Рыбный Мурман. 1980 г. Февраль.

ж Если вам нужна помощь... В ПОСЛЕДНИЕ годы осо­ бенно много внимания уделяется соблюдению норм техники безопасности. Знание этих норм — одно из первейших условий при по­ ступлении на любое произ­ водство. Тем более важно знание норм и правил техни­ ки безопасности в море, специалисты промысловых флотов ежегодно проходят переаттестацию. Такой же проверке подвергаются ко­ мандиры судов при назначе­ нии на новую должность. Это вызвано и необходимостью освежить в памяти знания по технике безопасности, и по­ явлением новых инструкций, которые моряку знать необ­ ходимо. Все это так. Но регуляр­ ная проверка знаний поста­ вила ряд проблем и, прежде всего. — нехватка времени. ...Судно пришло в порт. Время стоянки, как прави­ ло. ограничено сдачей рыбо­ продукции, подготовкой суд­ на к новому рейсу (если не планируется ремонт). Спе­ циалисты расходятся по от­ делам, чтобы отчитаться полностью за рейс, а если нет подмены, то, случается, и дома некогда побывать. Отчеты отчетами, но неко­ торые командиры судна — то ли в связи с передвиже­ нием на новую должность, то ли у . кого 'срок переаттес­ тации подошел — должны освежить своп знания по технике безопасности и сдать правила и нормы во флот­ ских отделах. Где брать ли- гературу, где готовиться, где предварительно оценить свои знания? Эти вопросы и побудили создать в 1976 году кабинет техники безо­ пасности Всесоюзного объ­ единения «Севрыба». Именно здесь удалось со­ средоточить всю необходи­ мую литературу: межотрас­ левые и отраслевые норма, ‘іівные документы (до 500 экземпляров). Службами техники безопасности флотов разработаны вопросники для переаттестации по 23 флот­ ским специальностям (с ук а­ занием источника информа­ ции). Билеты составлены по методу готовых ответов. Про­ верить свои знания специа­ лист может самостоятельно с помоіцыо электронно-обучаю­ щей машины ЭОМ-3. Про­ верка заканчивается подпи­ санием протокола, без чего отделы техники безопаснос­ ти переаттестацию не прово­ дят. К услугам моряков на­ глядные пособия, совершен­ ствующиеся из года в год. Одна из таких новинок — электрический стенд, обору­ дованный курсантами и пре­ подавателями Мурманского высшего инженерного мор­ ского училища имени Ленин­ ского комсомола. По итогам социалистиче­ ского соревнования кабинет техники безопасности Север­ ного бассейна занял первое место, о чем свидетельству­ ет Почетная грамота ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности. По главное заключается в том, что случаи нарушения техники безопасности сокра­ тились, а сами моряки по­ верили в необходимость и полезность кабинета. Об этом говорит и то, что значитель­ но увеличилось число посе­ щающих кабинет подготовки. А. ПАШКОВСКАЯ, за­ ведующая кабинетом тех- ники безопасности ВРПО «Севрыба». В 9 ЧАСОВ УТРА меня­ ется вахта портового надзора. Пятиминутка в кабинете капитана порта. Замечания сменяющегося на­ чальника смены. Вопросы заступающего. Заступает смена Николая Матвеевича Золотовского. Капитан по прописке судов Николай Павлович Фролов, капитан по проверке Влади­ мир Сергеевич Нечаев. Остальные докладывают об­ становку по телефону. Ведь два участка из пяти нахо­ дятся далеко на южных при­ чалах и пирсе нефтебазы, В 10 часов Николай Мат­ веевич обходит причалы. Это его правило: увидеть об­ становку своими глазами, проверить самому, везде ли соблюдаются правила без­ опасности стоянки судов. Погода была не из прият­ ных. Временами невидимое во мраке полярной ночи н е­ бо выстреливало снежными зарядами. И тогда громады кораблей едва вырисовыва­ лись в мельтешащей белой пелене. Но опытный глаз Золотовского подмечает все. Сетка под трапом заведена правильно, количество швар­ товов соответствует погоде и числу корпусов, вахта на месте. Моіі вопрос, почему в кабинете не сидит, удивляет Золотовского. — Да ведь в скверную погоду самая нам работа. Вот, например, причалы с восьмого по одиннадцатый. В шторм за ними особый надзор нужен. Больше чем в один корпус суда ставить нельзя. А уж из кабинета я даю указания диспетчерам. Все причалы он знает как свои пять пальцев. — Вот там на углу но­ вую швартовую тумбу ста­ вить начали. Эга покрепче будет, — указал он в тем­ ноту, где угол причала едва различался на фоне лосня­ щейся воды. На втором участке загл я­ нул к инспектору Николаю Ивановичу Овчарову. Сделал замечание относительно вне­ шнего вида. На 34-м причале хлопочет инспектор Сергей Николае­ вич Таничев. С ним четверо береговых матросов. Доло­ жил Золотовскому обстанов­ ку. Обеспечивает безопас­ ность «тшвартовки БМРТ «Большевик». Возвращаемся в здание портнадзора. Нарушений портовых правил не обнару­ жено. Хочу услышать рассказ о каком-нибудь происшествии. Николай Матвеевич пожима­ ет плечами: происшествия бывают редко. Вспомнил по­ следнее. Сейнер «Таймень», отходя от причала на Аб­ рам-Мысе при малой воде, сел на мель. Золотовскпй на катере прибыл к месту про­ и сшестви я. Выяснил причи­ ну. Оказалось, при отходе ;капитан не учел обстановку. Обошлось без осложнений. Подождали прилива и тут же катером помогли сняться с мели. А бывало и такое. Посту­ пил сигнал о том, что на од­ ном из траулеров Архан­ гельского тралфлота, отхо­ дившего на промысел, поя­ вились нетрезвые члены команды. Судно задержали. Золотовскпй сам проверил. Выявил 11 моряков под вин­ ными парами. Меры были приняты строгие. Николай Матвеевич скуп на рассказы о себе. И все же мне удалось узнать о нем многое. Родился в семье шкипера. Дед был помором, прадед — тоже. Промышля­ ли рыбу на карбасах, елах, шняках. В 1946 году поступил на курсы судоводителей 200- тонников. Потом окончил курсы штурманов малого плавания. Но и это его не удовлетворило. Подал доку­ менты на заочное отделение Мурманского мореходного училища. В 1965 году успе­ шно окончил... С 1960 года Николай Матвеевич работает в портнадзоре Мурманского рыбного порта начальником смены. ...После обхода причалов у Николая Матвеевича масса дел. Оформление прописки судов. Связь с диспетчерами флотов и порта. Нужно быть постоянно в курсе обстанов­ ки в порту. Следить за со­ стоянием погоды. В случае неблагоприятной сводки успеть пересосредоточить суда. А на отходе сегодня 8 ко­ раблей. Все разные, от транспортного рсфрижера- ПОРТНАДЗОР — зна чи т б е з о п а с но с т ь ф К о р а б л и в порту под строгим н а д зор ом ф И внешний вид с у д ­ на — з а б о т а п о р т н а д ­ зор а ф « Ц е л ь нашей р а б о ­ ты — не карать, а по­ мочь...» Сызмальства познакомил­ ся с морем и Николай. Хо­ дил в море зуйком. Потом назначили матросом на кол­ хозном сейнере, что базиро­ вался в Териберке. Там и застала война. В начале 1942 года ушел на фронт. Оборонял Советское Заполярье в составе 10-йг гвардейской стрелковой диви­ зии. Сдерживал егерей на Западной Лице, выбивал нх из Печенги и Кнркенеса. Ко­ гда враг был изгнан из З а ­ полярья, дивизию перебро­ сили на Второй Белорусский фронт. З а два месяца до окончания войны Николая Золотовского тяжело ранило. Немецкий снаряд разорвался почти в двух метрах. Ранены обе ноги и рука, ожоги, кон­ тузия... 10 месяцев по гос­ питалям. Выписался инвали­ дом третьей группы. Но не собирался сдаваться перед недугом. гора «Франс Галс» до порто­ вого буксира «Спутник». Уже три года в Мурман­ ском рыбном порту практи­ куемся прописка непосредст­ венно па судах. Эго очень удобно для моряков. Только беда в том, что заявки на отход судов капитаны пода­ ют в основном в ночное вре­ мя. Это невыгодно самим же морякам. Понятно стремле­ ние поскорее выйти на про­ мысел. Но в интересах са­ мих ж е моряков выйти в мо­ ре отдохнувшими и подго­ товленными. Р ассказывает капитан Мурманского рыбного порта Дмитрий Яковлевич Калю- гин: « За последнее время технические условия и под­ готовленность экипажей к борьбе- за живучесть судна значительно возросли. ' Но есть еще отдельные случаи нерадивости Однако цель нашей работы не карать, а помочь экипажам подгото­ виться к схватке со стихией. Именно так и поступает Зо- лотовскнн. В его действиях чувствуется доброжелатель ность. Обнаружив какое-ли­ бо упущение па судне, Ни­ колай Матвеевич дает воз­ можность и справить. его. В то же время он нетерпим к разгильдяйству. Его провер­ ки всегда отличаются высо­ ким качеством». Секретарь парторганиза­ ции службы капитана порта Леонид Давыдович Соловь­ ев отозвался о Золотовском как об активном и прннци- | пиальном коммунисте. В | 1973 году Николай Матвее­ вич Золотовскпй окончил университет марксизма-ле­ нинизма при Мурманском городском комитете КПСС. Он член базового комитета профсоюза. Активно участ­ вует в охране общественного порядка. Дружинник с со­ лидным стажем. Возьмем по­ следний абзац из служебной характеристики Золотовско­ го. «...Неоднократно награж ­ дался почетными грамотами и денежными премиями, имеет благодарности. На­ гражден значками: «Отлич­ ник социалистического со­ ревнования рыбноіі промыш­ ленности СССР». «Ветеран труда», «Почетный порто­ вик», «Ударник девятой пя­ тилетки», награжден юби­ лейной медалью «За доблест­ ный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Е. АВГУСТИНОВИЧ. На снимке: Н. М. Золо- товский. Фото автора. ІІІШІІШІІІІІІШІІІІІІІІШІІШІІШІІІІІІШІІШІШІШІІШІІІІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІІІІІШІІІШШІІІШПІІІІІШІНІІІІІШІІІШІІІІІІІІІІШМІШІІІІІІІМІІШІІІІІІІІІНІІ ПЛАВА ТЬ БЕЗ АВАРИЙ Б ОЛЕЕ 6 00 представи­ телей флотов Северно­ го рыбопромышленно­ го бассейна собрались во Дворце культуры имени С. М. Кирова на расширен­ ное совещание командного состава судов, инженерно- технических работников и специалистов служб, посвя­ щенное безопасности море­ плавания. Совещание открыл замес­ титель начальника ВРПО «Севрыба» К. Н. Шапова­ лов. С докладом «О состоянии аварийности в бассейне в 1979 году, мерах ее преду­ преждения и их эффектив­ ности» выступил начальник отдела мореплавания, связи и .электрорадионавигации В. Д. Демяненко. Содоклад о выполнении судовладельцами организа­ ционно - технических меро­ приятий по улучшению тех­ нической эксплуатации фло­ та и предупреждению ава­ рийности сделал начальник отдела судоремонта и тех­ нической эксплуатации В. И. Кривощекин. «О состоянии пожарной безопасности в бассейне» — тема содоклада начальника бассейновой морской пожар­ но-технической инспекции А. А. Пудова. Об эффективности мер по борьбе с аварийностью судо­ вых технических средств в Мурманском траловом флоте рассказал заместитель на­ чальника механико-судовой службы Е. В. Терсинских, о флотских учениях по борьбе за живучесть судов — руко­ водитель промыслового рай­ она К. И. Буданов. Опытом работы по орга­ низации общесудовой и штур­ манской службы ' на БАТ «Адмирал Головко» поделил­ ся капитан-директор этого судна В. А. Кацалуха. На совещании выступили начальник экспедиционного отряда аварийно-спасатель­ ных н подводно-технических работ Н. В. Коваленко, за­ ведующий сектором ЦПКТБ А. Д. Исаченко, капитан Мурманского морского рыб­ ного порта Д. Я Калюгии, начальник «Севгосрыбфлот- инспекции» Ю. М. Уткин и другие. Участники совещания при­ няли обращение к экипажам судов и специалистам служб рыбной промышленности Се­ верного бассейна, в котором призвали добиться ликвида­ ции аварийности на судах, повышения роли и ответст­ венности судовых коллекти­ вов и береговых служб флаг­ манских специалистов в обе­ спечении безопасного плава. ■ ния и эффективной работы флота рыбной промышлен­ ности Северного бассейна. Материалы с совещания будут опубликованы в «Рыб­ ном Мурмане». шшіішііііішіііпшішііііішішііітіишинііишішіііітиіишіііиіішіііішіііііііішішіиіішшііііішіііиишшіінііішіипшиііііішііііішііііііі 15 февраля 1980 г. «РЫБНЫЙ МУРМАН » <§ 7 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz