Рыбный Мурман. 1980 г. Декабрь.
ПРАВОФЛАНГОВЫЕ У д и в л я т ь с я н е п р и х о д и т с я 1 4 Е П Е Р В Ы Й д е ся ток лет рабо- 11 т а е т в Б аренц е вом море н аш Р Т « А л у п к а » М у р м а н с к о г о т р а л о вого флота . В н а с то ящ ее время мы ходим «ч елночными » рей сами для того , ч тобы об е сп е чи т ь цехи ры б о о б р а б а ты в аю щ е г о ком б и н а т а д о с т а то ч ны м ко личе с твом п о л у ф а б р и к а т а . Н а д н я х ещ е р а з по бы в ал и в порту . Д о с та в и л и и з ме ся ч но го плавания , ко то ро е было р а з б и то н а д ва э т ап а , 110. тонн ры б н о го по л уф а бри к а т а . Э т о н а 26 т о н н больше , чем пл аниро вало сь . Н а с уд не было вы р а б о т а н о восемь т ы с я ч б а н о к нон сер во в «Печень т р е с к и н а ту р ал ьн а я » . Т р у д ным ли было н аш е п л а в а ние? О т в е т и т ь н а э т о т вопрос о д н о зн а ч н о не могу . Р ы б а в р а й о н а х п р о м ы с л а была , и с у т о ч ны е з ад ани я мы вы п о л н ял и к а к по до- Сыче, т а к и по вы р аб о т к е п о л у ф а б р и к а т а . Бе спок оил о тол ь к о море. Ч е ты р е р а з а в н е з ап н о н а л е т а вш и е ш т о р м ы за с т а в л ял и к а п и т а н а Н и к о л а я Б о р и с о в и ч а Ч а - ш и н а р а з в о р а ч и в а т ь судно «но сом н а волну» и п р е к р ащ а т ь лов. И э т о в т о время, ко гда в зим ни й период к аж ды е п о те р ян ны е п р о мы сл о вы е с у т к и целой неделе по добны : т а к тяж ело н а в е р с т а т ь уп ущ е н н о е . З а сч е т чего н ам уд ал о с ь пере вы п о л н и т ь рейсовое задание, если мы че тверо с у т о к по тер яли из-за ш т о р м о в о й по годы ? В п е р в ую очередь, непредвиден, ные т р уд н о с ти преодолели бла го даря х о р ош е м у т е х н и ч е с к ом у со с т о я н и ю тр а ул ер а . С т а р ш и й м еха н и к М и х а и л А л е к с а н д р о в и ч Ки риллов и с т а рш и й м а ш и н и с т М и х а и л М и х а й л о в и ч Ж у к о в в п р ош л ом году водили «А л у п к у » н а рем он т в А р х а н ге л ь с к . Они же п ри ним ал и а к ти в н о е у ч а с т и е в ремонте м е х ани зм о в и, конечно же. п о с т а р а л и с ь сделать все воз можное, ч тобы он был выполнен с вы со ким каче ством . Надежно р а б о т аю т в морс гл а вн а я м аш и н а и тр а л о в а я лебедка, а это ѵж е хо рош а я пред по сы л к а к победе. А с ам у победу т в о р и л и люди м о с ти к а и палубы . На мдей вахте м астером по добы че ры б ы был Вл адим ир Тимоф еевич Логинов . Что м ож н о о нем с к а з а т ь ? По -м о ему, будет д о с т а то чн о и этого: в т р а л о вы й ф л о т п р иш е л до моего рождения , а р аб о т а ть нам дове лось вместе. И мы неплохо р аб о тали. п о том у что в з аим о п он им ан и е было полным . Х о р о ш о п о тр уди л ся в рейсе м а т рос перво го к л а с с а А л е к с анд р Леонидович Бондаренко . Н аш и м тр а ул ер ам вообще на м а тр о со в не везет. П р и х о д я т н о ви чки , п од тя ги в а еш ь и х до перво го или втор о го класса , и н а с т у п а е т время р а с с т а вания . п о том у что о ни переходя т н а БМ Р Т . Б онд а рен ко сумел з а к р е п и т ь с я на «Ал уп ке» . н а него р а в н я л и с ь д р у ги е м атросы . В е сь ры б ны й п о л уф а б р и к а т мы сдали ры б о к о м б и н а т у с п о к а з а т е лем с о р тн о с ти вы ш е планово го . В этом уж е п р ям а я з а с л у г а ры бм а - стера Сер гея М ои сеевич а К у з ьм и н - чова, тр еб о в а тел ьн о го и з н ающ е го свое дело специ али с та . В н ач але года мы п о с тар ал и с ь сделать уж е в п е р вы х рей са х з а дел. Э т о нам во многом помогало, еселяло у в е р е н н о с т ь в у с п е х п р о м ы сл о вой работы . И ко гда мы го ворим. ч то зад ани е года по выло- в у ры бы и з а го то в к е п о л уф а б р и к а т а для ры б о к о м б и н а т а у нас было вы п ол н е н о еще 14 апреля , э т о м у мало к то удивляе тся , тем более ч то мы ходили в море под ком анд ов ани ем о пы т н о г о и з а к р е п л е нн о го з а « А л у п к о й » к а п и т а на А н а т о л и я Ф и л и п п о в и ч а Красов- ского. В. Г А Ф А Р О В , с т а р ш и й п ом ощ н и к к ап и та н а . М НЕ вспомнился эпизод, имевший место не сколько лет назад. Плавбаза после удачного рейса возвра щалась в порт. На переходе состоялось общее собрание экипажа. Разговор шел в основном о предстоящих бе реговых делах. Понятно, рейс позади, по работали неплохо. Ну, а ес ли что и было не так, то теперь все уже в прошлом. Поэтому даже в выступ лениях капитан-директора, первого помощника, предсе дателя судового комитета критические высказывания по поводу всяческих накла док и неувязок в рейсе, как говорится, отдавали благоду шием. И вдруг — резкий вопрос. Его задал капитану один из сменных технологов: — У службы рыбообра ботки есть претензии. Мы много потеряліі на том, что простаивали из-за поломок, остановки технологического оборудования по вине меха ников и слесарей. По каж дому факту я подавал вам рапорт... Какие меры будут приняты по рапортам? В салоне стало тихо. Во прос многим показался не к месту.' Какое-то время мол чал и капитан. Потом отве тил так: — А какие могут быть меры? Порвать рапорта и выбросить. Затем он еще добавил не сколько фраз в том смысле, что кулаками после драки не машут, что возникавшие производственные конфлик ты нужно было решать в ра бочем порядке и что писать «кляузные бумажки» — от этого пользы делу не будет. Вроде бы все разумно, и многие уже глядели на «кля узника», не скрывая непри язни. Эпизод этот всплыл у ме ня в памяти во время бесе ды с помощником капитана по производству ‘ плавбазы «Даурия» А. Н. Бородковым и главным технологом Р. Р. Бабаевым. Они рассказывали о произ водственных успехах своего экипажа, называли админи стративные и общественные рычаги, с помощью которых, собственно, и достигнуты высокие экономические по казатели. И мне стало по нятно: теперь тот сменный технолог, о котором я гово рил вначале, уже не попал бы в неловкое положение со своим принципиальным во просом — настолько измени лось за несколько лет поло жение дел на судах. И формы общественной активности, и механизм' де лопроизводства усовершенст вовались настолько, что ви новники даже самых незна чительных производствен ных упущений не уйдут от ответственности за свою ха латность, а будут после рей са в большей или меньшей степени наказаны. И по скольку все знают, что на казание неотвратимо, то и к работе относятся с боль шей ответственностью. Чем объяснить все эти сдвиги? Внедрением в 1979 году комплексной системы управления качеством про дукции (КСУКП ) — так считают работники «Севрыб- холодфлота». И дело, конеч но, не просто в разработке и внедрении стандартов предприятия на все основ ные виды продукции, в ре гламентации производимых всеми исполнителями работ. Ведь в принципе ГОСТы, нормативы, стандарты и т. п. для любой категории работ ников существовали и рань ше. Но как заставить испол нителей неукоснительно соб- технологичеекое ооорудоЕа- ние и. механизмы, -соблюда ется ли правильный режим заморозки, хранения моро. .женой продукции и пресер вов в трюмах. «Главное : управление ка чеством» — так недаром прозвали на плавбазе произ водственный совет судна, на котором оперативно, в при сутствии всех начальников служб разбираются причины простоев и неполадок. И сменному технологу те перь нет необходимости пи сать рапорта на имя капита на. Достаточно сделать за пись в журнал сменных технологов, а это уже такой .документ/ на основании ко- КСУКП—в действии И Н Т Е Р Е С Ы С О В П А Д А Ю Т людать их? С помощью ка кого инструмента, системы мероприятий направить -уси лия всех участников трудо вого процесса на конечный результат — выработку про дукции высокого качества? Эта проблема стояла всегда. Утверждать, что сейчас она решена окончательно, еще нельзя. Но бесспорно одно: выпуску высококачест венной продукции в «Сев- рыбхолодфлоте» придается первостепенное значение. А как это делается, можно ви деть на примере той же «Даурни». Такая деталь: перед рей сом с командирами произ водственной службы плаву чего предприятия (а именно они в первую очередь отве чают за качество конечного продукта) при учебно-кур совом комбинате, ВРПО «Севрыба» были проведены 8-часовые занятия. Разговор на них шел о качестве, о не обходимости соблюдения стандартов предприятия. Казалось бы, чему еще можно научить людей с до статочным практическим опытом? А вот, оказывается, они сами признают — заня тия для них были вовсе не лишними. Так же. как не лишней была и техническая учеба на самом судне уже в рейсе — два раза в месяц находили возможность прово дить ее. ПНЕДРЕНИЕ КСУКП вызвало к жизни и та кую форму массовой актив ности, как регулярное про ведение Дней качества. На судне специальная комиссия по их проведению создана. И возглавляет комиссию ру ководитель коллектива — капитан-директор А. Ф. Ле ванов. Члены комиссии вни кают во все: как работают торого виновник простоя не- . пременно будет наказан. К слову, технологическое оборудование на «Даурии» всегда в исправности. Здесь механики и слесари освобож дены от подвахт при усло вии, чтобы все в их хозяй стве работало «без сучка и задоринки». Чувствуя ответ ственность, люди все-таки выходят на подвахту — на своп рабочие места: занима ются профилактикой, лиш ний раз проверяют узлы и механизмы. Оперативный контроль за качеством труда исполните лей (а следовательно, за ка чеством конечного продукта) осуществляется так. В каж дой службе есть специаль ный журнал оценки качест ва труда, который ежеднев но заполняет начальник службы. Право оценки каче ства труда самих начальни ков служб предоставлено ка питан-директору. Таким об разом, журналы по сути являются финансовыми до кументами, поскольку без учета записи в них рейсо вый заработок членам эки пажа не начисляется. Жур налы должны быть представ лены в управление флота на второіі день по прибытии судна в порт. ...Старший инженер произ водственного отдела, она же руководитель группы КСУКП. Г. Д.; Лютова пока зывает образцы- журналов, рассказывает: — В борьбе за качество не бывает и не может быть мелочей, поэтому в журна лах фиксируется буквально все — любые отступления от стандартов, норм и пра вил. Например, в службе рыбообработки — это и не качественная сортировка сырья по породам и по весу, опоздание на вахту, порча рыоопродукцин по небреж ности. простой морозильных камер, технологического обо рудования. нарушение пра вил санитарии и т. д. Требо вания КСУКП обязательны и^ для' рядового, и тем более для командного состава. В этом году за слабый конт. роль качества продукции снижены рейсовые премии комсоставу плавбаз «Про фессор Баранов», «Севры ба». Списки депремирован- ных членов экипажей, безу словно. согласовываются с юристом предприятия, базо вым комитетом, отделом труда и уж потом поступа ют в бухгалтерию! РЕГЛАМ ЕНТАЦИЯ всех * организационных, тех нических и экономических мероприятий посредством стандартов предприятия, разработанных в полном со ответствии с действующими государственными стандар тами, началась в «Севрыбхо- лодфлоте» в 1977 году. Те перь лее, спустя более двух лет, внедрение количествен ной оценки качества труда дает возможность оператив но учитывать, контролиро вать и анализировать дея тельность каждого подразде ления флота, более объек тивно подводить итоги соци алистического соревнования между коллективами. И другое. Раньше о каче стве готовой продукции уз навали с «помоіцыо» потре бителя (поступят пли не по ступят рекламации) и ОТК флота, т. е. после заверше ния всего производственного цикла. Теперь же. получив полные данные от непосред ственного изготовителя про дукции, с помощью системы «Оперативное управление» появилась возможность предотвратить поступление недоброкачественной продук ции потребителю и тем са мым снизить число поступа ющих рекламаций. А то. что количество их снижается год от года, на чиная с 1975-го (в этом году на •флоте была внедрена си стема бездефектного труда, ставшая основным элементом КСУКП), говорят цифры. В 1975 году флотом было оп лачено претензий потребите ля на сумму 488 тыс. руб лей, в 1976 — 213 тысяч рублей, в 1977 — 203 ты сячи рублей, в 1978 — 189 тысяч рублей, в 1979 — 183 тысячи рублей. А за первую половину 1980 года оплаче но претензий на сумму 27,7 тысячи рублей против 53,8 в первом полугодии 1979 года. Внедрение и усовершенст вование комплексной систе мы управления качеством продукции — это процесс все более гармоничного со четания интересов трех сторон, без которых немысли мо любое производство: лич ный интерес работника, го сударственный интерес й ин терес данного предприятия. А. ГРИГОРЬЕВ. валась с двенадцатью спе циалистами из разных орга низаций. В период разработ ки текст «Временной техно логической инструкции по зачистке емкостей из-под рыбьего жира и граксы» подвергался* неоднократным изменениям и дополнениям, учитывались все существен ные замечания. Наконец, 26 июля 1979 го да технология была разрабо тана, и по порту вышел при каз «О создании службы по зачистке жировых емкос тей». В чем же ее суть? Преж де моряки, прямо скажем, выполняли эту работу как бог на душу положит, зачас тую не соблюдая элементар ных требований техники бе зопасности. Теперь же все обстоит иначе. Танки перво начально тщательно пропа риваются, судовые насосы откачивают оставшиеся жи ровые воды, которые, кста ти сказать, сдаются на муко мольный завод. Затем танки принудительно вентилируют ся, и только после этого бригадир спускается в про тивогазе в танк с целью предварительного его осмот ра, определения условий для работы. Наконец, в люк спу скаются остальные члены бригады.- И еще одна нема ловажная деталь: в порту со здан штат лаборантов, кото рые обязаны регулярно брать пробы воздуха в тан ках. Цель оправдала средства. А целью разработки этой технологии и создания такой службы является повышение качества доставляемого в порт медицинского рыбьего жира и освобождение моря ков промысловых флотов от тяжелой работы. Службу возглавил .комму нист Петр Миронович Жер- децкий. Через год мы уже подвели первые итоги. По заключению специа листов Мурманского рыбо комбината, претензии к ка честву жира и жалобы на плохое состояние жировых цистерн прекратились. За пе риод работы службы зачи щены танки на 266 судах, из них 85 процентов с оценкой «хорошо», 15 процентов — с оценкой «удовлетворитель но». Последние 2 месяца за чистка производилась только с оценкой «хорошо». За все время работы этой группы со стороны флотов не было ни одной претензии. Таким образом, порт взял на .себя еще одну обязан ность по обслуживанию су дов промыслового и транс портного флотов. Безуслов но, еще много надо сделать для облегчения работы слу жбы по зачистке жировых танков. В первую очередь промысловикам необходимо качественнее производить пропарку танков, лучше от качивать жировые остатки. Порт также просит флота своевременно подавать заяв ки на зачистку жировых ем костей для улучшения пла нирования этих работ. Г. САФОНОВ, главный технолог рыбного порта. 26 декабря 1980 г, «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 7 стр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz