Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.

ПРАВОФЛАНГОВЫЕ У д и в л я т ь с я н е п р и х о д и т с я 1 4 Е П Е Р В Ы Й д е ся ток лет рабо- 11 т а е т в Б аренц е вом море н аш Р Т « А л у п к а » М у р м а н с к о г о т р а л о ­ вого флота . В н а с то ящ ее время мы ходим «ч елночными » рей сами для того , ч тобы об е сп е чи т ь цехи ры б о о б р а б а ты в аю щ е г о ком б и н а т а д о с т а то ч ны м ко личе с твом п о л у ­ ф а б р и к а т а . Н а д н я х ещ е р а з по ­ бы в ал и в порту . Д о с та в и л и и з ме­ ся ч но го плавания , ко то ро е было р а з б и то н а д ва э т ап а , 110. тонн ры б н о го по л уф а бри к а т а . Э т о н а 26 т о н н больше , чем пл аниро вало сь . Н а с уд не было вы р а б о т а н о восемь т ы с я ч б а н о к нон сер во в «Печень т р е с к и н а ту р ал ьн а я » . Т р у д ным ли было н аш е п л а в а ­ ние? О т в е т и т ь н а э т о т вопрос о д н о зн а ч н о не могу . Р ы б а в р а й о ­ н а х п р о м ы с л а была , и с у т о ч ны е з ад ани я мы вы п о л н ял и к а к по до- Сыче, т а к и по вы р аб о т к е п о л у ­ ф а б р и к а т а . Бе спок оил о тол ь к о море. Ч е ты р е р а з а в н е з ап н о н а ­ л е т а вш и е ш т о р м ы за с т а в л ял и к а ­ п и т а н а Н и к о л а я Б о р и с о в и ч а Ч а - ш и н а р а з в о р а ч и в а т ь судно «но ­ сом н а волну» и п р е к р ащ а т ь лов. И э т о в т о время, ко гда в зим ни й период к аж ды е п о те р ян ны е п р о ­ мы сл о вы е с у т к и целой неделе по ­ добны : т а к тяж ело н а в е р с т а т ь уп ущ е н н о е . З а сч е т чего н ам уд ал о с ь пере ­ вы п о л н и т ь рейсовое задание, если мы че тверо с у т о к по тер яли из-за ш т о р м о в о й по годы ? В п е р в ую очередь, непредвиден, ные т р уд н о с ти преодолели бла го ­ даря х о р ош е м у т е х н и ч е с к ом у со ­ с т о я н и ю тр а ул ер а . С т а р ш и й м еха ­ н и к М и х а и л А л е к с а н д р о в и ч Ки ­ риллов и с т а рш и й м а ш и ­ н и с т М и х а и л М и х а й л о в и ч Ж у к о в в п р ош л ом году водили «А л у п к у » н а рем он т в А р х а н ге л ь с к . Они же п ри ним ал и а к ти в н о е у ч а с т и е в ремонте м е х ани зм о в и, конечно же. п о с т а р а л и с ь сделать все воз­ можное, ч тобы он был выполнен с вы со ким каче ством . Надежно р а б о т аю т в морс гл а вн а я м аш и н а и тр а л о в а я лебедка, а это ѵж е хо­ рош а я пред по сы л к а к победе. А с ам у победу т в о р и л и люди м о с ти к а и палубы . На мдей вахте м астером по добы че ры б ы был Вл адим ир Тимоф еевич Логинов . Что м ож н о о нем с к а з а т ь ? По -м о ­ ему, будет д о с т а то чн о и этого: в т р а л о вы й ф л о т п р иш е л до моего рождения , а р аб о т а ть нам дове ­ лось вместе. И мы неплохо р аб о ­ тали. п о том у что в з аим о п он им ан и е было полным . Х о р о ш о п о тр уди л ся в рейсе м а т ­ рос перво го к л а с с а А л е к с анд р Леонидович Бондаренко . Н аш и м тр а ул ер ам вообще на м а тр о со в не везет. П р и х о д я т н о ви чки , п од тя ги ­ в а еш ь и х до перво го или втор о го класса , и н а с т у п а е т время р а с с т а ­ вания . п о том у что о ни переходя т н а БМ Р Т . Б онд а рен ко сумел з а ­ к р е п и т ь с я на «Ал уп ке» . н а него р а в н я л и с ь д р у ги е м атросы . В е сь ры б ны й п о л уф а б р и к а т мы сдали ры б о к о м б и н а т у с п о к а з а т е ­ лем с о р тн о с ти вы ш е планово го . В этом уж е п р ям а я з а с л у г а ры бм а - стера Сер гея М ои сеевич а К у з ьм и н - чова, тр еб о в а тел ьн о го и з н ающ е го свое дело специ али с та . В н ач але года мы п о с тар ал и с ь сделать уж е в п е р вы х рей са х з а ­ дел. Э т о нам во многом помогало, еселяло у в е р е н н о с т ь в у с п е х п р о ­ м ы сл о вой работы . И ко гда мы го ­ ворим. ч то зад ани е года по выло- в у ры бы и з а го то в к е п о л уф а б р и ­ к а т а для ры б о к о м б и н а т а у нас было вы п ол н е н о еще 14 апреля , э т о м у мало к то удивляе тся , тем более ч то мы ходили в море под ком анд ов ани ем о пы т н о г о и з а ­ к р е п л е нн о го з а « А л у п к о й » к а п и т а ­ на А н а т о л и я Ф и л и п п о в и ч а Красов- ского. В. Г А Ф А Р О В , с т а р ш и й п ом ощ ­ н и к к ап и та н а . М НЕ вспомнился эпизод, имевший место не­ сколько лет назад. Плавбаза после удачного рейса возвра­ щалась в порт. На переходе состоялось общее собрание экипажа. Разговор шел в основном о предстоящих бе­ реговых делах. Понятно, рейс позади, по­ работали неплохо. Ну, а ес­ ли что и было не так, то теперь все уже в прошлом. Поэтому даже в выступ­ лениях капитан-директора, первого помощника, предсе­ дателя судового комитета критические высказывания по поводу всяческих накла­ док и неувязок в рейсе, как говорится, отдавали благоду­ шием. И вдруг — резкий вопрос. Его задал капитану один из сменных технологов: — У службы рыбообра­ ботки есть претензии. Мы много потеряліі на том, что простаивали из-за поломок, остановки технологического оборудования по вине меха­ ников и слесарей. По каж­ дому факту я подавал вам рапорт... Какие меры будут приняты по рапортам? В салоне стало тихо. Во­ прос многим показался не к месту.' Какое-то время мол­ чал и капитан. Потом отве­ тил так: — А какие могут быть меры? Порвать рапорта и выбросить. Затем он еще добавил не­ сколько фраз в том смысле, что кулаками после драки не машут, что возникавшие производственные конфлик­ ты нужно было решать в ра­ бочем порядке и что писать «кляузные бумажки» — от этого пользы делу не будет. Вроде бы все разумно, и многие уже глядели на «кля­ узника», не скрывая непри­ язни. Эпизод этот всплыл у ме­ ня в памяти во время бесе­ ды с помощником капитана по производству ‘ плавбазы «Даурия» А. Н. Бородковым и главным технологом Р. Р. Бабаевым. Они рассказывали о произ­ водственных успехах своего экипажа, называли админи­ стративные и общественные рычаги, с помощью которых, собственно, и достигнуты высокие экономические по­ казатели. И мне стало по­ нятно: теперь тот сменный технолог, о котором я гово­ рил вначале, уже не попал бы в неловкое положение со своим принципиальным во­ просом — настолько измени­ лось за несколько лет поло­ жение дел на судах. И формы общественной активности, и механизм' де­ лопроизводства усовершенст­ вовались настолько, что ви­ новники даже самых незна­ чительных производствен­ ных упущений не уйдут от ответственности за свою ха­ латность, а будут после рей­ са в большей или меньшей степени наказаны. И по­ скольку все знают, что на­ казание неотвратимо, то и к работе относятся с боль­ шей ответственностью. Чем объяснить все эти сдвиги? Внедрением в 1979 году комплексной системы управления качеством про­ дукции (КСУКП ) — так считают работники «Севрыб- холодфлота». И дело, конеч­ но, не просто в разработке и внедрении стандартов предприятия на все основ­ ные виды продукции, в ре­ гламентации производимых всеми исполнителями работ. Ведь в принципе ГОСТы, нормативы, стандарты и т. п. для любой категории работ­ ников существовали и рань­ ше. Но как заставить испол­ нителей неукоснительно соб- технологичеекое ооорудоЕа- ние и. механизмы, -соблюда­ ется ли правильный режим заморозки, хранения моро. .женой продукции и пресер­ вов в трюмах. «Главное : управление ка­ чеством» — так недаром прозвали на плавбазе произ­ водственный совет судна, на котором оперативно, в при­ сутствии всех начальников служб разбираются причины простоев и неполадок. И сменному технологу те­ перь нет необходимости пи­ сать рапорта на имя капита­ на. Достаточно сделать за­ пись в журнал сменных технологов, а это уже такой .документ/ на основании ко- КСУКП—в действии И Н Т Е Р Е С Ы С О В П А Д А Ю Т людать их? С помощью ка­ кого инструмента, системы мероприятий направить -уси­ лия всех участников трудо­ вого процесса на конечный результат — выработку про­ дукции высокого качества? Эта проблема стояла всегда. Утверждать, что сейчас она решена окончательно, еще нельзя. Но бесспорно одно: выпуску высококачест­ венной продукции в «Сев- рыбхолодфлоте» придается первостепенное значение. А как это делается, можно ви­ деть на примере той же «Даурни». Такая деталь: перед рей­ сом с командирами произ­ водственной службы плаву­ чего предприятия (а именно они в первую очередь отве­ чают за качество конечного продукта) при учебно-кур­ совом комбинате, ВРПО «Севрыба» были проведены 8-часовые занятия. Разговор на них шел о качестве, о не­ обходимости соблюдения стандартов предприятия. Казалось бы, чему еще можно научить людей с до­ статочным практическим опытом? А вот, оказывается, они сами признают — заня­ тия для них были вовсе не лишними. Так же. как не лишней была и техническая учеба на самом судне уже в рейсе — два раза в месяц находили возможность прово­ дить ее. ПНЕДРЕНИЕ КСУКП вызвало к жизни и та­ кую форму массовой актив­ ности, как регулярное про­ ведение Дней качества. На судне специальная комиссия по их проведению создана. И возглавляет комиссию ру­ ководитель коллектива — капитан-директор А. Ф. Ле­ ванов. Члены комиссии вни­ кают во все: как работают торого виновник простоя не- . пременно будет наказан. К слову, технологическое оборудование на «Даурии» всегда в исправности. Здесь механики и слесари освобож­ дены от подвахт при усло­ вии, чтобы все в их хозяй­ стве работало «без сучка и задоринки». Чувствуя ответ­ ственность, люди все-таки выходят на подвахту — на своп рабочие места: занима­ ются профилактикой, лиш­ ний раз проверяют узлы и механизмы. Оперативный контроль за качеством труда исполните­ лей (а следовательно, за ка­ чеством конечного продукта) осуществляется так. В каж­ дой службе есть специаль­ ный журнал оценки качест­ ва труда, который ежеднев­ но заполняет начальник службы. Право оценки каче­ ства труда самих начальни­ ков служб предоставлено ка­ питан-директору. Таким об­ разом, журналы по сути являются финансовыми до­ кументами, поскольку без учета записи в них рейсо­ вый заработок членам эки­ пажа не начисляется. Жур­ налы должны быть представ­ лены в управление флота на второіі день по прибытии судна в порт. ...Старший инженер произ­ водственного отдела, она же руководитель группы КСУКП. Г. Д.; Лютова пока­ зывает образцы- журналов, рассказывает: — В борьбе за качество не бывает и не может быть мелочей, поэтому в журна­ лах фиксируется буквально все — любые отступления от стандартов, норм и пра­ вил. Например, в службе рыбообработки — это и не­ качественная сортировка сырья по породам и по весу, опоздание на вахту, порча рыоопродукцин по небреж­ ности. простой морозильных камер, технологического обо­ рудования. нарушение пра­ вил санитарии и т. д. Требо­ вания КСУКП обязательны и^ для' рядового, и тем более для командного состава. В этом году за слабый конт. роль качества продукции снижены рейсовые премии комсоставу плавбаз «Про­ фессор Баранов», «Севры­ ба». Списки депремирован- ных членов экипажей, безу­ словно. согласовываются с юристом предприятия, базо­ вым комитетом, отделом труда и уж потом поступа­ ют в бухгалтерию! РЕГЛАМ ЕНТАЦИЯ всех * организационных, тех­ нических и экономических мероприятий посредством стандартов предприятия, разработанных в полном со­ ответствии с действующими государственными стандар­ тами, началась в «Севрыбхо- лодфлоте» в 1977 году. Те­ перь лее, спустя более двух лет, внедрение количествен­ ной оценки качества труда дает возможность оператив­ но учитывать, контролиро­ вать и анализировать дея­ тельность каждого подразде­ ления флота, более объек­ тивно подводить итоги соци­ алистического соревнования между коллективами. И другое. Раньше о каче­ стве готовой продукции уз­ навали с «помоіцыо» потре­ бителя (поступят пли не по­ ступят рекламации) и ОТК флота, т. е. после заверше­ ния всего производственного цикла. Теперь же. получив полные данные от непосред­ ственного изготовителя про­ дукции, с помощью системы «Оперативное управление» появилась возможность предотвратить поступление недоброкачественной продук­ ции потребителю и тем са­ мым снизить число поступа­ ющих рекламаций. А то. что количество их снижается год от года, на­ чиная с 1975-го (в этом году на •флоте была внедрена си­ стема бездефектного труда, ставшая основным элементом КСУКП), говорят цифры. В 1975 году флотом было оп­ лачено претензий потребите­ ля на сумму 488 тыс. руб­ лей, в 1976 — 213 тысяч рублей, в 1977 — 203 ты­ сячи рублей, в 1978 — 189 тысяч рублей, в 1979 — 183 тысячи рублей. А за первую половину 1980 года оплаче­ но претензий на сумму 27,7 тысячи рублей против 53,8 в первом полугодии 1979 года. Внедрение и усовершенст­ вование комплексной систе­ мы управления качеством продукции — это процесс все более гармоничного со­ четания интересов трех сторон, без которых немысли­ мо любое производство: лич­ ный интерес работника, го­ сударственный интерес й ин­ терес данного предприятия. А. ГРИГОРЬЕВ. валась с двенадцатью спе­ циалистами из разных орга­ низаций. В период разработ­ ки текст «Временной техно­ логической инструкции по зачистке емкостей из-под рыбьего жира и граксы» подвергался* неоднократным изменениям и дополнениям, учитывались все существен­ ные замечания. Наконец, 26 июля 1979 го­ да технология была разрабо­ тана, и по порту вышел при­ каз «О создании службы по зачистке жировых емкос­ тей». В чем же ее суть? Преж­ де моряки, прямо скажем, выполняли эту работу как бог на душу положит, зачас­ тую не соблюдая элементар­ ных требований техники бе­ зопасности. Теперь же все обстоит иначе. Танки перво­ начально тщательно пропа­ риваются, судовые насосы откачивают оставшиеся жи­ ровые воды, которые, кста­ ти сказать, сдаются на муко­ мольный завод. Затем танки принудительно вентилируют­ ся, и только после этого бригадир спускается в про­ тивогазе в танк с целью предварительного его осмот­ ра, определения условий для работы. Наконец, в люк спу­ скаются остальные члены бригады.- И еще одна нема­ ловажная деталь: в порту со­ здан штат лаборантов, кото­ рые обязаны регулярно брать пробы воздуха в тан­ ках. Цель оправдала средства. А целью разработки этой технологии и создания такой службы является повышение качества доставляемого в порт медицинского рыбьего жира и освобождение моря­ ков промысловых флотов от тяжелой работы. Службу возглавил .комму­ нист Петр Миронович Жер- децкий. Через год мы уже подвели первые итоги. По заключению специа­ листов Мурманского рыбо­ комбината, претензии к ка­ честву жира и жалобы на плохое состояние жировых цистерн прекратились. За пе­ риод работы службы зачи­ щены танки на 266 судах, из них 85 процентов с оценкой «хорошо», 15 процентов — с оценкой «удовлетворитель­ но». Последние 2 месяца за­ чистка производилась только с оценкой «хорошо». За все время работы этой группы со стороны флотов не было ни одной претензии. Таким образом, порт взял на .себя еще одну обязан­ ность по обслуживанию су­ дов промыслового и транс­ портного флотов. Безуслов­ но, еще много надо сделать для облегчения работы слу­ жбы по зачистке жировых танков. В первую очередь промысловикам необходимо качественнее производить пропарку танков, лучше от­ качивать жировые остатки. Порт также просит флота своевременно подавать заяв­ ки на зачистку жировых ем­ костей для улучшения пла­ нирования этих работ. Г. САФОНОВ, главный технолог рыбного порта. 26 декабря 1980 г, «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 7 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz