Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

стал штурманом, а вскоро­ сти назначен капитаном. К последнему факту мы еще вернемся, а пока приве­ ду строки из газеты «За высокие уловы» — далекой предшественницы сегодня­ шнего «Рыбного Мурмана». В них — суть, почему судь­ ба Буркова-младшего сло­ жилась иначе, чем у отца. «♦♦♦В царской России он (Константин Лаврентьевич — Примеч. В. X.), кроме азбуки, не смог бы научиться ничему. Партия и Советская власть раскрыли перед ним, как и перед миллионами других со­ ветских людей, широкую до­ рогу к знаниям, к развитию своих талантов. Благодаря это­ му он стал передовым капита­ ном, уважаемым человеком на рыбном Мурмане...» Теперь о быстром про. фессиона.тыюм рос.гс моло­ дого специалиста. Я смотрел трудовую книжку Констан­ тина Лаврентьевича. С вкла­ дышем. Много места зани­ мают там пометь'!; о поощ­ рениях. а записи о смене . работы чисто морского свой­ ства: «Назначен штурманом на Р Т ..> , «...старшим штур­ маном...». «...капитаном...». Всего два года ходил К. Л. Бурков капитанским помощником. Если представить то вре­ мя — бурный рост рыбацко­ го флота, нехватка кадров— можно объяснить столь стре­ мительную карьеру вчераш- ка, участвовал в освобожде­ нии ' Петсамо (Печенги), за что награжден...», — пишет Константин Лаврентьевич. Ему в числе других пред.. стояло очистить фарватер к порту Линахамари. Очистить от мин, чтобы вслед за тральщиками могли безопа­ сно пройти корабли с десан­ том. Они потом и сами уча­ ствовали в десантной опера­ ции, проведенной так неожи­ данно и быстро, что против­ ник не успел закончить зав­ трак . В 1940 году в жизни Константина. Лаврентьевича произошло большое событие — он стал коммунистом. Недолгіімп были мирные вахты капитана Буркова па РТ -4 1 2 после демобилиза­ ции. На четвертый день Ве­ ликой Отечественной войны вновь поднялся он на ко­ мандирский мостик тральщи­ ка. В «Истории Мурманского тралового флота» отмечает­ ся, что Константин Лаврен­ тьевич воевал на ТЩ -3 8 — бывшем РТ «Киров», сменив прежнего командира А. И. Стрельбицкого. Отменно во­ евали прежние матросы, з а ­ сольщики, траловых дел ма­ стера. судоводители — зна­ токи рыбацких банок, меха­ ники... «Все моряки Северного про- Есть в Мурманске улица капитана Буркова. Понача лу, когда появилось это название, те, кто знает ис­ торию рыбного Мурмана, спрашивали: — Бурков? Какой? — и приводили имена известных промысловиков. УЛИЦА КАПИТАНА БУРКОВА Л ИШЬ после установле­ ния мемориальной до­ ски были поставлены все точки над «і». Текст на ней гласит: «Константин Л а ­ врентьевич Бурков... — ка­ питан тралового флота. Внес большой вклад в развитие рУ»ібиой промышленности Се­ вера» В областном краеведче­ ском музее хранятся пять орденов и три медали (семь наград боевых), знак капи­ тана дальнего плавания, удо­ стоверения к ним и другие документы прославленного рыбака Имя К. Л. Буркова упо­ минается во многих публи­ кациях, есть книги об опы­ те работы экипажей трауле­ ров, которыми он командо­ вал. К сожалению, мне не встретилось ни одного более пли менее полного рассказа о жизни, ратных и трудовых делах Константина Л аврен ­ тьевича. Возможно, эти стро­ га] хоть в некоторой степени восполнят пробел. В очерке, помимо прочих, использованы материалы се­ мейного архива Бурковых. Многое о своем муже пове­ дала Мария Владимировна — верный друг Константина Лаврентьевича. ПЕ Р ВОЕ ИСПЫТАНИЕ Поморское село Патраке- евка Архангельской области известно тем. что отсюда вышли многие прославлен­ ные мореходы. В Мурман­ ском траловом флоте труди­ лись. например, капитаны Степан Дмитриевич Копытов, Константин Лаврентьевич Бурков чьими именами наз­ ваны улицы города, Дмит­ рий Афанасьевич Бурков, другие Бурковы и Копыто- еы. оставившие заметный след в истории флота. Патракеевка в основном и состояла из домов где жили Бурковы и Копытовы. По- разному жили семьи. Ска­ жем. были Бурковы-су - девладельцы. хозяева об­ ширных складов, где все мо­ жно был» купить ДЛЯ рыбно­ го промысла. Были Бурко­ вы что чілп к К 60 - л етию трало в о г о флота Лицом к морю іокументальный очерк цам заработать кусок хлеба п покупали у хозяев, когда в кредит, когда с большой переплатой, необходимую для лова снасть.. Лаврентий ’ Федорович Бурков относился к послед­ ним На парусном судне хо­ дил он матросом на Мур­ ман за треской, пытаясь хоть как-то прокормить се­ мью, в которой сам — вось­ мой. Потом его. как более опытного, поставили на з а ­ солку рыбы. Выше этого он не поднялся. В семейном архиве Б у р ­ ковых есть фотография до­ революционного времени. На ней группа мужчин, кто в тройках или просто в доб­ ротных костюмах, у некото­ рых видны цепочки от часов. В заднем ряду в простои ко­ соворотке — вид совсем не праздничный — Лаврентий Федорович, Каждый, видно, одевался по доходу. Такая же участь была уго­ тована и Константину. В одиннадцать лет («Иные и в девять». — говорила Мария Владимировна) стал помо­ гать отцу, а в пятнадцать вышел в свое первое плава­ ние на парусной шхуне «Ан­ дромеда». Рейсы совершали по весне за зверем а летом принима­ ли -рыбѵ от промышленни­ ков на Мурманском побере­ жье и доставляли в Архан­ гельск. Неблизким был путь, ненадежной потрепанная шхуна, но молодой моряк с честью выдержал испытания, и эго определило его даль­ нейшую судьбу, ПУТЬ НА МОСТИК В автобиографии Констаи. тин Лаврентьевич писал, что свою жизнь связал с рыбной промышленностью с 1923 го. да и. прежде чем стать капи­ таном, прошел многие сту­ пени рыбацкой науки Пять лет ходил матросом, потом помощником тралмейстера, ста ршим клішфнскншюм. Окончив Архангельский мор­ ской техникум в ' 1933 году, ЩІ!» 5 него выпускника. Не . такое объяснение — верно только отчасти. Хорошая морская подготовка, целеустремлен­ ность, знание дела, работа, как мы теперь говорим, не щадя себя— вот главное. Эти качества проявились и позд­ нее. когда экипажи трауле­ ров «Киров», «Семга» во главе с Константином . Л ав ­ рентьевичем ставили рекор­ ды. Есть в трудовой книжке запись о смене деятельности. «В 1938 году н а­ значен замести­ телем начальника управления А р­ хангельского тр а­ лового флота». Чуть позже — тспо л н я ю щ и м обязанности на­ чальника. Подоб­ ными «перехода­ ми с места на ме­ сто» можно ТОЛЬ­ КО гордиться. Прежде чем подняться на та­ кую высоту, бы ­ ли многие рейсы капитаном на «Мудьюжанин е», « П е л и к а н е», «К о л г у е в ц е». « Г о л ьф с т р и м е», командировка в Германию для приема построен­ ного по заказу Советского Сою­ за траулера и еще два больших плавания — из Севастополя в Архангельск, Капитанство К. Л. Б у р ­ кова совпало по времени со стахановским движением на рыбном Мурмане. Нет. ему не удалось тогда достичь рекордных уловов кировцев. И может, лишь потому, что в 39-м году был призван в Военно-Морской флот — на­ чалась война с белофинна­ ми. БОЕВЫЕ ОР ДЕНА КАПИТАНА Орден Красного Знамени. «Был командиром тральіди- мыслового флота, — говорил командующий Северным ф ло­ том адмирал А. Г. Головко,— об­ ладали особенностями, которые выделяли их среди других мо­ ряков. Находясь на промысле по нескольку недель, команды траулеров привыкли к д л и ­ тельному пребыванию в море, к штормам, которые так часты и сильны +*а Севере. Как мо­ ряки, они были подготовлены отлично. Выносливость и, как говорят, «втянутость а плава­ ние» — характерные черты рыбников-моряков. Вот почему они перешли от мирного к во­ енному труду в море и в ко­ роткое время научились вла­ деть оружием, разбираться в Ш Щ И 1 m* ■ шШ -т ШшШШ' m j * ШшШ Ш ж тактике противника и быстро находить правильное решение в любой трудной обстановке. Команды и командиры трауле­ ров зарекомендовали себя уме­ лыми и смелыми моряками». После в салоне траулера «Киров» была установлена мемориальная доска: «В со­ ставе Северного флота ак ­ тивно участвовал в Великой Отечественной войне против немецко - фашистских за­ хватчиков. В боях за нашу Советскую Родину экипаж корабля 200 суток провел в дозоре, конвойных операци­ ях, уничтожил 20 мин, неод­ нократно отражал атаки вра­ жеской авиации». Об участии в боевых де­ лах соединения, в составе .которого воевал, Константин Лав'рентьевич пишет еще л а ­ коничнее: .«...участвовал в боях с воздушными пирата­ ми (имею на счету сбитый самолет), подводной лодкоіі во время конвоирования, не­ сли дозор, выходили на бое­ вые траления, уничтожали мины, перебрасывали десант на территорию, занятую про­ тивником. При доставке бое­ запаса- на Рыбачий под об­ стрелом противника из бере­ говой артиллерии был тяже­ ло ранен осколком...» Отметим два момента нз этого короткого рассказа: бой с подводной лодкой и тяжелое ранение. Первое событие произо­ шло в начале декабря 1944 года. ТЩ-38 под командо­ ванием К. Л. Буркова в па­ ре с СКР -20 должен был обеспечить переход транс­ портов «Кама» и «Револю­ ция» из Кольского залива в Белое море. Столь слабое охранение объяснялось тем, что после разгрома фашис­ тов в Заполярье и ухода их флота из северных баз Фин­ ляндии и Норвегии обстано­ вка на наших морских путях значительно улучшилась. В течение последних полутора месяцев враг не нападал на сове тс кsіt! суд а . Из-за шторма, снижения скорости (низкое качество угля — трудно было удер­ живать давление пара в кот­ лах) командование приняло решение на разделение от­ ряда. «Кама» в сопровожде­ нии СКР -2 0 продолжала пе­ реход; с «Революцией», поч­ ти потерявшей ход. оставал­ ся ТЩ-38. Случилось это у Лицких островов. Команда тральщика бди­ тельно несла службу. Но надо 'учесть обстановку. По­ лярная ночь, штормовой ве­ тер, беспомощный транс­ порт... Он и был торпедиро­ ван вражеской подлодкой. Начался поединок между тральщиком и субмариной. Уверенные в своей победе, фашисты вели бой в надвод­ ном положении. Краснофлот­ цы под командованием капи­ тан-лейтенанта Буркова от­ ражали все атаки и в конце концов вынудили врага от­ ступить. Тяжелое ранение Констан­ тин Лаврентьевич получил, как он пишет, при доставке боеприпасов на Рыбачий. «Полярная правда» 24 июня 1943 года писала: «Кто в тра­ ловом не знал «коробки», на которой плавал капитаном Константин Лаврентьевич Бур­ ков! Бывалый моряк, он хо­ дил с широкие просторы Ба­ ренцева моря не только про мысловиком, но и исследова­ телем его; море учило его, и он был прилежным учеником. В один из последних нале­ тов на корабль напали 17 са молетов врага. Бомбы ложи­ лись у самого борта, и вода кругом бурлила как кипяток, но ни одна из сброшенных бомб не угодила в корабль: Бурков умело маневрировал, не прекращая огня по маши­ нам противника. ...После одного из сражений Буркова доставили в госпиталь с тяжелым ранением». Много часов врачи боро­ лись за жизнь командира, а потом — долгие месяцы в госпитале. Ему определили инвалидность, но он продол­ жал воевать, вести боевые вахты, даже когда отгремели залпы Победы. Только осе­ нью 1946 года ТЩ-38. вновь обретший прежнее на­ звание РТ -29 «Киров», вступил в строй промысло­ вого флота. И повел его в рейс Константин Лаврентье­ вич. На груди ветерана к орде­ ну Красного Знамени приба­ вились ордена Отечественной войны первой степени, два — Красной Звезды, медали «За отвагу», «За оборону Совет­ ского' Заполярья*. «За побе­ ду над Германией». В. ХРЯШКОВ (Окончание следует). « 8 сто. «РЫБНЫЙ МУРМАН » 15 февраля 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz