Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.
в № 34 еженедельника была оЛубликовапа статья «Станет путь короче». Е е автор, старший и нж ен ер отдела добычи М урманского тралового флота А . Новиков, поднимает некоторые проблемы, связанные с эффектив ностью ис?юлъзования рыбопромыслового флота. В ч а стности, автор делится мы сл ям и о том , к а к в наиболее короткие сроки определить п р ичи ны неравномерной ра боты судов, затрагивает вопросы подготовки специалис тов по добыче рыбы . На выступление А . Новикова откликнулись специалис ты флотов («Рыбный Мурман» № 41, 42). Сегодня мы продолжаем обсуждение статьи. В разгово ре за «круглым столом» принимают участие работники Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севры- ба». В. И. ЦУКАЛОВ, началь ник отдела промышленного рыболовства: — Давайте возьмем одну из последних сводок по р а боте судов, ведущих облов мойвы в Баренцевом море, и проанализируем результаты этой работы за одни только сутки. На большом морозильном траулере «Достоевский» Мур манского тралового флота поднято на борт 2 0 0 центне ров рыбы. На других трал- флотовских БМ Р Т — «Кос мос» и «Ижевск» — добыто соответственно 240 и 152 центнера. Наконец, экипаж БМ РТ «Большевик» объеди нения «Мурманрыбпром» взял в этот день 3 4 0 центне ров сырья. Такая работа, естественно, удовлетворить нас не может. Однако я бы не спешил здесь говорить о неравномерности работы су дов, о которой, в частности, пишет в своей статье А. Но виков. Дескать, все суда не могут работать одинаково хорошо па промысле... Вот тут и возникает воп рос: а почему не могут? Вернемся к названным мною судам н «расшифруем» при чины их неудач в работе. С БМ РТ «Достоевский» сооб щают: в работе находятся два аммиачных компрессора из трех. Мало того, на трау лере — лишь один маши нист рыбомучной установки... БМ РТ «космос». Здесь в неудовлетворительном состо янии находятся газотурбона- гнетателн, нет запасной фор сунки... На «Большевике» — выход из строя вспомога тельного днзель-генсратора. Стало быть, пресловутая «неравномерность» начинает ся на берегу. И ее во многих случаях можно избежать, ес ли экипаж и судно еще в пор ту будут должным образом подготовлены к работе на промысле. В. ГІ. ЖУКОВ, старший инженер отдела промышлен ного рыболовства: — Мы провели анализ ра боты судов на облове путас су за август и выявили та кую картину. 34 процента от всех потерь промыслового времени приходится на ре монт судовых Механизмов и технологического оборудова ния. Второе и третье места (по 16 процентов) в этом не веселом перечне потерь з а нимают некачественная под готовка судов к промыслу, незапланированные хозяйст венные работы. В. И. ЦУКАЛОВ: — Еще недавно далеко не все промысловые суда были оснащены приборами контро ля орудий лова. Недоставало нам пелагических, канатных тралов. Словом, у экипажей действительно было немало объективных предпосылок для неравномерной работы. Теперь другое дело. Все суда оснащены современны ми приборами, тралами. На фабрике орудий лова функ ционирует даже так называ емый цех полуфабрикатов, где трал полностью подготав ливают к работе. Мне могут возразить: дес кать, существуют объектив ные трудности, связанные с обеспеченней судов необхо димым оборудованием, зап- частям!?. Да и ремонтники допускают порой брак в ра- НА Б Е Р Е Г У И В М О Р Е С е р ь ё з н ы м р а з і о ш о р выбор при формировании команд В. А. богаче. боте. Но вот мне вспоминают ся такие «старые» капитаны, как В. Б. Баркан, В. И. Ду- бовпцкнй, некоторые другие. Они, бывало, не выіідут в мо ре, пока не убедятся, что их судно в «полной боевой го товности». И теперь я вправе спро сить — что заставило капи тан-директоров больших мо розильных траулеров «Досто евский» и «Космос» выйти в море с заведомо неисправ ным оборудованием и без комплекта запасных частей к нему? Или почему капнтан- дирсктор «Ижевска» еще на берегу не поставил принци пиально вопрос о том, что на борту лишь один маши нист РМУ да и тот не имеет опыта работы на судах дан ного типа? Вот н получается, что не редко на берегу командиры производства не хотят те рять время на решение ор ганизационных вопросов (мол, как-нибудь «пронесет», а нет — разберемся на месте). Но море но то место, где следу ет производить разборы. Там работать надо, каждая мину та на счету, Думаю, в силах капитанов если не ликвиди ровать вообще, то уж во всяком случае сократить «статьи потерь», о которых только что шла речь. Словом, я считаю, что су довые специалисты, работни ки береговых служб должны более принципиально подхо дить ко всему, что связано с подготовкой судна для ра боты на промысле. В. В. КОЗЛОВ, главный механик отдела промышлен ного рыболовства: — Конечно, нельзя списы вать на «неравномерность» все без исключения издерж ки производства, неумение решить те или иные органи зационные вопросы. И все же, мне думается, автор статьи прав, предлагая «по ручить» электронно-вычисли тельной машине (ЭВМ) про водить учет и анализ рабо ты флота. ЭВМ, кстати ска зать, поможет оперативно выявить и «обсчитать» все наши промахи и ошибки. А значит, мы скорее примем меры к их устранению. Свод ки же, которыми мы сейчас пользуемся, поступают с опозданием на сутки, когда острота того пли иного воп роса снижается. Будет своевременным заме чание, что специалисты Цен трального проектно-конструк торского и технологического бюро (ЦПКТБ) разработали и готовят к внедрению комплек сную программу оперативно го управления флотом. II те перь все зависит от того, на сколько быстро и успешно пройдут промышленные ис пытания и дальнейшее внед рение программы. В. А . ИЛ ГУ НАС, началь ник промыслового района: — Мне хотелось бы кос нуться теперь другого нема ловажного вопроса, затрону того автором статьи, — под готовки специалистов по до быче рыбы. Мы располага ем учебным судном «Кола», на котором моряки познают «азы» рыбацк'ого искусства. Но этого, конечно, мало. И если капитан беспокоится о том, как он будет выполнять производственный план, он должен для обучения исполь зовать п переходы. Ни для кого не секрет — за время перехода можно всю без ис ключения команду обучить работе с орудиями лова. Я ходил капитаном и пом ню, как каждый переход на промысел становился у нас на судне подготовительным семестром для молодых ры баков. И если даже мы вы ходили к рейс с опытной в основном командой, то и в этом случае перед приходом па промысел мы проводили два-три учебных замета с тем, чтобы освежить в памя ти приему работы и воіітн, что называется, в форму. Р е зультаты подготовки были налицо: наши моряки не только овладели приемами лова, но и могли отремонти ровать трал или невод. Од нажды мы допустили серьез ное повреждение кошелько вого невода — порыв по дли не порядка 1 0 0 метров. Тем не менее команда быстро сумела его ликвидировать, и к утру мы уже снова ловили рыбу. II я считаю, что лучше всего устанавливать «школь ную парту» непосредственно на рабочем месте, где судо вые специалисты в реальной обстановке могут передать свой опыт новичкам и тем, кто не имеет навыков работы с орудиями лова. В. В. КОЗЛОВ: •— Мне все ж е хотелось бы косн 5 ’ться теоретической подготовки. Н ельзя ведь за бывать, что современный трал — это сложное «соору жение». В объединении «Сев- рыба» функционирует посто янно действующий семинар. Ведет его главный конструк тор одного из отделов ЦГІКТБ Э. П. Григорьев. Ду маю, было бы полезно обо гатить занятия этого семина ра практической работой и показом учебных кинофиль мов по работе с орудиями лова, о чем и пишут А. Но виков в своей статье и авто ры откликов на нее. На флотах, конечно, про водится определенная работа по подготовке добытчиков, однако она порой усложняет ся обстоятельствами, на ко торых хотелось бы остано виться несколько подробнее в нашем разговоре. Скажем, зачастую экипа жи судов комплектуются не правильно. Это особенно ха рактерно дл я летнего перио да, когда моряки всеми прав дами п неправдами рвутся в отпуска. Вот и получается, что в экипаже либо одни об работчики, либо добытчики. А разбираться опять же при ходится в море. И терять при этом время на обучение приемам работы. Считаю, от делы кадров должны подхо дить к вопросам комплекта ции команд более продуман но и серьезно. Далее. Ни для кого не сек рет, что матросы в зимний период стараются уйти с па лубы — туда, где потеплей, на рыбофабрнку. В связи с этим в отделах кадров стали даже делать на карточках матросов специальные помет ки — .«добытчик» или «об работчик». для того чтобы администрация судна четко знала, кто имеет опыт рабо ты с орудиями лова, и ис пользовала бы человека по назначению. Однако это лишь полумера. Ведь если матрос не хочет работать на палубе, он сумеет обойти подобную «рогатку». Необходимо несколько по высить оплату труда палуб ной команды, «Перебежчи ки» исчезнут, а число ж е л а ющих работать на палубе увеличится. Стало быть, и будет ИЛГУНАС: — Мне бы хотелось не сколько расширить геогра фию вопроса. Ведь если мы говорим об эффективности использования флота, то сле дует сказать и о подготовке судоводительского состава. Опыт приходит с сединой, а у молодых капитанов не все гда все получается. Вот показательный, на мой взгляд, пример. Среднетон нажный траулер «Гироскоп» Мурманского рыбакколхоз- союза попал в аварийную си туацию. Судно дало крен, трюм залило водой. И если бы капитан ходил раньше на этом судне и знал его осо бенности, то он поставил бы траулер кормой на ветер н тем самым предотвратил увеличение крена. А так при шлось срезать дорогостоя щий невод. Еще случай. По неопыт ности капитана другого сред нетоннажного судна — <•Лихула» Архангельского рыбакколхозсоюза была утрачена сливная часть ко шелькового невода. При шлось траулеру бежать в порт... Если бы на данных судах находились опытные настав ники, то этих примеров, ка:: и многих других, мне не пришлось бы приводить. У нас яге на флотах бассейна за последние годы резко со кратился штат капнтанов-на- ставников. Кстати’, то же са мое можно сказать и о дру гих флагманских службах. В Мурманском траловом флоте, например, группу флагманских специалистов по добыче сократили с 11 до 5 человек А ведь флог вырос, условия работы неиз меримо усложнились. Ду маю, такая «экономия» на на ставниках ведет к прямым и серьезным потерям в море. Тем более что многие из флагманских специалистов после «сокращения» перехо дят работать в управленче ский аппарат. На снимке: <круглого сю ла». Фото Б. Щукина. г ■ участники Идет дис- И ТАК, участники разговора за «круглым столом» вы сказали свои суждения по вопросам, поднятым в статье. Однако, прежде чем подвести итог обсуждения, хотелось бы, чтобы капитаны судов выразили свое мне ние на страницах газеты о том, как готовятся суда к вы ходу в море, с какими трудностями приходится им при этом сталкиваться на берегу. Хотелось бы также, чтобы о своей работе над програм мой по оперативному управлению флотом рассказали спе циалисты ЦПКТБ. В конечном итоге решение всех тех вопросов, которые обсудили участники «круглого стола» ВРПО «Севрыба» н редакции «Рыбного Мурмана», поможет улучшить рабо ту наших промысловых флотов, усилит эффект борьбы за максимальный выпуск пищевой продукции. Борьбы, ко торую изо дня в день ведут труженики моря, неся предх‘, съездовскую трудовую вахту. Вели беседу В. РЕЗНИКОВ и В. ЧИСНИКОВ. • 6 стр. '~г «РЫБНЫЙ МУРМАН» .. ..... ...................... т.. '5 декабря 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz