно был» купить ДЛЯ рыбно го промысла. Были Бурко вы что чілп к К 60 - л етию трало в о г о флота Лицом к морю іокументальный очерк цам заработать кусок хлеба п покупали у хозяев, когда в кредит, когда с большой переплатой, необходимую для лова снасть.. Лаврентий ’ Федорович Бурков относился к послед ним На парусном судне хо дил он матросом на Мур ман за треской, пытаясь хоть как-то прокормить се мью, в которой сам — вось мой. Потом его. как более опытного, поставили на з а солку рыбы. Выше этого он не поднялся. В семейном архиве Б у р ковых есть фотография до революционного времени. На ней группа мужчин, кто в тройках или просто в доб ротных костюмах, у некото рых видны цепочки от часов. В заднем ряду в простои ко соворотке — вид совсем не праздничный — Лаврентий Федорович, Каждый, видно, одевался по доходу. Такая же участь была уго тована и Константину. В одиннадцать лет («Иные и в девять». — говорила Мария Владимировна) стал помо гать отцу, а в пятнадцать вышел в свое первое плава ние на парусной шхуне «Ан дромеда». Рейсы совершали по весне за зверем а летом принима ли -рыбѵ от промышленни ков на Мурманском побере жье и доставляли в Архан гельск. Неблизким был путь, ненадежной потрепанная шхуна, но молодой моряк с честью выдержал испытания, и эго определило его даль нейшую судьбу, ПУТЬ НА МОСТИК В автобиографии Констаи. тин Лаврентьевич писал, что свою жизнь связал с рыбной промышленностью с 1923 го. да и. прежде чем стать капи таном, прошел многие сту пени рыбацкой науки Пять лет ходил матросом, потом помощником тралмейстера, ста ршим клішфнскншюм. Окончив Архангельский мор ской техникум в ' 1933 году, ЩІ!» 5 него выпускника. Не . такое объяснение — верно только отчасти. Хорошая морская подготовка, целеустремлен ность, знание дела, работа, как мы теперь говорим, не щадя себя— вот главное. Эти качества проявились и позд нее. когда экипажи трауле ров «Киров», «Семга» во главе с Константином . Л ав рентьевичем ставили рекор ды. Есть в трудовой книжке запись о смене деятельности. «В 1938 году н а значен замести телем начальника управления А р хангельского тр а лового флота». Чуть позже — тспо л н я ю щ и м обязанности на чальника. Подоб ными «перехода ми с места на ме сто» можно ТОЛЬ КО гордиться. Прежде чем подняться на та кую высоту, бы ли многие рейсы капитаном на «Мудьюжанин е», « П е л и к а н е», «К о л г у е в ц е». « Г о л ьф с т р и м е», командировка в Германию для приема построен ного по заказу Советского Сою за траулера и еще два больших плавания — из Севастополя в Архангельск, Капитанство К. Л. Б у р кова совпало по времени со стахановским движением на рыбном Мурмане. Нет. ему не удалось тогда достичь рекордных уловов кировцев. И может, лишь потому, что в 39-м году был призван в Военно-Морской флот — на чалась война с белофинна ми. БОЕВЫЕ ОР ДЕНА КАПИТАНА Орден Красного Знамени. «Был командиром тральіди- мыслового флота, — говорил командующий Северным ф ло том адмирал А. Г. Головко,— об ладали особенностями, которые выделяли их среди других мо ряков. Находясь на промысле по нескольку недель, команды траулеров привыкли к д л и тельному пребыванию в море, к штормам, которые так часты и сильны +*а Севере. Как мо ряки, они были подготовлены отлично. Выносливость и, как говорят, «втянутость а плава ние» — характерные черты рыбников-моряков. Вот почему они перешли от мирного к во енному труду в море и в ко роткое время научились вла деть оружием, разбираться в Ш Щ И 1 m* ■ шШ -т ШшШШ' m j * ШшШ Ш ж тактике противника и быстро находить правильное решение в любой трудной обстановке. Команды и командиры трауле ров зарекомендовали себя уме лыми и смелыми моряками». После в салоне траулера «Киров» была установлена мемориальная доска: «В со ставе Северного флота ак тивно участвовал в Великой Отечественной войне против немецко - фашистских за хватчиков. В боях за нашу Советскую Родину экипаж корабля 200 суток провел в дозоре, конвойных операци ях, уничтожил 20 мин, неод нократно отражал атаки вра жеской авиации». Об участии в боевых де лах соединения, в составе .которого воевал, Константин Лав'рентьевич пишет еще л а коничнее: .«...участвовал в боях с воздушными пирата ми (имею на счету сбитый самолет), подводной лодкоіі во время конвоирования, не сли дозор, выходили на бое вые траления, уничтожали мины, перебрасывали десант на территорию, занятую про тивником. При доставке бое запаса- на Рыбачий под об стрелом противника из бере говой артиллерии был тяже ло ранен осколком...» Отметим два момента нз этого короткого рассказа: бой с подводной лодкой и тяжелое ранение. Первое событие произо шло в начале декабря 1944 года. ТЩ-38 под командо ванием К. Л. Буркова в па ре с СКР -20 должен был обеспечить переход транс портов «Кама» и «Револю ция» из Кольского залива в Белое море. Столь слабое охранение объяснялось тем, что после разгрома фашис тов в Заполярье и ухода их флота из северных баз Фин ляндии и Норвегии обстано вка на наших морских путях значительно улучшилась. В течение последних полутора месяцев враг не нападал на сове тс кsіt! суд а . Из-за шторма, снижения скорости (низкое качество угля — трудно было удер живать давление пара в кот лах) командование приняло решение на разделение от ряда. «Кама» в сопровожде нии СКР -2 0 продолжала пе реход; с «Революцией», поч ти потерявшей ход. оставал ся ТЩ-38. Случилось это у Лицких островов. Команда тральщика бди тельно несла службу. Но надо 'учесть обстановку. По лярная ночь, штормовой ве тер, беспомощный транс порт... Он и был торпедиро ван вражеской подлодкой. Начался поединок между тральщиком и субмариной. Уверенные в своей победе, фашисты вели бой в надвод ном положении. Краснофлот цы под командованием капи тан-лейтенанта Буркова от ражали все атаки и в конце концов вынудили врага от ступить. Тяжелое ранение Констан тин Лаврентьевич получил, как он пишет, при доставке боеприпасов на Рыбачий. «Полярная правда» 24 июня 1943 года писала: «Кто в тра ловом не знал «коробки», на которой плавал капитаном Константин Лаврентьевич Бур ков! Бывалый моряк, он хо дил с широкие просторы Ба ренцева моря не только про мысловиком, но и исследова телем его; море учило его, и он был прилежным учеником. В один из последних нале тов на корабль напали 17 са молетов врага. Бомбы ложи лись у самого борта, и вода кругом бурлила как кипяток, но ни одна из сброшенных бомб не угодила в корабль: Бурков умело маневрировал, не прекращая огня по маши нам противника. ...После одного из сражений Буркова доставили в госпиталь с тяжелым ранением». Много часов врачи боро лись за жизнь командира, а потом — долгие месяцы в госпитале. Ему определили инвалидность, но он продол жал воевать, вести боевые вахты, даже когда отгремели залпы Победы. Только осе нью 1946 года ТЩ-38. вновь обретший прежнее на звание РТ -29 «Киров», вступил в строй промысло вого флота. И повел его в рейс Константин Лаврентье вич. На груди ветерана к орде ну Красного Знамени приба вились ордена Отечественной войны первой степени, два — Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Совет ского' Заполярья*. «За побе ду над Германией». В. ХРЯШКОВ (Окончание следует). « 8 сто. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 15 февраля 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz