Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.

в № 34 еженедельника была оЛубликовапа статья «Станет путь короче». Е е автор, старший и нж ен ер отдела добычи М урманского тралового флота А . Новиков, поднимает некоторые проблемы, связанные с эффектив­ ностью ис?юлъзования рыбопромыслового флота. В ч а­ стности, автор делится мы сл ям и о том , к а к в наиболее короткие сроки определить п р ичи ны неравномерной ра­ боты судов, затрагивает вопросы подготовки специалис­ тов по добыче рыбы . На выступление А . Новикова откликнулись специалис­ ты флотов («Рыбный Мурман» № 41, 42). Сегодня мы продолжаем обсуждение статьи. В разгово­ ре за «круглым столом» принимают участие работники Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севры- ба». В. И. ЦУКАЛОВ, началь­ ник отдела промышленного рыболовства: — Давайте возьмем одну из последних сводок по р а­ боте судов, ведущих облов мойвы в Баренцевом море, и проанализируем результаты этой работы за одни только сутки. На большом морозильном траулере «Достоевский» Мур­ манского тралового флота поднято на борт 2 0 0 центне­ ров рыбы. На других трал- флотовских БМ Р Т — «Кос­ мос» и «Ижевск» — добыто соответственно 240 и 152 центнера. Наконец, экипаж БМ РТ «Большевик» объеди­ нения «Мурманрыбпром» взял в этот день 3 4 0 центне­ ров сырья. Такая работа, естественно, удовлетворить нас не может. Однако я бы не спешил здесь говорить о неравномерности работы су­ дов, о которой, в частности, пишет в своей статье А. Но­ виков. Дескать, все суда не могут работать одинаково хорошо па промысле... Вот тут и возникает воп­ рос: а почему не могут? Вернемся к названным мною судам н «расшифруем» при­ чины их неудач в работе. С БМ РТ «Достоевский» сооб­ щают: в работе находятся два аммиачных компрессора из трех. Мало того, на трау­ лере — лишь один маши­ нист рыбомучной установки... БМ РТ «космос». Здесь в неудовлетворительном состо­ янии находятся газотурбона- гнетателн, нет запасной фор­ сунки... На «Большевике» — выход из строя вспомога­ тельного днзель-генсратора. Стало быть, пресловутая «неравномерность» начинает­ ся на берегу. И ее во многих случаях можно избежать, ес­ ли экипаж и судно еще в пор­ ту будут должным образом подготовлены к работе на промысле. В. ГІ. ЖУКОВ, старший инженер отдела промышлен­ ного рыболовства: — Мы провели анализ ра­ боты судов на облове путас­ су за август и выявили та­ кую картину. 34 процента от всех потерь промыслового времени приходится на ре­ монт судовых Механизмов и технологического оборудова­ ния. Второе и третье места (по 16 процентов) в этом не­ веселом перечне потерь з а ­ нимают некачественная под­ готовка судов к промыслу, незапланированные хозяйст­ венные работы. В. И. ЦУКАЛОВ: — Еще недавно далеко не все промысловые суда были оснащены приборами контро­ ля орудий лова. Недоставало нам пелагических, канатных тралов. Словом, у экипажей действительно было немало объективных предпосылок для неравномерной работы. Теперь другое дело. Все суда оснащены современны­ ми приборами, тралами. На фабрике орудий лова функ­ ционирует даже так называ­ емый цех полуфабрикатов, где трал полностью подготав­ ливают к работе. Мне могут возразить: дес­ кать, существуют объектив­ ные трудности, связанные с обеспеченней судов необхо­ димым оборудованием, зап- частям!?. Да и ремонтники допускают порой брак в ра- НА Б Е Р Е Г У И В М О Р Е С е р ь ё з н ы м р а з і о ш о р выбор при формировании команд В. А. богаче. боте. Но вот мне вспоминают­ ся такие «старые» капитаны, как В. Б. Баркан, В. И. Ду- бовпцкнй, некоторые другие. Они, бывало, не выіідут в мо­ ре, пока не убедятся, что их судно в «полной боевой го­ товности». И теперь я вправе спро­ сить — что заставило капи­ тан-директоров больших мо­ розильных траулеров «Досто­ евский» и «Космос» выйти в море с заведомо неисправ­ ным оборудованием и без комплекта запасных частей к нему? Или почему капнтан- дирсктор «Ижевска» еще на берегу не поставил принци­ пиально вопрос о том, что на борту лишь один маши­ нист РМУ да и тот не имеет опыта работы на судах дан­ ного типа? Вот н получается, что не­ редко на берегу командиры производства не хотят те­ рять время на решение ор­ ганизационных вопросов (мол, как-нибудь «пронесет», а нет — разберемся на месте). Но море но то место, где следу­ ет производить разборы. Там работать надо, каждая мину­ та на счету, Думаю, в силах капитанов если не ликвиди­ ровать вообще, то уж во всяком случае сократить «статьи потерь», о которых только что шла речь. Словом, я считаю, что су­ довые специалисты, работни­ ки береговых служб должны более принципиально подхо­ дить ко всему, что связано с подготовкой судна для ра­ боты на промысле. В. В. КОЗЛОВ, главный механик отдела промышлен­ ного рыболовства: — Конечно, нельзя списы­ вать на «неравномерность» все без исключения издерж­ ки производства, неумение решить те или иные органи­ зационные вопросы. И все же, мне думается, автор статьи прав, предлагая «по­ ручить» электронно-вычисли­ тельной машине (ЭВМ) про­ водить учет и анализ рабо­ ты флота. ЭВМ, кстати ска­ зать, поможет оперативно выявить и «обсчитать» все наши промахи и ошибки. А значит, мы скорее примем меры к их устранению. Свод­ ки же, которыми мы сейчас пользуемся, поступают с опозданием на сутки, когда острота того пли иного воп­ роса снижается. Будет своевременным заме­ чание, что специалисты Цен­ трального проектно-конструк­ торского и технологического бюро (ЦПКТБ) разработали и готовят к внедрению комплек­ сную программу оперативно­ го управления флотом. II те­ перь все зависит от того, на­ сколько быстро и успешно пройдут промышленные ис­ пытания и дальнейшее внед­ рение программы. В. А . ИЛ ГУ НАС, началь­ ник промыслового района: — Мне хотелось бы кос­ нуться теперь другого нема­ ловажного вопроса, затрону­ того автором статьи, — под­ готовки специалистов по до­ быче рыбы. Мы располага­ ем учебным судном «Кола», на котором моряки познают «азы» рыбацк'ого искусства. Но этого, конечно, мало. И если капитан беспокоится о том, как он будет выполнять производственный план, он должен для обучения исполь­ зовать п переходы. Ни для кого не секрет — за время перехода можно всю без ис­ ключения команду обучить работе с орудиями лова. Я ходил капитаном и пом­ ню, как каждый переход на промысел становился у нас на судне подготовительным семестром для молодых ры ­ баков. И если даже мы вы ­ ходили к рейс с опытной в основном командой, то и в этом случае перед приходом па промысел мы проводили два-три учебных замета с тем, чтобы освежить в памя­ ти приему работы и воіітн, что называется, в форму. Р е ­ зультаты подготовки были налицо: наши моряки не только овладели приемами лова, но и могли отремонти­ ровать трал или невод. Од­ нажды мы допустили серьез­ ное повреждение кошелько­ вого невода — порыв по дли­ не порядка 1 0 0 метров. Тем не менее команда быстро сумела его ликвидировать, и к утру мы уже снова ловили рыбу. II я считаю, что лучше всего устанавливать «школь­ ную парту» непосредственно на рабочем месте, где судо­ вые специалисты в реальной обстановке могут передать свой опыт новичкам и тем, кто не имеет навыков работы с орудиями лова. В. В. КОЗЛОВ: •— Мне все ж е хотелось бы косн 5 ’ться теоретической подготовки. Н ельзя ведь за ­ бывать, что современный трал — это сложное «соору­ жение». В объединении «Сев- рыба» функционирует посто­ янно действующий семинар. Ведет его главный конструк­ тор одного из отделов ЦГІКТБ Э. П. Григорьев. Ду­ маю, было бы полезно обо­ гатить занятия этого семина­ ра практической работой и показом учебных кинофиль­ мов по работе с орудиями лова, о чем и пишут А. Но­ виков в своей статье и авто­ ры откликов на нее. На флотах, конечно, про­ водится определенная работа по подготовке добытчиков, однако она порой усложняет­ ся обстоятельствами, на ко­ торых хотелось бы остано­ виться несколько подробнее в нашем разговоре. Скажем, зачастую экипа­ жи судов комплектуются не­ правильно. Это особенно ха­ рактерно дл я летнего перио­ да, когда моряки всеми прав­ дами п неправдами рвутся в отпуска. Вот и получается, что в экипаже либо одни об­ работчики, либо добытчики. А разбираться опять же при­ ходится в море. И терять при этом время на обучение приемам работы. Считаю, от­ делы кадров должны подхо­ дить к вопросам комплекта­ ции команд более продуман­ но и серьезно. Далее. Ни для кого не сек­ рет, что матросы в зимний период стараются уйти с па­ лубы — туда, где потеплей, на рыбофабрнку. В связи с этим в отделах кадров стали даже делать на карточках матросов специальные помет­ ки — .«добытчик» или «об­ работчик». для того чтобы администрация судна четко знала, кто имеет опыт рабо­ ты с орудиями лова, и ис­ пользовала бы человека по назначению. Однако это лишь полумера. Ведь если матрос не хочет работать на палубе, он сумеет обойти подобную «рогатку». Необходимо несколько по­ высить оплату труда палуб­ ной команды, «Перебежчи­ ки» исчезнут, а число ж е л а ­ ющих работать на палубе увеличится. Стало быть, и будет ИЛГУНАС: — Мне бы хотелось не­ сколько расширить геогра­ фию вопроса. Ведь если мы говорим об эффективности использования флота, то сле­ дует сказать и о подготовке судоводительского состава. Опыт приходит с сединой, а у молодых капитанов не все­ гда все получается. Вот показательный, на мой взгляд, пример. Среднетон­ нажный траулер «Гироскоп» Мурманского рыбакколхоз- союза попал в аварийную си­ туацию. Судно дало крен, трюм залило водой. И если бы капитан ходил раньше на этом судне и знал его осо­ бенности, то он поставил бы траулер кормой на ветер н тем самым предотвратил увеличение крена. А так при­ шлось срезать дорогостоя­ щий невод. Еще случай. По неопыт­ ности капитана другого сред­ нетоннажного судна — <•Лихула» Архангельского рыбакколхозсоюза была утрачена сливная часть ко­ шелькового невода. При­ шлось траулеру бежать в порт... Если бы на данных судах находились опытные настав­ ники, то этих примеров, ка:: и многих других, мне не пришлось бы приводить. У нас яге на флотах бассейна за последние годы резко со­ кратился штат капнтанов-на- ставников. Кстати’, то же са­ мое можно сказать и о дру­ гих флагманских службах. В Мурманском траловом флоте, например, группу флагманских специалистов по добыче сократили с 11 до 5 человек А ведь флог вырос, условия работы неиз­ меримо усложнились. Ду­ маю, такая «экономия» на на­ ставниках ведет к прямым и серьезным потерям в море. Тем более что многие из флагманских специалистов после «сокращения» перехо­ дят работать в управленче­ ский аппарат. На снимке: <круглого сю ла». Фото Б. Щукина. г ■ участники Идет дис- И ТАК, участники разговора за «круглым столом» вы­ сказали свои суждения по вопросам, поднятым в статье. Однако, прежде чем подвести итог обсуждения, хотелось бы, чтобы капитаны судов выразили свое мне­ ние на страницах газеты о том, как готовятся суда к вы­ ходу в море, с какими трудностями приходится им при этом сталкиваться на берегу. Хотелось бы также, чтобы о своей работе над програм­ мой по оперативному управлению флотом рассказали спе­ циалисты ЦПКТБ. В конечном итоге решение всех тех вопросов, которые обсудили участники «круглого стола» ВРПО «Севрыба» н редакции «Рыбного Мурмана», поможет улучшить рабо­ ту наших промысловых флотов, усилит эффект борьбы за максимальный выпуск пищевой продукции. Борьбы, ко­ торую изо дня в день ведут труженики моря, неся предх‘, съездовскую трудовую вахту. Вели беседу В. РЕЗНИКОВ и В. ЧИСНИКОВ. • 6 стр. '~г «РЫБНЫЙ МУРМАН» .. ..... ...................... т.. '5 декабря 1980 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz